Фронтальное логопедическое занятие по теме новый год. Конспект образовательной деятельности - «История ёлочной игрушки. Ход организованной образовательной деятельности

В царстве Снежной Королевы

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы;
  • уточнение и расширение словаря по теме "Зима";
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение лексики родственными словами;
  • подбор однородных определений;
  • составление сложных предложений со значением противопоставления;

коррекционно-развивающие:

  • развитие диалогической речи;
  • совершенствование речевого дыхания;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие логического мышления;
  • развитие координации речи с движением, навыков пространственной организации двигательного акта;

коррекционно-воспитательная:

  • формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа:

  • беседы: "Зима", "Жизнь животных зимой", "Зимующие птицы";
  • разучивание пальчиковой гимнастики "Поиграем";
  • раскрашивание картин по теме "Зима";
  • рассматривание иллюстраций по теме "Зима";
  • рисование зимних пейзажей;
  • экскурсии в парк, зимний лес.

Оборудование: материал для развития речевого дыхания (снежинки), картина-схема, таблицы, магнитофон, сундучок.

Ход занятия:

Как красиво у нас в группе! Она похожа на чудесную зимнюю сказку! Кто здесь занимался волшебством? Кажется, я знаю кто это... Снежная королева!! Окно было открыто, вот она и решила украсить группу.

В какое время года приходит Снежная королева?

Снежная королева приготовила много сюрпризов. Она оставила для вас рукавички, чтобы вы поиграли с ними.

(Дыхательная гимнастика "Сдуй снежинку")

Снежная королева оставила еще сундучок. Посмотрите как он крепко закрыт, сколько на нем замочков. Как же нам его открыть? А вот и подсказка: снежинки у нас не простые, а волшебные. Задание выполняем - замочек открываем!

Задание первое: (на доске таблицы: небо, солнце, ветер, снег, дерево)

Назовите как можно больше слов-признаков: Какой снег? Какое солнце? Какое небо? Какой ветер? Какие деревья?

Молодцы! Первое задание выполнено, замочек открывается.

Задание второе: загадки.

Разгадки вы найдете на зимних картинках. (Воспитатель загадывает загадки)

Молодцы! Второе задание выполнено, замочек открывается.

Задание третье : картинка-загадка.

Посмотрите и скажите, какого предмета не хватает в пустой клеточке?

Задание четвертое: игра "Чего на елке не бывает?"

Какой самый веселый праздник зимой? В Новый год мы украшаем елку игрушками. Я буду называть вам предметы, если это украшения для елки, то вы скажете: "Да!", если нет - будете молчать.

Звонкая хлопушка...

Красивая игрушка...

Старая подушка...

Веселый Петрушка...

Красивая Снегурка...

Горячая ватрушка...

Белые снежинки...

Яркие картинки...

Рваные ботинки...

Рыбки золоченые...

Шарики точеные...

Пирожки печеные...

Молодцы! Замочек открывается!

Отдохнем и поиграем. (Физминутка "Белая зима")

Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода,

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

Задание пятое: игра "Закончи предложение"

Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой идет снег, а летом...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой лес спит, а летом...

Зимой нет насекомых, а летом...

Зимой дети лепят снеговика, а летом...

Хорошо, замочек открывается.

Задание шестое: Снежная королева просит нарисовать дерево родственных слов. Из стихотворения "Снежная сказка" нужно выбрать родственные слова к слову "снег". Называете слово - на дереве появляется веточка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки

Режут снег снегурки.

Замочек открывается!

Задание седьмое: найти "зимнее" слово, которое спряталось в группе.

Выполните инструкцию:

*встаньте спиной к входной двери,

*сделайте три шага вперед,

*повернитесь налево,

*сделайте восемь шагов вперед,

*повернитесь направо,

*сделайте три шага вперед,

*прочитайте слово... "Зима".

Молодцы! Замочек открывается. Вот и открыли мы с вами сундучок! Снежная королева приготовила для вас сладкий приз. Ей очень понравилось, как вы работали на занятии, помогали друг другу и показали хорошие знания.

