Воспитание ребенка от 3 лет. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть. Так же, как взрослый

Трехлетие приносит большие перемены в жизнь маленького человека. Ребенок делает большой скачок в развитии: становится ловким, сильным, активным и жизнерадостным. Он умеет испытывать и выражать яркие эмоции, освоил речь. Но вдруг у милого малыша резко портится характер, он становится неуправляемым, впадает в ярость, его поведение не поддается контролю. Этот период сложно переживается и детьми, и взрослыми, которым предстоит разобраться в вопросах воспитания ребенка 3 лет.

Кризис 3 лет

Педагоги-практики давно отметили неравномерность развития ребенка в разные периоды жизни, а также тот факт, что периоды бурного и быстрого развития сопровождаются осложнением взаимоотношений детей с окружающими. Очень часто третий год жизни становится кризисным – это первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей, когда даже самый покладистый ребенок может стать грубым, капризным, строптивым и истеричным.

Чтобы воспитание ребенка 3 лет проходило гладко, родителям нужно понять, что испытывает их малыш. В этом возрасте дети начинают осознавать свою личность, свои особенности и желания, и делают они это, противопоставляя их желаниям окружающим, в первую очередь родителей. Поэтому нередко на просьбы ребенок действует наоборот, упрямится, проявляет негативизм, впадает в истерику. Это не что иное, как попытки ребенка проявить свою самостоятельность.

Конечно, не все дети переживают кризис 3 лет так выражено. Исследования показывают, что около трети детей не имеют симптомов трудновоспитуемости. Тем не менее, направление развития для всех детей одно, миновать этот кризис не удается никому, различается лишь стиль поведения малыша. Это и является определяющим фактором того, как воспитывать ребенка в 3 года.

Родители по-разному реагируют на кризис 3 лет, некоторые становятся раздражительными, пытаются подавлять и ставить малыша на место, пользуясь своим физическим и психологическим превосходствам. В других семьях, наоборот, выбирая тактику, как воспитывать ребенка 3 лет, родители потакают всем капризам маленького тирана, лишь бы он не устраивал истерик. Оба эти подхода не верные.

Родители должны отнестись к заявке ребенка на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно позволить малышу иногда «одерживать победу», но в разумных пределах. Специалисты по детской психологии отмечают, что ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязание, вскоре становится истеричным и очень несчастным. Именно рамки и ограничения, которые устанавливают родители, помогают малышу ориентироваться в окружающем мире, а также собственных желаниях и ощущениях, без них он чувствует себя беспомощным и дезориентированным.

Напротив, дети, которым все запрещают, подавляя, таким образом, все первичные формы негативизма, в дальнейшем теряют инициативность. Они не способны занять себя или придумать игру, их воображение обеднено или, наоборот, слишком буйно и непродуктивно.

Если родители будут уделять достаточное внимание воспитанию ребенка в 3 года, ближе к его 4-летию это абсурдное противоборство родителям исчезнет, он научится формулировать свои замыслы и адекватно отстаивать их. Чтобы этого добиться, родителям предстоит набраться терпения и любую ситуацию оценивать трезво.

В первую очередь при воспитании ребенка в 3 года важна согласованность действий взрослых. Нельзя допускать, чтобы папа разрешал то, что мама запрещает и наоборот. Нужно установить определенные правила, которых будут придерживаться все, в том числе и сами родители. Чтобы погасить капризы и истерики нужно постоянно переключать внимание малыша на что-то другое, например, любимую игрушку. Важно помнить, что запретами, приказами и требованиями или, наоборот, постоянными потаканиями, добиться желаемого эффекта не получится. Только игнорируя и спокойно реагируя на выходки ребенка можно быстро его успокоить.

И самое главное в воспитании ребенка 3 лет – родительская любовь, малыш должен постоянно ее чувствовать. Для него важна искренняя похвала, поэтому каждый его правильный поступок нужно сопровождать приятными словами. Если же малыш совершает нежелательное действие, нужно объяснить, почему этого делать не стоит. Ни в коем случае нельзя предоставлять ребенка самому себе и ждать, когда этот период пройдет, так как это может повлечь более серьезные проблемы в будущем.

