Конспект занятия по логопедической ритмике. Конспект занятия по логопедической ритмике «Здравствуй, карандаш! Развитие слухового внимания

Конспект

занятия по логопедической ритмике

в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Путешествие в сказку.

Учитель-логопед

Кошечкина Елена

Владимировна

МДОУ

«Детский сад № 3»

г. Дзержинск

2011 г.

Цель: Формирование слоговой структуры слова через развитие у детей чувства ритма.

Обучающие задачи:

Учить воспроизводить двигательные, звуковые и речевые ритмические ряды по показу, зрительному образцу.

Учить изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

Формировать усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого-медленного-умеренного) и метра (чередования долей, паузирования).

Формировать слоговую структуру слова.

Развивать интонационную выразительность речи (повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию).

Расширять и обогащать словарь детей по теме «Посуда».

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять навык правильного произношения изолированного звука [с].

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие.

Развивать умение сосредотачивать свое внимание при воспроизведении ритма и сознательно подчинять ему свои движения.

Развивать координацию слова с движением.

Развивать мимику, регуляцию мышечного тонуса.

Упражнять в правильном употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Продолжать развивать мелкую моторику руки.

Закреплять двигательные умения, пространственную ориентировку.

Воспитательные задачи:

Воспитывать произвольное поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, самостоятельности, умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Пропедевтическая работа:

Наработка необходимого словаря по теме.

Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Музыкально-ритмические упражнения: «Паровозик», «Улица», «Чай».

Разучивание песенки «Бим-Бом».

Воспроизведение повторяющихся ритмов с наращиванием их количества и сохранением постоянного темпа.

Оборудование:

Индивидуальные карточки с различными ритмическими рисунками, обручи на каждого ребенка, музыкальные инструменты на каждого ребенка: ложки, колокольчики, бубен; таз с посудой, мяч, магнитофон, компьютерная презентация к занятию, экран.

Методы и приемы:

Сюжетная основа занятия; словесные игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, художественное слово, музыкально-ритмические упражнения, элементы фонетической ритмики, элементы психогимнастики, педагогическая оценка.

Дифференцированный подход:

Дети с более или менее высоким уровнем развития.

Дети со средним уровнем развития.

Дети с низким уровнем развития.

Для детей со средним и низким уровнем развития увеличен объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений.

Для закрепления умений используется определенная последовательность опроса детей: сначала дети из сильной подгруппы, затем – дети со средним и низким уровнем развития.

Вовлечение детей со средним и низким уровнем развития в активную работу обеспечивается подбором зрительных образцов ритмических рисунков.

Деятельность логопеда

Дифферен-

цированный подход

Деятельность детей

Ι. Вводная часть.

1. Развитие внимания, ритма и темпа движений, умения реагировать на изменения в музыке.

Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Садимся в поезд и поехали.

(Музыкально-ритмическое упражнение «Паровозик» С.Железнов)

- Вот мы и в сказке.

Жила-была муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, самовар она нашла. Пригласила всех на чай. Нынче Муха – именинница.

2. Развитие интонационной выразительности.

Кто это? (Муха.)

Муха.

Муха?

Муха!

3. Развитие чувства ритма, умения держать паузу.

- Прохлопаем слово – му-ха.

Прохлопаем с паузой – 1,2.

ӀӀ. Основная часть.

  1. Развитие фонематического слуха. Работа над слоговой структурой слова.

Скоро гости придут, а у Мухи-Цокотухи посуда не помыта (показывается таз с посудой).

Помогите Мухе посуду помыть, стол накрыть. Если правильно назовете слово, значит, вы хорошие помощники.

Упражнение «Убери лишний слог».

Чайтаник -…, тарелбака-…, статакан-…, блюдмице-…, чаштака-…, ложбака-...

  1. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением.

Я тарелки разложу,

Ложки, вилки положу,

Мухе помогаю,

На стол я накрываю

  1. Развитие слухового внимания.

- Стол помогли накрыть. И обрадовались блюдца: дзынь-ляля, дзынь-ляля, вместе с чашками смеются: дзынь-ляля, дзынь-ляля .

Произносим: чашка-блюдце-чашка-…

  1. Работа над грамматическим строем речи (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Посмотрите, у нас посуда большая, а у Мухи маленькая.

(Логопед бросает мяч ребенку, называет слово в начальной форме)

  1. Развитие внимания, умения быстро реагировать на изменения в музыке.

- Стол для маленьких гостей мы накрыли. А для себя? Нас муха тоже чаем хочет угостить.

Музыкально-ритмическое упражнение «Улица» - Пассакалия Г.Гендель.

  1. Развитие координации слова с движением, ритма движений, слухового внимания.

Чтобы заварить чай, надо воды принести из колодца .

Мы к колодцу пошли,

Ведра так мы несли:

топ,топ,топ.

Мы к колодцу побежали,

Ведра полные набрали:

Топы-топы, топы-топы, топы-топы.

Мы обратно поскакали,

Ведра чуть не потеряли:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Воду принесли. А чайник где?

Жил-был чайник – посуды начальник,

И были у него: нос, чтобы наливать -

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Ручка, чтобы поднимать –

Тааааааак, таааааааак,

Дно, чтоб не проливать –

Плюх!

Крышка, чтобы закрывать –

Бух!

  1. Развитие произносительных навыков. Работа над ритмом, темпом, высотой голоса, длительностью выдоха.

- Начинает чайник закипать: буль-буль (в медленном темпе)

Кипит чайник: буль-буль-буль (в быстром темпе).

Чайник кипит по-разному.

Вскипел и загудел: УУУУУУ (высоким голосом, затем низким).

Наливаем в чашки чай. Каждый ребенок соединяет руки в кольцо. «Чайник» наливает в «чашку», а ребенок произносит: ССССССС .

8. Хоровое пение.

Песенка «Бим-Бом» С.Железнов

9. Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов.

- А вот и гости прилетели, прискакали: хмурая бабочка, веселый кузнечик, злой жук.

Музыкальные пальчиковые игры «Чай».

10. Игра на музыкальных инструментах.

Игра «Оркестр»

III. Заключительная часть.

  1. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Муха будет продолжать именины, а нам пора из сказки домой возвращаться.

Домой попасть поможет облако.

Облака плывут по небу

И пушисты, и легки

То они как медвежата,

То как белые цветы.

  1. Итог.

Сказке конец,

А кто участвовал в ней,

Тот молодец.

Дети друг за другом двигаются по залу.

Слушают.

Правой рукой гладят левую от плеча к кисти.

На уровне груди кисти рук разводят в стороны.

Руки вверх.

Отхлопывают слово.

Прохлопывают слово по слогам с паузой (1-2 считают про себя).

Слушают.

Исправляют ошибки, называя правильно слово. Находят в тазу этот предмет и ставят на стол.

Хлопнуть, правую ладонь поставить перед собой, затем левую.

Правая ладонь – «ковшик» у плеча, на левой растопырить пальцы, поднести к плечу.

Скрестить ладони, «взмах крыльями».

Ладонь правой погладить ладонь левой руки.

Стоят в кругу, передают мяч, произнося поочереди: чашка-блюдце-чашка-блюдце- и т.д.

Ребёнок ловит мяч, образовывает слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом форму и возвращает мяч.

Берут обручи (блюдца) и двигаются под музыку изменяя движения. На конец музыки встают в обруч и ставят одну руку на пояс (ручка чашки).

Ходьба на месте.

3 хлопка.

Бегут на месте.

Поочередные хлопки руками по ногам.

Прыжки.

Отстукивают ритм ногами.

Маршируют на месте.

Сгибают правую руку в локте.

Хлопают в ладоши.

Ставят левую руку на пояс.

Медленно поднимают и опускают левое плечо.

Перекаты с пятки на носок.

Прыжок.

Ладони перед собой.

Ладони положить на голову.

Повторяют.

По индивидуальным схемам отхлопывают ритм, произнося буль .

| | | | | |

| | |

| | | |

Повторяют.

Из ладошек делают «чашечку».

Произносят звук.

Поют.

Изображают насекомых с различной мимикой.

Выполняют движения по подражанию.

Играют на музыкальных инструментах.

Слушают.

Лежат на ковриках.


В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.

В логоритмическом воздействии можно выделить 2 основных звена :

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе . Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

Воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;

Музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

Физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия .

1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.

Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.

Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица

происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа и ритма дыхания.

Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодических компонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.

4. Развитие фонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.

Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”

Цели:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;

Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма

Ход занятия

Приветствие, мимическое упражнение Здесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)

Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом” , “Ёжик” (С. и Е. Железновы)

Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ). Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)

Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику ”(Аверьянова)

Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку) .

А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)

Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).

Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)

Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова) . Завершение занятия.

Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”

Цели

  • воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма

Ход занятия

Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”

Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.

“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.

“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные!

“Строим дом” (ПГ под музыку):

Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!

Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.

“Маляры” (АГ под музыку):

Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!

“Новоселье” (согласование речи с движениями):

А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!

Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)

Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)

Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.

Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!

Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)

Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.

Завершение занятия.

Разработала учитель-логопед

Стрюкова Елена Васильевна

МБДОУ № 69 "Детский сад общеразвивающего вида" город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цели:

  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.
  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.

Ход занятия.

Педагог:

Тра-та-та, тра-та-та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Всех ребят к себе зовёт!

Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

Представим, что мы лесной полянке…

Психогимнастика.

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают: «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик

Бум-бум, бум-бум!

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

Целый день играет Ёжик:

Бум-бум, бум-бум!

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы - попробуй - ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки - прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Педагог:

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай

(Дети маршируют)

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

(Поскоки)

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал

(Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

(1 - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка - прыг-скок,

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

(Звук бубна.)

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог одевает маску мишки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Педагог: Вылез мишка из берлоги

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Разминает мишка ноги

На носочках он пошёл

(Ходьба на носочках)

И на пяточках потом

(Ходьба на пятках)

Топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором - сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Дети (хором) : Как на праздник на весёлый

Взявшись за руки, дети идут по кругу.

Испекли мы каравай:

Вот такой узенький,

Сужают круг.

Вот такой низенький,

Приседают на корточки.

Вот такой широкий,

Расширяют круг.

Вот такой высокий,

Поднимают руки вверх.

Вот такой вкусненький!

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников
по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы
логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой
основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.
В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой
дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной
являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика
сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,
мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,
движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического
и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых
разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,
ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической
основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе
они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое
логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и
общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении
тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет
место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики
необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная
сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике
обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения
специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные
виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не
только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно
с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные
(равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как
об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания
равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Развитие чувства музыкального темпа
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может
быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны,
как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.
Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические
единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание,
музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование
способствует развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной
близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его
скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с
мелкими предметами под музыку.
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым
разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный
материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно
развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего
музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при
помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания-
один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей
сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и
осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте,
силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых,
приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.
Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие,
как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,
вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает
настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и,
стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и
артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие,
как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового
внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.

Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать
звуки с какими – либо
музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме
подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются
детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Игры и упражнения

Развитие дыхания
(Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто
она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)
Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы
платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит
голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то
кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина,
тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом)
урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом)
кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот
эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е - ха – ли!
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания


Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Описание упражнения
Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР »Музыка весны».

Цель : коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • Активизировать словарный запас по теме «Весна»;
  • Развивать подражательность, диафрагмальное дыхание, координацию и переключаемость движений;
  • Работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.

Коррекционные задачи:

  • Работать над развитием артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
  • Продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
  • Развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации).

Оборудование: тазы с водой, бумажные кораблики, разрезные картинки по теме «Первоцветы», магнитная доска, металлофоны,

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Звучит инструментальная обработка «Музыка весны» А.Вивальди, дети входят в зал.

На ковёр все проходите,
Мне улыбки покажите.
Чтоб плясать было удобно,
Чтобы двигаться свободно,
По полянке разойдёмся…
И снова улыбнёмся!

2. Дети выполняют коммуникативное упражнение «Музыка, здравствуй!» муз. и сл.М.Л.Лазарева (Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997. – с.128)

Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте, все!

Логопед: Дети, послушайте загадку (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.) и скажите, о каком времени года в ней говорится.

Почему зелёный листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что, потому что
По земле идёт … (весна)

3. Упражнение на согласование речи с движением.

Логопед: Ребята, а вы хотите посмотреть, что происходит в лесу весной?

В лес весенний мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Дети идут, высоко поднимая колени)
Топают ножки по прямой дорожке.
И поскачут ножки прямо по дорожке.
(Дети двигаются на подскоках)
Скакали, скакали и встали. Стоп!
(Дети останавливаются по сигналу)
По узенькой дорожке пойдут тихонько ножки.
(Дети идут, приставляя пятку одной ноги к носку другой)
Друг за другом побежали,
И нисколько не устали.
(Нищева Н.В.)

Логопед: На лесной полянке остановимся. Как приятно греет весеннее солнышко.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания «Солнышко». (Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.)

Маленькое солнышко я держу в ладошках.
А большое солнышко вижу за окошком.
Маленькое солнышко спит в моих ладошках.
А большое солнышко ляжет за окошком.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит.
А большое солнышко светит всей планете.

Логопед: Старается солнышко, греет. Вот уже на деревьях тает снег и с веток свисают ледяные сосульки.

5. Упражнение на развитие чувства ритма «Кап — кап» муз.и сл. Е.Макшанцевой (Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005. – с.34)

На доске изображения сосулек – две короткие, одна длинная.

Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что там за оконцем?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап!
Что блестит на солнце?
Кап – кап – кап, кап – кап – кап –
Капают капели.
То весна к нам пришла,
Птицы прилетели!

Логопед: Сыграйте песенку сосулек на металлофоне.

6. Развитие речи с движением.

Все со мной в кружок вставайте,
И движенья повторяйте.
То – то славно, ребята,
Зиму гоним долой!
Загребаем лопатой,
Выметаем метлой!
Все работают с нами,
Где уж тут усидишь!
Мы сбиваем снежками
Льдинки звонкие с крыш!
И зиме холоднющей
Громко скажем мы: «Кыш!» (притоптывают ногой)
Дружно хором попросим:
«Просыпайся, Весна!»
Домик птичкам построим:
Им сейчас не до сна! (стучат кулачками)
В пляс пошли наши ножки –
Эй, гармонь, заиграй! (играют на гармошке)
Ручеёк у дорожки,
Веселей запевай! (хлопают)

7. Развитие слухового восприятия: слушание журчания ручья в записи. (аудиозапись из серии «Звуки природы»)

Логопед: Зажурчал ручеёк, значит, услышала нас Весна!

Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
В гости к нам спешит Весна!

Под музыку заходит Весна:

Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня Весна!

Логопед: Здравствуй, милая Весна, мы тебя долго ждали и приготовили в подарок песню.

8. Дети исполняют песню «Весна» муз.и сл. Л.Самохваловой (Музыкальный руководитель – 2012 — №1 – с.56)
Весна: А я тоже приготовила вам подарок. По весенним ручейкам весело играть с корабликами.
(Весна достаёт из корзинки бумажный кораблик).

9. Игра «Кораблик»

Кораблик «поплыл»: дети передают его друг другу под медленную музыку. Под быструю музыку пробежались, опять передают кораблик, снова побежали. («Русская народная мелодия» аудиозапись из серии «Танцевальные народные мелодии»)

10. Упражнение на развитие физиологического типа дыхания.

Логопед: Давайте подуем на наши кораблики, чтобы они поплыли по ручейку. Вдохнём, не поднимая плечи. Дуем на кораблики. (Дети выполняют).

Весна: А теперь мы с вами перешагнём через ручеёк и попадём на полянку. Проверим, все ли пришли, никто не заблудился в лесу?

11. Игра на развитие слухового внимания и тембрового восприятия «Узнай по голосу» муз. и сл. Е.Тиличеевой (Музыка в детском саду: средняя группа)

Дети поют, стоя в кругу.

Саша, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну – ка, глазки закрывай, не робей,
Кто зовёт тебя, узнай поскорей.

12. Активизация словарного запаса по теме «Первоцветы». Развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А на полянке кое – где растаял снег и на проталинках появились первые весенние цветы.

Весна: Ребята, какие первые цветы вы знаете? Посмотрите и назовите эти цветы.

На стене картинки с изображением первых цветов: мать-и-мачеха, подснежник, ветреница, купальница, медуница, крокусы, ландыш, тюльпан.

Весна: А теперь я предлагаю вам собрать разрезные картинки с изображением цветов.

Дети садятся на ковёр и собирают разрезные картинки «Цветы».

Весна: А вы знаете, какой цветок появляется самым первым? Ну конечно, мать-и-мачеха.

13. Пальчиковая гимнастика «Мать-и-мачеха» (Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005. – с.11) Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикатов.

Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала,
Сжались лепесточки.
На зелёных лепестках –
Круглые комочки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Весна: набежала злая тучка, закрылись наши цветочки. А вы, ребята, не боитесь тучки?

Логопед: Нет, Весна, наши дети тучи не боятся. Они весело танцуют под первым весенним дождём.

14. Развитие движений, чувства ритма. Музыкально – ритмическая композиция «Виноватая тучка» муз.Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина (движения по выбору музыкального руководителя)

Вот и солнце закатилось,
Славно мы повеселились!
В путь – дорогу вам пора,
Прощаться надо, детвора!

15. Заключительная часть.

Логопед: Спасибо тебе, Весна! Замечательно мы погуляли. Хорошо в лесу весной, но нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и послушайте звуки весеннего леса.

Дети закрывают глаза и в свободных позах слушают «музыку весны» — пение птиц, журчание ручейка, жужжание мошек и т.д. – аудиозаписи из серии «Звуки природы». Весна уходит.

Логопед: Молодцы, вы сегодня очень старались! Вам понравилось занятие? Вспомните, что мы видели в весеннем лесу?

Список использованной литературы:

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «Детство – Пресс», 2005.
Лазарев М.Л. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста.- М.:Академия здоровья, 1997.
Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.: М. – Корона – век, 2008.
Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей/ Авт.-сост. О.В.Клезович. – Минск: Аверсэв, 2005.
Музыкальный руководитель – 2012 — №1
Музыка в детском саду: средняя группа. – М., 1992.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство – Пресс, 2003.