Мой подход к работе с детьми

Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Я на виду у всех детей и родителей. Моя работа одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребенка, его интересы легко становлюсь авторитетом в его глазах.
Проработав в детском саду достаточное время. Я поняла, что работать с детьми можно с теплой, искренней душой, - только в том случае влияние на ребенка будет благоприятным. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Творчество для меня - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Интересный, увлеченный воспитатель – счастье для ребенка. И я вижу, что моим детям со мной интересно, весело и комфортно. Дети приходят в детский сад с чистыми и открытыми душами, они доверяются мне и, как мягкий кусочек воска, податливо дают лепить из себя пусть маленькую, пусть несозревшую, но личность.
Как творческий воспитатель я живу и работаю согласно заповеди, сформированной Ш. А. Амонашвили: « Если хочешь воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».
Работая по программе «Успех», руководителем авторского коллектива является кандидат педагогический наук Н. В. Федина, На познавательных ООД знакомлю детей со связями живой и неживой природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении, через построение моделей связи растений и животных, используя карточки, схемы и картинки. Дети узнают много нового о природе и ее явлениях и на интегрированных занятиях.
Для развития исследовательских навыков у детей использую методики О. В. Дыбиной, Н. П. Рохмановой. В.В. Щетининой «Неизведанное рядом»; Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». Немаловажное значение в развитии познавательной активности детей имеет предметно – развивающая среда, она создает оптимальные условия для саморазвития. В группе созданы все условия, для самостоятельного активного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, познавательной).
Занимаясь инновационной деятельностью, внедряю в свою практику метод проектирования и метод экспериментирования. Считаю, что благополучие детей зависит от мудрости воспитателя, его доброты, внимания и терпения. Поэтому успехи детей принимаю как свои собственные.

МБДОУ ДСОРВ «Рябинушка» с Зелёное

Баландина Е.В., воспитатель 1 кв. кат.

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Волшебный праздник» (в рамках тематической недели «Новый год»).

Цель: Создание условий для развития познавательной и речевой активности детей посредством игры-путешествие по странам мира.

Задачи:

1. Создать условия для приобретения детьми опыта участия в ситуациях речевого общения (речевое развитие).

2. Создать условия для развития предпосылок ценностно-смысловогоо восприятия и понимания художественной литературы (художественно-эстетическое развитие).

3. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала и способов действий с ним (социально-коммуникативное развитие).

4. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).

5. Обеспечить условия для формирования познавательных действий (познавательное развитие).

6. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие).

7. Обеспечить условия для развития творческой активности (художественно-эстетическое развитие).

Организация детских видов деятельностей:

общение ребёнка со взрослым;

общение ребёнка со сверстниками;

исследовательская деятельность (исследовательская практика);

трудовая деятельность;

двигательная деятельность;

художественно-эстетическая деятельность.

Предварительная работа: Оформление групповой комнаты в стиле праздника, заучивание стихов по зарисовкам (схемам), изготовление подарков своим родным в мастерской Деда Мороза, чтение сказок на новогоднюю тему, беседа «За что ты любишь новогодний праздник», «Где живет Дед Мороз», беседа «Чем похож и чем отличаются Дед Мороз и Санта Клаус?». Беседа по вопросам «Кто такая Снегурочка? Из чего она сделана?». Чтение Р.Н. сказки «Снегурочка». Беседа на тему «Что такое маскарад? Зачем нужны маски?». Чтение сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассматривание иллюстраций к ней беседа по ее содержанию. Рассматривание альбома «Путешествие в мир зимней природы разных стран», просмотр слайдов по теме «Деды морозы разных стран». Обсуждение ситуации «Что было бы, если бы не было Нового года?» Составление рассказов на тему «Новый год – самый волшебный праздник»

Оборудование и материалы: И.К.Т. презентация, слайды, большая карта мира, снежинки для обозначения стран, материал для художественного рисования(цветные мелки, фломастеры, карандаши, бумага), песочные часы. Иранская монета (бумажный вариант), буквы либо слово, бумажная одежда с узорами, разрезные картинки «Посуда», поднос с буквами «Болгария», танцевальная музыка «Утята». Фланелеграф с изображением парасенка без пятачка, смайлики веселые и грустные.

