Что такое всестороннее развитие ребенка. Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие. Развитие творческих способностей

Сила игры

Вспомните начальный эпизод из великолепной «Алисы в Стране Чудес», когда главная героиня была вынуждена изучать скучнейший урок истории по книге без картинок! Как ни старалась её не в меру серьёзная старшая сестра, успеха во вкладывании знаний в голову Алисы она так и достигла.

Для ребёнка постижение жизни и всех её аспектов - это увлекательная игра. Без игры детство невозможно, и вся ткань обучения, развития и воспитания ребёнка основывается на гигантском потенциале игровой деятельности.

Что включает в себя разностороннее развитие детей?

Чтобы развитие ребёнка было гармоничным, одни занятия не были в ущерб другим и не преследовали цель удовлетворить амбиции родителей, следует помнить о том, что способности - это всегда результат усилий по развитию ребёнка. Поэтому совершенно справедливо высказывание, что неспособных детей не бывает, и вполне реально обеспечить детям разносторонние и гармонично развитые способности.

До года ведущей деятельностью малыша является эмоциональное общение с близким человеком, потому говорить о разностороннем развитии младенца не вполне целесообразно, так как главная задача этого возраста - насытить общение с ребёнком любовью и позитивом. Группы, предлагающие «обучать» ребёнка с 3-х месяцев чтению или иностранному языку, преследуют лишь коммерческий интерес. Это не значит, что до года с ребёнком ничем не нужно заниматься, однако, желательно ставить соответствующие возрасту задачи.

А вот в раннем возрасте - с года до трёх - уже вполне можно начинать постепенно знакомить малыша со всем многообразием развивающих занятий.

Большинство видов деятельности оказывают развивающее воздействие сразу на несколько сфер, например, занятия хореографией развивают интеллект, о чём прекрасно знали воспитатели русской дворянской элиты 18-19 вв., И обучение танцам, наравне с иностранными языками и музыкой, входило в обязательную программу воспитания как мальчиков, так и девочек.

Существует несколько сфер развития ребёнка, каждой из которых необходимо оказывать должное внимание, с той целью сайт рекомендует, чтобы к возрасту самостоятельности ребёнок обладал максимально разнообразным инструментарием для понимания и взаимодействия с миром и самовыражения в нём.

Интеллектуальное и познавательное развитие

Эту сферу прекрасно развивают рисование, настольные игры, загадки, общение на тему окружающего мира.

Примеры игр-заданий: познакомиться с устройством тела человека (где находится сердце, для чего оно нужно) и пересказать то, что запомнилось; описать особенности четырёх времён года; научиться играть в лото.

Речевое развитие

Ему способствуют чтение вслух, обсуждение картинок и карточек со сценками из жизни, разучивание скороговорок, стихотворений и ответы на многочисленные вопросы детей.

Примеры игр-заданий: рассказать любимое стихотворение; описать картину великого художника; придумать и нарисовать комикс «Как я провёл день».

Социальное развитие

Коллектив сверстников - самый важный фактор, способствующий социализации ребёнка. Одних родственников для этого совершенно недостаточно.

Примеры заданий: познакомиться и подружиться с новеньким малышом на площадке; научиться выражать свои отрицательные эмоции словами; научиться обмениваться игрушками.

Эмоциональное развитие

Оно неразрывно связано с культурно-эстетическим, социальным, речевым.

Культурно-эстетическое развитие

Изучение и обучение всему прекрасному и светлому, что есть в мире - искусству, чувству юмора, умению понимать и чувствовать красоту.

Примеры заданий: нарисовать то, что мысленно представляешь во время прослушивания музыки; организовать приём кукольных «гостей» с соблюдением столового этикета; подробно обсудить качественный мультфильм.

Физическое развитие

Ежедневная утренняя зарядка, сделанная вместе с родителями - залог здоровых спортивных привычек ребёнка в будущем!

Примеры заданий: научиться ходить по узкой скамеечке, научиться танцевать «танец утят»; освоить комплекс упражнений на футболе.

Сообщение на педсовете:

2017-2018 учебный год

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

.

