Взаимодействие логопеда, воспитателя, родителей в совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи. Взаимодействие логопеда и семьи в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами Взаимодействие логопеда с семьей ребенка онр

Гильметдинова Миляуша Фаритовна,учительлогопед,МБДОУ «Детский сад №130 комбинированного видас татарскимязыком воспитания и обучения» Приволжского районаг. Казани[email protected]

Сотрудничество логопеда и родителей,

имеющихдетейОНР вусловияхДОУ

Аннотация.Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаютсянетолько в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речьребенкаразвивается под влиянием взрослых и взначительной мереопределяетсяегособственной речевой практикой, что в своюочередь, зависит от нормального социального окружения ребенка спервых дней жизни.Ключевые слова:сотрудничество логопеда с семьёй,семейноевоспитание,нарушение речи,квалифицированную помощь родителям,родительская мотивация, основныенаправления работы с ребенкомэффективные формы,логопедические уголки, индивидуальныепрактикумы.

Одним из направлений коррекционновоспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителялогопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Среди разнообразных речевых расстройствв детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях комплексного подхода к его преодолению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексикограмматической стороны речи, несовершенство связной речи.Нарушение звукови слоговой структуры слов родители, какправило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическуюгруппу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагогинаучат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами.

По заключению медикопедагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основныенаправления работы с ребенком.Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.Она может проводиться в различных формах:выступления на родительских собраниях,индивидуальные консультации, семинары,занятияпрактикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты,организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,информационных стендов,тематических выставок книг. Там выставляется: справочныйматериал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитиюречи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.Длительность занятий не должна превышать 1520 минут. Начинать нужно с 35 минут.Занятия должны проводиться 23 раза в день. Лучшее время для занятий –после завтрака и после дневного сна.Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.Активно используйте на занятиях наглядный материал.Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Наиболее эффективные формы:

совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместнаявыработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизациипоставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексикограмматического строя и связной речи и др.)Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.

Ссылки на источники1.Крапивина Л. М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста. // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 80.2.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М., 1991. –С. 105–116.3.Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –1998. –№ 4. –С. 3.

Gilmetdinova Milaysha Faritovnateacherand speech therapist, MBDOU"Kindergarten№130combined typewithTatar languageeducation and training"Volga district of [email protected] therapistand parentswith childreninOHPDOWconditionsAbstract. The childwas masteringspeech, when he wasengaged not onlyin educational institutions, but also in the family.After all,the child"s speechis developingunder the influence ofadults andis largely determined byhis ownspeechpractice, which in turndepends on thenormal socialenvironment of the childfrom the first daysof life.Keywords:Cooperationspeech therapistwith family, family education,speech disorder, professional assistanceto parents, parental motivation,the main directions ofwork with the childeffektivnyeformy, logopedicheskiecorners, individual workshops

Скрынникова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: дошкольное образование

г.Балашов. МДОУ д/с «Рябинка».
Тема: «
Взаимодействие учителя - логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста ». Составила учитель - логопед: Скрынникова Н. Н.

Тематический план работы на год.

Месяц

Тема
Сентябрь. Цели, задачи, формы и методы работы с родителями. Октябрь. Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- развивающем обучении Ноябрь. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Декабрь. Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Январь. Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Февраль. Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Март. Современные формы работы учителя – логопеда с родителями Апрель. Заключение. Май. Разработка анкет.
Актуальность проблемы.

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого- педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
1.

Цели, задачи, формы и методы работы с родителями.

Цель совместной работы
– активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года: обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе; повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно- образовательную работу ДОУ и семьи; целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей; учитывать пожелания родителей, их предложения; познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;
индивидуальные беседы; консультации; анкетирование; наглядная агитация; открытые занятия с детьми; День открытых дверей; приглашение родителей на празднике; совместные мероприятия; закрытые ящики и информационные корзины. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и безсознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей. Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их
педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
2.

Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем

обучении.
Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в своем развитии.
1.^ Коллективные формы общения
В соответствие с годовым планом: - общие родительские собрания (1 раз в год); - групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год); - «День открытых дверей» (в апреле для родителей, чьи дети, поступают в ДОУ в следующем учебном году). Планируются на основании запросов родителей: - семинары; - тренинги;
- «круглые столы»; - «плановые консультации»; - «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
2. ^ Индивидуальные формы работы семьей:
- анкетирование и опросы; - беседы и консультирование учителя-логопеда (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями); - «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
3.

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников. Грамотная помощь детям, отстающим в развитии со стороны семьи существенно дополняет комплекс лечебно- педагогических мероприятия в ДОУ. Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями могут в значительной степени последствия той или иной ошибки природы. Многие зарубежные терапевты убеждены, что дети не смогут достичь успехов терапии до тех пор, пока их родители не пройдут эмоциональную переориентацию. Они уверены, что противодействие родителей может уничтожить самые лучшие стремления детей. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Детско-родительские отношения в семьях детей с недостатками в развитии представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов личностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта.
Дети с нарушением в развитии нуждаются в своевременной грамотной диагностики и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, роль микро среды, семьи и типа семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. Изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд других важных для выбора стратегий и тактики работы с семьей и с ребенком. Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии интеллектуальной деятельности. Или наоборот, чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность у ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфальтивную систему поведения. Наблюдение и другие специальные исследования выявляют дисгармоничные и искаженное семейное воспитание, разные эмоциональные реакции родителей на отклонения в развитии детей, их трудности. Семья не всегда понимает своеобразия личности ребенка, неадекватно расценивает его психические возможности. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять. У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом, неблагополучные семьи, с недостаточным культурным развитием. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком. Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.
4.

Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых

нарушений у детей дошкольного возраста
В статье раскрываются цель, направления и формы работы с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями. Семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на ребёнка необходимо привлекать родителей в союзники в деле воспитания развития ребёнка. Многоаспектное сотрудничество с семьёй является обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье. Один из авторов программы «Радуга» Т.Н. Доронова, на концептуальных основах которой мы строим своё взаимодействие с родителями, так оценивает важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: «Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку, с уважением и пониманием относясь друг к друг» . Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
За последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих им нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа. Девиз нашей работы можно выразить тремя словами: «Принимаем, понимаем, помогаем». Строим своё общение с родителями на принципах доверия, диалога, учёта интереса родителей и их опыта в воспитании. Выстраиваем партнёрские отношения с семьями воспитанников на принципах, заложенных в программе Т.Н. Дороновой: · Взаимоуважения педагогов и родителей; · Уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимости сравнения его с другими сверстниками; · Включённости родителей в жизнь группы; · Диалога с конкретным ребёнком и его родителями с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей; · Уважительного отношения к продуктам детской деятельности, поддержки самостоятельности и инициативности» . Основной целью сотрудничества с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является полноценное развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Сотрудничество с семьями воспитанников с недоразвитием речи осуществляем по нескольким направлениям. 1. Информационно-аналитическое: изучение потребностей родителей в образовательных услугах, с целью определения содержания и форм работы; установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей; 2. Познавательное: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями; вовлечение родителей в содержательную деятельность; 3. Наглядно-информационное: ознакомление родителей с условиями организации образовательной деятельности ДОУ; 4. Досуговое: привлечение родителей к совместной деятельности. Родители становятся не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в преодолении речевого недоразвития детей. Используем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей. Выбирая формы работы с семьёй, исходим, прежде всего, из особенностей коллектива (и педагогов, и семей воспитанников) и учёта индивидуальностей его членов.
Формы работы с семьями воспитанников

Традиционные:
· анкетирование по выявлению реальных родительских запросов;
· просмотр занятий и режимных моментов с последующим обсуждением игровых коррекционных приёмов; · индивидуальное и групповое консультирование; · приглашение специалистов ДОУ по интересующим вопросам; · обновление тематических материалов в родительском уголке «Заботливым и умным родителям»; · групповые родительские собрания; · круглые столы «Семья глазами ребёнка», «На пороге школы»; · дни открытых дверей для ознакомления с коррекционно-оздоровительной средой группы «Давайте познакомимся»; · неформальные беседы о детях для коррекции индивидуального развития; · практические тренинги «Учитесь папы, учитесь мамы»; · обмен опытом семейного воспитания «Семейные традиции»; · выставка педагогической литературы.
Инновационные:
· почтовый ящик «Спрашиваете – отвечаем»; · совместные экскурсии в музеи и центры города; · семейные игры типа «Я дарю тебе словечко», «Копилка слов»; · вечер совместного творчества «Делаем игрушки для пальчиковых игр»; · издательская деятельность: изготовление самописных книг, журнала о жизни группы, буклетов, летописи жизни группы; · выставки семейного творчества, коллекций; фотовыставки «Мир увлечений»; · совместное проведение праздников и развлечений; · ярмарки, конкурсы, конференции; · чайные посиделки «Мамины сладости». Применение разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников создаёт благоприятный психологический климат для раскрытия индивидуальных особенностей детей, повышает культурный и педагогический уровень родителей, способствует укреплению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы. На наш взгляд, родители наших воспитанников: · уважают мнение педагогов группы, прислушиваются к нашим рекомендациям; · проявляют интерес к жизни и занятиям ребёнка в детском саду; · оказывают помощь в организации жизни детей в ДОУ; · активно участвуют в подготовке и проведении праздников и детских досугов; · чаще и больше занимаются совместной деятельностью с детьми дома, играют с ними. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
5.
Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  Объединить усилия для развития и воспитания детей;  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: -роль всех членов семьи в воспитании ребенка; -тип семейного воспитания; -позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер. Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками: -адаптация к неправильной речи ребёнка; многократные повторения одних и тех же упражнений; -незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков; -недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления; -монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций; -частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт; -незнание индивидуальных особенностей ребёнка. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их
действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу. Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы
6.
Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями. По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы:
словесные, наглядные и практические.
(Приложение 1) К словесным формам относятся:  Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.  Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.  Диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).  Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.  Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. К наглядным формам работы относятся:  Речевой уголок – он отражает подготовку язычка к артикуляционной гимнастики.  Информационные стенды - представляют собой сменяемый 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.  Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. К практическим формам работы можно отнести:  Открытые интегрированные занятия.  Занятия-практикумы, на которых взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.  Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.  Групповые и массовые праздники. По количеству участников взаимодействия можно выделить
коллективную и индивидуальную
формы работы с родителями (Приложение 2). Коллективную работу можно представить в нескольких видах:  Выступление на групповых родительских собраниях – по просьбе воспитателей групп.  Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем. К индивидуальным формам работы относятся: -Анкетирование; -Беседы; -Индивидуальные практикумы; -Тетради для домашних заданий.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, такие как: видеотека, библиотека игр и упражнений. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
7.Современные формы работы учителя – логопеда с родителями

