Долгосрочный проект мать и доу. Проект «Наша большая семья» (работа с родителями). Сроки и этапы реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида» г. Ухта Республика Коми

«Родители- детям»

Исаева Камила Шакировна учитель-логопед

Тюрина Татьяна Вчеславовна воспитатель

Проект «Родители- детям».

(структура предложена М. Е. Верховкиной, СПбАППО)

  1. Информационная карта проекта:

Тема: «Родители -детям»

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта : педагоги, дети диагностической группы № 5 МДОУ № 94, их родители.

Возраст детей: 2-4 года.

  • , на решение которой направлен проект :в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно, а о занятиях с детьми вообще не идет речи. Поэтому мы включаем родителей в образовательный процесс, путем совместного творческого взаимодействия с детьми и педагогами.

Обоснование актуальности: в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих пред детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГДОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество Организации работы с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Одним словом, родители- полноправные участники педагогического процесса.

Новизна проекта :данный проект, включает в себя новые формы и методы активного взаимодействия с семьями воспитанников диагностической группы, исходя из интересов и пожеланий родителей. Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации.

Цель проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия родителей, детей и педагогов для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ, как полноправных субъектов деятельности.

Ресурсное обеспечение:

Информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);

Наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, игрушки БИ-БА-БО, детские работы);

Материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, игрушки по лексическим темам, оборудование для лепки, рисования и аппликации, ноутбук, проектор, магнитофон).

Задачи проекта:

для детей:

  1. укреплять отношения между родителями и детьми;
  2. воспитывать уважение ко всем взрослым;
  3. вызывать положительные эмоции, знакомить с новыми видами деятельности (использование нетрадиционного материала в своей деятельности).

для педагогов:

  1. изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с ее членами с целью согласования воспитательных и образовательных воздействий на ребенка;
  2. разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи (семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, просмотр видеозаписи занятий, презентаций по образовательным областям по ФГОСу);
  3. реализовать разработанный план в образовательной практике младшей группы;
  4. вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

5.обеспечить родителей специальной литературой, дидактическими играми и пособиями, видеопрезентациями для занятий с детьми в домашних условиях.

для родителей:

  1. преодолеть барьер недоверия к ДОУ;
  2. познакомить родителей с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
  3. вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, достижение единства требований к ребенку;
  4. повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей;
  5. создание эмоционального контакта между родителями и детьми;
  6. способствовать укреплению семейных отношений.

Формы проведения итогового мероприятия:

Фотовыставка «Всегда вместе»

Развлечение «Игровой калейдоскоп».

Продукты проекта:

для детей:

*Поделки из пластилина, аппликации, рисунки.

для педагогов:

*систематизация материала по теме (конспекты семинара-практикума, групповых и индивидуальных консультаций, конспекты НОД, проводимой родителями, анкеты для родителей, план-конспект итогового мероприятия);

*видеофрагменты занятий-игр с детьми;

*запись интервью с родителями;

*фото с игровых занятий, проводимых родителями.

для родителей:

*конспекты НОД, проводимой ими;

*видеопрезентации занятий с детьми;

*фотоотчет о проведенном занятии.

Возможные риски: занятость родителей на работе, боязнь родителей не справиться с группой детей, нет достаточных знаний по занятиям с детьми, незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей, нехватка материала для игр по лексическим темам.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

*обогащен и активизирован словарь по лексическим темам, развита общая и мелкая моторика, пополнен глагольный словарь, развита связная речь;

*закреплены навыки использования нетрадиционных материалов в аппликации, в лепке, рисовании;

*укреплены отношения между родителями и детьми.

для педагогов:

*подготовлены видеозаписи фрагментов занятий-игр с детьми для родителей, картотека игр и игровых упражнений в домашних условиях;

*у детей сформированы связная и диалогическая речь, совершенствованы грамматические формы речи;

*разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми; совместной деятельности педагогов, родителей и детей;

*осуществлен подбор методических пособий, литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал для активного взаимодействия с родителями;

*обновлена картотека дидактических и малоподвижных игр по лексическим темам.

для родителей:

*повышена педагогическая компетентность, получены знания об индивидуальных и возрастных особенностях детей младшего дошкольного возраста;

  • родители ознакомлены с ФГОС, с образовательными задачами для детей младшей группы;
  • вовлечены все родители в воспитательно-образовательный процесс, достигнуто единство требований к ребенку в детском саду и дома.
  1. Краткое содержание проекта «Родители-детям».

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров.

Подготовительный

Дети участвуют в беседе о своей семье. Рассматривают иллюстрации, видео презентации о том, как взрослые играют с детьми. Рассказывают, как дома с ними занимаются родители. Учатся отвечать на вопросы полным предложением. Высказывают желание о том, чтобы мама и папа участвовали в игровой деятельности в группе.

Педагоги формулируют проблему, вводят детей в игровую ситуацию по реализации проекта. По предложенной мотивации- озвучивают цель, задачи. Разрабатывают план достижения цели. Подбирают информацию по теме, методическую литературу. Планируют семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. По окончании проекта ждут сформированные знания, умения у родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего возраста; повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, эмоционального контакта между родителями и детьми; способствуют укреплению семейных отношений.

Принимают поставленную цель, помогают в составлении плана проекта; помогают в подборке книжной литературы, иллюстративного материала. Участвуют в анкетировании «Наш выходной день», «Участие в жизни ДОУ».

Деятельностный

Участвуют в совместной непосредственно образовательной деятельности, игровой деятельности. Помогают организовать выставку своих работ. Принимают активное участие в подготовке атрибутов к непосредственно образовательной деятельности.

Педагоги проводят семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации. Помогают родителям составить план-конспект непосредственно образовательной деятельности в разных формах (экскурсии, путешествия, игры), подготовить необходимые материалы и атрибуты для занятий-игр, берут интервью у родителей.

Принимают участие в семинарах-практикумах, консультациях, интервью, написании плана-конспекта НОД, изготовлении различного материала и атрибутов для проведения НОД с детьми, в подготовке к фотовыставке «Всегда вместе», досугу «Игровой калейдоскоп».

Завершающий

Участвуют в досуге «Игровой калейдоскоп», фотовыставке «Всегда вместе»

Организуют совместный досуг с родителями и детьми «Игровой калейдоскоп»; фотовыставку «Всегда вместе». Обобщение опыта с коллегами по проведению проекта.

Участвуют в совместном с детьми досуге «Игровой калейдоскоп»;

Осуществляют помощь детям и педагогам в организации фотовыставки «Всегда вместе».

