Картотека сюжетно-ролевых игр для I первой младшей группы. Картотека сюжетно -ролевых игр для детей ясельной группы Сюжетная игра семья 1 младшая группа

Оксана Колбина

«Семья »

Cюжетно– ролевая игра в первой младшей группе

Цель : учить детей отражать в играх события реальной жизни, воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей .

Оборудование : посудка, детская одежда, тазик.

Ход занятия

1. Организационный момент

Беседа с детьми. Использование аппликации.

Воспитатель : Дети, что такое семья ? Это мама, папа и вы. А еще бабушки, дедушки, тети, дяди, брат, сестра. Семья может быть очень большая.

2. Распределение ролей .

Воспитатель : Я хочу предложить вам поиграть в семью . Для чего нам нужно распределить. Кто будет мамой, кто папой и кто будет ребенком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа?

Дети : Папа ходит на работу, помогает во всем маме.

Воспитатель : А кто будет мамой? Что будет делать мама?

Дети : Мама будет стирать, убирать, готовить кушать, мыть посуду.

Воспитатель : А кто хочет быть ребенком? Что ты будешь делать?

Дети : Играть , рисовать, помогать маме и папе.

3. Обыгрывание ролей

Дети выполняют свои роли, воспитатель поправляет и направляет их на определенные действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребенок вытирает ее) . Мама готовит еду, ребенок ей помогает.

Дети, используя тазик, стирают одежду кукол.


Папа пришел с работы, мама накрывает на стол, Папа кушает.



Затем убрали посуду со стола и помыли ее. Постиранную одежду, посушили и погладили. Потом гуляют с детьми и укладывают их спать.




4. Итоги игры

Воспитатель говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью, поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям, убирать за собой вещи и класть игрушки на место.

Во время занятия проводится физминутка.


Публикации по теме:

Интегрированное занятие. Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит» в первой младшей группе Интегрированное занятие. Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит» с элементами художественного творчества «Нарисуем шерстку Зайке».

Сюжетно-ролевая игра «Наша дружная семья» Сюжетно-ролевая игра «Наша дружная семья» Цель: Совершенствование у детей дошкольного возраста представлений о семье, их обязанностях.

Сюжетно-ролевая игра «Приглашаем кукол в гости» в первой младшей группе. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, труд, коммуникация, музыка. Интегративные цели: Расширять представления.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Программное содержание: -формирование у дошкольников представления о семье; -умение называть членов семьи-папа, мама, я, сестрёнка, братишка.

Сюжетно - ролевая игра «Семья» (старшая группа.) Цель: Продолжить формировать умение организованно играть небольшими группами, объединять несколько игр одним сюжетом, обогащать содержание.

Сюжетно-ролевая игра в младшей группе «Доктор Айболит в зоопарке» Цели: Учить детей понимать воображаемую ситуацию и реализовывать игровой замысел. Расширять представление детей о работе врача и медсестры.

Цель:закрепить зналие детей о профессии врача;что делает врач,кого он лечит,чем он лечит,учить детей проявлять заботливое отношение.

Запеленать куклу.

Погладить, обнять ее.

Побаюкать на руках.

Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.

Вот тебе под спинку мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

"Надо, надо умываться"

Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).

Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.

Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

Умыть куклу из тазика.

Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)

Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки).

Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Кто у нас хорошая:

Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая!

Катенька пригожая!

Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть.

Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом.

Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.

"Кукла заболела"

Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.

"Добрый доктор Айболит"

В ходе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского "Айболит", а затем разыграть соответствующие сценки с различными зверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в игре «кукла заболела».

"В магазине"

Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Cпросить у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики) Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Вот овощи спор завели на столе

– Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

"Приходите в гости к нам"

Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.

"Домашние заботы"

Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)

"В парикмахерской"

Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).

"У меня зазвонил телефон"

Разговор по телефону: С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.) С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".

С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".

С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".

Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".

"Цирк"

Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др).

Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. – "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.

"Укладывание игрушек спать"

В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками. Например: "Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай положим тебя на скамеечку, укроем одеяльцем, а собачку – под скамеечку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас". Так, беседуя с игрушками, вы сделаете скучное занятие интересным для малыша и разыграете новый сюжет.

"Я – шофер!" (игры с машинками)

Перевозка на грузовых машинках продуктов в магазин. Перевозка строительных материалов на стройку. Гонки на автомобилях. Починка автомобиля. Мытье автомобиля и пр.

Вариантами этой игры могут стать игры в летчиков, капитанов морских кораблей и пр. В эти игры хорошо включать элементы конструирования, предлагаемые ниже.

Разыгрывание сюжетов с элементами конструирования.

Сюжетно-ролевые игры с кубиками.

Дети очень любят играть с кубиками. Этот интерес можно использовать, включая элементы конструирования практически в любой сюжет.

Вот некоторые из таких сюжетов. Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.). Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр. Строительство будки для собачки. Строительство башенки для петушка и пр. Строительство зоопарка. Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов). Строительство причалов для лодок и кораблей.

В соответствии с выбранным сюжетом игрушки размещаются в тех или иных постройках (например, куклы могут выходить из своих домиков и отправляться в гости друг к другу, машины разъезжаться в свои гаражи и т.д.). Вот несколько примеров сюжетных игр, включающих элементы конструирования.

"Матрешки ходят в гости"

Сначала вы рассматриваете с ребенком двух- или трехсоставную матрешку, предлагаете разобрать ее, а потом говорите, что каждая матрешка хочет жить в своем домике. Обратитесь к малышу от имени большой матрешки: "Ванечка, построй мне, пожалуйста, домик. Только он должен быть большой, чтобы я могла в нем уместиться". Затем говорите за маленькую матрешку: "И мне тоже хочется жить в домике. Только мой домик должен быть поменьше". Если ребенок принимает игру, вы вместе с малышом строите в отдалении друг от друга два домика из кубиков и треугольной призмы (крыши), сажаете возле них матрешек. Взрослый говорит: "Вот сидят наши матрешки смотрят друг на друга. Большая матрешка говорит маленькой: "Мне скучно без тебя, приходи ко мне в гости". А маленькая отвечает: "Я бы пришла к тебе, да боюсь ножки замочить. Вот если бы Ванечка построил для меня дорожку. Построишь?" (обращаясь к Ване). Вы предлагаете ребенку выполнить просьбу матрешки. Затем строится дорожка из брусочков (кирпичиков), и маленькая матрешка идет по ней в гости к большой.

Если для ребенка не составляет труда делать различия между матрешками двух размеров, и если игра ему интересна, можно ввести в нее третью матрешку или другой персонаж (построить будку для собачки, берлогу для медвежонка и пр.)

Можно также включить в игру маленькую машинку и прокатить на ней матрешку по дорожке, если, к примеру, у нее заболела ножка.

"Петушок поет"

Покажите ребенку петушка: "Смотри, петушок проснулся, запел свою песенку "ку-ка-ре-ку", хочет всех разбудить. Он хочет крылышками помахать, высоко взлететь, чтобы все видели, какой он красивый, и слышали, как он поет. Он любит на заборе сидеть и петь. Давай, построим ему заборчик? Где наши кубики?". Обсудите, из каких кубиков лучше всего построить заборчик. Для начала его можно построить из нескольких кубиков, поставленных рядом друг с другом. Пусть петушок взлетит на заборчик, попрыгает по нему.

Затем обратитесь от имени петушка к ребенку: "Я хочу повыше заборчик" и прокомментируйте: "Слышишь, петушок хочет взлететь повыше? Давай построим высокий забор? Какие кубики возьмем?". Обсудите с малышом, как можно построить заборчик повыше. Это можно сделать, поставив кубик на кубик, а можно расставить высокие цилиндры или бруски. Предоставляя ребенку возможность самому построить забор, при необходимости помогите ему. После того, как заборчик готов, обратитесь к петушку: "Петя-петушок, вот какой высокий забор построил для тебя Андрюша. Теперь ты доволен? Взлетай высоко!" Завершите игру песенкой:

Рано утром на дворе

Просыпаюсь на заре, Ку-ка-ре-ку я кричу

Разбудить ребят хочу.

Или: Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: "Здравствуй!"

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки.

На головке – гребешок,

Вот какой он, петушок! (Г.Бойко)

"Путешествие на машине"

Возьмите маленькую машинку и предложите ребенку покатать ее друг к другу. Немного поиграв с нею, скажите: "А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?" Помогите ребенку соорудить гараж, ворота, похвалите его. После того, как малыш построит ворота, предложите въехать через них в гараж. Предоставляйте ребенку возможность действовать самому, задавайте ему вопросы, побуждая к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется.

Если он хорошо и с интересом играет в такую игру, ее можно усложнить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Это можно сделать, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья).

Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой. Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков. Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

«Воробьиха»

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Игровой материал . Предметы-заместители, игрушки.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.

Игровые роли . Воробьиха, воробьята.

Ход игры . Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел».После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «Лиса».

«Ветер и листочки»

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Игровой материал . Листики.

Подготовка к игре . Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Игровые роли . Листочки, ветер.

Ход игры . Воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задания посмотреть, как лист-лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, украсить листьями участок, труппу, свой шкафчик, себя, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже.

После этого педагог предлагает повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и… успокоились».

Затем воспитатель говорит с малышами о ветре. «Кто это дует на наши листочки? – удивляется воспитатель. - Ты, Мишенька, не дул на листочки? А ты, Танечка? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Воспитатель ждет ответа, если ребята молчат, он продолжает: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет - фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».

После такого рассказа воспитатель предлагает поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я - веселый ветер, а вы - красивые листочки». Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» - приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом. Дети ориентируются на его слова и действия. «Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)». «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет - фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке, кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)». «Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».

Воспитатель может повторить игру несколько раз по желанию детей.

«Ежиха»

Цель

Игровой материал . Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации.

Подготовка к игре . Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат.

Игровые роли. Ежиха, ежата.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок - ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком?». Далее игра проводится аналогично игре «Лиса».

«Куклы»

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал . Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?…» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу.

Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, -уговаривает куклу девочка в белом фартуке. - Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…». Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

1-й вариант. Кукла Катя обедает.

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

2-й вариант. Подбери посуду для кукол.

Воспитатель ставит на стол три куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так:

«А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром, няней или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть.

3-й вариант. «Кукла хочет спать».

Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться. Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой - платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.

4-й вариант. Куклы проснулись.

На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.

При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.

Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.

На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят.

« Медвежата »

Цель . Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал . Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.

Игровые роли. Медвежата.

Ход игры . Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».

Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку.кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».

« Угощение »

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены

игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала – желтыми или красными полусферами). «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюте (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует на то, что булочки получились слишком большими и. сразу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз-два-три-четы-ре-пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» - раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки - молочка дам вам попить. Кто наелся - кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки – вторую чашечку

молочка.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант . Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу. даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы - меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности, дает им, например, карандаши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к там прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть».

Оказывается, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься - плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укладывают собачек.

После этого воспитатель может познакомить детей с новой игровой целью - игрой в цирк. Шепотом подзывает детей к себе и говорит, чтобы они шли потихоньку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу прибежала «мама» собачек. Она хочет показать детям собачий цирк. Спрашивает детей, видели ли они по телевизору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать «мама» собачек. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть собачий цирк. Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, считать ребят и т. п. Дети хлопают собачке. Для того, чтобы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею красивый «пушистый» воротник.

После выступления «мама» собачек просит разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит ее. Собака «прощается» с детьми и «уходит». Воспитатель приглашает ее почаще приходить к детям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 18 «Колокольчик» Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.
В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Играя, ребенок примеряет на себя разные роли.
Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Значение игры для развития ребенка
Развивающие функции игры
Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.
Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.

Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Цель педагогических воздействий
Формирование игровых умений,
обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей,
в которой они по собственному
желанию реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во
взаимодействие со сверстниками.
Принципы организации сюжетной игры
Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Средство формирования игровых умений
Условия активизации самостоятельной игры
Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми.
Создание условий для самостоятельной детской игры.

Организация игры в первой младшей группе
Формирование сюжетной игры
осуществляется на фоне постоянной
организации условий для
элементарного предметного
взаимодействия детей друг с другом.

Использование предметов
стимулирующих к зеркальным,
взаимоподражательным действиям,
направленным друг на друга.
(мяч, машинка, кубики)

РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК РЕБЕНОК

Формирование условного игрового действия
Что делает ребенок фактически
Что данное действие означает
Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи.
Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем.
Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Задача педагога
Приемы руководства игрой
Игры – инсценировки
«Игра рядом»
Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Резюме
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Салон красоты
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Больница
Мы пока еще ребята, Не умеем мы считать, Может знаний маловато, Но ведь можно помечтать! Я врачом, наверно, буду, Стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!

Детское кафе
Семья
Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!

Фруктовый рай
Покупатель поспеши, Мой товар скорей возьми, Рассмотри его получше, Не найдешь товара круче!
Пароход
Пароход построим сами!Простынь будет парусами.Две метелки - две трубыСразу встанут на дыбы.Будет корпусом кровать.Но сейчас нельза нам спать,Возьмем компас и тетрадь -Курс нам надо расчитать!
Благодарим за внимание

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Цель:

Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обогащение жизненного опыта детей.
Обогащение игрового опыта детей.
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязные игровые задачи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Развивать познавательные способности детей.

План проекта:

Перед тем, как проводить сюжетно-ролевую игру дети обучаются игровым ситуациям. Игровые ситуации: «Кукла хочет кушать», «Машенька проснулась», «Выздоровление Машеньки», «Кукла Оля испачкала платье».

Вид проекта:

Долгосрочный (сентябрь-февраль).

Участники проекта:

Дети первой младшей группы «Карапуз», воспитатели, родители.

Основные результаты, которые предполагается получить:

Развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом-заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое партнером.

Педагогическая актуальность

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.

Работа с родителями:

Проведение консультация для родителей, анкетирование; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Игровая ситуация: «Кукла хочет есть»

1 вариант

На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду и моют ее.

2-й вариант

Повар стоит у плиты, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает куклу, беседует о том, что она делает, какая ей нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны повару. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть. В дальнейших играх в чаепитии принимают участие и сами дети.

Угощаем куклу чаем. Чаепитие.

Прежде чем сварить обед, надо поймать рыбку.
Поели, попили, надо помыть посуду.
Повар готовит обед и кормит деток.

Игровая ситуация «Машенька проснулась»

На кроватке спит кукла. Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель:

«Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. Воспитатель обращается к кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно. Вы видите одежду? Принесите платье. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди и последовательно надевают одежду на куклу Катю.

По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.

При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно.
Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу.
На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят.

Кукла проснулась, ей надо помочь одеться. Расчешем куклу, заплетем косички. С куклой надо погулять.

Игровая ситуация: «Выздоровление Машеньки»

Цель:

Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи. Научить правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением.

Предварительная работа:

Беседа с медсестрой, чтение худ. литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.

Атрибуты:

Халат детский, комплект игры «Доктор Айболит», заболевшие куклы.

Игровое задание:

Вылечить больную куклу.

Правила игры:

Облегчать страдания больного, чутко относиться к нему.

Игра:

Воспитатель:

Что-то наша Машенька невесёлая. Давайте спросим: что с тобой?

Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела.

Воспитатель:

Спросите Машу, что у нее болит, где у нее болит?

Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Воспитатель:

Что болит у Маши?

Дети:

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!

Воспитатель:

Что же нам делать? Как помочь Маше? Чем помочь? Давайте вместе решать.

Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне. Измерим температуру, посмотрим горлышко, назначим лечение. Уложим нашу больную в постель.

Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу.

Воспитатель:

У нее болит горлышко, значит, дадим ей теплого чая.

Дети ставят на плиту чайник, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство – таблетки. Закутывают горло тёплым шарфиком. Кукла «засыпает». Вместе с воспитателем дети, чтобы не нарушить сон куклы, уходят.

Заболевшая кукла на приеме у врача. Куклу надо тепло укутать и напоить горячим чаем. Больную уложили в постель и прочитали сказку. После выздоровления куклу надо помыть и одеть в чистую одежду. В дальнейших играх в роли и больного и врача могут выступать дети.

Игровая ситуация: «Кукла Оля испачкала платье»

Программное содержание:

1. Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
3. Упражнять в названии предметов одежды.
Оборудование: стол, платье, таз, предмет-заместитель мыла – деревянный брусок.

Ход игры:

Дети садятся полукругом около стола, на котором будут стирать белье. Воспитатель говорит, что кукла Катя гуляла на улице и у нее запачкались платье. Надо его выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того, чтобы постирать белье? По мере того, как дети называют предметы (таз, вода, мыло), воспитатель приносит все на стол. Он предлагает одному ребенку снять с куклы платье.
Далее воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она гуляла и устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок.

Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет кофту, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и кофточку выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены. Вопрос к детям: «А это, что?». Ответ детей – пена.

Выстиранное белье кладется в другой таз. Воспитатель говорит: «А теперь нам нужно прополоскать белье. Наливаем в таз чистой воды и полощем белье». Вот теперь все чисто. Повесим платье на батарею и посушим. Воспитатель берет чистое платье, спрашивает детей: «Что это?». Ответ детей: «Платье». Воспитатель предлагает повесить платье на батарею. Воспитатель говорит: «Вот и все, дети. Мы все вместе выстирали одежду нашей куклы Кати». Когда белье высохнет, мы с вами погладим его и оденем на нашу куклу Катю.

Сюжетно-ролевая игра «Увлекательное путешествие в волшебный городок»

Проводится по средам в течении 4 недель: 1 неделя – «Магазин», 2-я «Парикмахерская», 3-я «Больница», 4-я «Прачечная».

Программное содержание:

1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку.
2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.
3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, прачки, парикмахера.
5. Познакомить детей с новой игровой ситуацией «Лошадки».
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»;
Беседы с поваром, с медицинской сестрой, работником прачечной;
Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковского;
Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.

Работа с родителями:

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.

Ход игры:

Небольшая беседа в раздевалке.
Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем?

Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети):

«На поезде»

Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит «убегу», а вагоны отвечают «догоню».

Стихотворение:

Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез.

В группе ставятся стулья друг за другом. Дети садятся в поезд и «едут» в волшебный городок.

Воспитатель:

Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.

«Поварята»

Я с пеленок поваренок
Я лишь только появился,
Сразу с кухней подружился.
Вы поверьте, я могу
Приготовить в миг еду!

Замелькают вилки, ложки,
Ножики и поварешки,
Будет множество еды,
Приходите к нам и вы!

Поймали рыбку на обед.

Поварята готовят и подают рыбку к столу.

А вот здесь у нас «Парикмахерская».

«Парикмахерская»

Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Он изменит внешний вид!

Посмотрите, а это больница.

Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач!
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
Ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.

«Лошадки»

Но! - сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

Цель:

Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал:

Предметы-заместители, игрушки, картинки, иллюстрации.
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят.

Игровые роли:

Лошадка, всадник.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая лошадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает воображаемый хвост). Вот грива. Вам стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Посмотрите, какие красивые лошадки в цирке (показывает картинку). В цирке меня учат красиво скакать (воспитатель показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток - маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. Кто хочет быть моим жеребенком?». Ребята берут на себя роли жеребят. Педагог продолжает дальше: «А где у тебя, жеребеночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копытами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жеребеночек? Ты хочешь выступать в цирке?».

Дети выбирают роли лошадки или наездника. Игра проводится с использованием обручей.

«Прачечная»

Постираем в ванночке
Рубашечку для Анночки,
Платьице для Олечки,
Трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке,
Платочек для Ириночки.

После каждой сюжетно-ролевой игры воспитатель поощряет детей и спрашивает у участников кем они сегодня были, и какие действия производили.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация <Машина хочет быть чистой»№3

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою.

и солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Игры со строительным материалом №1

Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, ВЫ будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню>.

дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом - башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.

Игры со строительным материалом

Игра-ситуация «Строим забор» №2

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ Т.Н. СИВОХИНА

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 38 ГОРОДА БЕЛОВО