Ход организованной образовательной деятельности.

Организационный этап. Знакомство с темой. Воспитатель читает стихотворение:

Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет

Так давайте скажем дружно:

Здравствуй, праздник – Новый год!

Воспитатель: - Ребята, вы рады приближению самого волшебного праздника? (ответы детей).

Только в России дети ждут праздника?

Вам хотелось бы узнать, как в других странах встречают этот чудесный праздник? - Как мы можем это сделать? (предложения детей-высказывания)

Воспитатель: Можно отправиться в путешествие (перед детьми карта мира, либо слайды И.К.Т, дети могут пофантазировать, куда бы им хотелось отправиться.)

Во всех странах мира Новый год празднуют по-особенному.

Да, можно отправиться в новогоднее путешествие и посмотреть, как в разных странах отмечается этот праздник.

1. Основная часть занятия (воспитатель подходит к карте мира)

Воспитатель: - Итак, куда поедем? (дети могут говорить)

Самая близкая к нам на востоке страна – Япония, вот туда и отправимся.

Прикрепляем к карте мира маленькую снежинку туда, где расположена Япония (вместе с детьми воспитатель находит страну Японию) (показ на слайдах, жителей Японии, храма,)

- «Щоо Гацу » или «Син Нен» - так называют японцы Новый год.

В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола и в буддийском храме они бьют 108 раз. Японцы считают, что каждый человек живет на земле три жизни, и в каждой жизни он должен совершить 36 больших положительных поступков, об этом знают все дети. Пока бьют колокола в храме, все дети заняты рисованием, они стараются за это время нарисовать то, что хотели бы получить на Новый год. Давайте и мы попробуем за 108 секунд нарисовать то, что хотели бы получить в подарок.

(Дополнительная информация, которую воспитатель может использовать на занятии: Япония входит в пятерку самых богатых стран мира. Новый год – самый любимый праздник японцев. Каждый человек в Японии старается разослать под Новый год как можно больше открыток (до 200), школьники и студенты активно работают под Новый год, разнося открытки на дом. У каждого дома две «вратные сосны», они украшены серпантином, ветер трогает серпантин и плети бамбука с бумажками. Они шелестят, отгоняя так называемых злых духов. Обычай японцев – под Новый год есть длинную гречневую лапшу, символ долголетия жизни.)

Воспитатель ставит песочные часы и все дети рисуют (находят для себя нужный материал: фломастеры, карандаши, краски, кисти, салфетки, воду и т. д.)

После того, как все рисунки будут завершены, дети в Японии кладут их под подушку и засыпают (дети уносят свои рисунки по мере высыхания, и кладут под подушку)

Воспитатель: А сейчас перенесемся в Иран (прикрепляет снежинку ). Здесь на Новый год, на стол подается чеснок, проросшее зерно и сок молодых колосьев – это символ долголетия. Люди прыгают через большие костры – смелым будешь в этом году, если не испугался и смог прыгнуть. А в 12 часов ночи все зажимают серебряные монеты в руках: говорят, что это спасет от расставания с родными местами. У нас с вами тоже есть старинная иранская монета. Как вы думаете, сколько букв она может закрыть, если ее положить на страницу книги? (показ монеты, можно в бумажном варианте либо И.Т.К.)

Воспитатель вместе с детьми выбирают (работа в парах, либо в микрогруппах) экспертов. Они определяют, что монета закрыла 25 букв.

А еще хозяин дома дарит всем членам своей семьи красивые одежды, украшенные узорами. А если бы вы вышивали, какой бы выбрали?

Узоры можно выложить с помощью мозаики (на выбор детей) дети выбирают и обосновывают свой выбор.

А какие еще страны вы знаете, которые начинаются на букву «И» (Индия, Испания, Италия .)

Воспитатель прикрепляет снежинку к Италии .

Воспитатель: - Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Считается, что это принесет богатство в дом.

Все итальянские детишки знают, что ночью под Новый год через трубу дома к ним прилетит добрая волшебница Бефанэ и у каждой детской кроватки оставит новогодние подарки. Ребята, посмотрите, а вот и разбитая посуда и сломанная мебель, давайте ее соберем.

