Методическая разработка нод по развитию коммуникативной деятельности у детей средней группы. Конспект оод по речевому и социально-коммуникативному развитию в средней группе Социально коммуникативные беседы в средней группе

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации. Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

В нашем детском саду компенсирующеговида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции нарушения речевого развития воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание в возрасте от 3-х до 7 лет.

Многочисленные публикации Б.М.Гриншпуна, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов и как следствие - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.

Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции речи направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива, итогом которой является стабильно - положительный результат на протяжении многих лет. Наиболее сложные речевые нарушения устраняются в относительно короткие сроки, и дети часто имеют возможность продолжать обучение в среде детей с нормальным речевым развитием.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

  • Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
  • Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
  • Оптимизация работы педагогов.
  • Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.
  • Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий :

  • Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
  • Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
  • Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
  • Организация воспитательно - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
  • Недопустимость стандартизации методических приемов;
  • Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях в течение дня. Поэтому учитель - логопед, которому принадлежит ведущая роль в коррекционной работе, составляет перспективный план работы с педагогами детского сада.

Устойчиво сформированная мотивация к языковой деятельности у ребенка значительно сокращает время коррекционного периода. Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей.

По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Применение последних методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Приведем пример использования учителями - логопедами детского сада нетрадиционных технологий.

Работа с пробками помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.

Использование песка.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект: во-первых, существенно увеличивается интерес ребенка к коррекционной работе; во-вторых, погружение в песок обеих рук снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук; в-третьих, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Используя игры с песком на занятиях по развитию речи, учитель - логопед реализует следующие задачи:

  • опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;
  • способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;
  • развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;
  • координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций;
  • стимулировать навыки творческого рассказывания и воображения.

Обучение детей на музыкальных инструментах (металлофон, флейта) . Музыкальный руководитель детского сада совместно с логопедом занимается восстановлением речи у заикающихся детей средствами музыки. Игра детей на металлофоне, флейте способствует коррекции нарушенного чувства ритма у заикающихся детей, правильному диафрагмальному дыханию и помогает равномерно распределить струю воздуха на музыкальную фразу с последующим переносом на речь ребенка.

Процесс развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекцию речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только учителем - логопедом, но и воспитателем, узкими специалистами. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель и узкие специалисты закрепляют их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, в течение дня.

Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п.

На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: "Волшебный клубочек", "Соберем волшебные слова в лукошко", "Вручи подарок" и др. Проводятся "кукольные разговоры", т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках.

Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: "Найди жильцов домиков", "Угадай настроение", "Определи настроение людей по фотографии" и др.

Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.

Для каждого воспитателя важно, чтобы группа была дружной, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны. Такая идиллическая картина складывается из умения общаться друг с другом, самоорганизоваться и организовать других, из умения и возможности проявлять эти навыки и качества, т.к. возможность создает место и время для проявления и приобретения желаемых навыков и умений. Для реализации таких возможностей педагоги должны создать в группе условия, которые спровоцируют коммуникативную деятельность. Центры активности - одно из таких условий.

Детям ежедневно предлагается на выбор деятельность в центрах искусства, науки, математики, сюжетно - ролевой игры, движения, литературы, строительства и др. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. Все центры интегративны по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. Важной функцией воспитателя в организации детской коммуникативной деятельности является создание разнообразной среды, которая обеспечивает детям выбор центра активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер, способствующий личному взаимодействию - общению.

Принципы формирования развивающей среды - это физическая, психологическая безопасность, возрастная ориентированность, доступность, динамичность, разноуровневость. Развивающая среда в группе служит для реализации самостоятельных и совместных замыслов детей и изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослого с детьми. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, книги, альбомы и т.д.

Планирование работы осуществляется детьми вместе с воспитателями в виде разработки и реализации "Паутинки" - тематических проектов. Темы проектов могут быть самыми различными: игрушки, транспорт, космос, мои права, домашние животные и др.

После выбора темы, на большом листе бумаги наносится разметка - названия центров активности "Паутинка". Данная форма является воспитательно- образовательной основой плана. Так, воспитатель объявляет выбранную тему, например, "Мои права" и предлагает детям выразить свои идеи, что можно сделать в каждом центре (в центре искусства можно нарисовать картинки "Мои права", в центре строительства - построить перекресток, в центре математики - сосчитать, какие у детей есть права и какие обязанности; в центре книги - прочитать сказки, найти в них такие события, когда нарушаются чьи - то права и т.д.).

