Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема. Транспорт. Специальный транспорт. Проект в подготовительной группе детского сада. Водный транспорт

Тема: «Транспорт, его виды»

Программное содержание: Закрепить у детей понятие «транспорт» и его виды: воздушный, наземный, водный, подземный. Учить описывать транспорт, его назначение, развивать воображение, творчество.

Материалы к занятию : большие рисунки на картонной основе паровоза, парохода, самолёта, у детей билеты со схематичным изображением вида транспорта, картинки с различным транспортом, пособие «Виды транспорта».

Словарная работа: транспорт, троллейбус, трамвай.

Ход занятия

1. Постановка цели.

— Отгадайте загадки и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

а) Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином

На копытца дай резины.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … (автомобиль)

б ) Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошёл?

Прямо по полю пошёл. (пароход)

в) Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский …. (вертолёт)

— Как назвать одним словом пароход, паровоз, вертолёт? Сегодня мы поговорим о транспорте.

2.Основная часть

2.1. Беседа о значении транспорта.

— Для чего нужен человеку транспорт?

— А ещё нужен, чтобы путешествовать. Сегодня у нас есть самолёт, пароход, поезд. Можете сесть туда, куда захотите, но сначала нужно купить билеты.

2.2. Классификация видов транспорта. Работа с пособием «Транспорт».

Дети, почему плачет наш кондуктор?

(Транспорт находится не на своих местах).

Давайте поможем ему разобраться в получившейся путанице.

(Дети правильно размещают картинки с транспортом.)

Возьмите себе именно тот билет, на каком транспорте вы бы хотели попутешествовать. Проверьте, правильно ли вы заняли места. Какой транспорт самолёт (пароход, паровоз)? Почему?

2.3. Составление рассказов о путешествиях.

Куда бы вы хотели отправиться? Что можно увидеть из окна парохода (паровоза, самолёта)? Назовите, какой вы ещё знаете наземный, водный, воздушный транспорт. Надеюсь, ваши мечты когда-нибудь осуществятся. И вы сядете в настоящий паровоз, пароход, самолёт.

3. Физминутка.

а ) Водитель спозаранку

Крутит круглую баранку.

б) Сели в лодку и – айда!

По реке туда – сюда.

в ) Паровоз кричит: «Ду – ду,

Я иду, иду, иду!»

А колёса стучат,

А колёса говорят:

«Так – так – так!»

(Дети имитируют движения.)

4. Словесные игры.

4.1.Игра «Назови ласково».

самолёт машина лодка

вертолёт трамвай пароход

ракета паровоз

4.2.Игра «Один – много»

самолёт ракета автобус

пароход грузовик троллейбус

машина мотоцикл

4.3.Работа со скороговоркой.

Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

(Сюрпризный момент, раздача конфет.)

5.Итог.

Расположить каждый вид транспорта на своё место (на пособии).

Какие виды транспорта вы знаете?

ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗОВАЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ

1. Какой бывает транспорт?

А) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?

2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?

3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).

4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).

5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).

6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).

7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).

9. Покажи и назови части корабля? самолета?

10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).

11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?

12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?

14. Какой транспорт есть у тебя дома?

15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?

16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?

17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.В. Водопьянов "Космонавт-1”;
Б.С. Житков "Что я видел”;
В.В. Маяковский "Это книжечка моя про моря и про маяк”, "Кем быть?”;
А.В. Митяев "Сегодня праздник” (12 апреля - День космонавтики);
С.В. Михалков "А что у вас?”;
В. Орлов "Электричка”;
С.В. Сахарнов "Самый лучший пароход”;
А.Н. Толстой "Рассказ аэронавта”, "Прыжок”;
Е. Тараховская "Метро”;
Э. Успенский "Троллейбус”;
Д. Хармс "Кораблик”;
А. Шалыгин "Ехал козлик осторожный”;
Эстонская народная сказка "Запретный узел”.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Карл Арон "Человек поднялся в небо”;
Жюль Верн "Пять недель на воздушном шаре”;
Анатолий Маркуша "Богатыри”;
Марина Москвина "Аэростат - мой товарищ”.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Звук у – рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются "трубочкой”.
Приемы: 1. – поезд дает сигнал; – самолет летит; – пароход гудит.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Приемы: 1. "Кто дольше” - сохранение дыхания и правильное его расходование: - чей паровоз дольше гудит; - чья дудочка дольше поет.

2.. "Паровозик”. Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая "чух-чух-чух”.

3. Игра для развития дыхания при произнесении шипящих и свистящих. "Гонки по воде” - а) бумажных, целлулоидных игрушек. Воспитатель предлагает детям поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу. Дуть надо сильно, чтобы кораблик поплыл далеко. Воспитатель показывает, как надо дуть, чтобы получилась сильная и прямо направленная струя воздуха. б) "На волне океана”. Ребенку, лежащему на спине, ставится на живот игрушечный кораблик. Вдох и выдох делается животом.

РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ

Упражнение "Автомобили” для детей 3-4 лет. В.: "Давайте поиграем в "автомобили””. Дети выстраиваются друг за другом. В. впереди. В. громко, отчетливо гудит: "би-би-би” или "ду-ду” и предлагает детям тоже гудеть. Вся колонна движется несколько раз вокруг по комнате, сопровождая движение ясными, громкими гудками.

СТИХИ, ПРИБАУТКИ, ЗАГАДКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ ПРОИЗНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗВУКОВ

Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.

Вьется по улице
Легкая пыль,
Мчится по улице
Автомобиль

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Детский сад

Мы приходим в детский сад,
Там игрушки стоят:
Паровоз, пароход
Дожидаются ребят.

Машинист

Папа Костика и Розы –
Машинист на паровозе.
Он в большие города
Быстро водит поезда.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

ЗВУК С И З Песенка машиниста

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки? Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички? Спят. Спят.
Все на свете спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим, мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым.

Сеня вез воз сена.

Едем на грузовике.
По флажку у нас в руке.
Светофора красный глаз
Не пускает дальше нас!

Мчится, мчится железный конек,
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок,
Мчится, мчится железный конек.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ

Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети встают в колонну и мерно двигаются (идут друг за другом), одновременно делая движения руками подобно рычагам паровозных колес. Эти движения можно выполнять и под другие стихи.

Загудел паровоз
И вагончики повез
Чох-чох, чох-чох, чу-чу
Я далеко укачу.

В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сильный и смелый.

Дети встают в колонну (можно врассыпную), поднимают вверх руки, делая их "лодочкой” вверх (острие ракеты направлено в небо) и так шагают друг за другом на время полета.

Самолет

Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.

Дети встают в колонну, разведя руки в стороны (крылья) и бегут друг за другом.

Лодочка

А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.

Дети встают врассыпную, вытянув руки в стороны, качаясь вправо-влево и вверх-вниз. Изображают, как гребут веслами. Останавливаются, приседают. Прыгают вперед, скачут как зайцы.

Легковой автомобиль

Мы ехали, ехали,
К мосту подъехали
Въехали, съехали
Снова поехали
Ехали, ехали
К яме подъехали
Яму объехали
И к дому поехали.

Дети встают в колонну, идут друг за другом, имитируя руками вращение руля, опускают руки вниз, поднимают их вверх, тянутся, приседают, "едут”, приседают, делают поворот, "едут”, останавливаются.

Пароход

Пароход большой плывет,
Капитан его ведет.

Дети встают врассыпную, ставят руки перед грудью, вперед, ладони соединяют как "ковшик” (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх) и двигаются свободно по группе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

А) "Лодочка” (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
б) "Пассажиры в автобусе” (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуть вверх).
в) "Лодка”. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Г) "Пароход”.

Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Д) "Поездка” (сказка пальчиков). Ладони поставить домиком, кисть руки или сложенные кисти продвигать вперед по поверхности стола (гараж, машина). Ладони поставить на ребро навстречу друг к другу, согнуть пальцы под прямым углом до соприкосновения (из гаража, ворота закрыты).

Кисть или сложенные кисти рук крепче прижать к столу (машина стоит перед воротами - Биб! Ту-ту!).

Закрытые ворота изобразить вновь. Медленно выпрямить пальцы (ворота открываются).

Кисть или сложенные кисти рук продвигать вперед (машина едет).

Волнообразным движением имитировать течение реки (машина едет к реке).

Локти на ширине плеч поставить на стол, пальцы согнуть под прямым углом до соприкосновения. Снова изобразить движение машины (это мост, по нему едет машина).

Ладони поставить на ребро и соединить пальцы обеих рук под острым углом, как нос корабля, и плавно продвигать вперед (под мостом проплывает корабль).

Снова изобразить движение машины (машина съехала с моста).

Снова ладонями показать домик (ехали, ехали и домой приехали).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. АТТРАКЦИОНЫ

1. Лихие шоферы. На детские машинки ставят стаканы или ведерки с водой, налитые до краев. К машинкам привязываются бечевки (длиной 10-15 м), надо быстро наматывать бечевку на палочку, подтягивая к себе машину. Если вода плещется, ведущий называет номер шофера, и тот на секунду перестает мотать. Побеждает тот, кто быстрее всех подтянул машину и не расплескал воду.

2. Поезд. Воспитатель предлагает поиграть в поезд: "Я буду паровоз, а вы вагончики”. Дети встают в колонну друг за другом, держась за плечи или одежду впереди стоящего. "Поехали”, - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: "чу-чу”. Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: "Остановка”. Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь. Игра для 2-4 -х летнего возраста детей, для другого возраста сюжет усложняется. Одновременно происходит упражнение детей в произношении шипящих звуков. В усложненном варианте ребята изображают разные поезда: скорый, товарный. Можно подвижную игру развить в сюжетно-ролевую. Например, вводится роль стрелочника, чтобы поезда не сталкивались. Можно организовать разгрузку товаров и т.д. можно обыграть остановки.

3. Воробушки и автомобиль. Игра для 3-5 летнего возраста детей. Отмечаются границы площадки. На одном ее конце размещаются на стульях воробушки. На другом - место для автомобиля (гараж). Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется с другим транспортом.

4. Космонавты. Игра для детей 5-7 лет. По краям площадки чертятся контуры ракет (2х-4хместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: "Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет”. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракете, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.

5. Самолеты. Для детей 4-5 лет. Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу: "К полету готовься!” - дети делают движения руками - заводят мотор. "Летите!” - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную. По сигналу: "На посадку!” - самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено.

6. Трамвай. Игра для детей 4-5 лет. Дети стоят вдоль стен комнаты в колонне парами, держа друг друга за руки. Воспитатель играет роль светофора, используя разноцветные флажки: желтый, красный, зеленый. Можно устроить остановку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
"Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Конспект НОД в подготовительной группе.

по теме : « Воздушный транспорт».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», « Чтение художественной литературы», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Задачи: расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным видом транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом; рассказать об истории развития воздушного транспорта.

Материалы и оборудование: фотографии воздушного транспорта.

Ход НОД:

1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

К нам прилетела Баба Яга. Как называется ее транспорт? (Ступа). Давайте расскажем ей, на чем сегодня летают люди.

2. Воздушный транспорт. – Отгадайте загадки:

Стрекоза гудит большая.
Полетать вас приглашаю!
Кресла мягкие для вас.
И пилоты – высший класс!
(Вертолёт)

Чудо-птица, алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета)

В чистом небе серебрится
Удивительная птица.
В страны дальние летала,
Эта птица из металла.
Совершает перелёт
Чудо–птица … .

(Самолет )

Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это?
(Вертолёт)

Из крылатой пламя льется…

Вверх стремительно несется,

На свидание с кометой,

Остроносая...

(Ракета)

Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.

(Самолет )

Молодцы! О чем были загадки? (про воздушный транспорт)

Так, значит о чем мы сегодня с вами поведем нашу беседу? (о воздушном транспорте)

3. Воспитатель на доске открывает картинки- отгадки.

Что объединяет все эти предметы? (ЭТО ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ).

Какой транспорт называют воздушным?

Что делает воздушный транспорт? (ПЕРЕВОЗИТ ПАССАЖИРОВ И РАЗЛИЧНЫЕ ГРУЗЫ)
- Как мы назовем человека, который управляет самолётом? (ПИЛОТ)
- Как мы назовем с вами команду лётчиков? (ЭКИПАЖ)

Назовите профессии людей, которые управляют воздушным транспортом.
- Как вы думаете, ребята, на самолётах есть парашюты? А для чего они нужны? (ПРИ АВАРИИ СПАСТИ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ)
- Откуда улетают самолёты? (АЭРОПОРТ)

4. Воспитатель показывает картинки:

А кто из вас знает, из каких частей состоит самолёт и вертолёт?
- Посмотрите на картинку самолёта. Кто из вас покажет крылья самолёта? хвост? корпус? кабину? дверь? иллюминаторы? шасси?

Посмотрите на картинку вертолёта? Давайте посмотрим, из каких частей состоит вертолёт. Кто мне покажет кабину? хвост? винт? колёса? иллюминаторы? дверь?

Воспитатель:
- Теперь вы знаете как называются основные части самолёта. И чтобы вы немного отдохнули, мы с вами поиграем.

5. Игра: «Третий лишний» (ребёнок должен найти лишний транспорт и обосновать свой выбор). Например, на карточке: самолёт, вертолёт, машина; машина – «Третий лишний», т.к. наземный вид транспорта.

6. Игра «Самолет»

Воспитатель:
- Я буду читать текст, а вы выполняйте соответствующие движения и звукоподражания.

Воспитатель: Поиграем в самолет?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы все – крылья, я- пилот.

Получили инструктаж-

Начинаем пилотаж.

Дети (строятся друг за другом).

В снег летим мы и в пургу.

У-У-У!

Воспитатель: Видим чьи-то берега.

Дети: А-а-а!

Воспитатель:

Ры-ры-ры – рычит мотор. (Выполняют круговые движения рук)

Мы летаем выше гор . (Бегают по всей площадке)

Вот снижаемся мы все (Приседают на одно колено).

К нашей взлетной полосе!

Что ж – закончен наш полет.

До свиданья, самолет! (Машут рукой).

7. Игра "Летает - не летает". (на ковре) (Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - топают ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, воздушный шар, лодка.

8. Воспитатель читает стихотворения:

Самолет

Я во всей своей красе
Мчусь по взлетной полосе,
Мчусь, качусь и вот вдали
Отрываюсь от земли.
Удаляется земля,
Словно коврики – поля,
А высотки-домики,
Будто книжки-томики.

Вертолет

Посмотрите мне в глаза, –
Я совсем не стрекоза,
Мы чуть-чуть похожи с ней,
Я и больше, и сильней.
Если только захочу,
Без разгона ввысь взлечу,
Вертикальный важен взлет,
Я, ребята, вертолет.

9. Итог занятия: - Чем мы с вами сегодня занимались и на чём путешествовали?

О чём мы сегодня говорили? Что узнали нового?
Какое задание показалось вам самым интересным?


Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Транспорт»

Подготовила воспитатель: Кривогузова Н.И.

Задачи:

О бразовательные:

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Развивающие:

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Во спитательные:

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята! Пишут вам Винтик и Шпунтик – гениальные изобретатели из Цветочного города. У нас случилась беда, мы конструировали новый транспорт для путешествий, но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал. Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта.

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра «Из чего – какой?»

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка «Путешествие маленькой машинки!»

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

Тип занятия: занятие по обобщению и систематизации материала.

Цель: систематизировать и закрепить знания о видах наземного транспорта.

Образовательные:

  • активизировать словарный запас по теме «Наземный транспорт»;
  • учить называть числа в прямом и обратном порядке при помощи игры «Собери картинку по цифрам»;
  • закреплять у детей обобщенное понятие «Транспорт».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать наглядно-образное мышление, целостность восприятия на материале игры «Собери картинку по цифрам»;
  • создать условия для развития тактильного и зрительного восприятия при помощи игр «Подбери окошко», «Узнай по части»;
  • формировать умение строить грамматически правильные распространенные фразы посредством ответов на вопросы и в игре «Узнай по части»;
  • развивать координацию движений при помощи динамической паузы «Поезд с грузом»;
  • способствовать развитию логического мышления при помощи игр «Четвёртый лишний», «Отгадай загадку».

Воспитательные:

  • повторять правила поведения в транспорте;
  • воспитывать в детях уважение к себе и другим;
  • создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости, умения радоваться достигнутому результату.

Методы: наглядные (демонстрационный материал, презентация Power Point), словесные (беседа, рассказ), практические (выполнение заданий).

Оборудование и демонстрационный материал: настенная доска, компьютер, дидактическое пособие «Автобус» из дерева или плотного картона, мячи, разрезные картинки «Транспорт», аудиозапись со звуком поезда, картинки с различным транспортом, презентация с игрой «Светофор» или нарисованный на картоне светофор с липучками для цветных кругов, картинки для игры «Узнай по части».

Словарная работа: общественный, железнодорожный, наземный транспорт, электричка, метро.

Предварительная работа: беседы по лексической теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций, чтение и разучивание стихов о транспорте, складывание картинок из 4-5 частей, сравнивание различных видов транспорта.

Ход занятия:

1. Организационный момент - 2-3 мин.

Игра «Узнай по части».

Ход игры. Дети заходят в кабинет, у каждого на стуле лежит карточка с изображением транспорта. Детям необходимо догадаться, что хотел нарисовать художник и озвучить, например: «Художник хотел нарисовать красный мотоцикл».

Дефектолог: «Вы догадались, о чём мы сегодня поговорим? (О наземном транспорте.)

