В дошкольном возрасте закладываются учебной деятельности. Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников в рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Мотивы учебной деятельности дошкольник

Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности .

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению - принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова И ДР.) На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью.

Учебная деятельность и её структура.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализовано - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

Планирование предстоящей деятельности;

Выполнение действий по разработанному алгоритму;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Самооценка.

Предпосылки учебной деятельности и их формирование .

Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированость системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Активизация и развитие познавательных процессов;

Усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи;

Овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности);

Выполнение действий по алгоритму;

Формирование операций контроля за способом выполнения своих действий;

Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять

действия оценки.

Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД.

Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия:

Интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

Основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

Сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

1. Рассмотрим первое условие - интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка.

В сущности, ребенок обучается с самого первого дня своей жизни. Этот процесс непрерывен, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для более высокого уровня создаются на предшествующих его этапах развития. Таким образом, предпосылки к определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности, дошкольника (Л.С. Выготский). Соотношение игровой и учебной деятельности тесно связано с соотношением образного и логического мышления. В дошкольном периоде преобладают образные формы мышления, на этапе школьного обучения, в частности, при решении учебных задач - логические. Мышление с опорой на понятия обеспечивает ребенку систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах -возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы своих действий при решении учебных задач. Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой - формирование психолого-педагогической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на ведущую деятельность данного возраста - игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности.

2. Второе условие - основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности (учебы) является учебная задача. Принятие учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Исследователи Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить и понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. По мнению Д.Б. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько (главным образом) контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Вначале оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий.

3. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей.

Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности .

1. Воспитание познавательных и интересов и потребностей. Именно они являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности. Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость, давать удовлетворение. Для развития познавательных интересов необходимо: создавать условия для активных действий; вовлекать в процесс самостоятельного поиска (экспериментирование, моделирование); ставить вопросы проблемного характера; разнообразить учебную деятельность; показывать ребёнку нужность, важность учебного материала («личный смысл»); предлагать задания трудные, но посильные; планировать достижение результата; положительно оценивать, предлагать эмоциональный учебный материал.

Таким образом, развитие познавательных интересов связано с повышением любознательности, с содержанием обучения, которое включает в себя овладение ребёнком учебных знаний, с появлением желания учиться, с осознанием значения учебных занятий, с развитием познавательной активности.

2. Овладение общими способами действий такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять связи и отношения.

Основы учебных действий формируются в процессе специально организованных занятий (к концу старшего дошкольного возраста).

Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; понимать смысл и понимать учебную задачу, отличать её от практических, жизненных ситуаций; руководствоваться указаниями педагога при выполнении учебного задания; использовать средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и др.); способность отделять свои действия от действий других детей; моделировать выделенные отношения; осуществлять самоконтроль деятельности и её результатов; оценивать их, исходя из критериев, заданных педагогом.

А.П. Усова выделила три уровня развития у детей учебных умений и действия контроля и соответственно три уровня овладения учебной деятельностью . Чем ха­рактеризуется каждый из них?

К первому (высокому) уровню были отнесены дети, которые активно применяли даваемые им указа­ния в своей работе на занятиях, спрашивали о том, что непонятно, могли правильно, исходя из критериев, да­ваемых педагогом, оценивать как свою работу, так и ра­боту товарищей. У этой группы детей не наблюдалось механического подражания другим детям.

Для второго уровня характерно, что все призна­ки овладения детьми учебной деятельностью еще не­стойки. Но вместе с тем они уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения и возвраты на более низ­кий уровень учебной деятельности.

К третьему уровню были отнесены дети, характе­ризующиеся чисто внешней дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков владения учебной деятельностью.

Уровни развития учебной деятельности детей (по А. П. Усовой)

I II III
1. Слушают указания, постоянно удержи­вают их в созна­нии 1. Слушают указания, условно придер­живаются их в работе 1. Слушают указа­ния, но как бы не слышат их
2. Руководствуются ими в работе 2. Самоконтроль не­устойчив, осущес­твляется через ра­боту других детей 2. Не руководству­ются ими в работе
3. В случае непони­мания задают воп­росы 3. При выполнении работы склонны к подражанию дру­гим детям 3. К оценке не чувст­вительны
4. Правильно оцени­вают работу дру­гих 4. Результаты ус­ловны, оценка и самооценка не сфор­мированы 4. Результата не дос­тигают
5. Правильно оцени­вают собственную работу
6. Достигают нуж­ных результатов
  • 9. Объективный и субъективный характер цели воспитания.
  • 10.Концепция воспитания дошкольников.
  • 8. Идеальные и реальные цели воспитания.
  • 11. Социально-педагогические основы становления системы общественного дошкольного воспитания.
  • 12. Взаимосвязь теории и практики как условие развития системы общественного дошкольного образования
  • 13. Система дошкольного образования в рб.
  • 14. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.
  • 3.Пед. Оптимизм
  • 15.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду».
  • 17. Современные образовательные программы для ду
  • 18. Естественнонаучные основы физического воспитания. Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.
  • 19.Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Условия и средства физ. Воспитания в ду и семье.
  • 20. Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в рб и странах снг
  • 22. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошк. Возраста
  • 23.Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.
  • 24 Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания детей дошк-го возраста
  • 25.Зарубежные и отечественные системы сенсорного воспитания детей.
  • 26.Задачи и содержание сенсорного воспитания современной дошкольной педагогике.
  • 28. Современные исследования сенсорного воспитания дошкольников
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 33. Задачи и содержание эстетического воспитания
  • 36. Формы организации эстетического восп-ия детей в ду
  • 37. Из истории вопроса трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 2.Дежурства:
  • 3.Коллективные формы организации труда:
  • 39. Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание
  • 41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников
  • 40. Формы организации элементарной трудовой деятельности дошкольников.
  • 42. Происхождение игры и ее социальный характер.
  • 45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности.
  • 47.Характеристика творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих игр и игр с правилами.
  • 53. Предметно-развивающая среда. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада.
  • 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста.
  • 57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ду.
  • 4.Принцип доступности.
  • 60. Особенности воспитания и развития детей раннего возраста
  • 62. Воспитание детей в условиях разновозрастной группы
  • 61. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • 64. Виды и формы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 5.Каммуникативная
  • 70. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 32. Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
  • 65. Структура и содержание перспективного и перспективно-календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста
  • 56.Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста.

    Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации.

    Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности.

    Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста:

    1 .В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности.

    2 .К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности.

    3 .К 5-ти годам формирует у ребенка умение слушать, не мешать другим и выполнять задания.

    4 .На 6-м году формируем способность определения цели и достижения ее.

    На основе анализа учебной деятельности, проведенного Элькониным и Давыдовым , были определены ее структурные компоненты: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка.

    Усова А.П . выделила уровни развития учебной деятельности у дошкольников:

    1-й уровень. Высокий – дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других.

    2-й уровень. Средний – дети слушают указания педагога, выполняют их, но склонны к подражанию. Не всегда добиваются результата, могут сравнить свои результаты с результатами других.

    3-й уровень. Низкий – дети слушают, но не слышат. Действуют, но не по указанию, результатов не добиваются. К оценке безразличны.

    57.Основные дидактические принципы и специфика их применения в ду.

    Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе.

    В дошкольной педагогике применяются следующие принципы :

    1.Принцип воспитывающего обучения . Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно»

    2.Принцип развивающего обучения . Идея развивающего обучения было предложена Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил 2 зоны ближайшего развития и актуального развития.

    3.Принцип систематичности и последовательности . Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».

    4.Принцип доступности.

    5.Принцип наглядности . Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету».

    6.Принцип научности . Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем.

    7.Принцип сознательности и активности . Знания будут прочными, если они осознанны.

    8.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей .

    58.Методы обучения детей дошкольного возраста .

    Метод – способ совместной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач.

    В дошк. педагогике получила распространение классификация обучения по источнику получения знаний :

    1.Наглядные . К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин и предметов, демонстрация видеофильмов.

    2.Словестные . К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. литературы.

    3.Практические : упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

    - Упражнение - многократное повторение умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.

    - Моделирование . Модель – предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

    В дошк. педагогике для обучения детей звуковому анализу слова разработаны модели Журовой. Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой . По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

    В настоящее время широкое признание получила классификация обучения по характеру познавательной деятельности , предложенная Ланером и Скаткиным:

    1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные

    2. Репродуктивные

    3.Проблемного изложения материала

    4.Частично поисковые

    5.Исследовательские.

    59.Современные подходы к организации обучения в ДУ .

    В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ.

    Неустраивало и требовало пересмотра:

    Учебно–дисциплинарная модель обучения;

    Форма организации и методика обучения;

    Среда, в условиях которой организовывалось обучение дошкольников.

    В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной перадигме.

    В основу обучения была положена личностно – ориентированная модель .

    Произошел отказ от фронтальной формы обучения к подгрупповой форме обучения.

    Было сокращено общее количество занятий, остались занятия 3-х циклов: познавательного, эстетического и направленные на подготовку к школе.

    Коротковой и Михайленко было определено , что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным.

    Основной формой обучения признана игра . Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей.

    Горбань Светлана Ивановна

    Воспитатель, МБДОУ №1 ЗАТО Видяево, п. Видяево Мурманской области

    Горбань С.И. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности // Совушка. 2018. N1(11)..10.2019).

    Заказ № 77551

    I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

    1.1. Условия возникновения и становления опыта.

    Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению - желание и умение учиться, а именно сформированности предпосылок учебной деятельности.

    Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» Одним из условий ФГОС является:

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

    Преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный).

    Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:

    Овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

    Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

    Обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    Достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

    Может контролировать свои движения и управлять ими;

    Способен к волевым усилиям;

    Проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

    В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

    В игровой деятельности;

    В процессе специально организованного обучения (кружок).

    1.2. Актуальность опыта .

    У нас в детском саду «Солнышко» в этом 2015-2016 учебном году начал свою работу кружок «Будущий первоклассник», потому что в мою старшую группу были переведены 6 детей из подготовительной группы. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. Появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

    1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается:

    • в выявлении проблемы, возникновении идеи опыта, определение целей, постановке задач, выборе методов и средств их решения;
    • в разработке рабочей программы кружка, составления учебно-тематического планирования, корректировке задач, методов, средств достижения цели;
    • кратким описанием методики работы;
    • в оформлении опыта, оценке результатов.

    1.4. Длительность работы:

    • разработку рабочей программы кружка «Будущий первоклассник»
    • ежегодное составление тематического планирования;
    • проведение занятий кружка;
    • включением в занятия заданий, дидактических игр и упражнений, направленных на расширение и уточнение словаря, развитие связной речи;
    • в ежегодном подведении итогов работы кружка.

    1.5. Диапазон опыта.

    Диапазон опыта охватывает предшкольную подготовку детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

    1.6. Теоретическая база опыта.

    Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как «соотношение обучения и развития». Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

    Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

    «Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

    1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

    2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

    3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это - один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

    Дошкольный возраст - этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Он характерен тем, что ведущей деятельностью является игра и весьма важен для формирования личности ребенка.

    II . ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

    2.1. Основная цель работы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

    2.2. Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач:

    Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;

    Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;

    Развивать внимание, память;

    Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

    Формировать общеинтеллектуальные умения: операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;

    Формировать умения устанавливать причинно - следственные отношения.