Можно использовать разрезанные картинки (у кого-то кувшин, ваза, доска для нарезки, тарелка, поднос с буквами «Болгария»)

Воспитатель: - Из Италии отправимся в другую замечательную страну. Как называется эта страна?

Дети читают: «Болгария».

Воспитатель: - Дед Мороз в Болгарии приходит к детям в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками перца, - это символ богатства. С последним ударом часов на новогоднем празднике гаснет свет, все целуются, желая всего доброго друг другу. В новогоднем пироге запекают куколок, монеты и бутоны роз, а дальше – кому и что попадется! Роза – счастливым будешь в этом году, монета – богатым, а если куколка – жди прибавления в семье. Давайте с вами сыграем в болгарскую игру «Да и нет» (у болгар «да» в жестикуляции – отрицательное покачивание головой, а «нет» - наоборот).

Воспитатель задает каждому ребенку по одному вопросу:

А мы же отмечали Новый год?

А мы в Москве живем?

А Баба-Яга добрая?

Все дети отвечают по-болгарски.

Воспитатель: (показ слайдов) Из Болгарии переедем во Францию. Здесь к Детям приходит Пер Ноэль. Дети его очень ждут и перед Новым годом посылают ему письма и открытки, чтобы он не забыл к ним заглянуть. Он приносит детям подарки в сапожке или башмачке – это символ устойчивости. Все дети очень любят танцевать французский танец «Маленькие утята».

Звучит музыка, и дети танцуют.

Воспитатель: - Юные путешественники, посмотрите: куда мы прибыли?

(Дети читают «Германия» .)

Воспитатель: Верно, в Германию. (Прикрепляем снежинку .)

Здесь перед Новым годом на улицах можно встретить трубочиста. Великое счастье – прикоснуться к нему и испачкаться сажей, это символ счастья. Чем чумазей детишки, тем больше счастья будет в этом году. Специально к празднику чеканят монеты, на которых изображен ребенок, сидящий на свинье. Это символ богатства и благополучия. Посмотрите, у нас тоже появился на слайде поросенок, чего у него не хватает? (пятачка .)

Дети с завязанными глазами подходят к фланелеграфу и пытаются прикрепить пятачок. Создается юмористическая ситуация.

Из Германии нам пора отправляться домой, в Россию. А что интересного у нас?

Дети рассказывают, что под Новый год к ним приходит Дед Мороз и Снегурочка, они приносят подарки. На стол подаются разные блюда, много салатов. В каждой семье дети с большой радостью наряжают ёлку. Бьют Кремлевские куранты. Президент страны поздравляет всех с Новым годом.

Наше путешествие подошло к концу. До встречи, карта мира!

    Заключительный этап. Подведение итогов.

Рефлексия: ребята,вам понравилось путешествовать?Полина, что тебе запомнилось? Рома, в какую страну хотел бы вернуться еще раз? А ты Настя, о чем расскажешь дома? Матвей, какая страна тебе запомнилась своей необычностью празднования Нового года? Где еще вам хотелось бы побывать?

Воспитатель: И мне было приятно с вами путешествовать. Спасибо за компанию! Вы можете отметить свое настроение от проделанного путешествия, вот этими смайликами.

(Дети берут смайлики и раскладывают в соответствии со своим настроением)

Словарь

Существительные: праздник, маски, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год,шар, подарок, ёлка, хлопушка, мишура, конфетти, танец, пляска, хоровод.

Прилагательные: игрушечный, любимый, маленький, большой,стеклянный, пластмассовый, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, новогодний, весёлый, смешной, добрый, сердитый.

Глаголы : танцевать, плясать, украшать, праздновать, дарить, благодарить, наряжать.

Наречия: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.

«Назови ласково»

Шар - шарик, шарики.

Звезда - звёздочка, звездочки.

Бусина - бусинка, бусинки.

Фонарь - фонарик, фонарики.

«Скажи какие?»

Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)

Шары из стекла - какие? - ... (стеклянные)

Флажки из бумаги - какие? - ...

Зайцы из пластмассы - какие? - ...

Флажки разных цветов - какие? - ...