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

« чередование »

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»

Сообщение на педсовете:

" Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности "

Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна

2017-2018 учебный год

Сообщение на педсовете: " Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности "

В дошкольных учреждениях конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных группах, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Главной задачей является: развитие у детей познавательных и творческих способностей путем применения в конструировании действий с модельными и символическими средствами.

В конструировании происходит интеграция всех образовательных областей. С помощью конструктора легко можно интегрировать познавательное развитие, куда входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, творческое конструирование с социально – коммуникативным развитием с другими образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие Позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом, побуждает к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация) .

Речевое развитие

Развивая речь дошкольников при помощи лего, можно предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д.

Физическое развитие

Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

Художественно – эстетическое развитие

При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как « чередование » и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Так же можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши и бросовый материал для создания целостного образа произведения. Развивается способности к конструктивному творчеству и умение принимать нестандартные решения из одаренного этими качествами ребенка может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в развитии дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

Так же проектная деятельность с помощью лего- конструирования, дает возможность воспитать деятеля, а не исполнителя.

Лего конструирование эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса

воспитания и развития ребенка, теснейшим образом связано с реализацией всех направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки кораблики и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Выполняя все эти действия, дети уже начинают осваивать такие мыслительные операции как анализ и синтез.

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какой она будет, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления и определении объекта в пространстве (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.).

Также дети учатся с большей точностью соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определяя их на глаз и подбирая соответствующий материал; учатся красиво и целесообразно оформлять постройки.

Для того чтобы дети могли создавать собственные конструктивные замыслы, их необходимо учить рассказывать о своих будущих постройках: что, из каких деталей и как они будут строить. При анализе этих построек важно показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет также большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт и результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей программы воспитания в детском саду.

Педагогика в широком смысле - это выращивание лучшего в человеке. Иногда бывает трудно понять самому индивиду, где гордыня, где просто обидчивость, а где чувство собственного достоинства. Педагогика создает ситуацию, в которой помогает увидеть себя со стороны, оценить свою деятельность. Причем, следует помнить, что среди людей нет в чистом виде только положительных или только отрицательных персонажей. В жизни каждого из нас существует добро и зло - каждый из нас одновременно и палач и жертва. Безусловно, зло - это ужасное качество, но без него нет добра, не существует такого понятия как добропорядочность. Это подобно тому, как нет дня без ночи. А вот что будет преобладающим в человеке - зависит, от того, в какой среде он формируется, как сложится его жизнь, насколько он к ней будет подготовлен семейным воспитанием.

Семейное воспитание - это великое искусство, и очень важно, чтобы будущие родители еще в подростковом, юношеском возрасте стремились им овладеть.

Психолого-педагогические исследования утверждают, что все дети (разумеется здоровые, без аномалий в развитии) обладают большими потенциальными возможностями для всестороннего развития. Врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важную роль и необходимую предпосылку психического развития. Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимо с первых лет жизни ребенка создавать условия жизни и правильной организации воспитания, целенаправленного, всестороннего развития и формирования личности, эффективность которого во многом зависит от собственного активного участия самого ребенка в различных видах деятельности - игре, труде, учении, общении. Поэтому, организуя различные виды деятельности, необходимо придавать им полезную направленность, делать их содержание интересным, положительным, творческим.

В первые годы жизни ребенка закладываются основные личностные качества. Новорожденные имеют лишь задатки многочисленных способностей. И если в начале жизни ребенка нет благоприятных условий для их развития, то потом наверстать упущенное очень трудно. Известный психолог Лисина М.И. в предисловии к книге Бертона Уайта «Первые три года жизни» отмечает: «Отсутствие внимания и любви к ребенку в первом полугодии жизни снижает темпы его развития, обедняет его эмоциональную сферу, тормозит развитие интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности, и самосознания ребенка». (М., 1982, с. 6).

Основу воспитания и формирования как личности человек получает со дня рождения и до трех - пяти лет. По утверждению медиков, физиологов и психологов именно в этот период закладываются, формируются и основы, его характера, качеств личности. В начальном звене обучения эта основа или закрепляется, или разрушается. Таким образом, самый ответственный период формирования из ребенка разумного человека - ГОМО САПИЕНС - ложится на возраст до 7 лет.

Выводы психолого-педагогических исследований о том, что маленький ребенок обладает большими потенциальными возможностями для всестороннего развития, побуждают и ученых, и родителей искать пути разумного их использования. Многих из них вводит в заблуждение то, что возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды прогрессивный американский психолог Д Бруннер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. «Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т.д.» (Мир детства. Дошкольник. - М., 1979, с. 24 - 25)

Возникает вопрос: каковы пределы разумного использования детских возможностей? Имеющее место явление акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.

Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку. Всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах, значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Дело в том, что на каждой ступени возрастного

развития формируются в определенной последовательности общечеловеческие качества и способности. Поэтому преждевременное, сверхраннее обучение грозит нарушить нормальный ход развития, ребенка.

По вопросам воспитания подрастающего поколения (особенно детей дошкольного возраста) ведется немало довольно острых дискуссий. В них четко проявляются две следующие крайности. Одни считают, что, исходя из больших потенциальных возможностей маленьких детей, следует максимально ускорить темп воспитания детей первых лет жизни, форсировать их обучение и таким образом сократить период подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, т.е. искусственно «приблизить зрелость, время наибольшей отдачи человека обществу». Противоположная точка зрения; дети в настоящее время слишком перегружены, надо дать им возможность «погулять, расти свободно», нельзя на детские плечи взваливать груз забот, угрожающий их здоровью, нельзя забывать, что ребенку по закону природы принадлежит «счастливая пора детства, которую непозволительно сокращать». (Диалоги о воспитании, - М., 1979, с. 31).

Ни первую, ни вторую точку зрения нельзя принять безоговорочно. При неумелом обучении детей, например, плаванию в ранний период может нарушиться расположение органов и систем организма, приспособленное все-таки к хождению по земле. Еще не окостеневший окончательно череп (не только вместилище, но и хранилище мозга) приобретает противоестественную, сдавленную с боков форму - форму наименьшего сопротивления воде; могут возникнуть аномалии в структуре костей и сочленении таза, приспособленных к нагрузкам при вертикальном положении тела. Специальных продолжительных наблюдений над экспериментами такого рода никто не проводил, поэтому трудно сказать, в какой мере в дальнейшем можно исправить возникающие отклонения от нормы.

Специалисты утверждают, что при значительных (не то чтобы непосильных, а просто значительных)физических нагрузках и недостатке кальция в рационе ребенка может происходить патологическое размягчение костей, вымывание из них этого минерала и образования в костной ткани пустот, так называемых лоозеровских зон. «Костной системе ребенка необходим определенный режим дозревания. Он совершается не автономно, а в связи с образом жизни и деятельности ребенка. Опасность ближайших или отдаленных отрицательных последствий, которые могут возникнуть при физических перегрузках, будет угрожать не только органам движения». (Диалоги о воспитании, - М., 1979, с. 32).

Данное предостережение не означает, что следует отказаться от идеи обучения детей плаванию в ранний период их жизни. Сама идея прогрессивна, но реализовать ее надо при наличии необходимых для этого условий, на основе научно обоснованной методики, под наблюдением врача и опытного методиста.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша. Можно, к примеру, добиться того, что дошкольник заучил таблицу Менделеева и стал довольно бойко рассказывать о ней окружающим. Но не стоит ли задуматься над тем, зачем ему нужны подобного рода чисто словесные знания, ни на что не опирающиеся и никак не связанные с его жизненным опытом? Кроме выработки у ребенка вредной привычки говорить о том, в чем он толком не разбирается, вряд ли мы чего-либо добьемся. «Лишь здоровое напряжение ума, воли, чувств, мышц дает человеку (и малышу и здоровому) истинное ощущение радости жизни. Игра и труд, познание и творчество, общение и движение, окрашенные новизной, удивлением, интересом, открытиями, - вот подлинные атрибуты детства. И если при этом неразлучны с ребенком, подростком любящие их отец и мать, мы можем говорить о детстве счастливом». (Диалоги о воспитании. - М., 1979, с. 14)

Таким образом, основной смысл счастливого, радостного детства в первую очередь заключается в разумном использовании потенциальных возможностей ребенка для его всестороннего и гармоничного развития. Педагоги и психологи установили, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мир а, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающем людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Родителям не следует пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника. Задача заключается в том, чтобы воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, быть любознательным, дисциплинированным, честным, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

О значении первых лет жизни, детства сказано много, в том числе и выдающимися педагогами, психологами и другими учеными.

