Проект.docx - проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «путешествие в страну красивой и грамотной речи. Проект по развитию связной речи на тему "у реки" Проект развитие связной речи в старшей группе

Проект по развитию связной речи детей.

ТЕМА «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ»

Актуальность темы :

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития- мышления, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимы условием воспитания и обучения.Развитие связной речи в дошкльном детствезакладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, граматической.Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприеленых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание,состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально-смысловоу типу на описание, повествование, рассуждение.Форирование связной речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом,актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Связная речь неотделима от мира ыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

ПРОБЛЕМЫ

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. ------- Неспособность граматически правильно построить распространённое предложение.

Бедность речи.Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без неё.

Задачи проекта:

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

Учить детей подбирать к предмету слова- эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет(иллюстрацию)

Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Ожидаемый результат:

Проведение диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Продолжительность:

Место реализации:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ТРЕТИЙ ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ВТОРОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ.РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

1 РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ПЛАНУ ПРОЕКТА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА
ИЗУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОДБОР МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ

ФЕВРАЛЬ МАРТ, АПРЕЛЬ МАЙ

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ

Цель занятия

Виды занятия

    Обучение пересказу

    Игры инсценировки на сюжет пересказываемого произведения

    Упражнения на моделирование сюжета(наглядные схемы)

    Рисование на тему с последующим составлением рассказа по выполненым рисункам

    Обучение рассказыванию по картинкам

    Придумывание названия к картине или серии картин

    Игры, упражнения на воспроизведение содержания

Картины

    Обучение описанию предметов

    Игра упражнение « Угадайка»

ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ
И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Введение
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются
нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в
области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные
направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет
тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений
и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и
речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М.
Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному
языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные
речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря,
составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение
их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения
детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи
означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы
высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества
дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена
развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные
методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А.
Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и
методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения).
Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М.
Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации
(«речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется
значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач
должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к
содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях.
Предпочтение отдаётся образовательной деятельности, объединяющей разные

виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное
творчество) и самостоятельной художественно­речевой деятельности детей.
Изученные научные исследования в области речевого развития
дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его
эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования
предусматривают необходимость использования наиболее эффективных
путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа
единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного
возраста
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми,
тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о
своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями
задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за
помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также
владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры –
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к
завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь
и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей,
посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико­синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве
средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
 может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
 проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и
далёких предметов и явлений, интересуется причинно­следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
 обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном,
социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не
может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи
реализуется основная функция языка и речи ­ коммуникативная. Общение с
окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной
речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития:
формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Поэтому развитие связной речи ­ одна из главных задач, которую ставит
дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью
воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины,
описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родители мало
уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и
потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками
педагогического процесса.

Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе
дошкольного учреждения посредством использования разных форм
организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым
материалом.
3. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного
взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления
связной речи детей.
4. Организовать психолого­педагогическое сопровождение ребёнка в
процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с
опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений
проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и
семьи.

Тип проекта: информационно­практико­ориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста,
родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный (15.11­15.02)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:
Использование активных форм работы по речевому развитию детей
способствовало активизации и обогащению словарного запаса,
совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной
и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их
контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной
инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают
трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого
развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу
внимательнее и доброжелательнее.








Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в
речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер
общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются
с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:
Использование проектного метода обеспечивает стабильность,
устойчивость, целостность образовательного процесса.
Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение
адекватных форм, методов работы.
Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития
мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию
комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми.
Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на
учебный год, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками
образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их
родителями.
Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые
формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
Данный проект ориентирован на детей.

Этапы реализации проекта:
1. Организационно­подготовительный (ноябрь­декабрь).
2. Основной (декабрь­январь).
3. Заключительный (январь­февраль).

Содержание и этапы реализации проекта
Организационно­подготовительный этап
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».
Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,
«Дошкольник».
3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов
образовательной деятельности
4. Анкетирование родителей
5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие
дошкольников
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметно­пространственной среды
дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом,
мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по
формированию связной речи дошкольников.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к
участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации,
использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения
детей, формированию умений практического владения выразительной речью в
условиях детского сада и семьи.
7. Вовлечение родителей в совместную творческо­речевую деятельность.