«Узнай словечко»

Белый, пушистый, искрящийся... (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая... (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное... (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная... (сосулька)

Уходящий, старый, новый... (год)

Дидактическая игра «Подбери признак к пред­мету»:

елка (какая?) - ...,

праздник (какой?) - ...,

елочные игрушки (какие?) - ...,

Дед Мороз (какой?) - ...,

Снегурочка (какая?) - ...,

ребята (какие?) - ...,

подарки (какие?) - ....


Пересказать рассказ «Елка».

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз за­шевелился, голову поднял и громко спросил:

Кто меня разбудил?

Это я, Саша.

Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

Выложить фигурку из спичек по образцу.

Елочка зеленая выросла в лесу.

Елочку на праздник я домой принесу.

«Что лишнее и почему?»

Лыжи, санки, коньки, василек.

Зима, весна, декабрь.

«Объясни словечко»:

поземка, горнолыжник, подледная (рыбалка),

снеговик, снегоуборочная (машина)

"Добавлялки"

Кто подарки нам принёс?

Ну конечно…(Дед Мороз)

Возле ёлки в Новый год

Дети водят... (хоровод)

Очень звонкие игрушки -

Новогодние...(хлопушки)

Мы берём картон и краски -

К карнавалу будут... (маски)

Сшит костюм цыганский Вале,

Чтоб блеснуть на....(карнавале)

Если стужа на дворе,

Все деревья в серебре,

Огнями елочка цветет,

Значит скоро... (Новый год).

Всегда и в любую погоду

Мы рады... (Новому году).

Бородой седой зарос

Старый, добрый...(Дед Мороз)

Смотри: он весел и ярок

И что-то несет нам в... (подарок).

Собирайтесь в хоровод

И встречайте... (Новый год).

Ведь подарки нам принес

Наш веселый... (Дед Мороз).

Наш веселый Дед Мороз!

У него красный... (нос),

Шуба длинная, до пят.

Веселит он всех... (ребят).

«Отгадай загадки».

Объясни, что тебе помогло их отгадать.

Загадки

Яприхожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

(ёлка)

Она с дедушкой пришла,

Смех веселье принесла.

Отводила хоровод,

Привела к нам Новый год.

(Снегурочка)

Серебряные нити

На ёлочке висят,

В темноте сверкают,

И ярко так блестят.

(дождик)

Какая игрушка стреляет,

Как пушка?

(хлопушка)

Сам дней не знает,

А другим указывает.

(календарь)

В январе,

На праздник важный,

Дождь идёт

Цветной, бумажный.

(конфетти)

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Есть, ребята, у меня

Два конёчка, два конька.

Спят все лето напролет,

Любят кони только лед.

(Коньки)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

И коня своего

За веревку вожу.

(Санки)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем ёлку украшать:

Бусы, шарики, игрушки,

Дождик, звездочки, хлопушки.

Ель в сиянии огней –

Можно приглашать гостей!

Пальчиковая гимнастика

«ЕЛОЧКА»

Перед нами елочка:Пальцы рук, переплетены, из больших

пальцев – верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки.Кулачки, указательные пальчики выставлены

Шарики, фонарики,«Шарики» из пальцев вверх и вниз.

Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки.Ладони сложены, пальцы расправлены;

средний и указательный пальцы стоят на столе.

«НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились.Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и

Нам подарки преподнес. указательными пальцами обеих рук.

Нам большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними, начиная с большого.

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки:Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки,На каждое произнесенное название

Кукол, мишек и машины,подарка загибают по одному пальчику

Попугая и пингвина,сначала на правой, потом на левой руке.

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!Делают из пальчиков правой руки

Гав! Гав!мордочку щенка.

Выучите с ребёнком стихотворение. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

Новогоднее

Наступает Новый год.

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанья сбудутся,

Чего б он ни хотел.

Строитель хочет строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым.

Очем мечтает садовод?

В его мечтах, весь мир цветет,

И люди, глядя на цветы,

Становятся добрей.

Пусть эти славные мечты

Исполнятся скорей.

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой ёлке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет ёлка,

Пусть горит всегда.

(А. Барто)

***

Ёлка наряжается -

Праздник приближается,

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт.

(Я. Аким)

Здравствуй праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовём на ёлку мы.

Стихи для автоматизации поставленных звуков

Подарок

В Новый год под яркой елкой Я нашла подарок свой. В старой обувной коробке Спал котенок золотой. Носик кнопкой, хвостик кистью, Лапки в белых башмачках, А усищи-то, усищи! И полоски на боках. Заберу его в кроватку. Тихо песенку спою, Чтобы спал он сладко-сладко, Сказку на ночь расскажу! С. Суворова

Короткие стихи для малышей про Новый год

Снег идёт, снег идёт
Значит скоро Новый Год
Дед Мороз к нам придёт
Всем подарки принесёт!

Я.Аким
Елка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

В.Петрова
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках - снежок!

Рысью мчится Новый Год...

Рысью мчится Новый Год,
В дом спешит, стучится;
На озёрах белый лёд
Глаз слепит, искрится.
Клён, ольху обняв, стоит –
Так теплее вместе;
Что-то тихо говорит
Ей, своей невесте.
Солнце скоро упадёт
Весело за горку;
Забуянит, запоёт
Лес пургою звонкой.
Снег запляшет хоровод,
Вихрем закружится;
Скоро, скоро Новый Год!
Рысью в гости мчится.

Кирилл Авдеенко

По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

(Первый год обучения)

Активизация и расширение словаря по теме “Новогодний праздник ”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа)

Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, картинки с изображением новогоднего праздника.

1. Организационный момент

– Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя елка )

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? (Дед Мороз )

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год )

2. Упражнение «Украсим елку»

Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

– А что принято делать перед Новым годом?

– Мы с вами сегодня будем украшать елочку.

– Давайте рассмотрим картинки, назовем их и украсим нашу елочку.

3. Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

– Елочка получилась у нас очень нарядная. Мне из леса пришло письмо. Но с ошибками. Вы сможете понять, что там пишут?
– Ребята, я буду читать предложения, а вы послушайте, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.

Конспект занятия в старшей группе Составление рассказа «Новый год на пороге»

по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные задачи:
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать у детей умение отвечать на вопросы полными предложениями. Активизировать словарь прилагательных по теме. Упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Оборудование: О.С.Гомзяк серия сюжетных картин «Новый год на пороге»

1. Организационный момент

– Ребята, покажите, какие вы принесли игрушки. Кто вам помогал их делать?

– Все игрушки очень красивые.

2. Объявление темы занятия

– Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ о том, как ребята в школе готовились к Новому году.

3. Беседа по серии картин

Логопед в хаотичном порядке выставляет картинки и просит детей расставить их в нужной последовательности.

– Как вы думаете, какой приближается праздник?

– Почему вы так решили?

– Чем заняты ребята?

– Посмотрите внимательно и назовите, какие елочные украшения у них получаются?

– Чем пользуются дети во время работы?

– Они работают с удовольствием или нет?

– Какие у них получились украшения? (Разноцветные, яркие, забавные, красочные).

– Куда они повесили свои игрушки?

– Как дети проводили праздник?

– Во что они были одеты?

– Какой сюрприз ждал их в конце праздника?

4. Составление рассказа

– Ребята, еще раз посмотрите на картинки и составьте по ним рассказ. Не забудьте рассказать о сюрпризе, который ждал ребят в конце праздника.

Новый год на пороге

Приближался любимый детский праздник – Новый год. А елка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на елку и предложила:

– А давайте украсим ее не только шарами, но и сами сделаем игрушки.

Ребята согласились. Каждый из них взял ножницы, краски и цветную бумагу. Работали дети с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на елку свои работы. Елка сверкала и светилась.

Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к елке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну и, конечно же, к ребятам пришел Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста по развитию лексико-грамматических компонентов речи

Тема: «История ёлочной игрушки». Лексическая тема «Новый год».

Занятие содержит презентацию об истории ёлочной игрушки, доступную восприятию детей.

Цель: расширить представления детей о ёлочных игрушках.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: Совершенствовать грамматический строй речи (подбирать слова с противоположным значением; образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, прилагательные от имени существительного, согласовывать числительные с существительными в роде), продолжать учить делить слова на слоги, выделять первый звук в слове. Активизировать словарь по лексической теме.

Коррекционно-развивающая: Продолжать развивать речевое дыхание, зрительное, фонематическое восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательная: Воспитывать интерес к истории ёлочной игрушки, желание украсить ёлочку игрушками, сделанными своими руками. Создание положительного эмоционального фона радости, ожидания праздника.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа, чтение рассказов о новогоднем празднике, ознакомление с презентацией «История Деда Мороза».

Оборудование: мультимедийная установка, ёлочка, массажный мячик, ватная ёлочная игрушка, хвойная веточка, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Слайд 1

1. Организационный момент

Логопед:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто наша гостья.
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год —
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды. (Ёлочка)

2. Основная часть.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Приятный запах»

Догадались, кто наша гостья?
- А что принято делать перед Новым годом?
- И мы с вами сегодня будем украшать ёлочку, посмотрите, какая она красавица, как пахнет!?
- Я буду подносить веточку к носу каждого из вас, вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах хвои!».

Упражнение «Скажи наоборот»

А сейчас рассмотрим нашу ёлочку:
- У нас ёлочка низкая, а бывает - высокая.
- У нашей ёлочки ствол тонкий, а бывает - толстый.
- У нашей ёлочки иголки длинные, а бывают - короткие.
- Наша ёлочка ещё не украшена, чем украшают ёлочку? (ответы детей).

Слайд 2

Моя бабушка рассказала, что в детстве она украшала ёлочку бумажными фигурками фей, ангелов, плела цепочки. А вот что я узнала из энциклопедии:

Слайд 3

В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными - печенье, конфеты, пряники, плюшки, калачи, яблоки, груши. Затем появились бумажные цветы, феи и ангелы.

Игровое упражнение «Назови ласково».

Ребята, вы можете назвать ёлочные украшения ласково? (печенье - печеньице , конфеты - конфетки , пряники - прянички , калачи - калачики , яблоки - яблочки , шишки - шишечки и т.д.)

Слайд 4

Потом появились игрушки из ваты: дети в шубках, Снегурочка, Дед Мороз; румяные яблоки, сочные груши, сливы - являлись символами изобилия.

Артикуляционное упражнение «Фокус» («дуем с чашечки»), элемент исследовательской деятельности, развитие речевого дыхания.

Положить детям на нос кусочек ваты и предложить подуть на неё (3 раза):
приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос (нижние зубы не «подсаживают» язык вверх).

Какая вата? (вата легкая, пушистая, белая, не имеет формы ). Молодцы, поэтому её покрывали клеем, раскрашивали и получались вот такие игрушки, подуйте на них: вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, при выдохе щёки не надуваем, воздушная струя идет по языку.

(логопед держит ватную ёлочную игрушку, дети дуют и делают вывод, что дуть на неё сложнее, она тяжелее ваты) .

Слайд 5

А ещё ёлочные игрушки делали из проволоки: звёзды, ягоды, цветы, бабочки, лодочки.



Игра «Телеграф».

«Сколько в слове слогов?» (дети нажимают на массажный мячик, определяют количество слогов в словах: звез-да, я-го-ды, цве-ты, ба-боч-ки, ло-доч-ки).

Слайд 6

А из жести (тонкий слой железа) - штампованные, раскрашенные фигурки животных, птиц.

Слайд 7

Были даже игрушки из медицинских ампул и колб?!

Слайд 8

Из медной проволоки конструировали стеклянные игрушки, чаще всего геометрические формы. Какие геометрические формы мы знаем? (дети перечисляют).

Слайд 9

Картонные елочные игрушки раскрашивали или покрывали фольгой. Популярные темы - лесные животные, птицы, насекомые и др.

Слайд 10

Игра «Четвёртый лишний»

Ребята, нужно определить по первому звуку четвёртую лишнюю ёлочную игрушку: курица, попугай, пеликан, петух (курица, т.к. первый звук [к], а в других игрушках [п]- [пь]).

Слайд 11

- В сюрпризных игрушках помещали какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз.

Слайд 12

А на макушке сияла пятиконечная, рубиновая звезда!

