Анализ программы шаг за шагом. Программа воспитания "шаг за шагом". Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом»

Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» - международный проект, написанный коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы «Сообщество» - заложить личностные качества, развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире.

К числу способностей и качеств, необходимых ребенку для дальнейшей жизни, можно отнести следующие: Уметь принимать и осуществлять перемены; Критически мыслить; Осуществлять выбор; Ставить и решать проблемы; Проявлять творчество, фантазию; Быть самостоятельным и инициативным.

Программа основана на сочетании научно-обоснованных и подтверждаемых позитивной практикой методов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В основе программы лежит теория развития , где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени.

Успешность развития зависит от: наследственных факторов и индивидуальных особенностей ребенка; степени удовлетворения насущных потребностей ребенка; среды, в которой растет и развивается ребенок; стиля и содержания взаимодействия взрослых с ребенком.

Согласно теории развития, дети: проходят через закономерные стадии развития; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе; активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр; нуждаются в общении для успешного развития.

Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка, поэтому основой программы является индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на комплексной диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его развития.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира. Поэтому в группах создается продуманная предметно - развивающая среда , побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах активности» . Основные из них - Искусство, Наука и Природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария, Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку был гарантирован успех.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры , постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья - детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

В образовательную программу детского сада включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка.

Социально – эмоциональное развитие: развитие самосознания и самооценки (кто я, что я хочу, люблю, умею); усвоение правил и норм поведения среди сверстников и взрослых; развитие активности, самостоятельности; развитие навыков самопрезентации; развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальное развитие: развитие психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения; развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия); формирование системных знаний об окружающем мире; развитие познавательного интереса.

Развитие речи: формирование правильного звукопроизношения; развитие активного словаря; развитие диалогической и монологической связной речи.

Развитие творческих способностей: развитие интереса к творческим видам деятельности; развитие умения выражать свои идеи и чувства различными средствами; формирование умения проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного; развитие умения решать проблемы.

Физическое развитие: развитие крупной и тонкой моторики; развитие координации движений; формирование навыков гигиены и здорового образа жизни.

Развитие учебных навыков: предграмоты и чтения (звуковой состав слова, послоговое или слитное чтение); владения элементарными математическими представлениями; счетной деятельности; подготовка руки к письму.

Программа способствует тому, что дети вырабатывают свое собственное понимание: физического мира с помощью таких занятий, как измерение и взвешивание предметов, строительство, игра с песком и водой, смешивание красок; социальной и культурной информации с помощью ролевых игр, приготовления пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях; законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивания порядка и последовательности, сортирования, классификации; письменной и устной речи с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражения собственных мыслей.

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

Образовательная программа

«Шаг за шагом»

Музыкальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хоровым и ансамблевым пением приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, учат детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Эти занятия хорошо снимают напряжение, усиливают эмоциональную реакцию, повышают жизненный тонус детей. Выступления перед зрителями являются мощным воспитательным средством: переживания успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитывается чувство единения, сопереживания, дружбы, ответственности за себя и товарищей по искусству. Ребенок знакомится с разными жанрами вокального искусства: классикой, народной музыкой, современными песнями. Совместное пение воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться желаемой цели, развивает ассоциативное мышление, укрепляет память. Эстрадный вокал-один из самых актуальных и востребованных жанров в современном музыкальном мире.

Программа «Шаг за шагом» относится к художественно- эстетическому направлению. Уровень освоения: общекультурный.

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и развитие вкуса и музыкальных способностей детей через обучение вокально-хоровому пению.

Задачи образовательной программы:

Образовательные.


  • Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам вокального пения

  • Познакомить с приемами и терминами музыкального языка

  • Научить различать жанровые особенности и средства музыкальной выразительности (стиль, темп, ритм, интонация).
Развивающие.

Развить:


    Общую музыкальность ребенка

  • Эмоциональную отзывчивость на разные музыкальные жанры и характерные особенности музыкальных произведений.

  • Творческое воображение

  • Устойчивый интерес к музыке

  • Укрепить голосовой и дыхательный аппараты
Воспитать:

  • Хороший музыкальный вкус

  • Чувства коллективной и индивидуальной ответственности

  • Трудоспособность

  • Толерантное отношение к ошибкам других

  • Критическое отношение к собственным ошибкам.
Срок реализации программы: 4 года

Возраст детей: 4 - 8лет

Условия реализации программы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Группа формируется из детей, желающих заниматься эстрадным вокалом на базе ДДТ" Град чудес". Форма приема: прослушивание детей в присутствии родителей.

Наполняемость групп: 1 г. обучения - 15 человек

2 г. обучения - 12 человек

3 г. обучения - 10 человек

4 г. обучения - 10 человек

Формы и методы проведения занятий:

1. Словесные методы обучения : устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения

2. Наглядные методы обучения: показ голосом песенного материала, прослушивание музыкального произведения.

3. Практические методы обучения: работа над дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением (проговаривание литературного текста, повторение за педагогом мелодии, пропевание трудных интонационных мест)

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая

Формы проведения занятий: а) учебное занятие,) занятие- игра, занятие – репетиция, контрольный урок, итоговый концерт, праздник

Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

Ребенок должен знать: Основные правила охраны голоса

Овладеть: понятиями артикуляции и дикции, звукообразования

Получить опыт: интонирования в пределах октавы

2 год обучения: Знать артикуляционные упражнения

Овладеть понятиями «опора звука»

Уметь отрабатывать дикционные упражнения, петь фразами

Иметь опыт работы с микрофоном

3 год обучения: Знать правильное произношение гласных и согласных звуков

Уметь поставить и выполнить актерскую задачу

Различать разные виды атаки

Иметь представление о резонаторах

Закрепить навык работы с микрофоном

4 год обучения: Знать актерскую задачу, воплотить её в исполнении песни

Уметь выполнить упражнения для распевания самостоятельно

Использовать при пении резонаторы

Уметь справляться со стрессовой ситуацией

Иметь опыт работы на сцене в ансамбле и сольно.

Форма подведения итогов:

1 год обучения: Участие в концертах, организуемых ДДТ «Град чудес» в течение года (календарные даты). Итоговые занятия для родителей – 1 раз в полугодие.

2 год обучения: Участие в творческих фестивалях и конкурсах города и района.

3 год обучения: Выступления с собственными творческими программами (шоу, мюзиклами).

4 год обучения: Концертное выступление коллектива с исполнением каждым учащимся песен разных жанров, мюзикл совместно с другими коллективами (хореографическими, театральными).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  • Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
  • Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.

Целевая группа:

Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формы работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий;
  • Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские товары.

Кадровое обеспечение программы:

  • Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
  • Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
  • Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.

Реализация программы:

Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 15–20 человек.

Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:

  1. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  2. Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
  4. Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).

Этапы программы

Диагностический этап:

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

Организационно-деятельный этап:

  • Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
  • Реализация системы занятий по программе.

Итоговый этап:

  1. Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
  2. Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
  4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё «Я» как внутренний мир.

В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.

Правовая ориентация

Перечень документов, которые необходимы выпускнику.

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Профессиональная и трудовая ориентация

Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.

Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.

Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:

  1. Уровень развития социальных навыков.
  2. Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:

  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков коммуникативной культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:

  • «Изучение уровня развития социальных навыков».
  • «Изучение социальных сетей».

Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.

Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во часов

Тема занятия

Структура занятия

Задачи занятия

сентябрь

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение и принятие правил работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника детского дома.
  6. Обратная связь.
  1. Знакомство участников друг с другом.
  2. Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
  3. Сплочение группы.

октябрь

«Общение и умение слушать» (Приложение 2)

  1. Разминка «Привет себе».
  2. Психогеометрический тест.
  3. Информационный блок «Психология общения».
  4. Анкета « Умеете ли вы слушать».
  5. Упражнение «Слушание в различных позах».
  6. Обратная связь.
  1. Продолжение формирования интереса к занятиям.
  2. Введение понятия «психологическая информация».
  3. Формирование представления об общении как о психологическом явлении.

ноябрь

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

декабрь

  1. Дискуссия.
  2. Работа с карточками.
  3. Упражнение «Высказывания».
  4. Анкета « Проблемы наркомании».
  5. Игра « Слова на букву имени».
  6. Обсуждение ассоциаций.
  1. Выяснение степени заражения ВИЧ – инфекцией в различных ситуациях.
  2. Мотивирование подростков к получению информации.
  3. Развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии.

январь

«Поиск работы – это тоже работа» (Приложение 5)

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала самоуважения Розенберга.
  4. Методика «Линия жизни».
  5. Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Вручение памятки по трудоустройству.
  1. Получение информации о том, правильно ли подросток сделал профессиональный выбор.
  2. Знакомство с основными правилами поиска работы.
  3. Информационное обеспечение подростков по вопросам трудоустройства.

февраль

  1. Анкета «Уровень сформированности брачно-семейных представлений».
  2. Работа со схемой «Функции семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые счастливой семьи»
  1. Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы группы.
  2. Формирование представления о семье как многофункциональном явлении.
  3. Осознание подростками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений.

март

  1. Работа с карточками.
  2. Теоретическая часть «Оформление регистрации».
  3. Практическая часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков умению делать правильный выбор и обоснованию его.
  2. Закрепление полученных знаний.

апрель

Бизнес-игра «Деловые ребята» (Приложение 8)

  1. Анкета « Экономны ли вы?»
  2. 1тур: «Экономический словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур лицом».
  1. Знакомство учащихся с наиболее распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми будущему бизнесмену.
  2. Моделирование поведения подростков в условиях рыночной экономики.
  3. Активизирование познавательной деятельности учащегося.

май

Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции (Приложение 9)

  1. Анкета «Уровень социальной компетенции».
  2. Анкета «Исследование социальной сети подростка».
  1. Определение уровня сформированности социальных навыков у подростка, оценка, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными.
  2. Возможность получения информации о круге общения подростка, о значимых для него людях, кто из его окружения оказывает ему материальную поддержку, кто является эталоном поведения, чьи взгляды на жизнь ему близки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
  4. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  5. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  6. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
  8. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  10. Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
  11. Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  12. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
  13. Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
  14. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
  15. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  16. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
  17. Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
  20. Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ «ШАГ ЗА ШАГОМ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатели: Усерева Ф.М.

2 слайд

Описание слайда:

Международная программа «Step by Step» разработана специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 28 странах мира. В Казахстане программа идет с 1998 года. Авторы программы

3 слайд

Описание слайда:

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность. ЦЕЛЬ:

4 слайд

Описание слайда:

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

5 слайд

Описание слайда:

«Шаг за шагом» – это не образовательная программа, а скорее подход к обучению, технология. Цель – подготовить детей к жизни в современном стремительно меняющемся мире, развивать такие качества и способности, как: готовность принимать перемены и активно в них участвовать устойчивое стремление учиться (воспитатель поддерживает мотивацию к обучению) способность критически и творчески мыслить (занятия проходят в форме беседы, у детей спрашивают их собственное мнение, дети слышат мнения других детей, воспитатель не навязывает свою точку зрения, выносит на обсуждение какую-либо проблему, важна форма подачи материала) способность ставить и решать проблемы (Необходимо дать ребенку возможность исследовать среду, будь то приготовление пищи, или драматизация, строительство или письмо, аппликация или математика) умение делать самостоятельный и осознанный выбор (Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей) умение уважать себя и окружающих людей (Поддерживается партнерство и взаимное уважение, существуют не только индивидуальная деятельность, но и совместная работа, например, когда дети вместе готовят салат, делают коллаж, совместные творческие работы и др., года один понимает, что от него зависит успех общего предприятия) правильное восприятие социальных норм и правил поведения (когда детям не просто внушаютя какие-то правила, а они сами принимают участие в их разработке с помощью различных ситуаций, когда они понимают, что нужно вести себя так, а не иначе, т.к. это просто неудобно по разным причинам для них самих)