Реализация основного этапа

1. Работа с воспитанниками
Мероприятия
Время проведения

В течение проекта
­ Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
­ «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя
мнемотехнику)
­ Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
– Обучение приёму рассказывания сказки по таблице,
схеме;
– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);
– Использование приема изменения сюжета сказки: «Что
будет если…»
– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»
– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»
­ Речевые игры с движением
­ Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
–речевые тренинги с детьми;
– работа со схемами;
– динамические этюды;
– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной
речи»
­ интерактивные игры
– составление писем: своему другу; на передачу;
письмо сверстникам в другой детский сад;
письма – загадки; письмо – приглашение.
­ Сочинение сказок на новый лад
­ Ритмопластика
­ Изготовление альбома «Мы любим сказки»
­ Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных
слов»
­ Игры­драматизации по знакомым сказкам
­Создание книжек­малышек
­ Акция «Подари книжку малышам»
­ ОД по обучению детей рассказыванию
­ беседа – диалог по теме недели
­ слушание аудиосказок

1. Взаимодействие с родителями

Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам».
Название проекта: «Рассказываем интересно»
Разработчик проекта: Терентьева Светлана Аркадьевна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 16».

Контактная информация: Пермский край, г. Лысьва, ул. Кирова 57. Тел. 2-06-01, 2-52-41
Характеристика проекта: образовательный, педагогический, средней продолжительности, фронтальный.
Срок реализации проекта: 0 1.09.2012. – 26.12.2012.
Участники: воспитатель, родители, дети.
Актуальность проекта:

Значение связной речи при описании картин в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.


Научное обоснование. Новизна:

Проект представляет собой систему упражнений для обучения детей навыкам рассказывания. В основу системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой и по поводу которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др. в качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым и известным психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности предварительной программы высказывания, т.е. его плана. Учитывая сказанное на начальном этапе обучения рассказыванию детей проводятся те виды упражнения, где имеются оба названных вспомогательных фактора. Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия , непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемы на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременным планом высказывания.

4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин . Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременным планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

5 этап: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами. Что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

6 этап: пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его вопросный план .

7 этап: составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, начинается работа над обучением творческому рассказыванию.
Противоречие, проблема:

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умении осмыслить воспринимаемую картину и выразить в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития. К сожалению, умение связно рассказывать рассказ по картине является большой проблемой для детей старшего возраста.


Цель: Обучение связной речи детей при составлении рассказов по картине.
Задачи проекта :

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины

  2. Воспитывать чувства, вызываемые содержанием картины

  3. Учить составлять связный рассказ по картине.

  4. Активизировать и расширять словарный запас.

Продукт проекта:


  1. Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

  2. Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам

  3. Модели рассказа.

Предполагаемый результат:


  1. Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

  2. Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.

Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.

Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:


  • на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

  • На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.
Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.
Возможные риски:

  1. Отсутствие времени у педагога Пути выхода: четкий план действий.

  2. Тема неинтересна детям. Пути выхода: с целью повышения мотивации использовать запись рассказов на магнитофон, специально, красиво оформленный альбом, красочные наборы картин.

Этапы (план) реализации проекта.


Этапы.

Сроки

Задачи

Содержание

Ответственный

Подготовительный.

1-2 неделя сентября

1.Подобрать, проанализировать литературу по проблеме.

2.Подобрать, составить и провести диагностические методики по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

3.Подобрать дидактические упражнения по развитию связной речи.

4.Провести анкетирование родителей для выявления знаний о проблеме.

5.Провести беседы, опросы родителей с .


1.Подбор литературы по проблеме исследования.

2.Анализ литературы.

3.Подбор, составление, проведение диагностических методик по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

4.Подбор дидактических упражнений по развитию связной речи

5.Анкетирование родителей

7.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью просвещения по теме.



Воспитатель.

Основной.

3-4 неделя сентября – 2 неделя декабря

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию:

Учить детей отвечать на вопрос развернуто – фразой из 3 – 4 слов.

Пересказывать текст, составленный из 3 – 4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

Развивать внимание детей.



Система упражнений по теме:

1.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

2.Установление порядка предложений в рассказе.

3.Выбор из рассказа опорных слов – действий и установление их последовательности.

4.Пересказ текста по памяти с использованием сюжетной картинки.

5.Активизация словаря.

6.Замена в предложении слов – действий.


Воспитатель.

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3 – 5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе.

Учить объединять фразы в рассказ из 4 – 5 предложений с наглядной опорой в виде объектов и действий с ними.

Учить объединять фразы из 3 – 5 слов в рассказ из 4 – 5 предложений



Система упражнений по теме:

1.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и вопросному плану.

2.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

3.Словарная работа.

4.Выделение слов, обозначающих действия, и восстановление рассказа по этим опорным словам.

5.Добавление предложения, логически связанного с предыдущим.

