Доклад " интеллектуальное развитие дошкольников". «Как развивать интеллектуальные способности дошкольников Интеллектуальное развитие дошкольников по фгос

МДОУ детский сад № 8 «Золотая рыбка»

города Стрежевой Томской области

РЕФЕРАТ

«Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».

воспитатель

г. Стрежевой

Интеллект (от лат. - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очередь структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. Как отмечает

М. А. Холодная (1997), с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект - это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память.

В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,

Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, выра­батывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психо­логов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что при­меняемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запо­рожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоцио­нальные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии до­школьного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в ста­новлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невоз­можно.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений ши­роко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических за­кономерностей интеллектуального развития личности, к способам его сти­мулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей со­держания учебного материала.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиа­же, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса по­знавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

При этом исследователи, в процессе сенсорного воспитания детей, называют три вида ориентировочных действий, различающих по использованию форм социального опосредования.

Первый вид действий - действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию). В частности, дидактическая игра "Спрячь мышку" поможет научиться определять цвет, прикладывая дверь к домику.

Второй вид - соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

Третий вид действия - перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных или интеллектуальных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме.

В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А.В. Запорожец.

А.В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей и частью общей подготовки к школе.

Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата, а так же обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.

Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий, проведения с ним разного рода технологий.

Выполнение заданий оценивается в баллах:

0 – ребенок не выполнил задание;

1 – ребенок выполнил задание.

Например, проведем 1 технологию с дошкольником –

Никита Зайцев, подготовительная группа

Количество и счет.

Задачи: Выявить знание цифр от 0 до 9; умения считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользоваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1); увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один (в пределах 10); называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10 на наглядной основе), составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+), минус(-), равно(=).

Материал: Набор цифр, знаки действий: плюс (+), минус (-). Равно (=). Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов. 7 яблок) к заданием № 16, 17, 18.

Покажи цифры: 7, 8, 3.

(Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа.

Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?

Какое число больше (меньше) – 8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на1.

Назови соседей числа 5.

Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.

Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.

С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.

Из скольких единиц состоит число 5?

Из каких чисел можно составить число 7?

Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов.

Найди карточки с одинаковым количеством предметов.

Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше).

Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.

Задача 1. Аня взяла 7 матрешек, а Миша – две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)

Задача 2. У Максима было 6 огурцов, 2 огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.

Задача 3. Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?

В процессе выполнения ребенком заданий, заполнила диагностическую таблицу

№ задания

Критерий

Количество и счет

Покажи цифры

Назови предмет

Какое число больше (меньше)?

Какое число больше (меньше)? На сколько? Покажи цифру

Назови соседей числа

Назови предыдущее и последующее числа

Назови пропущенное число

С помощью каких цифр обозначается число? Покажи их

Из скольких единиц состоит число?

Из каких чисел можно составить число?

Покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов

Найди карточки с одинаковым количеством предметов

Назови число на 1 больше (на 1 меньше)

Подбери цифры

Общий балл по разделу «Количество и счет»

Высокий уровень – 16 – 18 баллов

Средний уровень – 13 – 15 баллов

Уровень ниже среднего – 10 – 12 баллов

Заключение

В результате подсчета набранного ребенком количества баллов по каждому заданию, мы выяснили уровень сформированности элементарных математических представлений. Исследование позволило установить динамику развития уровня представлений о количестве и счете у ребенка подготовительной группы. В возрасте 6 лет, ребенок отличается достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления.

Математические представления являются средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание занятий. Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и общематематических структур. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения занятия, развертывающегося по схеме «от простых упражнений, задач, занятий – к их сложным сочетаниям». Одним из условий реализации этих возможностей является изучение перехода к опосредствованному мышлению и его возрастных нормативов

Таким образом, с помощью этих технологий можно выявить уровень интеллектуальной подготовленности ребенка к школе и наметить перспективы дальнейшего развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных математических представлений.

Список литературы

Воспитание и обучение в детском саду /Под ред.А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976.

Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Парамоновой. О. С. Ушаковой. М., 1987г.

Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский.– М., 1996г.

Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002г.

Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» - М. Мозаика – Синтез 2011г.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987г.

Кругецкий В.А. Психология математических способностей у дошкольников. - М.: Просвещение. 1968г.

Мухина В.С. Детская психология/ В.С.Мухина.- М.:Просвещение, 1985г.

Эльконин Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин.-М.:Академия, 2004г.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.

Интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;

Формировать логико-математические представления, используя развивающие игры;

Стимулировать личностное развитие и самореализацию детей;

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.

Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, я закрепляю в режимных моментах.

Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.

В утренний промежуток времени я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.

Я выбираю интересные и нестандартные формы проведения НОД, применяя информационно-компьютерные технологии, чтобы активизировать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес, объединяя детей в группы, микрогруппы, пары.

Методическое пособие авторов: В.Д. Кретининой, Н. В. Костылевой «Естественное математическое развитие» содержащее комплексы игровых заданий и упражнений, позволяет мне создавать предпосылки для формирования правильного миропонимания.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количественные и размерных отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.