Как воспитывать ребенка 3 лет: мальчики

В этом возрасте дети начинают понимать свой пол и отличия от других, поэтому в 3 года пора формировать в ребенке понятие того, что он – мужчина. Нужно говорить малышу, какой он сильный и храбрый. Главным объектом для подражания ребенка должен стать отец, поэтому им стоит проводить больше времени вдвоем, что поможет ребенку в будущем нормально чувствовать себя в коллективе.

Мальчики более активны, чем девочки, поэтому нужно позволять им выплескивать энергию на улице: играть в подвижные игры, бегать, прыгать, лазать и исследовать все новое. Нужно поощрять самостоятельность малыша, предоставлять ему больше свободы, не переставая незаметно контролировать, чтобы его исследования были безопасными. Маме стоит иногда притвориться слабой и беспомощной, чтобы научить сына следовать мужским нормам поведения: пусть поможет нести сумку, открыть двери и т.п. 4.3 из 5 (7 голоса)

3 лет свойственно быть подвижным и любопытным. Чтобы обеспечить своевременное развитие малыша, ему надо грамотно организовывать досуг. Акцентируйте внимание на играх, развивающих мелкую моторику пальчиков рук, так как это напрямую связано с формированием мозга детей. Это могут быть незамысловатые устройства из конструктора, складывание картинок из кубиков, мозаики или пазлов, игры на выполнение несложных движений в ответ на слова взрослого, разучивание стихотворений, совместное с родителем изготовление поделки, рисование, ролевые игры в -матери, доктора и т.д. Ежедневно уделяйте время для общего физического развития ребенка. Это подвижные игры, занятия зарядкой, пешие прогулки, катание на роликовых коньках и велосипеде под присмотром взрослого. Ребенок 3 лет нуждается в компании сверстников. В этом возрасте его полезно устраивать в детский сад. Если такой возможности нет, старайтесь, чтобы ребенок учился общаться с ровесниками на прогулке, устраивайте детские праздники.

Развитие ребенка 3 лет протекает правильно, если он обладает определенными умениями и навыками. Родителям не надо выполнять за него те действия, которые тот может делать самостоятельно. Особенно если это касается самообслуживания: одевания, раздевания, приема пищи, гигиенических процедур, туалета. Максимально используйте способность маленьких детей к подражанию. Неразумно учить ребенка убирать после себя игрушки, если папа не научился складывать свою одежду в шкаф, а мама оставляет грязную посуду на столе после еды. Малыш в 3 года с удовольствием помогает родителям в домашних делах. Естественно, у него пока не все хорошо получается. Важно не отбить детское желание трудиться. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать за неумелое выполнение дела, иначе труд превратится в наказание.

Позаботьтесь о безопасности ребенка, прежде чем он пойдет в детский сад. Он должен знать свою фамилию, имя, отчество и своих родителей, а также свой адрес. Поощряйте его рассказы о своей жизни: что он кушал, чем занимался, с кем играл. Приучите его, что идти к незнакомым людям нельзя, даже ели они предлагают сладости, игрушки и другое. Научите мыть руки перед едой, правильно вести себя за столом, пользоваться носовым платком, здороваться и прощаться. Учитывайте, что культурному поведению в обществе ребенок также учится у родителей. Немаловажно, чтобы ребенок заранее научился делиться своими игрушками, играть по правилам, постоять за себя. Малышей еще до 3 лет рекомендуется приучить к слову «Нельзя». То есть ребенок должен четко знать, что нельзя все, что опасно: включать электроприборы, выходить одному из дому, брать спички и т.д.

У ребенка примерно в возрасте 2,5 – 3,5 лет наступает кризис. Это проявляется в стремлении к самостоятельности: желании добиться своего, сделать все наоборот; неподчинении взрослым. Родителям надо понимать, что этот период необходим детям для развития воли и самолюбия. Важно сохранить с ребенком хорошие отношения. Чтобы смягчить кризис 3 лет у детей, необходимо заранее приучить малыша к режиму дня. Это ослабит борьбу ребенка за выполнение обычных дел: одевание, прием пищи, отход ко сну и т.д. Используйте способность ребенка в этом возрасте быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. То есть вместо того, чтобы противостоять малышу, можно отвлечь его внимание на что-то интересное и приятное. Ведите себя с малышом, как с равным себе: старайтесь советоваться с ним, позволяйте делать многое самостоятельно. Но ни в коем случае нельзя позволять малышу все, что угодно, руководствуясь вредным принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Кризис 3 лет обычно проходит в течение 1 года.

