О требованиях к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. Особенности влияния микроклимата дошкольного образовательного учреждения на состояние здоровья детей Что понимают под микроклиматом детского учреждения

Создание положительного микроклимата в группе

детского сада

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребёнка дошкольного возраста. Детей надо приучать

жить среди людей, формируя у них

определённые психологические качества и навыки общения.

В общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажная задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать её как можно сплочённой. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы. Например: «Как вишенки на ветке – дружат наши детки». Каждое утро можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» или «Утро радостных встреч», которое может стать доброй традицией. Вся группа приветствует входящего, говорим ему комплементы и т. д. Можно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы (раскрасьте вместе, постройте вместе и т. д.). Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу подбираются различные игры и игровые упражнения. Регулярно проводятся занятия и этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т. д. Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. В группе находится «Шкатулка добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в неё красную фишку, за каждый плохой – синюю. Таким образом определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребёнка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы. Совместно с детьми составляются правила группы «Что можно делать, а что нельзя». И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары – практикумы.

Такая система работы по данной проблеме даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи , социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнёра. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями – помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им на всю жизни.

Доброжелательная улыбка педагога, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместное выполнение трудных для ребёнка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребёнка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Мирилка

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мне друг!

И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде, будем!

Оптимальные параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений в количествах, ниже предельно допустимых концентраций, обеспечивают безопасные для здоровья детей условия пребывания в образовательных учреждений любого типа.

Низкие температуры, сквозняки в помещениях провоцируют простудные заболевания у детей. Повышение температуры, наличие вредных веществ в воздухе помещений, в том числе повышенные концентрации углекислого газа, могут стать причиной снижения работоспособности, способствуют при длительном воздействии развитию синдрома хронической усталости, что сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.

В настоящее время в школах, дошкольных учреждениях при проведении капитальных ремонтов в обязательном порядке, выборочно - при текущих ремонтах старые окна с деревянными рамами меняются на современные герметичные конструкции.

При этом далеко не всегда принимаются во внимание требования санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды в помещениях для пребывания детей и подростков.

После замены окон в помещениях температура воздуха может превышать нормируемые показатели (в игровых в дошкольных организациях не ниже 21ºС, в спальнях не ниже 19 ºС; в учебных кабинетах школ 18-24ºС, в спортивном зале, мастерских 17-20ºС).

Для контроля температурного режима групповые помещения в ДОО, учебные помещения и кабинеты в школах должны быть оснащены бытовыми термометрами, вывешенными на внутренней стене помещения на уроне дыхания детей.

Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне. Все помещения образовательных учреждений должны ежедневно проветриваться.

В дошкольных организациях сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проведении проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 С.В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

  • В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
  • В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

Учебные помещения в общеобразовательных учреждениях проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые
перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

  • Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°С и скорости движения ветра не более 2 м/с.
  • При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1-1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5-10 минут.
  • При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Для организации проветривания окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна составлять не менее 1/50 площади пола помещения.

Управление приборами для открытия должно быть доступным, не требующим дополнительных конструкций (табуреты, лестницы-стремянки) для предупреждения травматизма.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать эффективный режим проветривания, направление потока наружного воздуха в верхнюю часть помещения – в подпотолочное пространство, где сосредоточен теплый внутренний воздух, что приводит к распределению температур и формированию нормального воздухообмена в помещении.

На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя. А также не допускается к использованию переносные обогревательные приборы и обогреватели с инфракрасным излучением.

Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства, крепление – безопасным.

Таким образом, соблюдая несложные правила поддержаниям оптимального микроклимата в основных помещений пребывания детей и подростков в образовательных организациях, тем самым осуществляются неспецифические профилактические мероприятия в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРЗ и гриппом.

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращает внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

18-24°C - в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе;

17-20°C - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских;

20-24°C - спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната;

20-22°C - медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала;

19-21°C - санитарных узлах и комнатах личной гигиены.

