Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ. Проект по здоровьесбережению "экосад - территория здоровья!"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 465
Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект по здоровьесбережению в старшей группе
«Культура здоровья дошкольника»
Разработала: В.В.Михайлова
Санкт-Петербург
2017 год
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Обоснование выбора темы
Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие « культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ». Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .
Проблема :
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .
Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .
Задачи :
1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .
2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.
3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.
4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Вид : информационно-практический, игровой.
Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.
Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г
Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.
Этапы проекта .
Iэтап – Предварительный :
Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…
Мониторинг знаний детей,
Анкетирование родителей,
Изучение литературы,
Подготовка материала.
II этап (практическй) – реализация проекта .
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
02.10
Чтение художественной литературы :
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .
Беседа :
- «Почему полезен солнечный свет для человека»
Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Психофизическое упражнения
«Из зернышка в растение»
Цель
Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :
« Здоровьесбережение в ДОУ »
Цель : проанализировать направления дальнейшей работы
Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта
Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски о здоровом образе жизни
03.10 Рассматривание репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства
Двигательное упражнение на передачу образа воды.
Цель : развитие образного мышления и воображения
Упражнение волна
Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку
репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Ленточки, шумелки для выполнения упражнений
04.10 Чтение художественной литературы :
С. Проковьева «Лоскутик и облако»
Цель
Беседа : «Гигиена Кожи»
Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)
Просмотр мультфильма
«Как львенок и черепаха пели песенку»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей
Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,
05.10 Опытно – практическая деятельность
Опыт со свечой
Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.
Коллективная работа Рисование на тему :
«Подарим солнцу тепло своих ладошек»
Цель
Слушание
«Музыка покоя для детей»
Г. Эванс,
Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»
Цель
Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Свечой, блюдцем,
Обогащение уголка творчества :
Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,
Оформление
06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,
Цель : повторить основные правила закаливания водой.
Чтение художественной литературы :
М. Пластова «Капля в море»
Цель : Воспитывать любовь к природе.
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Цель
Пополнение уголка для родителей
Памятка
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Книжный уголок :
Подготовить книги для чтения
09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»
Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель
Игра «Ручеек»
Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей
Консультация «Игровой самомассаж»
Центр художественно-эстетического развития
Подготовить аудиозаписи для прослушивания
10.10 Ситуативный разговор
«Как воздух проникает внутрь организма?»
Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Дыхательная гимнастика
Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Рисование :
пластилином «Нарисуй на дереве листочек»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей
Памятка
Дыхательная гимнастика
Обогащение уголка творчества
Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка
11.10 Дыхательная игра
«Носиком дышу»
Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.
12.10 Познавательно-исследовательская работа
«Как мы чувствуем воздух»
Цель :
Игра «Как узнать, что я дышу?»
Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Просмотр мультфильма
«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,
13.10 Коллективная работа
Аппликация
«Воздушный шар»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игровое упражнение
«Мир звуков»
Цель : коррекция слуха
Упражнения
«Загрузи машину»
Цель :
профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
Внесение спортивного оборудования.
Для упражнений по профилактике плоскостопия
16.10 Познавательно-исследовательская работа
«Физические свойства воды»
Цель :
Упражнение «Тепло Земли»
Цель : профилактика плоскостопия
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
«Тарантелла» В. Гаврилин
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования
Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,
17.10 Коллективная работа
Аппликация : «Рыбка»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игры на координацию движений, равновесия
Слушание
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Обогащение уголка творчества :
Цветной бумагой, шаблонами, клеем
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
18.10 Беседа «Как мы слышим»
Цель :
Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
19.10 Беседа «О минеральных камнях»
Цель
Слушание
«» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
: Привлечение родителей к организации выставки
Книжный уголок :
Организовать выставку рисунков по теме
«Минералы и полезные ископаемые»
20.10 Упражнение «Тепло Земли»
Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы
Просмотр мультфильма «Каменный цветок»
Цель : познакомить с произведением
23.10 Познавательно-исследовательская работа
«Свойство гипса»
Цель :
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
24.10 Коллективная работа
Лепка
«Волшебное дерево»
Цель : гармонизация детского коллектива
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
«Семь нот здоровья » М. Лазарев
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения
Игра «Собери драгоценные камни»
Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :
Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.
Повторить т/б при работе с пластилином
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
25.10 Беседа «Растения – помощники человека»
Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений
Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»
Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации
Игра «Макушка дерева»
Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия
26.10 Чтение художественной литературы
Т. Попова «Мир вокруг нас»
Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Беседа : «Аптека в лесу»
Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
Упражнение «Если бы я был деревом»
Цель : развивать двигательное воображение
27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»
Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений
Самомассаж «Чудесные ладошки »
Цель :
Упражнение «Где прячется Дюймовочка»
Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей
Буклет
хатха-йога
30.10 Дыхательное упражнение
Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Игра на осознания частей своего тела.
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.
31.10 Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Беседа «Чистота – залог здоровья »
Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.
Тематические рассказы
«Мир вокруг нас»
Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
III этап – заключительный (обобщающий) .
Рефлексия
а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.
МАДОУ "ЭКОСАД" г.Пермь
воспитатель
Проект по здоровьесбережению "ЭКОСАД - территория здоровья!"
Анализ ситуации: На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.
В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам - это портрет современного выпускника ДОУ.
Одна из ключевых проблем современного общества - обеспечение качественного дошкольного образования.
Почему возникает проблема качества?
Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Дети, которые идут в наши детские сады умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.
Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.
Проблема: Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность.
В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья родителей воспитанников.
Актуальность:
«Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым ».
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья , неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы .
Незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки : утренняя гимнастика, двигательная деятельность, подвижные игры.
Но не следует забывать и о профилактических формах оздоровления детей - «минутках здоровья » . К ним можно отнести пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж, дыхательные упражнения, звуковую гимнастику, игровой тренинг.
Для профилактических форм оздоровления детей можно использовать любую свободную минуту во благо ребёнка .
Цель проекта : сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- Ø сформировать понимание основ здорового образа жизни;
- Ø продолжать сохранять и укреплять здоровье детей совместными усилиями семьи и детского сада,
- Ø повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу здоровья человека.
- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников, продолжать способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
ТИП ПРОЕКТА:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети дошкольного возраста, их родители - законные представители, педагоги детского сада (инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, мед.работник), воспитатели.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
Создать благоприятную динамику в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
Совершенствование навыков
самостоятельности;
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Рабочий план реализации проекта.
Первый этап- подготовительный (сентябрь 2017)
Изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;
Составление схем взаимодействия с узкими специалистами;
Систематизировать материал:
«Минутки здоровья»
«Беседы о ЗОЖ»,
«Пальчиковые игры»,
«Игровой массаж»,
«Артикуляционная гимнастика»,
«Элементы дыхательной гимнастики»,
«Игры с элементами психогимнастики», наглядный материал.
«Консультации и анкетирование родителей»
«Гимнастика для глаз»
Мероприятия |
Участники |
Срок,время |
Ответственные |
Родительское собрание «Внедрение проекта «ЭКОСАД-территория здоровья!» |
Родители. Педагоги |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели |
Анкетирование родителей |
Педагоги. Родители |
Сентябрь 2017 |
Воспитатели |
Изготовление с родителями и внедрение нового дидактического материала и пособий для физкультурного уголка |
Родители. Воспитатели |
В течении года |
Воспитатели |
Разработка картотек игр и упражнений |
Педагоги |
Сентябрь-октябрь 2017 |
Воспитатели |
Открытие дополнительных образовательных практик |
Воспитанники Специалисты кружков. |
Сентябрь 2017 |
Специалисты |
Пути реализации проекта:
- Работа с детьми в себя включает:
- Утренняя гимнастика. гимнастика для глаз;
Динамические паузы
Экскурсии по территории детского сада, прогулки;
Спортивные соревнования, игры, эстафеты;
Чтение рассказов, стихов;
Дыхательная гимнастика;
Сюжетно ролевые игры;
Дидактические игры;
Пальчиковая гимнастика;
Подвижные игры;
Курс кислородного коктейля, витаминизация (соки, фрукты, напитки);
Гимнастика пробуждения;
Ходьба по массажным коврикам;
Совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;
Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.
