Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей. Взаимодействие доу и семьи по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры

Значение экологического просвещения родителей дошкольников. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как про­цесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое про­свещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неодно­кратно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрос­лых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов. Дошкольный возраст - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для эколо­гического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспита­ния, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возни­кают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического про­свещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес роди­телей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наи­более престижным считается изучение иностранных языков (но не экологиче­ское образование).

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования. Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребенок объяс­няет им, что так нельзя делать, добавляя: «так говорила воспитательница». Роди­тели в лучшем случае не реагируют на возражения ребенка, в худшем - еще и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам го­ворят». Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возра­жать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном уч­реждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает си­туацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лич­но значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, которую предлагают родителям некоторые детские сады на собрани­ях, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такая совместная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психо­логическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почув­ствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые требуются в обыденных условиях (правильно развести костер или поставить па­латку, учиться вести себя как член команды и т.п.).

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образова­нии в целом, педагог Н.А.Рыжова выделила ряд компонентов содержания, что отражено в следующей таблице

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросу экологического воспитания

старших дошкольников.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

· педагог - родитель;

· педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: мне следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» я могу провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

· основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

· одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что

80 % черт характера ребенка закладывается в семье. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Я подготавливаю собрание заранее, вывешиваю объявление за 3-5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Мои беседы с родителями это наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяет мне осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Одной из основных задач экологического образования дошкольников - это непрерывность процесса. Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей.

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. У дошкольных работников есть преимущества в том, что педагоги имеют возможность встречаться с родителями ежедневно и в личном контакте осуществлять сотрудничество.

Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно.

Для выявления родительских представлений и ожиданий от экологического образования целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания.

Также для повышения эффективности взаимодействия в конце каждого учебного года я провожу опрос родителей, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействия семьи и детского сада, получаю обратную связь и предложения от родителей.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

· пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

· проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.

Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

· еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.

· для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.

· групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.

· организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные «Мы и наши дети».

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

· уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними.

· уголок “выращивания”, оснащённый необходимыми средствами для самостоятельной исследовательской - практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.;

· фотографии на тему “природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

Проект «Совместная деятельность с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А.Сухомлинский)

Актуальность:

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», и др. . Семья занимает важное место и в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

Педагог-ребенок-родитель.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в деле воспитания детей.

Задачи проекта:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей.

4. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

5. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

Посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Этапы работы:

1. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). С этой целью необходимо провести анкетирование. Ответы родителей обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.

2. Подборка консультативного материала.

3.Выбор совместных форм работы.

4.Проведение опроса родителей в конце учебного года,который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Я разработала комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в экологическом образовании дошкольников подготовительной группы. Работа велась по следующим направлениям:

Направления работы:

Работа с родителями

Повышение социально - экологической культуры родителей;

Знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;

Формы работы: проведение анкетирования в начале и в конце учебного года; родительское собрание «Берегите природу»,косультации ««Познавательные интересы вашего ребёнка», «Сбережем родную природу», «Приобщения детей к природе».

Совместная деятельность с детьми:

Задача: включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Формы работы:

Проведение совместных экскурсий, прогулок. ;

Участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

Сбор коллекций природных материалов;

Выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

Природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек).

Формы работы педагога с родителями:

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы: родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами экологического воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Индивидуальные формы -педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.

Наглядные формы: оформление стендов, оформление выставок творческих совместных работ(" Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", " "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Конкурс "Лучшая поделка из природного материала", рекомендации для родителей, выпуск фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек и т.д. В работе с родителями использую домашние задания. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, передать свои впечатления в рисунке, заготовить природный материал, изготовить поделки, сделать гербарий, собрать семена растений для пополнения групповых коллекций.

Экологические газеты содержат интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы. Родителями воспитанников были выпущены 2 газеты: «К Земле с любовью», «Одумайся, человек!»

Нетрадиционные (смешанные формы или комбинированные) - Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), день открытых дверей, совместные прогулки, экскурсии.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми и родителями собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Я стараюсь привлекть к участию в таких мероприятиях и родителей. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.Совместно с родителями проведен КВН на тему « Витаминный калейдоскоп», инсенировка сказки «Репка», «Приключения в осеннем лесу».

Наша группа участвовала в муниципальном конкурсе «Вторая жизнь мусора», совместно с родителями был собран бросовый материал для изготовления нарядов «Снежной королевы» и «Королевы Весны».Наши костюмы из бросового материала оказались самыми лучшими и наряд «Снежной королев» был удостоен награды за превое место.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами. Активными помощниками при обновлении и обогащении уголков природы являются родители, которые систематически приносят новые отростки растений, собирают различные материалы для провдения опытов. Весной папы изготавливают скворечники, раскидывают снег, убирают мусор, подготавливают почву для посадки саженцев. Следует обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять ребенка.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. Такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей, в первую очередь, способствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры.

Выводы: Разработанный комплекс мероприятий показал свою эффективность. Благодаря тому, что я подключила к образовательному процессу семью, уровень сформированности экологических знаний дошкольников повысился. Следовательно, подтвердилась гипотеза о том, что эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Тема: Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию.

Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы, потому что мал ростом. Трава ему по пояс, цветы поднимают венчики к самым его глазам, а рядом с собакой он чувствует себя так же, как мы рядом с коровой. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой…

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний, воспитания бережного отношения к природе существенную роль играет семья.

Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру. Любовь, настоящая забота о природе возникают у детей, лишь, когда ежедневно перед ним стоит пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если кто-либо из родителей, которому подражает ребенок, бездумно сломал ветку, шагнул в клумбу, то пользы от этих разговоров не будет.
Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Цели работы с родителями по экологическому воспитанию детей раннего возраста:
- повышение экологической культуры родителей;
- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи;
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи;
- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей раннего возраста.

В своей работе использую следующие формы работы с родителями: консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, акции, конкурсы и выставки.

Использую в работе с родителями папку-передвижку по теме «Времена года». В содержание папки входит краткая характеристика времен года, стихотворения, загадки, пословицы. Также оформлена информационная папка для родителей: «Какие месяцы в году», «Природа Ямала».

Составляю короткие заметки-рекомендации по экологическому воспитанию, которые помещаются в информационные уголки для родителей и периодически меняются. Составила паку для родителей по экологическому воспитанию детей раннего возраста, где подобраны статьи, стихотворения, пословицы о природе.

Предлагаю родителям выполнить творческие работы на тему «Ребенок и окружающий мир», с целью обмена опыта по экологическому воспитанию детей в семье. В работу входит фотография ребенка и комментарий к ней, в виде сочинения, стихотворения. В итоге оформили папку передвижку приемной группы.

В детском саду ежегодно проходит акция «Подари цветок». Родители дарят комнатные растения в группу, в уголок природы. В уголке природы знакомим детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

Родители активно участвуют в конкурсах детского рисунка и поделок из природного материала. В этом учебном году родители вместе с детьми участвовали на уровне детского сада в конкурсе рисунков «К Юбилею округа» и окружном конкурсе творческих работ «Мамонтенок Люба и К».

С помощью родителей составили альбомы на тему «Дикие животные», «Домашние животные».

В поездках в лес, за город предлагаю собирать с детьми природный материал. Ведь это настоящие «сокровища», которые дети охотно собирают и с большим интересом рассматривают. Но при этом нельзя ломать ветки, рвать растения, сшибать ногами грибы.

В приемной группы организована «Мини-библиотека», где помещена литература, методические пособия по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста.

Считаю, что используя формы и методы работы с родителями, у детей формируются начало экологической культуры, появляется желание общаться с природой, развиваются умственные способности (дети анализируют, делают выводы). Родители осознают важность формирования экологических представлений у детей в семье, взаимодействуя с ДОУ.

Совместная работа ДОУ С родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.

Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором

усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию


Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,

папок- передвижек.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!