План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища. Нод в подготовительной к школе группе по речевому развитию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чароит»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Воспитатель:

Штоль Наталья Алексеевна

Апрель 2017 год

г.Красногорск

Московская обл.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Цели занятия:

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.

2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.

3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.

Задачи:

1. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Назови ласково».

2. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.

3. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

4. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

5. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

6. Повторение домашнего адреса и телефона.

Тип занятия:

Закрепление ранее приобретенных знаний.

Форма занятия:

Непосредственно образовательная деятельность

Продолжительность:

30 мин

Участники:

Воспитанники группы

Возраст обучающихся:

6-7 лет

Оборудование и материалы:

Небольшой мяч,

Предварительная работа:

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способа действий, показ образца; словесные: рассказ воспитателя, объяснение детей; практические: выполнение заданий.

Структура занятия:

Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».

Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.

Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).

Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.

Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.

Повторение домашнего адреса и телефона.

20 минут

Окончание занятия

Подведение итога занятия, проверка усвоенных знаний.

5 минут

Ход занятия:

Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.

Воспитатель: Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь.

Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.

Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).

Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».

Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы.

Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу.

Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам «враг», «трудиться», «лентяй».

Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?

Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.

Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.

Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай… (конец!»

Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.

Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

На мольберт поставить две демонстрационные картинки.

Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Аня. Я не случайно вызвала к мольберту Аню. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного).

Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца – овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?

С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.

Воспитатель: А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?

Заслушивают ответы 3 - 4 детей.

В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:

«Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел как живой

Он с хвостом и головой.

За усы не тяни –

Из соломинок они

Тонкие, блестящие,

Словно настоящие»

А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:

1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».

2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».

3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».

4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».

5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».

На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. (Приложение)

Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.

Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали?

Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.

2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008. - 288 c.

3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008. - 450 c.
4. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 112 c.

5. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. - 112 c.

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Валентина Викторовна Гербова

Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи старших дошкольников

На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Словарная работа

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.

Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.

Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи детям со стороны взрослых.

В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота : «Грамота есть книга, а в ней всякая разная азбука».

В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец , ныряльная шапка (резиновая шапка для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.

Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.

В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.

Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.

Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.

В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.

Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.

Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.

Грамматический строй речи

С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование следующих умений:

Правильно употреблять несклоняемые существительные;

Правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;

Согласовывать слова в предложении в роде и числе;

Образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений. Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи

В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот) .

С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что обозначают эти слова.

Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.

В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

Связная речь

В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:

Развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;

Учить соблюдать логику развития сюжета;

Совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;

Учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.

Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.

Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.

Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью, употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

Подготовка детей к обучению грамоте

Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.

Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.). Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «Весна – Оле, пришла – Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том порядке, педагог «раздает» слова другим детям.

В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы – мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать терминами часть слова, звук , способствует усвоению этих понятий.

Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

Приобщение детей к художественной литературе

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.

Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.

Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).

В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.

Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К. Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:

Устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;

Наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;

Заметное возрастание интереса к поэтическому слову;

Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.

Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.

В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.

Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).

Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

Ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

Специальные занятия;

Свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.

В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.

Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора» (вольный пересказ В. Егорова. – М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из сказок К. Чуковского.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»

Тема: «Здравствуй, Красавица Весна

Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне .

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
  • Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
  • Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, закреплять умение образно рассказывать о природе весной .
  • Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной .
  • Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
  • Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения (ТРИЗ).

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
  • Совершенствовать речевой слух, внимание.
  • Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
  • Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги .

Воспитательные:

  • Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
  • Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
  • Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне .

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме , тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.

1. Организационный момент.

Этюд «Доброе утро»

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,

доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.

Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе…»

Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.

2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо…»

Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла весна .

Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Вот и к нам пришла весна .

Светлее небо, тает снег

Мы расскажем с вами о весне ,

Как птицы с юга к нам летят,

Как ручейки бегут, звенят.

После какого времени года и перед каким наступает весна ?

3. Весенняя сказка.

Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.

Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)

Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала : «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»

Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).

Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? Почему вы так думаете?

Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?

4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»

Солнце самый главный помощник весны . Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.

Какое солнышко?

Что оно делает?

5. Дидактическая игра «Сравни и назови».

