Материал по развитию речи (старшая группа) на тему: Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников". Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Форма: семинар-практикум.

Подготовительный этап:

  1. Раздать пригласительные на собрание.
  2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы.
  3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».
  4. Подготовить презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».
  1. Вступительное слово педагога.
  2. Презентация (просмотр и обсуждение) .
  3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.
  4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем! ».
  5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания.
  6. Итог собрания.
  7. Рефлексия.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей) .

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям» (см. приложение) .

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей.

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:

Воспитатель: Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я - ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон - … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч - … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт - … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы… ». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт… », «А если бы у меня были сапоги-скороходы… », «А если бы у меня была машина времени… », «А если бы у меня была шапка- невидимка… ».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.) .

Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка - злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька - добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем! »

  1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
  2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?
  3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?
  4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?
  5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?
  6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?
  7. Назовите свою любимую детскую игрушку.
  8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи?
  9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей?
  10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д.?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями-«помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.

Итог собрания:

Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия:

Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников» и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий - от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Елена Нестерова
Родительское собрание в старшей группе «Развитие связной речи дошкольников»

Конспект

родительского собрания в старшей группе с использованием ИКТ на тему «»

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка .

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания , а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие связной речи дошкольников »

1 часть : «Совсем немного науки»

Речь - форма общения. Основные задачи речевого развития детей :

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Как вы думаете, чему должны учить ребёнка на протяжении дошкольного возраста ?

Формирование звуковой культуры речи .

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи .

Обучение рассказыванию, связной речи .

-Развитие выразительности речи .

Работа по развитию речи ребёнка в д . /с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. А связная речь является показателем речевого развития ребёнка . Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа , осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих . Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям »

А сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи »

2часть : Игра- путешествие по островам «развития речи »

1. остров «Творческий»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .

(педагог предлагает родителям ответить на вопросы , подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

«Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог,

в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю , ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.

4. Что бывает квадратным?

5. «Кто кем будет?»

2. остров «Художественное слово»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура . Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии , воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи . Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка . Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи . Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи . В большинстве это связано с тем , что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному : монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп речи .

Мы предлагаем вам, уважаемые родители , познакомиться с памяткой «Как читать детям» . 1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку. 2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка. 3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны. 5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делиться на две команды, поочередно загадывают загадки).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок)

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый . Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)

5)В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались : Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (гадкий утенок)

6) Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)

7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)

8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал! Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

10) Красна девица грустна : ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

3. остров «Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук с помощью массажных шариков «су-джок» )

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

1)Пальчиковая игра «Медведь» (с платком) .

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

2)Пальчиками можно рассказывать стихи.

Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик) . Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах :

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте» , если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

4. остров «Игровой»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке . Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Насос»

(педагог проводит игру с родителями )

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…» .

Речевая игра «Чистоговорки»

(педагог предлогает родителям повторить чистоговорки)

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Словесная игра «Почемучка»

(педагог проводит игру с родителями )

Определить, из каких слов состоят слова : самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог – Дорогие родители , именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по » и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников ».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка .

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему : говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Конспект родительского собрания для старшей группы детского сада

Родительское собрание на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»

Описание: родительское собрание на тему «Развитие речи при ознакомлении с природой» будет интересна воспитателям и родителям детей 5-6 летнего возраста.
Цель: призвать родителей к сотрудничеству и взаимодействию в воспитании и развитии речи ребенка.

Оформлена выставка для родителей: пособия для развития речи, детская художественная литература, аудиокассеты.
Звучит тихая музыка. Родители смотрят выставку, затем предлагаю им присесть за столы.
Уважаемые родители! Мы рады Вам, спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию, только влияния, только совместными усилиями родителей и д/сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и
правилами родного языка, определенными для каждого возврата, а также
развитие у детей способностей общаться. .
Работа по развитию речи ребенка в д/саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдения за природой.
Как часто Вы бываете на природе? Чем занимаетесь с ребенком? На природе Вы сможете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но Вы еще имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями. Природа своей красочностью, своим многообразием, динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются а памяти, создают прочную основу для дальнейшего его познания.
Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка однако, отправляясь на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, какие облака, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, как мы одеты, почему? Какое время года? Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений. Загадать загадки, прочитать стихотворение. Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами, поговорками, приметами. Русские народные названия растений щедро наполнены
1. эмоциональностью: травушка - муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелетник), сон-трава (прострел), одолень трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль - трава (полынь), разрыв трава (папоротник).
2. эстетическими звучаниями: красава, краса, купальница, чистотел.
3. образные: кувшинка (плод похож на гончарное искусство), пастушья сумка (плод по форме напоминает пастушью сумку), журавельник волчья стопа (герань-плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след). В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет наблюдательность, любознательность, что в свою очередь пораждает массу вопросов, требующих ответа общения природой оказывает благотворное влияние и на развития связанной речи. Дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например: медвежья берлога, голова, лапа, спина, шерсть, Медвежий нос, хвост, медвежье ухо, туловище, медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детеныши и др. Мы увидели (кого?) белку. Наблюдали (за кем?) за белкой. Говорили (о ком?) о белке.
Таким Образом, в процессе наблюдений у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы. Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи.
Давайте подберем слова признаки к слову:
Дождь: сильный, грибной, теплый, холодный, косой, прямой,
слепой.
Ветер: сильный, холодный, теплый, ледяной, шквалистый, умеренный.
Лягушка: зеленая, пучеглазая, земляная и т.д.
Жук: красивый, усатый, полосатый.
Солнце: золотое, доброе, веселое, яркое, теплое, лучистое,
великолепное.
Давайте вместе с Вами будем уделять внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним. Читать детские книжки.

Наталья Ельцова
Родительское собрание в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Развитие связной речи дошкольников»

Цель : повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Форма : семинар-практикум.

Подготовительный этап :

1. Раздать пригласительные на собрание .

2. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы .

3. Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости» по ».

4. Подготовить презентацию «. Советы неравнодушным родителям ».

План :

1. Вступительное слово педагога.

2. Презентация (просмотр и обсуждение) .

3. Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

4. Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!» .

5. Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников собрания .

6. Итог собрания .

7. Рефлексия.

Ход собрания:

Вступительное слово педагога.

– Здравствуйте, уважаемые родители ! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста ? (Ответы родителей ) .

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка . Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа , осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих . Как способствовать развитию связной речи и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям ».

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям » (см. приложение) .

Обсуждение и анализ презентации. Ответы на вопросы родителей .

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений :

Воспитатель : Уважаемые родители , представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи , а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например : слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей ) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например : косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый , кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…» . Предложить помечтать : «А если бы у меня был ковёр-самолёт…» , «А если бы у меня были сапоги-скороходы…» , «А если бы у меня была машина времени…» , «А если бы у меня была шапка- невидимка…» .

Упражнение 4. «Назови по-своему» . Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например : как можно назвать сказку «Красная шапочка» ? («Приключения маленькой девочки» , «По дороге к бабушке» , «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).

Упражнение 5. «Другие персонажи» . Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя» : девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.

Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Блиц-опрос для родителей «Речь развиваем , про игру не забываем!»

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?

4. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

5. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

6. Есть ли в Вашей семье игрушки, сделанные своими руками?

7. Назовите свою любимую детскую игрушку.

8. Как вы думаете, как разные игрушки могут способствовать развитию речи ?

9. Какие игры по развитию речи можно организовать для большой группы детей ?

10. Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д. ?

Обсуждение и анализ ответов родителей .

Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников . Обзор педагогической литературы по теме собрания , знакомство с пособиями-«помощниками» , способствующими развитию связной речи ребёнка .

Итог собрания :

– Дорогие родители , именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия :

– Спасибо всем, за Ваши открытые высказывания, дарим памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников » и приглашаем Вас на чаепитие.

Памятка для родителей

«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников ».

Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет) в день.

Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка .

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,

подбадривайте его, если что-то не получается.

Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему : говорить надо внятно, чётко и не спеша.

Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ.

Предварительная работа:

  • Воспитатели оформляют выставку детских книг.
  • Подготовка аудиозаписи с высказываниями детей о том, читают ли им дома книги, какие.
  • Подготовить памятку для родителей.

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», тогда жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?

Основная часть:

Подготовка крылатых выражений (на доска напечатаны):

«Речь – показатель ума»

«Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна»

«А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

«Хорошая речь – слаще меда»

Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(на доске):

Речь должна быть (пишу)

  • Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой

Проблемы наших детей (на карточках)

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

ВЫВОД:

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯМ:

Что же делать? Мы приготовили папку –ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.

Восп-ль: Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем:

  • рассказыванию
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. При этом очень важно заботливое, наполненное любовью и вниманием отношение к малышу близких ему людей.

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев».Значит, очень важно развивать мелкую моторику рук. Существуют специальные игры и упражнения, которые родители могут проводить с детьми самостоятельно: пальчиковая гимнастика, упражнения со шнуровками, застёжками, игры с мозаикой и др.

  • Играйте с ребёнком!
  • Создавайте игровые ситуации, в которых закрепляются двигательные, коммуникативные и речевые навыки

А вы читаете дома своему ребенку? (включаем аудиозапись)

Психолог: обращается к родителям: «Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию речи, а какие способствуют её формированию. В этом нам поможет игра «Цветные зонтики». Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной-благоприятные. Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор».

Одновременно в игре участвуют 10-12 человек.

Неблагоприятные факторы.

  1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.) .
  2. Замена общения просмотром телевизионных передач.
  3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующие возрасту ребёнка.
  4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
  5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
  6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

Благоприятные факторы.

  1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком
  2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
  3. При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистами.
  4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
  5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
  6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Подведение итогов:

В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: (на интерактивной доске)

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам
  • Расскажи мне, что с тобой

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Памятка для родителей

«Заучиваем стихи с малышами»

  • Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

  • Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.
  • Сначала прочитайте два-три стихотворения.
  • Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
  • Покажите, как можно связать стихотворные строки с движением рук и пальцев.
  • Повторите все движения вместе с ребёнком.
  • Хвалите малыша, даже если у его получается лишь одно-два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.