Системы развития детей дошкольного возраста. Раннее развитие наших детей: польза или вред. ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом

Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.

Дети дошкольного возраста растут невероятно быстро (но не так, как в самые ранние годы жизни). От 3 до 7 лет они вырастают примерно на 6 см и прибавляют в весе около 2 кг в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.

Рост и развитие дошкольника выражаются не только в увеличении размеров его тела.

Центральная нервная система в таком возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с детьми раннего возраста. Условные рефлексы сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт малыша, и это отражается на его поведении, интересах. Дошкольник начинает глубже интересоваться всем тем, что его окружает, больше задает вопросов, и с удовольствием выслушивает объяснения. Все стремительней развивается его речь. Помаленьку увеличивается словарный запас. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.

Чем младше ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов - благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следует заметить, что следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.

Казалось бы, он уже научился сам одеваться, стелить свою постель, после игры убирать на место игрушки. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные умения переходят в устойчивые навыки.

Большое внимание следует обращать на дошкольника. Скелет, который служит опорой для движения и защитой для внутренних органов, еще далеко не закончил своего развития. В нем, как и у , много хрящевой ткани. Это даёт возможность дальнейшего роста, но в то же время это говорит о сравнительной мягкости, податливости костей.

Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если малыш использует неподходящую мебель, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Вскоре он устает от неудобной позы и опускает одну руку - позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение.

А если, например стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи - это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину», особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».

Следует наладить жизнь дошкольника так, чтобы он как можно больше времени бывал на воздухе и чтобы в помещении всегда был чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей, оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.

Тренировать ребенка в полноценном дыхании следует двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например при беге, прыжках), во-вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.

Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.

Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая отчетливая речь или пение.

Гигиена дошкольников

Мамам и папам надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.

Большое внимание нужно обращать на чистоту рук, ног, волос . Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яйца глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.

Развитие движений

Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).

Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего.

У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого размеренного бега. В этом возрасте дети нередко теряют равновесие и падают. Темп движений при ходьбе неравномерный. Бегают, преимущественно, мелкими шагами. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка - поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через преграды, а также прыжки на одной ножке. Не удивляйтесь, если малыш не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5 см от пола.

Дети дошкольного возраста любят . Но согласованность в их движения отсутствует, глазомер слабо развит - поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается далеко забросить мяч или камешек.

В три года дошкольники быстро утомляются от монотонных движений. Внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

К пяти годам в движениях ребенка появляется координация. Он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшие препятствия, бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.

Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются новые простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега, выравнивается осанка при ходьбе, лишние движения, боковые раскачивания, так часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») - характерный признак бега.

Дети 6 лет могут прыгать в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

студентки курса

Введение …………………………………………………………………………3

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте…………………..5

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка…………………………………………………………...6

3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте………………….8

4. Особенности личности дошкольника……………………………………….11

5. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе………………….13

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы………………………………………….16

Введение

Проблема развития ребенка в дошкольном возрасте - одна из актуальных в психологии, так как именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первые десять лет жизни психика ребенка проходит такие важные события, с которыми практически не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается. Его росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, происходит развитие со стороны психических функций, общения, воли и чувств, ребенок в ответственные моменты жизни пытается проявить себя как самостоятельная личность. Важнейшим фактором психического развития и становления как личности, восприятия себя и других, понятие добра и зла, лжи и искренности, в период детства, формируется в результате взаимодействия с родителями и учителями.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.

Возраст трех лет – граница, которую преодолевает каждый ребенок, чтобы стать дошкольником. Он является одним из самых важных моментов в его развитии. Хоть и не всегда, но именно в этом возрасте ребенок становится капризным, вредным и упрямым.

Это можно объяснить тем, что наступил у ребенка кризис трех лет, то есть происходит перестройка всей его психической жизни. Он старается показать себя в ведущей предметно-практической деятельности, становится более чутким и ранимым к тому, как оценивают его успехи в деятельности взрослые, у него складывается чувство собственного «Я».

Обострение течения кризиса может спровоцировать, если окружающие ребенка взрослые не замечают или не хотят замечать изменения, которые происходят с ребенком, а также часто задевают его самолюбие всевозможными упреками. Ограничение его активности вместе с пониженной невнимательностью к его интересам и желаниям, также может отрицательно сказаться на воспитании ребенка и усугубить его несговорчивость, упрямство.

Дети остро переживают пренебрежительное отношение взрослых к своим поступкам или проявлению инициативы. Также возникает потребность гордиться своими успехами, то есть дети хотят быть равноправными со взрослыми во всех делах, если же успехов мало, а взрослые указывают ребенку на его ошибки и не хотят замечать его успехи в делах, то ребенок придумывает эти успехи себе сам, то есть развивается хвастовство. Но хвастовство не всегда следует пресекать, необходимо доброжелательно относиться к действиям ребенка, тактично указывая на промахи, а так же оценивать его самого в целом позитивно.

Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

Другие виды деятельности ребенка. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
- тема ;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

роль (главная, второстепенная);

- игрушки ,

- игровой материал ;

- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет - это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста яв ляется наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка - птица, потому что летает, а курица - это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4-5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3-4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6-7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3-4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3-5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Развитие ребенка дошкольника от 3 до 7 лет. С каждым днем вы замечаете, как ваш ребенок становится взрослее. Трехлетний человек много уже умеет делать сам: одевается, убирает свои игрушки. Он засыпает взрослых бесконечными «почему», очень впечатлителен и подвижен. Иногда кажется, что он подвижен даже сверх меры. Но не стоит ограничивать потребность ребенка в движении фразами: «не бегай», «не прыгай», «сиди смирно» и т.п. Постарайтесь направить подвижность ребенка в правильное русло: для формирования необходимых навыков, для укрепления здоровья, для воспитания.

Если до 3 лет жизни ребенок привык к правильному режиму, к закаливанию, то вам нужно продолжать начатое. Но в случае, если вы что-то упустили, не отчаивайтесь, все можно исправить. Главное – не откладывать в «долгий ящик», ведь с каждым упущенным днем наносится урон здоровью и воспитанию ребенка. Вашему сыну или дочке, внуку или внучке требуется не меньше забот, знаний и усердия, чем в первые годы жизни.

В дошкольном возрасте начинают формироваться привычки, черты характера, приобретаются и закрепляются необходимые навыки, закладывается фундамент здоровья и физического развития ребенка.

Дети от 3 до 7 лет быстро растут, теряют округлость и становятся как бы тоньше, чем в раннем возрасте. У них наблюдается недостаточная устойчивость тела, и несколько ограничены двигательные возможности.

Игры:

Дети дошкольники учатся жизненным навыкам в играх. Играя, они, прежде всего, вступают в сложные взаимоотношения со сверстниками, учатся оказывать помощь, уступать. В игре проявляются способности ребенка: смекалка, смелость и ловкость. Поэтому, к детским играм не нужно относиться, как к чему-то несерьезному. Подвижные игры нужно чередовать со спокойными. Ребенок 4 лет и старше может уже осваивать элементарные спортивные навыки: плавать, кататься на коньках, ходить на лыжах. Существует мнение, что маленькие дети только готовятся к настоящей жизни. Но это неверно. Маленький человек живет насыщенно, с полной отдачей своих сил. Чтобы у него остались яркие незабываемые впечатления детства, не лишайте его радости переживаний, которые дает физкультура.

Развитие ребенка дошкольника. Нервная система:

В дошкольном возрасте в головном мозге ребенка созревание нервных клеток заканчивается, и в 5-6 летнем возрасте его мозг по весу и внешнему виду приближается к головному мозгу взрослого человека. Однако нервная система детей ещё легко возбудимая, и требует осторожного отношения. От длительных и непосильных нагрузок у ребенка развивается чрезмерное утомление.

Жизненный опыт ребенка расширяется, он глубже интересуется окружающим, чаще задает вопросы и охотно слушает объяснения взрослых. Увеличивается словарный запас, и речь ребенка улучшается. И хотя дети 3-7 лет очень восприимчивы, но полученные навыки не сразу закрепляются и легко нарушаются. В дошкольном возрасте процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения – это нужно учитывать.

Развитие ребенка дошкольника. Костно-мышечная система:

Развитие костно-мышечной системы в этом возрастном периоде происходит неравномерно.

  • У детей 3-4 лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5-2 кг, а рост на 4-6 см.
  • На 5 году вес увеличивается на 1-1,5 кг, а рост на 2-4 см, крепнет организм.
  • В течение 6 года жизни ребенок прибавляет вес на 3 кг, а рост – на 6-8 см. Пропорции тела заметно изменяются, выносливость организма повышается.

Приводятся средние данные роста, веса, окружности грудной клетки:

Мальчики:

3 года – рост — 92,7 см, вес – 14,6 кг, окружность грудной клетки – 52,6 см.

4 года – рост – 99,3 см, вес – 16,1 кг, окружность грудной клетки – 53,9 см.

5 лет – рост – 106,5 см, вес – 18,1 кг, окружность грудной клетки – 55,5 см.

6 лет – рост – 112,8 см, вес – 20,2 кг, окружность грудной клетки – 57,6 см.

Девочки:

3 года – рост – 91,6 см, вес – 14,1 кг, окружность грудной клетки – 52,0 см.

4 года – рост – 98,4 см, вес – 15,8 кг, окружность грудной клетки – 53,2 см.

5 лет – рост – 105,4 см, вес – 17,7 кг, окружность грудной клетки – 54,7 см.

6 лет – рост – 112,5 см, вес – 19,9 кг, окружность грудной клетки – 56,6 см.

Несмотря на то, что у детей до 7 лет кровоснабжение костей лучше, чем у взрослых, костно-образовательный процесс отличается незавершённостью в большинстве костей. Развитие скелета у дошкольников ещё не завершено, кости мягкие и податливые, в них преобладает хрящевая ткань, что способствует дальнейшему росту.

К 6-7 годам горизонтальное положение ребер постепенно сглаживается, что в маленьком возрасте ограничивало экскурсию грудной клетки.

Окостенение конечностей у детей до 7 лет происходит очень интенсивно, и только с 5-6 лет начинается сращивание костей таза.

Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон – этому способствуют физические упражнения. В первую очередь развиваются мышцы ног и таза, а с 6-7 лет мышцы рук. Но нужно помнить, что из-за слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости мышц, дети до 7 лет не способны к длительному напряжению мышц.

Развитие ребенка дошкольника. Сердечно-сосудистая система:

Сердечно — сосудистая система дошкольников хорошо отвечает требованиям их растущего организма. В отличие от взрослых, у детей кровеносные сосуды значительно шире, кровь циркулирует по ним свободно, выше скорость кровообращения, что позволяет легко удовлетворять повышенную потребность в снабжении кровью тканей детского организма. У детей от 3 до 7 лет среднее артериальное давление составляет 73-76 мм ртутного столба. Пульс зависит от возраста ребенка: чем меньше возраст, тем больше частота сердечных сокращений. В 3-4 года пульс равен 100-110 ударов в минуту, в 5-6 лет – 90-100 уд/мин. При физической нагрузке сердечная мышца ребенка быстро утомляется и легко нарушается ритм его сокращений, но при смене деятельности сердце быстро успокаивается.

Развитие ребенка дошкольника. Дыхательная система:

У детей дошкольного возраста органы дыхания имеют физиологические особенности. До 7 лет легочная ткань еще не полностью развита. Легочные и носовые ходы узкие и это затрудняет поступление воздуха в легкие. Высоко стоит диафрагма (грудобрюшная мышечная преграда) и во время дыхания она ограничивает колебания грудной клетки. У ребенка более поверхностное и учащенное дыхание, чем у взрослых. За счет частоты дыхания удовлетворяется высокая потребность в кислороде. У младших дошкольников 26-28 дыханий в минуту, у старших дошкольников – 23-25 дыханий в минуту. Поверхностное дыхание ухудшает вентиляцию легких у детей и вызывает небольшой застой воздуха в них. Поэтому, физическими упражнениями очень важно заниматься преимущественно на свежем воздухе и научить ребенка правильному дыханию. Во время бега и прыжков дыхание должно быть глубоким.

Развитие ребенка дошкольника. Обмен веществ:

Развивающемуся организму дошкольников требуется непрерывное восполнение энергетических затрат и поступление пластических веществ для построения органов и тканей. Процессы усвоения питательных веществ у детей превышают процессы их сгорания и распада. Большая часть энергии у ребенка расходуется на рост и отложение веществ, а не на работу мышц, как у взрослых.

Развитие ребенка дошкольника. Развитие движений у детей:

В 3-4 года движения детей значительно отличаются от движений в 5-6 лет. При ходьбе и беге у младших дошкольников нет четкости движений, они теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге – мелкий семенящий шаг. Многие дети при беге опираются на всю ступню и плохо отталкиваются от земли. Такие дети еще не могут прыгать в высоту через препятствия, даже на 5-10 см от пола, и не могут прыгать на одной ноге.

Дети младшего дошкольного возраста играют с мячом охотно, но их глазомер развит слабо, движения недостаточно согласованы, поэтому им трудно попадать мячом в цель, ловить мяч и далеко его забрасывать.

От однообразных движений младшие дошкольники быстро устают, отвлекаются, их внимание неустойчиво.

Более координированными движения становятся к 4,5-5 годам – им доступны прыжки, они перепрыгивают через небольшие препятствия, лучше бросают и ловят мяч. Но им еще трудно бросать мяч на дальность и попадать в цель, т.к. глазомер и мышцы недостаточно развиты.

В 6 лет дети легко и ритмично бегают, прыгают в длину и высоту, на одной ноге.

Дальнейшее развитие движений у ребенка дошкольника происходит при систематических упражнениях.