  1. Системная «паутинка» по проекту:

Познавательное развитие

Наблюдения за дикими птицами, домашними животными (собака, кошка), транспортом, деревьями; целеваяпрогулка к птичьей столовой;

Просмотр видеофильмов о домашних животных, транспорте;

Исследовательская деятельность: сравнение птиц (например, воробья и ворону), деревьев (березы и елки);

Проведение опыта «Плавает-не плавает»;

Занятие познавательного цикла: тема «Легкий-тяжелый», «Мягкий-твердый».

Беседы: «О транспорте», «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Наши любимые праздники», «Птицы нашего края»;

Рассматривание иллюстраций по темам.

Презентация на тему: «Мой любимый домашний питомец».

Упражнения: «Определи на слух», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Большие и маленькие», «Кто за забором?», «Летит, едет, плывет», «Кого не стало?», «Один-много». - Беседа о правилах безопасности при работе с нетрадиционным материалом, о правилах поведения на улице и дома;

Беседа «Мы и природа»;

Дидактическая игра «Мы и природа», «Что такое хорошо…».

Речевое развитие

  • - Чтение произведений:«Умная птичка» М. Зощенко, Л. Толстой «Птица свила гнездо», «Пришла весна», К. Ушинский «Кот Васька», В. Сутеев «Три котенка»;
  • - Чтение стихотворений «Кошка» Г. Спагир, «Котенок» В. Берестов, «Грузовик», «Кто как кричит» А. Барто;
  • - Запоминание загадок, считалок, скороговорок по темам;
  • - оформление книжной выставки «Весна идет», «Эти забавные животные»;
  • - Занятие по развитию речи: тема «Составление описательного рассказа по игрушке» (кошка, собака, воробушек, грузовик);
  • - Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок;
  • - Составление рассказа по серии сюжетных картинок «На машине»;
  • - Творческое рассказывание по темам «Транспорт», «Звери весной»;
  • - Дидактические, словесные игры: «Кто как кричит?», «Кто чем питается?», «Когда это бывает?»; «Скажи какая, какой», «Кто как передвигается», «Чего не хватает», «Подбирай, называй, запоминай»;
  • - Заучивание стихотворений, загадок, потешек по лексическим темам; проговаривание чистоговорок;
  • -Речевой досуг «У зайчика в гостях».

Социально-коммуникативное развитие

  • - Сюжетная игра «Семья», «Доктор Айболит», «Магазин», «Дочки-матери», «Путешествия»;
  • - Словесные игры «Исправь Незнайку», «Кто позвал?», «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»;
  • - Подвижные игры: «Подарок маме», «Наездники и лошадки»;
  • - Настольно – печатные игры «Семья», «Кому что нужно для работы», «Кто спрятался», «Чья мама?», «Чей листочек?», «Плывет, летит, едет»;
  • - Оформление выставки детского творчества по темам;
  • - Оформление альбома детских рассказов «Мамочка любимая моя», «Мой любимый домашний питомец».
  • - Уборка игрушек после игр и занятий;
  • - Помощь взрослым по уходу за домашними питомцами;
  • - Помощь в изготовлении новогодних игрушек для елочки, в подготовке атрибутов для НОД и игр;
  • - Трудовые поручения на прогулке: убрать листья вокруг деревьев и кустов;
  • - Помощь взрослым в развешивании кормушек на территории детского сада.
  • - Использование потешек, считалок, поговорок;
  • - Проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Художественно-эстетическое развитие

  • - Слушание произведений «Папа может…», «Моя мама лучшая на свете», «В коробке с карандашами», «Матрешки», «Лошадка» Е. Тиличеевой, «Корова» М. Раухвергера, «Весною» муз. С. Майкапара;
  • - Слушание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки леса»; «Шум воды», «Голоса домашних животных»;
  • -Пение «В ясли мы ходили..» Е. Тиличеевой, «К нам пришла собачка» муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой, «Игра с лошадкой» муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской.
  • - Аппликация: «Веселый воробушек», «Необычный цветок», «Автомобиль для Мишки», «Плывет кораблик по волнам», «Елочка пушистая», «Яблонька на полянке», «Веселые картинки», «Корова с теленком на лугу»;
  • - Лепка: «Нос и ошейник для Дружка», «Веселый козленок»;
  • -Рисование: «Лошадка», «Путешествие на поезде».

Физическое развитие

  • - Подвижные игры; упражнения «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Птички в гнездышках», «Лохматый пес», «Поезд», «Кот и мыши»;
  • - Физкультурный досуг «Здравствуй Мишка»;
  • - Игры на развитие мелкой моторики рук: «Киска», «Молодой пес», «Птички», «Ветерок»;
  • - Утренняя гимнастика (комплексы по лексическим темам, например, «В лесу», «Пушистые комочки»);
  • - Физминутки (по лексическим темам): «Грузовик», «Конь». «Коровушка», «Птичка – невеличка» и другие;
  • -НОД «Поможем грязнульке»

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

  • - Выпуск папки – передвижки «Родителям о ФГОС ДО»;
  • - Памятный лист в родительский уголок «Говорить научат пальчики», «Мой друг карандаш», «Занимательнаясенсорика»
  • - Консультация «Наши занятия» (по обогащению словаря детей и отработке грамматических форм);
  • - Проведение развлечения «Игровой калейдоскоп»;
  • - Проведение семинара-практикума «Занимательные игры и игровые упражнения с детьми 2-4 лет»;
  • -Тренинг «Общаться с ребенком…Как?»:
  • - Конкурс по изготовлению пособий для развития мелкой моторики из бросового материала «Пальчиками играем-речь развиваем»;
  • - Выпуск плаката «Папа может все, что угодно», «Мамины золотые ручки».
  1. . Результаты по проекту «Родители-детям» :
  • Все 14 семей приняли активное участие в проекте.
  • В проект вовлечены все родители детей диагностической группы младшего возраста;
  • Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей;
  • Все родители воспитанников младшей группы получили практическую помощь в виде индивидуальных, групповых консультаций, дидактического и наглядного материала для занятий с детьми в домашней обстановке;
  • Для родителей созданы условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;
  • Расширено использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
  • Расширена панорама событий детского сада, проведены новые формы взаимодействия ДОУ и семьи, сплочен коллектив детей, родителей и педагогов младшей группы на основе добрых чувств, взаимоуважения.
  1. Методические материалы по проекту:
    1. Анкетирование
    2. Семинар-практикум
    3. Консультации
    4. Конспекты НОД родителей

Вид проекта :

По продолжительности: кратковременный.