Солнце желтое, как…

Солнце круглое, как…

Солнце ласковое, как…

Солнце веселое, как…

Солнце теплое, как…

Солнце яркое, как…

Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит » тихо, громко, радостно.

Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.

А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто знает?

Как в народе называют этот месяц? Почему?

6. Дидактическая игра «Будь осторожен»

Прислушайтесь, что это за звук?

Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной )

7. Рассказы о весне.

Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:

белые - мнемотаблицы - рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,

голубые (для детей со средним уровнем) - составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне ,

синие (для детей с высоким уровнем - читающих) - составление пословиц о весне из отдельных слов .

Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.

Послушайте еще одну загадку:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И подснежник вдруг проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

Как называют этот месяц в народе?

8. Физминутка «Цветы»

Как только растает снег, распускаются цветы.

Выходите на полянку.

Выпрямите спинки,

Протяните мне ладошки.

Будем цветы называть

И ладошками играть.

Кого ладошкой коснусь,

Тот называет цветок.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Ты какой цветок?

Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.

Сначала опустили головки,

Потом листочки.

А потом согнулся весь стебелек

До самой земли.

Вдруг закапал дождь,

И цветочки начали оживать.

Подул ветерок,

Зашумели стебельки.

Затих ветерок.

Раз, два, три! Стали вы опять детьми.

Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы стаями летят,

Гром грохочет, угадай,

Какой это месяц? Как его называют в народе?

9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»

Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна , потому что

проснулся медведь.

10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Много красивых слов сказано о весне , художниками написано много картин.

Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано

Где картина, где окно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?

Посмотрим на нее внимательно.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Эту картину природы и запечатлел художник.

11. Беседа по картине «Грачи прилетели»

Как художник показал приближение весны ?

Всмотритесь в небо. Какое оно?

Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Каким вы видите снег?

Расскажите о березках.

Что вы видите вдали?

Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?

Закройте глаза и представьте себе, что вы там.

12. Изготовление бумажного кораблика - оригами

Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.

13. Рефлексия

Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?

Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.

Большинство воспитанников, готовящихся стать школьниками, успешно используют в беседе простые и сложные речевые конструкции разных типов и форм, в т.ч. с причастными и деепричастными оборотами, вместе с тем продолжая испытывать трудности с построением логичных, содержательных и связных высказываний, что подтверждают . Поэтому цель занятий по развитию речи в подготовительной группе сводится к обогащению пассивного и активного словаря дошкольников, развитию умений слушания и говорения, формированию грамматического строя речи, владения средствами построения связных высказываний.

Показатели речевого развития дошкольников в подготовительной группе

Норма Отклонения и нарушения
  • Словарный запас - около 4000 слов.
  • Четкое и правильное произношение звуков.
  • Использование при общении различных интонаций, адекватная постановка логических ударений.
  • Умение регулировать темп и громкость при общении.
  • Понимание разницы между высказываниями различного типа - повествовательными, вопросительными, побудительными.
  • Умение составлять монологические высказывания и поддерживать диалог.
  • Формирование образных высказываний с использованием эпитетов, сравнений, метафор.
  • Умение четко назвать свое имя и фамилию, возраст, имена и профессий родителей.
  • Сформированность способности к запоминанию стихов и пересказу коротких повествований.
  • Словарный запас - менее 3500 слов.
  • Заикание, запинки при построении высказываний.
  • «Проглатывание» окончаний, скандирование отдельных слов.
  • Неспособность различать отдельные звуки.
  • Сложности с составлением связных высказываний, большие паузы между словами.
  • Неверное построение предложений, скудность лексического строя речи.
  • Неспособность использования интонации, постановка неправильных ударений.
  • Сложности с заучиванием стихов и выполнением пересказов.

Процесс проектирования НОД по развитию речи в подготовительной группе во многом зависят от групповых и индивидуальных особенностей малышей. Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно учитывать возраст и способности ребенка. В период от 6 до 7 лет дети уже могут активно , беседовать с взрослыми на отвлеченные темы: общение приобретает внеситуативный и познавательный характер. Дошкольники тщательнее обдумывают свою речь, они по аналогии придумывают новые слова, но малый речевой опыт приводит к ошибкам. Им удается безошибочно называть свойства и признаки предметов, постигать монологическую речь. Систематические занятия способствуют тому, что дети правильно согласуют прилагательные и существительные, однородные обстоятельства.