Слайд 13

Позже начали выпускать на фабрике «Ёлочка» стеклянные ёлочные игрушки. Мастера выдували домики, фигурки зверей, детей в шубках, часы, будильники.

Слайд 14

Игра «Угадай по персонажам сказку».

Много игрушек было создано по мотивам сказок: Доктор Айболит, сказка о рыбаке и рыбке, Чипполино, сказка о царе Салтане и другие.

Слайд 15

Физкультминутка «Ёлочка».

Так наряжали ёлочку ваши бабушки и дедушки.
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки, как будто в белом инее.
(опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие повсюду зажигаются.
(наклоны вправо, влево)
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются
(ходьба на месте, улыбка)

Слайд 16

Игра «Ёлочные игрушки»

- Ёлку можно украшать разными игрушками. Поиграем в игру, какие игрушки, если они:
Из картона - …(картонные)
Из бумаги - ...(бумажные)
Из пластмассы - ...(пластмассовые)
Из фарфора - …(фарфоровые)
Из дерева - …(деревянные)
Из стекла - …(стеклянные).
- Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться) .

Упражнение «Сосчитай-ка»

Посчитаем наши игрушки длинным счётом: одна игрушка, две игрушки, … десять игрушек.
- Молодцы, ребята правильно посчитали.

Слайд 17

А у нас в России есть музей ёлочной игрушки «Клинское подворье». В музее представлены более трех тысяч ёлочных игрушек! Нам и дня не хватит, чтобы их посчитать.

Слайд 18

И ещё в этом музее живёт Звёздочка - фея ёлочных игрушек. Она предлагает нам стать волшебниками, сделать ёлочные игрушки своими руками, и оставила волшебный рецепт: немножечко усердия, чуточку терпения, капельку усидчивости и все это залить фантазией и приправить хорошим настроением. Но для этого необходимо сделать волшебные движения пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки согнуты в локтях перед собой, пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки,
Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики» ладошка - «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх, «фонарики» так же обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» положение «ушки» вниз.

Молодцы, ребята, а сейчас превращаемся в волшебников, а свою группу превращаем в волшебную мастерскую и принимаемся за дело.

Слайд 19

Звучит музыка. Дети делают ёлочные украшения (дифференцированный подход: по интересам, по сложности) .

3. Итог занятия.

Какое у вас настроение? (ответы детей)
- Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.

Слайд 20. Дети украшают ёлочку.

Слайд 21. Украшая ёлочку, надо подержать в руках игрушку чуть подольше и загадать желание. Ведь каждая ёлочная игрушка - это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна…

Счастливого Нового года!

Формы взаимодействия с родителями:

Рекомендовать родителям рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком украсить её игрушками, сделанными своими руками. И ёлочка будет наряднее и праздничнее обычной потому, что делая игрушки, мы вкладываем в них душу и настроение. И дело даже не в творческом подходе. Ребенок будет счастлив от самого процесса, да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.

Рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города.

Игры и упражнения в праздничные дни

Игра «Кто больше?» (ребёнок составляет предложение с добавлением однородных членов). - Мы украсили елку. - Мы украсили зеленую елку. - Мы украсили зеленую, пушистую елку. - Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку. Цель: совершенствовать навык распространения предложения путем введения однородных членов.

Словесное упражнение «Что на елке, а что под елкой?» . Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Игра «Подбери признак» (ребенок смотрит внимательно на игрушки, и говорит как можно больше слов об этом предмете). Например: Снеговик (какой?) - большой, белый, круглый, веселый… Гирлянда (какая?) - новая, красивая, блестящая, разноцветная… Мишура (какая?) - блестящая, новогодняя, серебристая… Игрушка (какая?) - красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Игра «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает одну из игрушек и рассказывает, какая она). Например: Это шарик. Он круглый, гладкий, лёгкий. Это сосулька. Она тонкая, длинная, гладкая. Это фонарик. Он бумажный, лёгкий.

Цель: закреплять умение подбирать признаки к предмету.

Игра «Чего не стало?» (ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает с елочки одну игрушку, ребёнок говорит, чего не стало).
Цель: развитие внимания и памяти.