Конспект занятия нод по математическому развитию на тему "большой- маленький". Конспект занятия по фэмп в детском саду во второй младшей группе. тема: «большой - маленький Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Задачи:

1. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много.

2. Сформировать представление о размере двух предметов: большой, маленький.

3. Дать представление о временных отношениях: сначала — потом.

Демонстрационный материал : 3 игрушки белки; ширма; игрушка медведь; шишки — большая и маленькая; корзина.

Раздаточный материал : шишки.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом.

Воспитатель . Какие вы, ребятки, сегодня радостные. У вас хорошее настроение? А это потому, что вы пришли в детский сад и встретились здесь со своими друзьями и любимыми игрушками. (Читает детям стихотворение-считалку с движениями.)

Очень много здесь ребят,

Все они ходят в детский сад. Дети идут на месте.

Здесь садятся за обед

И съедают много котлет, Показывают, как едят ложкой.

А потом ложатся спать. Кладут руки под щеку и закрывают глаза.

Начинаем все опять.

Воспитатель с детьми повторяет еще раз это стихотворение, делая акцент на слове «много».

Посмотрите, как нас много. Поэтому нам весело и интересно в детском саду. (Прислушивается.) Дети, кто-то плачет. Пойдемте посмотрим, кто же это.

Дети находят белочку, которая «плачет».

— Что же ты, белочка, плачешь?

Белочка. Как же мне не плакать, ведь я одна. Вам хорошо — вас много.

Воспитатель (обращается к детям). Ребята, сколько нас? (Много.) Да, белочка, в детском саду детей много.

— Дети, сколько белочек? (Одна.) Действительно, белочка совеем одна.

Воспитатель закрепляет понятия «много» и «одна». Затем из-за ширмы показывает еще двух белочек.

Вот белочки-подружки

Прискакали с лесной опушки.

Плакать белка перестала,

Их теперь ведь много стало.

— Сколько стало белочек? (Много.)

— А сколько было белочек сначала?

— Сколько стало потом?

Воспитатель повторяет еще раз слова «сначала», «потом».

— Сначала мы с вами посадим белочек на полку. Потом сядем на стулья.

Дети убирают игрушки на место и садятся на стулья. Воспитатель вносит игрушку медведя и шишки.

К белочкам в гости Мишка пришел,

Мишка сегодня шишки нашел.

Воспитатель показывает детям две шишки (большую и маленькую) и кладет их на демонстрационный стол.

Но не знает этот Мишка,

Где большая лежит шишка.

— Покажите Мишке большую шишку.

— Покажите Мишке маленькую шишку.

— Дети, Мишка говорит вам спасибо и приглашает вас поиграть с шишками, которые он принес в этой корзине.

— Сколько в корзине шишек? (Много.)

— Возьмите по одной шишке.

— Сколько, Таня (Коля), у тебя шишек? (Одна.)

Занятие заканчивается, и дети играют с Мишкой.

Программное содержание:

Дать детям первоначальные представления о Солнечной системе.
Познакомить с отрывком из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
Словарь: Солнечная система, астроном, планета, орбита.
Продолжать учить детей вырезать ножницами прямые разрезы на бумаге, составлять из частей целое изображение. Закрепить навыки аккуратного наклеивания.
Развивать любознательность, общую и мелкую моторику.
Воспитывать интерес к познанию.

Оборудование:

Картинка с изображением Солнечной системы, рисунок с изображением Маленького принца, книга Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Листы цветной бумаги, заготовки деталей (волосы, воротник, глаза, рот, уши, корона), подкладные листы, клей, кисточки, подставки для кисточек, салфетки.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем астрономами. А кто же такие астрономы?

Астрономы,
Астрономы,
Как космические гномы,
Тихо ночи напролет
Звезды ставят на учет,
Чтоб поймать далекий свет,
Звук, доныне незнакомый.
У кого терпенья нет,
Не ходите в астрономы!

Так чем же занимаются астрономы? (Ответы детей). Изучают звездное небо.

Сегодня и мы с вами, как настоящие астрономы, начнем изучение звездного неба.

Рассматривание картины «Солнечная система»

Это – Солнечная система. Она называется солнечной, потому что все планеты в этой системе вращаются вокруг Солнца. Одни планеты большие, другие маленькие, но Солнце больше всех планет вместе взятых.
Давайте сосчитаем, сколько планет вращается вокруг Солнца. (Счет). В Солнечной системе девять планет вращаются вокруг огромного горячего Солнца. Каждая планета вращается, значит кружится, вокруг Солнца по своему собственному пути-дорожке – орбите.

Светом Солнца обогреты,
Тесно связанные с ним,
Мирно кружатся планеты
По орбитам по своим.

Те планеты, которые расположены близко к Солнцу, очень горячи, а чем дальше от Солнца планета, тем она холоднее. Так что, на одних планетах невозможно жить из-за сильной жары, все сжигающей (показ на картинке и называние Меркурия и Венеры), а на других планетах – из-за лютого холода нет жизни (показ и называние Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона).

И только милая Земля
Во всем пригодна для жилья.
Так и летим на шарике
Без крыльев и руля,
На нашем теплом шарике
По имени Земля.

А почему в своих стихах поэтесса Римма Алдонина называет нашу планету шариком? (Ответы детей). Потому что Земля имеет форму шара.

Динамическая пауза «Путешествие к звездам»

Дружно в ногу мы идем -
Мы идем на космодром.
(Ходьба на месте)

Мы походим на носках
(Ходьба на носках)

А потом на пятках
(Ходьба на пятках)

Вот проверили осанку
И свели лопатки.
(Свести лопатки)

Не зевай по сторонам,
(Повороты в стороны)

Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку,
(Наклоны вперед)

Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета
(Приседают)

Для полета на планету.
(Выпрыгивание)

Улетаем сей же час.
(Кружатся)

Звезды в гости ждите нас.
(Махи руками над головой)

Ну, скорей, смелее, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
(Выпрямиться, руки вниз и в стороны)

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивание, руки вверх, соединить ладони над головой).

А внизу леса, поля –
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперед, руки развести в стороны).

Я хочу познакомить вас с отрывком из одной сказки, которая называется «Маленький принц», а написал эту сказку Антуан де Сент-Экзюпери. Главный герой этой сказки – Маленький Принц. (Показ картинки с его изображением). Он летит от планеты к планете и хочет узнать все на свете. А его родная планета очень маленькая – вся-то величиной с дом. Ведь кроме таких больших планет, как наша Земля, а также Юпитер, Марс, Венера, существует еще много-много других, которым даже имен не дали – такие они маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер.
Когда вы подрастете, то обязательно прочтете сказку «Маленький принц» всю, целиком, а сейчас послушайте небольшой отрывок из нее.

Чтение отрывка из восьмой главы сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

«На планете маленького принца всегда росли простые, скромные цветы - у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки.
...
Кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон.

Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты.
...
Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:
- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...
Маленький принц не мог сдержать восторга:
- Как вы прекрасны!
...
А она вскоре заметила:
- Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне...
Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой».

Вопросы:

Какие цветы росли на планете Маленького Принца раньше?
Как из неведомо откуда занесенного зерна появился цветок?
Понравился ли цветок Маленькому Принцу? Почему вы так решили?
Как Маленький Принц позаботился о цветке?

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Подрастает зернышко –
(Сжать ладонь в кулак)

Потянулось к солнышку.
(Медленно раскрыть ладонь в вертикальном положение)

С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
(Покачивание ладони)

К земле низко прижимает –
Но цветок не унывает.
(Прижать ладонь к столу, а затем выпрямить в вертикальное положение)

На нем бутончик вырастает,
(Руки направлены вверх, ладони соприкасаются своими основаниями и кончиками пальцев)

Лепестки он распускает.
(Пальцы разводятся в стороны и выгибаются)

Ветерок чуть дышит.
(Подуть на руки)

Лепестки колышет.
(Движения пальцами вперед-назад)

Аппликация «Маленький принц»

Дети наклеивают в нарисованные глазницы круги-глаза, а также рот и уши. Воротник и волосы предварительно нарезают полосками (не до конца) и наклеивают. Волосы можно закрутить и сверху наклеить корону. Дети работают под музыкальное сопровождение.

«Маленький принц»

Слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева.




Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из-под ресниц.
Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне
Выйдет доверчивый маленький принц.

Самое главное – сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть.
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Мчится мой парусник в сказочный путь.

Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережие света и добра?
Там, где с надеждами, там, где с надеждами
Самые нежные дружат слова.

В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.

Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому –
Прямо за пристанью бьётся волна.

Конспект занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) «Большой, маленький» яподготовила МОШКИНА Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ №111» Иркутская область, г. Братск.

Цели:

  • знакомство с понятиями «большой», «маленький»;
  • обучение соотнесению предметов по величине;
  • развитие умения группировать предметы по заданному признаку;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

Оборудование:

  • фланелеграф и магнитная доска;
  • набор картинок к рассказу: дом, конура, собака, щенок, большая миска, маленькая мисочка, большая кость, маленькая косточка;
  • картинки с изображением одного и нескольких предметов: лист, листья; яблоко, яблоки и т.д.;
  • игрушечный заяц, корзинка;
  • конверты с разрезными предметными картинками (по количеству детей);
  • конверты с карточками для сравнения предметов по величине (по количеству детей);
  • рабочая тетрадь (РТ);
  • простые и цветные карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

1. Введение в тему.

Педагог читает рассказ, прикрепляя к фланелеграфу изображения предметов, упоминаемых в тексте. Дети, начиная с третьего предложения, дополняют рассказ педагога.

Возле большого дома стоял маленький домик. В нем жили большая собака и маленький щенок. У собаки была большая миска, а у щенка — … (маленькую). Собака грызла большую кость, а щенок — … (маленькую).
Много разных, больших и маленьких, предметов окружает нас.

2. Задание 1 в РТ.

3. Складывание без опоры на образец разрезной картинки из двух частей.

Педагог раздает детям конверты, в которых находятся предметные картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на две части. Дети собирают разрезные кар¬тинки.

4. Динамическое упражнение.

В игровой зоне заранее разложены картинки, на которых изображены:

  • один лист, много листьев;
  • один гриб, много грибов;
  • один цветок, много цветов;
  • одна шишка, много шишек;
  • одна елка, много елок;
  • один желудь, много желудей;
  • одно яблоко, много яблок;
  • одна морковка, много морковок.

В центре на стуле сидит игрушечный заяц, рядом с ним — корзинка. Дети встают с мест и идут с педагогом в игровую зону, проговаривая слова рифмовки один или два раза, в зависимости от расстояния между игровой и учебной зонами.

Мы сейчас гулять пойдем,
Много разного найдем.
Что увидишь, собери
И зайчонку подари.

Команда-считалка читается, когда дети подойдут к расположенным в игровой зоне картинкам.

Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем собирать.

Педагог кладет одну из картинок в корзинку первым и дает детям образец вы-сказывания:
- Вот тебе, зайка, много листьев.

5. Задание 2 в РТ.

6. Задание 3 в РТ.

7. Графические упражнения в РТ.

8. Итог занятия. Игра «Рассмотри и назови».

На столах детей лежат конверты. Педагог предлагает детям открыть конверты и взять карточки, на которых изображены: кошка, мышка/ворона, воробей/тыква, помидор/бочка, ведро/подсолнух, ромашка/медведь, еж/мяч, пуговица/яблоко, орех/груша, вишня/кастрюля, чашка/дерево, куст/ведро, стакан/лопата, совок/торт, печенье/курица, цыпленок/капуста, чеснок.

Педагог прикрепляет к магнитной доске карточку с изображением арбуза и сливы и дает детям образец высказывания:

Арбуз большой, а слива маленькая.

Дети сравнивают предметы, изображенные на индивидуальных карточках, и отвечают, используя образец, данный педагогом.

Задачи:

1. Закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький.

2. Продолжать учить определять:

Отношения предметов по количеству: один, много;

Равенство двух групп предметов.

Демонстрационный материал: куклы — большая и маленькая; мячи — большой и маленький; плоскостные мячи — 3 синих, 3 красных; корзина.

Раздаточный материал : мячи; плоскостные мячи - 3 синих, 3 красных.

Ход занятия

Дети сидят на стульях вокруг стола. Воспитатель вносит в группу кукол и представляет их.

— Это кукла Любочка.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

А. Барто

— А это кукла Лида.

— Это Лида! Вот так Лида! —

Посмотрите, это Лида,

Просто девочка-краса!

По А. Барто

— Какая кукла выше ростом? Какая ниже?

— Любочка и Лида очень любят играть мячами.

Воспитатель вносит в группу 2 мяча: большой и маленький.

— Любочка очень любит играть большим мячом, а Лида — маленьким.

— Найдите большой мяч и положите его Любочке.

— Найдите маленький мяч и положите его Лиде.

— Девочки и вам принесли мячи.

Воспитатель приглашает детей подойти к корзине с мячами (по числу детей).

Мяч летит из-под коленки,

Пролетает над плечом.

Целый день играть у стенки

Могут девочки с мячом.

По В. Берестову

— Возьмите по одному мячу. Сколько мячей у вас в руках? (Один.)

— Положите мячи в корзину. Сколько мячей в корзине? (Много.)

Воспитатель благодарит детей и приглашает их пройти за столы, на которых лежат плоскостные мячи — по 3 синего и красного цветов.

— У Любочки синие мячи, а у Лиды красные. Поровну ли мячей у девочек? Давайте проверим.

Воспитатель демонстрирует на доске равенство предметов. Дети с помощью приема наложения устанавливают равенство мячей.

— Сколько мячей у Любочки и у Лиды? (Поровну.)

— Наши гостьи Любочка и Лида говорят вам: «До свидания!» Им пора идти домой.

Емельянова Евгения Михайловна
МКДОУ д/с 451 "Теремок",
г. Новосибирск
Воспитатель

Конспект занятия в средней группе

на тему: «Маленькие помощники».

Цели:

1.Приучать детей к труду.

2. Воспитывать уважение к труду родителей.

3. Развивать связную речь.

4.Познакомиться с произведением А.Л.Барто «Помощница».

5. Формировать умение слушать друг друга.

Ход занятия:

Ребята, скажите, с кем вы сегодня пришли в детский сад? (Я пришел(а) сегодня в сад с мамой (бабушкой, дедушкой, папой, сестрой).

Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О семье).

Кто еще живет в вашей семье? (В нашей семье еще живет папа, младший (старший) брат, мама, бабушка, дедушка.)

Поднимите руку те, у кого есть брат? (Поднимают. )

Поднимите руку те, у кого есть сестра? (Поднимают. )

Чем вы занимаетесь вместе? (Мы вместе с братом (сестрой) играем, ходим гулять, убираем игрушки, помогаем маме)

Молодцы! Вот какая дружная у вас семья. Я буду загадывать вам загадку, а вы отгадаете, о ком в ней говорится.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый... (дед)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (бабушки)

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (папа)

Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит,
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? (мама)

Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек.

Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)

Ребята, а что означает слово семья?

Семья - это люди, которые дружно живут вместе, любят друг друга, помогают друг другу. Дети в семье уважают взрослых, а взрослые поддерживают своих детей во всем, помогают им решать разные проблемы.

Ребята, вы можете сказать, кто в вашей семье самый главный? (Мама, папа, бабушка, дедушка.)

Я думаю, что на самом деле все главные и жить они должны дружно и весело.

Ребята, я точно знаю, что всех вас очень любят ваши мамы и папы. Они заботятся о вас, помогают вам и жалеют вас, когда у вас что-то болит. А вы заботитесь о своей семье? (Да. )

Показать детям сюжетные картинки и спросить.

Как помогает девочка?

Как помогает мальчик?

Ответы детей: помогает подметать пол, застилать кровать, мастерить и. т.д

А сейчас мы поиграем в игру. Добавьте недостающее слово.

Помогаю убирать…. (комнату, игрушки), помогаю подметать…..(пол), пыль помогаю…(вытирать), посуду помогаю….(мыть), помогаю застелить…. (постель), помогаю полить… (цветы).

Молодцы ребята. А сейчас мы с вами разучим рифмовку.

Это всем давно известно,

Вещи надо класть на место.

Физкультминутка.

Раз, два, три!

Пыль везде сотри!

Форточку утром открывай!

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Задать детям вопросы.

Дети, скажите мне, а чем Таня помогала брату?

Какие дела еще выполняла Таня?

Что она сказала маме и бабушке?

Можно ли Таню назвать хорошей помощницей?

Почему нет?

Итог занятия:

Молодцы! Мне бы хотелось узнать, как вы помогаете своим близким. У меня есть необычная «Ваза добрых дел». Я вам даю по цветочку. Подумайте, что делаете вы в своей семье, скажите и поставьте цветочек в вазу.

Я стираю бельё.

Дети по очереди подходят к вазе, называют действие, которое выполняют дома и прикрепляют цветок. (Убираю игрушки, застилаю постель, убираю со стола, вытираю пыль, мою пол, стираю, поливаю цветы, мою посуду ).

Много добрых дел вы делаете. Сразу видно первые помощники в семье.

Итог:

О чем мы с вами говорили на занятии? Что понравилось вам больше всего?

Занятие наше окончено.