Обратите внимание

Дети нуждаются в поддержке и справедливой похвале. Если ребенок плохо помыл чашку, маме лучше похвалить его, а потом незаметно от малыша доделать дело.

Полезный совет

Позвольте ребенку делать выбор. Например, спросите: «Ты игрушки будешь убирать сейчас или перед сном?».

Чаще переключайте внимание ребенка, чтобы отвлекать его от проявления капризов и упрямства.

Связанная статья

В жизни каждого человека важно правильное воспитание. Ошибки в воспитании трехлетнего ребенка проявятся уже, когда он начнет ходить в школу. Поэтому часто говорят, что воспитание в 3 года - это борьба с детским упрямством.

Когда ребенок достигает трехлетнего возраста, в его поведении происходят существенные перемены, что нередко может напугать родителей. Малыш становится просто неуправляемым, у него резко меняется настроение и случаются приступы злости. Чтобы этот период прошел легче для обеих сторон, нужно постараться представить, что чувствует ребенок.

Малыш начинает понимать, что он личность и пытаться показать это, действуя наперекор желаниям родителей или ярко выражая недовольство, если действия не совпадают с его желанием.

Для воспитания ребенка в этот период нужно набраться терпения, ведь он сложен не только для родителей, а также и для детей. Ни в коем случае нельзя делать, так как хочет малыш. Если он увидит, что, устроив истерику, все начинают плясать под его дудку, то это не пройдет, и он всегда будет так поступать.

Не нужно предъявлять к ребенку много требований и постоянно приказывать ему, это ни к чему хорошему не приведет, ребенок только будет больше отдаляться. Родителям желательно научиться, чем-то интересным занимать малыша, разыграть спектакль с его участием или почитать книжку.

Оба родителя должны вместе прилагать усилия к воспитанию своего отпрыска и действовать согласованно. Нельзя допустить, чтобы мама запрещала все, а папа разрешал или наоборот. Желательно следить также, чтобы бабушки и дедушки не баловали малыша и не мешали воспитанию. Правильно будет согласовать всем вместе правила и придерживаться их.

Этот возраст очень важен для формирования личности ребенка. Нужно чтоб он постоянно чувствовал любовь и заботу. Если ребенок делает что-то неправильно лучше спокойно объяснить ему, почему так нельзя делать, а не пускать все на самотек, а за хорошие поступки не помешает похвалить. Тогда малыш будет чувствовать, что он не безразличен, и стараться проявлять только хорошие качества, чтоб сделать приятное родителям.

Видео по теме

Воспитание ребенка, которому 3 или 4 года значительно отличается от более раннего возраста. Он становится старше, начинает копировать поведение родителей, становится рассудительным, формирует и выражает мысли. Существует целый раздел психологии по воспитанию детей 3-4 лет. Он помогает понять, как правильно вести себя родителям и спокойно перенести этап взросления крохи.

  • Особенность возраста у детей
  • Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца
  • Воспитание ребенка в 3-4 года и психология
  • Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка
  • Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик
  • Правильно-неправильно. 7 советов родителям, по воспитанию детей 3 лет

Особенность возраста у детей

Немецкий психолог и физиолог Вильгельм Прейер, первый обратил внимание на отличие психологии человека по возрастам. Книга «Душа ребенка», изданная в 1882 г., изменила понимание явления. Даже у маленького ребенка в организме протекает множество процессов, способные повлиять на его поведение, настроение.

Зачастую, у детей одного возраста есть совпадающие черты. В этот период дитя начинает проверять рамки дозволенного, пробуется на роль старшего, активно общается, выражает потребности. Жизнь изменяется: он социализируется, обретает больше навыков общения с разными людьми. Многое, определяет посещение детского сада и прогулки во дворе. Общение со сверстниками может протекать трудно: крики, слезы, драка за игрушки. Но это предсказуемые и неизбежные трудности. Задача родителей ― контролировать, как будет проходить контакт с другими детьми, направлять, учить нормам.

Уже сейчас с ребенком нужно вести взрослый диалог. Общайтесь, как со взрослым. В этом возрасте дети становятся любопытны ― тело позволяет изучать мир, не как наблюдатель, а активный участник. Сложность в том, что ребенок плохо понимает, что представляет опасность. Задача родителей ― стать бдительнее, уберите в помещении возможные угрозы. Конечно, исключить все невозможно. Объясняете малышу, почему какие-то предметы нельзя трогать.

Кризис 3-летнего возраста: из ангела в непослушного сорванца


Родитель облегченно вздохнул, ведь бессонные ночи и смена подгузников осталась позади. Но у ребенка остались в запасе еще фокусы. Расслабляться рано. Этот возраст сопровождается истериками и капризами. Обычно, причины непослушания мало отличаются по полу. Будь то мальчик или девочка, кроха одинаково проверяет границы дозволенности. Относитесь к этому, как к элементарному любопытству. Ребенок испытывает, что ему можно, а не ваше терпение. Пытается выяснить, почему нельзя поступать так, как хочется. Отчего не получится купить, что нравится. Он не знает, что нельзя иметь все и сразу.

Простая таблица, поможет вам понять, почему ребенок закатывает истерики и что делать взрослым.

Причины плохого поведения Советы по воспитанию ребенка в 3 года, основываясь на психологии
Нехватка родительского внимания. Ребенок понимает: когда он ведет себя хорошо, к этому относятся, как к должному и не обращают внимание. А вот истерика, точно заставит маму и папу его заметить. Уделяйте ребенку больше времени. Конечно, для многих работающих родителей задача кажется невыполнимой. Но для малыша даже чтение сказки на ночь, ужин вместе, прогулки на выходных уже будут поводом для счастья. Неправильно, «замещать» любовь игрушками. Они неодушевленные предметы, а малышу нужна ваша ласка и забота.
Берет пример с других детей. Часто авторитетами в глазах малышей становятся дети постарше или счастливые обладатели множества игрушек. Малыш обращает внимание, как ребенок получает столько новых вещей. Начинает требовать их от мам и пап в такой же манере. Воспитание ребенка, которому 3-4 года, должно включать установку авторитетов. Образом для подражания должны быть не только родители. Ими могут стать персонажи мультфильмов, детского кино, сказок. Помогите ребенку понять с детства, какие черты характера и поступки хорошие. Выделяйте их на фоне остальных. Комментируйте мультик малышу, акцентируя, на что обратить внимание. Привитые «здоровые» ценности, откладываются в памяти. Ребенок их сможет обнаруживать у друзей. Тогда, образцом для подражания будет человек с хорошими качествами.
Наперекор взрослым. Реакцию неправильно называть «местью». Это своеобразный ответ на действия взрослых, которые не устраивают малыша. Он пытается дать аналогичный отклик. Пример: отобрали соску, не хотят идти гулять, заставляют принять лекарство. Противодействие: объявляет «голодовку», отказывается спать, разбрасывает игрушки. Аргументируйте, почему так нужно сделать. Если ребенок остался без объяснения причин, то ему кажется, что плохие в ситуации ― родители. Будто просто так придираются, запрещают, ругают. Не забывайте, хоть чадо уже понимает многое, но еще остается маленьким. Ему сложно справляться с эмоциями. Постарайтесь отвлечь внимание, переключить на другой предмет. Не купили игрушку в магазине? Предложите побыстрее выйти и покормить голубей хлебом, семечками ― они голодные нас ждут!
Самоутверждение и стремление к самостоятельности. Дети в этом возрасте понимают, что теперь могут делать многое сами. Они рады продемонстрировать навыки, да только родители не дают. Обычно, папы и мамы делают это из лучших побуждений: они лучше знают как сделать правильно, пытаются обезопасить ребенка. Поэтому многое не позволяют, что вызывает «акции протеста» у ребенка. Позвольте ребенку проявить себя и дать чуть свободы. Пример: есть самому ложкой, хоть одежда и все вокруг станет грязным. Наденьте на чадо детский нагрудник или полотенце. Если он хочет помочь вам навести порядок, то объясните как это делается и поиграйте в игру «повтори за мной». Пусть непоседа выполняет в точности ваши действия: складывает носочки по цветам.