Взаимодействие с семьей включает:
Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;
Создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;
Участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;
Участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;
Участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.
Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»; А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;
Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» , «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка и т.д
Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею - не умею», «По грибы»
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.
Третий этап заключительный - подведение итогов (май 2018)
Анкетирование родителей и анализ полученных результатов.
Сравнить ожидания с результатом после завершения проекта:
Сформировалась ли потребность семьи в ЗОЖ;
На сколько привились культурно-гигиенические навыки;
Развилось ли представление о строении собственного тела, назначении органов;
На сколько обучились уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; Сформировалось ли представление о том, что полезно и что вредно для здоровья;
Сформировались ли элементарные представления об окружающей среде;
Сформировались ли привычки к ежедневным физическим упражнениям.
Список литературы
1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
Пацкова Елена Александровна
Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Культура здоровья дошкольника»
Проект в старшей группе по здоровьесбережению
«Культура здоровья дошкольника » .
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Обоснование выбора темы
Интересная и актуальная на сегодняшний день тема, посвященная воспитанию культуры здоровья дошкольников . Понятие «культура здоровья » рассматривается как важная составляющая общей культуры личности . Культура здоровья личности представляет многоуровневое образование, характеризующее ценности здорового образа жизни : эмоционально – личностное отношение человека к своему здоровью , потребность ведения здорового образа жизни , забота о собственном здоровье и здоровье окружающих . В этой связи культура здоровья является одной из важнейших качественных характеристик уровня развития личности. Ортобиотика – это наука, которая представляет собой технологию сбережения здоровья и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека. В её основе лежит учение об ортобиозе – здоровом образе жизни , разработанное лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Это позволяет отнести ортобиотику к одной из инновационных технологий педагогики развития, а «ортобиотический аспект здоровья сбережения определить как сознательное осуществляемую деятельность субъекта, направленную на сохранение собственного здоровья ».Работая с детьми необходимо принимать во внимание, что ребёнок может с удовольствием выполнять все предполагаемые игры, упражнения, вести беседы, но вскоре забыть всё о чем говорилось, если он не уяснит себе целесообразность выполняемой деятельности. С целью сделать деятельность по здоровьесбережению осмысленной , мной разработан данный проект .
Проблема :
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось .
Недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения своего здоровья . Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель : формирование у детей здоровьесберегающих ценностных ориентаций на основе применения технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиотики) через различные виды игровой и творческой деятельности со старшими дошкольниками .
Задачи :
1. Повышение грамотности родителей в области физического развития детей, организации совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников .
2. Совершенствовать практические навыки здорового образа жизни , выработать привычку к соблюдению режима дня, к физическим упражнениям и играм.
3. Обогатить социальный опыт ребенка, способствовать формированию физиологической грамотности.
4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Вид : информационно-практический, игровой.
Участники : дети 5-6 лет, педагоги, родители.
Продолжительность : краткосрочный 02.10.2017г-31.10.2017г
Продукт деятельности : журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.
Этапы проекта .
Iэтап – Предварительный :
Встреча с родителями в форме «круглого стола» , на котором познакомить с наукой….с современными технологиями по вопросам здоровьесбережению детей , предложить участвовать в проектной деятельности…
Мониторинг знаний детей,
Анкетирование родителей,
Изучение литературы,
Подготовка материала.
II этап (практическй) – реализация проекта .
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Чтение художественной литературы :
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
Цель : познакомить детей со сказкой «Дюймовочка» .
