Конспект занятия лев. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Толстой «Лев и собачка. Бедная собака – бросили ее

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить чувство любви и доброты к животным, чувство ответственности за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами проблемного обучения и ИКТ.

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".


Казанцева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов


Технология нравственного воспитания
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи: 1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба,на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".


Ход урока.

  1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок на наш открытый урок.Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.


Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!


Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого.
Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2. Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.Ученик 3.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.
III. Актуализация знаний учащихся.
А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?(Демонстрируется запись темы).
-Это быль.
– Что означает слово быль?- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
Быль
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
- Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)
-Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
- А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)
-Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет) Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
- Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?


Включается аудизапись были «Лев и собачка».


-Понравился рассказ?
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце )
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
    Было ли вам кого – нибудь жалко?
Б) Словарная работа.
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
    Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.


Засовы – большие дверные задвижки.
Б) Перечитывание текста.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце). Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)


Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».


В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.


-Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найди и прочитай это место.(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) . - Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)


-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)


-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).


- Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку?(друзей не меняют, был ей предан )
- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).


-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.


V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу) - С каким чувством вы уходите с урока?
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Литературное чтение.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Цели урока: Создать условия для:

    ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

    совершенствования навыков чтения

    формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам

    развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;

    воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.

Универсальные учебные действия:

Личностные : воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.

Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, запись голоса льва, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп, конверты с заданиями для групповой работы, листы для самооценки.

Х од урока

    Организационный момент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись! Тихо сели

Проверка домашнего задания:

Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе.

Давай Ребята давйте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

Как ККак он относится к людям?

Наши Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

Что Как вы понимаете эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

Ребя Ребята с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

А на Насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отмет правилисты стестами,выбирите правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты.

III. Постановка учебной задачи / Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог..Какие прилаг. характеризуют собаку? А хозяина?

– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. А вы знаете сколько много профессий освоили собаки Первой профессией, которую освоили наши четвероногие друзья, стала охота. Со временем человек настолько преуспел в использовании собак в добыче дичи и крупного зверя, что вывел несколько пород, каждая из которых специализируется на одном конкретном виде охоты После того, как люди начали вести оседлый образ жизни, собак начали использовать в качестве пастухов. Они способны и отгонять от стада хищников, и наблюдать за тем, чтобы животные не разбредались. Собаки-сторожа охраняют и деревенские дома, и коттеджи, и армейские склады, и аэродромы, и пенитенциарные заведения, и государственную границу. На этой службе используются, как правило, кавказские и немецкие овчарки, ротвейлеры, бульдоги, московские сторожевые Четвероногие копы

В последнее время специализация собак, состоящих на службе в полиции, существенно изменилась. Они занимаются «тонкой работой». И это связано с необходимостью обнаружения запрещенных веществ - взрывчатки, оружия, наркотиков, различных химикатов. Потому что с такой работой в настоящий момент собака справляется гораздо лучше, чем приборы.

Разумеется, по-прежнему востребована способность находить преступника по следу. Самые чуткие «нюхачи» могут взять след, оставленный 4 суток назад, и идти, не теряя следа, 150 километров. Розыскные способности собак востребованы не только в силовых ведомствах. В XVII веке в швейцарских Альпах начали использовать сенбернаров в качестве собак-спасателей. Они обнаруживали и откапывали людей, заваленных снегом после снежной бури. Собаки-спасатели и сейчас используются. И не только в горах. Во время землетрясений или техногенных катастроф они обнаруживают людей под завалами. Так, например, у них было много работы после террористической атаки 11 сентября на нью-йоркские башни-близнецы. Работают они и на воде, спасая утопающих. Лучшими спасателями являются ньюфаундленды, крупные и выносливые собаки.

Собаки милосердия

Еще одна «гуманная» профессия - опекунство людей, имеющих физические недостатки. Незрячим помогают собаки-поводыри.

Во Время второй мировой был громадный призыв четвероногих в армию - более 70 тыс. Собаки были санитарами. С сумкой с медикаментами они под огнем разыскивали раненых, определяя жив боец или нет. Если он был без сознания, то облизывали лицо, приводя в чувство. И ждали, когда раненый возьмет из сумки бинты и медикаменты. Также они эвакуировали раненых с поля боя, работая связками - по 3−4 собаки.

Собаки-связисты тянули телефонные провода. Собаки-саперы обнаруживали мины. Собаки-курьеры доставляли депеши и боеприпасы. Были и собаки-камикадзе. С взрывчаткой они бросались под танки, подрывали в тылу врага эшелоны.