2. Основная часть - 20 мин.

Вводная беседа с детьми.

Дефектолог: Мне позвонил один мой друг и сказал, что ему нужна наша помощь в очень важном деле, давайте поедем к нему в гости?

Кто знает, на чём мы можем поехать к нему в гости? (ответы детей). Правильно, мы можем поехать на (выставляются картинки) машине. Как по-другому называют машину? (автомобиль) Машины бывают легковые и грузовые. Что перевозят грузовые машины? А легковые? Кто управляет машиной? (водитель или шофёр).

На чем еще можно поехать? (на мотоцикле). Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист).

Еще отправиться в путешествие можно на автобусе. Автобус - это общественный транспорт, на общественном транспорте могут ездить все люди в городе, но заходя в автобус, нужно обязательно заплатить за проезд. Какой ещё общественный транспорт вы знаете? (маршрутка, троллейбус, трамвай) Посмотрите внимательно, чем отличается трамвай от троллейбуса? (ответы детей)

Я узнала, что туда, где живет мой друг, очень трудно добраться, поэтому мы поедем на разных видах транспорта. Чтобы узнать, на чем мы поедем сначала, нужно посмотреть на картинки и ответить, какая картинка лишняя.

Игра «Четвёртый лишний».

Ход игры. На доске выставлены картинки «корабль», «лодка», «катер», «автобус». Дети называют все картинки и выбирают одну, которая не подходит к остальным (автобус), объясняют свой ответ (лодка, корабль и катер - это водный транспорт, а автобус - наземный).

Дефектолог: Прежде чем отправиться в путь, нужно повторить правила поведения в автобусе. Если я буду говорить правильно, вы будете хлопать, если неправильно - топать.

Игра «Правила поведения в автобусе».

Ход игры. Педагог произносит утверждения, если дети согласны, они хлопают, если нет - топают.

  • Оплачивать проезд при посадке.
  • Сесть на свободное место.
  • Толкаться.
  • Ехать без билета.
  • Громко есть конфеты.
  • Опираться на входную дверь.
  • Высовываться из окна.
  • Уступать место старичку.
  • Громко разговаривать и кричать.

Дефектолог: Вот наш автобус. Что-то в нем стало очень холодно, нужно закрыть все окошки.

Игра «Найди окошко».

Ход игры. Дети по очереди достают из мешочка «окошки», ориентируясь на тактильные ощущения, и вставляют в подходящую прорезь.

Дефектолог: К сожалению, ребята, мы еще не приехали, нам нужно пересесть на другой транспорт, угадайте, на какой?

Игра «Узнай по звуку».

Ход игры. Педагог включает аудиозапись со звуком поезда, дети отвечают, какой звук услышали.

Дефектолог: Правильно, дальше мы поедем на поезде. Как по-другому называют транспорт, который ездит по железной дороге? (железнодорожный) Какой еще железнодорожный транспорт вы знаете? (выставляются картинки: электричка, трамвай. Метро) Что могут перевозить поезда? (людей и грузы) Кто управляет поездом? (машинист)

Ритмическая минутка:

едет, едет (2 хлопка)

па-ро-воз (3 хлопка)

три трубы (2 хлопка)

пять ко-лёс (3 хлопка)

ма-ши-нист - (3 хлопка)

рыжий пёс (2 хлопка)

3. Динамическая пауза «Поезд с грузом» - 4 мин.

Ход игры. Дети становятся в круг, по сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос - набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Игра «Собери картинку по цифрам».

Ход игры. Детям раздаются конверты с картинками, разрезанными на десять вертикальных полосок, каждая пронумерована от 1 до 10. Для того, чтобы получилась картинка, нужно сложить все части-полоски с цифрами, назвать в прямом и обратном порядке получившийся ряд.

Дефектолог: Ребята, вот мы и приехали, угадайте, кто нас ждал?

Отгадывание загадки:

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом

Светятся, моргают -

Людям помогают (светофор).

На доске появляется светофор с неправильными цветами, расположением и количеством кругов: синий, зелёный, красный, жёлтый.

Дефектолог: Ребята, вам не кажется, что со светофором что-то не так? Светофор заболел, все его цвета перепутались, появились лишние. Светофору очень нужно, чтобы мы помогли ему вылечиться. Дети выполняют задание на доске.

4. Подведение итогов занятия - 3 мин.

Дефектолог: Светофору очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями, он приготовил для вас призы. Дети получают призы - наклейки с машинами, называют цвет своей машины.