Открытое занятие по развитию познавательных способностей. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Развиваем память и внимание

Государственное казенное образовательное учреждение

Свердловской области

«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Опыт работы по реализации коррекционной составляющей образовательного процесса в рамках районного семинара – практикума по теме: «Организация деятельности образовательного учреждения по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития»

г. Сухой Лог

2017год

Тема: Домашние животные. Развитие познавательных процессов.

Задачи:

Образовательные : закрепить знания о домашних животных, их строении, образе жизни; познакомить с профессией – ветеринар.

Коррекционно – развивающие: развивать пространственную ориентировку при определении времени года, месяца, дня недели; развивать межполушарное взаимодействие при выполнении задания для обеих рук; развивать память при разучивании загадок; развивать мышление при разгадывании загадок, определении лишнего животного; развивать связную речь при построении ответов на вопросы; развивать слуховое восприятие при определении голоса животных; расширять словарный запас.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать способность подчинять свои действия инструкции; воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.

Планируемый результат:

личностные УУД:

Развивать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; контролировать свою деятельность;

познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

коммуникативные УУД:

Отвечать на вопросы;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: ноутбуки, игрушка снеговичок, карточки с заданиями, тетради, аудиозапись с голосами животных, снежинки.

Предварительная работа: разучивание загадок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Добрый день. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Подарите им свои улыбки и хорошее настроение.

Вместе с гостями пришел и веселый снеговичок. Почему именно он пришел на сегодняшнее занятие?

Вспомните название времени года. Назовите месяц года. Сегодняшнее число. День недели.

Для успешной работы нам понадобятся внимание, смекалка и хорошее настроение. Для этого выполним упражнения

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

  1. Введение в тему

Веселый снеговик предлагает отгадать загадки. Загадывать вы их будете друг другу, а отгадки найдете среди картинок на слайде (слайд 1).

Во дворе построен дом,

Новый дом с одним окном.

Поселился сторож в нем.

Ночью сторож лает – дом охраняет.

Стоит домик у ворот.

Кто это? Как догадались?

Отгадай кто в нем живет.

Спереди пятачок,

Сзади крючок.

Посередине спинка,

А на ней щетинка.

Кто это? Как догадались?

Он тихонечко мурлычет,

Мордочку нам в ноги тычет.

Молоко из блюдца пьет.

Это кто, скажите?

Кто это? Как догадались?

К какой группе относятся эти животные? (домашние).

Почему это домашние животные?

Назовите других домашних животных с картинки.

Попробуйте назвать тему занятия.

Давайте проверим, верно ли ваше предположение. Прочтем название на слайде. (слайд 2)

(чтение по бегущей строке).

Какие задачи поставим?

  1. Работе по теме занятия
  1. - Снеговик предлагает вам выполнить интересное задание в тетрадях. Откройте тетради, положите уголочком.

Теперь посмотрите на следующий слайд и ответьте, сколько животных изображено на слайде? (слайд 3)

Выберите изображение одного животного по вашему желанию и выполните задание в тетради по инструкции: правой рукой нарисовать контур животного, а левой – раскрасить его.

Итог:

Какое животное выбрали? Почему? Справились ли с заданием? Посмотрите на рисунок соседа. Понравился ли он вам?

2) - Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание. Посмотрите на картинку на следующем слайде. Кого вы видите?(слайд 4)

Определите, какое задание вам нужно выполнить.

(дорисовать недостающие части у животных).

Будем рисовать словесно, это значит расскажете о том, что дорисуете.

Итог:

Выполнить правильно задание смогли, выполняя его по инструкции.

3) – А снеговичок, гуляя по двору, услышал там голоса разных домашних животных. Помогите ему определить, кому они принадлежат.

4) – Продолжим находить лишнее животное из ряда предложенных мной. Я буду называть животных, а вы будете находить среди них лишнее.

Медведи, совы, лошади, коровы.
Щуки и коты, жирафы и кроты.
Верблюды и стрижи, зебры и моржи.

Подумайте, какое из названных животных вы смогли бы изобразить с помощью мимики и жестов. Изобразите это животное, а мы со снеговичком попробуем отгадать.

5) – Домашние животные иногда болеют и тогда их отводят к доктору. Как называется профессия человека, который лечит животных? (слайд 5)

А как зовут сказочного доктора, который лечит зверей? А эту сказку написал Корней Иванович Чуковский (слайд 6).