«Служат» собаки в армии и сейчас. Но в мирное время их функции ограничены решением караульных задач.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой

желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной

силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они

слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.–

А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока:

    С царственной гривой. С гордой походкой

Осмотрит свои он владения зорко,

Даже не думай встать на пути

С царской особой ты не шути

    Лежит-молчит,подойдёшь-заворчит.

    Кто к хозяину идёт,она знать даёт

Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся

– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? - Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

    Рассказ о действительном происшествии.

Сегодня мы узнаем могут ли совершенно разные и по темпераменту и по среде обитания животные най ти общий язык.Посмотрите на слайд и скажите какова же тема сегодняшнего урока?

III. Изучение нового мате риала:

. 1Первичное восприятие текста

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?О чём он? Давайте прочитаем этот рассказ цепочкой.

    Словарная работа:

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю.Назовите главных героев были. Где происходит действие?:

– что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (грусть,жалко собачку и льва жалко)

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?(когда собачка попала в клетку до льва и когда она умерла)

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)

IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? Прочитайте.
(Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Работа в парах

(составить диалог героев

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый

Работа с иллюстративным материалом

Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них. Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.) Давайте еще раз обратимся к эпиграфу Как вы пинимаете его смысл?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились

VI. Работа с пословицами

Работа в группах1гр:

– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

  1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.(Если у человека есть друзья, то никакие неприятности ему не страшны. Например, в спорте побеждает та команда, где играют надёжные друзья, доверяющие друг другу.)

2. Храброму смерть не страшна.

3. Один за всех и все за одного.

2группа:

Выберите нужную пословицу.

1,Делу время, а потехе час.

2,У чуткого сердечка ласковы словечки.(добрые и ласковые слова всегда поддерживают человека, улучшают его настроение. И это тоже проявление чуткости.)

3,Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Зачем же Толстой написал рассказ?

О чём вы задумались, прочитав его?

Заголовок рассказа отражает тему или главную мысль?

Работа в группах

1, 2 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.

а) “Лев и собачка друзья лучших лет,
Лев и собачка прекрасный дуэт.
Дружат они без ссор и без драк,
Любит лев собачку так”

б) Лев и собачка хорошие друзья,
Им расстаться никак, никак нельзя.
А через год собачка умерла,
Зачем и почему? Лев спрашивал себя.
И от тоски он погубил себя.

– Какой конец в этой истории? (Печальный.)

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

V. Домашнее задание:

Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

Какова была цель писателя?

(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

Конспект организованной образовательной деятельности.

Тема: «Ознакомление воспитанников старшего дошкольного возраста с произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Цель: Создать условия для развития интереса воспитанников к художественной литературе

Задачи:

Образовательные:

    закрепить жанровое понятие «быль»;

    формировать эмоциональное отношение к литературному произведению;

Воспитательные:

    воспитывать у детей чувство сопереживания героям были;

    воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным

Развивающие:

    развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, давая характеристику героям, оценку их поступкам

Расширять и активизировать словарный запас:

ощетинился, зверинец, засовы, собственная, смотренье

Предварительная работа: беседы о собаках, рассматривание иллюстраций, чтение произведений Л.Н.Толстого «Пожарные собаки», «Слон», «Как волки учат своих детей», «Орел», рассказ воспитателя о творчестве Л.Н.Толстого.

Создание среды для организации и проведения ООД:

Мультимедийное оборудование, произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка», презентация «Брошенный друг».

Виды деятельности в ООД:

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Ожидаемые результаты:

    Сформированность жанрового понятия «быль»;

    проявление интереса и эмоционального отношения к произведению;

    ответы воспитанников на вопросы полным предложением, давая характеристику героям, оценку их поступкам

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель:

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Бедная собака – бросили ее.

Старая собака – где ее жилье?

Злой хозяин, вредный

Выгнал за порог!

Перед нею, бедной,

Нет уже дорог!

Ребята, а вы встречали когда – нибудь бездомных собак? Почему же так получается, что в последнее время на улицах городов и сел все больше становится бродячих собак? А ведь бездомная собака – брошенный друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

А у кого из вас есть собаки и как вы о них заботитесь?

А вы знаете, что собака живет рядом с человеком уже шесть тысячелетий, это первое прирученное им животное. Зачем человек приручил собаку? Собака это дикое или домашнее животное?