По количеству участников: фронтальный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники :

  • дети старшей группы № 10 «Почемучки»;
  • родители детей;
  • воспитатели: Гаскарова В. М.; Кургина Г. И.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта: 17.11.2014 г. – 28.11.2014 г.

Проблема:

Современные дети практически ничего не знают о своих родителях, об их работе, увлечениях, мечтах и так далее. Они не имеют представлений о профессиональной деятельности своих родителей, не могут понять, что родители устают на работе. Дети капризничают, не слушаются родителей. Часто можно увидеть, как ребенок начинает капризничать, закатывать истерики при виде своих родителей. А родители, в свою очередь, уставшие после работы, не имеют сил и желания вникнуть в какие-то тонкости «садовской» жизни своего ребенка. В лучшем случае, поинтересуются, что дали на обед, что делали на занятиях, и была ли у них прогулка.

Для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе.

У детей преобладает потребительское отношение к матери.

Поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, в оспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Цель проекта :

  • формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка, семьи;
  • воспитывать у детей уважение и заботу, чувство глубокой любви и привязанности к самому дорогому человеку на земле;
  • бережное отношение и желание помочь и сделать приятное маме.

Задачи проекта:

  • обобщать знания детей дошкольного возраста о празднике «День матери»;
  • воспитать чувства любви и уважения к маме;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей;
  • углубить знания детей о профессиях мам;
  • способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
  • побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность (аппликацию, рисование, лепку);
  • развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.

Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.

Пути реализации :

  • тематические занятия;
  • беседы с детьми;
  • консультации для родителей, статьи в уголок для родителей об истории праздника;
  • подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье»;
  • выставка детского творчества;
  • интервьюирование детей «За что я люблю мамочку»;
  • оформление праздничной стенгазеты.

Подготовительный этап:

до начала реализации проекта была проведена следующая работа:

  • сбор фотографий детей с мамами;
  • подбор иллюстраций ко дню матери;
  • подбор художественной литературы;
  • подготовка презентации, наглядного материала;
  • подбор игр;
  • побор музыкального репертуара, мультфильмов о маме.

Организационный этап:

Социализация :

  • сюжетно – ролевые игры: «Мама дома», « Мама на работе», «Моя семья»;
  • дидактические игры: «Назови ласково», «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».

Познание: беседы «Мамы всякие нужны, мамы разные важны», «Как я помогаю маме дома», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые».

.

Коммуникация: чтение и заучивание стихотворений о маме.

Художественное творчество:

  • поделка «Подарок для мамочки»;
  • рисование «Портрет моей мамочки».

Труд: выпекание печенья для праздничного чаепития.

Речевое развитие: составление рассказа о своей маме, словесные игры «Профессия мамы», «Как зовут твою маму», заучивание и объяснение смысла пословиц о маме.

Физкультминутка «Мамины помощники».

Заключительный этап:

  • Сборник пословиц, стихотворений о маме;
  • Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки»;
  • Праздничное мероприятие для мамочек «Моя мама лучше всех»;
  • Показ презентации «Как мы готовились ко Дню Матери»;
  • Праздничное чаепитие в группе с вручением подарков и печенья для мам;
  • Праздничная стенгазета с фотографиями детей со своими мамами.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  • получат новые знания о празднике «День матери» в России, его традиция;
  • познакомятся с профессиями женщин и их значимостью для других людей;
  • научатся выразительно читать произведения о маме, анализировать их;
  • дети составят рассказы описательного характера о своей маме и своей семье;
  • появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках;
  • появится заботливое, уважительное отношение к матери;
  • у детей появятся практические навыки в общении со сверстниками и взрослыми;
  • создастся трогательная, душевная атмосфера во время совместной деятельности детей и родителей в детском саду.

Вывод:

У детей появилось желание быть похожими на свою маму в делах и поступках.

Появилось эмоционально-положительное отношение к маме, гордость за свою маму, трепетное отношение к ней.

Чаще возникает желание поговорить и рассказать всем о своей маме.

Ход реализации проекта:

Образовательная область

Задачи для детей старшей группы ДОУ

Социализация

Сюжетно – ролевые игры:

«Мама дома», «Мама на работе», «Моя семья».
Дидактические игры: «Накрой праздничный стол», «Подбери праздничный наряд и украшения», «Матери и детеныши».

Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, полученных при восприятии окружающего.

Труд

Выпекание печенья «Угощение для мамочек»

Развить желание вместе с воспитателем испечь печенье, доставить удовольствие мамам, выполнять посильные трудовые поручения

Познание

беседы на темы «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Как мы с мамой играем», «Мамины руки самые добрые»

Расширить преставления о труде взрослых, дать представления о значимости матери в жизни каждого человека.

Коммуникация

Чтение и заучивание стихотворений о маме

Продолжать учить выразительно рассказывать литературный текст.

Чтение художественной литературы

А. Барто «Разлука», «Мама поет»,

Н. Саконская «Разговор о маме»,

Е. Благинина «Мамин день»,

В. Осеева «Сыновья»,

С. Михалков «А что у вас?»

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,

Нанайская народная сказка «Айога»

Развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству

Художественное творчество

Ручной труд «Подарок для мамочки»,

Рисование «Портрет моей мамочки»

Совершенствовать изобразительные навыки и умения; формировать художественно-творческие способности; развивать чувство формы, цвета, пропорций; вызвать желание сделать приятное мамам.

Номинация «Работа с родителями»

Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке…
Б. Окуджава

Цикл занятий «Вместе с мамой» - это модель взаимодействия в системе тройственного союза «Мать - Дитя - Специалист», где матери и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Специалист (педагог - психолог), исполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.

На наших встречах мамы и малыши вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность - создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

Как известно, физическое рождение ребенка происходит через девять месяцев с момента зачатия. Но психологическое рождение, отделение от матери требует гораздо большего времени. Как минимум первых трех лет жизни. Главное в этот период - качество взаимоотношений между матерью и ребенком.

Можно долго размышлять на затронутую тему, но самое главное: никого нет у малыша ценнее, важнее и дороже, чем его родители .

Собственно, поэтому качество взаимоотношений в системе «Мать - Дитя» мы положили в основу наших коррекционно - развивающих занятий. Какую бы игру, какое бы занятие мы бы не предлагали, основная работа направляется на гармонизацию взаимоотношений матери и ребенка.

Благодаря реализации в нашем детском саду проекта «Вместе с мамой» у родителей формируется потребность в частом общении с малышом, мамы раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с ребенком и в домашних условиях, приходит осознание того, как важен телесный и эмоциональный контакт. Отзывы родителей, посетивших наши занятия показали, что к ним приходит понимание того, как правильно построить развивающую среду дома,какие выбрать игрушки, как с пользой провести время.

Цель цикла занятий: оптимизация детско - родительских отношений.

Задачи занятий:

  1. улучшение понимания между членами семьи и ребенком, налаживание психолого-эмоционального контакта;
  2. формирование позиции «любящего взрослого»,
  3. адаптация и социализация ребенка,
  4. установление взаимодействия между семьей и детским садом. Создание партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка.

Условия проведения занятий.

В основу данного цикла встреч положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арттерапия.

Данный цикл рассчитан на младших дошкольников . Продолжительность одной встречи не превышает 30 - 35 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть). Частота встреч 1 раз в 2 месяца.

Наш проект многим мамам помог осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка, а малышам легче адаптироваться к детскому саду.


Конспекты занятий. Характеристика основных частей занятия.

Педагогический проект

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЯГОДКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ТЕМУ:

«Наша большая семья»

Исполнители:

Шипачева Е. Ю.

Участники проекта:

дети, родители

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, учитель- логопед, психолог, родители, дети группы компенсирующей направленности «Ягодки» .

Заказчик проекта: Администрация МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 База экспериментальной работы: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 Сроки работы: Сентябрь 2016г - май 2017г.

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата.
  4. По характеру контактов – осуществляется внутри группы компенсирующей направленности «Ягодки» в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой.
  6. По продолжительности – долгосрочный.

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:

творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Проект: «Главное – вместе»

Данный проект, включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Обоснование необходимости разработки педагогического проекта «Главное вместе»

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, желание учиться родительству у молодых мам и пап отходит на второй план. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

Мы рассматриваем родителей как главных воспитателей ребенка, а ДОУ, в лице педагогического коллектива, как профессионального помощника семье в личностном становлении и социализации ребенка.

В детском саду давно существует опыт взаимодействия педагогов с семьёй. Обобщён опыт работы по теме сотрудничества детского сада и семьи в преодолении трудностей социальной адаптации; организован лекторий для родителей по вопросам оздоровления детей; разработана тематика родительского консультирования. Все эти формы взаимодействия с семьёй показывают положительные результаты. Но характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Осознание этого помогло определить проблему:

При существующих условиях, адекватных для организации сотрудничества с родителями детей младшего дошкольного возраста, недостаточно применяются активные формы сотрудничества, которые позволят осуществлять личностное взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка для успешной адаптации детей в ДОУ и повышение педагогической компетентности родителей. Дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов

Актуальность проекта

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов

Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.

Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Цель проекта :

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей с нарушениями интеллекта группы компенсирующей направленности для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.

Задачи проекта :

Изучить семьи и установить тесные доверительные взаимоотношения с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;

Разработать план мероприятий по педагогическому просвещению семьи.

Реализовать разработанный план в образовательной практике в группе

— вовлечь родителей в образовательный процесс на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

— создать условия для творческого самовыражения, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия;

— обеспечить родителей специальной литературой и дидактическими материалами для занятий с детьми.

Проанализировать результаты, выявить эффективность и возможности трансляции данного опыта. Основные задачи работы с родителями:

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Воспитание уважения к детству и родительству.
  • Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды.
  • Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей.
  • Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми.
  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
  • Объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  • Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
  • Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.
  • Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

Формы работы над проектом

  1. Информационно – аналитические:
  • Анкетирование.
  • Опросы.
  • Консультации.
  • Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
  1. Наглядно-информационные формы:
  • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
  • Фотовыставки.
  • Дни открытых дверей.
  1. Познавательные:
  1. Досуговые:
  • Совместные праздники, досуги, развлечения.
  • Участие родителей в конкурсах, выставках.

Название итогового мероприятия проекта: родительское собрание: « Вот и год прошел».

Продукты проекта

Для педагогов:

  • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка «Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
  • Конспекты мероприятий.
  • Проведение итогового мероприятия в форме собрания «Вот и год прошел».

Для родителей:

  • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.
  • Оформление фотовыставки на темы: Фотовыставка « Летний отдых с семьей», Фотовыставка «Мы с мамой друзья».
  • Участие в итоговом мероприятии проекта: « Вот и год прошел».
  • Индивидуальные беседы с родителями на тему воспитания детей: День открытых дверей. Консультации. Родительские собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»; Артикуляционная гимнастика. « Вот и год прошел», Проведение совместных мероприятий: «Встреча друзей»; «Новый год»; «Праздник осени»; « 8 марта».
  • Совместный труд родителей: уборка площадки; операция «Кормушка»; День добрых дел.

Для детей:

  • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
  • Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Элементы творческого мышления

Для педагогов:

  • У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями.
  • Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
  • Мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • Умение планировать проектную деятельность.

Для родителей:

  • У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.
  • Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей.
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви.
  • Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты:

– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

– повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Материально – техническое обеспечение проекта:

компьютер;

фотоаппарат;

канцелярские принадлежности;

фонотека;

спортинвентарь

Наглядный материал:

а) книжки-малышки;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры;

Ожидаемые результаты.

Собрана полная и достоверная информации о семьях воспитанников в различных аспектах.

Использование разнообразных форм работы даст определённые результаты: родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников встреч и помощников воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения, повысится их педагогическая компетентность.

Семьи получат практическую помощь в виде индивидуальных и групповых консультаций специалистов и будут участниками различных мероприятий.

Родители станут открытыми к сотрудничеству детского сада и семьи

Совместная работа коллектива МАДОУ с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых

Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Этапы реализации проекта

I этап — подготовительный (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей и родителей)

III этап – заключительный (результат).

I этап: Подготовительный

  • Анкетирование родителей
  • разработка плана реализации проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта;
  • подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

II этап: Основной

Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, анкетирование родителей, консультации, родительские собрания, тренинги.

III этап – Заключительный

Презентация проекта: «Главное вместе»

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

Сроки: 02.09-30.09. 16г.

  1. Изучение контингента семей воспитанников группы, в различных аспектах: пол, возраст, уровень образования; материальное положение; семейное положение; жилищные условия; удовлетворённость отношениями в семье; удовлетворённость здоровьем членов семьи; удовлетворённость работой; понимание роли в участии в образовательном процессе детского сада.
  2. Разработка плана мероприятий взаимодействия с родителями, которые позволят установить доверительные взаимоотношения.
  3. Практический

Сроки: 01.10.15г. -21.04.17г.

Период, когда будут проходить ключевые мероприятия проекта.

  1. Заключительный

Сроки: 22.04-30.05.17г.

Перечень основных мероприятий

  1. Анкетирование по теме «Давайте познакомимся»
  2. Родительское собрание в форме «Круглый стол» «Давайте познакомимся» с участием специалистов: методиста, психолога, инструктора ФИЗО,воспитателей.