Доктор Айболит очень любит животных и называет их ласково, например – козочка, лошадка.

Давайте и мы последуем его примеру и ласково назовем зверей, изображенных на слайде (котеночек, собачка, свинка) (слайд 7, 8).

Мы занимались на компьютере и для снятия усталости с глаз выполним упражнение «Сова» И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

4. Итог

Вспомним тему занятия и задачи, которые мы ставили перед собой.

Мы повторили названия домашних животных? Части их тела? Отличительные признаки?

Какие задания выполняли?

Какое задание показалось самым интересным для вас?

Оценить свою работу снеговичок предлагает с помощью красивых снежинок.

Синяя: я знаю, умею, справился со всеми заданиями.

Голубая: я сомневаюсь, в основном уверен, но нужно еще повторить.

Фиолетовая: я не умею, я не знаю, нуждаюсь в помощи.

Скажите, каким цветом раскрасили снежинки. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями и поэтому наш гость снеговик очень вами доволен и придет еще в гости.


Цель:

Повышение самооценки.

Развитие мелкой моторики руки.

Возрастной диапазон: 5-6 лет

Задача:

1. Развивать у дошкольников уверенность в себе, в своих возможностях.

2. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение.

3. Развивать произвольное внимание; умение пользоваться вспомогательными средствами.

4. Формировать произвольную память.

Ход занятия психолога по развитию познавательных процессов.

1. Приветствие.

Цель: создание психологического комфорта у детей.

Дети, я очень рада Вас видеть на своем занятии. Вы знаете, что при встрече все здороваются

Закройте глаза. Я прикоснусь к тому, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и передаст своему товарищу. Так приветствие пройдет через всех Вас и снова вернется ко мне.

2. Игра «Учимся хвалить себя».

Цель: повышать самооценку, преодолевать замкнутость, пассивность. Воспитывать положительное отношение к себе.

Психолог начинает игру, говоря о себе добрые слова. Затем обращается к ребенку, который сидит рядом и говорит: «А теперь ты скажи про себя что-то хорошее». И так дальше.

3. Игра-инсценировка «Пальцы ложатся спать».

Цель: развивать мелкую моторику руки.

(Поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении чтения стихотворения.)

Этот пальчик хочет спать,

Этот в кроватку ложиться,

Этот пальчик зевнул,

Этот пальчик уже заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братьев ты не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В садик вам идти пора!

4. Упражнение «Геометрическая задача».

Цель: развивать устойчивость и переключение внимания.

Оборудование: бланк с изображением пяти фигур (квадрат, круг, крест, треугольник, ромб), карандаш.

Дан 1 ряд из 10-ти фигур. Вверху на бланке изображен образец с условными обозначениями. Дети должны рассмотреть образец, назвать фигуры и условные обозначения в них. Нарисовать по образцу.

5. Упражнение «Правда или нет?»

Цель: Развитие психических процессов, поднятие настроения.

Снегом поле замело,

Лето красное пришло.

Кот весь вечер крепко спал,

Днем на облаке он летал.

В марте растаял снег,

Это весна созывает всех!

Петух по двору идет,

Щенков своих он ведет.

Длинный хобот имеет слон,

Это у него микрофон.

6. Упражнение «Тренировка памяти»

Цель: тренировка кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: 2 рисунка с изображением от 4 до 6 знакомых предметов.

Дети должны рассмотреть и назвать предметы на рисунке 1 и их запомнить; на рисунке 2 закрасить те предметы, которых не было на рисунке 1.

7. Психогимнастическое упражнение «Кто это?»

Цель: развитие внимания, закрепление положительного настроения в конце занятия.

Дети стоят в кругу. В центре ребенок с завязанными глазами. Другие идут по кругу, говоря: «Отгадай, угадай, кто позвал тебя узнай?». Дети останавливаются, кто-то из них обращается к игроку в кругу: «Отгадай мое имя». Если имя угадано, дети меняются местами и игра продолжается.

8. Прощание «Улыбка по кругу».

После выполнения всех упражнений дети берутся за руки и «передают» улыбку по кругу. Каждый ребенок поворачивается к своему товарищу справа и улыбается.

Рефлексия.

Понравилось ли занятие, понравилось ли выполнять упражнения?

Психолог благодарит за работу на занятии, хвалит каждого дошкольника.