Учебные помещения следует проветривать во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

22-24°C - приемные, игровые ясельных групповых ячеек;

21-23°C - приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек;

19-20°C - спальни всех групповых ячеек;

22-24°C - помещения медицинского назначения;

25-26°C - раздевалка с душевой бассейна.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю будут приняты меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.

Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

2363

Комментариев: 1

Наконец-то.подняли эту,очень актуальную, тему.Сейчас в детских садах и школах не мерзнут дети(что,конечно, хорошо), а находятся в тепличных условиях(жара в помещениях),особенно в отопительный период.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми; 50 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; 35 % – хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»).
Ведущими отечественными педагогами и психологами отмечается, что современный ребенок чаще всего находится в статическом положении. Причиной тому являются долгие просмотры мультфильмов, игра на компьютере. По этой же причине дети дошкольного возраста меньше находятся на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на их здоровье. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос о максимальном увеличении времени детской подвижности в ДОУ.
В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации малышей к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.
Основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в ДОУ является рациональный оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки: дети вынуждены значительное время находиться в статической позе. Ребёнок уже в детском саду испытывает вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности необходимо использовать оздоровительные физические упражнения, рационально организовать режим дня в группе таким образом, чтобы дети как можно больше находились в движении. В результате физических нагрузок улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется её развитие, развивается и укрепляется мышечный аппарат, активнее работает дыхательная система, улучшается координация деятельности нервных центров, повышается эмоциональный тонус. Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.
В режиме дня обязательно должны присутствовать: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы (физкультминутки, логоритмическая, пальчиковая гимнастики, телесные игры), профилактическая гимнастика (проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья – это массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), дозированный бег и ходьба на прогулке, подвижные и спортивные игры на прогулке, игры-хороводы в группе, релаксационные упражнения (перед сном), бодрящая гимнастика (после сна), занятие в спортивных секциях, занятия в танцевальных кружках; должны иметь место спортивные, музыкальные и оздоровительные досуги и праздники, дни здоровья и неделя здоровья.
Для того чтобы физические упражнения не превращались для малыша в рутинную работу, организую утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Чаще всего игровые комплексы утренней гимнастики сопровождаются весёлой детской музыкой, потешками, прибаутками.
Учитывая комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса, комплексы утренней гимнастики соответствуют теме недели, что позволяет повторить и закрепить с детьми изучаемый материал в непринуждённой игровой форме.
У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.
В детском саду необходимо создавать комфортные условия для детей с учётом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды.
Светотерапия: правильно подобранный световой климат ДОУ оказывает положительное воздействие на детей, сохраняет зрение, выявляет художественную выразительность интерьера.
Цветотерапия: цвет – это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребёнка обстановке лежит в основе его комфортного существования. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет.
Музыкотерапия – музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Музыка выступает регулятором жизненных ритмов.
Микроклимат – комфортный психологический микроклимат является одним из главных направлений в работе с детьми.
Развивающая среда – в группах необходим уголок здоровья, в котором дети самостоятельно занимаются спортом и закрепляют знания о здоровье.
Условия должны создаваться не только в группе, но и на участке, участок должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития детей.
Ведь здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Но можно противостоять вредным влияниям на организм, чтобы не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит изменить образ жизни и совершится чудо: дети будут чувствовать себя здоровыми.

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

Одна из важных задач воспитания личности

ребенка дошкольного возраста. Детей надо

Приучать жить среди людей, формируя у них

определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения .

В.А. Сухомлинский

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

С января месяца в нашу группу поступили новые дети из четырех других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившимися игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обострялась, так как некоторые дети изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы.

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

  • Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность);
  • Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

  • «Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей, от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

  • использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе.)

  • Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);
  • копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;
  • игра-эксперимент «Секрет» (автор Т.А.Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим). А теперь ответьте на вопросы: Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

  • Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел», за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т.д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы:

  • дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;
  • шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;
  • гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

Есть такая притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: « Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках!