Упражнения на развитие силы голоса у дошкольников. Логопедическое пособие по коррекции нарушений просодической стороны речи дошкольников "чудесный мир звучащего слова". Разговор на эмоциях

Развитие голосовой функции — это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

Игра «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми­микой. Задача ребенка - догадаться какое настроение передает взрослый, а по­том попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

Игра «Вездеход»

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

«Му» - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

Бим - бом! Бим - бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим - бом! Бим - бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

Дин - дон! Дин - дон! (стоять на месте)

Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин - дон! Дин - дон! (шагать на месте)

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

Игра «Самолет»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

Игра «Тихо - громко»

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ - топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах - тихо. В это время произно­сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ - топ - топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп - хлоп - хлоп».

Игра «Спуск с горы»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

Игра «Котята»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

Игра «Жук»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

Игра «Ракета»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

Игра «Сказочник»

Цель

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

Игра «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

Игра «Божья коровка»

Цель

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

Божья коровка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

Оксана Хорохова
Картотека игр и упражнений на развитие голоса

Развитие голосовой функции - это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

1. "Телефон". Стоящий или сидящий первым в ряду ребенок произносит шепотом на ухо соседу заданное ему слово. Так слово передается до последнего ребенка. Кто передаст его не правильно, тот произносит заданный стишок.

2. "Эхо". Детей распределяют на две группы. Одна из групп - "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи) . Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

3. "Поезд". Приближаясь и удаляясь, поезд издает звуки, постепенно усиливающиеся или затихающие.

4. "Усатый кот". Один из детей - "кот", притаившись, подползая произносит вполголоса : "Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход", а остальные дети ("мышки") тихо проходят мимо него и шепчут : "Тише, мыши, кот все ближе, ближе". Кто скажет громко, того кот хватает.

5. Произнесение стишков с изменением силы голоса : в соответствии с содержанием одни слова произносятся тише, другие громче.

Мне мила моя работа (тихо,

Я доволен (громко,

Я горжусь (еще громче!

Нет ни горя, ни заботы (умеренно,

Как за дело (громче)

Я берусь (еще громче!

6. "Вьюга". По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят : У-у-у. По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят : У-у-у. По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса . По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда : горизонтальное движение руки - дети говорят тихо, движение руки вверх - усиление голоса , движение руки вниз - уменьшение силы голоса .

7. "Дует ветер". Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. "Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок : в-в-в (произносится тихо) . Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо : в-в-в) . Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер : в-в-в (произносится громко) . Как дует сильный ветер?" Дети громко повторяют.

8. "В лесу". Детям предлагаются картинки "Дети в лесу", " Мальчик заблудился", "Поезд", которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит : О-о-о! Как говорит Петя? (дети длительно повторяют) .Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать : ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют) . Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел : у-у-у! (Дети повторяют) .

9. "Лесенка". Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса .

"На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом : ав-ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом : мяу-мяу-мяу).На третью ступеньку вскочил петух и громко запел : ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом : ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал : ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом : ж-ж-ж) . На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку : з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом : з-з-з) .

10. "Корова и телята". Детям предлагается сюжетная картинка "На лугу". Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе : "На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?" Дети первой группы произносят низким голосом : му-му-му. "Коровам отвечают телята. Как они отвечают?" Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом : му-му-му. Затем группы меняются ролями.

11. "Протяни звук". В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э) . Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

12. "Повтори за мной". В игру можно играть как вдвоем, так и парами. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией "ах-ах-ах", "ай-ай-ай", "о-го-го", "ох-ох-ох","ой-ой-ой" и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка - догадаться, какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

13. "Уложи куклу". Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу : "Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри,как это нужно делать". После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает : "А-а-а!", а уже затем эти действия выполняет ребенок.

14. "Вездеход". Играть можно вдвоем и группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход :

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он нас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

15. "Поход в лес". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Произносят стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения :

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем : "Ау! Ау!" (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек : "Ух!" (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

16. "Коровка". Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги : "Мо-о, му-у". Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например :

"Му" - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

17. "Дом". Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делая глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги : "Дин-н, дон-н, бим-м, бом-м". Затем произносят стихотворение с движением.

Бим-бом! Бим-бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед) .

Бим-бом! Бим-бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх) .

18. "Кто дольше". Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных "м" и "н" и различных гласных : "Мам-м-м, мум-м-м, мом-м-м" и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

19. "Самолет". Дети вместе с взрослым становятся в круг. Затем, разводят руки в стороны и покачивают ими, представляя себя самолетами. Протяжно произносят звук "у", быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят "у".

20. "Ракета". Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Логопед предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает. Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук "у", руки немного разведены в стороны . Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук "у". Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук "у". А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Упражнения для "раскрепощения" мышц шеи и плечевого пояса

1. Упражнения для мышц плечевого пояса

Выполняется без музыки

1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т.п. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

2. Упражнения для мышц шеи

Выполняется без музыки

Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые.

1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед - вниз (вдох носом), поднять в исходное положение (выдох ртом), откинуть голову назад (вдох носом), исходное положение (выдох ртом).

3. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

4.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

5. Круговые медленные движения головой.

"Пчелка"

Исходное положение: Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты к плечам в локтевых суставах ("маленькие крылышки").

На первое предложение отведение и приведение согнутых рук к туловищу ("пчелка машет крылышками"). На второе предложение поднимать руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

"Ёлочка"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч, напряженные руки отведены в стороны - "ёлочка".

В первом периоде выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки при этом находятся в четырех положениях:

1 - 4 такты - в стороны - вниз;

5 - 8 такты - в стороны;

9 - 12 такты - в стороны - вверх;

13 - 16 такты - вверх.

В репризе руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, повороты начинаются из положения рук вверх и к последнему такту переходят в исходное положение.

"Качели"

Исходное положение: Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Пружинистые приседания, руки при этом свободно качаются вперед-назад. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

"Месяц"

На первое предложение медленно, на каждую фразу поднимать и опускать поочередно руки.

На второе предложение - качание вытянутых вверх рук над головой.

"Куница"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение - медленное вращение головой вправо.

На второе предложение - медленное вращение головой влево.

Игры и упражнения для развития дыхания

1. "Веселый паровозик"

Детям дается установка: "Чей паровозик дольше проедет?" Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога "паровозик едет": "Чух-чух-чух..." так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого на дольше хватило дыхания.

2. "Воздушные шарики"

Детям предлагается "надуть воздушные шарики" (дыхание короткое через нос). Сначала "надуваем шарик", затем со звуком "тс-с-с..." - "сдуваем", делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

3. "Сердитая муха"

Муха "жужжит над ухом": "Дз-з-з..." на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4. "На колок"

Держать свое тело в положении "на колок" - это значит как бы "надеть" его на позвоночник. Расслабить мышцы спины, плеч, рук, потом приподнять тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, "надеть" на позвоночник. Дети должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея - свободными.

5. "Свеча"

Поднести ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 - 2 см; длиной - 7 - 10 см) и дуть на нее (это "свеча") с тем, чтобы "положить пламя свечи" и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

6. "Звукоподражатель"

Воспроизвести звуки природы:

Свистит ветер - ссссссс

Шумит лес - шшшшш

Звенит комар - зззззз

Жужжит пчела - жжжжж

7. "Насос"

1 вариант

У детей в руках "насос". Они накачивают "шину", сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс!

2 вариант

Дети распределяются по парам. Встают друг против друга. Один будет надувать "резинового человечка" (куклу). Второй - сидит на корточках. Он ненадутый "резиновый человечек" (кукла). Слышен звук насоса - "человечек" поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Когда "человечек" надут до отказа, тогда "выдергивается шланг", и воздух с резким звуком пш! с силой прорывается, а "человечек" возвращается в свое исходное положение.

8. "Дирижер" (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

Исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Педагог - "дирижер" поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. "Дирижер" держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук "дирижера" дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

9. "Быстро - медленно" (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха)

Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро - коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные "с", "ш", "ф".

10. "Попеременное дыхание" (по методу йогов)

Цель этого вида дыхательных упражнений - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

11. "Мороз" (для равномерного выдоха)

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и "отогрелись".

12. Упражнение на сохранение вдоха

После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра "резиновый круг". Этот "резиновый круг" не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.

13. Дыхательная зарядка (из опыта Л. Казарновской)

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 - вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 - задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 - выдох, наклон вперед, опуская руки.

14."Ладошки"

Счет на 4. Исходное положение: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох - с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный.

15. "Кошечка" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох - выполнить повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох - возвращаемся в исходное положение, выдыхая через рот.

16. "Ушки" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Вдох - наклон головы вправо, втягивая воздух через рот. Выдох - через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.

17. "Синьор Помидор" (по М.Л. Лазареву)

Упражнение для развития силы дыхательных мышц.

Исходное положение: Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены вниз. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой "выжимают" грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

18. Силовое дыхание (по М.Л. Лазареву)

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.

19. Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы)

Исходное положение: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

Артикуляционная гимнастика с музыкой

1. Гимнастика для жевательных мышц

1 - 2 такты - два раза открыть рот и закрыть

3 - 4 такты - два раза выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение

5 такт - открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

6 такт - открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

7 - 8 такты - движения нижней челюсти вправо и влево

2. Гимнастика для губ

1 - 8 такты - чередование положений губ в улыбке и трубочкой (выполнить 4 раза)

9 - 12 такты - чередовать оскал верхних и нижних зубов

13 - 14 такты - плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук П

15 такт - верхними зубами покусать нижнюю губу

16 такт - нижними зубами покусать верхнюю губу

18 - 20 такты - круглые губы вытянуть вперед, "рупор", вернуть в исходное положение

3. Гимнастика для языка и губ

1 - 4 такты - "Улыбка" - растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в исходное положение (1 раз)

5 - 8 такты - "Забор" - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы

9 - 12 такты - "Трубочка" - вытянуть губы вперед трубочкой

13 - 16 такты - "Лопатка" - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу

17 - 20 такты - наказать непослушный язычок - чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "ПП - ПГГ"

21 - 24 такты - удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте

25 - 28 такты - "Иголочка" - рот широко открыт, показать узенький язычок

29 - 32 такты - наказать язык

1 - 4 такты - "Качели" - при открытом рте движение языка вверх - вниз (4 раза)

5 - 8 такты - "Барабанщики" - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д", сначала медленно, потом быстро (в соответствии с ритмическим рисунком)

9 - 12 такты - "Орешек" - узкий кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку с внутренней стороны

13 - 20 такты - "Дощечка" - широкий язык лежит внизу за зубами, рот широко открыт, вернуть язык в исходное положение (2 раза)

21 - 24 такты - "Мартышка" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за нижней губой

25 - 27 такты - "Бульдог" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за верхней губой

29 - 32 такты - "Грибок" - рот широко открыт, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка

33 - 36 такты - "Колесо" - рот закрыт, круговые движения языка внутри рта, справа - налево и наоборот

Артикуляционные сказки

1. "Теремок"

"Хоботок" - вытянуть губы вперед и вращать ими

В доме есть три маленьких круглых окошка

"Окошко" - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь

"Оскал" - показать зубы на улыбке, зубы разжать при этом

Стены у дома были красивые

"Покрасить стенки" - кончиком языка погладить щеки

Однажды подул очень сильный ветер и стены у домика зашатались вправо - влево, вправо - влево

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике

Движение нижней челюстью вправо - влево

Дверь то открывалась, то закрывалась

Рот открывать и закрывать

Даже труба на крыше закачалась

Хоботок вправо - влево

Вдруг дом рухнул и рассыпался

"Худышка" - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова не смогла сказать от расстройства

Закусить нижнюю губу

Прискакала лягушка - подружка и говорит: "Ква-ква! Пойдем, мышка, в мой домик жить!"

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой

Улыбка

2. "Сказка про гнома"

Язык вверх - вниз

Поел вкусное варенье и побежал гулять

Перелез через забор

"Забор" - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

Скатился с горки

"Горка" - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

И вдруг увидел красивую бабочку. Бабочка села ему на нос. Гном поморщился

Нос поморщить

Бабочка и не подумала улетать. Гном попытался сдуть ее с носа

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Так с бабочкой он играл целый день. Наступил вечер. Гном скатился с горки

"Горка"

Перелез через забор

"Забор"

И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал как она поет свою песенку

С-с-с

Умылся, почистил зубы

"Щетка" - кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Задул на ночь свечу

"Трубочка" - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке "У"

И лег спать

"Лопатка" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

3. "Маша и медведь"

"Толстячок" - надуть щеки

На столе чашки стоят.

"Чашечка" - боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

Маша была хозяйственной девочкой. Напекла Маша блинов, сделала много-много лепешек с тонкими краями.

"Лопатка" - пожевать края языка

Вдруг открывается дверь и входит Медведь. Удивился Миша.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел на столе порядок: чашки стоят.

Нахмуриться

"Чашечка"

Блины в тарелке остывают с вареньем

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Медведь улыбнулся и говорит: "Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!"

"Улыбка"

Посадил Машу в санки и повез в деревню

"Санки"

4. "Колобок"

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остывать

"Катушка" - широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык "выкатывается" вперед, затем убирается вглубь рта

Лежит колобок, отдыхает. Решил колобок посмотреть, что же на улице происходит?

Язык перешагивает через зубы

Открыл ставни и свесил ножки на улицу

"Лопата"- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Вдруг, откуда не возьмись, волк бежит. Остановился

"Оскал"

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался волк, поводил носом вправо - влево: "вкусно пахнет"

"Хоботок"

Попытался языком до колобка дотянуться; длинный язык у волка, вот-вот дотянется

Вытянуть язык "иголочкой" к носу

А колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп и закрылись

Прикусить язык

Так волку язык и прищемило. Оскалился волк. Завыл волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят

"Оскал"

Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает

5. "Делу время, потехе час"

"Иголочка" - сильно потянуть кончик языка вперед

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок

"Лопата" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. "Тук, тук, тук. Тук, тук, тук". Качели получились на славу!

"Молоток" - открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д"

Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краски раздобыли - красную, желтую, зеленую - и покрасили качели

"Маляр" - широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения взад-вперед (от зубов и обратно)

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели - идет индюшка-болтушка.

Что вы делаете?, - спрашивает

На качелях качаемся. Иди, с нами играть будешь

"Улыбка"

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что услышав эти звуки, к ним подошла большая, мудрая лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях

"Лошадка" - цоканье языком

Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно, со скрипом стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз...

"Качели"

Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

"Улыбка"

6. "Сказка про котенка"

"Киска" - широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Затем умылся, облизав свою мордочку, сначала от усов к носу, а потом наоборот

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Взял в лапы зубную щетку, почистил зубки. И пошел искать друга

"Щетка" - широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Шел-шел, шел-шел, по тропинке и по травке, по кочкам и по лужам, видит: грибок растет.

Грибок, будь моим другом!, - попросил котенок.

Не могу, я бегать не умею, - грустно сказал грибок

"Грибок" - прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка - его ножку

"Лошадка" - цоканье языком

Тпру-тпру, остановись, лошадка", - громко закричал котенок и потом робко попросил: "Будь моим другом!" Но лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше

"Фырканье" - широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки на раздувались, язык не зажимался зубами

"Индюк" - широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп. Добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл

Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. "Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе", - подумал котенок и пошел дальше

"Дятел" - кончиком языка стучать за зубами и произносить "д-д-д"

Идет по дорожке. Вдруг видит, щенок сидит и плачет.

О чем ты плачешь? Давай дружить!, - предложил котенок. Обрадовался щенок, громко залаял и побежал за котенком, весело виляя хвостиком

"Улыбка"

Вокальные упражнения

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - подошли мы к ежу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - вышли кони со двора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру - я хожу по двору.

Да-да-да, да-да-да - наступили холода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча - очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща - ловим щуку и леща.

Ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Усь-усь-усь - быстро с горки качусь.

Ма-ма-ма - пришла Зимушка-зима.

« ГРОМКО – ТИХО »

Цель : Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование : Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход : Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«ИДИ ТЕ С НАМИ ИГРАТЬ »

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход : На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

« НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ »

Цель : Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование : Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход : Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

« ДУЕТ ВЕТЕР »

Цель : Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование : 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

«СКАЖИ НА УШКО»

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

«БЫСТРО И МЕДЛЕННО»

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

«ПЕРЕБЕЖКИ»

Оборудование . Мел, стульчики. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору “Ay, ay, Петя”. Петя в свою очередь отвечает ему: “Ay, ay, Вова”, и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

«ВЬЮГА»

Оборудование . Сюжетная картинка “Вьюга”.

Описание игры . Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя “Вьюга начинается” тихо говорят: у-у-у…; по сигналу “Вьюга кончается” говорят тише; по сигналу “Вьюга закончилась” замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

«КТО КОГО?»

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

«ДУЕТ ВЕТЕР»

Описание игры . Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: “Пошли мы летом на прогулку в лес”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки”. Педагог и дети останавливаются. “Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: “Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…” - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

«МЕДВЕДЬ И ЁЛКА»

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры . Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Волк.Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Оборудование . Маски животных.

Описание игры . Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так». Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

« ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ »

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:

– Кто сидел на моем стуле?

– Кто ел из моей чашки?

– Кто спал в моей постели?

– Кто же был в нашем доме? И т.п.

«КАРУСЕЛИ»

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) -

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

«ГРОМКО – ШЕПОТОМ»

Цель : учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са - прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):

Су-су-су - кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са… (там летит оса), су-су-су… (я боюсь осу).

«ЛЕСНЫЕ ТРОПИНКИ»

Цель: научить детей повышать и понижать силу голоса

Кто там далеко идёт? – топ – топ – топ (тихим голосом)

Кто – то близко здесь идёт? – топ – топ – топ (громким голосом).

«ПАРОВОЗ»

Паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.

«ЗАЙЧИКИ»

Зайцы далеко играют на барабане – бам, бум, бом (тихим голосом);

Зайцы близко стоят и играют громко – бам, бум, бом.

«Дирижёр»

Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.

Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.

Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

? Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

? Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок (с 3 лет)

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

Три медведя (с 3 лет)

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Карусели (с 3 лет)

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) -

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

? Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Вьюга (с 4 лет)

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

? Игра способствует совершенствованию речевого дыхания, слухового внимания, развитию силы голоса.

Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

Дыхание йогов для развития голоса У йогов выработана форма дыхания специально для развития, голоса. Они вообще известны своими удивительными голосами, которые всегда сильны, чисты и звучны и обладают замечательной способностью быть слышными на огромных расстояниях.

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую

Из книги Секреты атлетизма автора Юрий Шапошников

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ Малыш второго и третьего года жизни активно с помощью всех пяти органов чувств исследует окружающий его мир. Ребенку необходимо не только посмотреть на новый предмет, но и потрогать его своими руками, совершить с ним

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ Чем лучше сформированы движения у ребенка младшего возраста, тем лучше развивается и его речь. Взаимосвязь этих процессов подтверждается многочисленными научными исследованиями. Поэтому развитие речи малыша невозможно без

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (от 2–3 до 6 лет) На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ; Г, ГЬ; Х, ХЬ; Й; СЬ; ЛЬ. При этом

Из книги Все дыхательные гимнастики. Для здоровья тех, кому за… автора Михаил Борисович Ингерлейб

Игры для развития артикуляции Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком. Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые

Из книги автора

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУГЛАВЫХ МЫШЦ ПЛЕЧА УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА Первое время часть упражнений лучше включать в утреннюю зарядку, а затем уже можно отводить для всего комплекса целиком специальное время. Каждое упражнение повторяйте 15-20

Из книги автора

Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей

Из книги автора

Игры для развития физического слуха

Из книги автора

Игры для развития речевого слуха Кто там? Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку

Из книги автора

Игры и упражнения для развития плавного ротового

Из книги автора

Игры для развития речевого дыхания Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!»

Из книги автора

Игры и упражнения для развития ручной моторики Массаж рук Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по