В течение календарного года у воспитанников продолжает формироваться речевой слух, который позволяет отличать повышение и понижение громкости речи, улавливать средства выразительности, изменение темпа речи. У некоторых малышей все еще наблюдаются сложности с произношением шипящих и звука «р», которые преодолеваются посредством индивидуальной логопедической работы, выполнения тренировочных упражнений, предложеннных воспитателем или дефектологом ДОУ, в домашних условиях.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В шесть-семь лет дети вполне мотивированно осваивают лексику, поскольку слова они не только запоминают, но и осмысливают их звуковую структуру, экспериментируют с собственными названиями действий и предметов. Общаясь, дети осваивают не только лексику, но и грамматику. В построении предложений дошколята чаще используют синонимы и однородные члены, глаголы и существительные во множественном числе. Дети постепенно осваивают сравнительные степени прилагательных и наречий, знакомятся с причастиями, охотно описывают свои эмоции и развернуто отвечают на вопросы. При этом некоторые малыши могут испытывать сложности с пересказом событий, в которых они не принимали непосредственное участие.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

В период активной подготовки к школе для дошкольников все более значимой становится непосредственная образовательная деятельность, в ходе которой усваивается основной массив знаний и умений, совершенствуются ранее усвоенные навыки. В связи с этим педагогам дошкольного образования, стремящимся создать оптимальные образовательные условия для воспитанников, важно осуществлять систематическую разработку конспектов занятий по развитию речи в подготовительной группе , чтобы гарантировать последовательное повышение у детей способностей к коммуникации.

При проектировании конспектов целевых занятий по развитию речи важно уделять достаточно внимания аспектам учебной деятельности, отраженных в методических рекомендациях (см. таблицу).

Приоритетные направления учебной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Рекомендации по реализации
Совершенствование звукопроизношения.

Дифференциация различных групп звуков в ходе выполнения игровых упражнений, тренингов.

Произношение скороговорок (коллективно и в индивидуальном порядке, тихо, громко, беззвучно, с различными типами интонаций) для тренировки голосового аппарата.

Изучение фонематической структуры слова.

Деление слов на слоги, определение ударных слогов.

Выполнение звукового анализа слова.

Расширение знаний о лингвистических явлениях в ходе разгадывания тематических загадок, выполнения простейших заданий.

Обучение управлением интонацией. Повторение различных высказываний с целью передачи различных побуждений (грустно, весело, радостно, жалобно и т.д.).
Развитие речевого ритма.

Осознанное знакомство с рифмами (окончание ритмичных фраз за воспитателем).
Изучение стихотворных форм с заучиванием отдельных отрывков.

Закрепление и расширение активного словаря. Уточнение значений слов, сложных для понимания.
Изучение синонимов и антонимов, многозначных слов и фраз, имеющих прямой и переносный смысл.
Совершенствование навыков подбора наиболее точных определений при построении высказываний, умения понимать значение фразы с учетом контекста.
Изучение пословиц и поговорок для закрепления представлений об антонимах и синонимическом ряде.
Построение высказываний с несклоняемыми существительными.
Формотворческая лингвистическая активность: образование степени прилагательных, изменение значений слов посредством добавления суффиксов (например, злой-злющий), подбор однокоренных слов.
Построение высказываний разных типов (повествований, рассуждений, описаний). Систематическое построение высказываний по теме (рассказ об игрушке, событии, рассказ по картинке) согласно стандартной структуре (зачин, событие, завершение).
Знакомство с разнообразными типами связи между предложениями с учетом типа высказываний.
Расширение способностей понимания сюжетной составляющей, которое достигается за счет работы в группах с вариативным раздаточным материалом с последующим обсуждением .

Развитие речи в ДОУ по ФГОС

Переход на образовательные стандарты нового поколения обусловил необходимость пересмотра традиционных способов развития речи дошкольников в новом саду - интеллектуальной деятельности, имеющей первоочередное значение. Улучшенные принципы развития речи в ДОУ по ФГОС предусматривают формирование активного словаря воспитанников и привитие навыков общения в ходе практической деятельности, расширения знаний об окружающем мире, а также привитие потребности в общении как главного стимула для формирования вербальных компетенций.

