Что такое «педагогические гостиные» в моём понимании? «Педагогическая гостиная» (работа с родителями) Темы педагогических гостиных для родителей доу

Манкова Наталия Игоревна

старший воспитатель МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида

«Золотой ключик»» г. Гаврилов-Ям
Педагогические гостиные

Что такое «педагогические гостиные» в моём понимании?

Педагогическая гостиная в ДОУ - специально организованная форма взаимодействия всех взрослых участников учебно-воспитательного процесса, всех членов коллектива образовательной организации.

Кто является участником педагогических гостиных в нашем детском саду?

Участниками являются все педагоги детского сада, а также другие члены коллектива ДОУ – медицинский персонал, младшие воспитатели, обслуживающий персонал и пр.

Для чего я организую педагогические гостиные в нашем детском саду?

Цель педагогических гостиных:

Расширение общего кругозора педагогов и других членов коллектива детского сада,

Развитие их познавательного интереса, познавательной активности,

Создание возможности проявить творческие способности,

Мотивирование педагогов на самосовершенствование,

Создание в коллективе благоприятного психологического климата.

Актуальность темы

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделено, что в детском саду необходимо «…обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развитияличности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям…» (п.3.1.). А от кого, прежде всего, зависит развитие личности ребёнка дошкольного возраста? Конечно же, от взрослых, которые его окружают. В детском саду это в первую очередь педагоги – специалисты и воспитатели. Неспроста в ФГОС ДО впервые выделены требования к личности педагога (кадровые условия реализации Программы). А ведь ещё классики педагогики неоднократно высказывали мысль о безусловном авторитете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия на подрастающее поколение.

А теперь зададимся вопросом: "Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обучение и воспитание подрастающего поколения, человеку с ограниченным кругозором , бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками?" Отрицательный ответ очевиден. Так каким же должен быть современный педагог?

Ещё В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек.

Известно, что нет учения без увлечения. «Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь другого, надо самому гореть» (Ж. Сименон).

Как отмечает Д. Б. Эльконин , ребенок безграничен в своей потребности познания, и чтобы не попасть впросак, учитель должен и сам обладать широким кругозором. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Таким образом, современный педагог должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями, в том числе в области культуры (живопись, музыка, театр и пр.).

Конечно, самое главное это - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне. Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать его познавательную активность, углубление знаний и умений, расширение кругозора, то это приведёт к личностно-профессиональному росту педагога, развитию его творческого потенциала.

Считаю, что педагогические гостиные – отличный метод мотивирования педагогов на самосовершенствование .

Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми. А наши педагогические гостиные сближают весь персонал детского сада, способствуя тем самым созданию благоприятной психологической атмосферы в коллективе, которая является основой эффективного взаимодействия участников образовательного процесса , что несомненно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса в ДОУ, а также способствует выполнению одного из основных требований ФГОС ДО – обеспечению эмоционального благополучия детей, охране и укреплению их психического здоровья.

Как давно и с какой периодичностью проходят педагогические гостиные в нашем детском саду?

С 2011 года по настоящее время.

2-3 раза в год.

Особенности организации и проведения педагогических гостиных в МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида «Золотой ключик»


  1. Организатор – старший воспитатель детского сада Манкова Н.И. – в начале учебного года определяет темы педагогических гостиных, время их проведения и согласовывает с педагогами, разрабатывает сценарий каждого мероприятия (в последнее время с обязательным использованием компьютерной презентации), подбирает аудио и видео материалы, предлагает темы для выступлений педагогам ДОО.

  2. Педагоги являются активными участниками педагогических гостиных и готовят выступления по теме гостиной.

  3. На педагогические гостиные приглашаются все члены коллектива ДОУ (главный принцип – добровольное участие).

  4. Педагогические гостиные проходят в неформальной обстановке, за чашкой чая. (Такая обстановка способствует общению членов коллектива ДОУ друг с другом, помогает воспринимать друг друга как вполне равноправных во всех отношениях людей, достаточно хорошо лично знакомых друг с другом, а не как официальных лиц.)
Темы педагогических гостиных, организованных мною

за период 2011 – 2016 г.г.

«В гостях у сказки»,

«Путешествие в мир поэзии»,

«В мире живописи»,

«Такой разный, разный мир» (педагогический ринг),

«Любимые писатели»,

«Волшебный мир музыки»,

«Вокруг света»,

«Какие люди в Голливуде!»,

«Эстафета поколений»,

«Неразгаданные тайны мира»,

«А ну-ка, девушки!»

