Проект «Речевой ручеёк» по развитию связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам. Проект по развитию связной речи в группе ОНР на тему «Как я отдыхал летом Короткое название проекта по развитию связной речи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения. Апет Оксаны Чеславовны Воспитателя высшей квалификационной категории ГУО «Ясли – сад 91 г. Гродно»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи.


Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления.


Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д. Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д.


Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность. Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность.


Цель проекта: Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности. Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности.


Содержание проекта. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.ОРГАНИЗАЦИ- ОНЫЙ ЭТАП (август-сентябрь 2010г.) -Подобрать, изучить и создать научно- методическое обеспечение по проблеме. -Разработать теоретическую модель организации новых форм обучения детей. -Анализ, изучение, систематизация методической литературы. -Тестирование педагогов на степень осведомленности по проблеме.


Разработать структуру предметно- развивающей среды по видам изодеятельности. -Организация оснащения творческого центра средствами изодеятельности. -Создание и пополнение коллекции моделей- заместителей, графических изображений, коллажей. -Заинтересовать родителей в процессе обучения детей связной речи. -Творческая презентация проекта. -Проведение анкетирования родителей по проблеме.


Создать материально- технических, морально- психологических и эстетических условия для успешного взаимодействия участников проекта. - Организация и проведение тренингов и консультаций по проблеме. 2. РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь апрель 2011г.) -Внедрить алгоритмы обучения всем видам связного высказывания. -Обобщить и систематизировать информацию по использованию видов моделирования в системе обучения связной речи. -Дидактические тренинги. -Клуб новых встреч. -Создание альбомов, демонстрирующих основные техники нетрадиционных видов изодеятельности.


Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. -Консультации с целью создания библиотеки книжек-малышек с творческими рассказами. -Выставки детских работ. 3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (май 2011) -Выявить уровень эффективности внедрения образовательной модели. -Методы педагогической диагностики. -Создать детскую творческую студию «Искусство говорить». -Распространить опыт среди педагогов. -Мастер-класс. -Выпуск сборника творческих рассказов «Красочная речь». -Совместные конкурсы родителей и детей.


Алгоритм обучения рассказыванию посредством моделирования сказки. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно.





Алгоритм обучения составлению описательных рассказов. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Составление описательного рассказа. Составление описательного рассказа. Рефлексия. Рефлексия.


Алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок. Предоставление макета на определенную тему. Предоставление макета на определенную тему. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Рефлексия. Рефлексия.



Алгоритм обучения детей творческому рассказыванию. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Рефлексия. Рефлексия.

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.

Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

Социальный проект

воспитатель:

Смирнова Алёна Алексеевна

г.о.г. Шахунья 2018 г.

1. Информационная карта.

Наименование проекта

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Смирнова Алёна Алексеевна воспитатель МАДОУ д/с «Звёздочка»

соответствие занимаемой должности

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Опыт работы показывает , что у детей наблюдается односложная речь, состоящая только из простых предложений, неумение построить грамматически правильное распространенное предложение, маленький словарный запас, отсутствие логики выводов и утверждений, неумение строить диалог на предложенную тему в сюжетном или описательном рассказе, неспособность пересказать историю своими словами. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников , как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники . Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации. Данный проект научит детей устанавливать причинно-следственные связи с опорой на образы памяти, делать выводы.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Цели и задачи проекта

Проект направлен на повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники . В процессе реализации проекта решаются задачи развития мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Краткая аннотация содержания проекта

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию сказок, заучиванию стихотворений, отгадыванию загадок и проговариванию скороговорок.

Основной этап включает описание совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. На заключительном этапе предусматривается демонстрация достижений детей через показ театрального представления «Мешок яблок» и выставка детско – родительских работ.

Сроки выполнения проекта

Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

  • компьютер, проектор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.;
  • наглядно-методические пособия;
  • методическая литература;
  • оплата труда штатных сотрудников;

2. Актуальность и важность данной проблемы.

Название проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Обоснование актуальности проекта.

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются
следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в
предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Развитие связной речи у деей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Цель проекта - Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи проекта

Образовательные:
- Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.

Развивающие:
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли с помощью мнемотехники; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Срок реализации проекта – среднесрочный (сентябрь - ноябрь)

3.Сбор и анализ информации по избранной теме.

  • анкетирование родителей на тему: «Хорошо ли говорит ваш ребенок?»;
  • изучение опыта работы педагогов детских садов России по проблеме проекта;
  1. Реализация плана действий проекта.

Подготовительный этап (мотивационный)

Сроки выполнения

Формы работы

Задачи

2 недели

Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

Вызвать интерес детей к теме.

Развивать умение участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила общения.

Выяснить уровень знаний детей по проблеме.

Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания.

Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в

придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Основной этап (деятельностный) (7 недель)

Непосредственно организованная деятельность

разных видов детской деятельности.

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная

деятельность детей в условиях

развивающей среды

Взаимодействие с родителями

1. НОД «Лисичка со скалочкой» см.приложение

2. Рисование мнемотаблиц на тему: «Как прошли мои выходные».

3. Пересказ и драматизация сказки «Лиса и рак» с опорой на мнемотаблицу.

1.Отгадывание загадок по мнемотаблицам.

2.Заучивание стихов и скороговорок с помощью мнемосхем и мнемотаблиц.

3. Составление описательных рассказов об игрушках с опорой на готовую мнемотаблицу.

4. Показ настольного театра по сказке «Два жадных медвежонка» по мнемотаблице.

5. Подготовка к театрализации по по сказке Сутеева «Мешок яблок». Разучивание ролей по мнемотаблице

6. Создание книжки – малышки «Домашние животные» с использованием детско-родительских работ и составлением описательных рассказов детей по мнемотаблицам.

7. Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю?»

8.Работа по мнемотаблицам «Осень», «Расскажи о грибах», «Ожидая зиму», «Зима», «Весна», «Весенние изменения».

1.Дидактические игры «Копилка слов», «Волшебники», «Нарисуй слово», «Придумай сказку по коллажу»

3. Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

4. Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный театр).

5.Рассматривание иллюстраций сказок в различных книгах

6. Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

7. Расказывание сказок по готовым схемам «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Три медведя».

8. Использование алгоритмов в повседневной деятельности.

1. Изготовление схем – алгоритмов, картотек мнемотаблиц для обучения пересказу сказок, отгадывания загадок, разучиванию стихотворений.

Заключительный (творческий) (3 недели)

  • Театрализованное представление «Мешок яблок »
  • Оформление выставок детско-родительских работ - Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»
  • Презентация для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» см. приложение.
  • Участие в муниципальном конкурсе ДОО «Калейдоскоп методических идей»

Работа велась не только с использованием мнемотехники, но и предполагала активность детей во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательной, музыкально-художественной. Вначале составление мнемотаблиц проходили в совместной деятельности со взрослыми и со сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми.

Словесные

Практические

Наглядные

Чтение сказок, фольклора;
Беседы по прочитанному.

Игры-драматизации;
Дидактические – игры;

Разыгрывание этюдов;
Заучивание пословиц и поговорок.
Заучивание стихотворений.

Пересказывание сказок.

Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов.
Оформление выставок.
Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный, магнитный.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, я использовала элементы мнемотехники во всех видах организованной деятельности детей: в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в совместной, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Дети с удовольствием работали с опорными схемами, алгоритмами. После заучивания отрывков стихотворений, сказок дети с опорой на схемы разыгрывали разные сюжеты, используя для этого театральные атрибуты.

В играх шло развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Интеграционный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки.

  1. Ожидаемые результаты проекта.

Результативность относительно детей

Результативность относительно родителей

Результативность относительно педагогов

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

5.Формирование артикуляционного праксиса

6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).

1.Потребность в сотрудничестве с ДОО

2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания

3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи

4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми

5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства

2.Овладение проектной деятельностью .

3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 5»

Волоколамского муниципального района

Московской области

у детей старшего дошкольного возраста

«У реки»

Подготовила:

учитель-логопед: Калашникова Л.В.

Проект по развитию связной речи

у детей старшего дошкольного возраста «У реки».

Проект познавательно - практический, краткосрочный.

I . Пояснительная записка

1.1.Актуальность темы

В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования четкой, красивой, грамматически правильной речи, что является важным условием умственного и речевого развития ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.

Хорошая, чистая, грамотная речь - показатель уровня развития дошкольника. Речь является средством регуляции высших психических функций. Регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода к школьному обучению.

Развитие монологической речи - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В системе логопедических занятий обучение детей с ОНР лексически насыщенной, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи является наиболее актуальной. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, его смысловые звенья, но и использовать накопленный в процессе обучения в логопедической группе словарный запас, подбирать адекватные смысловые замены, уметь грамматически и синтаксически правильно строить предложение, а также пользоваться разнообразными средствами выразительности: интонацией, логическим (фразовым) ударением, иметь хорошую дикцию.

1.2 . Цель проекта:

Развивать связную речь детей с ОНР;

1.3. Задачи:

Образовательные:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Закрепление представлений о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;

Расширение знаний о цветах, деревьях в летний период;

Уточнение, активизация и расширение словаря по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Совершенствование грамматического строя речи (употребление и образование существительных и прилагательных в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласование местоимений и числительных с существительными, подбор слов-антонимов)

Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Упражнять в составлении и распространении предложений по картине;

Упражнять в составлении предложений по опорным словам;

Учить распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Учить обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Развивающие:

Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Стимуляция мыслительной и речевой активности детей;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие дыхательной функции;

Воспитательные:

Воспитывать бережное, заботливое отношение и любовь к живой природе;

Стимулировать положительные эмоции детей;

1.4. Ожидаемые результаты:

Сформированность навыка самостоятельного составления рассказа по сюжетной картине.

II . Условия реализации проекта.

2.1. Срок реализации – три недели (июнь).

2.2. Возраст детей – старшая логопедическая группа

2.3. В результате реализации проекта ребёнок должен:

Улучшить навыки речевого общения и речевой коммуникации у детей старшей группы, навыки построения связных монологических высказываний ;

- иметь представления о насекомых, цветах и деревьях в летний период;

Обогатить свой активный и пассивный словарь по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Уметь практически употреблять в речи существительные и прилагательные в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласовывать местоимения и числительные с существительными, подбирать слова-антонимы;

Уметь подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам;

Расширить и активизировать свой предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по опорным словам;

Уметь распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Уметь обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Использовать пальчиковую, дыхательную гимнастику и упражнения для развития мелкой и общей моторики в повседневной жизни, в игровых ситуациях;

III. План реализации проекта

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016г.

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016 г.

Составление примерного перспективного планирования работы с детьми.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2014 г.

Укрепление материально-технической базы:

Приобретение пособий, методической литературы;

Изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

в ходе реализации проекта

Деятельностный этап

1.

Непосредственно образовательная деятельность (предварительная работа)

теме «Насекомые»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Лето»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Цветы»

    Итоговое занятие по развитию связной речи «У реки» (составление рассказа по сюжетной картине)

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май

май

май

июнь

2.

Индивидуальная работа

    Рассматривание иллюстраций по темам «Насекомые», «Лето», «Цветы», предметных картинок на тему «В походе»

    Закрепление обобщающих понятий.

    Рассматривание насекомых на улице, называние их частей тела.

    Рассматривание летних цветов, деревьев, называние их частей

    Графические задания: обведи по контуру, заштрихуй цветок, дорисуй, чего не хватает.

    Д/игры «Один и много», «Посчитай», «Жадина»,… итд

    Д/игры «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кого много на лугу?», «Что возьмем с собой в поход к реке?»… итд

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

Предварительная работа в мае, закрепление в ходе проекта

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

3.

Индивидуально-подгрупповая работа

    Упражнения на координацию речи с движением: «Гусеница», «Угадайте, где мы были», «Мотылек», «Пчела», подвижные игры «Речка», «На лужайке»

    Пальчиковая гимнастика: «Цветочек», «Паучок», «Пчела»

    Д ыхательные упражнения: «Подуй на бабочку, на пчелу, на стрекозу», упражнения на развитие продолжительности речевого выдоха.

    Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

    Д/игры «Подбери признак», «Подбери действие» и другие

    Составление предложений по опорным картинкам, по опорным словам, по картине,

    Распространение предложений однородными членами, другими членами предложений

    Отгадывание загадок

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

Заключительный этап

1.

Работа с родителями

    Мини-консультация для родителей

«Развиваем связную речь»

    Презентация по теме проекта «У реки»

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

IV . Методическое обеспечение

Литература

количество

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М.: Айрис-пресс, 2008

Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»

Спб.: «Детство-Пресс», 2007

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для логопедов и родителей». СПБ,: Детство-Пресс, 2002

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики грамматического строя у детей с ОНР» --Спб, 2001г..

Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (сборник упражнений) –М,: Гном и Д, 2001

Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «По дороге к азбуке» --М,:Баласс, 2002

Интернет-ресурсы

V . Дидактическое обеспечение.

Пособие

Количество

Демонстрационный материал:

Насекомые;

Цветы;

Деревья;

Серия сюжетных картин по теме «Лето»;

Сюжетная картина «У реки»

Художественная литература для чтения и рассматривания иллюстраций.

- Загадки о насекомых, цветах, лете.

Н. Заболоцкий «На реке»

Песенка «Улитка» молд., обработка Токмаковой И.

Русская народная песенка «Вот пришло и лето красное»

Песенка «Божья коровка…»

Руская народная песенка «По дубочку постучишь…»

Рассказы Бианки В.

В Катаев «Цветик-семицветик»

Дидактические игры

Д/И «Жадина»

Д/И «Один и много»

Д/И «Посчитай»

Д/И «Кого много (на лугу)»?

Д/И «Подбери признак»

Д/И «Где находится предмет?»

2 набора

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

2 набора

один плакат

Раздаточный материал

По теме «Насекомые»

По теме «Цветы»

По теме «Деревья»

Раздаточный материал по играм «Кого много?», «Посчитай?»

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

Аудио и видеозаписи для показа и прослушивания:

Презентация «Насекомые»

Презентация «Цветы»

Видеоматериал «Лето»

Картотеки:

    пальчиковая гимнастика

    координация речи с движением

    дыхательная гимнастика

Развитие речи детей является главной задачей в работе дошкольных организаций.Необходимо подобрать такие игровые упражнения,которые помогут сформировать навыки правильной речи.Данный проект поможет развить связную речь дошкольников,обогатит словарный запас,будет содействовать приобщению к красоте природы родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «№9 «Радуга»

Проект

по развитию связной речи у детей старшей группы №1 «Дружная семейка»

на 2017-2018учебный год

«Времена года»

Подготовила:

Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель

1 квалификационной категории.

Г.Балабаново

Цель проекта: Развитие связной речи детей через познавательную и игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Подобрать и внедрить в работу с детьми игровой и познавательный материал для развития связной речи.

Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года через знакомство с музыкальными произведениями.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.

Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус через работус художественным словом. .

Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.

Практико-ориентированный проект

Срок реализации:

Участники проекта:

Воспитатели.

Дети старшей группы

Родители.

Предполагаемый результат.

Сформированы:

Установлено деловое взаимодействия

Актуальность проекта.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Аннотация проекта.

Данный проект помогает развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.

Предполагаемый результат.

Сформированы:

Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Становление ребенка как личности.

Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Результаты работы с родителями:

Повышена педагогическая компетентность родителей,

Установлено деловое взаимодействие.

Этапы проекта.

разработка цели и задач проекта;

подбор методического материала и литературы;

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Анализ результатов реализации проекта:

Совместные итоговые выставки творческих работ;

Презентация проекта;

Размещение информации в СМИ.

Результаты. Выводы.

Сформированы навыки диалогической и монологической речи.

Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.

Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.

Улучшились отношения детей друг с другом.

Установлено деловое взаимодействие с родителями.

Осенью посадили деревья.

Сделали кормушки и скворечники для птиц.

Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.

Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.

Перспективы на будущее.

Качественно готовить детей к школьному обучению.

Продолжать работу с детьми по развитию связной речи.

Содействовать формированию экологической культуры детей и взрослых.

Развивать внимание, память, мышление.

Методическое оснащение:

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.

В союзе с природой. Л.И.Грехова

Прогулки в природу. В.А. Шишкина М.Н. Дедуневич

Экологическое воспитание дошкольников. А. ЛопаткинаМ. Скребцова

Ознакомление с природой через движение. М.А. Рунова А.В. Бутилова

Юный эколог. С.Н. Николаева

Как знакомить дошкольников с природой. П.Т. Саморукова

Развитие речи. P.M. Хамидулина

А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год .

Развитие речи. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

Интернет-сайты :

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.


Участники: - воспитанники старшей группы компенсирующей направленности,

Педагоги группы,

Родители воспитанников.

Тип: детско-родительский.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность: 1 год.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:

Знакомство с художественной литературой,

Развитие речи.

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная, конструктивно-модельная деятельность,

Музыкальная деятельность,

Театрализация.

Социально-коммуникативное развитие:

Социализация.

Цель: развитие связной речи детей через театрализацию, раскрытие творческого потенциала, приобщение к художественной литературе на примере сказок.

Формировать интерес к книге, через чтение и рассказывание сказок;

Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Обогащать и расширять словарный запас детей;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Формировать навыки сотрудничества;

Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

Побуждать детей к речевому общению между собой.

Родители:

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Актуальность:

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи детей.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов. Дети не знают сказок, не умеют их рассказывать, не интересуются книгами.

Таким образом, в речевом развитии детей отмечается большое количество нарушений и недостатков, что отрицательно влияет на формирование личности ребенка, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости).

Предполагаемый результат:

Развитие связной речи детей через театрализацию;

Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

Формирование навыков сотрудничества;

Содействие творческому развитию детей;

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление книг по сказкам, оформленных методом коллажирования;

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

Праздник «Сказка за сказкой» с участием детей, родителей и педагогов группы.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап: Информационный

Беседа с детьми о значении книг для людей; расширение знаний о книге, чтение сказок, совместное изготовление книги в детском саду, представление проекта родителям, беседа о методе коллажирования.

2 этап: Творческий

Изготовление детьми совместно с родителями книг по сказкам.

Оформление книг методом коллажирования.

3 этап: «Презентация»

1) Представление изготовленных книг детьми. Награждение семей дипломами.

2) Праздник «Сказка за сказкой». Участники: дети, родители, педагоги. Подготовка костюмов, распределение и разучивание ролей, песен, танцев.

1.Чтение сказок и перессказывание их детьми с опорой на последовательные картинки.

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

3. Игры – драматизации по сказам.

4. Раскрашивание иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» детьми (совместная творческая деятельность).

5. Коллажирование страниц сказки учителем-логопедом.

6. Логопедическое занятие с детьми на тему «Что мы знаем о книгах?»

7. Родительское собрание на тему «Любимые сказки».

8. Постановка задачи перед родителями по изготовлению книги совместно с другими родителями и детьми. Распределение сказок между семьями.

9. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению книг по сказкам.

10. Презентация изготовленных книг.

11. Подготовка и проведение праздника «Сказка за сказкой».