6 слайд

Описание слайда:

Основные идеи программы: ♦ Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ♦ Осуществление детьми выбора ♦ Наличие развивающей среды и центров активности ♦ Участие семьи Участие семьи создает спокойную, благоприятную обстановку в группах, снижает тревожность, позволяет применить индивидуальный подход к обучению. Мы приветствуем, когда члены семьи принимают участие в занятиях, например по изо-деятельности или кукольному театру, или же, например, ездят с нами на экскурсии. К сожалению, родители не очень активны в этом отношении. Если же родители и помогают, то их внимание направлено только на своего ребенка. В будущем мы надеемся изменить ситуацию.

7 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Понимает, как развивается ребенок Проявляет уважение к детям и высоко ценит их идеи Стимулирует детей к разрешению собственных проблем Поощряет уважительное отношение друг к другу Используемые в программе методы позволяют педагогу разносторонне раскрывать избранную для работы с детьми тему, формировать у детей гибкие и целостные представления о мире, дают возможности ему развиваться. И что наиболее важно – каждый ребенок имеет возможность учиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом развития.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Программы отвечают за результаты, включая долгосрочные результаты по развитию детей. Программы развивают сотрудничество и создают партнерство В программах тестируются и документируются инновационные подходы Программы стремятся к межотраслевому сотрудничеству, координации и интеграции услуг Программы являются устойчивыми В программы включены все дети Основные принципы по составление программ

10 слайд

Описание слайда:

Основные принципы по составление программ (продолжение) Программы являются гибкими, актуальными и целевыми. программы заимствуют стратегии у местных культур и лингвистических традиций (начинаются с того, что уже имеется). Программы являются совместными и содействуют значимому участию в них детей, их семей и сообществ. программы направлены на обеспечение безопасности, оздоровление защиту детей.

11 слайд

Описание слайда:

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ Физическое развитие Социальное и эмоциональное развитие Развитие языка и навыков коммуникации Когнитивное развитие

12 слайд

Описание слайда:

Краткий обзор – сферы развития Четыре основных сферы детского развития и 2 сферы обучения: Физическое здоровье и хорошее самочувствие (включает крупную и мелкую моторику и здоровье) Социальное и эмоциальное развитие Когнитивное развитие и общие знания Развитие языка и навыков коммуникации Грамотность Умение считать

13 слайд

Описание слайда:

Физическое развитие – Здоровье и Хорошее Самочувствие Крупная моторика: способность ребенка использовать крупные мышцы Мелкая моторика: способность ребенка использовать мелкие мышцы Сенсорные способности (слух, зрение) Здоровье (любое состояние здоровья, например, астма, анемия и т.д.) Питание (полноценная и питательная пища для правильного физического и когнитивного развития)

14 слайд

Описание слайда:

Роль педагога Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей

15 слайд

Описание слайда:

II. Среда обучения В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

16 слайд

Описание слайда:

III. Планирование В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

17 слайд

Описание слайда:

IV. Оценка Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«Круг от сердца к сердцу» - обязательный методический приём, который является своеобразным эмоциональным «финалом» учебного занятия, предусматривает обмен впечатлениями и помогает детям формулировать позитивные пожелания друг другу; а также дает возможность определить характер эмоционального состояния каждого ребенка, степень усвоения темы занятия. Сердце я своё открою, Счастьем поделюсь с тобою! Все хорошие слова Говорю я для тебя!

20 слайд

Описание слайда:

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей на занятиях по самопознанию, которая включает в себя ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованное представление, изготовление макетов, плакатов и коллажей. Совместная творческая деятельность способстует осознанию детьми таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует у детей уверенность и веру в свои способности и возможности, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.

21 слайд

Описание слайда:

Данное занятие направлено на активизацию речи детей через использование интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора и способа выполнения задания. В основе проведения занятия методы критического мышления. Форма организации занятия- работа по центрам активности- технология « Step by step» Практическое применение технологии

22 слайд