Нетрадиционные формы взаимодействия доу семьями воспитанников. Дошкольное воспитание. "Вопросы семейного воспитания"

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной, только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей возраста до 3 лет. Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Его не нужно рассматривать как подготовку к детскому саду. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Третий год жизни ребенка во всех отношениях оказывается особенным. У малыша идет интенсивное физическое и психическое развитие, интерес к окружающему в раннем возрасте является непроизвольным. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, его можно только заинтересовать. Поэтому в развитии детей в раннем возрасте ведущая роль принадлежит взрослому: родителям и воспитателям ДОУ.

Понятие взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство "ребёнок – родитель – педагог" понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства "Семья – детский сад", в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Термин "взаимодействие", в контексте взаимодействия образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т.А.Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом, главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи

Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно, формами работы детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте будут являться:

Традиционные формы работы – называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

2. Родительские собрания

3. Семинары и консультации для родителей

4. Наглядный материал

5. Педагогические беседы с родителями

6. Посещение семьи

7. Дни открытых дверей

8. Переписка педагогов и родителей

9. Анкетирование

Нетрадиционные формы работы – новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

1. Конкурсы и проекты

Проведение конкурса позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурса является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурса может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения конкурса могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

2. Круглый стол с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание круглого стола приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

3. Деловые игры

Деловая игра – простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узконаправленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4. Клубы (семейные)

Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными – для малышей).

Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.

5. Вечера вопросов и ответов

Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов – медиков, логопедов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

6. Встречи-знакомства – это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

"Язык фотографий" (педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и, назвав предварительно свои имя и фамилию, коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи).

"Зеркало группы" (педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате).

"Фамильная символика" (педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того, как каждый участник нарисует свой символ, он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и фамилией связь) и др.

7. Праздники в детском саду

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду.

Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

Т.В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл. 1).

Таблица 1.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей по Т.В. Кротовой.

Наименование

Основная цель

Формы проведения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев.

Новое в практике работы детского сада с семьей это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, еще стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде "Какое у вас настроение" родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.

"Спрашивайте – отвечаем" – это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Кроме того, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки – рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут обсудить выбор ребенка, прокомментировать его.

Совместно с родителями организуются тематические выставки, например: "Осенние фантазии", "Птичий вальс", "Веселые овощи", "Каждому скворцу по дворцу", "Такой веселый зоопарк", "Игрушка для елки.

Родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещать музеи.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание Попечительского совета при ДОУ. Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Задачами являются содействие:

Привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;

Организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в ДОУ;

Улучшению условий труда педагогического коллектива;

Организации совместной деятельности с родителями.

Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов – это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения. Присутствуя на педсоветах "Здоровье и безопасность наших детей", "Учимся, играя", родители высказывают свое мнение по обсуждаемой теме, вносят коррективы и предложения. Взаимно полезным является и участие родителей в семинарах-практикумах "Портрет современного педагога", где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть воспитатель, отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах.

Формы взаимодействия воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями:

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Коллективные формы работы с родителями:

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.

Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

Подготовка конкурса, выставок.

Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

Приглашение на собрание сказочного героя.

Подготовка плакатов по теме собрания.

Проведение заседания родительского комитета.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. Происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, логопеды, психологи – все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Цель создания клубов – увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского сада и семьи.

На совместных встречах в родительском клубе, за "круглым столом", во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение конкурса – вечеров вопросов и ответов.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

Обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

Помощи в разработке сценария;

Разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

Помощи в оформлении помещения;

Пошиве праздничных костюмов;

Подготовке отдельных номеров;

Изготовлении сюрпризов и подарков.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее – к здоровому образу жизни.

Наглядно-информационные формы работы с родителями:

Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

Выставки детских работ по определенной тематике;

Информационные листки;

Памятки для родителей;

Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания;

Папки-передвижки;

Папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим по объему, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями;

Родительская газета, которая оформляется самими родителями. В такой газете они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд.

Основные принципы и задачи по взаимодействию с родителями

В современных условиях введения ФГОС ДО основной идеей взаимодействия дошкольного образования и семьям воспитанников – установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Взаимодействие ДОУ и семьи предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

Единый подход к процессу воспитания ребёнка;

Открытость дошкольного учреждения для родителей;

Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

Уважение и доброжелательность друг к другу;

Дифференцированный подход к каждой семье;

Равно ответственность родителей и педагогов.