Цель: Установить теплые доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

  1. Организация выставки детско-родительских работ «Дары осени.
  1. . Спортивный праздник совместно с родителями и детьми «Встреча друзей»

Цель: Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей детей. Создание атмосферы дружелюбия, радости, положительного эмоционального настроя всех участников праздника

  1. . «Родительская почта» — размещение почтового ящика для быстрого и систематического обмена информацией воспитателей с родителями;

Цель: Обмен информацией между воспитателями и родителями.

  1. Операция «Кормушка» Изготовление кормушек для птиц.

Цель: Создать условия для творческого самовыражения

  1. «Копилка добрых дел» — стендовая информация пополняется по мере накопления разных дел родителями. Их публичное представление.

Цель: Активизировать творческий потенциал и педагогическую компетенцию родителей. Родительское участие в жизни группы и детского сада.

  1. Консультация «Застольный этикет». Информация для родителей «О портфолио дошкольника».

Цель: Формировать представление родителей об этикете за столом. Создать обстановку, способствующую раскрепощению свободной беседы с родителями.

  1. Новогодний праздник с участием детей, родителей и педагогов группы.

Цель: Привлечь родителей к организации и проведению новогоднего праздника.

  1. Организация выставки: «Генеалогическое древо»

Цель: Познакомить детей с генеалогическим древом семьи в доступной для них форме, привлечь родителей к организации выставки

  1. День 8 Марта совместно с родителями

Цель: Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группового сообщества

  1. Семинар-практикум «Не отрываясь от домашних дел», Выставка детско- родительских работ на тему «Дидактические игры своими руками».

Цель: Помочь родителям в домашних условиях занять своего ребенка в процессе повседневных дел (обмен опытом)

  1. Привлечение родителей к оформлению участка группы на улице, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр на участке.

Цель: Содействовать к сплочению родительского коллектива и воплощения творчества родителей в оформлении участка.

  1. Презентация проекта «Главное – вместе! »

Цель: Подвести итоги эффективности проекта. Определить перспективу дальнейшей работы по направлениям проекта. Награждение родителей в активном участии жизни группы.

Оценка результатов:

Отзывы родителей;

Выставки.

Возможные риски:

Не все родители будут активны.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определенной системе. Совместно воспитателями составляется годовой план работы с родителями.

В годовом плане работы с родителями прежде всего, определяются ведущие задачи, которые тесно связаны со всей воспитательной работой в группе.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность группы ведётся по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в группе проводится анкетирование. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

С этой целью в группе используются активные формы и методы работы с родителями:

— Общие и групповые родительские собрания.

Традиционным в нашей группе стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор.

— Работа родительского комитета.

В группе работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта групп ДОУ, сбором подарков для новогодних праздников, организацией субботников по благоустройству и озеленению территории детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, в детских праздниках и т. д.

Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

— Консультации.

При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

— Дни открытых дверей.

При посещение родителями группы воспитатели стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.

— Наглядно – информационное направление.

Родительские уголки

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Конкурсанты:
Джемакулова Бопай Амербиевна - заведующий МБДОУ ДС КВ « Руслан», высшая категория Андриеш Татьяна Григорьевна - зам.зав. по НМР МБДОУ ДС КВ « Руслан», первая категория Козлова Марина Николаевна -зам.зав. по ВМР МБДОУ ДС КВ « Руслан», высшая категория Долаева Мадина Борисовна- зам.зав. по ВМР МБДОУ ДС КВ « Руслан», первая категория

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Руслан», Новый Уренгой, ЯНАО

Научный руководитель : Малашенкова В.Л., канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием Омского областного института повышения квалификации работников образования, отличник народного просвещения.

I . Обоснование необходимости проекта

На сегодняшний момент в нашей стране возникли две противоположные тенденции. С одной стороны, в силу социально-экономических условий, семья «поручила» государству (детским садам) и частному сервису (няням, гувернанткам) заниматься воспитанием своих детей. Это принесло свои горькие плоды: отсутствие заинтересованности родителей в воспитании детей, их пассивная позиция, ограниченность общих интересов взрослых и детей, эмоциональная разобщенность, отчужденность между членами семьи – все это прямо или косвенно влияет на многие стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие. С другой стороны, все большее количество родителей начинает понимать важность семьи в развитии и воспитании детей, осознавать свои воспитательные функции, принимать активное участие в педагогическом процессе. Об этом явно свидетельствуют повышение интереса родителей к психолого-педагогической литературе по развитию и воспитанию детей, проведение различных мероприятий, как для родителей, так и для тех, кто собирается ими стать. Именно родитель обеспечивает ту среду, в которой ребенок может получить полноценное развитие на ранних стадиях онтогенеза.

К сожалению, в России отсутствует специальная служба образования родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуального психологического консультирования, преимущественно по поводу проблем взаимодействия с детьми старше трехлетнего возраста. Однако, как показывают современные исследования (Г.Г. Филиппова, В.В. Столин, С.Ю. Мещерякова и др.), будущие проблемы детско-родительских отношений коренятся в опыте взаимодействия матери и ребенка, полученном еще до рождения и в первые годы его жизни.

Этот же период – период включения ребенка в сложную систему отношений с другими людьми, где он постепенно становится субъектом различных видов деятельности и общественных отношений – является фундаментом для физического, психического, социального развития, развития познавательной, эмоционально-волевой сфер личности.

Ибука Масару указывает на значимость этого периода, утверждая: «После трех – уже поздно». Поэтому главным этапом в развитии ребенка должен быть признан возраст до трех лет и именно здесь необходимо максимальное приложение сил государства, его общественных и семейного институтов. Необходима переориентация государственной поддержки на молодую семью (т.е. ту, которая только формируется и еще не стала неблагополучной) в целях создания условий для раннего развития ребенка в семейной микросреде во взаимодействии с общественными институтами.

Важным для нашего проекта является то, что в соответствии с Законом РФ «Об Образовании» (ст. 18, п. 2,3,5) родители детей, не посещающих детский сад, в т.ч., детей раннего возраста, имеют право на получение методической, диагностической и консультативной помощи. Однако сегодня не все детские сады готовы к реализации этой части Закона.

Всероссийское совещание, посвященное воспитанию детей раннего возраста (2002 г.), поставило вопрос о необходимости предоставления более широкого спектра услуг семье, особенно в отношении детей раннего возраста. Чтобы названные услуги могли быть оказаны детскими садами, и семья могла получить реальную помощь, нами составлена данная программа. Программа разработана по трем направлениям, которые направлены на раннее развитие ребенка в системе общественно – семейного взаимодействия:

  • психолого-педагогическое сопровождение семьи, ожидающей ребенка;
  • психолого-педагогический патронаж семей, имеющих детей от рождения до 1 года;
  • адаптационно-развивающие группы для детей от 1 года до 2-3 лет, функционирующие в режиме кратковременного пребывания и имеющие целью облегчение процесса адаптации детей к условиям ДОУ.

Для реализации данной идеи по внедрению названных форм общественно-семейного взаимодействия именно в детском саду имеются все необходимые кадровые и материально-технические условия.

Система общественно-семейного взаимодействия направлена на оказание помощи семье в выполнении, прежде всего, воспитательной функции на всех стадиях родительства (принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период постродительтва – принятие роли бабушки и дедушки), на повышение родительской эффективности.

Система общественно-семейного взаимодействия основывается на принципах открытости, паритетности, добровольности, развивающего диалога, конфиденциальности, индивидуального подхода, системности, активности и деятельности, постоянства обратной связи, преемственности.

Исследование проблем раннего развития ребенка и взаимодействия детского сада и семьи позволило установить следующие объективно существующие противоречия:

  • между признанием исключительной значимости возраста до 3-лет как фундамента физического, психического и личностного развития и недостаточным вниманием к вопросу психолого-педагогического сопровождения раннего развития ребенка в семье со стороны общественных институтов;
  • между признанием обществом семьи как персональной микросреды для целостного развития ребенка и отсутствием в ДОУ практики раннего вступления в контакт с семьей, задолго до его поступления в детский сад;
  • между потребностью общества в родителях, ориентированных на выполнение воспитательной функции, обладающих набором определенных компетентностей (аутопсихологической, социально-психологической, психолого-педагогической), способных обеспечить раннее развитие ребенка в семье и отсутствием соответствующих программ поддержки семьи в системе общественно-семейного взаимодействия.

Последнее противоречие определяет низкий уровень родительской эффективности, что проявляется в недостаточном знании потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей развития ребенка; в недостаточном осознании родителями собственных проблем, их влияния на развитие ребенка, что в свою очередь может стать препятствием развитию ребенка.

Сегодня общепризнанно, что именно родитель обеспечивает ту среду, в которой ребенок может получать полноценное развитие на ранних стадиях онтогенеза. Однако, чтобы выполнить свою миссию, родителю необходима поддержка специалистов, прежде всего психологов и педагогов.

В связи с актуальностью данного вопроса на базе нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Руслан» с 2007г. ведется экспериментальная работа по теме: «Раннее развитие ребенка в системе общественно – семейного взаимодействия».

Мы предположили, что разработка и внедрение разнообразных форм обеспечения сотрудничества детского сада и семьи позволит создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь будет способствовать раннему развитию ребенка.

Анализируя и обобщая полученные результаты работы, нами была разработана программа: «Социально- психолого- педагогическое сопровождение семьи в период ожидания и воспитания ребенка от 0 до 3 лет».

Современный детский сад XXI века, как часть системы непрерывного образования личности должен удовлетворять разнообразные интересы детей и родителей во всех сферах жизнедеятельности.


II . Описание проекта.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, а следовательно, имеющим возможность оказывать определенное влияние на семьи воспитанников.

В целях реализации новых форм общественно-семейного взаимодействия, обеспечивающих эффективное родительство и раннее развитие ребенка нами была разработана программа «Социально- психолого- педагогическое сопровождение семьи в период ожидания и воспитания ребенка от 0 до 3 лет», которая включает в себя три программы, но все они имеют одно приоритетное направление.

Мы уверены, что работая по этой программе с целью внедрения новых форм обеспечения сотрудничества детского сада и семьи позволит создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь будет способствовать раннему развитию ребенка.

Цель – социально- психолого-педагогическое сопровождение родительства в условиях новых форм общественно-семейного взаимодействия, направленных на обеспечение раннего развития ребенка.

Объект – общественно-семейное взаимодействие.

Предмет – новые формы общественно-семейного взаимодействия, обеспечивающие эффективное родительство и раннее развитие ребенка.

Система общественно-семейного взаимодействия направлена на оказание помощи семье в выполнении, прежде всего, воспитательной функции на всех стадиях родительства (принятие решения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период постродительтва – принятие роли бабушки и дедушки), на повышение родительской эффективности.

Данный проект предусматривает Трехступенчатую модель взаимодействия детского сада и семьи , такую как:

- тренинговая группа для беременных (от 14 недель беременности);

Психолого-педагогический патронаж (от 0 до 1 года);

Адаптационно-развивающая группа (от 1 до 3 лет);

Такая модель новых форм общественно-семейного взаимодействия направлена на достижение общей цели - обеспечение совместными усилиями воспитателей и родителей целостного развития личности ребенка-дошкольника. Технологическими особенностями модели являются: создание детско-взрослого сообщества, предполагающего расширение участия родителей в педагогическом процессе детского сада, удовлетворение в нем своих потребностей и реализация возможностей; взаимодействие педагогов и родителей в развитии семейных традиций.

Клуб «Гости из будущего»

тренинговая группа для беременных (от 14 недель беременности)

С беременными женщинами и членами семьи, которые будут сопровождать в дальнейшем ребенка, работает команда специалистов: социальный педагог, педагог – психолог, музыкальный руководитель, врач – педиатр, медсестра, эколог, педагог по изодеятельности, инструктор ФИЗО.

Психолог, обеспечивает психологическую поддержку семьи в целом. Формирование у женщины положительного образа себя как матери, и положительного образа ребенка. Субъектного отношения к ребенку, содействует принятию и осознанию себя в новом качестве, освобождению от страхов воспитания малыша, помогает конструктивно пережить состояние ответственности за психофизическое здоровье будущего человека, а также раскрыться материнскому чувству в переживании беременности. Социальный педагог знакомит семью с социально-правовой стороной материнства – законы, касающиеся материнства и детства, имеющиеся льготы. Музыкальный руководитель и педагог по изодеятельности обучают общению беременных женщин с еще не родившимся ребенком с помощью пения, музыки, изобразительного искусства. Врач-педиатр знакомит с вопросами жизнеобеспечения ребенка в первые дни рождения, обучает навыкам ухода за ним. На занятиях у специалиста по физической культуре мамы учатся правильному дыханию и расслаблению, физически укрепляют свой организм.

