Упражнения на развитие голоса у дошкольников. Игры на развитие голоса. Картотека. выразительной стороны речи

Описание игры: дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а .

2. «Вьюга»

Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

    «Гудок»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры: дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.


4. «Кто кого?»

Описание игры: педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

    «Дует ветер»

Описание игры: дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в…» – педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.
Методическое указание: педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

6. «Перебежки»

Оборудование: мел, стульчики.

Описание: дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

    «Волк и семеро козлят»

Оборудование: маски животных.

Описание: дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать . Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.

Голос – это не только оружие профессиональных певцов, но и обычных людей. Сильный и хорошо поставленный голос уже самим звучанием располагает к себе людей, поэтому «акулы» бизнеса умеют привлечь партнера одной речью. Работа вокалиста по уровню нагрузки может приравниваться к физическому труду грузчика.

Развитие с психологической стороны

Звучание речи передает эмоциональное состояние человека, его уверенность или страхи. Даже когда человек не замечает, голос передает окружающим его характер и редко лжет. Мало какого работодателя заинтересует сотрудничество с неуверенным работником, которого всегда плохо слышно.

Всем людям от рождения дан сильный и уникальный голос. Удивительно, но на фоне городского шума, окружающего людей, вместо того, чтобы перекричать этот шум, в обществе стало уместнее говорить в «пол тона». Однако сложно перебороть боязнь привлечь лишнее внимание, если говорить более громко и четко. Поэтому развивать голосовые связки необходимо не только для тренировки голоса для пения, но и для повседневных ситуаций.

Всем известно, что одним из ключевых факторов успешной карьеры является умение говорить. Дело не только в грамотности речи, но и в ее звучании. Чтобы получить расположение и уважение окружающих, недостаточно просто громко говорить. Уверенное звучание - это не крик, а спокойный и лаконичный тон. Для достижения такого результата проводятся, как групповые тренинги, так и индивидуальные занятия.

Развитие со стороны физического здоровья

Человек неосознанно настраивает звучание, используя диафрагму. Но наш организм не раскрывает все ее резервы. Дыхание насыщает организм кислородом, который должен все время обновляться, а не накапливаться. Постоянное блокирование звука делает наше дыхание не ровным, а прерывистым, что влияет на самочувствие. Чаще всего звук блокируется в стрессовых ситуациях, что отражается на физическом состоянии организма. Часто во время переживаний происходит надрыв голоса, что сопровождается затруднением дыхания, а, впоследствии, обмороком.

В стандартных и спокойных диалогах дыхание равномерное и спокойное. Поэтому необходимо тренировать голосовые данные, чтобы он не дрогнул в непривычной обстановке или стрессовой ситуации. Человек, особенно часто выступающий перед аудиторией, должен быть уверен в своем голосе, чтобы не заострять внимание на его звучании.

Даже после первых тренировок голосовых связок можно почувствовать жжение и напряжение, как и после физических упражнений. Данный факт указывает на то, что в повседневной жизни голосовые связки почти не напрягаются. Голос можно «натренировать», как и другие мышцы.

  1. Центральным органом, участвующим в формировании звука, является диафрагма. Она считается «источником» звуков. Для тренировки дыхания разработано множество методик гимнастики.
  2. Если правильно наладить озвученное дыхание, то впоследствии на него, как на основу, ложатся все остальные аспекты звучания. Среди многообразия видов дыхательной гимнастики работают только те, что предназначены конкретно для решения этой задачи.
  3. Основа для красивого голоса - это, в первую очередь, здоровье. Соблюдение элементарного режима, правильное питание и т. д. Ведь он тоже – часть организма, как и остальные составляющие, и он также поддается воздействию на внешние факторы. К примеру, те же заболевания могут на долгое время повредить голосовые связки, нормальную работу которых не всегда возможно восстановить.
  4. Кроме физических препятствий для развития, чаще проявляются психологические барьеры. Удивительно, но психологические зажимы голоса снимают при помощи физического воздействия.
  5. Если тело находится в напряжении, то голос также будет не устойчивым. Напряжение в мышцах передается и на голосовые связки, из-за чего повышается тон, он начинает дрожать.
  6. После длительных переговоров и дискуссий голосовые связки должны некоторое время быть в состоянии покоя.
  7. При его небольшом срыве можно проделать пару упражнений для расслабления всего тела.
  8. Исполнение песен в душе, караоке и т. п. очень благоприятно влияет на развитие голоса, особенно для пения. Связки, как и мышцы, нужно разогревать.