Взаимодействие ДОУ и семьи в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях ФГОС ДО предполагает решение следующих задач:

Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

Объединение усилий в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей;

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

Активизация воспитательных возможностей родителей;

Личностное обогащение всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

Использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

Задача воспитателя – наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.

Для организации традиционных событий используется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях, детской практической, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.

В организации образовательной деятельности учитывается принцип сезонности, доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, проводы Зимушки-зимы и т. п., общественно-политические праздники (День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы и др.).

Во второй половине дня проводятся тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем (Приложение №2).

Перспективное планирование взаимодействия детского сада с семьями

Годовой перспективный план работы воспитателя I младшей группы "Гномики" с родителями включает:

1) Информационно аналитический блок.

В младшем дошкольном возрасте главная задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются:

Сбор, обработка, использование данных о семье каждого воспитанника;

Выявление их потребностей в образовательных услугах;

Определение уровня педагогической культуры,

Выявление возможных форм взаимодействия.

Для решения поставленных задач нами проведено первое родительское собрание "Ваш ребенок пришел в детский сад".

При работе с родителями детей раннего возраста, с целью получить наиболее полную информацию по определенным вопросам взаимодействия, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении, в силу возрастных особенностей детей данного возраста, активно используется метод сбора информации – анкетирование родителей.

2) Практический блок.

Задачи этого этапа заключаются в непосредственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их запросами.

Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:

Повышать педагогическую культуру родителей.

Приобщать родителей к участию в жизни сада через внедрение наиболее эффективных и предпочитаемых форм работы с семьей ребенка третьего года жизни.

Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.

3) Контрольно-оценочный блок.

В рамках контрольно-оценочного блока, для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Достигнуты следующие результаты:

Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)

Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования): с 67% до 88%;

Повысилась удовлетворенность родителей формами взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования): с 54% до 92%,

Работа по взаимодействию с семьей в рамках исследования была направлена на вовлечение родителей воспитанников в педагогическую деятельность, вследствие чего:

1) родители стали активными участниками выставок и конкурсв на уровне ДОУ:

- "Чудеса с обычной грядки" (поделки из природного материала).

- "Веселые овощи"

- "Игрушка для елки"

2) делились опытом семейного воспитания через информационные стенды в группе детского сада: "Семейное увлечение", "Мой ребенок";

3) совместно с педагогами строили снежный городок на территории детского сада;

4) приняли участие в конкурсах "Каждому скворцу по дворцу";

5) родители стали постоянными участниками праздников и спортивных мероприятий:

Спортивное развлечение "Зарядка вместе с мамой" (40% родителей), "Малыши и Карлсон" (70% родителей);

Совместными силами, музыкального руководителя, воспитателей, специалистов и родителей были проведены праздники, посвященные Дню Матери, Новому году, 23 февраля, 8 Марта. Планируются праздники, посвященные Дню смеха, 9 мая.

Активное участие в праздновании дней рождений.

Литература

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. – №6. – С. 66-70.

2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. – №9. – С. 52-58.

3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова //Управление ДОУ. – 2002. – №4. – 66 с.

4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

5. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. – №1. – С. 82-92.

6. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. – 177 с.

7. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под.ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979. – 192 с.

8. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23-31.

9. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

10. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. – №1. – С. 41-49.

11. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005. – 111 с.

12. Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей "Из детства – в отрочество" / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. – №3. – С. 87-91.

13. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2002. – 120 с.

14. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25-26.

15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

16. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

17. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.

18. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74-83.

19. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 107 с.

20. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 112 с.

21. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет / Н.В. Макарычева.- М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

22. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб: Речь, 2005. – 150 с.

23. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.

24. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. -М.: МПСИ Модэк, 2011. – 400 с.

25. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

26. Образовательная Программа дошкольного образования МДОУ № 21 "Эврика" .

27. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

28. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 9. – С. 35.

29. Программа психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений / Сост. Н.Р. Айвазова, Е.В. Фасыкова. – Волжск: МарГУ, 2005. – 27 с.

30. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.

31. Седова Л.Н. Теория и методика воспитания / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. – М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.

32. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.

33. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2006. – 80 с.

34. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.

35. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2007. – №7. – 70 с.

36. Дошкольник. [Электронный ресурс] / Сайт для всей семьи. Режим доступа: doshkolnik.ru/roditelskie-sobrania.html, свободный. – Загл. с экрана.

37. Все для детского сада: конспекты занятий, методические разработки, сценарии детских праздников, игры и поделки – Маам.ру. [Электронный ресурс] / Международный образовательный портал. Режим доступа: www.maam.ru, свободный. – Загл. с домашней страницы Интернета

38. Дошколенок.ру. [Электронный ресурс] / Сайт для воспитателей детских садов. Режим доступа: dohcolonoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 17»

«Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Выполнила: старший воспитатель Бражникова В.Б.

Воронеж

2016 г.

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:

информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно- информационные формы.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

- проведение социологических срезов, опросов;

- «Почтовый ящик».

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.); - участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы;

Педагогический брифинг;

Педагогическая гостиная;

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес»);

Устные педагогические журналы;

Педагогическая библиотека для родителей;

Заседания клубов для родителей.

Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей;

Организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет;

Организация мини- библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне. Приведем примеры некоторых из них.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы . Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний.

    Педагогическая мастерская

    Деловая, ролевая игра

    Конференции

    Консилиумы

    Диспуты

    Диалоги

    Дискуссии

    Практикумы

    Тренинги

    Круглый стол

    Вечер – встреч

    КВН

    Конкурсы

    Праздники

    Посиделки

    Семинары

    Педагогический всеобуч

    Педагогические гостиные

    Школа заботливых родителей

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки". Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Одна из главных задач детского сада - это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией. Именно поэтому, задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной. Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться.

Одним из направлений в работе МДОУ детского сада № 42 "Золотая искорка" (г.Тюмень) является сотрудничество с семьей в вопросах рационального питания детей дошкольного возраста. Значимость поставленной работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья ребенка, через организацию рационального питания в семье.

Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах организации правильного здорового питания в семье. С целью определения перспектив взаимодействия МДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка, организации рационального питания было проведено анкетирование, участниками которого стали 220 родителей, дети которых посещают МДОУ.

По результатам анкетирования выяснилось, что 64% родителей отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровому питанию ребенка. В ходе работы над данной проблемой были продуманы как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

  • 1) повысить психолого-педагогические знания родителей (лекции, семинары- практикумы, консультации);
  • 2) вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  • 3) способствовать активному участию родителей в организации питания МДОУ.

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия МДОУ и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала в вопросах рационального питания. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей осуществляется через ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практической работой. Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны организации питания дошкольников.

Наиболее интересны родителям нетрадиционные формы, потому, что они позволяют познакомить их с психолого-педагогической литературой по организации питания детей дошкольного возраста, с данными исследований ученых, погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на правильную организацию питания в домашних условиях, повысить педагогическую грамотность, увеличить время для совместного общения, создать единое родительское сообщество (кулинарный практикум, школа заботливых родителей и т.д.) Большинство родителей пришли к выводу, что посещение занятий, семинаров - практикумов помогло им решить многие проблемы с организацией питания детей. Дети стали охотнее есть овощные и молочные блюда, перестали есть в сухомятку, полюбили супы, каши и кисели, освоили основные правила приема пищи, умение вести себя за столом, меньше стали болеть. У детей сформировалось позитивное отношение к режиму питания и продуктам питания. Родители благодарны педагогам МДОУ за интересные форму занятий, содержательные консультации и полезные семинары-практикумы.

К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать в специально организованной работе детского сада по организации питания. Одним из путей решения данной проблемы стало создание ежемесячной газеты для родителей "Разговор о правильном питании". Выпуск газеты позволяет наладить тесный контакт между детским садом и родителями, вооружить каждого родителя знаниями и советами по организации питания в семье.

Положительные моменты данной формы взаимодействия заключаются в следующем: родителям предлагается объективная информация, и они решают, что с ней делать; родители не ограничены во времени, они могут взять издание домой и изучить его в удобное время; информация, представленная в издании касается детей, посещающих МДОУ; родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду и связанных с вопросами питания их детей; родителям предоставляется возможность через издание участвовать в конкурсах, задавать интересующие вопросы по организации питания в МДОУ, реализовать право на участие в совместных творческих делах.

Внедренный в 2009 году проект "Приобщение родительской общественности к вопросам рационального питания дошкольников" позволил не только расширить знания родителей о полезных и вредных продуктах, об особенностях животной и растительной пищи, о разнообразии блюд, но и выработать практические навыки по приготовлению некоторых из них. Таким образом, систематическая, планомерная, целенаправленная деятельность всего коллектива помогла добиться определенных результатов.

«Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 34 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

«Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».

(консультация для воспитателей)

Подготовила

Лариса Владимировна

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего раз-вития ребенка необходимо их взаимодействие.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Однако проблема взаимодействия ДОУ с семьей в настоящее время решена не полностью. Семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь с семьей не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашей консультации «Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей».

Информационно-аналитические

* анкетирование,

* "почтовый ящик”;

наглядно-информационные

* выпуск газет,

* паспорт здоровья,

* открытые занятия для родителей,

* мини-библиотека,

* информационные стенды,

* дни открытых дверей;

познавательные

* практикумы,

* нетрадиционные родительские собрания,

* устные журналы,

* экскурсии;

досуговые

* праздники,

* совместные досуги,

* участие родителей в конкурсах, выставках.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Познавательные формы работы с родителями– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являют-ся заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы.К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда? », «Устами младенца» и других.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад » Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе - кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

«Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.) . Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

Родительские уголки

Папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»

Семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»

Библиотека – передвижка

Фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные »

Фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я! », «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни»

Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,

Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

Наглядно-информационные формы условно разделены на две под-группы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Например, «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Праздники «День Матери», «День рождения», «Новый год»

Развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)

Спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»

Вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»

Совместные проекты «Моя семья»

Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»

Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»

Спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Совместные походы «В мир прекрасного»

Экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. В этих же мероприятиях мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку (например, в игре «Устами младенца»). Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей

Галушко И.Г. преподаватель КубГУ, профессор МАДЮТК, Краснодар, Россия [email protected]

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение вопросов по структуре экскурсии методы и методика ее проведения, даются практические рекомендации.

Ключевые слова: экскурсия, семья, метод проекта.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодёйствию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам "семья", "улица", "детский сад" и др. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников необходимо рассматривать как взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволит выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечит необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Способы вовлечения родителей в образовательную работу ДОУ и в жизнь групп. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Особым видом занятий являются экскурсии. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсии традиционно является следующей:

Структурный компонент Содержание

Подготовительный этап Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение. В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх). В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, культурными объектами и деятельностью взрослых. Оно определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения и участка, а начиная с 4 лет - за пределами детского сада. Поэтому взрослому очень важно знать непосредственное окружение дошкольного учреждения (библиотеки, музеи, парки и т.д.). На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводят повторные экскурсии. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний. Например, целый цикл экскурсий может быть организован в виде

путешествий по экологической тропинке ДОУ. В этом случае экскурсия как форма обучения часто сочетается с использованием такой нетрадиционной формы обучения, как метод проектов. Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ. Например, в программе «Сообщество» в качестве основной формы организации образовательного процесса предлагается реализация проектов на различные темы. Тема проекта выбирается совместно с детьми и взрослыми, при этом реализация проекта предполагает не только свободный выбор темы, но и работу детей по желанию в разных центрах активности, участие родителей и получение определенного результата, а также совместное обсуждение того, что нового дети узнали, чему научились, что сделали своими руками. Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

Они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах речевого развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы;

У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

Формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

Родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:

Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

Положительные моменты для педагогов всего детского сада:

Изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

Возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми.

Итак, привлечение всех взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса ДОУ комбинированного вида. Таким образом, обобщая изложенные тенденции

в совершенствовании методики и технологии проведения занятий с детьми дошкольного возраста, можно сказать, что в современном детском саду достаточно успешно сочетаются традиции и новаторство.

Библиография

1. Закон Краснодарского края «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года»

2. Закон Краснодарского края "О туристической деятельности в Краснодарском крае" от 25.10. 2005 г. № 938-К3.

3. Проект Концепции Развития Сельского Туризма в Краснодарском крае

4. Распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р "О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)»

5. Интернет ресурсы: http://www.vfmgiu-tourism.ru/turizm как Бек1ог ekonomiki 2707.html

6. Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»