Конспект занятия "Что такое радуга? Проект (средняя группа) на тему: Познавательно - творческий проект «Радуга-дуга». Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром
Беседа с опытно-экспериментальной деятельностью "Откуда берётся радуга?" для детей старшего дошкольного возраста.
Автор :Салимова Евгения Игоревна, воспитатель, МБДОУ детский сад №65 г. ОрелЦель : развитие мыслительной активности, коммуникативных навыков, толерантности в ходе исследовательской деятельности.
Задачи :
- формировать интерес к явлениям природы,
- воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
- расширять представления о естественно научных связях между природными явлениями;
-способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи.
Словарная работа: спектр, призма.
Ход беседы
Воспитатель : Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
Ответы детей.
Воспитатель :Правильно - это радуга. А что такое радуга?
Ответы детей .
Воспитатель :Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.
Воспитать демонстрирует фотографию радуги.
Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель
:. А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель
: правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.
Воспитатель : Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель : призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель : А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент. <<Личная радуга. >>
Нужны : Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт : в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель : Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.
Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.
Задачи :
познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр ;
Расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
Материал и оборудование : Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги , литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.
Ход занятия:
Воспитатель : Послушайте, ребята, стихотворение :
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ :
- Радуга – радуга , цвет – пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела :
Растаяла …
Что же на память она всем
Оставила?
Красные маки,
Желтый песок
Зеленый зажегся
На ветке листок.
Жук фиолетовый
Греет бока
Синяя плещет
Река в берега.
Оранжевым солнцем
Согреты леса
А у скворца
Голубые … глаза. В. Степанов
Воспитатель : Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?
Дети : радугу
Воспитатель : А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?
Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель : Радуга – одно из красивейших явлений природы.
А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу ?
На что она похожа?
Воспитатель выслушивает ответы детей : На коромысло, на дугу, на мост и др.
Воспитатель : Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост , с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.
На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие ?
Дети : 7 цветов, перечисляем цвета, вспоминая известный стишок : «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан» .
Воспитатель : Сейчас мы попробуем создать свою радугу
Опыт «Радужная пленка »
Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?
На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы . Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов .
Физкультминутка :
В небе радуга висит в воздухе "нарисовать" радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Воспитатель : Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу .
К - красный
О - оранжевый
Ж - желтый
З – зеленый
Г – голубой
С – синий
Ф – фиолетовый
У нас с вами есть только 4 цвета : красный, желтый, синий, белый.
Как же нам нарисовать радугу ?
Дети предлагают свои варианты смешения красок.
Воспитатель : Давайте проверим ваши ответы. Красный у нас есть, оранжевый = красный + желтый, желтый - есть, зеленый = синий + желтый, голубой = синий + белый, синий есть, фиолетовый = синий + красный.
Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу , только не перепутать расположение цветов.
И в конце занятия , мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка , которая также включает все цвета.
Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковского городского округа «Центр развития ребёнка-детский сад «Алёнушка»
Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»
Программное содержание:
Цель: Развивать познавательную и творческую активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить, обогатить и систематизировать представления детей о природном явлении «радуга», ее свойствах и способах получения;
Формировать реалистические представления о природе, о ее объектах и явлениях;
Закрепить знания детей о теплых и холодных цветах, о семи цветах радуги, о способах получения цветов и оттенков;
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами и техниками, вызвать интерес к изображению радуги;
Расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).
Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;
Развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;
Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Воспитательные:
Воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А.Саврасова «Радуга», К.Сомова «Пейзаж с радугой», А.Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А.Венгера, «Радуга» В.Степанова, «Радуга» Л.Грана, «Радуга» Г.Лагздынь, «Радуга» С.Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г.Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».
Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Что такое радуга?», атласные ленты, изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, материалы для опытов: стеклянная миска с водой, зеркало, мыльные пузыри, фонарик, жидкое мыло, компьютерные диски, разноцветные короны.
Используемые интернет-ресурсы:
Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна http://corowina.ucoz.com/
Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43
Фон- http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=8e2f6e45406bb9e6af6c1e6d59252946 ;
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I часть. На экране заставка программы «Время»- прогноз погоды. (СЛАЙД 2), музыкальный файл (№1 мелодия к прогнозу погоды)
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?
(За дверью воспитатель в серебристом наряде)
Воспитатель: Милая девушка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?
Радуга: Я на небе засиделась,
Во все серое оделась.
Жду я лета, не дождусь
Когда цветною обернусь
Мне бы солнышка – хоть лучик
Ну и капельку из тучи.
Тогда стану я другой, -
Разноцветною дугой.
Дети: Мы догадались – это РАДУГА! )
Радуга: Да, я - Радуга. Как вы догадались?
Воспитатель: А я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и насколько я знаю, радуга бывает летом, а сейчас зима.
Радуга: Нет, я зимняя Радуга! Я могу появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги. Разве вам это не известно?
Дети: Мы природу изучаем, и конечно это знаем.
Радуга: Расскажите, что вы обо мне знаете?
(Предполагаемые ответы детей: радуга - это природное явление, радуга появляется после дождя, когда светит солнышко)
Радуга: а вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? На что она похожа? (на коромысло, на дугу, на мост, на ворота)
Воспитатель: (СЛАЙД 3, музыкальный файл №2 «Звуки дождя») радуга - одно из красивейших явлений природы. Мы все много раз видели радугу, и всегда это явление приводит нас в восторг. Погода солнечная, но вдруг неожиданно начинается дождь, и через все небо перекидывается разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе (СЛАЙД 4, музыкальный файл №3 «Радуга»-1 Домисолька)
Радуга: Ребята, как вы считаете, откуда взялись эти ворота? Кто их построил так быстро и так красиво? (луч солнца и дождевые капли). (СЛАЙД 5, музыкальный файл №4 «От улыбки солнечной…»)
Воспитатель: Значит, для того, чтобы в небе появилась радуга, нужны солнечные лучи и вода. А давайте мы с вами сейчас поймаем свою радугу. Для нашего маленького чуда нам понадобятся: стеклянная чаша с водой, зеркало, лист белой бумаги и солнышко.
ОПЫТ: Налить в чашу воду, опустить в нее зеркало, которое направить на солнышко.
Воспитатель: И вот наша радуга уже на листе бумаги, на стене, на ваших, дети, лицах. А знаете, почему так происходит? С помощью луча света, который отражается в зеркале, но без воды, мы получим солнечных зайчиков (показ). А если мы опускаем зеркало в воду, то луч света преломляется (например: возьмем палочку и сломаем ее, сколько у нас палочек получится?) так и солнечный луч распадается на несколько цветных лучей.
Радуга: Ребята, а вы знаете, что бывают разные виды радуги? Я их вам сейчас покажу:
1. «Зимняя радуга» (СЛАЙД 6)
Воспитатель: Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда, и появляется радуга. «Зимняя радуга» – бледная.
В народе говорили: Зимой радуга - к крепкому морозу!
2. «Лунная» радуга (СЛАЙД 7)
Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.
3. (СЛАЙД 8) А еще радуга любит появляться около водопадов . Там много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную, и лунную радуги.
4. (СЛАЙД 9) В городах, где есть фонтаны - там тоже много влаги - это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.
5. (СЛАЙД 10) Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой.
6. (СЛАЙД 11) А еще можно наблюдать двойную радугу, и тройную .
7. (СЛАЙД 12) Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.
8. (СЛАЙД 13) Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.
Радуга: А давайте немножко поиграем.
Физминутка (стоя в кругу)
Мы летим над облаками
Мы хватаемся руками
Задеваем головой – ой!
Если дома не сидится,
Приглашаем прокатиться
По планете голубой (поклон)
Радуга над нами - спинку прогибает (рисуем вверху Р)
Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)
Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!
II часть.
Воспитатель: Позади уже зима. К нам идет… (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, давайте поможем Радуге облачиться в ее цветной наряд. И тогда мы увидим ее красоту хоть краешком глаза?
(Выслушать предположения детей)
А может мы попробуем что-нибудь сделать?
Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?
Дети: Вода, солнечные лучи.
Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?
(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, трубочка; фонарик, мыльные пузыри, компьютерный диск, белый лист бумаги)
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу? Тогда давайте попробуем?
Опыт 1 В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?
Опыт 2 Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги
Опыт 3 Игра с мыльными пузырями.
Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.
Воспитатель: Скажите, что вы испытывали, когда видели радугу? (ответы детей) А если бы вы дотронулись до радуги, что бы вы почувствовали? (ответы детей) Как вы думаете, чем пахнет радуга? (ответы детей) Какое у вас было настроение при виде радуги? (ответы детей) Давайте передадим свое радостное настроение, свое тепло друг другу:
Воспитатель: (обращаясь к Радуге) Именно благодаря тебе мы видим мир в радужном цвете, ты нам даришь ощущение радости, а мы мечтаем.
Как неожиданно и ярко на влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка в своем минутном торжестве.
Сколько цветов мы с вами видим в радуге? (семь)
Воспитатель: А как располагаются цвета в радуге? (в определенном порядке)
Давайте сделаем радугу из цветных лент.
Создателем мостика - радуги может стать тот, кто знает волшебное заклинание. Вы знаете?
(Дети: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан) (СЛАЙД 14) Дети выкладывают радугу из атласных лент.
Воспитатель: А вы знаете еще волшебные заклинания?
(Дети: Кот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.
Как однажды Жак звонарь головой сломал фонарь)
Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости.
Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим подарить тебе частичку радуги и вернуть тебе летнюю красоту.
Воспитатель: Предлагаю вам стать художниками. Давайте пофантазируем и нарисуем радугу. Выберите материал для создания своей радуги. (Во время творческого процесса воспитатель помогает советом в выборе инструментов и техник).
Звучит песня "Раз-два радуга» (музыкальный файл № «Раз-два радуга»)
III часть:
Воспитатель: Ребята у вас получились необычные, чудесные, такие разные
радуги. Давайте мы их объединим в одну большую радугу (дети соединяют свои работы с помощью скотча, воспитатель помогает).
Дети замечают, что с радугой произошло чудо (её одежда стала
радужной, во время творческого процесса воспитатель переодела платье).
Воспитатель: Дети, нарисовав радугу, смогли вернуть тебе летнюю красоту.
Радуга: Я вам всем очень благодарна, я снова стала цветной. Какие же вы молодцы!
Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.
Воспитатель: Встанем мы в волшебный круг!
Создадим кольцо из рук!
Из пылающих сердец
Создадим большой дворец.
Мы златое пламя звезд
Создаем из радуг мост.
Воспитатель: Ребята, что же такое радуга? Кто нам помог так много узнать об этом красивом природном явлении? (ответы детей: художники, поэты и писатели, музыканты).
Что еще интересного вы знаете о радуге?
Радуга вдохновляла художников, и они ее рисовали. (СЛАЙД 15)
О радуге создавали мультфильмы. Заставка мультфильма «Радуга» (СЛАЙД 16)
Радугу фотографировали.
Радуга есть на флагах городов Перу, город Куско. (СЛАЙД 18)
(СЛАЙД 19, музыкальный файл №6 «Цветик-семицветик»)
Радуга: Дарю вам для ваших экспериментов "Волшебные краски".
А мне пора в путь, меня ждут, хотят видеть, обо мне мечтают не только дети, но и взрослые.
Дети благодарят Радугу и прощаются с ней.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Теремок»
Познавательно - творческий проект
«Радуга-дуга».
Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.
Елезова Людмила Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории;
Пятышева Светлана Николаевна, воспитатель.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети средней группы.
г. Коряжма 2014г.
Проблема:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.
Обоснование проблемы:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
- знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
- учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
- воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Срок проведения: 2 недели.
Основные направления реализации проекта:
- НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
- Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
- Заучивание стихов.
- Просмотр мультфильмов.
- Аппликация и рисование.
- Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.
Обеспечение: методическая и художественная литература, диски с мультфильмами, иллюстрации, набор для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.
Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.
Познакомятся с литературными произведениями.
Будет создана выставка работ.
План выполнения проекта:
1 этап – подготовительный:
- Разработка проекта.
- Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.
- Подбор методических рекомендаций для родителей.
- Составление плана основного этапа.
- Определение цели и задач проекта
2 этап – основной (реализация проекта):
День недели | Отрезок времени | Деятельность воспитателя с детьми |
Понедельник | Утро | НОД «Семицветная радуга» Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…). |
Вечер | Чтение веселых детских стихов про цвета П/и «Найди свой цвет» |
|
Вторник | Утро | Беседа «Изучаем семь цветов радуги» Чтение сказки о радуге Д/и «Найди и назови свой цвет» |
Вечер | Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака П/и «Найди себе пару», «Салют» Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию» |
|
Среда | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Красный…» Чтение сказки о радуге, детских стихов про красный цвет НОД по рисованию «Радуга-дуга» |
Вечер | Проведение опыта «Волшебный лучик» Чтение Красной сказки Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
|
Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет» |
||
Четверг | Утро | Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …» Чтение оранжевой сказки Аппликация «Морковка» |
Вечер | Чтение сказки о цветах радуги, детских стихов про оранжевый цвет Чтение стихов о радуге И. Мордовиной, С. Маршака, С. Пшеничных Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам» |
|
Пятница | Утро | Д/и «Здравствуйте – я желтый …» Чтение сказки о радуге Эксперимент с водой Чтение сказки про Желтый цвет Е. Перченковой |
Вечер | Чтение желтой сказки, детских стихов про желтых цвет Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова, Е. Благининой Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили» |
|
Понедельник | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…» Чтение стихов о радуге С. Маршака, К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера Рисование «Елочка – зеленая иголочка» |
Вечер | Чтение зеленой сказки. Беседа по вопросам Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой Чтение детских стихов про зеленый цвет |
|
Вторник | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Голубой, а я Синий …» Чтение детских стихов про голубой и синий цвет Загадывание загадок о цветах радуги |
Вечер | Чтение голубой и синей сказок Чтение стихов о радуге И. Гамазковой, И Мордовиной Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой Загадывание загадок про ягоды и называние цвета |
|
Среда | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …» Загадывание разноцветных загадок Эксперимент с маслом Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика» |
Вечер | Д/и «Назови цвета, которыми нарисована картина» Рисование «Радуга-дуга» Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой, детских стихов про фиолетовый цвет |
|
Четверг | Утро | Чтение разноцветной сказки Коллективная аппликация и рисование «Петушок и курица с цыплятами» П/и «Цветные автомобили» Повторение изученных стихов о радуге |
Вечер | Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» Чтение стихов о радуге А. Бывшевой, И Векшигановой Игра «Составь радугу» Загадывание загадок про фрукты и называние цвета |
|
Пятница | Утро | Коллективное рисование «Чудо птица» Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской Игра «Самый внимательный» |
Вечер | П/и «Найди свой домик» Развлечение для детей «Радуга красавица» |
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Проведение развлечения «Радуга красавица».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*Н. Нищева. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.
*К. Ю. Белая, В. М. Сотникова. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2007.
Вслед за радугой
Основные задачи:
Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету;
Закрепить изобразительные умения;
Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Игровой персонаж: педагог в образе художника (можно радуги-дуги, цветика-семицветика и т.п.).
Педагог говорит детям, что когда она пришла утром в группу, то увидела, что вся группа стала какая-то цветная. Вместе с детьми находит на стене нарисованную радугу, на столе цветик-семицветик, на полке - цветные ленты, в уголке ряжения венки из цветочков разного цвета, в корзине - воздушные шары разного цвета. Говорит детям, что они, наверное, попали в разноцветное сказочное государство.
Дидактическое упражнение «Воздушные шары» }