Великий русский педагог К. Д Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг».

П. Ф. Лесгафт: «Бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни».

А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет - это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». Но бывает так, что громадное значение первых детских лет признается нами лишь с точки зрения заботы о внешнем, физическом благополучии малыша. Мы мерим ребенка по своей мерке, следуя принципу, названному одним из психологов «больше -меньше, лучше -хуже»: взрослые рассуждают хорошо, а дети - хуже, взрослые видят мир правильно, а дети нет, для взрослых отношения со сверстниками -проблемы, для детей - пустяки... И действительно, маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями, взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем, что ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый.

Потребность в отображении, своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Именно в этих видах деятельности создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности изобразительной деятельности выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности, учится осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, то есть рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Таким образам, детский рисунок, сам процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут, в этом мире, входят в него как творцы красоты, и сами наслаждаются этой красотой.

В эстетическом воспитании и развитии ребенка большое значение имеет музыка. Она занимает важное место в его жизни: воздействует на его эмоциональную сферу, вызывая богатые переживания. Обычно все дети чувствительны к музыкальной гармонии, ритму. У большинства из них формируется умение чувствовать настроение музыкального произведения и вкладывать в него определенное содержание, что лежит в основе музыкальности. Старший дошкольник выделяет некоторые средства выразительности, используемые композиторами, осваивают простейшие исполнительные навыки. Музыка дает мощный толчок к творчеству, которое проявляется в танцах, пении, игре на музыкальных инструментах. Еще в свое время В.А. Сухомлинский отмечал, что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного восприятия человека, источник благородства сердца и красоты души. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание Человека.

Дошкольники очень чувствительны к многообразию признаков окружающего мира. Воспринимая явления действительности, ребенок прежде всего выделяет наиболее яркое и необычное. «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». (В.А. Сухомлинский)

Познавая мир, ребенок включается в активную деятельность, что ведет к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах. Первоначально мыслительные операции - сравнения, обобщения, классификации - протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира». (В.А. Сухомлинский) Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы. Одним из важнейших условий эффективности мышления является произвольное внимание. Оно помогает малышу удерживать цель познания и контролировать ее достижение.

В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития творческой личности, способной решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу. Основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что «строить» себя человек начинает в 2,5 - 3 года.

Очень часто родители недооценивают значение дошкольного периода, заявляя: «Он мал - ничего не понимает», или: «Подрастет -поумнеет» и т.д. Иногда эта ошибка дополняется другими неверными представлениями отцов и матерей, которые оправдывают свою педагогическую беспомощность или неудачи в воспитании ребенка иногда такими заявлениями: «Такой уж он уродился», «Тут мы бессильны - это у него в крови», «Неспособный он у нас. Способности - дар природы» и т.д.

Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия, а. в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, постоянно обогащая ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Дошкольное детство (возраст от 3 до 6 лет) - это период, когда формируются основные черты характера и качества личности, развивается самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы во многом обусловлены общим психологическим развитием, формированием новой системы психологических функций, среди которой важное место начинают занимать мышление и память ребенка, развитие умения устанавливать связи между общими понятиями и представлениями. При этом мышление ребенка от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него. по замечанию психолога Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к ситуации, а не от ситуации к мысли». С развитием процессов мышления, неразрывно связано развитие речи: появляется потребность порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Современный прогресс в мировом развитии влияет не просто на окружающий мир и на все, что окружает людей. Он влияет и на самих людей, особенно если это касается самых младших жителей этой планеты.

Современные дети уже с первых годов своей жизни общаются со всевозможными гаджетами на «ты», и используют их по назначению и нет. Вопрос о том, стоит ли разрешать ребенку так тесно «общаться» с техникой с такого маленького возраста стоит достаточно остро, ведь раньше детям не рекомендовали даже телевизор смотреть до определенного возраста. Современные родители не думают о былых предубеждениях и по полной дают своим детям наслаждаться чудом технического прогресса. Различные компьютеры, планшеты и другие такого рода приспособления являются уже неотъемлемыми спутниками в развитии современного ребенка.

Поняв и подхватив это направление в воспитании детей, создатели игр и приложений для самых известных операционных систем и компаний различных гаджетов стали создавать развивающие приложения, с помощью которых дети могут учить цвета, считать, читать, говорить на другом языке. С помощью таких приложений дети могут научиться в принципе практически всему. Это является достаточно выгодным способом занять ребенка для очень занятых своей работой по дому и в целом родителей, при этом ребенок ничуть не отстанет в развитии от его сверстников. Игры и приложения создаются абсолютно разноплановые, и основным критерием их разделения является возраст, на который они рассчитаны. Существуют игры для самых маленьких, то есть те, которые позволяют определять и изучать названия предметов, цветов, позволяют составлять одинаковые картинки и фигурки. Для тех, кто постарше есть игры, которые обучают чтению. А для маленьких любителей головоломок, которым вот-вот идти в школу существуют игры, которые позволяют ребенку выучить элементарные вещи в электричестве или слесарном деле. Например, игра трубопровод, которая заключается в осуществлении такого процесса, как аварийный ремонт водопровода . Здесь вниманию ребенка предоставляется экран, на котором есть определенный набор труб. Их нужно расположить таким образом, чтобы вода в нужное время попала в выбранный резервуар.

Такие средства в значительной мере помогают развивать настолько вперед идущих в интеллектуальном развитии детей и благодаря таким приложениям, средствам и гаджетам у молодых родителей есть возможность не переживать за будущее своего ребенка и за его развитие в целом.

Дата публикации: 06.05.14

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики = развитие психических процессов (8224 Просмотров)

Грудной возраст > Психология возраста

На правильное развитие психических процессов ребёнка, особенно на формирование речи огромное влияние оказывает мелкая моторика (различные движения пальчиков малыша). Учёные давно установили точную взаимосвязь...

Психическое развитие малыша в период новорождённости (6871 Просмотров)

Новорожденный > Воспитание малыша

В этот период жизни ребенок способен на многое, чтобы убедиться в этом, нужно за ним наблюдать, и оказывать ему заботу и внимание. Уже с самых первых дней жизни все его органы чувств потихоньку созревают и поэтому...

Упрямство и неприязнь к родителям у детей в раннем возрасте (6297 Просмотров)

Раннее детство > Психология возраста

Такое поведение не редко наблюдается у детей ещё в возрасте от одного года. В годовалом возрасте ребёнок начинает спорить с матерью, а в два с половиной года зачастую противоречит самому себе. Ему с трудом даётся...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».

Процесс всестороннего развития личности ребенка

включает в себя целую систему воспитания и обучения. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей и склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга. Как подойти к детям, чтобы познать их? Как направить наши педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия?

Ведь каждый ребенок- это особый мир и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи.

В работе с детьми воспитатель всегда должен стремиться стать лучше, совершеннее, не снизойти до ребенка, а подняться до его уровня понимания. И поэтому личностно- ориентирован-ный подход является одним из важнейших принципов современ-ной педагогики, он требует от каждого педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях характера ребенка.

Осуществляя личностно- ориентированный подход к детям воспитатель должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые есть у ребенка, но и формировать всесторонне развитого человека, соблюдая при этом единство требований к нему, как воспитателей, так и родителей, ведь многие вопросы воспитания нельзя разрешить без связи с семьей.

Очень важным условием эффективности личностно- ориентированного подхода, является опора на положительное в характере ребенка, тех или иных его индивидуальных особен-ностей, это состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности и условия окружающей среды.

В своей педагогической деятельности, осуществляя

личностно - ориентированный подход следую следующим правилам, которые предлагаю:

1.Принимая в группу нового ребенка в первую очередь, интере-суюсь у родителей о состоянии здоровья и физического развития ребенка.

2.Интересуюсь условиями воспитания ребенка в семье и коммуникативными способностями.

3.Выявляю творческие и умственные способности каждого ребенка.

4.Изучаю отношения детей к трудовой деятельности и в игровой.

Ведь обязанностью каждого педагога является: постоянное наблюдение за каждым ребенком, анализ его достижений и проблемы с учетом предпочтения и склонностей личного выбора ребенка, используя при этом методы тестирования и диагности-рования.

Все мы хорошо знаем, что среда- это одно из основных

средств развития личности ребенка, поэтому в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструк-тивной, театрализованной и т. д., а также условия для фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий. Занятия занимают определенную часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень велико.

В процессе занятия у детей развиваются: восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Часть детей легко усваивает все правила, им не приходится делать замечания, они даже сдерживают тех, кто нарушает требования и дисциплину, чаще всего это легковозбу-димые дети, сказываются особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети долго не могут сосредоточиться, вертятся, отвлекают других детей или следят за чем-то посто-ронним, некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны, и не участвуют в занятиях.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере, мыслительных процессов: запоминание,

Внимание, проявление инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, не решительные дети выявляют качества, которые за ними раньше не замечались. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Такие дети послушны, добродушны, они медленно усваивают темы, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, воспитывать уверенность и поощрять их ответы.

Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые способствуют развитию активности, произ-вольного внимания, преодолению не решительности у робких мало активных детей.

В практике мы сталкиваемся с тем, что стараемся спрашивать только развитых детей, способных, активных, чтобы получить хорошие ответы, но от этого стереотипа просто надо отходить, используя личностно-ориентированный

подход, активизируя этим всех детей. По своему опыту знаю,

что очень активные дети уверены в себе, могут отвечать не дослушав вопроса воспитателя.

Пассивность на занятиях может объясняться самыми различными причинами: физической ослабленностью, застен-чивостью связанной с речевыми недостатками. Если ребенка слишком опекают дома, ему нет необходимости самому думать, принимать решения. У таких детей развита подража-тельность, отсутствует инициатива, пассивных детей полезно часто спрашивать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять, обращаться к личному опыту. Но есть дети, которые не отвечают даже когда воспитатель спрашивает их, они молчат, они не решительны. Постоянное доброжелательное отношение со стороны воспитателя и сверстников, поощрение за маленький успех, подбадривание - таким должен быть подход педагога к детям на занятиях и вне занятий.

Если у ребенка понижены слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Таких детей надо держать в поле зрения.

Постоянного внимания требуют очень подвижные дети, непоседы. Все дети нуждаются в дифференцированном подходе во время занятий, игр, в трудовой деятельности.

Наблюдая за детьми, не трудно заметить, что многие дети охотно берутся за дело, умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца, другие же делаю все с неохотой. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возмож-ность организовать коллективную работу, сформировать для чего определенные группы, в которых можно соединить ребят с различными индивидуальными проявлениями, что очень важно для оказания их положительного влияния друг на друга.

Дети любят выполнять коллективную работу, они все работают с удовольствием, общаются, помогают друг другу. В индивидуальном подходе, трудовом воспитании нуждаются все дети. Здесь индивидуальный подход включает четкую постановку цели, организацию и подведение итогов сделанного, общественную оценку работы.

Деятельность ребенка в мини-центре проходит в игровой деятельности, где проявляются и формируются все- стороння психической жизни ребенка. Наблюдения показывают, что все дети по разному относятся к играм, особенно к коллективным, многие дети соглашаются выполнять роль, но самостоятельно организовать игру не могут, у них отсутствует творческая инициатива. Педагогу надо использовать все средства, для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность. Применять игры надо с интересной тематикой, они привлекают робких и не решительных детей, а инициативные дети находят в них возможности для общения.

Только изучив ребенка, поняв, почему он поступает именно так, а не иначе можно найти путь воздействия на него. Но опыт педагога, теория педагогики не может дать готовых рецептов, на все случаи жизни.

Об этом очень хорошо сказал К.Д.Ушинский

«Мы не говорим педагогам- поступайте так или иначе,

но говорим им: изучайте законы тех, психических явлений,

которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с

этими законами, и теми обстоятельствами, в которых вы

хотите их приложить».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Журнал «Дошкольное воспитание».

2.А.П.Шелестова, И.П. Шувалова «Развитие личности ребенка»