с использованием ИКТ:
а) газета дошкольного учреждения «Теремок», б) индивидуальные тетради для домашних заданий, 14 в) информационно-просветительская работа на стендах. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: · индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития; · возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, картинок и необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития. За последние годы возросло поступление детей в детский сад с задержкой психического и речевого развития. Поэтому, в ноябре 2007 года возникла необходимость создания
ПМП консилиума
, целью которого является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и тесного сотрудничества с родителями. Членами ПМПк являются: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель обследуемого ребенка и медсестра.
На индивидуальных консультациях
родителям выпускников раздаются памятки, в которых отражены критерии уровня готовности детей к школьному обучению. В конце учебного года для выпускников, занимавшихся с логопедом и другими педагогами, и их родителей организуется
праздник
«Выпускной бал», на котором дети танцуют, поют песни, читают стихи и участвуют в инсценировании сказок, что является результатом работы по коррекции и общему развитию речи за учебный год. (Приложение 8) Такие праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 3 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время для консультаций и бесед с родителями.
Наглядная форма работы
очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Для всех родителей на стенде «Логопед рекомендует» представлена информация:  о нормах речевого развития;  о возможных причинах нарушений речи;  о профилактике речевых нарушений;  о видах и проявлениях нарушений речи. Также оформляю памятки для родителей (Приложение 9), которые предлагаются родителям в начале учебного года и размещаются в «Уголке логопеда». Следует обратить внимание родителей на то, что дети имеют разные речевые нарушения и упражнения для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики предлагаются логопедов в зависимости от нарушений. В старших и подготовительных группах оформлены информационные «Уголки логопеда», на которых периодически меняется материал по темам:  «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;  «Тренируем пальчики – развиваем речь»;  «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;  «Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;  «Речевые игры и упражнения на кухне»;  «Как учить звуко-буквенному анализу» и др. Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.
В конце своей логопедической работы с ребенком прошу родителей заполнить книгу отзывов и анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (Приложение 10) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей. После того, как все звуки речи уже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования: 1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома. 2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей. 4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей. Естественный путь осуществления успешной коррекционной работы – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда и воспитателей (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы, о которой мы поговорим позже).

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта (из Положения – принцип возрастной и дифференциальный по диагнозу)

При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:

Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.

Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

При работе с детьми с ОНР задачи:

Развитие лексико-грамматических средств речи.

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

2. Функции логопеда и воспитателя в процессе работы.

Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т.д.)

4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка)

5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий…..)

6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.

Заучивание стихотворение

Особенности:

1\ предварительная словарная работа (как в массовой группе);

2\ воспитатель читает наизусть с наглядностью;

3\ беседа;

4\ чтение стихотворения;

5\ заучивание по четверостишию и по строчке;

К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!

В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму, одно занятие в неделю (с октября месяца по апрель включительно, 30 занятий)

Каждое занятие включает:

Письмо тех или иных элементов;

Зрительный или слуховой диктанты;

Зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

За 30 занятий осваивают 6 элементов, проводится 20 зрительных и 5 слуховых диктантов.


Гребенщикова Ольга
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами

Во «Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей» говорится : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги , тем более педагоги , работающие с детьми с ОВЗ .

Успешная работа в преодоление речевых нарушений детей возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов на интегративной основе.

Модель такого взаимодействия в нашем образовательном учреждении представляет собой целостную систему, это показано на следующей схеме.

Учитывая особенности коррекционно – развивающей деятельности с детьми – логопатами , перед коллективом ставятся следующие задачи :

Создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;

Повышение профессионального уровня всех специалистов;

Организация коррекционно –развивающей среды , стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми ).

Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно -образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно- педагогической , так и лечебно-оздоровительной работы .

Медицинское воздействие, направленное на укрепление нервной системы, создаёт благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы . Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопедической работы . У ребенка постоянно повышают уверенность в том, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей и взрослых.

Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога , ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях , взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования . Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды , педагоги -психологи и другие специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.

В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов , требующими повышенного педагогического внимания , совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов , проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов , подбор литературы для их самообразования.

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов . Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов : совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми , консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно -развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов .

Основные направления работы этих специалистов могут быть представлены в следующем виде :

Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось , логопеду необходимо провести просветительскую работу , рассказать о методах и приемах логопедической работы , которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.

Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.

Сотрудничество учителя- логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами . А они (педагоги ) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом . Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.

Взаимодействие с

учителями осуществляется в форме :

разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми );

обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно – развивающей работы ;

проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д. ;

оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;

взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.

(пока присутствующие читают информацию на слайде, в качестве примера я назову темы совместных заседаний МО с учителями начальных классов ) выступление Давыдовой И. В. «Промежуточная диагностика. Анализ изменений в речевом и общем развитии воспитанников», Гребенщикова О. А. «Определение мер психолого – педагогического воздействия на детей логопатов, у которых за 1 полугодие выявлена недостаточность динамики развития (разработка практических рекомендаций, Кузнецова Л. В. «Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью».

Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны : и логопед, и учитель ; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, И тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы .

Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.

Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем :

Обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

Формирование и развитие словарного запаса;

Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

Формирование познавательного интереса, любознательности;

Развитие связной речи;

Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

Формирование учебных знаний, умений и навыков.

В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления :

Подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;

Наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;

Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам ;

Индивидуальные консультации воспитателей.

Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

При организации комплексной коррекционной работы с ребенком , имеющим системное недоразвитие речи, необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий» , в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя - логопеда и учителя музыки . На своих занятиях он проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы . Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, на которых дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Занятия по физкультуре – одни из любимых занятий детей. В связи с этим они как правило, проходят на высоком эмоциональном подъеме, а это способствует более эффективному достижению поставленных задач, ведь дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Учитель физкультуры проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствует просодические элементы речи. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата учит детей приёмам самомассажа. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, учить слушать и понимать многоступенчатую инструкцию, осуществляет контроль за речью детей. На занятиях физкультурой используется разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения.

Широкие возможности в работе по коррекции речи детей имеются у учителя ИЗО . Ведь исследованиями уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. В связи с этим учитель ИЗО , согласно советам логопеда и руководствуясь программными требованиями, включает в свои занятия : пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи. На уроках ИЗО деятельности используются и нетрадиционные формы художественно–графической техники : рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д. Для обеспечения и поддержания интереса к занятиям используются стихи, загадки, упражнения на развитие координации речи с движением.

В заключении мне хотелось бы показать, как на практике осуществляется взаимодействие специалистов на примере изучения темы «Перелётные птицы» :

учитель начальных классов : урок по теме «Перелётные птицы» ;

учитель –логопед : дидактическая игра «Куда спряталась перелётная птица» (отработка правильного употребление предлогов за, перед, над, около, под);

воспитатель : рассматривание иллюстраций перелётных птиц, беседа о перелётных птицах;

учитель музыки : логопедическая распевка «Гуси» (музыка Л. Б. Гавришевой, сл. Н. Н. Нищевой) ;

учитель физкультуры : подвижная игра «Уточка» ;

учитель ИЗО : пальчиковая гимнастика «Ласточка, ласточка» .

На данном примере мы видим, что целью системы работы всех специалистов является рациональная организация совместной деятельности для формирования и закрепления правильных речевых навыков у детей, развития сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья, а также построение комплексного коррекционно -развивающего процесса работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература :

1. Бабичина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009.

2. Бойцева М. Б., Денисова О. А. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. – М., 2012.

3. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников

Методический материал рекомендован воспитателям, логопедам и другим специалистам ДОУ.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на учащихся с учетом изменяющихся возможностей учащихся на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Особенно взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо при организации личностного подхода к детям, так как при его организации необходимо создавать следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.

Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
К сожалению такое взаимодействие воспитателя с логопедом не во многих детских садах реализуется. Это зависит от многих причин, но прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей логопеда и воспитателя, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Учеными изучены и исследованы конкретные виды взаимодействия логопеда и воспитателя.
Так, совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. На основе такого взаимодействия воспитатель выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения под руководством воспитателя теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общеразвивающего типа. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного), мнестических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления, мотивации.
Важный аспект работы воспитателя развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в детском саду. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми, предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в их поведении, формирует доброжелательные отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
Воспитателю не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине. На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
- закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре - также необходимый элемент его педагогической деятельности. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Изучив научную литературу о взаимодействии воспитателя и логопеда в детском саду по развитию речи у детей с речевыми нарушениями, я пришла к следующим выводам.
1. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
2. Воспитатель в специализированных детских садах выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к познанию.
3. Педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью.
4. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
5. В задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями.
6. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера.