Как государство помогает народу сохранить духовные ценности. Духовное производство и духовное потребление (Духовно теоретическая и духовно практическая деятельность). Какие бывают принципы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Колледж «Угреша»

(ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»)

Преподаватель:

Волкова Марина Сергеевна

Дзержинский 2017

Урок обществознания в 10 классе по теме

«Сохранение и распространение духовных ценностей»

Конспект урока

Предмет: обществознание, урок повторения

Тема: «Сохранение и распространение духовных ценностей»

Продолжительность: 1 урок по 45 минут

Класс: 10

Технологии: создание электронных презентаций, работа с Интернет-ресурсами, использование мультимедийного учебного пособия, планшеты

Конспект урока:

Тема : «Сохранение и распространение духовных ценностей»

Цель : воспитывать нравственное отношение к людям, формировать высокую жизненную позицию

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представлении о понятия «культура», «материальная культура», «духовная культура», «ценности»;

Ознакомить с особенностями распространения и освоения духовных ценностей

Развивающие:

Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:

Способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

Формировать представление об общечеловеческих ценностях, содействовать умению различать истинные и ложные ценности.

Ход урока.

1 этап урока Проверка знаний.

    Что такое культура?

    Назовите виды культуры.

    Что такое материальная культура?

    Что такое духовная культура?

    Что такое духовное потребление и в чем его особенности?

    Согласны ли вы с утверждением, что чтение книг – важнейшее средство приобщения к духовным ценностям? Найдите в учебнике высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.

2 этап урока Изучение новой темы «Сохранение и распространение духовных ценностей».

1) Работа с Мультимедийным учебным пособием по курсу «Обществознание» (урок «Духовная деятельность человека»).

Вопрос учащимся: Назовите наиболее распространенные средства сохранения и распространения духовных ценностей. Далее идет рассказ учителя о учреждениях, выполняющих функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно-научных ценностей – музеях, архивах, библиотеках, сопровождаемый демонстрацией мультимедийного учебного пособия.

Задание учащимся: записать в тетрадь названия учреждений, занимающихся сохранением и распространением духовных ценностей, дать их краткую характеристику.

2) Работа с планшетами в Интернете

Задание учащимся: найдите информацию о музеях мира, России, для создания электронной презентации (каждый получает индивидуальную тему):

    Исторические музеи

    Археологические музеи

    Этнографические музеи

    Художественные музеи

    Литературные музеи

    Технические музеи

    Военные музеи

    Музеи Боевой Славы

    Школьные музеи

    Музеи предприятий

    Самые знаменитые музеи

    Старейшие музеи

    Музеи под открытым небом

    Ботанические музеи

    Геологические музеи

    Самые необычные музеи

3) Работа над составлением электронной презентации.

Вспомним основные правила составления электронной презентации. Для этого попросим представить свои презентации учащихся, получивших индивидуальное задание опережающего характера. Учащиеся представляют презентации, учитель напоминает основные правила составления электронной презентации.

3 этап урока – Закрепление полученных знаний

Работа с Мультимедийным учебным пособием по курсу «Обществознание» (раздел « Проверьте свои знания», урок 25 (с.7)).

Выполните упражнения 1-6.

4 этап урока Домашнее задание.

    Выполнить задание 7 (с.162). Ответ оформить в виде таблицы и отправить по электронной почте на электронный адрес учителя

Духовные ценности человека - это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности - объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.


Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы обращаемся к вам, как к президенту Российской Федерации, от имени ветеранов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Мы обращаемся к вам от имени своего поколения. Наконец, мы обращаемся к вам просто как пенсионеры, в недалеком прошлом сохранившие страну, а сейчас оказавшиеся в положении ниже черты бедности. Выслушайте нас, поскольку речь идет не только об условиях нашего существования. Имеем ли мы право, когда от нас теперь мало что зависит, на то, чтобы наш голос был услышан?
Раз в году 9 Мая президент Российской Федерации вспоминает ветеранов и тружеников тыла и благодарит их за то, что они сплотились во имя единой цели, отдали свои жизни и весь свой труд для достижения Победы. Давно окончилась война, а сейчас мы вынуждены обращаться к вам, мы еще живы, но многие из нас за гранью бедности. Могут ли это понять чиновники? Все, что они имеют, это благодаря нам, отдавшим свой долг 65 лет назад. Понять, как прожить на пенсию 6-9 тыс. рублей с квартплатой, питанием, лекарствами. И готовы ли они повторить наш долг или хоть что-то делать для своей, нашей страны в обмен на свое благополучие? Мы не жалуемся, а в преддверии годовщины Великой Победы спрашиваем вслух и хотим быть услышанными.
Что мы можем сказать от имени своего поколения вам, нашим внукам? Только главное.
Совесть, честь, долг - эти простые понятия были, есть и будут всегда, и не стоит относиться к ним снисходительно. От наших предков, отдавших свои жизни, нам досталась самая большая страна, и в будущем именно территория, вода, реки будут самыми большими ценностями. Дороже нефти, газа и металлов. Сохранение своего народа - ведь в этом цель государства, а не в получении денег. И отношение к старикам и детям, как самым уязвимым, есть показатель здоровья народа. И если у нас в стране два миллиона брошенных детей, наверное, при демократических преобразованиях была допущена ошибка. Дети и старики «не выгодны» - в этом и есть ошибка.
Ведь деньги нужны не сами по себе, а для чего-то. Для чего, какова цель? Мы работали и сражались за Победу, чтобы в мирной жизни вы смогли создать и построить великую страну? Все ценности в мире созданы трудом людей. Трудом, а не перераспределением созданного. Почему и откуда пришло, что сервисные в общем-то службы - врачи, банки, юристы - вдруг стали основными, и рассматривают остальных людей как питательную среду для себя. Почему медицина коммерческая, и куда делось здравоохранение как политика государства? Так в большинстве «развитых стран», но верно ли это. У нас даже не ставится под сомнение правомерность насаждения потребительства.
Все некоммерческое «невыгодно». Может быть, в этом и есть вторая ошибка. Невыгодно строить дороги, заводы, флот, авиапром, развивать животноводство, заново осваивать Северные территории и Дальний Восток. «Невыгодна» наука и образование. Отечество наше - сплошные убытки. Это не так. Окружение нашей страны сейчас, как никогда, напоминает нетерпеливых родственников вокруг больного и богатого дядюшки.
Если признавать понятия совести, чести и долга, следует признать и предательство. Со школы все мы помним слова Тараса Бульбы о товариществе: «…любит и зверь свое дитя! Но породниться не по крови, а по душе может один только человек». Все ли коммерческое «выгодно»? Выгодно кому? Нашему государству Российскому? Нашему народу? А не может ли быть в этом и третьей ошибки? Если есть обозначенная цель строительства, то выгода отходит на второе и далее место в зависимости от поставленной задачи. Цель долгосрочная, выгода - нет. Если воин переходил на сторону врага, это было предательством. Чиновник, нанося вред государству из личной выгоды, совершает предательство по отношению к своему народу. Когда на науку было выделено государством более триллиона рублей, сколько именно средств «дошло»? Когда средства на покрытие 1 км дорог МКАД в разы превышают общемировые нормативы, является ли это проявлением предательства или нет? Ведь эти средства изъяты у пенсионеров, наших стариков, и детей. Реклама табака, пива - это статья доходов? В долгосрочном плане привитие наркозависимости с целью наживы - великий грех.
Ставка на неверную систему ценностей и жизненные приоритеты приводит к ошибкам и промахам. Не страшно совершать ошибки, важно, чтобы не было ошибок необратимых. Можно купить место, но нельзя купить уважение людей. Можно купить диплом, но нельзя купить опыт и образование, можно купить дом - нельзя купить семью и любовь. Наш математик из Петербурга добился победы над задачей тысячелетия (и отказался от денежной премии более чем в 1 млн дол-ларов), но как символ мировых достижений нашей страны был избран эстрадный певец. Таковы приоритеты.
В этом письме нет жалоб. В нем наше душевное состояние сейчас - боль за молодое поколение и за будущее наших правнуков. Какой будет наша страна, Родина? Сторонники «золотого миллиарда» на Западе утверждают, что остальные люди Земли - лишние, поскольку они могут снижать уровень привычных удобств и комфорта. Таково их беспокойство.
А есть ли у нашего народа неоспоримые преимущества внутренней системы ценностей по сравнению с более «развитыми» странами? Да, есть. Исторически западники объединялись для увеличения своей прибыли, чтобы кого-то завоевать, поработить, ограбить. Народы же России объединялись всегда, чтобы уменьшить свои стра-дания. Наши человеческие отношения не коммерческие. На эту разницу системы ценностей, как более развитую, можно делать ставку сейчас. Она достойна быть примером для других стран в будущем. Многие на Западе, судя по печати, это тоже начинают понимать.
Дмитрий Анатольевич, от имени своего поколения мы предлагаем развернуть постепенно тщательно продуманную пропагандистcкую компанию в СМИ о понятиях совести, чести и долга. Мы предлагаем подвести сознание людей к мысли, что высшей целью и предназначением является труд на благо Отечества, а не потребительство. Человек по природе сво-ей творец, и в этом его предназначение. Эта общая идея может сплотить наш народ и народы Украины и Белоруссии воедино.
Дмитрий Анатольевич, в день Победы, как труженики тыла, мы просим вас при назначении пенсии выделить тружеников тыла отдельно от более молодых пенсионеров и улучшить их материальное положение. Мы просим рассматривать ветеранов и тружеников тыла (при расчете пенсий) как одну социальную группу.

С уважением и надеждой ветераны Великой Отечественной войны,
труженики тыла в годы войны, пенсионеры г. Новосибирска:

И.С. СОЛДАТЕНКОВ, Л.Д. ПОКРОВСКИЙ, К.Л. ДОРОШИНСКАЯ, Т.И. ГРИГОРЬЕВА, Н.Н. ИВАШКИНА, Л.А. АБРАМЕНКО, Г.И. КАПИТОНОВ, Ю.В. КАСТАУШЕВ, В.И. САПОЖНИКОВ, С.Ф. ДЕВЯТОВА, О.Р. БАЮТОВА, Е.А. БОНДАРЕНКО, Т.Г. НАБОКОВА, И.И. ЕВТУШЕНКО, Ч.Х. ХАЙРИ, М. СМИРНОВА, РАТОРУЕВ, Л. ВАСИЛЬЕВА, Г.Е. ШЕВЛЯКОВА, АНТОНЕНКО, КАЧАНОВА, В. БУТАКОВА, Н.А. ШАЛЫГИНА, Н.А. ВАЛИШЕВА, К.Г. КОЛОСОВСКАЯ, З.И. КОВТУН, В.И. КУЗНЕЦОВА, Г.А. ПАНОВА, В.А. ЛУКЬЯНЧИКОВА, К.Г. СИДОРОВА, Т.Н. ШИПУНОВА, Е.И. МИТИНА, В.И. ДОМРАЧЕВА, Г.Р. БЫЧКОВА, Н.А. ГЕРШНОВА, Т.Ф. ПОПОВА, Е. КОВАЛЁВА, П.А. МОЛЬКИН, Н.И. ИВАНОВА, Г.Г. ШИШКИНА, Н.А. ГОРЯЙНОВА, Н.Н. ПАСЕЧНИКОВА, Н.И. ГОЛУБЕВА, И.Н. КЛИМОВА, Н.Н. КЛИМОВ, Г.В. КАРГАЛИНА.

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Заполнение таблицы. В таблице 2 столбика: 1- как заботится государство о сохранении духовных ценностей; 2- пример(из текста презентации и учебника)

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».