Где мы можем встретить диких животных?

Кто из вас был в зоопарке и кого вы там видели?

А кто видел льва? Почему его еще называют «царь зверей»? (Фото на слайде)

Сегодня я хочу прочитать вам трогательную историю о верной дружбе между животными. Называется она «Лев и собачка». Автор этого произведения великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой (фото на слайде). Лев Николаевич был очень добрым и щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания.

Какие его произведения вы знаете?

«Лев и собачка» - это быль. Как вы думаете, чем быль отличается быль от сказки, рассказа?

Проведение физминутки. Игра «Хоровод». (См. пособие И.А. Пазухиной «Давай познакомимся!» стр. 79)

Чтение произведения.

Вопросы к детям:

Как называется произведение которое вы услышали и кто его автор?

Кого было жаль больше: льва или собачку?

Как человек поймал собачонку? Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?

Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

Почему лев не тронул собачку?

Можно сказать, что лев заботился о собачке?

Почему собачка не обрадовалась хозяину?

Почему лев не дал забрать собачку?

Сколько времени прожили лев с собачкой?

После болезни собачка умерла. Как ведет себя лев?

Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?

Отчего он умер?- Как вы думаете, что нужно, чтобы на улицах больше не оставалось бездомных собак?

«Лев и собачка» Л.Толстой

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Демонстрационный материал:

— игрушка льва;

— настольная игра «Домино» про животных;

— баскетбольная корзина;

— ворота (или 2 стула, ограничивающих ворота);

— 2 картинки с нарисованными львами, имеющими 5 ярких отличий (один большой, другой маленький, один лев желтого цвета, другой — оранжевый, один сидит — другой лежит и т.д.);

— аудиозапись песни С. Козлова «Песня Львенка и Черепахи» (муз. Г. Гладкова).

Раздаточный материал:

— для каждого ребенка большой красивый платок;

— мячи среднего размера;

— клюшки (или гимнастические палки);

— для каждого ребенка 2 миски (одна пустая, другая с сухим речным песком);

— разноцветные скрепки;

— вырезанные из картона силуэты львов;

— пластилин (желтого и оранжевого цвета), дощечки для лепки.

Организационный момент

Радостно встретьте детей, назовите каждого по имени, отметьте, какого цвета одежда на них.

Выполните вместе с детьми движения по ходу стихотворения.

Воспитатель

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать.

Руки поднимать,

Руки опускать.

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Сюрпризный момент

Прочитайте детям начало стихотворения С. Черного «Кто храбрее?» и попросите их угадать, кто к ним сегодня придет на занятие.

Воспитатель

Ну-ка, дети!

Кто храбрее всех на свете?

Так и знал — в ответ все хором нараспев:

ЛЕВ? Ха-ха... Легко быть храбрым,

Если лапы шире швабры.

Покажите детям игрушечного льва. Дети здороваются с царем зверей, гладят, описывают его внешний вид и повадки.

Лев предлагает детям сыграть в «Угадалки». Дети накрывают платками головы, чтобы не было видно лиц, а лев подходит к каждому ребенку и пытается угадать, кто под платком.

Лев . Это, наверно, Арина? Нет, больше похожа на Нину! (Лев приподнимает платок и проверяет, правшьно ли он угадал.) А где же Марат? По-моему, он под этим платком. (Приподнимает.) Нет, это Тимур. Тогда вот это Марат, и т.д.

Дидактическая игра «Домино»

Учит находить одинаковые, парные картинки, развивает внимание.

Лев предлагает детям сыграть в его любимую игру — домино. Каждый ребенок получает определенное количество фишек. Дети ходят по очереди. Им надо подбирать и выкладывать такую же картинку, которая лежит с любого края выложенной цепочки фишек.

Спортивные игры с мячами

Развивают основные движения, учат действовать с мячами.

Лев очень любит играть с мячами. Лев приносит и раздает детям по мячу на пару. Они кидают друг другу мячи.

У каждого ребенка мяч. Дети стараются двумя руками забросить мяч в баскетбольную корзину.

Лев предлагает детям как можно быстрее дотронуться мячом до определенного предмета: до стены, шведской стенки, занавески, пола, другого мяча и т.д. Детям важно крепко держать мяч и выполнять все задания льва.

Раздайте каждому ребенку по клюшке. Лев показывает, как можно клюшкой забивать голы в ворота.

Дети образуют круг. Один человек получает льва, другой мяч. Дети начинают быстро передавать мячик и игрушку льва по цепочке. Важно действовать быстро и стараться, чтобы лев не «поймал» мячик.

Обучающая игра «Две картинки»

Развивает восприятие, внимание, наблюдательность, упражняет в сравнивании предметов, изображенных на картинке, учит находить предмет по определенному признаку.

Лев показывает «фотографии» своих братьев и просит детей угадать, о каком льве он сейчас будет говорить.

Лев. Этот лев большой. (Дети показывают на соответствующую картинку.) Этот лев желтого цвета. (Дети показывают.) И т.д.

Обучающая игра «Выполни поручение»

Развивает слуховое восприятие, учит выполнять поручения взрослого, закрепляет знания о понимании предлогов.

Лев. Арина, возьми меня, подойди к окну и положи на подоконник.

Когда ребенок выполнит задание, лев громко спрашивает детей.

Дети, куда меня положила Арина?

Дети . На подоконник.

Лев . Гоша, возьми меня, подойди к шкафу и посади меня в шкаф.

Громко спрашивает детей.

Куда меня посадил Гоша?

Обучающая игра «Переложи песок»

Развивает мелкую моторику пальцев и координацию рук.

Скажите детям, что лев живет в жаркой Африке, где очень много песка. Предложите для льва насыпать в миску как можно больше песка. Ребенок захватывает в кулак песок из одной миски и пересыпает из кулака тонкой струйкой в другую миску. Игрушечный лев ложится на песок в каждую миску и нежится «на солнышке».

Затем в эту миску можно опустить ручку и закопать (спрятать) ее в песке.

Во время этого задания можно включить кассету с записью «Песенки Львенка и Черепахи».

Дидактическая игра «Грива льва»

Развивает мелкую моторику пальцев.

Раздайте каждому ребенку картонный силуэт льва и пластмассовые скрепки. Детям нужно нацеплять скрепки вокруг головы льва, чтобы получилась кудрявая грива.

Затем дети снимают скрепки с головы льва и используют его силуэт для задания по лепке.

Лепка из пластилина «Грива льва»

Задание развивает творчество, учит доводить изделие до определенного образа.

Детям надо прикреплять пластилиновые шарики желтого и оранжевого цвета к голове льва, чтобы получилась красивая грива.

Прочитайте детям стихотворение Р. Рамазанова «Лев».

Конспект занятия по художественно-познавательному развитию для детей старшей группы:

«Храбрый лев»

Цель : Формирование изобразительных навыков с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Образовательные: формировать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, способствовать обучению ритмичному нанесению штриховки; совершенствовать работу по сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования;обучать с помощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», с помощью поролоновой губки фактурность туловища животного;

2. Развивающие: развивать творческое воображение, эстетическое восприятие и умение самостоятельно подбирать цвета, развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к диким животным.

Материал: фотоиллюстрация льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар», альбомные листы, цветные карандаши, поролоновые губки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Мадагаскар», чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев» (Приложение), рассматривание картин с изображением львов и львиц.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Художественное творчество.

Ход занятия

Орг. Момент.

1. Детям предлагается отгадать загадку:

У него большая грива:

И – пушиста и – красива!

Какая миленькая киска…

Подходят дети к клетке близко,

К ней тянут руки, осмелев,

Но осторожно – это … (лев)!

Скажите, ребята, а как вы догадались, что речь идет именно о льве?

Правильно, только у льва такая большая и пушистая грива.

А сегодня к нам в гости пришел Лев Алекс – герой мультфильма «Мадагаскар»

Основная часть.

Кто знает историю Льва Алекса? Где он в мультфильме жил в городе? (В зоопарке). Чем он питался? (приготовленную пищу, шницель, отбивную).

А где живут настоящие львы?

Никогда среди снегов

Не увидишь грозных львов.

Только в жарких странах,

В джунглях и саваннах,

Там, где лето круглый год,

Львиный селится народ.

Чем питаются настоящие львы? Как добывают себе пищу? (Ответы детей)

Лев – это король джунглей, царь зверей. Лев – хищное животное. Окраска льва желто-серая различных оттенков, грива часто того же цвета, что и шкура, но бывает тёмная, даже чёрная. Подвиды льва определяются в значительной степени по цвету гривы. За исключением гривы, шерсть на теле зверя короткая, лишь на конце хвоста кисточка длинных волос. Львы живут в саваннах. Львы живут семьями. Лев это огромная кошка, у него подвижное, сильное и гибкое тело. Он отлично бегает, а мощная шея и лапы помогают ему захватывать и удерживать свою жертву. У льва мощная челюсть с большими клыками. Лев – охотник, охотится он на диких животных, его жертвами часто становятся зебры, газели, антилопы гну, не редко они отбирают добычу у других охотников.

