Материалы для аппликации в доу. Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста. Аппликация как вид художественной деятельности дошкольник

Аппликация может быть:

  • - предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • - сюжетной, отображающей те или иные события;
  • - декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  • 1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  • 2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  • 3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  • 4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки -- очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Значение занятия аппликацией для детей дошкольного возраста

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

На занятиях по аппликации, дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный -- короткий, узкий -- широкий, высокий -- низкий, больше -- меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).

Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Аппликация: Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление - зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий.

2. Виды аппликации в ДОУ, материалы для аппликации.

Аппликация может быть:

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

Сюжетной, отображающей те или иные события;

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки -- очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

3. Особенности организации работы по аппликации в разных возрастных группах

Младшая группа.

При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятиях.

В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Важным моментом в обучении является показ способов вкладывания и наклеивания. В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активности.

Для просмотра детских работ необходимо выставить их для обозрения. Во время анализа нужно вызывать у детей положительные эмоции; похвалить всех, предложить полюбоваться аппликациями. Во второй половине года нужно обращать внимание детей на ошибки, учить видеть их.

Средняя группа.

В средней группе необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнение представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод -упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

Старший дошкольный возраст.

Уточняются знания детей о знакомых предметах, формах, качествах; рассматривается иллюстративный материал, проводятся наблюдения окружающего. Важное место отводится анализу предметов, сравнению признаков и качеств и т.д. К использованию образцов в старшей группе Воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы.

Труднее всего дети усваивают вырезание симметричных форм, так как трудно представить конечный результат. Постепенно овладевая понятием «половина предмета» дети переходят к сознательному использованию этого приема. Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Анализ аппликаций необходимо проводить при активном участии детей.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе и в каждом из его частей.

Литература

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся для училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

6. Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.

7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации и инструкции по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2013

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    История возникновения и развития аппликации как художественного творчества. Технология создания аппликации из ткани, материалы и оборудование. Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада "Солнышко".

    отчет по практике , добавлен 18.09.2013

    Особенности выполнения воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Выявление влияния информационной среды на психическое здоровье детей старших дошкольников. Формирование целевых ориентиров у старших дошкольников.

    отчет по практике , добавлен 20.08.2017

    Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования. Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программа его развития.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2012

    Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте. Основные задачи и принципы эстетического воспитания дошкольников. Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2016

    Специфика занятий с использованием художественной деятельности в дошкольном учреждении. Формирование умственного, нравственного, речевого развития детей средствами аппликации. Составление предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте. Анализ раздела "Числа и цифры" современных программ. Представление существующих систем обозначения чисел.

    практическая работа , добавлен 24.01.2012

    Развлечения как форма организации педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Место музыки в дошкольном воспитании. Основная цель музыкальных развлечений - обогащение ребенка новыми музыкальными впечатлениями и переживаниями.

Методика проведения аппликация в разных возрастных группах

Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация.

Своеобразие аппликации заключается как в характере ее изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезанием (отдельных предметов, сюжетное вырезание, декоративное) и наклеиванием форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов). Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры. Если нужных оттенков бумаги нет, ее можно окрасить.

Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).

Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер (сваренный из крахмала или муки), так и клей ПВА (для аппликации из природного материала, ткани, семян растений). Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.

1 младшая группа

Программные задачи:

Изобразительном характере аппликации;

Свойствах материалов и элементарных приёмах их использования.

Формировать умения:

Аппликационной деятельности (без наклеивания; с наклеиванием; с использованием дополнительного материала);

Составлять образ из отдельных частей;

Создавать цветовое и композиционное решение предметной аппликации в сотворчестве со взрослым.

Методика работы:

Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры.

Используется фланелеграф и готовые формы или фигурки. По образцу воспитателя малыши выкладывают подготовленные формы на поверхности фланелеграфа. Показ сопровождается рассказом. В работе с детьми 2-3 летнего возраста педагог подводит их к пониманию того, что вещи, существующие в окружающем мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (силуэтами) можно интересно играть, передвигая по поверхности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы (платочек, салфетку, сапожки и т.д.).

Прикрепляя силуэт женской фигуры к фланелеграфу, воспитатель говорит: «Это я. Я иду в детский сад. А вот выбежал котенок, а за ним собачка. Нужно помочь котенку. Я возьму его на руки. Спрячу под зонтик. Собачка бегает. Ищет котенка (фигурка перемещается по фланелеграфу). Не нашла, побежала дальше».

Можно предложить детям сходить друг к другу в гости; навестить бабушку; поиграть с шариками и т.д.(всё при помощи отдельных форм на фланелеграфе).

2 младшая группа

Программные задачи (аппликация):

Формировать у воспитанников представления о (об):

Аппликационной деятельности (предметная, сюжетная, декоративная);

Цветовых сочетаниях элементов и фона;

Материалах аппликации.

Формировать умения:

Наклеивать простые формы, использовать способ обрывания;

Составлять узоры на различных геометрических формах, используемых в качестве фона, создавать из готовых форм простые предметы и элементарные сюжеты, украшать изделие (машина, солнышко, я еду на поезде, плывут кораблики, жар-птица, шапочка для куклы);

Создавать аппликации из разных материалов (бумаги, ткани);

Видеть и использовать в аппликации сочетание цвета деталей фона.

Помимо этих задач, решаются задачи познавательного развития: ориентация дошкольников в пространстве (правая-левая сторона, определение объектов на листе бумаги - в середине листа, сверху, снизу); закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвета, величины предметов.

Методика работы:

Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.

Овладение навыками выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.

На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку.

Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов.

Затем вводится новая форма - квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций - расположение форм по углам квадрата и по краю круга.

Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано тс конкретным образом.

Задача воспитателя - ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат), «Распишем тарелку» (круг) и др.

Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета. После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей. В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм, можно подготовить заранее.

Средняя группа

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления о (об):

Различных приёмах и формах вырезания;

Материалах для аппликационной деятельности.

Формировать умения:

Создавать предметную, сюжетную, декоративную аппликацию из различных материалов: бумаги, ткани, природного материала (предметная: самолет, автобус, одуванчик, букет цветов, натюрморт (овощи, фрукты); сюжетная: полёт ракеты, весёлый хоровод, листопад, заюшкин огород; декоративная: платочек, варежки, флажки);

Подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, создавать коллажи;

Вырезать формы, наклеивать, использовать способ обрывания, элементы флористики;

Создавать работы с использованием техники прямолинейного и криволинейного вырезания.

экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, использовать доступные виды изобразительной деятельности - аппликация).

Методика работы:

В средней группе педагоги должны развивать у воспитанников умение составлять предмет из нескольких частей, распознавать в узоре несколько форм, развивать чувство цвета, учить различать цвета по контрасту. В процессе аппликации у дошкольников формируется умение видеть формы по величине, ребята знакомятся с формой овала, треугольника, трапеции. Педагоги продолжают формировать у воспитанников представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина - центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).

Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоение навыка пользования ножницами.

Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части Снеговика (пирамидки) постепенно уменьшаются в размерах.

Композиция узора остается элементарной: заполнение углов, краев. Появляется и новая, более сложная задача - украшение центра формы.

Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например, окна, дверь.

Освоение навыка вырезания ножницами - новая задача. Дети учатся разрезать бумагу по прямой полосе шириной 3-4 см (чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвий ножниц). Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх, затем при наклеивании.

После овладения резания по прямой линии дети учатся вырезать округлые формы.

Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ, проводится в два этапа: 1 - показ со словесным сопровождением, 2 - только визуальный.

Воспитатель берет в руки бумажный квадрат, ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите - уголок упал, а ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча и быстро.

Проблемные задачи по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построения композиций с подготовленных форм, способами вырезания, обрывания и др. Примерные задания: «У каждого из вас есть цветной лист бумаги. Представим, что это частичка земли, а над ней светит солнышко. Что солнышко видит с высоты? Из вещей, лежащих на подносе (на подносе - силуэты различных вещей), нужно выбрать те, которые может увидеть солнышко, и украсить ими «землю». Подумайте, как лучше разместить вещи, солнышко же смотрит сверху». Или: «Ночью была метель. Всё замело снегом. Нам нужно подготовить «снег» и показать, как он укутал землю, деревья, крыши домов. Каким способом лучше сделать «снег» - вырезать ножницами либо оборвать пальцами и почему?»

В средней группе в конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похода она на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (остался ли чистым фон, не видно и следов клея).

Старшая группа (5-6 лет)

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности, свойствах материалов.

Формировать умения:

Создавать предметную (веселые портреты, цветные зонтики, машины, листочки, весенний букет), сюжетную (наш город (коллективная), стайка дельфинов, аквариум, цветущий луг), декоративную (альбом, галстук для папы, узор для рушника, поздравительная открытка) аппликации из разных материалов: бумаги, ткани, природного материала;

Использовать техники изображения (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное; способ обрывания; полуобъемная аппликация, элементы флористики).

