Нормы развития 6 летнего ребенка. Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет. Речевое и социальное развитие

Шестилетние дети находятся в преддверии важного шага – поступления в школу. Чтобы ребенок не испытывал трудностей в процессе адаптации к новым условиям, а обучение давалось легко, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание всестороннему развитию малыша. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем особенности физического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей 6 лет, а также какие умения и навыки желательно сформировать у малыша до школы.

К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:

  • Свое имя и фамилию;
  • Свой адрес;
  • Имена родителей;
  • Времена года и их признаки;
  • Названия месяцев и дней недели;
  • Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.

В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.

В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка не только умение действовать по готовому образцу, но и подкреплять его стремление мыслить креативно.

Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:

  • Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
  • Умение проходить лабиринты;
  • Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
  • Сравнение предметов по различным параметрам;
  • Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
  • Способность подобрать обобщающее слово;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Умение делать выводы и умозаключения.

Развитие памяти и внимания в 6 лет

В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».

При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.

У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.

Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.

Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается: с помощью силы голоса, темпа речи шестилетки способны тонко передавать эмоции. Диалогическая речь старших дошкольников развита лучше, чем способность вести монолог. Если Вы видите, что в процессе рассказа у ребенка путаются мысли, можно помочь ему вопросами или уточнениями.

Развить связную речь шестилетнего ребенка помогут простые игры, в которые можно играть как дома, так и на прогулках, по дороге в детский сад или во время поездки на машине. Попросите малыша рассказать, какие предметы он видит, что делают прохожие, как выглядит улица. Вместе с ребенком придумывайте различные истории, заканчивая предложения друг за друга. Эти игры очень полезны, просты и интересны дошкольникам.

Развитие мелкой моторики в 6 лет

К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:

  • Правильно держать ручку;
  • Красиво обводить по точкам;
  • Рисовать по клеточкам;
  • Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
  • Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
  • Вырезать ножницами;
  • Вдевать нитку иголку.

О способах развития мелкой моторики у детей 6 лет смотрите на видео:

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.

Основные навыки, которые способствуют социальной адаптации, формируются у детей в ходе сюжетно-ролевой игры – обобщенной и упрощенной версией реальной взрослой жизни.


Выводы

Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика. Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.

Заключение

Специально для детей 6-7 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» открыт курс «Экспресс-подготовка к школе». Подготовительные занятия охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, творчество, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Наши выпускники полностью готовы к школе, а само обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!

К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.

В шесть с половиной лет ребенок, как правило, активно готовится к школе.

Что должен знать ребёнок, поступающий в школу:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст и дату рождения.
  • Свою страну, город и домашний адрес.
  • Фамилию, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года, месяцы, дни недели.
  • Домашних, диких животных и их детёнышей.
  • Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  • Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  • Считать от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

Составить для себя общую картину, вы сможете приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Способен ли ребенок к простейшей классификации?
  • Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки, груши, сливы - фрукты и т. п.
  • Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания сдругими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Роль родителей в жизни малыша растет, а выбранные ими методы воспитания начинают приносить ощутимые плоды.

Общее развитие

Специалисты называют развитие ребенка в 6 лет переломным моментом формирования личности. Активно перестраиваются психика и физиология, меняется отношение к миру, появляются нравственные ориентиры. Эти преобразования достигают и структур его мозга. В связи с чем, ребенок в 6 лет имеет повышенную мозговую активность, равную по сложности уровню взрослого человека.

В этом же возрасте расцветает важное для полноценного развития ассоциативное мышление. Его ценность заключается в тесном взаимодействии с системами зрительного восприятия, которые становятся незаменимыми в школьные годы.

Семимильными шагами движется и физическое развитие ребенка в 6 лет. Справедливости ради, стоит отметить, что в сравнении с предыдущими поколениями шестилеток, сегодняшние дети растут и развиваются довольно гармонично. Это происходит за счет более медленного увеличения конечностей и интенсивного роста грудной клетки. Подобная синхронизация физиологических изменений улучшает их двигательную активность и физические показатели.

Воспитание ребенка 6 лет традиционно связывают с его подготовкой к школе. Родители решают этот вопрос по-разному, ориентируясь на индивидуальные способности и знания своего малыша, или собственные цели и амбиции. Кому-то хватает подготовительной работы в дошкольном учреждении, кто-то отправляет детей на дополнительные занятия или нанимает специалистов для домашнего обучения. В любом случае основное внимание должно уделяться эмоциональному состоянию.

Ребенку 6 лет, и внутри него ведется интенсивная «стройка» будущей личности, характера и ценностных ориентиров. Любое чрезмерное давление может сломать эти хрупкие несформированные системы и привести к необратимым последствиям. На данном этапе мам и пап мучает еще один немаловажный вопрос: готов ли ребенок в 6 лет к школе или следует подождать еще год? Как и в предыдущих ситуациях, выбор здесь остается за родителями. Если ребенок проявляет искренний интерес к учебному процессу, общителен, любит проводить время в компании сверстников, то нет смысла откладывать это важное событие. И, наоборот, в случае недостаточной активности, замкнутости, неприспособленности к пребыванию вне дома чрезмерно раннее знакомство со школой может вызвать сильный стресс и даже на какое-то время затормозить нормальное развитие ребенка в 6 лет.

В связи с усложнившейся жизненной организацией и новыми правилами особое значение приобретает эмоциональное воспитание ребенка 6 лет. Внешний рост сопровождается активным внутренним ростом. Гамма чувств, которые он способен испытывать, становится богаче и насыщенней. Появляются неопределенность, сомнения и страх. Здесь очень важна роль родителей, их функционал, то, как они сами понимают воспитание ребенка 6 лет и что вкладывают в этот процесс. На данном этапе велик соблазн отстраниться от малыша, предоставив безграничную свободу действий и упустив из внимания его эмоциональное состояние. Следует помнить: каким бы самостоятельным ни казался ребенок, он продолжает нуждаться в родительской заботе, ласке и понимании. Только сейчас эти взаимоотношения переходят на новый качественный уровень, где вчерашний несмышленыш выступает в роли сознательного человечка, отчаянно ищущего ответы на главные вопросы его жизни.

Речь ребенка в 6 лет

Ребенок в 6 лет общается на уровне взрослого человека. Его словарный запас целиком и полностью определяется той средой, в которой он рос. Если домочадцы малыша использовали большой набор разноплановых слов, строя из них грамотные фразы и предложения, то и лексика будет отличаться правильностью и богатым содержанием. Любителям ненормативной лексики, на чьих плечах лежит воспитание ребенка 6 лет, есть над чем задуматься.

В этом возрасте становится особенно важным произношение малыша. Многие взрослые наивно полагают, что школа исправит все недочеты и ошибки в лексике их первоклассника. Но зачастую взаимосвязь здесь складывается обратная. Не выговаривающий буквы ребенок в 6 лет рискует отстать от одноклассников. Ведь письменная грамотность и беглость чтения в первую очередь зависят от правильного произношения. Поэтому родителям стоит заранее позаботиться о грамотной и четкой речи своего ребенка, обратившись за помощью к специалисту.

Следующий важный вопрос, затрагивающий воспитание ребенка 6 лет, - нужно ли перед школой обучать его чтению. Сегодняшняя система образования настаивает, что да, отправляясь в первый класс, малыш должен уметь читать. Но окончательное решение опять принимать родителям. Если ребенок пока не готов, то стоит либо положиться на учебный процесс, организованный в школе, либо на год отложить его знакомство с ней. Заставлять, угрожать и давить не следует. Это лишь зародит в нем стойкое отвращение к чтению и школе в целом.

Уход за малышом

Правильное воспитание ребенка в 6 лет делает его самостоятельным человечком. Он с легкостью одевается и раздевается, проводит гигиенические процедуры, убирает свои вещи и даже оказывает посильную помощь по хозяйству. Забота о малыше сводится к направляющей и обучающей функциям. И чем раньше это произойдет, тем быстрее ребенок овладеет необходимыми знаниями и навыками.

Питание ребенка

Часто в этом возрасте у детей просыпается небывалый до сих пор аппетит. Особенно это касается мальчиков, так как организм девочек начинает интенсивный рост немного позже. Это нормальный физиологический процесс, который следует слегка ограничивать лишь в крайних случаях. Ребенок в 6 лет нуждается в продуктах, богатых кальцием, белком и клетчаткой, необходимых для растущего детского организма. Поэтому его рацион должен включать молочные продукты, яйца, мясо, рыбу, много овощей и фруктов.

Сон в 6 лет

Развитие ребенка в 6 лет подразумевает отказ от дневного сна. Но если малыш все еще в нем нуждается, то пока нет смысла менять его распорядок дня. Со временем организм сам перестроится на новый режим, состоящий только из ночного отдыха.

Безопасность

Ребенку 6 лет - самое время включить в процесс воспитания разъяснительные беседы о правилах безопасного поведения в сложных обстоятельствах. Не стоит бояться, что малыш чего-то не поймет или не запомнит. Он готов к усвоению новой информации, как никогда. Вопросы, требующие первостепенного внимания:

  • почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми;
  • как следует себя вести, потерявшись или находясь вблизи опасных объектов;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Чему можно научить шестилетнего ребенка?

Развитие ребенка в 6 лет связано с его повышенным интересом к творческой деятельности. Вариантов подобных увлечений огромное множество. Выбор зависит от индивидуальных предпочтений малыша. Задача родителей – в процессе воспитания разглядеть его индивидуальные способности и интересы, а затем приложить максимальные усилия для их развития. На помощь придут художественные и музыкальные кружки, спортивные секции, хореографические занятия. Если нет возможности прибегнуть к помощи профессионала, то можно организовать кружок по интересам на дому. Например, ребенок в 6 лет постоянно что-то мастерит - развить этот зарождающийся талант поможет изготовление поделок и сувениров в компании с мамой или папой.

Развивающие игры

Как и в предыдущие годы, особое значение в жизни ребенка занимает его игровая деятельность. Если взрослые внимательно присмотрятся к ней и вникнут в детали, то смогут найти много удачных моментов для воспитания нужных качеств. Основной вид развлечений, занимающий сейчас малыша, - сюжетно-ролевые игры. С их помощью он может инсценировать любую жизненную ситуацию: отправиться в путешествие на край света, побыть отважным капитаном корабля или в один миг перенестись на необитаемый остров. Эту волшебную силу игры можно использовать, чтобы подготовить чадо к предстоящим событиям, вызывающим у него страх и беспокойство.

Идем в школу. Для сценки потребуется заменяющий школьную доску лист бумаги, портфель, карандаши, фломастеры, тетради. Взрослый предлагает малышу представить себя учеником, попавшим на свой первый урок, и в шуточной форме его разыграть. Затем участники меняются ролями. В процессе такого развлечения ребенок знакомится с правилами поведения в школе и самой схемой проведения занятий, что уменьшает его тревогу и способствует воспитанию дисциплины и ответственности.

Идем к врачу. Для этой игры можно использовать готовый набор юного доктора или соорудить из подручного материала спецодежду, градусник и стетоскоп. Роль доктора можно сразу поручить ребенку, а в качестве пациентов выступят мама или папа. Такая инсценировка поможет малышу привыкнуть к непростому для него мероприятию – посещению поликлиники. В следующий раз он стойко и спокойно перенесет очередной визит к врачу.

Давайте познакомимся! Говоря о школе, мы всегда подразумеваем сам учебный процесс. Но для малыша – это, прежде всего, адаптация в новом коллективе. Поэтому на данном этапе важной целью воспитания становится формирование у ребенка коммуникативных качеств. В этом поможет разыгрывание мини сценок о выстраивании контакта с незнакомым человеком, в роли которого может выступить кто-то из домочадцев или обычная игрушка.