Грива – отличительный признак особей мужского пола, она является показателем силы и активности хищника, позволяет привлекать внимание львиц.

Физкульт минутка:

Чтобы быть сильными и смелыми, как лев

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Алекс очень расстроен тем, что в зоопарке у него совсем нет друзей – львов. Сегодня мы с вами нарисуем для Алекса друзей, таких же как он, с такой же шикарной гривой как у него. Мы поможем этой шерсти вырасти на морде у льва – нарисуем много-много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть длинной и короткой, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

Сначала нарисуем туловище льва – большой треугольник, наверху треугольника изобразим овал – это голова. Вокруг головы нарисуем овал побольше, это и будет грива. На голове нарисуем маленькие овальные ушки. Добавим хвостик – изогнутую линию.

Затем для изображения гривы нанести короткий ряд штрихов ближе к голове. Второй ряд штрихов изображается над первым, штрихи чуть длиннее, третий ряд над вторым, штрихи – еще длиннее. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на край гривы. Штрихи выполняются цветными карандашами. Край хвостика также оформляется несколькими короткими штрихами, чтобы получилась кисточка.

Туловище животного выполняется в технике тампонирования. Поролоновую губку, смоченную водой, дети опускают в краску соответствующего цвета (светло-коричневый, охра, желтый) и оформляют шкуру животного, прижимая губку с краской к туловищу. Главное не выхолить за границы туловища животного, ведь лев – животное отнюдь не пушистое.

Дополняют рисунок дети по желанию тонким фломастером, изображая хвост, глаза, нос, усы, коготки на лапах.

Верхнюю часть композиции дети дополняют солнышком, выполненным в технике тампонирования, прижимая губку с желтой краской в виде круга. Нижнюю часть композиции дополняют травой в виде коротких и длинных штрихов карандашом или фломастером зеленого цвета.

Заключительная часть:

Молодцы, ребята, у вас получились отличные львы. Нашему гостю очень понравились его друзья, и он предлагает устроить выставку работ.

Лев живет в семье, у него есть маленькие детишки.

В семействе у льва появился сынишка –

Весёлый, смешной, озорной шалунишка!

Он мал ещё очень, но милый, пригожий!

На маму и папу немножко похожий–

Нет гривы ещё, как у Лёвушки – папы…

И ходит смешно! Заплетаются лапы…

Пушистый и мягкий он, словно котёнок –

Для папы и мамы чудесный ребёнок!

Но только одно их немного тревожит –

Что рЫкать малыш совершенно не может!..

Он грозную мордочку сделает: «РЫ-Ы…»

А получается ласково: «ЛЫ-Ы-Ы…»

Учили и словом, учили и лапой –

Но львёнок не хочет быть грозным, как папа…

Он добрым родился, поэтому «Лы-ы…»

Роднее и ближе, чем папино «Ры-ы..»

В конце занятия поиграем в подвижную игру «Сонный львенок».

Львенок, львенок, чудачок,

Сшил пушистый пиджачок.

Нам водилку выбирать.

Львенку (в маске льва) завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу. Львенок идет на звук, стараясь запятнать того, у кого игрушка. Тот, кого львенок запятнает, становится ведущим.

  1. Приложение 1

«Хромой лев»

Вы любите львов? Больших мускулистых хищников с гладкой жёлто-рыжей шкурой под цвет пустыни. С кожаной нашлёпкой на конце носа, как у собаки, только в десять раз больше. С мягкими подушечками на ступнях. В этих подушечках, как грозное оружие в ножнах, спрятаны кривые острые когти.

Я любил львов и жалел, что они не разгуливают по мостовым, не крадутся по стриженой траве газонов и не греются на солнышке, развались на асфальте. Однажды я видел льва в музее. Но это был не зверь, а безобидное чучело. Его ела моль. Живой лев был в зоологическом саду. Но он или спал, по-кошачьи свернувшись в клубок, или смотрел в одну точку большими погасшими глазами.

Я мечтал о настоящем африканском льве, о царе зверей, который бьёт себя по рёбрам тяжёлым хвостом, издаёт боевой рык и широко раскрывает клыкастую пасть. К такому льву не подступится даже тигр, не то что моль с соломенными крыльями. И когда я услышал, что в наш город приехали львы, я немедленно раздобыл себе билет и отправился в цирк.

Я ехал в переполненном автобусе на одной ноге: вторую некуда было поставить. Я боялся опоздать и всё время прорывался протиснуться к выходу. Но какой-то худой невысокий человек выставил локоть, и я натыкался на него то плечом, то грудью. Один раз автобус крепко тряхнуло, и я сделал попытку пробиться вперёд, но локоть не пустил меня. Он был как из железа.

- Стой спокойно! - хриплым голосом прикрикнул на меня пассажир с отставленным локтем. - У меня болит печень.

У меня не было никакой печени, и я с недоверием покосился на пассажира. Его лицо было недобрым. Костистый нос торчал остро, как локоть. Под носом топорщились колючие, словно приклеенные усы. А брови не держались на лбу и падали на глаза. Он поднимал их до самой шапки, а они снова падали.

- Вы сходите у цирка? - безнадёжно спросил я.

- Схожу! - буркнул пассажир с больной печенью и на всякий случай выставил злой локоть.

Всю дорогу я стоял на одной ноге как аист. Но когда едешь в цирк смотреть львов, то можно и потерпеть.

Если взять циркуль и начертить огромный-огромный красный круг, получится арена. Если тем же циркулем нарисовать ещё много разных кругов, получатся места для зрителей. А всё вместе - это цирк. Залитый светом, многолюдный, нетерпеливый, смеющийся и затихающий в ожидании.

Очутившись в цирке, я растерялся. Я протиснулся к красному кругу и потрогал его рукой. Он был бархатным. Потом я долго ходил по разным кругам, отыскивая своё место, и всё время спотыкался о ботинки и туфли сидящих зрителей. Я думал, что они специально подставляют мне подножки, а они думали, что я нарочно наступаю им на ноги.

Наконец я нашёл своё место и облегчённо вздохнул. Мне показалось, что я целый день добирался до этого стула. Я сел и стал смотреть вниз на красный круг. Неужели львы такие надрессированные, что не будут кидаться на людей? Я-то сидел высоко, до меня ни один лев не допрыгнет, а каково нижним?

Вместо львов в красный круг вошёл клоун. Если у человека одна штанина короче другой, пиджак с одним рукавом, ботинки длинные, как лыжи, нос в муке, рот до ушей, - словом, если у человека всё не как у людей, значит, он клоун. Мне совершенно не нужен был клоун, но я засмеялся. Клоун падал, вскакивал на ноги и вставал на голову. Потом у него в руках появилась труба, и он стал играть, стоя на голове. Я забыл, что пришёл из-за львов.

Я так увлёкся выступлением клоуна, что не заметил, как вокруг арены выросла огромная клетка. Клоун вскочил с головы на ноги и пустился бежать: в клетке в любое время могли появиться львы. Свет в цирке погас. И только красный круг был освещен яркими прямыми лучами прожекторов. Оркестр заиграл марш. И на арену вышел укротитель. На нём была белая рубаха. Она блестела, как будто с неё забыли стряхнуть нафталин. Чёрные бархатные брюки были затянуты широким поясом. В руке он держал большой тонкий хлыст. Цирк захлопал. Укротитель стал раскланиваться во все стороны. Когда он повернулся в мою сторону, я разглядел его. Волосы у него были прилизаны и блестели, как мокрые. А брови то поднимались вверх, то падали на глаза. Я сразу узнал эти брови. Да, сейчас передо мной был тот самый сердитый пассажир, который выставил острый локоть и не пускал меня вперёд. Я не знал что и думать. Может быть, произошло недоразумение и в клетке вместо могучего, широкоплечего укротителя - таким он был на афише - оказался сердитый человек с какой-то больной печенью?

Знакомый пассажир взмахнул хлыстом, и под куполом цирка треснул выстрел. Это был сигнал. По железному коридору, наступая друг другу на пятки, побежали львы. Они были жёлто-рыжими, с большими гривами, похожими на воротники. Я подумал, что львы бегут сюда прямо из Африки и что этот железный коридор тянется по всей земле, от Сахары до нашего города.

Когда львы очутились на арене, мне стало не по себе. Вдруг грозные хищники догадаются, что перед ними вместо таинственного укротителя стоит обыкновенный человек, который, как и все, ездит в автобусе и выставляет вперёд локоть, чтобы его не толкнули. Но львы ни о чём не догадались. Они бегали по кругу до тех пор, пока мой знакомый снова не выстрелил хлыстом. Тогда они повернулись и побежали в другую сторону.

Львы мягко семенили тяжёлыми лапами. Они не рычали, не били себя по рёбрам хвостами. А когда один из них отставал, дрессировщик награждал его ударом хлыста, и зверь, поджав хвост, догонял приятелей.

Затем по команде дрессировщика львы расселись на деревянные тумбы. Одному льву не хватило места, и он сел прямо на опилки, которыми была посыпана арена. У львов был такой послушный вид, что я подумал: если льва уменьшить в десять раз, то получится средняя собака с большой головой, а если собаку уменьшить в пять раз - получится рыжий кот, наполовину пушистый, наполовину гладкий. Но если льва не уменьшают ни в десять, ни в пятнадцать раз, то лев должен оставаться львом - грозным и гордым царём зверей.

Дрессировщик повернулся ко льву, которому не хватило места, и крикнул: «Алле!» Лев неподвижно сидел перед ним. Тогда он огрел зверя хлыстом по спине. Лев не двигался. Это не понравилось моему знакомому пассажиру. Он бросил хлыст на опилки, выставил острый локоть, подошёл к зверю и, схватив его за гриву, оттащил в сторону. «Сейчас лев его укусит!» - с тревогой подумал я. Но лев не укусил человека; он тихо, словно про себя, огрызнулся и побежал по кругу. Я заметил, что лев хромает.

Укротитель быстро расставил на пути льва деревянные барьеры и, на ходу подняв хлыст, заставил льва прыгнуть. Я чувствовал, что каждый прыжок причиняет хромому зверю боль. И мне хотелось, чтобы представление немедленно кончилось, чтобы лев с больной лапой не бегал по кругу и не перемахивал через перекладины. Но дрессировщик поднял брови и, удерживая их высоко на лбу, постреливал хлыстом.

Я не знаю, о чём думали люди, сидящие круглыми рядами. Судя по их хлопкам, они были довольны. А я не хлопал. Я сидел со сжатыми кулаками и думал о хромом льве. Почему невысокий человек с падающими на глаза бровями командует гордым львом, царём всех зверей? Как ему удалось одолеть этого сильного клыкастого зверя? Умом? Хитростью? Своим острым локтем? Почему лев не взбунтуется?

Мне захотелось крикнуть льву:

«Не смей слушаться! Зарычи! Стукни лапой по опилкам. Будь, в конце концов, львом!»

Но лев слушался и не бил лапой по опилкам. Иногда он слабо рычал, обнажая при этом белые влажные клыки. Но словно испугавшись собственного рыка, умолкал и закрывал пасть.

А дрессировщик придумывал ему всё новые и новые испытания. Он обращался со львом, как с большим рыжим котом. Он заставил льва лечь и сам развалился на льве, как на диване. Он лежал и думал, что бы ещё проделать со львом. И придумал.

Служитель подал ему сквозь прутья клетки огненное кольцо. Свет совсем погас. Пламя освещало льва и укротителя. Лев должен был прыгнуть в горящее кольцо. Ему не хотелось прыгать, потому что у него болела лапа и он боялся огня. Но, видимо, укротителя он боялся ещё больше. И поэтому прыгнул. Я почувствовал запах горелого, наверное, зверь во время прыжка подпалил себе усы или гриву. Когда зажгли свет, лев сидел на опилках, и я видел, как сильно поднимались и опускались его бока: он тяжело дышал.

Дрессировщик снова направился ко льву. Что ещё потребует от грозного зверя этот маленький, сухой человечек? Он подошёл ко льву, руками раскрыл ему пасть и просунул свою голову между верхними и нижними клыками. Будь я на месте льва, я откусил бы ему голову! Но лев не сделал этого.

Номер кончился. Весь цирк задрожал от хлопков. Львы сорвались с места и, обгоняя друг друга, побежали по железному коридору обратно в «Африку». Хромой лев бежал последним.

Я поднялся и, наступая на чужие ботинки, стал пробираться к выходу. Мне захотелось ещё раз взглянуть на хромого льва. Я бродил по длинным круглым коридорам в поисках циркового зверинца. Сперва я попал к лошадям. Они стояли в стойле и с хрустом ели овёс. Их челюсти как заведённые ходили из стороны в сторону. Они не жевали, а перемалывали овёс на муку.