    Развивать графо - моторные навыки;

    Формировать навыки учебно - практической деятельности;

    Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;

    Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

    Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

    2.3. Педагогические технологии, применяемые для формирования предпосылок учебной деятельности:

    1. Личностно - ориентированное обучение;

    2. Коррекционно-развивающее обучение;

    3. Игровые технологии.

    4. ИКТ - технологии

    2.4. Планирование работы

    Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

    1. Развитие внимания и памяти.
    2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
    3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
    4. Развитие умственных способностей.
    5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
    6. Развитие волевой готовности ребенка.

    Принципы работы при подготовке детей к обучению:

    • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
    • системность и плановость;
    • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
    • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
    • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
    • контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам.

    В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

    Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

    В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

    2.5. Формы организации работы:

    Занятия организуются в период с октября по май. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет.

    Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

    2.6. Оценка результатов.

    По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:

    1. Составлять предложения из 3-4 слов;

    · находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

    · уметь отвечать на вопросы;

    · составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

    · заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

    2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    · соотносить цифру с числом предметов;

    · ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

    3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

    · перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

    · называть основные признаки времен года.

    Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в октябре использовались методика: диагностика готовности ребёнка к школе - тест Керна -Йерасека. Тест Керна- Йерасека используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:

    Графическое копирование фразы из письменных букв.

    Срисовывание точек в определённом пространственном положении.

    Рисование фигуры человека.

    Общая оценка результатов тестирования.

    Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам по 3 балла.

    Группа детей, получивших 4—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

    Дети, получившие 9—11 баллов, низкий уровень.

    2015-2016 учебный год

    Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека.

    Ф.И. ребёнка

    Уровень сформированности предпосылок

    к учебной деятельности

    сентябрь

    средний (7 баллов)

    отсутствовал

    Лейсан Х.

    средний (7 баллов)

    отсутствовала

    низкий (9 баллов)

    средний (5 баллов)

    низкий (10 баллов)

    средний (6 баллов)

    средний (8 баллов)

    средний (5 баллов)

    средний (4 балла)

    высокий (3 балла)

    В зависимости от скорости и качества выполнения всех заданий в тесте Керна- Йерасека, согласно приведённой таблице, все дети повысили свой уровень в среднем на 4 балла.

    Дети научились составлять предложения из 3-4 слов, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Они умеют отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

    Они легко распознают знакомые растения и животных на рисунке и в природе, перечисляют в правильной последовательности времена года и суток, называют основные признаки времен года. Научились читать: Ира Я., Игорь Ю., Лейсан Х., Вадим П.

    Выставка рисунков, посвящённая 110-летию со дня рождения Агнии Барто - Катя Г., Катя Ш.;

    Муниципальный конкурс чтецов, посвящённый 110-летию со дня рождения Агнии Барто - Ира Я. (участие);

    Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» (Номинация «Рисунок», работа «Мои любимые цветы» Ира Я., (лауреат);

    Международный творческий конкурс «Дипломкин» (Номинация «Рисунок», работа «Зайку бросила хозяйка» Катя Г. (лауреат);

    Международная викторина для дошкольников «Совушка - Всезнайка» Катя Г. (Диплом участника), Катя Ш. (Диплом победителя II степени), Игорь Ю. (Диплом победителя I степени), Ира Я. (Диплом победителя II степени).

    2016-2017 учебный год

    Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека. В сентябре и в мае были обследованы 18 детей. Результаты представлены в таблице:

    Как мы видим из таблицы если на начало учебного года был только 1 человек (6%) с высоким уровнем подготовки к школе, то к концу года их стало 3 (17%) . Двое детей (11%) были не готовы к школе, а у двоих (11%) был низкий уровень готовности, то к концу года эти дети повысили свой уровень до среднего. Дети научились составлять предложения из 3-4 слов, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Они умеют отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

    Кружковцы закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, соотносить цифру с числом предметов и ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

    Они легко распознают знакомые растения и животных на рисунке и в природе, перечисляют в правильной последовательности времена года и суток, называют основные признаки времен года.

    В течение года дети участвовали в следующих конкурсах и мероприятиях:

    Международная викторина для дошкольников «Снежинка» на Интернет - портале «Совушка - Всезнайка»:

    Диплом II степени - 1 человек

    Диплом I степени - 7 человек

    Международная дистанционная викторина для дошкольников «Рысенок»:

    Диплом 2 степени - 3 человека

    Диплом 1 степени - 6 человек

    Международная дистанционная викторина для дошкольников «Совушка - всезнайка»:

    Арина М. (Диплом 2 степени),

    Юра Ч. (Диплом 3 степени),

    Ксения Ж. (Диплом 1 степени);

    Международная дистанционная викторина для дошкольников «К школе готов «В стране математике»:

    Соня Ш. (Диплом 1 степени);

    Международная дистанционная викторина для дошкольников «К школе готов «Удивительный подводный мир»:

    Тимофей А. (Диплом 1 степени),

    Настя Б. (Диплом 1 степени),

    Керим Г. (Диплом 1 степени),

    Денис Ц.(Диплом 1 степени);

    Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» для дошкольников:

    Саша Г. - 12 место

    5 место - 7 человек

    Ксюша Ж. - 1 место

    2 место - 3 человека

    Обучение кружковцев в школе.

    Фамилия, имя

    Лейсан Х.

    2кл. Ура-Губская СОШ

    Качество знаний

    Тимофей А.

    Подготовительная группа ДОУ №1 ЗАТО Видяево

    Анастасия Б.

    Кристина В.

    Александра Г.

    Ксения Д.

    Михаил К.

    1Красн. край

    Расима К.

    Маргарита П.

    Владислав П.

    Марьяна С.

    4 (испытывает трудности по матем)

    1кл. Ура-Губская СОШ

    Качество знаний

    2.7. Взаимодействие с партнёрами.

    Работу провожу в тесной связи:

    • с родителями;
    • с воспитателями группы;

    Направления совместной работы с родителями:

    • обсуждение, анализ достижений воспитанников;
    • знакомство родителей с содержанием программы кружка, с требованиями, которые предъявляются к ребёнку в школе.

    Воспитатели группы оказывают помощь в подготовке к занятиям кружка.

    Представление опыта работы

    В течение всей работы по данной теме я представляла опыт работы на различных уровнях:

    Педагогический опыт

    « Формирование предпосылок учебной

    деятельности у старших дошкольников».

    1 . Актуальность проблемы на современном этапе.

    2. Теоретическое обоснование темы.

    2.1 Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

    2.2 Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.

    3. Описание опыта.

    3.1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

    3.2. Задачи по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

    3.3. Этапы работы.

    3.4 Перспективный план.

    3.5 Формы работы с родителями.

    3.6. Результаты итоговой диагностики.

    3.7. Выводы.

    4. Приложения.

    1. Актуальность темы на современном этапе.

    В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

    Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.


    Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

    Предпосылками учебной деятельности являются:

    -сформированность познавательного интереса;

    - умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

    Умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

    -умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

    -сознательно подчинять свои действия правилу;

    - самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

    - контроль за способом выполнения своих действий;

    - умение взаимодействовать со сверстниками.

    2 . Теоретическое обоснование темы

    2.1. Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

    Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе.

    Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка - школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник - практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания..

    Анализ, проведенный в исследованиях и показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

    -учебную задачу;

    -учебные действия;

    -контроль;

    -оценку.

    С точки зрения и учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно - теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели - овладение детьми общими способами действий, т. е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

    Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля .

    Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.


    С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

    отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

    Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности.

    Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недрах игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.

    В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т. е игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

    2.2.Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности

    Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.

    Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

    Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

    В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

    К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

    Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

    В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

    Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно - ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т. е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

    В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.

    Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

    Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

    Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

    В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

    Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.

    Например, в сюжетно - ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

    В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

    По мнению, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

    Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.

    Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра . В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

    В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

    Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

    Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

    Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

    В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

    В 5- 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

    Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля , который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

    Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.

    3. Описание опыта

    Таким образом, изучив материалы известных психологов, о роли и структуре учебной деятельности, роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности, я в своей педагогической деятельности разработала определенный план, согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности, используя для этого дидактические игры и игровые упражнения

    3.1. На первоначальном этапе, с дошкольниками (старшая группа) была проведена диагностика, цель которой - выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности. Оценивался:

    1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно - следственных связей)

    2) уровень произвольности воспитанников 3)уровень развития коммуникативных навыков.

    Для определения уровня развития предпосылок предлагала детям различные игровые задания:

    «Чем одна картинка отличается от другой», «Найди да одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т. п.

    Качество выполненного задания определяется по трем показателям:

    Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

    Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

    Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

    Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников проводилась в начале года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе.

    Результаты диагностики на начало учебного года (старшая группа) были таковы:

    С высоким уровнем развития мыслительных операций выявилось 27% детей,

    средний уровень отмечен у 63% , высокий уровень произвольности отмечен 12%, средний уровень - 27%, низкий уровень - 51%; высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень - 62%, низкий - 15%.

    Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

    3.2 Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи:

    1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;

    2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;

    3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;

    4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.

    5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.

    6. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

    Для формирования предпосылок учебной деятельности использовала систему дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

    Все игры имеют проблемно - практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

    3.3. Этапы работы:

    Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.). Логические упражнения на поиск закономерностей. Задачи на поиск недостающих фигур. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек) Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

    На каждом этапе использовала задачки - шутки, задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети, решая их, учатся доказывать, догадываться.

    Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

    3.4. Перспективный план

    Месяц

    Сентябрь - октябрь

    1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

    2 .Загадки, задачки - шутки, лабиринты.

    Ноябрь

    1 .Д\и на обозначение предметов.

    2 .Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п).

    3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п)

    4. Задачки-шутки, загадки.

    Декабрь

    1 .Д\и «Найди такой же узор» и т. п.

    2 .Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п).

    4 .Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

    Январь

    1 .Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

    2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

    3 . Загадки, логические концовки

    Февраль

    1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).

    2 .Умозаключения по аналогии.

    Март

    1. Задачи на поиск недостающих фигур

    2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

    3. Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т. п.

    Апрель

    1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

    «Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.

    2. Схематизация и моделирование

    Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

    «Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.

    Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

    3.6. Формы работы с семьей.

    Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

    На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,

    Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».

    Родителям представляла мастер - класс по организации развивающих игр и игровых упражнений.

    3.7. Результаты итоговой диагностики.

    Вся работа по развитию у дошкольников предпосылок учебной деятельности длилась

    на протяжении двух лет.

    Дидактические игры, игровые упражнения активно включались в образовательную деятельность как часть занятия, в форме умственной разминки, в совместной деятельности, в форме КВН,

    интеллектуальных игр и турниров.

    К концу подготовительной группы с высоким уровнем мыслительных операций выявлено 93% детей, средний уровень отмечен у 7%; высокий уровень произвольности отмечен у 50% , средний - 50%; высокий уровень развития коммуникативных навыков отмечен у 62%, средний - 38%.

    Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.

    Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

    Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

    Литература:

    Безруких, к школе. . - М.: Дрофа, 2007.

    Анищенко, формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О. М Анищенко. 1979. - № 5.

    Безруких, ли ребенок к школе? Текст. / . М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

    Давыдов, В. В., Маркова учебной деятельности школьников. Текст. /, . Вопросы психологии. -1981.-№6.

    Подготовка детей к школе в детском саду./, Буре P. C. и др. Текст. /Под. ред. , . М.: Педагогика.

    Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A. B. Запорожца, . М.: Просвещение, 1990.