I Организационный момент.

Выделение четвертого лишнего.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Дети подходят к доске с демонстрируемыми картинками).

Назовите картинки, которые нарисованы, выберите лишнюю картинку. Почему вы решили, что она лишняя?

Как вы догадались, что на других картинках зима?

(Дети предлагают свои ответы, объясняя).

II Введение в тему.

1. Наблюдение и экспериментирование.

Мы с вами сегодня будем наблюдать за льдом. Посмотрим, какой он. Подходите к столу. У каждого из вас на тарелочке приготовлена льдинка.

Потрогайте ее. Какая она на ощупь. Что вы чувствуете? Холодная, твердая .

Лед холодный, а ладошки у вас какие? Теплые.

Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках? Будем греть лед! Немного подержим. Появляется вода.

Откуда взялась вода? Изо льда. Лед стал таять.

Лед остался таким, как был, или его размер изменился? Кусочки стали меньше.

Во что превратился лед? Лед превратился в воду.

Значит, когда лед тает? Когда тепло.

Посмотрите, какой еще лед? Если мы берем в ладошки, а он выпрыгивает? Лед скользкий.

Мы уже сказали, что он твердый, а как это проверить? Постучим по льду.

Посмотрите, я дам вам еще льдинки. Какие они? (подвожу к ответу детей жестами). Толстая и тонкая льдинка.

А если посмотреть сквозь льдинку, что вы заметили? Перечисляют, что видят.

Значит, лед, еще какой? Прозрачный.

Замерзли у вас ручки? Давайте погреем ладошки.

2. Пальчиковая гимнастика («Погреем пальчики»)

Дети выполняют гимнастику.

Лед руками мы держали Сжимание и разжимание пальцев обеих рук

А ладошки - замерзали

Мы их будем растирать. Трем ладонь о ладонь

Мы их будем согревать. Делаем лодочку и дуем внутрь

Согрелись ручки?

3. Восприятие наложенных изображений.

(Детям предлагаются карточки с контурными наложенными изображениями предметов по пройденным лексическим темам).

Давайте посмотрим на экран. Кто там изображен? Что делают герои мультфильма? Это Винни-Пух с друзьями. Они катаются на коньках.

Почему можно кататься на льду? Мы уже говорили, какой лед? Скользкий, твердый.

Винни-Пух и его друзья оставили на льду узоры, посмотрите на свои карточки, на что похожи ваши узоры?

4. Совершенствование умения обобщать.

Давайте назовем общим словом, то, что нарисовано на карточках.

Молодцы! Вы все справились с заданием.

5. Наблюдение, экспериментирование.

А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Покажите тонкий кусочек.

Какой это кусочек по толщине?

Попробуйте нажать на него, стукнуть молоточком. Что произошло? Треснул, раскололся, сломался.

Если он раскололся, треснул, значит, он ломкий, хрупкий.

6. Воссоздание целого из частей.

(Дети выкладывают целые геометрические фигуры из частей плоскостного деревянного конструктора).

У вас на подносах части разных геометрических фигур. Представьте, что это треснули льдинки, а вам надо их собрать, сделать целыми.

Давайте посмотрим, у кого, какая фигура получилась?

Молодцы! Вы справились с заданием.

III Физкультминутка («Зимние забавы»).

(Дети имитируют движения).

Мы бежим с тобой на лыжах. Идут на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет.

А потом на коньках. Катаются.

Но упали мы. Ах! Падают.

А потом снежки лепили. Стоят и сжимают воображаемый снежок.

А потом снежки катали. Катят воображаемый снежок.

А потом без сил упали. Падают.

И домой мы побежали. Бегут по кругу.

7. Количественный счет, используя слуховое восприятие.

Дети считают (если ответы совпадают с количеством - играем дальше, если нет - опять слушаем: 3,2,4,1).

Мы с вами отдохнули. А теперь давайте вернемся к нашим льдинкам.

Сейчас мы посчитаем льдинки. Сколько услышите звуков, столько льдинок положите в мисочку.

Сколько льдинок положили?

Почему? Потому что 3 звука и т.д.

8. Наблюдение за плавающим льдом.

Что происходит сейчас с льдинками?

Значит, лед умеет плавать.

9. Итог о свойствах льда.

(Педагог демонстрирует фото-напоминания о свойствах льда).

Мы с вами сегодня играли и наблюдали за льдом. Давайте вспомним, что мы узнали про лед? Какой он? Холодный, толстый, тонкий, скользкий, прозрачный. Лед плавает.

IV Итог.

Конструирование ледяного здания.

Посмотрите на последнюю фотографию. Что вы видите? Дом, замки, горки.

Из чего они построены? Изо льда.

Мы с вами тоже будем строить ледяную постройку, но не из льдинок, а из конструктора.

(Дети выполняют свои постройки).

У вас очень интересные постройки получились.

V Оценка деятельности.

Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Что делали со льдом? Что вам понравилось больше всего делать?

Сегодня на занятии все были молодцы. Вы правильно выполняли задания, были внимательными, много интересного рассказали про лед (так же дается индивидуальная оценка для каждого ребенка).

VI Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу, и я хочу попросить вас помочь мне сложить карточки в папку и убрать формочки.

Спасибо, до свидания.

КГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Управления образования акимата Костанайской области.

Открытый урок по коррекции познавательной деятельности: Развитие произвольного внимания.

Учителя: Саутбековой Л.К.

Тема : Развитие произвольного внимания. Цель : развивать произвольное слуховое, зрительное внимание; Развивать логическое мышление, оперативную память, диалогическую речь, смекалку; Воспитывать уважения друг к другу. Оборудование: таблички с заданиями, карточки, аудио запись, интерактивная доска. Психологический настрой . 1слайд. Стихотворение: «Пожалуйста, потише» (хоровое чтение) Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Совсем необязательно кричать. Ведь вас и так услышат, Ведь вас и так услышат. Попробуйте все тихо рассказать. О том, что делали на прошлом мы уроке. Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Спокойно говори, а не кричи! Пожалуйста, потише! Пожалуйста, потише! Тсс!... Тсс….Ччч! Разминки «Читалочки», где с помощью упражнений развиваем артикуляцию и внимание. 2слайд ТАЧКА- БОЧКА- НОЧКА- ПОЧКА- ДОЧКА НАПИСАЛ- ЗАПИСАЛА- РАСПИСАЛСЯ- ПОДПИСЫВАЕТ При повторном прочтении использую игры на внимание: -Продолжи чтение с того места, где я остановилась; Чтение по цепочке, пока не ошибешься (ребята стараются быть внимательными) 1Повторение. Задание1. Работа с изографами . На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Прочитай слово. 3слайд. Дети читают слова, показывая указкой буквы. Затем опускают голову на сложенные руки, визуализируют слова, записывают их по памяти. 2 упражнение.- переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. 4 слайд КОРУ КИНЕЧУ АЛОКШ АДОГОП 3 упражнение - ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова. 5 слайд. ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДА 4 упражнение На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ребенок просматривает внимательно строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он отыскивает слова и подчеркивает их. 6 слайд. ФПЗИМАКУСТРАНАОХКОНЬКИМЯВ 5 упражнение – ученику предлагается разделить «склеенные» между собой предложения. 7 слайд. БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИ 2 Тема. 1упражнение – Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же забыл он купить? Что купил сын? (забыл купить: мыло; купил: мясо, спички; лишнее: масло, сало.) 2 «Четвертый лишний» - развитие произвольного внимания, логического мышления. В каждой строке найти «лишнее слово»: 8 слайд. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус. Медведь, лисица, олень, собака. Береза, осина, тополь, сосна. 3 « Внимательные руки» - развитие произвольного внимания, фонематического слуха. Учитель читает ряд слов. В паузах между словами дети поднимают: правую руку – если окончание твердое; левую руку – если мягкое. Варианты слоыв: 9 слайд. Брат нож был мель. Брать ел быль мел. Сталь жар рост печаль. 4 шуточный тест. (ведущий читает четверостишье, ученики произносят «и я» там, где это уместно). 10 слайд. Все домашние заданья буду четко выполнять На урок без опозданья буду утром прибегать Дома ручку не забуду и тетрадь и карандаш А забыл - реветь я буду на весь класс на весь этаж На уроках обещаю не шуметь и не болтать Если и ответ не знаю буду руку поднимать А во время перемены обещаю не шуметь Не сбивать людей и стены не толкаться как медведь Буду ловким буду смелым буду я в футбол играть Значит, буду то и дело мячик в окна забивать. 5 разминка. Игра «фотограф». Ведущий запоминает расположение участников группы и выходит за дверь. Ребята проводят три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить исходную композицию. 6 разминка. Развитие произвольного зрительного внимания. Каждому дается карточка. Нарисованы предметы.4 ряда по 4 предмета. В каждом ряду закрасьте такой же предмет, который нарисован слева в квадрате. Для учащихся 3 уровня индивидуальные задания. 7 упражнение «зеваки» (цель – развитие произвольного внимания) Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180* и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ученик запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают. 8 игра «маленький жук» 11 слайд. - сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по комнате. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя. Внимание! Начали. одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи где остановился жук. 9 рисование узоров. Индивидуальное задание. 4 итог урока.

Подготовила: педагог-психолог Бронникова С.Е. г. Лаишево ГАУСОРЦДПОВ

Цель:

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Развитие внимания и наблюдательности

Развитие слухоречевой и зрительной памяти

Учить решать логические задачи

Оборудование: интерактивная доска , мяч, листочки с логической задачкой, матрёшки из бумаги.

1. Эмоциональный настрой «Я всё смогу на свете»

Я всё смогу на свете

И строить города

И плыть по океану

Подняться в паруса

Умею я любить

И другу помогать

И младших защищать

И старших поддержать.

2. Игра в кругу с мячом «Аналогии»

Ребята я вам назову пары слов, в первой паре будет звучать полностью, а ко второй нужно будет подобрать второе слово.

Пример:

  1. птица - летать; рыба -
  2. мяч - игрушка; роза -
  3. хлеб - кушать; книги -
  4. овца - ягненок; медведь -
  5. пища - есть; вода -
  6. слон - большой; мышка -
  7. камень - твердый; вата -
  8. собака - кот; щенок -
  9. лай - собака; кряканье -
  10. помидор - красный; банан -
  11. сахар - сладкий; лимон -
  12. утро - рано; вечер -
  13. сентябрь - месяц; среда -
  14. ребенок - маленький; взрослый -
  15. медленный - идти; быстрый -

3. Задание на зрительную память «Запоминалки»

Ребята вам в течение 30 секунд нужно внимательно посмотреть на картинку, а затем ответить на мои вопросы.

На какой праздник пришли дети? (день рождения)

Сколько было мальчиков на празднике (два)

Сколько стульев стояло возле стола (один)

Сколько кубиков лежало на полу? (четыре)

Какое угощение приготовила мама? (торт)

Дети садятся за столы

4. Игра «Превращалки» (на интерактивной доске появляется фея «Логика»)

Ребятки перед вами фея «Логика», она снова вам приготовила свои интересные логические задачки. Давайте вспомним, какие «превращалки» мы знаем и перечислим: превращалка цвета, размера, количества, прибавление, убавления, раздвижения, раздвижения, переворот, ножницы.

Каждый из вас должен определить какая превращалка поиграла с фигурой зарисовать и следуя образцу решить задачку.

5. Самоанализ. На интерактивной доске появится задачи с ответом.

Ребята давайте проверим правильно ли мы решили. Молодцы!

Дети встают возле своего стола.

6. Физ. минутка «Енот» (вместе с родителями)

Подарил еноту ёжик пару кожаных сапожек.

Подарил еноту ёжик пару кожаных (хлопок)

Подарил еноту ёжик пару (2 хлопка)

Подарил еноту ёжик (3хлопка)

Подарил еноту (4хлопка)

Подарил (5 хлопков)

(6 хлопков)

7. Задание на слухоречевую память «Матрёшки»

Детям диктуется три раза текст, затем они должны расставить матрёшек в нужной последовательности и разукрасить их.

Матрёшек будем расставлять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрёшка:

Зелёный сарафан кокошник.

А за ней сестра вторая

В жёлтом платье выступает

Третья меньшая второй

Сарафанчик голубой.

У четвёртой матрёшки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрёшка -

В красненькой одёжке.

Всех запомнить постарайся,

За работу принимайся!

8. Самоанализ «Проверка» Дети проверяют правильность выполнения задания.

9. Пальчиковая гимнастика

Я люблю свой детский сад

Там полным полно ребят

Раз, два, три, четыре, пять

Может сто, а может двести.

Хорошо нам вместе!

Использованная литература:

  1. Гоголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет»
  2. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности детей 5-7 лет»