Внимание! Курение заметно понижает громкость голоса.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс


Упражнения для развития голоса

Несколько вокальных упражнений

Для начинающих исполнителей представлены для развития голоса для пения, которые устраняют дрожь, добавляют ему мощности и силы.

  • Рот открыть, как можно шире и опустить нижнюю челюсть. Губы расслабить, чтобы получился звук между «О» и «А». При произношении «Р» гортань должна быть слегка приподнята. При протягивании «О» немного ее опустить. В итоге должен получиться звук «РО-О-О-О-О», который будет подниматься из груди.
  • Тот же звуковой ряд. Быстрый вдох и выдох. При выдохе должны сокращаться мышцы пресса. Подъем должен быть выше, чтобы звучание было глубже. Рот не закрыт, челюсть и шея – расслаблены.

Упражнения для тренировки дыхания

  1. Встаньте прямо. Руку опустите на живот, а другую – снизу грудной клетки. Сделайте глубокий вдох (носом), чтобы живот напрягся, а грудная клетка расширилась. После этого плавно выдохните, чтобы грудная клетка и живот вернулись в исходное положение.
  2. Плавно вдохнуть (с помощью носа) и задержать дыхание на 3-4 секунды. Выдох (через рот) должен быть неспешный и плавный.
  3. На плавном выдохе произнести ряд согласных звуков.
  4. Вести вслух счет, начиная от 1 до 6 на одном вдохе. Счет постепенно увеличивать.


Тренировки для приятного звучания

  • Занять положение стоя, расставить ноги по ширине плеч. Пару раз спокойно вдохнуть и выдохнуть, следующий вдох должен быть глубоким, а выдох резким и громким со звуком «ха»!
  • Сделайте глубокий вдох, а выдох должен быть протяжным со звуком «бом», «бон». Выходящие звуки нужно тянуть, чтобы поучилась легкая вибрация на уровне носа и верхней губы. Еще один вариант данного упражнения выполняется со звуками «мо-мо», «ми-ми», «му-му». Но эти слоги сначала произносятся быстро, а потом тянутся.
  • Высунутым языком нужно попытаться дотянуться до подбородка. В таком положении опустить голову вниз. Потом язык потянуть вверх, пытаясь достать им до кончика носа, а голову нужно поднимать.

Важно! Вышеперечисленные упражнения лучше походят для тренировок в утреннее время, достаточно и десятиминутных повторений.

Тренировки для мощности

  1. Упражнение, направленное на работу живота и грудной клетки. Сделайте вдох и выдох. На втором выдохе произносите плавно звук «м». Повторять три раза с последующим усилением.
  2. Язык поднять к небу, но не напрягать. Пробовать выговаривать звук «р». Звук будет похож на рычание тигра. Упражнение повторять три раза. После этого выговаривать около десяти слов с ярко выраженной буквой «р».

Внимание! Банальный рык на самом деле отлично тренирует энергичность голоса, а также уменьшает картавость.

Общеразвивающие тренировки

  • Приложите ладонь к уху и пойте, говорите. Таким образом появляется представление своего голоса со стороны. Достаточно максимум десяти минут ежедневно для этой тренировки.
  • Упражнение для передачи нагрузки горла на губы и диафрагму. Слог «кьюу» произносить с округленными губами, а остаток «икс» произносить с улыбкой, как можно шире. Делать тридцать повторов за одну тренировку. Это упражнение для выносливости голосовых связок, что отлично помогает при длительных выступлениях.
  • Поможет обрести интенсивное звучание и выносливость данное упражнение: чтение текста, но сначала без согласных, а потом, наоборот – без гласных.
  • Произносите слова, стараясь делать усилие в области живота. Произносить нужно, как бы выпуская гнев, открывать рот и делать упор на согласные. Такие манипуляции эмоциями в голосе позволят сделать его более красочным.

Важно! Все упражнения выполняются с ровной осанкой.

Заключение

Выражение «глаза – зеркало души» применимо и к голосу. По нашей речи можно определить место рождения, национальность, возраст и т. д. Самое главное в том, что по нему можно узнать о характере человека, его жизненную позицию.

Поэтому он является еще и оружием, как в профессиональной , так и в повседневной жизни.

Упражнения для развития голоса можно проводить как самостоятельно, так и брать уроки у специалистов. Какие тренировки будут эффективные: домашние или групповые – это индивидуальный выбор, который следует делать, исходя из конечной цели.

Упражнения для "раскрепощения" мышц шеи и плечевого пояса

1. Упражнения для мышц плечевого пояса

Выполняется без музыки

1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т.п. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

2. Упражнения для мышц шеи

Выполняется без музыки

Исходное положение - стоя или сидя, спина и шея прямые.

1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед - вниз (вдох носом), поднять в исходное положение (выдох ртом), откинуть голову назад (вдох носом), исходное положение (выдох ртом).

3. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

4.Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук.

5. Круговые медленные движения головой.

"Пчелка"

Исходное положение: Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты к плечам в локтевых суставах ("маленькие крылышки").

На первое предложение отведение и приведение согнутых рук к туловищу ("пчелка машет крылышками"). На второе предложение поднимать руки через стороны вверх, одновременно работая кистями рук.

"Ёлочка"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч, напряженные руки отведены в стороны - "ёлочка".

В первом периоде выполнение поворотов туловища вправо и влево. Напряженные руки при этом находятся в четырех положениях:

1 - 4 такты - в стороны - вниз;

5 - 8 такты - в стороны;

9 - 12 такты - в стороны - вверх;

13 - 16 такты - вверх.

В репризе руки мягкие, пластичные также находятся в четырех положениях, повороты начинаются из положения рук вверх и к последнему такту переходят в исходное положение.

"Качели"

Исходное положение: Стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. Пружинистые приседания, руки при этом свободно качаются вперед-назад. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.

"Месяц"

На первое предложение медленно, на каждую фразу поднимать и опускать поочередно руки.

На второе предложение - качание вытянутых вверх рук над головой.

"Куница"

Исходное положение: Стоя, ноги на ширине плеч.

На первое предложение - медленное вращение головой вправо.

На второе предложение - медленное вращение головой влево.

Игры и упражнения для развития дыхания

1. "Веселый паровозик"

Детям дается установка: "Чей паровозик дольше проедет?" Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога "паровозик едет": "Чух-чух-чух..." так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот паровозик, у которого на дольше хватило дыхания.

2. "Воздушные шарики"

Детям предлагается "надуть воздушные шарики" (дыхание короткое через нос). Сначала "надуваем шарик", затем со звуком "тс-с-с..." - "сдуваем", делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

3. "Сердитая муха"

Муха "жужжит над ухом": "Дз-з-з..." на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

4. "На колок"

Держать свое тело в положении "на колок" - это значит как бы "надеть" его на позвоночник. Расслабить мышцы спины, плеч, рук, потом приподнять тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, "надеть" на позвоночник. Дети должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея - свободными.

5. "Свеча"

Поднести ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 - 2 см; длиной - 7 - 10 см) и дуть на нее (это "свеча") с тем, чтобы "положить пламя свечи" и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха.

6. "Звукоподражатель"

Воспроизвести звуки природы:

Свистит ветер - ссссссс

Шумит лес - шшшшш

Звенит комар - зззззз

Жужжит пчела - жжжжж

7. "Насос"

1 вариант

У детей в руках "насос". Они накачивают "шину", сопровождая движения рук звукоподражательными: сссс! сссс! сссс!

2 вариант

Дети распределяются по парам. Встают друг против друга. Один будет надувать "резинового человечка" (куклу). Второй - сидит на корточках. Он ненадутый "резиновый человечек" (кукла). Слышен звук насоса - "человечек" поднимается с корточек, выпрямляет корпус, затем шею, поднимает руки. Когда "человечек" надут до отказа, тогда "выдергивается шланг", и воздух с резким звуком пш! с силой прорывается, а "человечек" возвращается в свое исходное положение.

