Лексическая тема «Обувь. Дидактические игры в логопедической работе




БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя - зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?




ИЗ ЧЕГО ЖЕ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?




МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.


КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.













ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?


РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.


ЗАГАДКИ Отгадай загадку - кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт ~ не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье - пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.





По новым требованиям ФГТ дети на занятиях должны как можно , вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь, что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия активизируя двигательную активность детей.

Организация двигательной активности детей на логопедическом занятии с использованием подвижных игр

Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях.

Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр.

Как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.

Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Фанты»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий говорит:

Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!

После этих слов приводится такой диалог:

Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят,что может продаваться в булочной)
- Хлеб, батон, булки.
- Какой хлеб продаётся в булочной?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.

Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

«Краски»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.

Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

«Почта»

Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь-динь-динь.
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)

Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.

Нитка, иголка,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку»

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий, например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Молчанка»

Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Челнок»

Цель: развивает словарь детей по заданной теме.

Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:

Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает.
нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

«Невод»

Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.

Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так, чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Раю-раю»

Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.

Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.

Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.

Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова, которые называл паровозик.

«Жмурки-носильщики»

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Гаккарис»

Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.

Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около, которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

«Продаём горшки»

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.

Дети делятся на пары: продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор:

Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.(пять отдай…)

Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Утушка»

Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.

Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята.

Утушка зовёт своих утят скороговоркой:

Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.

Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

«Большой мяч»

Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.

Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай –животных называй»

Цель: активизировать словарь по данной теме.

Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.

Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Мяч»

Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.

Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.

«Катание мяча»

Логопед задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

«Мяч по кругу»

Цель: активизация словаря по теме.

Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.

«Я знаю пять названий»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Ход игры: Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.

«Перепрыгни через ров»

Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.

На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.

«Волшебный круг»

Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.

Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета.

Ребята встают по краю разноцветного круга. Логопед предлагает представить, что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор.

Логопед: На клумбе выросла красная роза — мячик перекатывается в красный сектор.

Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.

«Карусель»

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против.

Внешний круг проговаривает считалку:

Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори»

Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

«Продавец обуви»

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.

Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает, сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.

«Волшебные следы»

Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.

«Кто ловкий»

Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.

Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.

«Летаю, еду, плыву»

Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

«Мы в гости пойдём»

Цель: активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем, кто жил в каждом домике.

«Улитка»

Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными.

Ход игры: Перед детьми нарисована улитка — классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.

«Цветовой ряд»

Цель: согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Логопед называет фрукт, а дети должны сказать, какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.

Цель: упражнять детей в сплочённости и слаженности коллективных действий, в , .

Игровые правила: ладони удерживать ровно, не хватать одежду, дотрагиваться нежно, ласково т.к. стиральная машина работает в «щадящем режиме». Предметы одежды для стирки называются ребёнком, стоящим внутри круга («стиральной машины»).

Игровые действия: дети, изображающие стиральную машину, дотрагиваются ладонями до названного предмета одежды на другом ребёнке. Ребёнок в середине круга кружится, подставляя к ладоням детей названный для стирки предмет одежды.

Ход игры

Педагог предлагает детям стать в тесный круг, прижавшись плечами друг к другу, выставить перед собой ладони. Один из играющих становится внутри круга.

Педагог: «Наша новая стиральная машина справляется с трудной задачей - стирает, сушит и гладит одежду прямо на человеке!»

Постирайте мне, пожалуйста, жилетку!

Дети ладонями дотрагиваются до жилетки, двигают руки вверх-вниз.

Посушите мою жилетку!

Дети убирают от жилетки руки, прижимают ладони к своей груди и нежно дуют на жилетку товарища.

А сейчас мою жилетку надо выгладить!

Дети вновь прижимают ладони к жилетке товарища и не торопясь гладят её ладонями вверх-вниз.

Спасибо, теперь моя жилетка, как новенькая!

Дети меняются, следующий ребёнок просит друзей постирать на нем рубашку (юбку, брюки, колготы, гольфы и т.п.)

Игра «Светофор»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, уточнять , материалов, из которых сделаны предметы одежды.

