Физкультурное занятие с детьми онр. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с онр. Речевое нарушение - нарушение речи, включающие в себя различную этиологию. Рассмотрим речевые нарушение в общих чертах

Олейникова Ольга Юрьевна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №4 - комбинированного вида", г.Торжок
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием специальных пособий.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается и на других видах деятельности у детей с ОНР. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Следует отметить, что двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. При выполнении дозированной физической нагрузки организм таких детей адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОНР, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом.

Основные задачи коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР

1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

14. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

19. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, многие проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Введение

Здоровый ребенок - счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья. Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.

Систематические физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, особенно на свежем воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию.

Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР

недоразвитие речь дети логопедический

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни развитие двигательной активности является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Физическая активность по достижению цели действия определяется интеллекуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей с ОНР имеет значение и ощущение «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно - поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.

Повышение качества и доступность образования - важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта «Образование» правительством Российской Федерации. Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020 года, является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан в безопасности страны. Она затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. На современном этапе развития общества происходит модернизация содержания дошкольного образования.

Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставляется возможность стать самостоятельным как в финансовой, так и в педагогической деятельности. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, какими программами пользуются его педагоги.

Во многих существующих программах не берутся во внимание возможности физической культуры как фактора всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций, в том числе и речи.

Понимая необходимость совершенствования процесса физического воспитания и образования детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического воспитания дошкольников с ОНР, нами была разработана «Примерная программа физического воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР).

Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию дошкольников в данной Программе полностью соответствует содержанию образовательной области «Физическая культура» Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» (Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013).

Цель программы - создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ путем повышения
физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.

Программа содержит следующие разделы:

  1. Характеристика детей с ОНР.
  2. Задачи физического воспитания детей с ОНР.
  3. Специальные задачи физического воспитания детей с ОНР.
  4. Формы и методы работы по физическому воспитанию детей с ОНР.
  5. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура») …во второй младшей логопедической группе (ОНР).
  6. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в средней логопедической группе (ОНР).
  7. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в старшей логопедической группе (ОНР).
  8. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в подготовительной к школе группе с ОНР.
  9. Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе.
  10. Медико-педагогические наблюдения и контроль состояния здоровья дошкольников логопедических групп (ОНР) 3-7 лет.
  11. Оценка результатов мониторинга образовательного процесса (уровень овладения необходимыми навыками и
    умениями по образовательной области «Физическая культура») в логопедических группах (ОНР) с детьми 3-7 лет.
  12. Предметно-пространственная развивающая среда в физкультурном зале.
  13. Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи (ОНР).
  14. Работа с родителями.

В данной статье хотелось бы остановиться на двух разделах программы: «Характеристика детей с ОНР» и «Задачи физического воспитания детей с ОНР».

Характеристика детей с ОНР

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразе или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му- му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких детей - первый. При первом уровне речевого развития активный словарь практически не сформирован, он состоит из отдельных многозначных искаженных аналогов слов, часто звукоподражательного плана, например:

  • собака, коза, корова, баран -ава;
  • машина, корабль, ракета, велосипед - ту-ту;
  • есть, пить, жевать, откусывать - ам и другое.

Обиходные слова и их заменители используются в различных значениях, часто заменяются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. Речь, понятная лишь близким людям в конкретной ситуации общения.

Второй уровень речевого развития характеризуется возрастанием речевой активности детей. Появляется искаженная в фонетическом и грамматическом оформлении фразовая речь. Активный словарь расширяется за счет использования различных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия), появляются попытки использовать отдельные навыки словоизменения и словообразования. Ярко проявляется нарушение звукопроизношения. Дети не могут произнести ряд слогов, слов, близких по звучанию (па-та-па, кот-ток-кот), грубо искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (асипед - велосипед, ет - самолет и другое). Дети не готовы к овладению языковым анализом и синтезом.

Более высокий уровень - третий уровень речевого развития. Характеризуется тем, что в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния :

  • частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, подъезд, затылок, грива и другое);
  • глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, жует - все выражается словом «ест»);
  • антонимов (гладкий - шершавый, густой - жидкий, глубокий - мелкий и другое);
  • относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, резиновый, вишневый и другое).

Есть проблемы с грамматической стороной речи . Здесь распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботиться о ежика» и другое), в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать » и другое).

В фонетическом плане вызывает затруднение выделение звуков (первый, в середине, последний), дети не могут произнести ряд слов, близких по звучанию (кот - кит - ток, бык -бак - бок и т. п.).

Страдает семантика - понимание смысла слова.

В воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников, отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к трем-четырем, и иногда к пяти годам. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная
речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Кроме соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание на одной позе.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

  • По развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
  • По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с ОНР и в то же время для определения их компенсаторного фона.

Задачи физического воспитания детей с ОНР

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья.

От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависят развитие и здоровье в последующие годы жизни.

То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает работников дошкольных учреждений углубленно работать над проблемами физического образования детей.

Одной из основных задач педагогов и родителей является создание условий для правильного физического развития ребенка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов. В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. Одной из важнейших социально значимых задач является развитие речи ребенка.

По физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом инструктор по физической культуре направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение и представление об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются из специальных групп в общеобразовательные школы, необходима реализация программы массового детского сада, но с учетом особенностей детей с данным диагнозом.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.
  2. Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
  3. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
  4. Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей(психологических, физических и физиологических).
  5. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
  6. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
  7. Формирование широкого круга игровых действий.
  8. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
  9. Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.

Материал предоставлен , май 2013 года.