8. "Дирижер" (для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха)

Исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Педагог - "дирижер" поднимает руки вверх и считает до трех, дети делают вдох. "Дирижер" держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук "дирижера" дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.

9. "Быстро - медленно" (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха)

Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро - коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные "с", "ш", "ф".

10. "Попеременное дыхание" (по методу йогов)

Цель этого вида дыхательных упражнений - сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Дети прижимают указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счет 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счет 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

11. "Мороз" (для равномерного выдоха)

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и "отогрелись".

12. Упражнение на сохранение вдоха

После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра "резиновый круг". Этот "резиновый круг" не должен опасть до начала пения, мы просим ребенка сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты ребра.

13. Дыхательная зарядка (из опыта Л. Казарновской)

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч. На счет 1 - вдох через нос, локти соединить перед собой; на 2 - задержка дыхания, локти развести в стороны; на 3 - выдох, наклон вперед, опуская руки.

14."Ладошки"

Счет на 4. Исходное положение: сидя или стоя, руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох - с силой сжимать ладони, одновременно коротко втягивая воздух через нос. Выдох самопроизвольный.

15. "Кошечка" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях. Вдох - выполнить повороты вправо и влево, втягивая воздух через нос. Выдох - возвращаемся в исходное положение, выдыхая через рот.

16. "Ушки" (по методике А.Н. Стрельниковой)

Счет на 4. Исходное положение: стоя, руки на поясе. Вдох - наклон головы вправо, втягивая воздух через рот. Выдох - через рот, голова прямо. Повторить то же в левую сторону.

17. "Синьор Помидор" (по М.Л. Лазареву)

Упражнение для развития силы дыхательных мышц.

Исходное положение: Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены вниз. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержка дыхания. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выходу воздуха. Руки с силой "выжимают" грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть от напряжения. Повторить 4 раза.

18. Силовое дыхание (по М.Л. Лазареву)

Исходное положение: стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряженными руками совершаются вращения по кругу вперед, пока выдох не закончится.

19. Очищающее дыхание (для активной работы диафрагмы)

Исходное положение: стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

Артикуляционная гимнастика с музыкой

1. Гимнастика для жевательных мышц

1 - 2 такты - два раза открыть рот и закрыть

3 - 4 такты - два раза выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение

5 такт - открыть рот и закрыть, надуть щеки и расслабить

6 такт - открыть рот и закрыть, втянуть щеки и расслабить

7 - 8 такты - движения нижней челюсти вправо и влево

2. Гимнастика для губ

1 - 8 такты - чередование положений губ в улыбке и трубочкой (выполнить 4 раза)

9 - 12 такты - чередовать оскал верхних и нижних зубов

13 - 14 такты - плотно смыкать и размыкать губы, произнося звук П

15 такт - верхними зубами покусать нижнюю губу

16 такт - нижними зубами покусать верхнюю губу

18 - 20 такты - круглые губы вытянуть вперед, "рупор", вернуть в исходное положение

3. Гимнастика для языка и губ

1 - 4 такты - "Улыбка" - растянуть губы в улыбке, слегка обнажая зубы. Вернуть губы в исходное положение (1 раз)

5 - 8 такты - "Забор" - улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы

9 - 12 такты - "Трубочка" - вытянуть губы вперед трубочкой

13 - 16 такты - "Лопатка" - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу

17 - 20 такты - наказать непослушный язычок - чтобы язык был широким и спокойным, пошлепать его губами 5 - 6 раз, произнося "ПП - ПГГ"

21 - 24 такты - удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте

25 - 28 такты - "Иголочка" - рот широко открыт, показать узенький язычок

29 - 32 такты - наказать язык

1 - 4 такты - "Качели" - при открытом рте движение языка вверх - вниз (4 раза)

5 - 8 такты - "Барабанщики" - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д", сначала медленно, потом быстро (в соответствии с ритмическим рисунком)

9 - 12 такты - "Орешек" - узкий кончик языка с силой упирается в правую и левую щеку с внутренней стороны

13 - 20 такты - "Дощечка" - широкий язык лежит внизу за зубами, рот широко открыт, вернуть язык в исходное положение (2 раза)