Встречи клуба проходят еженедельно, продолжительностью 1,5 часа. План работы клуба «Гости из будущего» включает в себя фрагменты тренинга зрелого отцовствования и материнствования (Н.В. Боровикова). Метод музыкального стимулирования плода и новорожденного («Сонатал» Л.М. Лазарев), элементы программы формирования психологической готовности к материнству «Счастливая мама – счастливый малыш» (Ю.К. Абдрахманова, Р.В. Овчарова), элементы комплексной программы «Глория» (авторы В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко). Отбор материала осуществлялся в соответствии с основными идеями реализации взаимодействия детского сада и семьи, ожидающей ребенка, в целях создания условий для его раннего развития.

Для будущих мам необходимо создать атмосферу покоя, уюта, ощущения плавного течения времени и равновесия. Поэтому занятия проводятся в зимнем саду, кабинете психолога, музыкальном зале, физкультурном зале. Особое место в процессе всех занятий отводится музыкальному оформлению. На протяжении всего занятия присутствует спокойный музыкальный фон.

В период посещения клуба, беременные женщины ведут дневники наблюдений за своими состояниями, переживаниями, счастливыми моментами, записи делаются после каждого заседания клуба. Этот способ самоанализа дает возможность женщине не попадать в зависимость от своих переживаний и опасений. Ведение дневника до родов помогает женщине сформировать осознанное отношение к своему уникальному и в то же время естественному состоянию, научиться контролировать свои чувства, мысли, быть собранной.

Каждое занятие состоит из трех частей. Первая – информационная часть (или лекционная), в которой будущих мам знакомят с основами материнства, освещают вопросы, связанные с правильным вынашиванием ребенка, факторами, влияющими на ход беременности и родов, правовые аспекты материнства и др. Вторая часть включает различного рода психологические игры и упражнения, направленные на формирование осознанного, позитивного восприятия материнства, адаптацию к беременности, освоение навыков саморегуляции. Третья часть направлена на развитие творческих способностей матери, на развитие общения между женщиной и ее неродившимся ребенком (в форме творческого общения) (приложение № 2). В конце занятия женщины поют колыбельные, заполняют дневники и рефлексируют по поводу произошедшего с ними на занятии.

По этому направлению разработана программа.

«Пеленашки»

психолого- педагогический патронаж от рождения до года

Психолого – педагогический патронаж проводится старшей медсестрой, педагогом психологом, социальным педагогом, воспитателем. Эта форма индивидуальной поддержки семьи с предоставлением необходимых услуг на длительной и регулярной основе. Он проводится с целью содействия проявлению субъектного отношения матери к ребенку и обеспечения раннего развития ребенка.

Периодичность посещения семьи – 1 встреча в неделю.

Деятельность психолого- педагогических кадров ДОУ в рамках патронажа заключается в следующем:

Предоставление набора материалов для ежедневных занятий мамы с ребенком, а также брошюр по развитию, воспитанию и диагностике детей на каждый месяц (от рождения до 1 года);

Обучение мамы пользоваться предложенными материалами;

Оказание психологической поддержки матери в первый год жизни ребенка;

Осуществление психолого- педагогической диагностики и коррекции развития ребенка и уровня сформированности отношений в диаде «мать-дитя».

Для организации психолого- педагогического патронажа в качестве основы для занятий мамы с ребенком используются материалы программы «Пеленашки».

Адаптационно-развивающая группа (от 1 до 3 лет)

Адаптационно – развивающая группа как новая форма общественно- семейного взаимодействия организуется в ДОУ в режиме кратковременного пребывания. Отличительной особенностью такой группы является направленность педагогической работы на диаду «мать – ребенок» (в ряде случаев мать может заменять близкий ребенку взрослый член семьи). Организованная таким образом адаптационная группа способствует преодолению у детей стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии родителей дети с большой готовностью идут на контакт с сотрудниками, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных играх разной направленности, активно осваивают пространство группы.

Цель: облегчение адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и их развития. Повышение эффективности взаимодействия в системе «мать-ребенок».

Режим работы – 2 раза в неделю по 2 часа (до момента поступления в детский сад)

Наполняемость группы – 5-6 детей (в сопровождении взрослого члена своей семьи) в каждой возрастной подгруппе: 12 -15 месяцев; 16 – 18 мес.; 19 -21 мес.; 22 – 24 мес.

Занятия проводятся: в кабинете психолога (набор упражнений для релаксации; аудио и видео - кассеты), зимнем саду (игры с песком, с водой, элементарные опыты, релаксационные занятия с использованием аудиозаписей звуков природы),), физкультурном зале (различные тренажеры и спортивный инвентарь), музыкальном зале (музыка сопровождает различную деятельность детей: она звучит на специальных занятиях, как элемент многих занятий, режимных моментов; досугах, утренниках)

При проведении занятий педагоги используют программу «В ясли с мамой».

III . Результативность и эффективность проекта.

С 2007 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Руслан» получил статус учреждение- лаборатория, по теме: «Раннее развитие ребенка в системе общественно – семейного взаимодействия».

В детском саду имеется необходимая материально-техническая база для реализации программ. Была создана нормативно-правовая база: заключены договоры о взаимодействии с различными учреждениями (женской консультацией, детской поликлиникой, с центром «Семейный доктор»), с родителями.

В октябре был проведен организационно-обучающий семинар, где освещались вопросы введения в экспериментальную работу, организации и руководства экспериментальной работой, рассмотрены теоретические основы, структура и содержание системы общественно-семейного взаимодействия.

В январе 2008г. проведен семинар на тему: «Освоение диагностического инструментария исследования динамики развития ребенка в системе общественно-семейного взаимодействия».

Сформированы группы женщин ожидающих ребенка, адаптационно-развивающая группа, а так же семьи воспитывающих ребенка от рождения до года.

Разработаны программы: 1) тренинговая группа для беременных «Гости из будущего»; 2) программа раннего развития ребенка (от рождения до года) – «Пеленашки»; 3) программа для адаптационно-развивающей группы (от 1,5 до 3 лет).

С ноября 2007 года начал действовать клуб для беременных женщин «Гости из будущего» . С женщинами работает команда специалистов: социальный педагог, музыкальный руководитель, психолог, медсестра, эколог, педагог по ИЗО, физкультурник. Специалистам удалось привлечь в группу будущих отцов, что является несомненным плюсом в работе.

Об удовлетворенности работой клуба и доверии специалистами ДОУ свидетельствует тот факт, что все уже родившие женщины клуба пожелали перейти на 2 ступень «Пеленашки».

Работа с группой «Пеленашки» началась с февраля 2008 года.

В работе приняли участие сотрудники разных структурных подразделений МДОУ:

Медицинской сестрой были подготовлены списки беременных женщин (на 3 триместре) и детей, родившихся в течение ближайшего месяца;

Педагогом – психологом проведена консультация для потенциальных участников программы по ознакомлению с концепцией и преимуществами для семьи и ребенка взаимодействия с МДОУ по раннему развитию ребенка;

Заведующей заключены договора с родителями на предмет взаимодействия в рамках программы раннего развития ребенка.

С октября 2007 года в ДОУ функционирует адаптационно- развивающая группа для детей (от 1 до 3 лет). С малышами и мамами работают специалисты ДОУ по разработанной программе «В ясли с мамой».

Организация детско-взрослого взаимодействия в адаптационно-развивающих группах строится на следующих принципах :

  1. 1. Принцип доступности требует учета особенностей развития детей, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей, для предотвращения интеллектуальных, эмоциональных и физических перегрузок.
  2. 2. Принцип систематичности и последовательности – отражается в блочном построении программы обучения в адаптационно-развивающей группе и требует согласованности и преемственности в деятельности воспитателей и специалистов, работающих с детьми (каждому месяце соответствует определенная тема: «Давайте познакомимся», «Заинькин огород», «Мои игрушки», «Петрушка в гостях у ребят», «Мягкий, белый, как пушок», «Хорошо блестит снежок», «В гостях у зверят», «Села птичка на окошко», «Есть у солнышка друзья», «Мы едем, едем, едем…»).
  3. 3. Принцип взаимодействия с «подготовленной средой». Развитие ребенка происходит во взаимодействии его с окружающей предметно-пространственной и социальной средой, из которой ребенок берет «строительный материал», необходимый для созидания собственной личности, то есть окружающая среда есть средство интенсивного влияния на ребенка.
  4. 4. Принцип совместного проживания событий. Общение в системе «мать-ребенок» строится на основе совместного проживания событий, что значительно обогащает общение и создает условия для дальнейшего взаимодействия.

Оценка результативности адаптационно-развивающей группы ДОУ

Диагностика проводилась с целью выявления эффективности работы адаптационно-развивающей группы, организованной для обеспечения легкой адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, а также коррекции взаимодействия в системе «мать – дитя».

Уровни адаптации выводились на основе анализа наблюдений, проведенных в 1 младшей группе «Кроха». Для удобства анализа результатов адаптации в группе условно были выделены экспериментальная (в нее вошли 8 детей, посещавших адаптационно-развивающую группу в 2010-2011 уч. году) и контрольная (включающая 8 детей, не посещавших адаптационную группу) группы.

В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем адаптации 0% (0 человек), со средним уровнем – 0% (0 человек), с высоким уровнем – 100% (8 человек). В контрольной группе низкий уровень адаптации имеют 6,2 %(1 человек), средний – 37,5 % (6 человека), высокий 6,2 % (1 человека).

Графически результаты наблюдения представлены

Рис. 1. Анализ уровней адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В 2010-2011 учебном году

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень адаптации значительно выше, чем в контрольной группе, что позволяет говорить об эффективности работы адаптационно-развивающей группы, способствующей созданию условий для развития и адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Работа по программе: «Социально- психолого- педагогическое сопровождение семьи в период ожидания и воспитания ребенка от 0 до 3 лет» предполагает обеспечение:

  • развивающего психолого-педагогического общественно-семейного взаимодействия, направленного на личностное развитие членов семьи, позитивное изменение семенной системы, становление и развитие родительства, реализацию субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок» , что повысит удовлетворенность родителей результатами выполнения родительской роли;
  • объединение усилий ДОУ и семьи на ранних этапах развития ребенка, начиная с дородового периода , что позволит обогатить внутриутробный период развития, сформировать позитивную установку на материнство и

отцовство и обеспечить формирование оптимальных детско-родительских

отношений;

  • ранней диагностики развития ребенка , что даст возможность своевременно вносить коррективы в процесс семейнного и общественного воспитания.

Реализация проекта:

  • объединения усилий детского сада и семьи на ранних этапах развития ребенка, что позволит обрести готовность и способность родителя к активной позиции в воспитании и развитии ребенка, обогатить информационное пространство семьи по развитию ребенка;
  • взаимодействия, направленные на поиск новых организационных способов привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует созданию условий для повышения педагогической культуры родителей

Ожидаемый результат

для семей, участвующих в проекте :

  • сформированная позитивная установка родителей на материнство и отцовство;
  • активная родительская позиция и эффективные детско-родительские отношения;
  • положительная динамика темпа и качества психического и социального развития ребенка раннего возраста, адаптация к условиям ДОУ.

для ДОУ, участвующего в проекте :

  • диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность в воспитании ребенка в ДОУ и семье;
  • программы психолого-педагогического сопровождения родительства в условиях новых форм общественно-семейного взаимодействия;
  • психолого-педагогическое сопровождение раннего развития ребенка в семье и ДОУ.

для социума:

  • издание программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения родительства в условиях новых форм общественно-семейного взаимодействия, обеспечивающих раннее развитие ребенка.
  • проведение семинара с целью обобщения и распространения опыта.
  • создание центра для семей и оказания им квалификационной психолого- педагогической помощи на всех стадиях родительства.

Данный проект « Детский сад- семья: нас объединяют дети» направлен на преодоление препятствий и обновление взаимодействия ДОУ с семьей. Он призван обеспечить освоение новой парадигмы общественно – семейного взаимодействия, направлен на оказание помощи семьи в выполнении, прежде всего воспитательной функции на всех стадиях родительства.

МБДОУ ДС КВ « Руслан» является единственное образовательное учреждение

в г. Новый Уренгой, где представлена целостная система общественно- семейного взаимодействия, направленная на обеспечение раннего развития ребенка(приложение презентация).

Теоретически обоснованы формы общественно- семейного взаимодействия. Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что выстроенная система стала эффективной для родителей детей и педагогов. Вырос профессиональный уровень воспитателей и специалистов ДОУ.

Таким образом, внедрение новых форм общественно- общественно-семейного взаимодействия позволило создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь способствует раннему развитию ребенка.

Работая в дальнейшем по теме «Раннее развитие ребенка в системе общественно - семейного воспитания», как Центр поддержки семейного воспитания, мы ставим перед собой цель: повышение культурного уровня семьи и ее воспитательного потенциала, а также привлечение внимания специалистов и широкой общественности к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания и домашнего образования.

Мы уверены, что данные разработки и внедрение новых форм обеспечения сотрудничества детского сада и семьи позволит создать условия для качественных изменений в семейной среде, в педагогическом процессе в ДОУ, что в свою очередь будет способствовать раннему развитию ребенка.

преложение: Презентация сад- лаборатория ДС Руслан.ppt (2.3 МБ)