Следующим этапом в организации данной работы является презентация каждого центра. Воспитатель привлекает внимание воспитанников новым содержанием центров. Дети решают и договариваются между собой, кто с кем в какой центр пойдет играть. (Миша и Витя: мы пойдем в центр строительства, будем строить перекресток).

Один из вариантов организации работы в центрах активности - "Доска выбора". Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих определенный центр. Дети заранее договариваются между собой, кто с кем будет выполнять то или иное задание. Свой выбор отражают на соответствующей доске. Использование "Доски выбора" учит воспитанников планировать свою деятельность, соотносить свои интересы с интересами других детей, не конфликтовать, договариваться, принимать общее решение.

Очень важно определить место воспитателя в процессе деятельности детей в центрах активности. Педагог не подменяет собственной активностью потребность ребенка в самостоятельном поиске решения, в преодолении затруднения. Если работа в центрах не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями, самостоятельно преодолевают проблемы и трудности, - взрослый ведет наблюдение за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды; оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети.

В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала:

  • инициативность каждого ребенка;
  • умение сформулировать идею;
  • умение договариваться, не конфликтовать;
  • умение устанавливать контакты с другими детьми;
  • умение согласовывать свои действия с действиями других людей и др.

Заканчивается работа в центрах итоговым сбором. Его задача - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успех, трудности.

На итоговый сбор дети приносят свои работы - рисунки, написанные слова, и т.д. Воспитатель предлагает рассказать о том, что мешало и что помогло в достижении полученного результата; доставляло ли общение и сотрудничество друг с другом радость; как дети преодолели ту или иную конфликтную ситуацию.

Дети с речевыми нарушениями испытывают сложности в общении со сверстниками и часто чувствуют себя уязвимыми. Готовность каждого педагога принять и понять ребенка способствует созданию благоприятного фона для общения, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.

Оптимизация работы педагогов осуществляется с помощью следующих форм: анкетирование, подбор психолого - педагогической литературы, тренинги профессионально - педагогической компетенции, беседы, консультации, лекции на темы: "Модель взаимодействия педагога с детьми", "Приемы, которые могут использовать взрослые при общении с детьми", "Методы и формы работы с родителями" и др.

Комплексный подход к преодолению речевого нарушения предполагает участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепить и перенести в повседневную жизнь. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Родители - первые и самые важные учителя и воспитатели ребенка. Поэтому одной из приоритетных задач детского сада является установление партнерских отношений с семьями воспитанников в решении общей воспитательно-образовательной задачи.

В детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.

Мы выделяем семь направлений работы с родителями:

  • ознакомительное - сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Семья глазами ребенка". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование);
  • общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);
  • коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка, прежде всего речевого; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;
  • интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);
  • интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог - психолог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
  • рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;
  • перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).

Все эти виды совместной деятельности с родителями создают условия для развития речевой активности детей и коммуникации.

Благодаря организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста на строго научной основе с использованием современных диагностических методик, способных обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его коррекции, созданию благоприятного здоровьсберегающего микроклимата, системы работы по развитию коммуникативной деятельности дошкольников с общим нарушением речи отмечается повышение речевой активности детей; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

Конспект ООД по речевому и социально-коммуникативному развитию в средней группе "Построим кошке новый дом"

Автор: Буробина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 28, г.Уфа Республика Башкортостан
Описание материала : предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет)по теме "Построим кошке новый дом". Данный материал будет полезен для воспитателей средней группы. Это конспект открытого занятия направленный на обобщение и закрепление знаний об опасных бытовых предметах.
Конспект организовано-образовательной деятельности по речевому и социально-коммуникативному развитию
в средней группе «Построим кошке новый дом»

