Программа из детства в отрочество. Комплексные программы дошкольного образования: программа «из детства в отрочество» под редакцией т.н.дороновой. Анализ воспитательной работы за учебный год

Задумана и разработана как комплексная программа для родителей и педагогов, воспитывающих детей в возрасте от 4 до 10 лет, и представляет собой синтез монопедагогической стратегии и технологии для взрослых, заинтересованных в укреплении здоровья детей, своевременном и полноценном развитии, воспитании и подготовке в системе образования.
Работа по программе может осуществляться в нескольких направлениях: в воспитательно-образовательных учреждениях с решением задач дошкольного и начального образования («Школа - детский сад» от 4 до 10 лет), а также в работе с детьми, которые нерегулярно посещают дошкольное учреждение.

В названии программы авторами заложен особый смысл, связанный с процессами, происходящими при развитии личности.
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется на всю жизнь.

Период отрочества не менее важен. В этот период происходит взросление человека. Ребенку необходимо умение существовать в социуме, находить в нем свое место, уметь взаимодействовать с детьми и взрослыми.

Целесообразно объединить усилия родителей и педагогов.
Тщательно изучая ребенка, детские психологи установили общие закономерности его психического развития. Благодаря этому стало возможно на научной основе руководить данным процессом. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители могут приобрести опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Авторы программы «Из детства в отрочество» придают серьезное значение знакомству родителей с программой, по которой воспитываются и обучаются их дети. В ней содержится необходимая научно-популярная информация (медицинская, педагогическая, психологическая), знание которой поможет родителям защитить ребенка от некомпетентного или негативного педагогического вмешательства.

Авторы программы рассматривают взаимодействие воспитателей, родителей, детей. В ней содержатся рекомендации для воспитателей и родителей по разным аспектам развития - интеллектуальному, эстетическому, физическому, экологическому и др.

Анализируя программу «Из детства в отрочество», синтезируя ее фрагменты с фрагментами других программ, дополняя их собственными наработками, психолог ДОУ может создать парциальные программы для детей: «Учусь с радостью», «Школы не боюсь» и др. Для воспитателей: «Бесконфликтное обучение», «Радость открытий» и др. Для родителей: «Хочу все знать», «Скорая родительская помощь» и др.

Программа ТРИЗ

Автор идеи Г.С. Альтшуллер. Дальнейшая разработка технологии проводилась его учениками, один из них - М. Шустерман.
Триз - теория решения изобретательских задач. В 1945 г. Г.С. Альтшуллер приступил к разработке научной технологии творчества, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть программы - творческая педагогика, а затем и новый ее раздел - теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технической ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Каждому педагогу необходимо опираться на «заповеди» творческой личности:

Будь хозяином своей судьбы;

Достигни успеха в том, что любишь;

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело;

Строй свои отношения с людьми на доверии;

Развивай свои творческие способности;

Культивируй в себе смелость;

Заботься о своем здоровье;

Не теряй веру в себя;

Старайся мыслить позитивно и др.

Тризовская концепция опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Кредо тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не следует давать детям готовые знания, ответы на вопросы, следует учить ребенка находить их.

В программе ТРИЗ используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом и др.

Основной этап работы по программе ТРИЗ - решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты думаешь? С кем ты дружишь? Кого ты боишься?» и т.д. Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Самая главная цель педагога, работающего в программе ТРИЗ, - формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Изучая, анализируя и применяя данную программу, психолог ДОУ может создавать парциальные программы для детей: «Каждый ребенок - гений», «Маленький мыслитель», «Я решаю все задачи» и др. Для воспитателей: «Мыслим нестандартно», «Проблем не существует», «Воспитатель - творец!» и др. Для родителей: «Нет предела совершенству», «Понимание», «Просто о сложном» и др.

Программа «Кроха»

Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук ГГ. Григорьевой.
Программа ориентирует на комплексное развитие и воспитание детей в возрасте до 3 лет в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Цель программы - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, убедить их воспитывать ребенка с учетом знаний общих закономерностей развития и природной индивидуальности малыша, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Программа состоит из четырех глав:

- «Мы ждем тебя, малыш!» (предродовая педагогика);

- «Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей физического и психического развития ребенка от рождения до
3 лет);

- «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни);

- «Я сам» (развитие и воспитание детей 2 и 3 года жизни).

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребенка до 3 лет, а также методические рекомендации для родителей и педагогов. В приложениях даны таблицы уровня развития и достижения детей в каждом возрастном периоде, а также приводятся литературный материал, примерные сценарии семейных праздников.