Широко используются подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.

Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.

В сюжетно- ролевых играх: «АЗС», «Супермаркет» дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.

Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий в вечернее время достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.

Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом.

Так математика проникает в различные образовательные области.

При ознакомлении художественной литературой я подбираю произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года. Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации: «Колобок», «Теремок», «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, освоить понятие величины.

Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.

Математика проникает и в художественное творчество: ориентировка на листе бумаги.

Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

Я практикую использование счета во время подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Такие развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика», также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью.

Использование «Чисел в цвете» Д. Кюизенера позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

Логические блоки Э. Дьенеша - на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Очень интересная система развивающих игр создана Б. Никитиным. "Сложи узор" "Сложи квадрат", «Кубики для всех", каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.

Занимательные задачи и упражнения З.Михайловой моделируют математические построения, отношения и закономерности.

. "Геометрическая мозаика", "Лего", счетные палочки,: "Страна математика", "Математическое домино", серия игр «Удивительные прищепки -универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать для работы с детьми, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

У моих воспитанников сформировались такие результаты: они стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

Обучая детей в процессе игры, я смогла добиться того, что радость от игровой деятельности переросла в радость учения радостного.

Литература:

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 96 с. (Математические ступеньки).

Данилова В.В., Рихтерман Т.Д, Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. – 2010.

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием - М.: Просвещение, 1987.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»", 2004.

В соответствии с новыми стандартами воспитательно-образовательный процесс я строю с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №9 «Колобок»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

«Развитие интеллекта дошкольников в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами».

Период работы над темой: 2016-2020 год

Составила: Чугунова Н.Н.,

воспитатель 1 квалификационной

Бугульма 2015год

Тема самообразования:

« Развитие интеллекта дошкольников в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами ».

Актуальность темы: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

После введения ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Цель : интеллектуальное развитие старших дошкольников через использование игровых технологий, методов и приёмов в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.

Задачи:

Раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально развитых детей.

Развивать психические познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста.

Стимулировать умственную активность детей.

Формировать основные математические представления и понятия (как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения)

Научить детей пользоваться приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Развить понимание математической речи.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие речи и р ечевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей:

1. Составление рассказа или истории по картинкам.

2. Узнавание предметов по ряду признаков.

3. Сравнение двух или нескольких предметов.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов.

6. Подобрать слово противоположного значения.

7. Решение логических задач.

8. Умение находить логические ошибки.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10.

Предполагаемый результат:

Информационно-аналитическая часть:

Изучение научной и учебно-методической литературы

  • Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
  • Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  • Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  • Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.»
  • Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ»
  • Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра»
  • Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ)
  • Страунинг А.М. «Методы активизации мышления»
  • Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи»
  • Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет»
  • Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я. Гуткович, И.М. Костракова, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1994, - 65 с.
  • Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Симбирская книга, 2001. - 64 с.
  • «Золотой ключик» творческого мышления: сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 84 с
  • Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. - Ульяновск, 1991. - 52 с.
  • Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. - Ульяновск, 1995. – 44 с.
  • Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000.
  • Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004.
  • Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  • Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996.
  • Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

  • Направления, формы организации работы, принципы использования игровых образовательных технологий по интеллектуальному развитию старших дошкольников при формировании элементарных математических представлений.
  • Использование дидактических игр современных игровых технологий Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С.Альтшуллера в интеллектуальном развитии дошкольников при формировании элементарных математических представлений
  • Создание в группе предметно-развивающей среды по образовательной области «Познание» для интеллектуального развития старших дошкольников.
  • Планирование и организация НОД по формированию элементарных математических представлений на основе дидактических игр современных игровых технологий Б.Н.Никитина, В.В.Воскобович, Т.А.Сидорчук, Г.С.Альтшуллера.
  • Организация кружковой работы с детьми
  • Диагностика уровня сформированности интегративного качества.
  • Взаимодействие с родителями по вопросу интеллектуального развития дошкольников.

Основные направления и действия для повышения личного самообразов ания:

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.

3. Изучать новую литературу по игровым технологиям.

4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Принимать активное участие в работе МО, в научно-практических конференциях, в конкурсах, семинарах.

6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Организовывать кружковую работу по направлению.

9. Проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Проектировать персональный сайт.

3.Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.

Предполагаемый результат:

1.Создание рабочей программы кружка: «Почемучка».

2.Проведение открытых мероприятий внутри ДОУ.

3.Чтение докладов и выступления на конференциях.

4.Разработка и проведение воспитательных часов по ФГОС.

5.Организация работы интеллектуальных кружков.

Форма отчета по проделанной работе:

1.Выступления по обмену опытом работы на заседаниях МО воспитателей.

2. Итоговая диагностика по интеллектуальному развитию детей.

3. Анализ работы по теме самообразования.

4.Сделать консультацию для воспитателей по интеллектуальному развитию дошкольников.

Выводы по окончанию работ:

Вывод: Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Компетентность воспитателя в области формирования интеллектуального развития детей, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире.