Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Открытое интегрированное занятие в средней группе Область: Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения, нрав
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к близким людям.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления детей о доминирующих интересах родственников разного возраста и пола;
— способствовать возникновению желания заботиться о близких родственниках (мама, папа, дедушка и бабушка);
— обучать детей способам проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи.
Оборудование: выставка коллекций марок, открыток, календарей, значков, собранных членами семей детей, изделий, связанных и сшитых руками мам и бабушек детей; большая красивая коробка с игрушками для девочек и мальчиков; вырезанные из цветной бумаги силуэты любимых игрушек детей, картинки с изображением увлечений взрослых и необходимых инструментов и материалов.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку, который внимательно рассматривает то, что находится на устроенной в группе выставке коллекций марок, открыток, календарей, значков, собранных близкими родственниками детей. Здесь же находятся изделия, связанные и сшитые руками мам и бабушек детей, вышитые ими изделия, шкатулки из дерева, разделочные доски, сделанные руками пап.
Мишка . Ребята, расскажите мне о том, кто сшил и связал такие красивые вещи? Кто изготовил эти шкатулки и разделочные доски? Кто собрал эти замечательные коллекции марок, открыток, календарей, значков? (Примерные ответы детей: эти красивые вещи сшили и связали наши мамы и бабушки, шкатулки из дерева, разделочные доски сделали наши папы, коллекции марок, значков, этикеток, открыток собрали наши родители, старшие сестры и братья.)
Воспитатель . На нашей выставке много замечательных, красивых вещей и коллекций, потому что у каждого в семье есть любимое дело.
Мишка. А еще какие есть любимые дела? Воспитатель. Мишенька, наши дети сегодня на занятии обязательно расскажут не только о своих любимых делах, но и об увлечениях своих мам и пап, дедушек и бабушек. А сейчас поиграй с нами в игру.
Дидактическая игра «Кто чем занят?»
Мишка. Ребята, расскажите мне о своих любимых делах.
Дети. Девочки любят играть куклами, строить для них дома, украшать комнаты; мальчики чаще играют машинами, конструкторами.
Воспитатель . Миша, а наши ребята могут не только рассказать тебе о своих любимых делах, но и изобразить то, чем они любят заниматься.
Игра «Любимые занятия»
Воспитатель предлагает детям представить себе, что они занимаются любимым делом у себя дома. Дошкольники сидят на стульях и под музыку имитируют свои любимые занятия: лепят из пластилина, рисуют, шьют, играют в конструктор. Затем они отгадывают, кто какое занятие изображает.
Физкультминутка «Любимые игрушки мальчиков и девочек»
Воспитатель показывает большую красивую коробку, в которой находится много игрушек. Если он показывает игрушки, которыми любят играть девочки, встают девочки, а если те, которыми любят играть мальчики, встают мальчики.
Мишка . Ребята, а какие инструменты и материалы необходимы для любимых дел взрослых?
Воспитатель . А об этом ты узнаешь, если поиграешь с нами в игру «Кому что нужно для любимого дела».
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Воспитатель предлагает подобрать к каждому рисунку, на котором изображены увлечения взрослых, карточки с изображением инструментов и материалов, необходимых для их любимого дела.
Воспитатель. Всем в семье нравится, когда их вещи лежат на своем месте и их в любое время можно найти. Их нельзя брать без разрешения, чтобы не огорчать и не обижать друг друга.
Мишка . Ребята, большое спасибо за ваши интересные рассказы о своих любимых делах, об увлечениях своих мам и пап, дедушек и бабушек.
Воспитатель предлагает детям выбрать контур вырезанного из цветной бумаги силуэта своей любимой игрушки и подарить на память Мишке.
Воспитатель . Спасибо, ребята! До свидания!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеек»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному направлению
в средней группе по теме «Моя семья»
Воспитатель:
Польянова В.П.
г. Сергач, 2015г.
Виды детской деятельности: (игровая, коммуникативная, продуктивная).
Цель: углублять представления детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
Задачи:
Познание:
Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.
Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Коммуникация:
Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;
Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие. Словарная работа: активизация слов по теме «Семья»
Художественное творчество:
Закрепить умение работать с бумагой и клеем. Побуждать к выражению эстетических чувств, проявлению эмоций при рассматривании продуктов своей и коллективной деятельности.
Воспитательная задача:
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Тематическая неделя «Моя семья»
5. Рисунки детей на тему «Моя семья»
6. Разучивание текста пальчиковой игры «Кто приехал? » и физ. минутки «Семейная зарядка»
7. Заучивание стихотворений о семье наизусть.
Материал для занятия:
Листы А-4 с изображением дерева, фотографии близких, домик, фигурки (дедушка, бабушка, папа, мама, девочка, мальчик, бабочки на магнитах, изображение цветка, клей, кисточка, клеёнка, салфетка.
Ход непосредственно образовательной деятельности
(воспитатель предлагает детям встать в хоровод)
Воспитатель:
Утром встали малыши
В детский садик свой пришли.
Всем мы рады как всегда.
Всех приветствуем, ура!
С кем вы сегодня пришли в детский сад?
В детском саду мы с вами очень любим играть. Давайте поиграем в нашу любимую игру «Кто приехал? »
Воспитатель:
Пальчиковая игра «Кто приехал? »
(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец этот ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами/
Все мы вместе? /большими пальцами/
Да, да, да /хлопки в ладоши/
Воспитатель:
Так кто же к нам приехал? Как сказать одним словом? (семья)
Как вы думаете, что такое семья?
Вывод: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
А вы хотели бы узнать больше о семье, и рассказать друг другу о своих семьях.
Чтобы было нам удобнее, предлагаю присесть на стульчики (садятся)
Ребята, перед вами стоит домик. Но он пустой, в нём никто не живёт. Кого можно в этот домик поселить? (Семью)
Беседа.
Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)
А какая она бабушка?
Как можно назвать бабушку ласково?
А дедушка у вас, какой?
А как можно дедушку назвать ласково?
Как дедушка и бабушка заботятся о вас?
Воспитатель:
Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. (выставляю фигурки дедушки и бабушки) Вот мы и видим начало новой семьи.
А ещё какие близкие люди есть в вашей семье?
Что умеет делать мама?
Что умеет делать папа?
Давайте заселим маму и папу в наш дом.
Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек.
Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)
Вот теперь в нашем доме появились дети.
Вывод: У нас получилась целая семья – большая и дружная.
А ещё хочется, чтобы она была здоровая, а для этого нужно заниматься зарядкой. Покажем?
Физкультминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Воспитатель:
Вы уже много рассказали о своих семьях. А сейчас мы будем делать семейное дерево.
Подойдите к столам.
Что нарисовано у вас на листах? (дерево)
Я, разместила свою большую семью вот на этом дереве. (Показ)
Видите, корни дерева, это бабушки и дедушки. Так как они самые старшие в семье. А вот толстые веточки – это мама и папа. Тонкие веточки – это дети, ваши братья и сёстры. Только на ваших веточках пока никого нет. На столах у вас лежат фотографии ваших родных. А вам хочется сделать свое семейное дерево?
Сначала намазываем сердечко с обратной стороны и приклеиваем его на дерево. Не забывайте прижать сердечко салфеткой. Приступаем к работе.
Если приглядеться к маме, папе – дети похожи на них, Вот улыбка детская может напоминает улыбку мамину, а глаза детские могут быть похожи на глаза папы. В каждой семье, царит любовь, дружба. Покажите с помощью объятия рук и выражения лица, как вас любят мама, папа, бабушка, дедушка (прием ассоциативный).
Кто хочет рассказать стихотворение о семье?
Папа, мама, я сестра - получается семья, (Данила В)
Дружная, красивая, умная, счастливая!
Мы друг другу помогаем, мы друг друга понимаем.
За обедом - все мы вместе
Обсуждаем все дела, чай с вареньем пьем всегда.
Все мы вместе, все мы дружно – помогаем если нужно.
Ой, забыл я про котенка – это тоже член семьи,
Он пушистый, он игривый-
Всеми нами он любимый!
И счастливый я безмерно - потому что у меня
Очень дружная семья.
Мы о себе рассказать поспешим - (Вероника)
Всеми родными мы дорожим!
Вместе всегда и в беде и в печали,
Дружбы такой вы нигде не встречали!
Здесь уважается каждое «я»,
И потому носим имя «семья»!
У каждого на свете (Матвей П.)
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете (Даша Ш.)
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете: (Даша З.)
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог –
Родимая семья!
У каждого на свете (Полина Б.)
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье –
Подарок самый-самый!
Семья – это труд, друг о друге забота, (Арина М.)
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Вывод: Приятно посмотреть на ваши счастливые семьи. Ребята у вас у каждого есть семья. У кого-то большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Ваши работы мы можем разместить на выставке.
(Дети располагают свои работы на магнитной доске)
Воспитатель:
Про свои семья, вы рассказали. Но мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня необычный «Цветок добрых дел». Я вам даю по маленькой бабочке. Подумайте, что делаете вы в своей семье.
Образец педагога: Я стираю бельё.(прикрепляет бабочку на цветок)
Дети по очереди подходят к цветку, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют бабочку.
Вывод: Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.
Воспитатель:
А как вы думаете, какой будет новая семья в своем домике? (Дружной, веселой, счастливой, все будут помогать друг другу)
Хотели бы вы поиграть с новым домиком и новой семьей? Сможем дружно распределить роли? Кем бы вы хотели быть? (Распределение ролей)
Переход к последующему виду деятельности: режиссерская игра
Цель: содействие полоролевой социализации детей.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение), об отдельных маскулинных и фемининных качествах;
— способствовать стремлению быть похожими на настоящих мужчин и женщин;
— актуализировать использование полученной информации в игровой, музыкальной, речевой деятельности.
Оборудование : игрушка мишка, иллюстрации с изображением мужчин и женщин, иллюстрации к сказкам, сюжетные картинки с изображением достойных поступков мужчин и женщин, отдельных атрибутов и элементов женской и мужской одежды, семейные фотографии, фотографии сотрудников детского сада, элементы и атрибуты женской и мужской одежды, мольберт.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушечного мишку, который держит в лапах картинки, спрашивает у него: «Что случилось, Мишка? Почему ты такой грустный?»
Мишка . Мы с моим другом Пятачком сегодня на прогулке фотографировали мужчин и женщин, у нас получилось много фотографий. Но по дороге в детский сад сильный ветер вырвал из моих рук фотографии, они перепутались, и я сейчас не могу определить: где мужчины, а где женщины.
По предложению воспитателя дети на мольберт слева ставят картинки с изображением женщин, а справа — картинки с изображением мужчин.
Воспитатель. Сравните картинки слева и справа. Чем отличаются внешне мужчина и женщина?
Дети. У мужчин — широкие плечи, у женщин они уже. У мужчин ступни большего размера, у женщин руки меньше, чем руки мужчин. Мужчины и женщины по-разному одеваются.
Воспитатель . Молодцы, ребята, вы правильно отметили, что мужчины и женщины отличаются своим внешним видом: у мужчин более широкие плечи, большего размера ступни; у женщин плечи уже, их руки меньше. Мужчины носят галстуки, запонки на рубашках; женщины любят украшения (броши, цепочки, банты, заколки).
Игра «Мужчины и женщины»
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением мужчин и женщин: если нарисован мужчина, встают мальчики, если женщина — встают девочки.
Воспитатель. Мишенька, чтобы ты лучше запомнил различия в одежде мужчин и женщин, поиграй с нами в интересную игру-
Дидактическая игра «Кому что подходит?»
Дети работают в микрогруппах: к картинке с изображением мужчины дети подбирают маленькие карточки с изображением деталей мужской одежды (галстуки, запонки, перстень); к картинке с изображением женщины — карточки с изображением деталей женской одежды (брошки, цепочки, банты, заколки, кольца).
Воспитатель. Мужчина и женщина отличаются не только внешними признаками, но и тем, как они двигаются. Как ходят женщины?
Дети . Женщины двигаются плавно, размеренно.
Воспитатель . Как ходят мужчины?
Дети . Движения мужчин более резкие, стремительные.
Воспитатель . Мишенька, наши девочки и мальчики сейчас покажут тебе, как ходят женщины и мужчины.
Игра «Мода для мужчин и женщин»
Воспитатель заранее готовит отдельные детали и предметы мужской и женской одежды. Дети надевают их на себя и, проходя по импровизированному подиуму, мальчики демонстрируют мужскую одежду и особенности мужской походки, а девочки — женскую одежду и то, как ходят женщины.
Хороводные игры «Во кузнице», «По лугу»
Дети повторяют движения за воспитателем, который акцентирует внимание на особенностях движений девочек и мальчиков во время игр.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами говорим о настоящих мужчинах и женщинах. Красота людей зависит не только от того, как они выглядят, но и от того, как они себя ведут, в их достойных поступках. Какие мужские поступки ценятся?
Дети. Мужчины защищают слабых, выполняют тяжелую работу — таскают тяжести, переставляют мебель, принимают важные решения.
Ответы детей сопровождаются показом сюжетных картинок с достойными поступками мужчины.
Воспитатель. Что по этим поступкам можно сказать о мужчинах?
Дети . Это настоящие мужчины.
Воспитатель . Что ценится в поведении настоящей женщины?
Дети. Забота о других, доброта, аккуратность.
Ответы детей сопровождаются показом сюжетных картинок с достойными поступками женщин.
Воспитатель . Что по этим поступкам можно сказать о женщинах?
Дети. Это настоящие женщины.
Воспитатель . Скажите, а дома вас окружают настоящие мужчины и женщины? Кто они?
Дети рассказывают о маме, папе, бабушке, дедушке и показывают семейные фотографии.
А в детском саду вас окружают настоящие мужчины и женщины? Кто они?
Дети рассказывают о работниках детского сада: воспитателях, няне, поваре, заведующем, музыкальном работнике, медсестре, стороже, шофере, плотнике и.д. Ответы детей сопровождаются показом фотографий сотрудников детского сада.
Мишка. Ребята, вы мне очень хорошо рассказали о том, чем отличаются мужчины и женщины. Большое спасибо! А эти фотографии я оставлю в группе для выставки «Красота мужчин и женщин»
Речи в средней группе
по теме «Юный пешеход».
Составила воспитатель МАДОО детский сад №36
Цель: закрепить знания о безопасном поведении на проезжей части дорог.
Задачи:
1. Закрепить с детьми названия транспорта, которые чаще встречаются на дороге; закрепить представления о значении светофора и его сигналах; дать детям первоначальные представления о дорожных знаках таких как: «зебра», «подземный переход», «остановка общественного транспорта » ; закрепить знания о правилах перехода проезжей части.
2. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках; развивать ориентирование (влево - вправо, вверх - вниз); развивать у детей память, внимание.
3. Воспитывать общую культуру поведения на улице; уважение к окружающим, умение быть внимательным.
Оборудование:
Макет светофора, макеты дорожных знаков, макет проезжей части с пешеходным переходом, транспорт, картинки с изображением улицы и различных ситуаций на дороге, картинки с изображением дорожных знаков.
Предварительная работа:
Рассматривание картин о дорожных знаках, изучение значения светофорных сигналов, дидактическая игра «Какой это знак?», флэш-карта с записью шума звукового светофора.
Ход занятия:
Дети сидят за большим, общим столом с воспитателем.
Небольшое разучивание стихотворения о светофоре:
Красный свет-дороги нет,
Желтый свет-готов к пути,
А зеленый свет-иди!
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что нам всем с вами нужно добраться до детского сада, а как же это нам сделать, чтобы было правильно и безопасно. Вот мы выходим на улицу из дома, а нам нужно перейти проезжую часть, как быть?
Ответы детей:
Воспитатель: Для начала нам нужно отыскать регулируемый перекресток светофором или же пешеходный переход (мы ее назовем «зеброй»). А кто из ребят знает, для кого предназначен пешеходный переход и что он значит?
Ответы детей:
Воспитатель: И вот попадается нам навстречу светофор. А что означает светофор и как следовать его сигналам?
А вы, ребята, знаете эти сигналы?
Ответы детей:
Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель:
Молодцы ребята! Какие вы у меня умные, все знаете. А теперь я предлагаю нам всем вместе поиграть в игру «Светофор». Будьте внимательны и следите за сигналом светофора. (Звучит шум улицы). Воспитатель показывает карточки с цветами светофора. На красный цвет – дети стоят спокойно, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – маршируют.
Чтение стихотворения про светофор:
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Внимание, глядит в упор
На нас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз
Он каждому дает приказ.
Ну, что же ребятки зная правило перехода проезжей части при помощи светофора мы с вами можем смело переходить на другую сторону улицы, дорога по которой ведет нас к нашему детскому саду.
Чтение стихотворения:
Только выйдешь за порог
За порогом сто дорог.
За движеньем с давних пор
Правят знак и светофор.
Их ребята знать должны!
Что делать? Чтение стиха:
Пешеходный переход.
Этот знак – нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!»
Воспитатель: подойдя к пешеходному переходу вы должны убедиться, что с той и с другой стороны машины остановились, чтобы пропустить вас и только тогда мы с вами продолжаем наше движение!
Вот мы с вами и добрались до нашего детского сада.
Рассматривание картинок с явными нарушениями ПДД.
Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и помогите мне найти нарушителей правил дорожной безопасности.
(Дети делятся на две группы команды и внимательно рассматривают картинки с различными ситуациями на дороге). После чего, при помощи воспитателя идет обсуждение (кто-то перебегает улицу в неположенном месте, кто-то читает, при переходе через пешеходный переход, кто-то останавливается и разговаривает посреди дороги, кто-то переходит начинает в последний момент перебегать дорогу, при мигающем зеленом сигнале).
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня молодцы, настоящие умники и умницы! Все сделали правильно. Вот мы и вспомнили правила поведения на улице и дороге, а также вспомнили знакомые дорожные знаки.
Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»
Автор работы: Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», пгт. Каменск.
Описание: данный конспект разработан для проведения организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в основу занятия взята русская народная сказка «Репка».
Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
Задачи: закреплять знания о своей семье; формировать представление об элементарных родственных связях; развивать мышление, логику, умение рассуждать; воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка;
Обогащение словаря: родственники;
Материалы и оборудование: ЭОР: презентация;
ИКТ: ]проектор, экран;
Раздаточный материал: домики, картинки – члены семьи.
Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов Н. Носов «Бабушка Дина», Л. Толстой «Дедушка и внучек», Е. Благина «Стихи о маме». Чтение сказки «Три медведя», драматизация по сказке; рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»;
1.Организационный момент:
(воспитатель и дети стоят в кругу)
воспитатель:
- ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Солнцу красному…
дети:
-привет!
воспитатель:
- небу ясному…
дети:
- привет!
воспитатель:
- люди взрослые и малыши…
дети:
- вам привет от всей души!
- а чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
дети садятся
воспитатель:
- ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости герои одной сказки. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:
В огороде шум и гам!
Что же приключилось там?
Всей семьей дружно
Дед-ворчун и бабка с внучкой,
мышь-норушка, кошка с Жучкой
Уцепившись в хвостик крепко
Тащат с грядки... (репку)
ответы детей
воспитатель:
- правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.
Назовите членов этой семьи.
(дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
воспитатель:
- репка предлагает нам вспомнить в месте с ней сказки про семью.
(дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
воспитатель:
ребята скажите, как вы думаете, что такое семья?
Беседа о понятие «Семья».
(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)
- правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.
И сейчас Репка хочет, чтобы вы вспомнили сказку и встретились с семьёй, которая её растила.
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Позвал тогда дед на помощь бабку.
- а бабка говорит: «я обязательно помогу тянуть репку, но сначала мне хочется узнать у ребят, какие бывают семьи?»
(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные….)
- ребята бабка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? И хочет с вами поиграть в игру:
Игра «Добрые дела»
Бабка отправила вам корзинку для добрых дел.
- Кому на ладони поставлю корзинку, тот должен положить в нее доброе дело, которое выполняет в своей семье.
(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
воспитатель: бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел,
- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку
- а внучка говорит: « С удовольствием помогу вам, но сначала я приглашаю ребят на веселую разминку
А теперь внучка предлагает вам поиграть с ней в игру:
«Кто лишний»
Задание такое:
- нужно найти, кто на картинках не является членом семьи? Для ответа поднять руку
*Бабушка, лунтик, дедушка.
* бабушка, Вини-пух, папа, дедушка, мама.
*мама, бабушка. Сын, чебурашка, дедушка.
* сын, бабушка, папа, Буратино, дочь.
воспитатель: молодцы правильно ответили, порадовали внучку за это вам еще один смайлик.
- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку…»
Жучка поможет вытащить репку, но сначала хочет узнать, как еще можно назвать, тех кто живет в семье.
(ответы детей)
- Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, мы называем семьей. А можно назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие по родству люди.
- давайте вместе повторим новое для вас слово – родственники (хоровые и индивидуальные ответы детей).
- запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
- получите смайлик от жучки.
воспитатель: сказка продолжается и репку надо тянуть дальше:
позвала Жучка кошку.
Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят:
-где живет каждая семья. Ответы детей (в доме, в квартире)
- кошка принесла вам ребята домики, сейчас мы подойдем к столам и поиграем в игру:
Речевая игра « Назови, кто живёт в домике ».
- ребята посмотрите, в домиках закрыты окна, а уже утро. Что бы узнать, кто в домиках живет, нужно их открыть, открывать будете те окна, которые я назову, Слушайте внимательно:
- откройте окно, в правом верхнем углу.(дети выполняют, открывают окно в нем - папа)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
-это папа или мама
(ответы детей)
- откройте окно в левом верхнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – мама)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- откройте окно в левом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем - сын)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- это сын или дочь?
(ответы детей)
- откройте окно в правом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – дочь)
- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)
- кто это? (ответы детей)
- кто находиться в верхних окнах? (ответы детей - папа, мама)
(ответы детей - родители)
- кто находиться в нижних окнах? (ответы сын – дочь)
- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - дети)
- кем они друг другу являются (ответы детей - брат и сестра)
- откройте окно, в центре домика (дети выполняют, открывают пустое окно)
- ребята кого мы еще можем поселить в ваших домиках (ответы детей - бабушку, дедушку)
- выберите из картинок кого вы хотите поселить и вставите в пустое окно.
- молодцы в ваших домиках поселилась кто? (ответы детей)
- дружная семья
- молодцы, получите смайлик от кошки.
воспитатель: дальше кошка позвала мышку.
А мышка и говорит: «Я обязательно помогу, но сначала я хочу узнать у ребята умеют ли они быть ласковыми и поиграть с ними в игру, которая называется:
Игра:«Скажи ласково»
Нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково:
Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;
Папа – папочка, папенька, папуля;
Дочь-доченька, дочурка;
Сын – сынок, сыночек;
Сестра – сестрёнка;
Брат – братишка;
Бабушка – бабуля бабулечка;
Дед – дедушка, дедуля»
- мышке очень понравились ваши ласковые слова, и она дарит вам вот такой веселый смайлик
воспитатель:
будем сказку продолжать, мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут, потянут и вытянули репку.
- ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку?
Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьей).
воспитатель: а теперь давайте посчитаем смайлики, которые вы получили от героев сказки.
(дети считают)