Программное содержание
Образовательные задачи:
o Закреплять и обобщать знания об опасных бытовых предметах;
o Формировать умение принимать решение в опасных ситуациях и действовать в соответствии с принятым решением;
Развивающие задачи:
o Развивать связную речь детей: побуждать к участие в диалоге, совершенствовать умения описывать картину;
o Развивать устойчивое внимание и память;
o Развивать интерес к основам безопасности собственной жизнедеятельности;
Воспитательные задачи:
o воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Материал:
1. колокольчик, спичечный коробок, мультфильм «Кошкин дом» фрагмент;
2. слайды-картинки с электрическими приборами (утюг, чайник, пылесос, стиральная машина, телевизор)
3. набор картинок к дидактической игре «Чего нельзя делать?»;
4. пазлы (ножницы, игла, нож, гвоздь, молоток) к игре «Собери картинку».
5. пазлы домика, Кошкин дом.
Предварительная работа:
o Беседа с детьми на тему «Спички детям не игрушка», рассматривание иллюстраций пожароопасных ситуаций, просмотр мультфильма «Электрические приборы», рассматривание альбома «Бытовые приборы», беседа по плакатам «Безопасность в помещении»;
o Чтение сказки С. Маршака «Кошкин дом», просмотр мультфильма, иллюстрации.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас много гостей давайте мы с ними поздороваемся: «Здравствуйте!» и подарим улыбку. Присаживаемся на стульчики.
Звенит колокольчик.
Воспитатель : Тили-бом, тили-бом
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Воспитатель: Что случилось? (просмотр видео – ролика о кошке)
Воспитатель: Кто помогал кошке тушить пожар?
- Чем друзья тушили пожар? (водой)
- Что изображено на картине? (дом горит, кошка бежит, курочка с ведром)
- Какая на картине кошка? (черная, шерсть дыбом…)
- Кошкин дом остался целым или сгорел?
Кошка: Мяу! Мяу!
Воспитатель : А вот и кошка.
- Почему же загорелся дом?
Кошка (плачет): - Оставили без присмотра огонь в печке, уголек прожег ковер и загорелся весь дом.
Воспитатель: А как ты спаслась?
Кошка: Убежала.
Воспитатель: А пожарных вы вызвали? Почему?
Кошка: Нет, не умею.
Воспитатель: Ребята, а как надо было вызвать пожарных? (позвонить 01)
Игровая ситуация:
Воспитатель: Покажите кошке, как вызвать пожарных. (Вызвать 1-2 ребенка)
Воспитатель: Никита, как нужно вызвать пожарных?
Никита: Набрать 01. (звонок)
Воспитатель : Алло! Что случилось?
Никита: У нас загорелся ковер и возник пожар!
Воспитатель : А на какой улице вы живете?
Никита: М. Рыльского 26\2 детский садик 28.
Воспитатель : Ждите! Пожарные выезжают!
Никита: Спасибо. До свиданья.
Воспитатель : Ребята, а почему кошка такая грустная? (ей не где жить)
- Значит ей нужно помочь построить новый дом, согласны? (да!)
- Кошка, а что у тебя в лукошке?
Кошка: А это задания.
Воспитатель: Нам нужно выполнить задания кошки, и за правильные ответы вы будете получать пазл от домика, который мы построим для кошки.
Отгадайте загадку:
В деревянном домике
Проживают гномики
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки. (Спички)
(Воспитатель показывает спичечный коробок)
Воспитатель: Спички хотят с вами поиграть. Они предлагают их зажечь.
Можно играть со спичками? Почему нет?
Дети: Может возникнуть пожар, как у кошки.
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель:
А как может возникнуть пожар от спичек, покажите?
Спички опасны (грозят пальцем)
Их только тронь-
Сразу появится (поднимают руки вверх)
Яркий огонь. (шевелят пальцами)
Сначала маленький (руки перед собой)
А потом большой, большой! (руки вверх, шевелят пальцами)
Подул ветерок (дуют)
И погас огонек. (опускают руки)
Воспитатель: Ребятки, садитесь.
Воспитатель: Вот мы с вами узнали, что спички опасны в быту, а какие еще предметы еще опасны нам расскажет эта шкатулка. В ней спрятаны загадки, которые вы должны будете отгадать. (Отгадки на экране)
1. Гладит платье и рубашки,
Отутюжит нам карманы.
Он в хозяйстве верный друг,
Имя у него (…). утюг

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко закипела,
Пейте чай - вода вскипела. чайник

3. Он сосет и пыль и сор.
Чистит кресло и ковер.
В доме мусор соберет,
И ни разу не чихнет. пылесос

4. Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире. телевизор

5. Эта прачка - автомат,
нам стирает все подряд. Стиральная машина
Молодцы, все загадки отгадали! Вот вам пазл 1.
Воспитатель: Дети, как можно назвать одним словом все эти предметы?
Утюг, чайник, пылесос, телевизор, стиральная машина - все это приборы.
- Дети, для чего нам нужны приборы? Никита, для чего нам нужен, утюг? (чтобы гладить вещи).
- Аня, для чего нужна стиральная машина? (машина нужна, чтобы стирать вещи).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как работают эти приборы? Что нужно сделать, чтобы заработал утюг? (утюг нужно включить в розетку).
- Женя, как ты думаешь, для чего нужен провод? (провод нужен, чтобы включить все приборы в розетку).
Воспитатель:
- Ребята, что поступает из розетки по проводу к этим приборам? (ток).
- Как называются приборы, к которым поступает электрический ток? (электрические приборы).
Воспитатель: Заглянем к кошке в лукошко, а вот вам следующее задание, на столе лежат знаки, нужно помочь мне разобраться в этих знаках. Для этого нужно взять картинку и рассказать, что на ней изображено и объяснить нельзя делать. и почему? И положить к соответствующему знаку «Опасно» или «Осторожно».
Проводится дидактическая игра «Чего нельзя делать?»
Воспитатель:
Ребята, давайте покажем, как мы можем поработать этими электрическими приборами.
Физкультурная минутка:
- Как ты гладишь?
- Вот так. Вот так.
- Как стираешь?
- Вот так. Вот так.
- Пылесосишь?
- Вот так. Вот так.
- А как чайник наш кипит?
- Вот так. Вот так.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы настоящие мамины помощники. Вот вам еще один пазл 2.
- Но когда помогаете маме по дому, вы соблюдаете правила безопасности? Да!
Воспитатель: Сейчас проверим. Нужно сложить пазлы, назвать предмет и объяснить, чем он может быть опасен (ножницы, игла, нож, гвоздь, молоток).
Проводится игра: «Собери картинку»
Воспитатель:
Молодцы! Вы все верно собрали и рассказали. Вот вам за это еще один пазл 3.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете, как вести себя, чтобы не было пожара, чтобы не было беды?
1 ребёнок
Нельзя палец или гвоздик
Вдруг в розетку нам совать –
Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
2 ребёнок
Деревянные сестрички
В коробочке - это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя.
3 ребёнок
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно «ноль – один набрать
И быстрей пожарных звать!
4 ребёнок
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Туда, где электричество!
5 ребёнок
Если же большой огонь,
Дымом всё объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
6 ребёнок
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил, проверь.
7 ребёнок
Быть нельзя с огнём вблизи,
Там, где краски, газ, бензин,
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»
8 ребёнок
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – «ноль – один!»
А чтоб не случилась в твоём доме беда,
Советы взрослых слушай всегда!
Воспитатель:
Молодцы!!! Отлично знаете, как избежать пожара и сэкономить электро –энергию! И вот вам последний пазл 4. Ребята, давай теперь попробуем из этих пазлов собрать целую картину и узнаем, какой дом мы построили для нашей кошки.
Кошка:
Ребята, какие вы молодцы, вы мне очень помогли, прошли все здания и построили мне новый домик, где я буду жить со своими котятами, а самое главное рассказали о правилах безопасности в быту. Спасибо вам! До свидания, ребятки!!!
Воспитатель:
Ребятки, а что мы пожелаем кошке? (ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, какие мы все молодцы! Мы помогли кошке выполнить задания и спасли ее. Всем спасибо за занятие! До свидания!


Крылова Юлия Александровна, воспитатель С/П «Детский сад «Терем-теремок» ГБОУ ООШ №21 г.Новокуйбышевска (2015 год)
План – конспект коммуникативной деятельности с дошкольниками в средней группе «Солнышко»
Тема: «К нам весна шагает…»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
1.Закрепить представления о смене времен года, их характерных признаках. «Познавательное развитие».
2.Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй, активизировать речевую деятельность. «Речевое развитие». 3.Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. «Речевое развитие». 4. Развивать речевое творчество, расширять словарный запас. «Речевое развитие». 5. Сформировать свободное общение детей с воспитателем и сверстниками. «Социально-коммуникативное развитие» 6.Развивать умение активно участвовать в совместной двигательной активности, формировать согласованность движений, умение совмещать движения и текст. «Физическое развитие»
Методы и приёмы: Практические – игровые упражнения, моделирование; наглядные –
рассматривание, наблюдение, просмотр, прослушивание; словесные – речевая ситуация, вопросы, беседа, рассказ детей.
Материалы и оборудование: мольберт, картина «Весенний пейзаж», картинки времена года: весна, зима, лето, осень; картинки с изображением времён года, письмо.Формы работы с детьми
Детская деятельность Формы работы
Двигательная физкультминутка
Игровая Игры с правилами (дидактические, подвижные, народные)
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций
Игры дидактические
Коммуникативная Беседы
Вопросы
Ситуативный разговор
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