Небезынтересны для психологов ДОУ материалы по Монтессори-педагогике, педагогике Вальдорфской школы. Сегодня существуют центры, в которых психологи могут посетить семинары, овладеть техниками и методами, предлагаемыми этими программами, оценить необходимость внедрения той или иной части программы в ДОУ. Ознакомившись с программами: «Школа будущего», «Шаг за шагом», «Зеленая дверца» - психолог может обсудить их с родителями, воспитателями, проанализировать рекомендации зарубежных педагогов и психологов, в случае необходимости внедрения в ДОУ - адаптировать к условиям, контингенту конкретного ДОУ.

Новые программы образования и воспитания создаются ежедневно. Изучая опыт специалистов, анализируя опыт коллег, взяв на вооружение лучшие методы, технологии, психолог ДОУ может создавать уникальные авторские программы, способствующие полноценному развитию детей, формированию позитивного психологического климата, совершенствованию педагогической культуры воспитателей.

Автор: Т. Н. Доронова и др. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательнообразовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.

Задачи по 2 направлениям: «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования. «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенности программы Отличительной особенностью программы является интеграция (на основе познавательно-речевой деятельности), что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать (сужать и расширять).

Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное обучение формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Оно обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемнопоисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.

Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.

Задание 1

Программа «Радуга»

Авторы: Соловьева Е.В., ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования. Кандидат педагогических наук, доцент. Возрастной психолог.

Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Якобсон С.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО; Гербова В.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общего образования России. Область исследований - методика развития словаря, связной речи, содержание и методика занятий по развитию речи детей дошкольного возраста; Грибовская А.А., педагог, методист, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского Института Открытого Образования; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».



«Радуга» - первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет.

Программа «Радуга» отличается от представленных на рынке аналогичных программ рядом уникальных преимуществ:«Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе отечественной общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выготского.«Радуга» - проверенная на практике надежная программа, которая располагает обширным многолетним опытом успешного использования не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.«Радуга» - программа социализации ребенка дошкольного возраста, в которой реализованы на практике идеи формирования комфортного развивающего сообщества сверстников.«Радуга» - развивающая программа нового поколения, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребенка к последующей ступени образования.«Радуга» - программа, адресованная массовому детскому саду .

Программа задумана и реализована как:

· комплексная , т.е. охватывающая все основные стороны воспитания, образования и развития детей в дошкольном возрасте;

· массовая , т.е. предназначенная для использования во всех регионах России, как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребывания;

· личностно-ориентированная система воспитания, образования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа «Радуга» направлена на достижение трех основных целей : сохранять и укреплять здоровье детей и сформировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа является современной интегративной программой , реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

«Радуга» соответствует принципу развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные задачи и достигать поставленных целей на разумном минимальном необходимом материале, не допуская перегруженности детей; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Важно, что в «Радуге» в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка отражен принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса . Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

В новом варианте программы предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы соответствует областям «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

«Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных учреждений, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению.

Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью – сохранить здоровье детей, помочь каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

«Радугу» отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе.

Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г. Якобсон, В.В. Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко.

Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми: Методические руководства для воспитателей по каждой возрастной группе. Комплект методических пособий по основным видам деятельности с конспектами занятий. Развивающие книги, учебно-наглядные пособия и дидактические альбомы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.

По согласованию с научным руководителем программно-методического комплекса «Радуга» Е.В. Соловьевой в качестве инструментария для проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов при реализации дошкольными образовательными учреждениями программы «Радуга» могут быть использованы пособия: Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов с приложением на электронном носителе».И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова, Е.К. Ягловская. «Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал».

Программа «Из детства – в отрочество»

Авторы: Доронова Т.Н., кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета; Гризик Т.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»; Мусиенко С.И., старший научный сотрудник лаборатории игры и игрушки Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала «Обруч».

«Из детства - в отрочество» - первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Участие в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет родителям увидеть мир с позиции ребенка, проявить заинтересованность в действиях малыша. Кроме того, совместная деятельность родителей и детей повысит качество образования детей и позволит использовать потенциальные возможности каждого ребенка.

Программа «Из детства - в отрочество» - комплексная и определяет задачи, которые надо решать в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - «Здоровье» и «Развитие».

Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада оценить здоровье каждого ребенка и выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (его инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Программа создана большим авторским коллективом - это психологи, педагоги-методисты, дефектолог, филолог, музыкант, медики. Руководитель программы Татьяна Николаевна Доронова. Для реализации программы разработан комплект учебно-наглядных и методических пособий по разным направлениям деятельности ребенка-дошкольника, планированию и организации педагогической работы в дошкольном учреждении, развитию и воспитанию ребенка в семье. Предлагается литература для всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов по изобразительной деятельности, физической культуре, иностранному языку, методистов, руководителей ДОУ, медицинских работников.

Программа прошла широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России, получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.

Авторы: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы "Из детства - в отрочество" авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей.

Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель - привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ.