Рядом с лошадьми оказался слон. Он стоял неподвижно, опустив хобот до земли. Его подслеповатые глазки были очень малы (слону бы полагались большие глаза!), а кожа вся в морщинках. Словно слон был резиновый и из него вышел воздух.

В соседнем помещении в клетке лежал медведь. Он лежал на спине, подняв лапы кверху. Живот у медведя был светлый и не такой лохматый, как бока.

Так я дошёл до львиных клеток. Я сразу узнал хромого льва. У него была большая, тяжёлая голова, а тёмная грива делала голову ещё больше и страшней. Усы у льва были редкими и седыми, а под нижней губой торчала маленькая бородка, тоже седая. Вероятно, лев был старым.

Четвероногие артисты отдыхали. Одни закусывали, другие дремали. И только хромой лев неспокойно ходил по клетке. Теперь в его походке не было ленивой покорности, с какой он выступал на манеже. Каждый шаг льва был пружинистый и резкий, и хромота была почти незаметной. «Если сейчас кто-нибудь зайдёт к нему в клетку, лев раздерёт его на части», - подумал я. Зверь доходил до решётки и, стуча по доскам когтями, шёл к стене.

Шаги зверя слышал весь зверинец. Лошади заволновались, перестали молоть овёс, слон приоткрыл глаза, а медведь сел на пол.

Я любовался львом, его гордой статью, его воинственной походкой и сильным хвостом с рыжей кисточкой на конце. Теперь он был не ручным зверем, а самим собой.

В это время за моей спиной послышались торопливые шаги. Я оглянулся и увидел дрессировщика. Вместо блестящей рубахи на нём был старенький полосатый халатик с рукавами, закатанными до локтей. В одной руке он держал кусок кроваво-красного мяса, другой прижимал к животу грелку. Лицо у него было жёлтое и болезненное, как тогда в автобусе.

Он заметил меня и поспешно поднял брови:

- Ты что тут делаешь?

- Я… я пришёл посмотреть на льва.

Дрессировщик уронил брови и выставил локоть, словно боялся, что я толкну его в больное место.

- Интересуешься? - спросил он и осмотрел меня с головы до ног, словно я был львом и он решал, как бы половчей прибрать меня к рукам.

Я отступил.

- Это хорошо, что интересуешься, - сказал он и похлопал меня по плечу рукой, пахнущей свежим мясом.

- Почему лев хромает? - спросил я.

- Неловко прыгнул… Это пройдёт! - ответил дрессировщик и внимательно посмотрел на льва.

Но зверь не видел его взгляда, он был занят мясом.

Я повернулся и зашагал прочь. Я не стал ждать автобуса, а пошёл пешком. Теперь все воспоминания о цирке перемешались, слились в большой разноцветный круг, а в центре этого круга был хромой лев. Я видел его усталые, печальные глаза, видел, как он втягивает в плечи свою большую голову, видел седую бородку и белые кошачьи усы и слышал жёсткое постукивание когтей по деревянному полу клетки. И в моём сердце накапливалось возмущение несправедливостью. Лев должен быть львом, и никто не может его заставить склонить гордую голову.

Я шёл и в мыслях по-своему переиначивал все события сегодняшнего вечера. Я не видел шагающих прохожих, бегущих автомобилей, горящих вывесок. Я видел большой красный круг, окружённый высокой решёткой. Заиграла музыка, и на манеж вышел… лев. Он прошёл по кругу, слегка кивая головой и холодно поглядывая на публику. Потом остановился в центре и ударил себя хвостом по рёбрам. Этот удар прозвучал как выстрел. И на манеж по железному коридору выбежал укротитель. Лев стоял в центре, а укротитель ходил по кругу до тех пор, пока лев снова не щёлкнул хвостом-хлыстом. Тогда укротитель лёг на опилки, а лев подошёл к нему и улёгся сверху. Лев заставлял моего знакомого пассажира бегать, кружиться, прыгать в огненное кольцо.

Наконец укротитель открыл рот. Так широко, словно показывал врачу горло. Лев медленно подошёл к нему и засунул в рот голову. Люди зажмурились. Затаили дыхание. Но укротитель не откусил голову льву. Цирк громко захлопал в ладоши.

Лев важно прогуливался по манежу. И не хромал.