Результат работы

Педагогические гостиные познакомили нас с интересными фактами из жизни и творчества многих писателей и поэтов – Пушкина, Блока, Цветаевой, Бунина, Беляева, Перро, Дюма и мн. др., художников и композиторов – Кальмана, Бетховена, Фриды Кало, Малевича и др., отечественных и зарубежных актёров театра и кино, с выдающимися педагогами – К.Д.Ушинским и М.Монтессори, с известнейшими мировыми династиями монархов и представителями профессиональных династий – Боярскими, Дуровыми, Запашными, Локаловыми. На педагогических гостиных мы побывали на звёздной аллее Голливуда, совершили кругосветное путешествие и познакомились с чудесами света – классическим и современным списками….

Но самым главным и очень важным результатом является ярко выраженный познавательный интерес педагогов, который они проявляют при подготовке к педагогическим гостиным и находят действительно интересные и необычные факты на предложенные темы. Кроме того, все педагоги и другие сотрудники ДОО с удовольствием посещают педагогические гостиные, расстраиваются, если по каким-либо причинам это не получается.

А знаете ли вы ….

Что общего между г. Рыбинск Ярославской области и всемирно известной киноиндустрией под названием «Голливуд»?

Династией признаётся наличие трёх и более поколений. В таком случае можно ли назвать династией династию Боярских?

Что в Германии есть очень знаменитый и популярный туристический маршрут «Дорога сказок», который проходит через старинные средневековые города?

Какие достопримечательности входят в классический и современный списки чудес света?

Вам стало интересно?

Тогда добро пожаловать на наши педагогические гостиные!

Примеры сценариев педагогических гостиных

Сценарий педагогической гостиной

«В гостях у сказки»

Цель:

- расширение общего кругозора педагогов и других членов коллектива детского сада (обогащение знаний о жизни и деятельности писателей-сказочников),

- развитие их познавательного интереса, познавательной активности,

- создание возможности проявить творческие способности,

- мотивирование педагогов на самосовершенствование,

- создание в коллективе благоприятного психологического климата.

Предварительная работа: разработка сценария, подбор иллюстративного и познавательного материала, аудио и видео материалов; подготовка выступлений педагогами ДОО – о Х.-К. Андерсене, Ш.Перро, братьях Гримм.
Звучит песня В.Шаинского и Ю.Энтина «В мире много сказок» .

В детстве мы мечтаем поскорее узнать мир, в котором живём. Мы мечтаем о дальних странах, о путешествиях по Земле и вглубь Земли, о полётах в космос.... Каждый из нас, отправляясь в жизненный путь, берёт себе в спутники мечту и знание. Мечта зовёт человека вперёд, не даёт ему остановиться, окрыляет его и манит неизведанными чудесами, открывает далёкие горизонты. Знание помогает человеку идти, делает его сильным, вооружает его для борьбы со всеми трудностями и опасностями, со всеми врагами, которые могут встретиться на пути. Оба эти спутника являются перед нами в книге.

Но сказка старше книги, потому что книгопечатанью всего пятьсот лет. Сказка старее и письма. Ещё в те незапамятные времена, когда люди не умели писать, они уже рассказывали сказки. Сотни поколений передавали её из уст в уста, и каждый рассказчик прибавлял к ней что-то от себя. Так и живёт сказка, вечно обновляясь, старая и всегда молодая.

Многие отечественные и зарубежные писатели, вдохновлённые народным творчеством, создавали и создают свои сказки.

И сегодня я предлагаю вам окунуться в волшебный и чарующий мир сказок.

1. «Моя Родина - Дания, поэтическая страна, богатая народными сказками, старинными песнями, историческим прошлым...» - говорил в своей автобиографии один всемирно известный сказочник. Кто же это? Конечно же, Ханс-Кристиан Андерсен. (Выступление педагога.)

2. Сейчас мы называем сказочником, а вообще при жизни он был известен как поэт и публицист, сановник и академик. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера. Но именно этого сказочника можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. Это Шарль Перро. (Выступление педагога.)

3. «Дорога сказок» - этот знаменитый и очень популярный в Германии туристический маршрут проходит через старинные средневековые города, в которых сосредоточены бесценные шедевры архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Жители этих городов улыбчивы, очень любезны, приветливы и гостеприимны. Они рады любому гостю и очень любят переодеваться в костюмы любимых сказочных героев. А своё начало «дорога сказок» берёт в городе Ханау. И это неспроста: ведь именно в этом городе в семье одного известного адвоката и его почтенной супруги родилось восемь сыновей и одна дочь. А звали его Филипп-Вильгельм Гримм. Выступление педагога о братьях Гримм.

Викторина «По страницам любимых сказок».

Все присутствующие делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название.

Задание 1. Вспомнить и назвать русские народные сказки. (Команды называют сказки поочерёдно.)

Задание 2. Отгадать сказку по предложенным словам , назвать автора. (Каждая команда вначале получает по 3 слова. Если такого количества слов не достаточно для того, чтобы правильно назвать сказку, то ведущий добавляет по одному слову, но заработанных баллов соответственно будет меньше.)

1) Царь, царевна, царица, яблоко, зеркало, богатыри. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», А.С. Пушкин.)

2) Мальчики и девочки, старики и старушки, часы, время, злые волшебники, Петя Зубов. («Сказка о потерянном времени», Е.Л. Шварц.)

3) Сестра, братья, мачеха, Элиза, лебеди, крапива. («Дикие лебеди», Х.-К. Андерсен.)

4) Король, королева, роковое предсказание, фея, пряжа, веретено. («Спящая красавица», Ш.Перро.)

5) Зима, зеркало, сани, розы, олень, Кай. («Снежная королева», Х.-К. Андерсен.)

6) Сестра, брат, Баба-Яга, яблоня, печка, гуси. («Гуси-лебеди», русская народная сказка.)

7) Сыновья, отец, осёл, мельница, людоед, кот. («Кот в сапогах», Ш.Перро.)

8) Сиротка, кошка, козёл, Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. («Серебряное копытце», П.Бажов.)

9) Торговка, мухи, великан, варенье, единорог, портняжка. («Храбрый портняжка», братья Гримм.)

10) Крыса, тайна, театр, полено, ключик, Мальвина. («Золотой ключик», А.Н.Толстой.)

Задание 3. Музыкальный конкурс. По мотивам многих сказок (и авторских, и народных) создаются мультфильмы или фильмы-сказки. По музыкальному фрагменту нужно назвать сказку и её автора.

1. «Кукушечка» из к/ф Морозко». («Морозко», русская народная сказка.)

2. «Танго Снежной Королевы» из к/ф «Тайна Снежной Королевы». («Снежная Королева», Х.-К. Андерсен.)

3. «Вальс цветов» из м/ф «Щелкунчик». («Щелкунчик», В. Гофман.)

4. «Песенка Золушки и Принца» из м/ф «Золушка». («Золушка», Ш.Перро.)

5. «Песенка Трубадура» из м/ф «Бременские музыканты». («Бременские музыканты», братья Гримм.)

6. Песенка стражников из к/ф «По щучьему велению». («По щучьему велению», русская народная сказка.)

7. «Дорожная» из к/ф «Старая, старая сказка». («Огниво», Х.-К.Андерсен.)

8. «Мы в город изумрудный идём дорогой трудной...» из м/ф «Волшебник Изумрудного города». («Волшебник Изумрудного города», А.Волков.)

Задание 4. Решить кроссворд : по названию сказки отгадать автора.

1) «Карлик Нос».

2) «Винни Пух и все, все, все».

3) «Пеппи Длинный Чулок».

4) «Конёк-Горбунок».

5) «Бабушка Метелица».

6) «Городок в табакерке».

7) «Подарки феи».

8) «Слонёнок».

В выделенных клетках – «Русалочка».


1. Г

А

У

Ф

2. М

И

Л

Н

3. Л

И

Н

Д

Г

Р

Е

Н

4. Е

Р

Ш

О

В

5. Г

Р

И

М

М

6. О

Д

О

Е

В

С

К

И

Й

7. П

Е

Р

Р

О

8. К

И

П

Л

И

Н

Г

Психолого-педагогическая гостиная в детском саду

Ганжурова Алеся Владимировна, педагог-психолог.
Данная статья предназначена для воспитателей и психологов ДОУ. В ней читатель знакомится с нетрадиционным видом сотрудничества с родителями - психолого-педагогической гостиной. А также узнает какие проблемы в детско-родительских отношениях можно решить с ее помощью.

Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком, эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывает прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Поэтому сотрудничество семьи и специалистов дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач.

Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные методы сотрудничества с семьей (собрания, круглые столы, консультации), но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными.

Поэтому мне бы хотелось познакомить вас с необычной формой взаимодействия с родителями, которую мы используем в нашем дошкольном учреждении, психолого-педагогической гостиной.
Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет родителям по –новому играть с детьми, понимать их внутренний субъективный мир.

Основная цель проведения психолого-педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей при их активном участии.
Структура психолого –педагогических гостиных состоит из четырех частей:
Приветствие - которое включает в себя ритуальные игры-приветствия и настраивает участников данного мероприятия на позитивный лад и продуктивную работу.

Основная часть – состоит из разнообразных всем известных игр («Море волнуется», «Повтори движение» «Волшебное зеркало» и т.п.), в которые дети и родители играют вместе, на равных. Таким образом для родителей открывается возможность научится взаимодействовать с ребенком в игре, встать на его позицию, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.

Продуктивная деятельность – после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей. Это может быть совместное рисование, лепка из пластилина, глины или соленого теста, создание коллажа, аппликация.

Прощание - здесь проводятся коротенькие игры-прощания, позволяющие закрепить положительный эмоциональный фон. Также важно дать родителям и детям обратную связь. Для этого, необходимо проговорить, в какие игры сегодня играли, что больше всего понравилось. Важно остановится на рефлексии родителей, обсудить, что они чувствовали, играя с ребенком, что лучше всего сегодня удалось, что особенно их порадовало.

Начало и заключение встреч должны быть ритуальными, чтобы сохранить ощущение целостности и завершенности занятия.
После посещения родителями занятий психолого-педагогической гостиной между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и что его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в дошкольный период, на первоначальном этапе развития личности.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа№1195 ДО СП№3 Казакова Светлана Михайловна. Воспитатель. Добрый вечер. Я рада, что вы нашли время для беседы по совместной работе по развитию диалогической речи ваших детей. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Существуют правила ведения диалога: -Соблюдать очередность в разговоре; - слушать собеседника, не перебивая; -поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее; -проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; -не говорить с полным ртом; -говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; -использовать литературную лексику; -строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему. Я хочу вам предложить несложные игры для развития речи и построения диалога с ребенком. 1.Подумай,как можно сказать слово ласково: Солнце – солнышко; Заяц – зайчик; Еж – ежик; Утка-уточка; Книга-книжечка; Снег-снежок; Кукла-куколка; Цветок-цветочек; Ваза-вазочка; Гриб-грибочек и т.д. 2. А теперь, как можно сказать ласково оба слова: Синяя чашка- синенькая чашечка; Зеленый мяч- зелененький мячик; Новая машина-новенькая машинка; Серая мышь- серенькая мышка; Голубой шар- голубенький шарик; Красивая кукла- красивенькая куколка и т.д. 3. Придумай слова, противоположные по смыслу и закончи предложение: Слон большой, а мышка…(маленькая); Буратино веселый, а Пьеро…(грустный); Подушка мягкая, а стол…(твердый); Дерево высокое, а куст…(низкий); Река широкая, а ручей…(узкий); Иванушка добрый, а Баба-Яга…(злая); Лед холодный, а огонь…(горячий); Земля черная, а снег…(белый). Дидактические игры. Да и нет. Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизации речевой поисковой активности. Материал. Семь – восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры. Предметы раскладываются на столе. Вы (родитель) предлагаете ребенку загадать какой-нибудь предмет, но вам не говорить. А потом вы задаете разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал, а он может отвечать только «Да» или «Нет». Ребенку дается время для обдумывания, затем вы начинаете задавать вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят? - Его надевают на тело? - Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению –к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку. Потом можете поменяться ролями. Что под салфеткой. Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал. Материал. Карточки с символами вопросов: пять – семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, чашка, книга); три салфетки. Ход игры. На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Вы говорите ребенку: « Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед тобой очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если ты сначала узнаешь, для чего он нужен, а потом выяснишь, какой он». Ребенок задает вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убираете, предмет показываете ребенку и предлагаете угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут. Встреча. Цель. Развивать воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника. Ход игры. Предложить ребенку, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите ребенка сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать? Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д. Игра « Соберем семью». (разрезные картинки). Каждой паре (ребенок- родитель) предлагается картинка- образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей. Задача: работая в паре, быстро справится с заданием. Затем предлагается обмен картинками, и игра продолжается. А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры. 1. « Папа, одень меня!» Роль 5-6-летнего ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения. 1. Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада? 2. Одень меня. 3. Сначала застегни мне сапожки. 4. Я не умею застегивать пуговицы. 5. А где моя шапка, завяжи мне. 6. А ты купишь мне шоколадку? В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада. После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы: Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел? Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка? Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации? 2. «Мама, посмотри, как я нарисовала!». Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!» Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка. Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий педагогической гостиной.

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа№1195 ДО СП№3 Казакова Светлана Михайловна.

Воспитатель. Добрый вечер. Я рада, что вы нашли время для беседы по совместной работе по развитию диалогической речи ваших детей. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.

Развитие диалога - это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

Существуют правила ведения диалога:

Соблюдать очередность в разговоре;

Слушать собеседника, не перебивая;

Поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

Проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

Не говорить с полным ртом;

Говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

Использовать литературную лексику;

Строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему.

Я хочу вам предложить несложные игры для развития речи и построения диалога с ребенком.

Солнце – солнышко;

Заяц – зайчик;

Еж – ежик;

Утка-уточка;

Книга-книжечка;

Снег-снежок;

Кукла-куколка;

Цветок-цветочек;

Ваза-вазочка;

Гриб-грибочек и т.д.

2. А теперь, как можно сказать ласково оба слова:

Синяя чашка- синенькая чашечка;

Зеленый мяч- зелененький мячик;

Новая машина-новенькая машинка;

Серая мышь- серенькая мышка;

Голубой шар- голубенький шарик;

Красивая кукла- красивенькая куколка и т.д.

3. Придумай слова, противоположные по смыслу и закончи предложение:

Слон большой, а мышка…(маленькая);

Буратино веселый, а Пьеро…(грустный);

Подушка мягкая, а стол…(твердый);

Дерево высокое, а куст…(низкий);

Река широкая, а ручей…(узкий);

Иванушка добрый, а Баба-Яга…(злая);

Лед холодный, а огонь…(горячий);

Земля черная, а снег…(белый).

Дидактические игры.

Да и нет.

Цель. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизации речевой поисковой активности.

Материал. Семь – восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры.

Предметы раскладываются на столе.

Вы (родитель) предлагаете ребенку загадать какой-нибудь предмет, но вам не говорить. А потом вы задаете разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал, а он может отвечать только «Да» или «Нет».

Ребенку дается время для обдумывания, затем вы начинаете задавать вопросы.

Этот предмет нужен в хозяйстве?

Его едят?

Его надевают на тело?

Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с…?

Он круглый? Он коричневый? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению –к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку.

Потом можете поменяться ролями.

Что под салфеткой .

Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал.

Материал. Карточки с символами вопросов: пять – семь предметов (игрушка, элемент одежды, овощ, фломастер, чашка, книга); три салфетки.

Ход игры.

На столе лежат предметы, накрытые салфетками. Вы говорите ребенку: « Под салфетками спрятаны предметы. Я загадала один из них. Только теперь перед тобой очень сложная задача – с помощью вопросов угадать, какой это предмет, не видя его. Вопросы можно задавать разные. Главное, чтобы они помогли узнать о предмете как можно больше. Легко угадать предмет, если ты сначала узнаешь, для чего он нужен, а потом выяснишь, какой он».

Ребенок задает вопросы. После того как предмет угадан, салфетку убираете, предмет показываете ребенку и предлагаете угадать, что лежит под следующей салфеткой. В целом игра продолжается 15-20 минут.

Встреча.

Цель. Развивать воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника.

Ход игры.

Предложить ребенку, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились.

О чем они могут разговаривать?

Попросите ребенка сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?

Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д.

Игра « Соберем семью».

(разрезные картинки).

Каждой паре (ребенок- родитель) предлагается картинка- образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей.

Задача: работая в паре, быстро справится с заданием.

Затем предлагается обмен картинками, и игра продолжается.

А сейчас хочу вам предложить педагогические ролевые игры.

  1. « Папа, одень меня!»

Роль 5-6-летнего ребенка играет воспитатель. Кому-то из родителей предлагается решать эту ситуацию путем моделирования собственного поведения.

  1. Папа, почему ты меня никогда не поцелуешь, когда приходишь забирать из детского сада?
  2. Одень меня.
  3. Сначала застегни мне сапожки.
  4. Я не умею застегивать пуговицы.
  5. А где моя шапка, завяжи мне.
  6. А ты купишь мне шоколадку?

В зависимости от поведения родителя воспитатель-« ребенок» импровизирует, показывая, как обычно ведут себя дети, уходя с папами и мамами из детского сада.

После выполнения задания родителям предлагается ответить на вопросы:

Что Вы чувствовали, когда ребенок так себя вел?

Вы обычно так реагируете на подобное поведение вашего ребенка?

Вам удалось, как Вы думаете, сыграть роль родителя в этой ситуации?

  1. «Мама, посмотри, как я нарисовала!».

Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь к вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри как я нарисовала!»

Помогает разыграть ситуацию воспитатель в роли ребенка.

Затем проводиться анализ поведенческих образцов родителей.

Используемая литература:

  1. И.Е.Светлова «Развиваем устную речь» 2003г.
  2. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Москва 2010г.
  3. Москалюк, О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания» Волгоград 2010г.