21 - 24 такты - "Мартышка" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за нижней губой

25 - 27 такты - "Бульдог" - рот закрыт, широкий язык лежит между зубами, за верхней губой

29 - 32 такты - "Грибок" - рот широко открыт, прижать язык к небу, чтобы натянулась уздечка

33 - 36 такты - "Колесо" - рот закрыт, круговые движения языка внутри рта, справа - налево и наоборот

Артикуляционные сказки

1. "Теремок"

"Хоботок" - вытянуть губы вперед и вращать ими

В доме есть три маленьких круглых окошка

"Окошко" - приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь

"Оскал" - показать зубы на улыбке, зубы разжать при этом

Стены у дома были красивые

"Покрасить стенки" - кончиком языка погладить щеки

Однажды подул очень сильный ветер и стены у домика зашатались вправо - влево, вправо - влево

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике

Движение нижней челюстью вправо - влево

Дверь то открывалась, то закрывалась

Рот открывать и закрывать

Даже труба на крыше закачалась

Хоботок вправо - влево

Вдруг дом рухнул и рассыпался

"Худышка" - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова не смогла сказать от расстройства

Закусить нижнюю губу

Прискакала лягушка - подружка и говорит: "Ква-ква! Пойдем, мышка, в мой домик жить!"

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой

Улыбка

2. "Сказка про гнома"

Язык вверх - вниз

Поел вкусное варенье и побежал гулять

Перелез через забор

"Забор" - зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

Скатился с горки

"Горка" - губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

И вдруг увидел красивую бабочку. Бабочка села ему на нос. Гном поморщился

Нос поморщить

Бабочка и не подумала улетать. Гном попытался сдуть ее с носа

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Так с бабочкой он играл целый день. Наступил вечер. Гном скатился с горки

"Горка"

Перелез через забор

"Забор"

И вернулся в дом. Открыл кран, пустил воду, послушал как она поет свою песенку

С-с-с

Умылся, почистил зубы

"Щетка" - кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Задул на ночь свечу

"Трубочка" - зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке "У"

И лег спать

"Лопатка" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

3. "Маша и медведь"

"Толстячок" - надуть щеки

На столе чашки стоят.

"Чашечка" - боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

Маша была хозяйственной девочкой. Напекла Маша блинов, сделала много-много лепешек с тонкими краями.

"Лопатка" - пожевать края языка

Вдруг открывается дверь и входит Медведь. Удивился Миша.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел на столе порядок: чашки стоят.

Нахмуриться

"Чашечка"

Блины в тарелке остывают с вареньем

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Медведь улыбнулся и говорит: "Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!"

"Улыбка"

Посадил Машу в санки и повез в деревню

"Санки"

4. "Колобок"

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила на подоконнике остывать

"Катушка" - широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык "выкатывается" вперед, затем убирается вглубь рта

Лежит колобок, отдыхает. Решил колобок посмотреть, что же на улице происходит?

Язык перешагивает через зубы

Открыл ставни и свесил ножки на улицу

"Лопата"- положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Вдруг, откуда не возьмись, волк бежит. Остановился

"Оскал"

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался волк, поводил носом вправо - влево: "вкусно пахнет"

"Хоботок"

Попытался языком до колобка дотянуться; длинный язык у волка, вот-вот дотянется

Вытянуть язык "иголочкой" к носу

А колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп и закрылись

Прикусить язык

Так волку язык и прищемило. Оскалился волк. Завыл волк дурным голосом и бросился бежать, куда глаза глядят

"Оскал"

Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает

5. "Делу время, потехе час"

"Иголочка" - сильно потянуть кончик языка вперед

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок

"Лопата" - положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. "Тук, тук, тук. Тук, тук, тук". Качели получились на славу!

"Молоток" - открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком "д-д"

Все хорошо, осталось только покрасить качели. Краски раздобыли - красную, желтую, зеленую - и покрасили качели

"Маляр" - широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения взад-вперед (от зубов и обратно)

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели - идет индюшка-болтушка.

Что вы делаете?, - спрашивает

На качелях качаемся. Иди, с нами играть будешь

"Улыбка"

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что услышав эти звуки, к ним подошла большая, мудрая лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях

"Лошадка" - цоканье языком

Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно, со скрипом стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз...

"Качели"

Замечательные качели! Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

"Улыбка"

6. "Сказка про котенка"

"Киска" - широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Затем умылся, облизав свою мордочку, сначала от усов к носу, а потом наоборот

"Варенье" - передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху - вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба

Взял в лапы зубную щетку, почистил зубки. И пошел искать друга

"Щетка" - широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз

Шел-шел, шел-шел, по тропинке и по травке, по кочкам и по лужам, видит: грибок растет.

Грибок, будь моим другом!, - попросил котенок.

Не могу, я бегать не умею, - грустно сказал грибок

"Грибок" - прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая уздечка - его ножку

"Лошадка" - цоканье языком

Тпру-тпру, остановись, лошадка", - громко закричал котенок и потом робко попросил: "Будь моим другом!" Но лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше

"Фырканье" - широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки на раздувались, язык не зажимался зубами

"Индюк" - широким передним краем языка производить вперед-назад движения по верхней губе, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом ускорять темп. Добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл

Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. "Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе", - подумал котенок и пошел дальше

"Дятел" - кончиком языка стучать за зубами и произносить "д-д-д"

Идет по дорожке. Вдруг видит, щенок сидит и плачет.

О чем ты плачешь? Давай дружить!, - предложил котенок. Обрадовался щенок, громко залаял и побежал за котенком, весело виляя хвостиком

"Улыбка"

Вокальные упражнения

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - подошли мы к ежу.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра - вышли кони со двора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру - я хожу по двору.

Да-да-да, да-да-да - наступили холода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа - мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча - очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща - ловим щуку и леща.

Ду-ду-ду - я на лыжах иду.

Усь-усь-усь - быстро с горки качусь.

Ма-ма-ма - пришла Зимушка-зима.

Стрижевская О.Е.

Логопедическое пособие

по коррекции нарушений просодической стороны речи дошкольников

Тамбов 2014

Стрижевская О.Е .

Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста / О.Е. Стрижевская . – Тамбов, 201 4 . – 3 0 с.

Альбом игр и упражнений « Чудесный мир звучащего слова » направлен на коррекцию просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе материалов данного пособия позволит учителю-логопеду организовать эффективную коррекционную работу по нормализации голоса, дыхания, темпа, ритма, интонации и выразительности речи при совместном участии педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей с нарушениями речи.

Пособие может использоваться учителями-логопедами и другими педагогами детских садов комбинированного и компенсирующего видов, родителями, студентами дефектологических факультетов.

О.Е. Стрижевская , 201 4

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороной языка. Человек должен владеть интонационным богатством языка, важным не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по формированию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

В современной логопедической практике одной из актуальных проблем у детей дошкольного возраста является коррекция нарушений просодической стороны речи при стертой дизартрии. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и выразительность.

Актуальность формирования основных компонентов просодической стороны речи у дошкольников как предпосылка успешного школьного обучения не вызывает сомнений. Недостаточная сформированность просодической стороны речи в дошкольном возрасте вызывает трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влечёт за собой определённые изменения личности, т.е. ведёт к возникновению у детей комплексов, мешая им учиться, и в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи – богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребёнка и облегчает обучение. Ребёнок с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке, благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у дошкольников с речевыми расстройствами имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Коррекционная работа с такими детьми по формированию просодической стороны речи должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

Игры и упражнения на развитие силы голоса

1. «Успокой куклу»

Цель : развитие силы голоса.

Описание игры : дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а .

2. «Вьюга»

Цель : развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование : с южетная картинка «Вьюга».

Описание игры : п едагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

    «Гудок»

Цель : та же, что и в предыдущей игре.

Описание игры : д ети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

4. «Кто кого?»

Цель : развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры : педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.

    «Дует ветер»

Цель : р азвитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры : д ети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в...» – педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.
Методическое указание : педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Игры и упражнения

на развитие восприятия тембра голоса

    «Кто боится прививки?»

Цель : учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал : предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание : предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».

    «Угадай-ка»

Цель : закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание : педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

    «Письма-загадки»

Цель : закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал : н абор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.

Описание : педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.

    «Медвежата»

Цель : закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал : три маски медведей.

Описание : два ребёнка играют роли медвежат, один медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»

    «Назови ласково»

Цель : закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание : детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

Игры и упражнения

на развитие восприятия речевого темпа

    «Барабанщик»
    Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18 x 25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

    «Осенние листочки»

Цель: формировать представление о темпе («быстро», «умеренно», «медленно»). Материал: красные («медленно»), желтые («умеренно») и зеленые («быстро») кружки.

Описание: детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры и упражнения

на развитие восприятия речевого ритма

    «Забияки-петушки»

Цель : закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал : шапочки петухов для каждого ребенка.

Описание : педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

    «Волшебное зеркало»

Цель : р азвитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание : дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Игры и упражнения на развитие восприятия

мелодико-интонационной стороны речи

    «Дирижеры»

Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал: «дирижерские» палочки (по количеству детей).

Описание: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

    «Воздушный шарик»

Цель: учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Материал: картонный прямоугольник размером 20 x 55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона «воздушный шарик» с прикрепленным к нему держателем.

Описание: ребенок двигает «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.

    «Просьба»

Цель : закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание : по образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д..

Игровые упражнения

на развитие интонационной окраски речи

    «Мимический веер»

Цель : упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз . Описание : д ети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выбранной на веере или заданной педагогом интонацией.

    «Подслушанный разговор»

Описание : н а картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть».

Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

    «Разговор в корзинке с овощами»

Описание : д ети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

    «Сломанный телевизор»

Описание : дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

    «Письмо»

Описание : д ети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

    «Маски»

Описание : з адавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

Упражнения по развитию

выразительной стороны речи

Цель : поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.

Описание : чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала,

да не выболтала.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

У быка бела губа была тупа.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

На горе Арарат

рвала Варвара виноград.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, да не вылавировали.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Расскажите про покупки,
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках

шьют старушкам сапожки.

На бобра из-за ели

глазеют глаза газели.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

пыль по полю летит.

У четырех черепашек

четыре черепашонка.

Небольшие скороговорки необходимо произносить на одном выдохе. Соблюдать плавность и слитность их произнесения.

Игровые упражнения на развитие мимики

1. «Мимический кубик»

Цель : воспитание выразительности мимики.

Описание : ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

2. «Узнай по интонации»

Цель : воспитание выразительности речи и мимики.

Описание : к аждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах!ах!ах!
Ox ! ox ! ox !

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позе говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д.

За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

3. «Кто это сказал?»

Описание : п о интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

4.«Облака»

Описание : п рослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.

Ребенок изображает мимическое выражение на облаке после прослушивания.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!»

И долго-долго облачку махал я рукой.

    «Гномик»

Описание : дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям.

«Гномик гулял по лужайке и увидел зайчика.

Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик».

«Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

Вот еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше».

Речевой материал

для упражнений по развитию силы голоса

А сова – все ближе, ближе

( голосом средней силы ),

А сова – все ниже, ниже

( голосом средней силы )

И кричит ( громко )

В тиши ночной ( тихо ):

Поиграй, дружок, со мной! (громко )

(С. Маршак)

Была (голосом средней силы )

тишина, тишина, тишина... (тихо )

Вдруг ( громче )

грохотом ( еще громче )

грома ( громко )

сменилась она

( голосом средней силы).

И вот уже дождик

( голосом средней силы )

тихонько ( очень тихо ) –

ты слышал? ( тихо )

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы ).

(А. Барто)

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо ).

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок (громче ).

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки ( громко ).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и все молчат (очень тихо ).

Ты лежишь и я лежу... (тихо )

Муха села мне на палец

И спросила: «Вы проспались?» (громко )

Пальцем муху я ловлю... (громко )

Засыпаю ( тише ).

Сплю ( тихо ).

Вдруг все громче голоса:

«Ой, оса! Летит оса!

Вон у Витьки на носу!

Ну, ловите же осу!» (громче )

Все несутся за осой,

Витя прыгает босой,

Сто ребят и сто девчат

Все хохочут и кричат.

Настоящий тихий час! (громко )

Улетела прочь оса,

И замолкли голоса (тише ).

Сто ребят и сто девчат

Все лежат и молчат (тихо ).

Тихо тикают часы.

Это сон насчет осы?

Я осу во сне ловлю...

Сплю... ( очень тихо )

(А. Барто)

Речевой материал для дифференциации силы голоса

«Вопрос – ответ»

Описание: дети делятся на пары, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.

- Это кто? Это кто

По дороге скачет? (высоко )

- Это наш озорной

Непоседа-мячик, ( низко )

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор? (высоко )

- Вот невежливый вопрос:

Это собственный мой нос! (низко )

- Был сапожник? ( высоко )

- Был. ( низко )

- Шил сапожки? ( высоко )

- Шил. ( низко )

- Для кого сапожки? (высоко )

- Для пушистой кошки, (низко )

- Почему корова эта

Маленького роста? (высоко )

- Это же – ребенок,

Это же – теленок, (низко )

(А. Шибаев)

- Ну, Весна, как дела? (высоко )

- У меня уборка, ( низко )

- Для чего тебе метла? (высоко )

- Снег мести с пригорка, (низко )

(О. Высотская)

Речевой материал

для закрепления вопросительной интонации в стихах

(проговариваем сопряженно с логопедом, по подражанию и самостоятельно).

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

(К. Чуковский)

Куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки

Вас разорвали во мраке?

(К. Чуковский)

Что за шум? Что за вой?

Как ты смеешь тут ходить,

По-турецки говорить?

Крокодилам тут ходить воспрещается.

(К. Чуковский)

Который час? Чем занята?

Двенадцать бьет. Штанишки шьет.

Кто вам сказал? Кому?

Знакомый кот. Супругу своему.

А мышка где? А кто ее супруг?

В своем гнезде. Барон Кукарекук.

(Французская песенка)

Что мне делать?

Как мне быть?

Отвернулись все ребята,

Не хотят со мной дружить.

Что делать после дождичка?

По лужицам скакать.

Что делать после дождичка?

Кораблики пускать.

Что делать после дождичка?

На радуге качаться.

Что делать после дождичка?

Да просто улыбаться. (В. Данько)

- Черная курочка, Куда ты пошла?

- На речку.

- Зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Как цыплята просят пить?

- Пи, пи, пи... (Потешка)

Речевой материал для закрепления

восклицательной интонации в стихах

Описание : ч итаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания, а затем текст целиком.

Но, увидев усача,

Ай!-Ай!-Ай!

Звери дали стрекоча.

Ай!-Ай!-Ай!

По лесам, по полям разбежалися,

Тараканьих усов испугалися.

...Но однажды поутру

Прискакала кенгуру

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

Разве это великан?

Ха!-Ха!-Ха!

Это просто таракан!

Ха!-Ха!-Ха!

(К. Чуковский)

Гуси начали опять

По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!

Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!

А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!

Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!

Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!

Лошади заржали: И-И-И!

Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!

Мурочку баюкают мою:

Баюшки-баю!

Баюшки-баю!

(К. Чуковский)

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(К. Чуковский)

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две маленькие девочки

Смотрят и смеются:

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Ой! Как жалко петуха!

Бабка охает и стонет:

Ой! Белье мое утонет.

Ой! Попала я в беду.

Ой! Спасите! Пропаду!

(С. Михалков)

Катит лыжа впереди,

Я – за лыжей позади.

Я кричу ей: «Погоди!

Лыжа, лыжа, не кати!»

Я кричу ей: «Хватит!»

А она все катит.

Правую лыжу

Я уже не вижу.

(Э. Мошковская)

«Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной.

Посмотри-ка, посмотри!» –

Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.

(Ф. Бобылёв)

И вскричал Гиппопотам:

- Что за стыд, что за срам!

Эй, быки и носороги,

Выходите из берлоги

И врага на рога

Поднимите-ка!

(К. Чуковский)

Бармалей, Бармалей, Бармалей!

Выходи, Бармалей, поскорей!

Этих гадких детей, Бармалей,

Не жалей, Бармалей, не жалей!

(К. Чуковский)