6.Восстановление рассказа по словам – действиям, по названиям предметов.

7.Выбор предложений, логически не связанных с рассказом.



3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски.

Продолжать учить детей точному и полному ответу на вопросы, построению фраз из 4 – 6 слов.

Учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на магнитной доске с предметными картинками .


Система упражнений по теме:

1.Подбор объектов к словам – признакам.

2.Расширение словарного запаса по теме «Семья».

3.Подбор слов – действий к субъектам действия.

4.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

5.Словарная работа.

6.Выбор из рассказа слов – действий и восстановление по ним предложений.

7.Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

8.Дополнение предложение другим, логически связанным.

9.Пересказ текста с опорой на предметные картинки, картинки – символы, картинки – сигналы.

10.Образование наречий от прилагательных.

11.Образование сравнительной степени прилагательных.

12.Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и другими суффиксами.

13.Восстановление предложений по наречию.

14.Уточнение понятий.

15.Подбор нескольких определений к существительному.

16.Включение в предложение подходящего слова – действия, подбор действий к названному объекту.

17.Установление правильного порядка слов в предложении.

18.Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по опорным глаголам.

19.Восстановление предложений по опорной картинке.

20.Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими словами предложений .


4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.


Система упражнений

Развитие речи детей является главной задачей в работе дошкольных организаций.Необходимо подобрать такие игровые упражнения,которые помогут сформировать навыки правильной речи.Данный проект поможет развить связную речь дошкольников,обогатит словарный запас,будет содействовать приобщению к красоте природы родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «№9 «Радуга»

Проект

по развитию связной речи у детей старшей группы №1 «Дружная семейка»

на 2017-2018учебный год

«Времена года»

Подготовила:

Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель

1 квалификационной категории.

Г.Балабаново

Цель проекта: Развитие связной речи детей через познавательную и игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Подобрать и внедрить в работу с детьми игровой и познавательный материал для развития связной речи.

Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года через знакомство с музыкальными произведениями.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.

Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус через работус художественным словом. .

Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.

Практико-ориентированный проект

Срок реализации:

Участники проекта:

Воспитатели.

Дети старшей группы

Родители.

Предполагаемый результат.

Сформированы:

Установлено деловое взаимодействия

Актуальность проекта.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Аннотация проекта.

Данный проект помогает развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.

Предполагаемый результат.

Сформированы:

Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Становление ребенка как личности.

Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Результаты работы с родителями:

Повышена педагогическая компетентность родителей,

Установлено деловое взаимодействие.

Этапы проекта.

разработка цели и задач проекта;

подбор методического материала и литературы;

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Анализ результатов реализации проекта:

Совместные итоговые выставки творческих работ;

Презентация проекта;

Размещение информации в СМИ.

Результаты. Выводы.

Сформированы навыки диалогической и монологической речи.

Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.

Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.

Улучшились отношения детей друг с другом.

Установлено деловое взаимодействие с родителями.

Осенью посадили деревья.

Сделали кормушки и скворечники для птиц.

Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.

Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.

Перспективы на будущее.

Качественно готовить детей к школьному обучению.

Продолжать работу с детьми по развитию связной речи.

Содействовать формированию экологической культуры детей и взрослых.

Развивать внимание, память, мышление.

Методическое оснащение:

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.

В союзе с природой. Л.И.Грехова

Прогулки в природу. В.А. Шишкина М.Н. Дедуневич

Экологическое воспитание дошкольников. А. ЛопаткинаМ. Скребцова

Ознакомление с природой через движение. М.А. Рунова А.В. Бутилова

Юный эколог. С.Н. Николаева

Как знакомить дошкольников с природой. П.Т. Саморукова

Развитие речи. P.M. Хамидулина

А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год .

Развитие речи. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

Интернет-сайты :

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.


Проект:
по развитию связной речи детей
старшей группы общеразвивающей направленности

Тема: «Составление описательных рассказов».

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.


Проблемы

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.


Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.


Задачи проекта:

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию).

Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.


Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.


Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.


Продолжительность: долгосрочный


Место реализации : групповая комната, музыкальный зал, семья.


Развитие речи дошкольников.

В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.

В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.


Развивающая среда в группе ДОУ

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка.

Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога , которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.

Качество речи педагога:

Правильность (соответствие речи языковым нормам),

Точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

Логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

Богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),

Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).


Этапы проведения проекта:


1 – подготовительный:

* Анкетирование родителей,

* Составление картотек загадок, поговорок.

* Подбор народных пословиц.

* Подборка стихов.

* Подборка книг.

* Изготовление атрибутов для театрализации сказок.