Беседа :
- «Почему полезен солнечный свет для человека»
Цель : Закрепить знания детей о солнце, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Психофизическое упражнения
«Из зернышка в растение»
Цель
Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека. Анкетирование родителей :
«Здоровьесбережение в ДОУ »
Цель : проанализировать направления дальнейшей работы
Книжный уголок : организовать выставку произведений по теме проекта
Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски о здоровом образе жизни
03.10 Рассматривание репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Цель : Развивать художественное восприятие детей, побуждать эмоционально, откликаться на произведения искусства
Двигательное упражнение на передачу образа воды.
Цель : развитие образного мышления и воображения
Упражнение волна
Цель : развивать пластичность в движении Консультация для родителей
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
«Ортобиотический подход» Книжный уголок : организовать выставку
репродукций картин
Водная стихия в произведениях Айвазовского «Девятый вал»
Ленточки, шумелки для выполнения упражнений
04.10 Чтение художественной литературы :
С. Проковьева «Лоскутик и облако»
Цель
Беседа :«Гигиена Кожи»
Цель : Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища)
Просмотр мультфильма
«Как львенок и черепаха пели песенку»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Пополнение уголка для родителей
Буклет «Кожа. Гигиена кожи ребенка» Обогащение уголка творчества :
предложить детям раскраски, трафареты, обводки по теме,
05.10 Опытно – практическая деятельность
Опыт со свечой
Цель : Показать, что для горения необходим кислород; растения- источник жизни на Земле.
Коллективная работа Рисование на тему :
«Подарим солнцу тепло своих ладошек»
Цель
Слушание
«Музыка покоя для детей»
Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»
Цель
Буклет «Закаливания - шаг к здоровью » Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Свечой, блюдцем,
Обогащение уголка творчества :
Красками, бумажными салфетками на каждого ребенка,
Оформление
06.10 Беседа : «Вода для хвори беда» ,
Цель : повторить основные правила закаливания водой.
Чтение художественной литературы :
М. Пластова «Капля в море»
Цель : Воспитывать любовь к природе.
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Цель
Пополнение уголка для родителей
Тематические рассказы «Мир вокруг нас»
Книжный уголок :
Подготовить книги для чтения
09.10 Игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева» , «Балансировка»
Цель : развивать координацию движений, быстроту реакции
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель
Игра «Ручеек»
Цель : вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей;
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Пополнение уголка для родителей
Консультация «Игровой самомассаж»
Центр художественно-эстетического развития
Подготовить аудиозаписи для прослушивания
10.10 Ситуативный разговор
«Как воздух проникает внутрь организма?»
Цель : Закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, значении в жизни людей, растений.
Дыхательная гимнастика
Цель : познакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Рисование :
пластилином «Нарисуй на дереве листочек»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение уголка для родителей
Дыхательная гимнастика
Обогащение уголка творчества
Пластилин, трафареты, стеки, салфетки на каждого ребенка
11.10 Дыхательная игра
«Носиком дышу»
Цель : продолжать знакомить детей с техникой выполнения диафрагмального дыхания
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани.
12.10 Познавательно-исследовательская работа
«Как мы чувствуем воздух»
Цель :
Игра «Как узнать, что я дышу?»
Цель : углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.
Просмотр мультфильма
«Азбука здоровья . Воздух для вдохновения»
Цель : Развитие эмоциональной отзывчивости. Обогащение центра экспериментирования для проведения опыта
Салфетки на каждого ребенка, веер на каждого ребенка,
13.10 Коллективная работа
Аппликация
«Воздушный шар»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игровое упражнение
«Мир звуков»
Цель : коррекция слуха
Упражнения
«Загрузи машину»
Цель :
профилактике плоскостопия Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение. Пополнение центра физического развития массажными коврика Обогащение уголка творчества :
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
Внесение спортивного оборудования.
Для упражнений по профилактике плоскостопия
16.10 Познавательно-исследовательская работа
«Физические свойства воды»
Цель :
Упражнение «Тепло Земли»
Цель : профилактика плоскостопия
Слушание
«Капли дождя» П. Мория
«Тарантелла» В. Гаврилин
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения Обогащение центра экспериментирования
Емкость с водой, стаканчики по количеству детей, салфетки, гуашь,
17.10 Коллективная работа
Аппликация : «Рыбка»
Цель : гармонизация детского коллектива
Игры на координацию движений, равновесия
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Обогащение уголка творчества :
Цветной бумагой, шаблонами, клеем
Повторить т/б при работе с клеем
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
18.10 Беседа «Как мы слышим»
Цель :
Самомассаж ступней ног
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Упражнение «Свирель»
Цель : Тренировка замедленного дыхания, улучшение микро циркуляции крови в лёгочной ткани
Игра (Самомассаж)
«Чудесные ладошки »
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
19.10 Беседа «О минеральных камнях»
Слушание
«» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
: Привлечение родителей к организации выставки
Книжный уголок :
Организовать выставку рисунков по теме
«Минералы и полезные ископаемые»
20.10 Упражнение «Тепло Земли»
Цель : способствовать воспитания правильной ходьбы
Просмотр мультфильма «Каменный цветок»
Цель : познакомить с произведением
23.10 Познавательно-исследовательская работа
«Свойство гипса»
Цель :
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
24.10 Коллективная работа
«Волшебное дерево»
Цель : гармонизация детского коллектива
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
«Семь нот здоровья » М. Лазарев
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Упражнение телесно ориентированные упражнения по улучшению кровообращения
Игра «Собери драгоценные камни»
Цель :: Развитие мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные игровые технологии. Обогащение уголка творчества :
Пластилин, доски для работы с пластилином, стеки.
Повторить т/б при работе с пластилином
Оформление
«Карта путешествия по сказочному миру природы»
25.10 Беседа «Растения – помощники человека»
Цель : расширять представление о лечебных свойствах растений
Психофизическое упражнение «Приветствие деревьям, растениям, цветам»
Цель : освоение простейших навыков психогимнастической релаксации
Игра «Макушка дерева»
Цель : Продолжать развивать координацию движений, равновесия
26.10 Чтение художественной литературы
Т. Попова «Мир вокруг нас»
Цель : Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Беседа : «Аптека в лесу»
Цель : Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
Упражнение «Если бы я был деревом»
Цель : развивать двигательное воображение
27.10 Упражнение хатха-йога «Поза дерева»
Цель : Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений
Самомассаж «Чудесные ладошки »
Цель :
Упражнение «Где прячется Дюймовочка»
Цель : упражнять шейный отдел позвоночника Пополнение уголка для родителей
хатха-йога
30.10 Дыхательное упражнение
Цель : Продолжать формировать навык грудного дыхания
Слушание
«Вальс цветов» П. Чайковского
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Игра на осознания частей своего тела.
Цель : Продолжать знакомить детей с устройством организма человека.
31.10 Слушание
- «Выше солнца» муз. и слова В. Мусвидас
Цель : получение аудиальных впечатлений от слушания произведения
Беседа «Чистота – залог здоровья »
Цель : Формировать привычку следить за своим внешним видом.
Тематические рассказы
«Мир вокруг нас»
Цель : Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Игра (Самомассаж)
«Пальцев рук»
Цель : Снять эмоциональное и мышечное напряжение.
III этап – заключительный (обобщающий) .
Рефлексия
а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом ?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Выразить благодарность, вручить диплом за работу над проектом .
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми . В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни . Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом , и представление о том, как это может быть весело и увлекательно.
Проект по здоровьесбережению «Мы за здоровый образ жизни» в работе с детьми среднего возраста
Пояснительная записка
Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
На базе этих убеждений был реализован наш проект. Который был проведен в декабре 2016 г.года в рамках акции «Здоровый образ жизни, как профилактика вредных привычек». Он был направлен на практическое внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, где детский сад, совместно с родителями работают над тем как помочь сохранить и укрепить здоровье детей дошколят.
Актуальность
Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи. Тем более что исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья:
Подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
Оборудование физкультурного уголка в каждой группе;
Организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
Цель проекта: повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни, формировать привычки к здоровому образу жизни, сохранять и укреплять здоровье детей.
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска) .
Гипотеза проекта: предположим, что применение здоровьесберегающих технологий будет способствовать формированию убеждений и привычек здорового образа жизни у дошкольников и их родителей.
Паспорт проекта
Проект предназначен для детей (4-5 лет) и рассчитан на 30 дней. В нём отражены темы: ознакомления детей с ЗОЖ, забота о своем здоровье и безопасности, потребности в ежедневной двигательной деятельности, вкусной и здоровой пищи, витамины и их значимость для здоровья человека. Мероприятия реализуются в совместной деятельности взрослого и детей в свободное время в первую или во вторую половину дня.
Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину здоровьесбережения.
Вид проекта: краткосрочный (30 дней)
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Задачи проекта:
Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни.
Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания и их полезных свойствах.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Пути реализации проекта:
Работа с детьми в себя включает:
Гимнастика для глаз;
Динамические паузы
Экскурсии по территории детского сада;
Спортивные соревнования, игры, эстафеты;
Беседы
Чтение рассказов, стихов;
Дыхательная гимнастика;
Сюжетно ролевые игры;
Дидактические игры;
Пальчиковая гимнастика:
Подвижные игры;
Организация детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;
Гимнастика пробуждения;
Ходьба по массажным коврикам;
Совместная творческая работа с детьми на тему «Мы и спорт »(педагог - дети) с применением нетрадиционных техник рисования и аппликации;
Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.
Взаимодействие с семьей включает:
Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей) ;
Создание информационного стенда для родителей (консультации, памятки) ;
Участие родителей в создании книги «Сборник полезных советов ребятам»;
Участие родителей в создании картотеки «Здоровое блюдо моей семьи»;
Участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на завершающем этапе проекта.
Результаты проектной деятельности:
Выставка детского творчества на тему: «Витаминный калейдоскоп»;
Книга «Сборник полезных советов ребятам»;
Картотека «Здоровое блюдо моей семьи» (в дальнейшем эта картотека переместилась в зону «хозяюшка» и дети по картам готовят еду в сюжетно ролевых играх) ;
Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в страну Здоровья»;
Создание картотек: подвижные игры; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика после сна; гимнастика для глаз; динамические паузы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мероприятия, проводимые нами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. В результате проведенной работы у детей и их родителей появилась правильная ориентация на здоровый образ жизни. Сформировалась потребность заниматься физической культурой и спортом, и представление о том, как это может быть весело и увлекательно. Следовательно, сотрудничество с семьей является еще и одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.
Приложение:
Темы бесед: «Здоровье без лекарств», «Вот я какой», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Как сохранить хорошее зрение», «С утра до вечера», «Полезные и вредные продукты», «Зачем мыть руки после прогулки», «Средства личной гигиены», «Чтобы быть здоровым »; «Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши? ». «Правила на всю жизнь», «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить», «Безопасность при общении с животными»
Чтение рассказов, стихов: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболтит»;А. Волков «Азбука здоровья»; И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»; Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала»; А. Барто «Девочка чумазая», А. Крылышкина «Мышка Аришка в цветных штанишках»; «Необычный огород»; «О зайке, мишке и больном зубе»; «Твой носовой платок»; «Как Миша и Маша учились мыть руки» и т. д. ;
Сюжетно ролевые игры: «Детская поликлиника», «К стоматологу в гости», «Аптека», «Магазин», «Моем овощи (муляжи) », «Генеральная уборка» - в зоне хозяюшка, «Разговор по телефону в экстренной ситуации» - заболел мишка;
Дидактические игры: «Источники опасности», «Овощи - фрукты» разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Полезные и вредные продукты», «Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину, «Что полезно и что вредно для зубов? », «Угадай, что лишнее? », «Что одеваем сначала, а что потом», «Оденем куклу-Машу на прогулку». «Умею – не умею», «По грибы»
Подвижные игры: «Найди свой цвет», «У медведя во бору», «Лошадки», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. д.
Воспитатель группы ЗПР Берчун Л.С.
Образовательная область: физическое развитие.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Актуальность темы.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
Наследственность;
Неблагоприятная экологическая обстановка;
Электронно-лучевое и «металлозвук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
Образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению, оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРЗ и ОРВИ, существует и в нашей группе детского сада.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, обратила внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является началом развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, был разработан проект физкультурно-оздоровительной работы «ЗдоровейКа» .
Цель Проекта.
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи Проекта.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям;
Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия;
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость);
Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Воспитывать положительные черты характера;
Воспитывать чувство уверенности в себе;
Ориентирование родителей на укрепление физического развития детей в семье.
Принципы построения проекта.
Дифференцированный подход к построению проекта по здоровьесбережению для обучающихся с задержкой психического развития предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Принципы построения проекта.
В основу проекта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера, физическими и психическими возможностями и особенностями личности.
3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Возраст участников проекта: 5-7 лет.
Продолжительность проекта : 10 месяцев.
Обеспечение: информационное, учебно-методическое.
Механизмы реализации проекта:
I этап – предварительный – мониторинг уровня физического развития детей с ОВЗ. (Сентябрь 2015 г.).
II этап – основной – реализация цели и задач проекта посредством организованной образовательной деятельности (кружок по здоровьесбережению «ЗдоровейКа»), просветительская работа с родителями (консультации, памятки, наглядная агитация), мастер-класс для педагогов ДОУ. (Октябрь 2015 г. – май 2016 г.).
III этап – заключительный – открытый показ ООД для педагогов и родителей, мониторинг уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, мониторинг уровня физического развития воспитанников. (Июнь 2016 г.).
Результаты мониторинга уровня физического развития детей с ОВЗ
Показатели физического развития воспитанников
Краткое описание проекта
ООД проводится с октября по май 2 раза в неделю по 20 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.
В структуру оздоровительной ООД тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения: ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию.
Способ организации детей на ООД в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На ООД используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Методика составления комплексов оздоровительной ООД состоит из трех частей. В подготовительную часть включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие нарушению осанки и коррекции плоскостопия. Темп выполнения – медленный, умеренный, средний, дозировка 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку, животе, сидя и стоя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация, подвижные игры).
С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников с ОВЗ, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.)
Таким образом, акцент в оздоровительной работе кружка «ЗдоровейКа» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРЗ и ОРВИ, профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.
Информационно-образовательная работа с детьми включает в себя:
1. Тестовое обследование первых признаков сколиоза и плоскостопия у детей группы ЗПР.
2. Взаимосвязь медработника ДОУ, врачей-специалистов, администрации ДОУ с воспитателями и родителями в вопросах профилактике ОРЗ и ОРВИ, сколиоза и плоскостопия.
3. Обследование детей, предварительный и итоговый мониторинг состояния здоровья детей группы ЗПР.
4. Использование специальных упражнений в ООД.
Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты мониторинга состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинская сестра детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявлены следующие группы родителей:
1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.
2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.
3 группа-родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.
В педагогическом взаимодействии с родителями запланировано использование разнообразных форм работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
Информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
Устные журналы с участием различных специалистов;
Инструктивно-методические по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
Семинары-практикумы;
Деловые игры и тренинги;
«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур.
Предполагаемый результат проекта.
1. Повышение уровня физического и психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни (ОРЗ и ОРВИ).
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Скоординированность действий родителей и воспитателей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
План реализации проектной деятельности.