Компоненты речевого развития согласно ФГОС ДО

Овладение речью как средством общения и культурного развития. Формирование речевых навыков на уровне, позволяющем воспитанникам свободно общаться со сверстниками и взрослыми, получать всю необходимую информацию.
Обогащение активного словаря. Осуществляется силами педагогов и родителей в ходе обсуждения различных тем и ситуаций, расширения знаний об окружающем мире.
Развитие связной диалогической и монологической речи. Данный компонент основывается на расширении активного словаря и знаний о лингвистическом строе родного языка.
Активизация речевого творчества. Создание условий для составления дошкольниками небольших рассказов, проб поэтического сочинительства.
Знакомство с книжной культурой. Актуализация ценности чтения, знакомства с различными жанрами. В идеале книга должна стать неотъемлемой частью дошкольного детства.
Формирование аналитическо-синтетической активности. Изучение основ звукоанализа и синтеза - залог спешного овладения грамотой и правильным произношением.
Развитие интонационной культуры и фонематического слуха. Усвоение системы ударений, формирование способностей к декламации.

Развитию навыков вербального общения у дошкольников сопутствует создание речевой развивающей среды , направленной на формирование активной познавательной позиции по отношению к окружающей действительности в целом и родному языку в частности. К факторам речевой среды важно относить не только предметное содержание группы, но и речь педагога, используемые воспитателем методы и приемы образовательной деятельности по данному направлению, применяемое специальное оборудование. Важнейшее значение в вопросах активизации речевой активности детей имеет речь воспитателя, которая должна отвечать целому ряду критериев - характеризоваться правильностью, логичностью, точностью, чистотой, выразительностью, уместностью, содержательностью.

С целью активизации речевой активности детей старшего дошкольного возраста целесообразно координировать педагогические усилия с родителями, которые в домашних условиях могут выполнять простые рекомендации, соответствующие принципам ФГОС:

  1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
  2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
  3. Ежедневно читать ребенку.
  4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
  5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
  6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
  7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
  8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
  9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.

Особенности организации занятий по развитию речи в подготовительной группе ДОУ

Традиционно занятия по развитию речи в подготовительной группе проводятся 1-2 раза в неделю. Поскольку детям в 6-7 лет свойственна невнимательность, повышенная эмоциональность и быстрое снижение работоспособности, изучение и повторение материала должно проходить в увлекательной форме, в ходе организации дидактических игр .

Чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, следует поддерживать эмоционально положительную атмосферу на занятиях, хвалить воспитанников, быть тактичным и терпеливым, подбадривать малышей, помогать им, с доверием относиться к словам и фантазиям ребенка. Опытные воспитатели вносят в конспект по развитию речи в подготовительной группе особенности произношения, свойственные детям в четыре года. Малыши активно интересуются звуковой составляющей речи, пытаются изменять слова по шаблону, однако иногда это приводит к забавным формам, например, мама вытирает углы и «окны». В основном подобные ошибки появляются из-за неправильного согласования существительных и прилагательных среднего рода. Несклоняемые существительные могут вызывать сложности у детей.

Для монологической речи дошкольникам не хватает развернутости, потому иногда они говорят отдельно стоящими предложениями. Хорошая память позволяет запоминать большие стихотворения, повторять сказки, пересказывая их (при этом смысл некоторых слов он может не знать) в контексте занятий по пересказу для дошкольников. В произношении звуков наибольшие сложности появляются с шипящими, в то время как свистящие и такие сложные звуки, как «э», «ы» и «х» у них не вызывают проблем.

Лучше усвоить материал и поддерживать внимание детей помогают следующие приемы:

  • чередование индивидуальных и хоровых ответов;
  • использование игровых ситуаций;
  • обоснование необходимости выполнения задания;
  • сочетание игровых приемов и упражнений;
  • мотивированная оценка ответов детей;
  • подготовка детей к восприятию ответов сверстников;
  • физкультурные паузы.