(из раздела «Детский дизайн»:

У воспитанников старшей группы формируются дальнейшие представления о геометрических фигурах и формах, а также умения их видоизменять.

Методика работы:

В старшей группе педагоги формируют у детей умение вырезать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое и в несколько раз. Вначале вырезание прямоугольных и округлых форм продолжается в тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой). Затем водятся предметы с более мелкими частями. Использование приёма вырезания предметов из бумаги, сложенной вдвое (а в конце учебного года - в несколько раз), позволяет создать интересные и выразительные композиции, облегчает получение симметричной формы и экономии время. Освоение данного приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности умения расчленять предмет на половины. Поэтому рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге.

В старшей группе у детей развивается умение компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических форм. В декоративные композиции также включаются разнообразные растительные формы - листья, цветы.

На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. В композициях используются новые цвета (оранжевый, фиолетовый), дети учатся различать светлые и темные оттенки, развивается умение красиво сочетать эти оттенки в узоре.

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая их соотношения друг с другом.

Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в выборе цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

У воспитанников старшей группы формируется умение выполнять аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Распределение обязанностей между детьми воспитатель проводит в соответствии с их желаниями.

Старшая группа (6-7 лет)

Программные задачи:

Формировать у воспитанников представления о (об) использовании средств выразительности аппликации (предметной, сюжетной, декоративной).

Формировать умения:

В технике вырезания: владение приемами (прямолинейное и криволинейное) и способами (симметричное и парносимметричное) вырезывания, обрывания;

Создавать аппликации новыми материалами: соломка, ткань, семена растений;

Вырезать новым способом - силуэтным;

Создавать полуобъемную аппликацию; владеть техникой коллажа.

(из раздела «Детский дизайн»: свободно экспериментировать с различными художественными материалами и техниками).

Методика работы:

С воспитанниками 6-7 лет продолжается работа по уточнению их представлений об окружающем мире, закрепляются различные способы и приемы вырезания.

Оборудование и материал для проведения аппликации

< >Формы для наклеивания (должны быть правильными, яркими по цвету и достаточно твёрдыми)Размер и количество форм зависит от возраста детей, содержания работы. Бумага для фона (плотная, белая или цветная, пастельных светлых тонов).Клеёнчатые подкладки 10/12 для смазывания форм клеем (для каждого ребёнка).Небольшие мягкие тряпочки для прижимания форм бумаги (для каждого ребёнка).Клей (клейстер) (заваривают перед занятием, крахмальный или мучной).Кисточки для клея (для каждого ребёнка).Баночки для клея. Ножницы (размер 10 см, с тупыми концами и хорошо раздвигающимися лезвиями, в средней группе впервые вводится вырезание).

Порядок расположения материала и оборудования на столе должен быть постоянным во всех возрастных группах:

< >фон располагается непосредственно перед ребёнком;клёёнчатая подкладка находится в левом нижнем уголке стола;тряпочки для прижимания форм бумаги находятся в правом нижнем уголке стола;кисточки в верхнем правом уголке стола на подставке;поднос и клей посередине.

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами Специфика организации и методика проведения занятий по аппликации.

Итоговая работа

Введение

Изобразительная деятельность очень важна в эстетическом воспитании ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью дают возможность ребёнку познавать прекрасное, развивать эмоциональное отношение к действительности.

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка.

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире.

Аппликация, как вид изобразительной деятельности имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.

Занятия аппликацией способствуют развитию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, развивает пространственное восприятие, точные движения руки и мелкую моторику пальцев.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Специфика организации занятий по аппликации

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.

К занятиям должны быть тщательно подготовлены формы. Геометрические формы должны точно соответствовать друг другу по размерам, что дает возможность составить из них единый узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне квадрата или ромба и т. д.).

Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.

Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.

Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.

При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте.

Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.

Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.

Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.

Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.

Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной. Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Методика проведения занятий по аппликации

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией

Вторая младшая группа.

Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.

В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.

В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара. В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.

При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.

В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу. Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.

Старшая группа.

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Подготовительная группа.

Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.

Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей - это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.

Заключение

Основные задачи обучения аппликации следующие:

различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

составлять изображение предмета из отдельных частей;

располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

Список литературы

1. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. – 244 с.

2. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. [Электронный ресурс]

В. Б. Косминская и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977 г. Аппликация

Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/izo/teoria11.html