Авторы программы рассматривают познавательную сферу как сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире. Они исходят из того, что на каждом возрастном этапе познание мира ребенком осуществляется своими специфическими способами. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. В основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые впоследствии знания будут накладываться на это отношение.

В возрасте 4-7 лет у детей формируется первичный элементарный образ мира, дети начинают понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Ребенка этого возраста отличает элементарная возрастная эрудиция, проявляющаяся в умении поддерживать простые по содержанию разговоры, затрагивающие познавательные аспекты (мир природы и мир человека).

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей выступает в программе как необходимое условие нормального развития познавательной сферы. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять единые задачи, но разными путями и средствами, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Комплексные задачи эмоционального благополучия, здоровья и полноценного личностного и интеллектуального развития ребенка определены для решения в условиях семьи и детского сада.

В программе выделен раздел «Познавательное развитие» (автор Т.И. Гризик).

Цель: развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

  • расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.) в соответствии с возрастной нормой;
  • создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей;
  • формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта.

Структурно-содержательная характеристика

Так, в ДОУ предполагается:

  • формировать представления о природе, в увлекательной форме предлагать информацию о живой природе: отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях размещения на разных территориях;
  • познакомить с характером взаимодействия растений и животных;
  • вводить в сознание элементарные представления о неживой природе: различных атмосферных явлениях, качествах и свойствах объектов неживой природы;
  • знакомить с различными планетами.

В программе предлагается:

  • знакомить детей с природными материалами, их свойствами и качествами, характером использования их человеком;
  • показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека;
  • знакомить с земным шаром, используя глобус, физическую карту мира, различными природно-климатическими зонами, природными богатствами недр, со странами и народами, некоторыми анатомическими особенностями человека в соответствии с возрастными возможностями и потребностями ребенка, формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.);
  • дифференцировать имеющиеся представления о живой природе и социальном мире: дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения), окультуренная природа (домашние животные и культурные растения), деятельность человека (познавательная, трудовая, художественная) и ее результаты;
  • упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно-следственных), зависимостей, закономерностей, показать, к чему приводит нарушение связей и закономерностей;
  • приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию (с водой, песком, глиной; с пластилином, тканью, магнитом и т.д.);
  • способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка;
  • учить анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
  • делать элементарные умозаключения;
  • уметь предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
  • формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности, радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей;
  • создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
  • обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, природе;
  • формировать положительное, бережное, созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;
  • развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого;
  • формировать представления о взаимоотношениях природы и человека (доступное детям постижение системы «человек - природная среда»);
  • активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы с учетом их индивидуальных предпочтений и желаний;
  • развивать основы экологической эстетики через создание условий для эстетического восприятия природы при непосредственном ее восприятии (объекты и явления в разные времена года), показать величие природы посредством разных видов искусств: живописи, литературы, музыки.

В семье предлагается:

  • рассказывать о различных представителях живой природы (растения и животные), учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности, фиксировать изменения (внешний вид, поведение животных);
  • читать сказки о природе и детскую познавательную литературу;
  • рассказывать о неживой природе (сезонных явлениях, частях суток), связывать рассказы с реальной жизнью ребенка;
  • расширять представления о природе в летний период, делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками (например, встретили в лесу лося, нашли на улице котенка и т.п.);
  • знакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких); профессиональной (кто и где работал и работает), бытовой (домашние дела и их распределение между членами семьи), увлечениями и хобби (выращивание цветов, овощей, фруктов; вязание; вышивание; шитье; спорт; коллекционирование и др.);
  • закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние обязанности, трудовые поручения);
  • обращать внимание ребенка на значимость его труда для близких людей;
  • рассказывать о Родине, ее богатствах, просторах; народах, населяющих ее, и известных людях;
  • развивать познавательные способности ребенка;
  • наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного;
  • собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе;
  • посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т.д.);
  • обсуждать с ребенком, за что вы и он любите (не любите) то или иное природное явление, время года, часть суток.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа предполагает активное включение родителей в воспитание и обучение детей. Чтобы воспитатели ДОУ могли взаимодействовать с родителями, и была создана программа «Из детства - в отрочество». Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.

Учебно-методическое обеспечение

В помощь воспитателям разработан большой пакет пособий, составляющий комплекс программно-методических материалов для каждой группы по программе «Из детства - в отрочество».

Программа имеет методические пособия по каждому разделу для воспитателей, родителей, изданы тетради для детей. Авторами разработаны примерные планы по разделам программы, методика обследования детей.

В комплекте методических пособий к программе полностью дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования педагогом материала определяется в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа продвижения в развитии, независимо от уровня исходной подготовленности.

Программа и комплект методических пособий прошли широкую экспериментальную апробацию в различных регионах России и получили положительную оценку со стороны родителей и педагогов.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.