Пластилинография: особенности проведения занятий в разных группах, реализация проектной деятельности и кружковой работы. Рабочая программа на тему: Рабочая программа "Пластилинография"

А ктуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа 2101 «Филевский образовательный центр»

Образовательная программа кружка дополнительного образования по пластилинографии

« Пластилиновое чудо »

для школьников

Срок реализации программы 1 месяц

Руководитель: Горбенко С.А.

Москва 2016

Пояснительная записка

Цель и задачи реализации программы

Принципы, лежащие в основе программы

Учебно-тематическое планирование

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по пластилинографии « Пластилиновое чудо »

Список использованной литературы

Пояснительная записка

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ученика, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности, творческого потенциала.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования.

Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей школьников.

Программа « Пластилиновое чудо » направлена на развитие индивидуальных творческих способностей школьников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования и опирается на пособие по пластилинографии Г.Н.Давыдовой для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у обучающихся, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография . Ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! С помощью пластилина можно оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и разочарования в себе.

Основой программы « Пластилиновое чудо » является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Понятие « пластилинография » имеет два смысловых корня: « графия »- создавать, изображать, а первая половина слова « пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид « живописи ». Вы практически « рисуете » пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов - увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития обучающегося. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Цель: создание условий для формирования практических умений работы в технике « пластилинография » и развитие у школьников художественно - творческих способностей средствами пластилинографии.

Задачи:

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

Развивать интерес к художественной деятельности.

Формировать изобразительные навыки.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.

Создать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.

Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, вдавливание и др.)

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

А также к концу учебного года у обучающихся предполагается формирование и развитие:

Навыков совместной работы;

Навыков пользования инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых обучающимися вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, воплощая в ручном труде всю свою фантазию и воображение.

Программа по платилинографии «Пластилиновое чудо» для обучающихся начальных классов разработана в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"); основывается на методике Г.Н.Давыдовой «Пластилинография для малышей» (М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.)

Актуальность программы: вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ученик творит сам.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, делающий невидимое видимым.

Практическая значимость: з анимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ученик не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. А эти качества нужны не только художникам, они полезны любым специалистам.

Программа «Пластилиновое чудо» адресована широкому кругу: педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами творческого развития детей.

Основные приемы лепки пластилином :

Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание . Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

У обучающихся предполагается формирование и развитие:

Навыков совместной работы;

Навыков пользования инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;

Умения владеть различными техническими приемами и способами лепки;

Умения изготавливать из пластилина простейшие картины;

Умения украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами;

Познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности.

Усидчивости, терпения, трудолюбия.

Результативность программы :

Таким образом, данное построение кружка дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность обучающихся. Весь подбираемый материал для занятий с обучающимся, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

У младших школьников развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с обучающимися по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У ребят воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта обучающегося.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у обучающихся развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы.

Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ученику в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Учебно-тематическое планирование

Занятие

Тема

Программное содержание

Количество часов

1-я неделя

«Волшебный пластилин»

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

"Гроздь винограда"

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

«Слоненок на прогулки»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

«Нарцисс»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить цветок нарцисс. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

2-я неделя

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

«Кораблик»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

«Бабочка»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

«Морской конек»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

3-я неделя

«Золотая рыбка»

Беседовать с детьми о любимых сказках.Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и морских обитателях. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм рыбок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании рыбки с помощью пластилина

«Дельфины в море»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

« Овечка»

Формировать у детей обобщенное представление о игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать образ.

«Верный друг – Дружок»

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при создании образа. Развивать мелкую моторику рук

4-я неделя

«Мир вокруг меня»

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках цвета

"Клубника на тарелочке"

Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

«Творю что хочу»
(самостоятельная
деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

«Цветы»

Обобщить с детьми знания о цветах. Рассмотреть цветы, посредством пластилинографии изобразить их на картине.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используется методическое пособие Г.Н.Давыдовой « Пластилинография » (М.: « Издательство Скрипторий 2003 », 2012. – 80 с.)

Формы организации деятельности школьников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Программа предполагает совместную работу обучающихся с учителем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ученику должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению работе с пластилином в технике « пластилинография », меняется по мере развития овладения учениками навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества обучающихся.

Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.

Все задания соответствуют по сложности детям школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ученика и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Формы и методы контроля

Метод наблюдения (на занятиях кружка).

Участие в выставках.

Выставки.

Материально-техническое обеспечение программы дополнительного образования по пластилинографии « Пластилиновое чудо »

Наглядные средства:

Стенды (правила техники безопасности и др.);

Демонстрационные работы и образцы в технике « пластилинография ».

Технические средства:

Видео-аудио материалы

Компьютер

Цифровой фотоаппарат

Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для пластилинографии: клеенки (или доски для работы с пластилином), набор стеков, спички или зубочистки, бусины, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, природные материалы, х удожественный и бросовый материал, изобразительные инструменты и т.д.

Список использованной литературы

Давыдова Г.Н. «Пластилинография». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.

Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина». - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»)

Федеральный государственный образовательный стандарт

Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009.

- Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008 .

Паспорт

образовательной программы (ОП) дополнительного образования детей

Наименование ОП

Пластилиновое чудо

ФИО: Горбенко Светлана Александровна

место работы: ГБОУ Школа 2101 ФОЦ пл.10

должность: воспитатель

Аннотация программы

Направленность ОП

Практическая

Возраст обучающихся

Младший школьный

Срок реализации ОП

1 месяц

Год разработки ОП

2016

Цель ОП

Создание условий для формирования практических умений работы в технике «пластилинография» и развитие творческих способностей.

Задачи ОП

Познакомить с новым способом изображения – пластилинография

Развивать мелкую моторику, глазомер.

Учить основным приемам пластилинографии

Новизна ОП

Программа обеспечивает своевременное и всестороннее развитие личности с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.

Формы занятий

(указать кол-во детей в группах)

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Группа 15- 20 детей

Режим занятий

2 раза в неделю

Ожидаемые результаты

Успешное освоение образовательной программы по художественно-эстетическому развитию.

Формы подведения итогов реализации ОП

Наблюдения

Организация выставки

Выставка работ


В детский сад калитка открывается.

Чудеса повсюду начинаются.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 378"

городского округа Самара «Родничок»

Кружок «Занимательная пластилинография»

Руководитель: воспитатель высшей квалификационной категории Могилюк Наталья Владимировна

Цель: создание условий для детей с общим недоразвитием речи для развития творческих креативных способностей.

Задачи:

  1. 1. Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с пластилином.
  2. 2. Развивать творческие способности, воображение детей.
  3. 3.
  4. 4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  5. 5. Помочь освоить нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
  6. 6. формировать устойчивый интерес у детей к творчеству в самостоятельной деятельности.

Перспективный план работы кружка «Занимательная пластинография»

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

сентябрь

«Воздушные шары для праздника».

1.Познакомить детей с анималистической живописью – пластинография.

2.Учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера (большие, маленькие), разного цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагать на горизонтальной поверхности.

3.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, дружеские взаимоотношения между сверстниками.

«Сушки – баранки для

гостей».

1.Продолжить знакомить детей с пластинографией.

2.Учить детей лепить угощение для чаепития (сушки – баранки) прямыми движениями рук раскатывая между ладоней «колбаски» разного размера, соединяя оба конца (большие – маленькие), красиво располагать на горизонтальной поверхности.

3.Закреплять понятие «большой – маленький».

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

«Заборчик».

1.Учить детей лепить заборчик.

2.Закреплять умение скатывать «колбаски» прямыми движениями между ладонями.

3.Закреплять умение детей работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства, красиво в вертикальном положении располагать «колбаски».

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

5.Развивать аккуратность, умение довести начатое дело до конца.

«Радуга».

1.Вызвать интерес к природным явлениям (появление радуги после дождя).

2.Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос).

3.Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски»

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер.

5.Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

октябрь

«Овощи».

1.Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине).

2.Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефный рисунок (точки, полоски).

3.Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику.

4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

«Фрукты».

1.Расширять представления детей об фруктах (форме, цвете, величине).

2.Учить детей лепить плоскостные изображения фруктов (скатывание, расплющивание) дополнять отдельными элементами (черенок, листик).

3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

«Смородина».

1.Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).

2.Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка.

3.Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер.

«Мухомор».

1.Расширять знания детей о грибах (форме, цвете, величине, съедобные – ядовитые).

2.Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделять его отличительные признаки.

3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер.

4.Развивать усидчивость в работе, желание выполнять работу до конца. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

ноябрь

«Осенняя берёза».

1.Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах).

2.Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола.

3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер.

4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе.

«Клоун».

1.Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его.

2.Закреплять части тела человека.

3.Продолжать развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.

4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

«Одежда».

1.Продолжать учить детей лепить плоскостное изображение фигуры человека – девочка в длинной шубе по показу и словесной инструкции воспитателя.

2.Закреплять части тела человека, представления детей об одежде, названиях предметов одежды.

3.Продолжать развивать мелкую моторику, внимание, цветовосприятие.

4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

«Солнце в тучах».

1.Расширять представления детей о погодных изменениях.

2.Продолжать скатывать шарики из пластилина, расплющивать их на картоне, создавая нужную форму предмета.

3.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

4.Развивать аккуратность в выполнении работы.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

декабрь

«Снежинка».

1.Расширять знания детей о зиме. Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».

2.Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок.

3.Развивать мелкую моторику, конструктивные способности.

«Мой домашний питомец».

1.Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам.

2.Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит), закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей.

3.Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).

4.Продолжать развивать аккуратность в работе.

«Дом».

1.Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, из каких частей состоит).

2.Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая полуобъёмное изображение, дополнять отдельными характерными элементами (окна, ставни, дверь).

3.Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить знакомые приёмы лепки.

4.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

5.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

«Ёлочка зелёная».

1.Расширять знания детей о праздниках и традициях.

2.Учить детей путём пластинографии передавать строение ёлки, направление веток, украшать разноцветными шариками.

3.Закреплять умение пользоваться стекой передавая игольчатую пушистость ёлочки.

5.Развивать аккуратность в выполнении работы.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

январь

«Зимние забавы».

1.Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением.

2.Учить детей лепить снеговика используя технические приёмы пластинографии, соблюдать размеры снежных комочков.

3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой.

«Животные нашего леса. Лиса».

1.Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой.

2.Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность.

3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость).

4.Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания.

5.Развивать мелкую моторику рук.

«Животные холодных стран. Белый медведь».

1.Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде.

2.Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.

3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

4.Закреплять умение соединения частей в единое целое путём промазывания, сглаживания.

«Животные жарких стран. Жираф».

1.Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, показать выразительные возможности данной техники.

2.Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей.

3.Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнение.

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

февраль

«Зимующие птицы. Снегири».

1.Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней.

2.Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

3..Развивать практические навыки и умения детей при создании заданного образа посредством пластинографии.

5.Прививать любовь к птицам.

«Домашние животные. Кролики и крольчата».

1.Познакомить детей с обитателем лесов средней полосы.

2.Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного в своей художественной творческой деятельности.

3.Закреплять умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого образа через более точную передачу частей тела, цвета.

4.Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.

5.Прививать любовь к живой природе.

«Домашние птицы. Петушок – золотой гребешок».

1.Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками.

3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

4.Воспитывать желание добавлять радость окружающим своей работой.

«День защитников отечества. Танк».

1.Расширять знания детей о государственных праздниках.

2.Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений).

3.Учить передавать форму, характерные детали танка.

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

5.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

март

«Весна. Душистая мимоза».

1.Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете.

2.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.

3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.

4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие.

5.Прививать любовь к матери, желание сделать подарок к женскому дню.

«Рыба - кит».

1.Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды - китом.

2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималисткой.

3.Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии.

4.Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки.

«Слон».

1.Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах.

2.Учить передавать строение животного и его характерные признаки (хобот, большие уши, т.д).

3.Закреплять умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей.

4.Прививать любовь к животным.

«Пароход».

1.Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении).

2.Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии.

3.Закреплять умение сплющивать, сглаживать контуры соединений.

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

апрель

«Перелётные птицы. Лебеди».

1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

2.Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии.

4.Прививать любовь и бережное отношение к птицам.

«Насекомые. Божья коровка».

1.Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания.

2.Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части.

3.Закреплять умение красиво располагать чёрные точки по туловищу.

4.Развивать у детей эстетический вкус, цветовосприятие.

5.Воспитание осторожного и бережного отношения к насекомым.

«Рыбы. Рыбки в аквариуме».

1.Учить детей лепить плоскостное изображение рыбок используя при создании изображения разнообразные приёмы лепки усвоенные ранее.

2.Развивать образные представления, воображение, творчество, мелкую моторику.

3.Прививать любовь к рыбкам.

«Жители морей. Осьминог».

1.Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом.

2.Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималистикой.

3.Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии.

4.Продолжать развивать воображение, композиционные навыки.

Мес

Неделя

Тематика занятия

Задачи

май

«Подсолнух.

1.Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении).

2.Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха.

3.Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

4.Поощрять инициативу и самостоятельность детей.

«Ландыши».

1.Познакомить детей с весенним цветком – ландышем.

2.Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета).

3.Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к природе.

«Змейка».

1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, местах обитания, приспособленность к окружающей среде.

2.Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой.

3.Закреплять умение украшать объект декоративным узором, используя имеющие навыки: скатывание, расплющивание

4.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, восприятие.

«Павлин».

1.Расширять представления детей об экзотических птицах тёплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения.

2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

3.Развивать чувство цвета, композиционные навыки.

4.Вызвать желание доставить хорошее настроение окружающим.

ГБОУ АО «Мошинский детский дом»

"ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ"

Срок реализации - 1 год.

Разработчик:

Романова Марина Владимировна,

педагог-психолог.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению - художественно -прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы и веса.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности - лепку.

4.Принцип интеграции - сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Задачи программы:

Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

Формировать и развивать навыки ручного труда;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

Воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;

Сроки реализации образовательной программы "Пластилинография"- 1 год.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

Освоить прием надавливания.

Освоить прием вдавливания.

Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

Освоить правильную постановку пальца.

Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу.

Научиться действовать по словесному указанию.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

  • изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
  • изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
  • создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

  • выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
  • одной темы многократно и поэтапно;
  • нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет

Структура занятий:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов - похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Формы организации занятий:

По количеству детей участвующих в занятии - подгрупповая (6-7 человек), индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью 1 час.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с воспитателями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

Список литературы.

1. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д", 2004

3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ", 2002

4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство", 1997

5. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб. Детство-пресс, 1999

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми 7-11 лет.

Неделя

Тема

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

"Орнамент"

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

«Орнамент»

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить весенние цветы лилии. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

Формировать у детей обобщенное понятие о цветах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых цветов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

"Осенний пейзаж"

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида листьев. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

"Осенний пейзаж"

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

"Бабочка"

Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и насекомых. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм. Поощрять инициативу и самостоятельность.

" Бабочка"

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

"Творю, что хочу"
(самостоятельная
деятельность детей)

"Творю, что хочу"
(самостоятельная
деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

"Зимняя картина"

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

"Зимняя картина"

Развивать глазомер и цветовосприятие

"Елочные игрушки»

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

"Елочные игрушки"

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Январь

"Кактус в горшке"

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

"За окошком снегири"

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

"За окошком снегири»"

Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

"Творю, что хочу"
(самостоятельная
деятельность детей)

Февраль

"Зимний пейзаж»"

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

"Сердечки к Дню Святого Валентина" (коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие

"Подводный мир"

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление

"Подводный мир»"

Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином.

"Ателье мод"

Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве.

"Волшебное яичко"

"Весна идет, весне дорогу"

"Весна идет, весне дорогу"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

"Веселый скворечник»"

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.

"Веселый скворечник"

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.

"Мать и мачеха"

"Мать и мачеха"

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

«Незабудки»

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

«Незабудки»

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Первомайского района

ПРОГРАММА КРУЖКА ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

2015-2016 учебный год

Составитель:

Широкова Оксана Анатольевна

I Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи кружка

1.3. Принципы и подходы

1.4.

1.5. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.2. Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

III .Организационный раздел.

3.2.Тематическое планирование кружка.

IV . Литература:

I Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

Кружок по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином - пластилинографии, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Развитию пальцев руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Задания составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».

1.2. Цель и задачи кружка

Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи:

    Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    Учить работать на заданном пространстве.

    Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    Развивать изобразительную деятельность детей.

    Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

    Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

    1. Принципы и подходы

Программа рассчитана на один год, 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 5-10 минут.

    Обогащение детского развития.

    Построение изобразительной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка (Доступность и простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)

    Поддержка инициативы детей в выборе цвета, рисунка и сложности исполнения

    Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

    Сотрудничество с семьёй.

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Кружок для детей 1 младшей группы

    1. Планируемые результаты

    Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.

    Владеют техническими приёмами: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

    Умеют изготавливать из пластилина простейшие картины.

    Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и работы, отвечая на вопросы педагога.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание работы по 5 образ областям

Познавательное развитие.

Задачи:

    Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания;

    Выделять форму в объектах;

Речевое развитие.

Задачи:

    Обогащение пассивного и активного словаря .

    Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие.

Задачи:

    Профилактика нарушений психофизического развития детей.

    Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

    Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

    Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.

    Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.

    Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

    Р азвивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

    С тановление эстетического отношения к окружающему миру;

    Р еализация самостоятельной творческой деятельности детей.

2.2 . Методы, используемые при организации занятий с детьми (техники):

Форма работы с детьми – индивидуальная и микро группы.

Техника – надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.

2.3. Работа с родителями в ДОУ.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

Познакомить родителей с целью и задачами кружка

Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.

Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения, творческих проявлений ребенка.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

1.Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества.

III .Организационный раздел.

3.1. Программно-методическое обеспечение.

Художественные материалы и оборудование:

    Магнитная доска.

    Персонажи кукольного театра.

    Ширма настольного театра.

    Цветной пластилин;

    Раздаточный материал (шаблоны);

    Демонстрационный материал;

3.2.Тематическое планирование кружка.

IV . Литература:

    Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей»

    Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения

«Детский сад присмотра и оздоровления № 179»

Программа кружка «Пластилинография.»

Старшая группа

Принято составила

На педагогическом совете воспитатель

МБДОУ№179 Бабакехян А.Г.

Протокол №____

От _________2015

Кемерово 2015

Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Я продолжаю свой кружок «Очумелые ручки» и хочу познакомить детей старшей группы с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографией , принципом которой является создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность и новизна программы: является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилинографией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей старшего возраста.

Данная работа направлена на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук. Ведь на данный момент ребенок недостаточно подготовлен к усвоению учебной программы, у многих детей ослаблена мелкая моторика пальцев рук. В ходе проведения занятий по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Основная цель программы кружковой работы: «Очумелые ручки»:

научить детей способам создания предметов нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

Цель

Привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников;

Знакомство с новым видом аппликации;

Приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;

Обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи

Обучающие:

1.Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.

2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.

4. Использовать навыки творческого сотрудничества.

Развивающие: способствовать развитию

1. творческих способностей.

2. сенсорики, мелкой моторики рук.

3. пространственного воображения.

4. технического и логического мышления, глазомера.

5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

1.Уважительное отношение к результатам труда.

2.Интерес к творческой и досуговой деятельности.

3.Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

Репродуктивный (воспроизводящий);

Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

Частично- поисковый;

Практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Срок реализации: 1 год.

Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.

Показатели развития

К концу учебного года ребенок:

Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;

Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

Вырабатывать усидчивость;

Развивает мелкую моторику пальцев

Сохраняет интерес к занятию

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

Октябрь

Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки

Грибы-грибочки выросли в лесочке

Мой сад и огород

Ноябрь

Золотая рыбка

Червячок в яблочке

Кашалотик – кашалот

Осьминог

Декабрь

Снеговик

Новогодние шары так прекрасны и важны

Елка новогодняя

Январь

Снегирь

Пингвин на льдинке

Символ года

Февраль

Бежит кораблик по волнам

Валентинка (сердечка)

Галстук для папы

Яблоки на тарелочке

Март

Цветы для мамы

Матрешка

Подводное царство

Подснежник

Апрель

Божья коровка, улети на небо

Бабочка

Волшебное яичко

Лебедь

Май

Проснулись жуки, червячки и другие насекомые

Незабудки

Одуванчики

Веселый зоопарк

Перспективный план

Октябрь.

    Тема: Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки.

Цель: Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.

    Тема: Грибы-грибочки выросли в лесочке.

Цель: Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.

    Тема: Мой сад и огород.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь – дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.

    Тема: Совушка – сова. Большая голова.

Цель: Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики)

Ноябрь

    Тема: Золотая рыбка.

Цель: . Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).

    Тема: Червячок в яблочке.

Цель: Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.

    Тема: Кашалотик – кашалот.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

    Тема: Осьминог.

Цель:

Декабрь

    Тема: Снеговик.

Цель: Закреплять умение ровно и гладко наносить пластилин на поверхность картона – растирать его, используя воду. Учить работать в технике «граттаж». Развивать образное восприятие, воображение и творческую активность, самостоятельность в работе, навыки графического изображения. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, решительность в действиях.

    Тема: Новогодние шары так прекрасны и важны.

Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений.

    Тема: Елка новогодняя.

Цель: Продолжить знакомить детей с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимательность, умение слушать и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Воспитывать объективность при оценке работ товарищей.

    Тема: Белая снежинка мне на ладошку села.

Цель:

Январь

    Тема: Снегирь.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда.

    Тема: Пингвин на льдинке.

Цель: Продолжать освоение приемов пластилинографии, подготовка фона: волны – короткие колбаски синего цвета, линия горизонта – длинная белая колбаска, северное сияние – разноцветные колбаски, выложенные рядами в виде линий.

    Тема: Символ года.

Цель:

    Тема: Белая снежинка мне на ладошку села

Цель: Показать возможности использования нехарактерных для этого вида деятельности средств (чеснокодавилки) для воплощения образа. Учить составлять геометрически правильный рисунок из пластилина, пропущенного через чеснокодавилку. Развивать глазомер, творческое воображение и творческие способности. Вызвать интерес к процессу деятельности. Воспитывать аккуратность, терпение в процессе работы. Развивать адекватность и аргументированность оценочных суждений.

Февраль

    Тема: Бежит кораблик по волнам.

Цель: Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка. Развивать самостоятельность, индивидуальность в работе. Вызвать желание сделать подарок близким, дорогим людям и поздравить с праздником «День Защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к родителям, гордость за тех, кому пришлось служить в Армии.

    Тема: Валентинка (сердечка).

Цель: Совершенствовать навыки пользованием трафаретом. Развивать образное мышление, творческое воображение. Активизировать мелкую моторику рук. Учить работать с цветом; правильно выстраивать композицию рисунка.

    Тема: Галстук для папы.

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

    Тема: Яблоки на тарелочке.

Цель: Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.

Март

    Тема: Цветы для мамы.

Цель:

    Тема: Матрешка.

Цель: Приобщать детей к миру искусства. Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать геометрию и симметричность элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета. Развивать фантазию, творчество, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Развивать активность и самостоятельность в работе, а так же старание и аккуратность.

    Тема: Подводное царство.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: закреплять навыки работы с трафаретом, выбирать и удачно использовать изобразительные материалы, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление, воображение. Развивать творческую активность, самостоятельность в работе. Вызвать удовлетворение от процесса своего труда и то итога коллективного изображения морского мира.

    Тема: Подснежник.

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами использования «пластилиновых продуктов» чеснокодавилки. Учить отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие, композицию, а так же мелкую моторику руки. Вызвать желание сделать подарок любимому человеку. Воспитывать у детей доброжелательность, добрые, нежные отношения к близким (особенно у мальчиков). Добиваться аккуратности в работе с пластилином.

Апрель

    Тема: Божья коровка, улети на небо.

Цель:

    Тема: Бабочка.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать цветовосприятие, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия .

Тема: Волшебное яичко.

Цель: Познакомить детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Сообщить, уточнить представления детей о причинах традиционного отмечания праздника Пасхи. Развивать творческие способности. Развивать активность и самостоятельность в работе. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать интерес и определенное отношение к духовным ценностям, к традициям народа. Воспитывать опрятность, аккуратность в работе, желание выполнить красивый «рисунок».

    Тема: Лебедь.

Цель: Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Продолжать совершенствовать навыки работы с пластилином. Учить слушать инструкции педагога и руководствоваться ими в работе. Развивать образные представления, творческие способности. Развивать навыки работы с цветом. Развивать находчивость в процессе выполнения задания: стремиться использовать как можно больше средств для воплощения образа. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Май

    Тема: Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.

Цель: Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.

    Тема: Незабудки.

Цель: Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

    Тема: Земляничка.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

    Тема: Веселый зоопарк.

Цель: Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк"

Заключения

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Литература

    Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.

    «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.

    Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

    «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.

    Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.

    Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.

    Яковлева Т. Н. « Пластилиновая живопись».-«ТЦ СФЕРА» ,2010.

    Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» -- «Олма Медиа Групп»,2009.