Воспитатель проводит вступительную беседу о времени года весна, задает вопросы,
Дети отвечают на вопросы:
Какое сейчас время года?
В каком месяце начинается весна?
– Почему весной тает снег?
– Откуда берутся ручейки?

– Какое солнце весной?
– Какой снег?


– Как меняется земля?

– Какую одежду носят люди? Ребенок имеет развитый кругозор, активно участвует в беседе
2 Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением времен года и распределить их, объединяя в четыре группы: весна, зима, лето, осень. Дети рассматривают картинки с изображением времён года и по очереди распределяют в четыре группы: весна, зима, лето, осень. Сформированы умение наблюдать за изменениями в природе.
3. Физминутка "Весенняя капель"
Дети повторяют движения и слова за воспитателем: Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два, Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони! Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
4. Воспитатель на магнитную доску выставляет картину «Весенний пейзаж». Предлагает коллективное составление рассказа Дети рассматривают картинку, коллективно составляют рассказ.
Ребенок проявляет инициативу в составлении рассказа, имеет развитый активный словарь, с удовольствием участвует в совместной деятельности.
Итог
5 Воспитатель предлагает вспомнить, чем мы сегодня занимались и кому помогли разобраться с временем года. Дети кратко вспоминают содержание НОД, высказывают своё мнение Ребенок имеет развитую связную речь, активно участвует в беседе, владеет представлениями о смене времен года, их характерных признаках
Занятие 3
Описание весны. Птица
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели: учить описывать весну, лепить фигурку из целого куска глины, передавая ее форму и строение; познакомить с весенними работами в саду и на огороде; развивать внимание.
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прочтении стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка фигурки птицы из глины).
Материалы и оборудование: картинки с изображением всех времен года; глина, образцы фигурок птиц по мотивам дымковской игрушки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Отгадывание загадки.
Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (весна).
2. Чтение стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
3. Задание «Времена года».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением времен года и распределить их, объединяя в четыре группы: весна, зима, лето, осень.
4. Беседа по вопросам.
– В каком месяце начинается весна?
– Почему весной тает снег?
– Откуда берутся ручейки?
– Почему весну называют долгожданной?
– Какое солнце весной?
– Какой снег?
– Ветер весной холодный или теплый?
– Что происходит с деревьями?
– Как меняется земля?
– Какие цветы появляются весной?
– Какую одежду носят люди?

5. Игра «Исправь ошибки».
Воспитатель. Весна – это любимое время года Буратино. У меня есть письмо, в котором он рассказывает о весне. Послушайте: «Весна – чудесное время года. Весна длится 4 месяца: март, апрель, май и июнь. Весной небо чистое и голубое. Ярко светит солнце. Появляются зеленые листочки на деревьях и зеленеет трава. В саду растут розы и астры. Лед и снег тает, текут ручьи. Дети пускают кораблики. На улице так жарко, что люди сразу снимают пальто и шубы и ходят в платьях и футболках».
– Все ли правильно описал Буратино?
Дети называют ошибки в рассказе.
6. Лепка птички из целого куска глины.
Воспитатель знакомит детей с образцами дымковской игрушки: спинки и хвосты расписаны узорами, а крылья и голова украшены налепами. Дети рассматривают и ощупывают фигурки, затем лепят птичек из целого куска глины.
7. Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались?
– Что вам понравилось больше всего?
«ВЕСНА»
Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.
Задачи
Образовательные:
Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.
Расширить словарный запас по теме “Весна”.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.
Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Формировать умения работать в коллективе.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.
Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.
Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)
- Весна.
- А какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Молодцы! Знаете.
- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)
- Давайте проверим.
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)
Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.
Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.
Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)
- Всё правильно, молодцы.
2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.
- Ребята, внимательно посмотрите на картину.
- А теперь ответьте на мои вопросы:
- Какое время года изображено на картине? - Весна.
- Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.
- Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.
- А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.
Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.
Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).
- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш
- А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж
3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.
А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).
Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).
Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).
Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).
Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.
4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.
- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
- А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)
5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы теперь знаете?
- Март, апрель, май.
- Какие признаки весны вы теперь знаете?
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.
6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:
Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!!!
По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна«
Анна Бурнышева Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна«
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка»
Тема: “Весна“
Цели:
- уточнить характерные признаки весны;
- выявлять простейшие причинно-следственные связи;
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;
- активизировать качественный словарь.
- развивать связную речь
Материалы:картинки с изображением весенних сюжетов; конверт.
Ход занятия:
1. Воспитатель говорит детям о том, что получил письмо от медведя. Медведь живёт в лесу и не понимает, что же происходит с природой. Тогда он решил написать письмо в детский сад и узнать.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель:
Я распускаю почки
В зелёные листочки,
Деревья поливаю
Движением полна,
Зовут меня Весна!
Воспитатель: А какие, ребята, признаки весны, вы знаете?
Дети: Тает снег.
Дети: Длиннее день.
Дети: Начинается капель.
Дети: Прилетают птицы, растет трава, цветут цветы и деревья
Физминутка "Весенняя капель"
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
2. На магнитной доске - картинки "Весны".
Коллективное составление рассказа.
Наступила весна. Солнце светит ярко и начинает пригревать. Небо стало голубым. На небе появились лёгкие, белые облака. Снег уже потемнел. Появились первые проталины и первые весенние цветы. На деревьях набухают почки и распускаются листики и цветочки. Из тёплых стран прилетели птицы. Они будут вить гнезда.
Что мы составили? (рассказ). А у каждого рассказа должно быть название.
Ребята, придумайте название нашему рассказу.
Дети - «Весна пришла».
Физкультминутка. «Весенняя песенка»
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки по улице
Всё журчат, журчат.
Журавли курлыкают
И летят, летят.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.
Продолжают идти и медленно опускают руки.
Бегут на носочках. Руки на поясе.
Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.
3. Игра «Разные рассказы» Ребята, а пока мы составляли рассказы, вы обратили внимание, что каждый на одинаковых картинках видит разные предметы. А оказывается можно увидеть разное и на одной маленькой картинке. Хотите поиграть в такую игру?
Воспитатель обращает внимание детей на одну картинку.
Что вы видете на этой картинке? Ответы: девочки, одуванчики, дерево, домики, небо. А давайте попробуем составить небольшие, но разные рассказы. Воспитатель делит детей на 4 команды и предлагает им послушать текст:
«Теплым солнечным майским утром девочки Маша и Даша решили пойти на большую поляну, которая находилась за деревней. Когда девочки пришли на поляну они …. »
Первая команда детей составляет описание: что они увидели, какими были одуванчики.
Вторая команда составляет историю о том, что решили сделать девочки с одуванчиками и как они это сделали.
Третья команда расскажет нам, что чувствовали и думали девочки, когда увидели полянку и когда гуляли на ней.
Четвертая команда придумывает продолжение картинки, что делали девочки, когда ушли с полянки.
Далее выслушиваются все три команды, если ответы были неполными, дети из других команд дополняют по желанию.
Дыхательное упражнение «Ветерок». Ребята, а как вы думаете, на этой полянке был ветерок? А какой он был? (теплый, ласковый). Давайте покажем как он дул и как качались одуванчики. А теперь покажем как бы дул сильный холодный ветер и как бы тогда качались одуванчики.
5. Итог занятия, вывод.
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Что было интересно, а что не очень интересно?

Совместная социально-коммуникативная

и речевая деятельность

«Путешествие в страну доброты и вежливости»

в средней группе

« Солнечные зайчики»

Воспитатель: Аскерова А.У.

27.11.2015 год

Интегрированные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.

Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: активизировать использование в речи вежливых слов (приветствия, расставания, прощения, благодарности, воспитание вежливости и нравственных качеств дошкольников.

Задачи:

Образовательные: активизировать использование в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни, уточнить понятия «вежливый человек», «добрый человек», «воспитанный человек».

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: спасибо, добрый день, доброе утро, до встречи, будьте добры и т. д

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.

Образовательная область « Речевое развитие »

Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Способствовать развитию памяти, внимания, творческого воображения, фантазии.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие »

Продолжать учить отвечать на вопросы.

Образовательная область «Физическое развитие »

Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, умение выполнять действия, ориентируясь на словесное сопровождение.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Воспитание эмоциональной отзывчивости.

Использование современных образовательных технологий:

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка);

Технология музыкального воздействия

Игровые технологии.

Предварительная работа:

1. Изготовление красочного конверта с письмом от Феи доброты.

2. Оформить слова вежливости и разместить в игровых уголках.

4. Разучить с детьми игру «Солнышко».

5. Подготовить декорации для сюжета «Страна добра».

6. Приготовить воздушный шарик.

7. Выучить стихи о вежливых словах.

Материал: солнышко с лучиками, пиктограммы, «Дорогою добра», ноутбук.

Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом и другими людьми.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель : Доброе утро, ребята!

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Песня «Доброта»

музыка Игоря Лученка, слова С. Тулуповой

Воспитатель : Ребята, о чём эта песня? (ответы детей )

Воспитатель: А кто может быть другом?

Дети: Дети, родители, животные .

Воспитатель : Как вы думаете, что значит дружить?

( рассуждения детей )

Воспитатель: Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое вежливые слова?

Дети: Это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу.

В групповую комнату влетает воздушный шарик с конвертиком.

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы узнать от кого это письмо?

Дети: Да, хотелось!

Воспитатель читает письмо. Узнают, что Фея добра приглашает ребят к себе в Страну добра.

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие и побывать в Стране добра, вежливых слов и хороших поступков?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда садитесь в вагончики и поехали!

(дети под музыку «Дорога добра» отправляются на импровизированном поезде)

(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).

Воспитатель: Вот мы и попали в Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?

Дети: Это солнышко.

Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?

Дети: Солнышку не хватает лучиков.

Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

"С добрым утром"- говорят (появляется первый лучик)

Мишка тихо просит пчёлку:

"Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!" (появляется второй лучик)

"Простите, пожалуйста,-

Просит котёнок,-

Я сегодня измазался,

Как поросёнок. (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко "здравствуйте" сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать

Не забыл зайчишка умный

"Доброй ночи" всем сказать (появляется пятый лучик)

Воспитатель: Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, что знаете много вежливых слов! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какое настроение».

(Дети при помощи мимики показывают соответствующее настроение)

Воспитатель:

С каким настроением ты….

Встречаешь маму?

Гладишь кошку?

Упал в лужу?

Идешь к зубному врачу?

Смотришь на свое испачканное платье?

Танцуешь на празднике?

Смотришь на разбитую коленку?

Воспитатель: А вы любить танцевать? Да.

Воспитатель: Когда люди танцуют, какое у них настроение?

Дети: Радостное, весёлое, игривое.

Воспитатель: Давайте с вами потанцуем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране?

Дети: Да, нравится!

Воспитатель: Посмотрите, перед нами две полянки: одна - с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие - на полянку с тучкой. Договорились?

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки).

Воспитатель : Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. И пусть все наши поступки будут только хорошими.

Воспитатель : А какими качествами, чертами характера должен обладать добрый человек?

Дети: Он должен быть вежливым, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель: А вы любите играть со своими друзьями?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Вот и мы сейчас поиграем. Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Игра-разминка «Потерялось словечко»

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»).

Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко.

Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить.

игра «Друзья» - 2 раза .

Есть хорошая игра,

Называется «Друзья».

На меня вы посмотрите,

За мной движения повторите.

Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)

Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)

Ни волк, (показать руками пасть волка)

Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)

Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)

И ни собака, (ладонями показать собаку)

Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино»)

Мы попробуем изобразить добро с помощью символов. Символ – это знамя, знак.

Посмотрите на фигурки перед вами, они яркие и весёлые. Они – то и помогут нам изобразить символ добра.

Символ сердца мы используем для отображения разнообразных чувств. Говорят, что в сердце живут доброта и любовь!

Птица голубь является символом мира и добра на Земле.

Воспитатель: Нам пришло время возвращаться в садик. Садитесь в вагончики. Поехали!

Звучит музыка «Дорогою добра».

Итог: О чём мы сегодня с вами говорили?

(О вежливости, добре, добрых делах.)

Воспитатель: Добрым совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Надо просто добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.