Запрещайте делать то, что действительно может быть для маленького ребенка опасно. Объясните причину.

Захват власти. Ребенок начинает пробовать свои силы на роль лидера. Он задумывается, а почему только взрослые могут говорить что делать? Может и я смогу диктовать свои правила. В этой области никаких поблажек. Обдумывайте свои решения и не изменяйте их. Малыш с детства должен знать ― ваше решение неоспоримо. Поэтому он не будет видеть смысла в спорах.

Родитель хорошо знает свое чадо. Обратите внимание, почему ребенок себя так ведет, прежде чем отчитывать. Возможно, он просто устал, болен, сонный. Тогда лучше успокоить малыша, попытаться облегчить самочувствие. Главное, не избаловать в этот период: грани дозволенного по-прежнему должны быть четко обозначены.

Воспитание ребенка в 3-4 года и психология


Основной ошибкой считается «шаблонная педагогика». Уже с трех лет нужно учитывать тип темперамента ребенка. Наблюдайте за реакциями, интересами, поведением. Определите психотип чадо. Универсальных способов воспитания нет. Находите индивидуальный метод, подстраиваясь под особенности. Тогда, в отношениях будет понимание. Для молчаливого, закрытого, активного, вспыльчивого, нетерпеливого ― нужен разный подход. Психология развития детей 3-4 лет, в воспитании имеет весомое значение. Зная, происходящие изменения, родителю проще понимать ребенка.

Основы:

  • Теперь у малыша появляется множество вопросов, не игнорируйте их. Отвечайте на понятном языке. Если правда слишком сложная для восприятия, то упростите ответ, раскрыв поверхностно.
  • Занимайтесь обучением, обогащайте словарный запас. Плохо заставлять упражняться насильно, когда нет настроения, болеет, переутомился в детском саду. Информация тогда плохо запоминается, а значит пользы нет. Желание развиваться пропадает.


  • Сложные жизненные ситуации объясняйте через сказки или в игрушечных спектаклях. Это виды . На примере плюшевых персонажей проще передать реалии жизни.
  • Научите просить о помощи. Если плохо получается, он должен знать ― родные готовы помочь. Не будьте строги, не высмеивайте: «Ты надеть носок не можешь сам». Сказав это в шутку, нельзя знать точно, как воспринимает фразу малыш.
  • Важно, привить любовь к окружающему миру, людям, животным. Хорошо, если кроха научится бережно обращаться с растениями, питомцами, птицами. Такие дети более спокойны, добры, легче переносят стрессы, знакомство с новыми людьми. Они не агрессивны, эмоциональный фон стабилен.
  • Поощряйте вежливость. Научите малыша здороваться, прощаться, говорить спасибо. Напоминайте, если забывает, но не ругайте.

Дочки и сыночки. Принципы развития


Вне зависимости от пола, есть схожие основы развития.

  • Развиваем . Она положительно влияет н работу мозга, внимательность и речь. Пример: выкладывать из камушков или семян фигурки, играем в ладушки, массируем ладони с присказкой «сорока-ворона». Разыгрывайте сюжеты сказок с помощью пальчиковых игрушек.
  • Разрабатываем артикуляционный аппарат. Протяжно поем по слогам, для губ, языка.
  • Делаем зарядку, массажи. Детям бывает скучно делать разминку в одиночку ― присоединяйтесь. Включите заводное звуковое сопровождение. Найдите подходящие видеоролики. Есть специальные программы, посвященные детской зарядке. Ребенку нужно будет повторять движения за ведущим, аниматорами, мульт-героями.
  • Развивать ребенка будет правильно в . Это непринужденный способ получить новые знания. Главное, чтобы непоседе было весело. Вам помогут «умные» игрушки, книги, альбомы с заданиями, игры на логику. Обращайте внимание, чтобы они соответствовали возрасту. Слишком сложные упражнения поставят в тупик ― игра уже не будет интересной.
  • Улучшаем память. Просим пересказывать что видел на детской площадке, как зовут друзей, героев мультика.
  • Приучаем к труду и помощи. Некоторые дети сами проявляют стремление помочь. Если этот момент еще не наступил, то проявите первые инициативу. Начинайте с малых заданий. Всегда благодарите за помощь.
  • Прививаем «здоровые» привычки: потягушки, чистить зубы.
  • Учим самостоятельно кушать, одеваться, обуваться.
  • , если еще актуально.
  • Чадо начинает воспринимать себя в соответствии с полом. Поэтому, чтобы не нарушить развитие, покупайте подходящие вещи.

Воспитание ребенка в 3 или 4 года, если у вас девочка

  • Развивайте полезные навыки, которые понадобятся в жизни. Разрешайте помогать на кухне. Пусть это будет банальное складывание чашек по размеру, цвету, вытирать насухо небьющуюся посуду. Позволяйте убираться в доме, поливать цветы.
  • Приобретите полезные игрушки, которые облегчат и вашу жизнь. Не придется «воевать» двум хозяйкам за общие предметы. Пример: детская гладильная доска, игрушечный пылесос, набор посуды, кухонный гарнитур.
  • Дочка начинает повторять за мамой. Если она до истерики хочет повторить макияж, о пресекайте тактично эти попытки. Разрешайте посмотреть аккуратно содержимое косметички, чтобы удовлетворить любопытство. Объясните: этим пользуются взрослые, для маленьких это вредно. Предложите проявиться творчество на нарисованном лице принцессы, сделать макияж смываемыми маркерами на кукле. Поощряйте желание выглядеть ухоженно: расчесывать волосы, делать прически, носить красивые заколки. Это станет альтернативным решением проблемы с макияжем, который пока под запретом.

Воспитание ребенка в 3-4 года, когда у вас мальчик

  • Прививайте интересы, которые пригодятся мальчику в будущем. Инструменты, названия машинок, активные спортивные игры, солдатики. Прислушивайтесь к мнению сына. Если ему больше интересны мягкие игрушки, это не должно возбраняться или высмеиваться.
  • Не заставляйте играть в то, что ему не интересно. Если мальчика привлекает игра в детскую кухню, нравится приготовление блюд, то возможно он будущий шеф-повар. Может он станет примерным семьянином, готовый вкусно накормить близких.
  • Берегите мужское начало. Обычно, мальчики хотят проявить себя и продемонстрировать самостоятельность, упорнее, чем девочки. Они не любят, ограничение свободы и выражают ярко протест. Предоставьте больше возможностей проявить себя.
  • Не переусердствуйте с безопасностью. Счесанные коленки, падения, ссадины ― неизбежны. Невозможно оградить сына от всех угроз. Такие моменты могут быть больными, но дают бесценный опыт. Мальчик начинает понимать, отчего так произошло. В следующий раз, лучше послушаться взрослых.


Психология изучила основы воспитания ребенка, которому 3 года, и дает советы:

  • Не бейте чадо, не шлепайте и . Даже если чаша терпения переполнена. Это самый худший способ наказания. Такие действия наносят моральный и физический вред.
  • Любовь ― лучший помощник в воспитании ребенка. Говорите о своих чувствах, обнимайте, проводите время вместе. Кроха должен знать, что он любим и вам нужен.
  • Подавайте пример. Ребенок сейчас тщательно вас изучает и повторяет за вами. Ряд проблем в его поведении, можно обнаружить у членов семьи. Поэтому контролируйте себя, избавьтесь от вредных привычек.
  • Искореняйте у малыша, пока он еще маленький. Потом справиться с ними будет труднее. Не прибегайте к жестким мерам. Действуйте постепенно, хоть это и займет больше времени. Зато ребенок не будет испытывать стресс.
  • Не сравнивайте ребенка с остальными детьми. Он уже выделяет себя, как отдельную личность. Это наносит удар по самооценке и уверенности. Такие дети замыкаются, становятся робкими и безынициативными.

Некоторые родители задумываются, правильно ли запрещать что-либо ребенку. Запрет ― важный воспитательный элемент. Без него малыш вырастет недисциплинированным, ему будет трудно в обществе. Многие запреты накладываются в целях безопасности.

  • Не позволяйте ребенку все на свете. Такое бывает у родителей, которым в детстве много чего не разрешали. Они пытаются компенсировать трудность из детства, давая все возможное своим детям. В итоге, ребенок становится капризным и избалованным. В будущем, его ожидает разочарование. Оказывается не все получается так, как хочется. Им трудно перенести такую «новость», ведь раньше не сталкивались со словом «нет».
  • Не создавайте 1000 запретов. Такие малыши часто становятся закомплексованными, беспомощными, бояться нового, самостоятельности. Они остро нуждаются в мнении со стороны и оценке окружающих. Пока ребенку только 3 годика, это не кажется катастрофой, но постепенно, от этого будут страдать и родители.

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него - эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности - исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания - что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать , и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные - плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Трехлетний малыш проходит условный рубеж: в это время он пытается осознать себя как отдельную личность со своими желаниями, происходит формирование определяющих черт характера. Порой детская воля не совпадает с правилами и нормами взрослых, что вызывает истерики, капризы. Родителям необходимо выстроить доверительные отношения с крохой, чтобы он вырос уверенной и социально адаптированной личностью. В процессе воспитания ребенка 3-4 лет психология дает оптимальные советы .

Для определения верной методики воспитания необходимо выяснить причины дурного поведения крохи. Для обозначения психического состояния, при котором детские желания полностью не удовлетворяются, применяется термин «фрустрация». Малыш взрослеет, понимая, что невозможно получать все по желанию, ведь многие действия еще недоступны. В моменты такого осознания он капризничает, дабы удовлетворить желания.

Для защиты и воспитания крохи родители применяют запреты , которые выполняют воспитывающую функцию, формируя правильное восприятие действительности. Малыш должен понять, когда нужно прекращать капризничать и как себя вести в социуме. Несмотря на то, что дети злятся и раздражаются, родители должны проявлять настойчивость.

Парадоксально! Благодаря запретам у малыша возникает чувство безопасности, появляется дисциплинированность.

К факторам, провоцирующим плохое поведение детей 3-4 лет, относят:

  • Желание отомстить , вызывающее непослушание .
  • Потребность в большем внимании родителей. Кроха не знает правил конструктивного диалога со взрослыми, поэтому выбирает простой и доступный способ - истерику .
  • Чрезмерная опека. Даже дети двух лет жаждут самостоятельности, самоутверждения. А родители навязывают собственное мнение, инициируя негодование малыша.

Дети могут разочароваться, что вызовет «бурю» неадекватных реакций.

Кризис трех лет

Дети не осознают, что можно, а что нельзя. Поэтому в ответ на запреты взрослых у них проявляется упрямство, истеричность. Малыш хочет выбирать, принимать решения, но не понимает, почему нельзя следовать своим желаниям.

  • избегать принуждения, категоричности;
  • не реагировать на истерики, плач;
  • уделять больше внимания малышу;
  • проявлять ласку, любовь, заботу;
  • прекратить требовать, начать терпеливо объяснять.

Примечание! Кризис трех лет содействует обновлению личностных качеств. Меняется мировоззрение малыша, отношение к окружающим и к самому себе.

Важно заинтересовать кроху, правильно организовав времяпрепровождение. В воспитательную программу необходимо включить занятия по развитию речи для детей 3-4 лет, физическое воспитание детей от 3 до 6 лет , уроки эстетической направленности.

Как правильно воспитывать детей 3-4 лет

Психология воспитания детей 2-6 лет должна учитывать изменения, происходящие с детской психикой на этапе взросления. Кроха переживает незнакомые эмоции и чувства , не зная, как реагировать на них. Нужно научить его выражать чувства с помощью слов, а не дурных поступков.

Следует чаще хвалить малыша даже за незначительные достижения: самостоятельно собрал игрушки , почистил зубы.

Необходимо применять наказания в серьезных провинностях, объясняя, почему он наказан.

Важно! Даже при неадекватном поведении ребенок должен знать, что его любят.

Не следует реагировать на истеричное поведение, капризы. Разговаривайте с малышом после прекращения плача. Умиротворенное состояние взрослого содействует скорейшему успокоению чада.

При детском нежелании следовать настоянию родителей используйте маленькие хитрости, идите на компромисс. Пускай он польет цветы, после чего посмотрит желаемый мультфильм. Параллельно будет развиваться бережное отношение к природе . Просьба собрать игрушки поможет малышу приучаться к трудовому воспитанию, порядку.

С 3 лет начинает формироваться тяга к имитации поведения и поступков взрослых. Психологи рекомендуют приобрести игрушечные наборы для уборки, комплект инструментов, посуду соответственно гендерной идентификации.

Значение детского коллектива

Социальный опыт, приобретаемый в детском саду, неоценим для маленького человечка , поскольку задатки личностного формирования закладываются до 5 лет. Не находящийся в детском коллективе малыш тяжело адаптируется к незнакомым условиям, испытывает страх и неуверенность при знакомстве с людьми. Так появляются фобии, агрессивность, замкнутость.

Многие дети готовы ходить в садик уже с 2 лет. Родители могут быть уверены в правильном развитии малыша, поскольку учреждение дошкольного образования имеет четкую программу воспитания детей. Решаются разносторонние задачи:

  • Развитие речи. Занятия для детей 3-4 лет способствуют активному росту словарного запаса, появлению новых лексических единиц.
  • Занятия по развитию мелкой моторики , которые подразумевают координированные движения мышц рук и пальцев. Упражнения такого типа стимулируют развитие мозга, внимания, памяти, речевого центра детей.
  • Нравственное воспитание. Детям 3-4 лет важно прививать доброту, сострадание, сочувствие, умение прощать.
  • Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет. Развитие крохи физически напрямую влияет на интеллектуальные умения. Физкультура улучшает настроение.
  • Музыкальные занятия. Эстетическое воспитание содействует всестороннему развитию детей, побуждает к нравственным переживаниям.

Задачи воспитания и обучения ребенка 2-6 лет сводятся к направлению чада в правильное русло. Не каждая мама способна целенаправленно и систематически заниматься с малышом по описанным направлениям. Развитие детской психологии должно быть грамотным.

Ошибки в воспитании

Характер формируется на основе темперамента, который заложен генетически. Психологическая обстановка в семье, готовность мамы правильно реагировать на капризы влияют на приобретенные черты характера. ценностей продолжается при воспитании детей от 3 до 6 лет.

Часто родители допускают типичные ошибки при воспитании детей, не учитывая их темперамент . Каждый маленький человечек индивидуален, нельзя применять одинаковые механизмы в качестве воспитательного метода. При неправильном воспитании без учета темперамента возникают психологические проблемы , негативно влияющие на развитие личности.

В психологии различают 4 темпераментных типа: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Ребята с различными по-разному относятся к идентичным ситуациям, что ярко выражается в случае отказов.

Обратите внимание! Если на детей регулярно кричать и раздражаться, то в будущем они будут подвержены пагубным привычкам и иметь трудности в общении.

Дети-сангвиники легко поддаются воспитанию, редко капризничают. Однако они хитрые. При нежелании слушаться заставить их невозможно. Главная ошибка общения с такими малышами - беспрекословная вера, которая заставляет взрослых идти на поводу у своего чада.

Меланхолики обидчивы, эгоистичны, требуют много внимания. У таких деток большой коллектив вызывает страх, стресс. Поэтому, отдавая кроху в детский сад, следует уделить внимание его адаптации к незнакомым условиям.

Малыши-флегматики уравновешены, медлительны, долго спят. Их нужно занимать активными видами деятельности, дабы избежать инертности в будущем. Ошибкой станет объяснение требований, а не демонстрация.

Холерики эмоциональны, беспокойны. Требуется уйма терпения для воспитания, поскольку подавить их нереально. Нельзя проявлять агрессию, раздражительность, потакать капризам. Необходимо сразу устанавливать правила поведения.

Зная тонкости психологической организации личности, можно избежать проблем в воспитании крохи.

Отношения родителей и детей - непрерывный воспитательный процесс. Взрослые должны проявлять мудрость и спокойствие при детских истериках, капризах, находя верный выход из ситуации. Доброжелательная атмосфера способствует воспитанию гармоничной личности.