Игровые правила: ребёнок в роли «светофор» разрешает перейти «перекрёсток» только тех детей, которые нашли в своей одежде (или в одежде друга) и показали названный признак, предмет, деталь.

Игровые действия: ведущий, играющий роль «светофора» называет деталь того или иного предмета одежды, из какого материала изготовлена, аксессуаров (можно называть материал, или другой признак - например, цвет). Игроки дотрагиваются до названного предмета и переходят через «перекрёсток».

Материал: полоса (верёвка), изображающая перекрёсток.

Ход игры

Ведущий в роли «светофора» становится на перекрёстке и объявляет: - Через перекрёсток пройдёт тот, у кого есть карман!

Играющие стоят на одной из сторон импровизированной «дороги», двигаются через перекрёсток, прикасаясь и показывая «светофору» названную им часть одежды.

Ребёнок в роли «светофора» должен следить, у всех ли имеется карман, правильно ли ему показывают деталь и тогда пропускает через перекрёсток.

Если у кого-то из детей в одежде нет кармана, он может дотронуться до кармана своего друга и тоже перейти на другую сторону дороги.

Затем «светофор» называет новое задание:

Через перекрёсток пройдёт тот, у кого есть… носовой платок!

Так же можно называть: красный цвет в одежде, пояс, манжеты, воротник, сандалии, шорты, юбка, платье, одежда из шерсти, одежда из хлопка, пуговица, застёжка-«молния», шнурки и т.д.

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: уточнять представления детей о разнообразии материалов, из которых , обуви, головных уборов.

Игровые правила: называть признаки материалов, не повторяясь; придумывать необычные сочетания материалов, новые свойства, возможности предметов одежды, обуви, головных уборов

Игровые действия: находить в альбоме заданный образец материала, называть его, перечислять свойства этого материала и особенности изделия из него.

Материал: альбом с лоскутками различных материалов, ящик для посылки

Ход игры

Педагог рассказывает, что Золушка любит шить различные наряды для жителей сказочного королевства. У неё много разных материалов, но она уже затрудняется придумывать, из чего лучше сделать тот или иной наряд. Она прислал нам посылку с журналами моды и набором лоскутков тканей. Давайте ей поможем!

Например, педагог показывает картинку спортивного костюма: «Какой материал мы посоветуем ей выбрать для такого костюма? Для чего подойдёт такой костюм? Можно ли сделать спортивный костюм из другого материала? Чем такой костюм будет отличаться от предыдущего?» И т.д.

Педагог (кто-то из детей) схематично зарисовывает ответы детей: «цветок льна» приложить к картинке с изображением юбки, «коробочку хлопка» - к рубахе и т.д. Эти «схемы» педагог складывает в посылку для Золушки.

Игровые правила: загадка должна быть описательная, называть основные, характерные признаки данного предмета одежды, обуви, головных уборов. Ребёнок, отгадавший первым, получает фишку. Обязательно объяснить, какие слова помогли отгадать описательную загадку. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игровые действия : составлять описательную загадку предмета одежды, обуви, головных уборов, отгадывать.

Материал: схема для описания одежды, разнообразные предметы детской одежды (детские брюки, детские жилетки, детские майки и т.д.), обуви, головных уборов, ширма (сундучок, «Волшебный мешочек» и т.п.).

Педагог. Дед Мороз и Снегурочка готовят новогодние костюмы для праздника. Я расскажу вам об одном из них:

«Это головной убор. Он разноцветный, круглой формы. Бывает разного размера. Сделан он из пряжи, но бывают они из кожи, шерстяной ткани. Бывает с помпоном или с козырьком. Этот головной убор можно носить в прохладную погоду, осенью. Надевают его немного набок. (Это берет).

Педагог показывает описываемый берет. Затем предлагает кому-то из детей выбрать предмет одежды, обуви, головных уборов и придумать для друзей загадку.

«Ищу соседа»

Цель: активизировать в речи названия предметов одежды, обуви, головных уборов стимулировать развитие внимания, мыслительные операции анализа и синтеза, быстроту реакции, ловкость.

Игровые правила: ведущим становится игрок, первым добежавший до свободного стула, занявший его. Остальные дети возвращаются на свои места. Нельзя толкать друг друга.

Игровые действия: называть предметы одежды, обуви, головных уборов, их детали или признаки, пересаживаться со стула на стул. Материал: стулья.

Все дети сидят на коврике (или на стульях в кругу). Один стул свободен. Игрок, находящийся слева от свободного места, начинает игру словами: «Никто справа не сидит. Пусть ко мне подсядет кто-то, у кого есть…»

Далее окончание этой фразы меняется с каждым игроком. Например, «… у кого в одежде есть жёлтый цвет». Все, к кому относятся эти слова (у кого в одежде есть жёлтый цвет), вскакивают со своих мест и бегут на указанный стул. Первый, кто добежал до свободного стула, занимает его. Остальные дети возвращаются на свои места.

«Чей ботинок?»

Цель: активизировать в речи названия обуви, порядковые числительные; упражнять детей в согласовании существительного с числительным; развивать ловкость, чувство юмора.

Игровое правило: предметы обуви

Материал: ширма, ковровая дорожка.

Все игроки снимают с левой ноги обувь, отдают её ведущему. Тот раскладывает всю обувь за ширмой в случайном порядке в ряд.

Игроки садятся на ковёр (стульчики).

Ведущий у каждого игрока по очереди спрашивает число, например, «от 1 до 5». Можно задавать любой отрезок чисел.

После того, как игрок назвал число (например, 3), ведущий считает за ширмой в ряду обуви №3 и отдаёт её игроку. Конечно же, это будет предмет из чужой пары, но все же придётся игроку ею довольствоваться… Следующий игрок так же пытается отгадать номер своей пары обуви в ряду, называя любое число из заданного ряда.

Так разбирается вся обувь. Ведущий предлагает её одеть и по сигналу все игроки скачут на левой ноге по ковровой дорожке (или вокруг стула, столов и т.д.). Первый игрок, допрыгавший до места назначения, становится ведущим. Игра может начинаться снова.

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

1.«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

2.«Мой, моя, моё»

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

3. «Один - много» (употребление множественного числа существительных):

перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

4. «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

5. «Найди лишний предмет»

Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда.

6. «Подскажи словечко».

Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар

Посмотреть новый товар.

Поросёнок в шубке,

А собачка в …(юбке).

Кот в жакете,

Мышка в…(берете).

Кошечка в сережках,

Корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане,

Коза в … (сарафане)

7. «Подбери обувь для каждого времени года»

8. «Снежный ком»

Игра проводится с мячом.

Дети передают друг другу по очереди мяч, называя при этом предмет одежды. Каждый последующий игрок повторяет названные предыдущими участниками слова, добавляя своё новое слово.

Например:

1) Шапка.

2) Шапка, платье.

3) Шапка, платье, брюки и т.д.

9. «Украсим костюм клоуну»


10. «Я знаю 5 названий одежды/обуви»

Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе)или подбрасывать мяч вверх, приговаривая:

Я знаю пять названий одежды. платье -раз, брюки - два, пальто - три, перчатки - четыре, майка - пять.

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.

11. Эстафета «Собери куклу на прогулку»

Для этой игры необходимо разделить участников на 2 (или более) команды. Для каждой команды подготовить куклу и одежду. Участники по очереди подбегают к кукле, надевают на нее 1 предмет одежды и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, чья кукла будет одета первой.

После завершения эстафеты можно предложить командам рассказать во что одета их кукла.

12. . Малоподвижная игра «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

На игровой площадке обозначается круг.

Ведущий произносит слова: «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

Тем, у кого….(белые носочки, обувь на липучке, есть карманы.)

Участник, у которого на одежде есть названные признаки бежит в круг.

13. Хоровод.

Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

14. «Найди отличия»


15. Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, пики, лики,

Чики, микки. (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Загибаем пальчики (по пальчику на каждую строчку),начиная с больших на обеих руках одновременно.

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.