Воспитателю важно вызвать у детей доброжелательность, научить их внимательно слушать не только педагога, но друг друга. Составляя индивидуальные задания, необходимо принимать во внимание речевые навыки и знания ребенка. Речь воспитателя должна быть образной, эмоциональной и соответствующей нормам литературного языка. Только так ему удастся добиться максимальной эффективной занятий по развитию речи в подготовительной группе детского сада.

Больше информации по теме представлено в следующих материалах:

  • Развитие речи детей с использованием малых форм фольклора. Из опыта работы

От автора

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи старших дошкольников

На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.
Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Словарная работа

В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.
Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.
Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи детям со стороны взрослых.
В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота : «Грамота есть книга, а в ней всякая разная азбука».
В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец , ныряльная шапка (резиновая шапка для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.
Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.
В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.
Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их. Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.
Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.
В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.
Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.
Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.

Грамматический строй речи

С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование следующих умений:
правильно употреблять несклоняемые существительные;
правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
согласовывать слова в предложении в роде и числе;
образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений. Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи

В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах, определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот) .
С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще 10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что обозначают эти слова.
Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.
В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

Связная речь

В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:
развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
учить соблюдать логику развития сюжета;
совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную выразительность речи.
Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.
Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.
Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью, употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

Подготовка детей к обучению грамоте

Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.
Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.). Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «Весна – Оле, пришла – Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том порядке, педагог «раздает» слова другим детям.
В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы – мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать терминами часть слова, звук , способствует усвоению этих понятий.
Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

Приобщение детей к художественной литературе

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.
В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная проза и поэзия.
Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.
Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л. Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П. Рыбникова (отрывок).
В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М. Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.
Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К. Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»; рассказы Ю. Коваля и т. д.).
Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:
устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
умение некоторых детей читать самостоятельно.
Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы.
Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.
В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.
В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).
Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).
Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А. Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г. Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.
Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).
Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).
Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:
ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;
специальные занятия;
свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.
Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.
Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.
В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т. д.
Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора» (вольный пересказ В. Егорова. – М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д. Хармса, С. Черного, отрывков из сказок К. Чуковского.
Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.
Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программные сказки, рассказы, стихотворения. При проведении срезовой работы следует избегать таких вопросов, как: «Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их», «Какие стихи ты помнишь?» Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.
Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Планы занятий

Август – сентябрь

В эти месяцы перед выходом на прогулку, а также на прогулке (южные районы страны) детям читают стихотворения о наступившей осени, программные сказки А. Пушкина («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») . После прочтения сказок желательно прослушать эти произведения в аудиозаписи в благоприятствующее этому процессу время.
Также следует прочитать детям сказку Дж. Родари «Волшебный барабан» (из серии сказок, у которых три конца). Затем можно предложить дошкольникам сочинить свою концовку к сказке.
Если в детском саду существует традиция читать детям перед сном, лучше выбирать небольшие спокойные произведения, которые чаще всего читаются в одной тональности. Это могут быть и книги, которые читаются по главам: А. Гайдар, «Чук и Гек», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (пер. с швед. Л. Лунгиной), Т. Энгер, «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (пер. с норвеж. Л. Брауде) и т. д.
Следует познакомить детей с новыми играми

На пол ставят неглубокую миску. Каждый игрок должен забросить в нее три теннисных шарика с расстояния пяти шагов. Забрасывают по очереди, друг за другом. Побеждает тот, кто забросит больше всего шариков.

Сентябрь

Занятие 1. Подготовишки

Цель. Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

Ход занятия

«Вы теперь самые старшие в детском саду, – начинает беседу педагог. – А как называется наша группа? Подготовительная к школе.
Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Не забывайте, отвечая на вопросы, контролировать свою речь. Теперь вам это уже по силам. Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику?»
Воспитатель заслушивает ответы детей, привлекает их к обсуждению высказываний сверстников. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».
«Это позволит не обидеть товарища, высказывая сомнение в правильности его суждений», – объясняет воспитатель.
«Читать и писать вас обязательно научат в школе, – продолжает разговор педагог. – А сейчас нам надо научиться слушать и слышать педагогов; работать не отвлекаясь; толково, понятно рассказывать о чем-либо, пересказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках. Справимся? Давайте проверим, умеете ли вы слушать и слышать».
Воспитатель читает первые две строки из четверостишия М. Лапыгина: