Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей» проект по развитию речи (старшая группа) на тему. Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам». Н

Проект:
по развитию связной речи детей
старшей группы общеразвивающей направленности

Тема: «Составление описательных рассказов».

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.


Проблемы

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.


Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.


Задачи проекта:

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию).

Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.


Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.


Сведения об участниках:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.


Продолжительность: долгосрочный


Место реализации : групповая комната, музыкальный зал, семья.


Развитие речи дошкольников.

В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов - повествованию, описанию, рассуждению.

В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии), то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и.т.п.).

Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические), способности ребенка будут развиваться успешнее.


Развивающая среда в группе ДОУ

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка.

Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ:

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Грамотная речь педагога , которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.

Качество речи педагога:

Правильность (соответствие речи языковым нормам),

Точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе),

Логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли),

Чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку),

Выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания),

Богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации),

Уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).


Этапы проведения проекта:


1 – подготовительный:

* Анкетирование родителей,

* Составление картотек загадок, поговорок.

* Подбор народных пословиц.

* Подборка стихов.

* Подборка книг.

* Изготовление атрибутов для театрализации сказок.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 5»

Волоколамского муниципального района

Московской области

у детей старшего дошкольного возраста

«У реки»

Подготовила:

учитель-логопед: Калашникова Л.В.

Проект по развитию связной речи

у детей старшего дошкольного возраста «У реки».

Проект познавательно - практический, краткосрочный.

I . Пояснительная записка

1.1.Актуальность темы

В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования четкой, красивой, грамматически правильной речи, что является важным условием умственного и речевого развития ребенка . Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед.

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.

Хорошая, чистая, грамотная речь - показатель уровня развития дошкольника. Речь является средством регуляции высших психических функций. Регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода к школьному обучению.

Развитие монологической речи - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

В системе логопедических занятий обучение детей с ОНР лексически насыщенной, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи является наиболее актуальной. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, его смысловые звенья, но и использовать накопленный в процессе обучения в логопедической группе словарный запас, подбирать адекватные смысловые замены, уметь грамматически и синтаксически правильно строить предложение, а также пользоваться разнообразными средствами выразительности: интонацией, логическим (фразовым) ударением, иметь хорошую дикцию.

1.2 . Цель проекта:

Развивать связную речь детей с ОНР;

1.3. Задачи:

Образовательные:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

Формирование навыков построения связных монологических высказываний.

Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных монологических высказываний.

Постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на образец) к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Закрепление представлений о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;

Расширение знаний о цветах, деревьях в летний период;

Уточнение, активизация и расширение словаря по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Совершенствование грамматического строя речи (употребление и образование существительных и прилагательных в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласование местоимений и числительных с существительными, подбор слов-антонимов)

Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Упражнять в составлении и распространении предложений по картине;

Упражнять в составлении предложений по опорным словам;

Учить распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Учить обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Развивающие:

Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Стимуляция мыслительной и речевой активности детей;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие дыхательной функции;

Воспитательные:

Воспитывать бережное, заботливое отношение и любовь к живой природе;

Стимулировать положительные эмоции детей;

1.4. Ожидаемые результаты:

Сформированность навыка самостоятельного составления рассказа по сюжетной картине.

II . Условия реализации проекта.

2.1. Срок реализации – три недели (июнь).

2.2. Возраст детей – старшая логопедическая группа

2.3. В результате реализации проекта ребёнок должен:

Улучшить навыки речевого общения и речевой коммуникации у детей старшей группы, навыки построения связных монологических высказываний ;

- иметь представления о насекомых, цветах и деревьях в летний период;

Обогатить свой активный и пассивный словарь по лексическим темам «Насекомые», «Цветы», «Лето»;

Уметь практически употреблять в речи существительные и прилагательные в косвенных падежах ед. и мн. числа, согласовывать местоимения и числительные с существительными, подбирать слова-антонимы;

Уметь подбирать слова-действия и слова-признаки к предметам;

Расширить и активизировать свой предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по сюжетной картине;

Уметь составлять и распространять предложения по опорным словам;

Уметь распространять предложения с помощью наводящих вопросов логопеда и самостоятельно;

Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картине;

Уметь обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами);

Использовать пальчиковую, дыхательную гимнастику и упражнения для развития мелкой и общей моторики в повседневной жизни, в игровых ситуациях;

III. План реализации проекта

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016г.

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2016 г.

Составление примерного перспективного планирования работы с детьми.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май 2014 г.

Укрепление материально-технической базы:

Приобретение пособий, методической литературы;

Изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

в ходе реализации проекта

Деятельностный этап

1.

Непосредственно образовательная деятельность (предварительная работа)

теме «Насекомые»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Лето»

    Лексико-грамматическое занятие по

теме «Цветы»

    Итоговое занятие по развитию связной речи «У реки» (составление рассказа по сюжетной картине)

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

май

май

май

июнь

2.

Индивидуальная работа

    Рассматривание иллюстраций по темам «Насекомые», «Лето», «Цветы», предметных картинок на тему «В походе»

    Закрепление обобщающих понятий.

    Рассматривание насекомых на улице, называние их частей тела.

    Рассматривание летних цветов, деревьев, называние их частей

    Графические задания: обведи по контуру, заштрихуй цветок, дорисуй, чего не хватает.

    Д/игры «Один и много», «Посчитай», «Жадина»,… итд

    Д/игры «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Кого много на лугу?», «Что возьмем с собой в поход к реке?»… итд

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

Предварительная работа в мае, закрепление в ходе проекта

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

3.

Индивидуально-подгрупповая работа

    Упражнения на координацию речи с движением: «Гусеница», «Угадайте, где мы были», «Мотылек», «Пчела», подвижные игры «Речка», «На лужайке»

    Пальчиковая гимнастика: «Цветочек», «Паучок», «Пчела»

    Д ыхательные упражнения: «Подуй на бабочку, на пчелу, на стрекозу», упражнения на развитие продолжительности речевого выдоха.

    Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»

    Д/игры «Подбери признак», «Подбери действие» и другие

    Составление предложений по опорным картинкам, по опорным словам, по картине,

    Распространение предложений однородными членами, другими членами предложений

    Отгадывание загадок

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

июнь

Заключительный этап

1.

Работа с родителями

    Мини-консультация для родителей

«Развиваем связную речь»

    Презентация по теме проекта «У реки»

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

учитель-логопед

Калашникова Л.В.

июнь

июнь

IV . Методическое обеспечение

Литература

количество

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» М.: Айрис-пресс, 2008

Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР»

Спб.: «Детство-Пресс», 2007

Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий для логопедов и родителей». СПБ,: Детство-Пресс, 2002

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Формирование лексики грамматического строя у детей с ОНР» --Спб, 2001г..

Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений» (сборник упражнений) –М,: Гном и Д, 2001

Бунеева Р.Н., Бунеев Е.В. «По дороге к азбуке» --М,:Баласс, 2002

Интернет-ресурсы

V . Дидактическое обеспечение.

Пособие

Количество

Демонстрационный материал:

Насекомые;

Цветы;

Деревья;

Серия сюжетных картин по теме «Лето»;

Сюжетная картина «У реки»

Художественная литература для чтения и рассматривания иллюстраций.

- Загадки о насекомых, цветах, лете.

Н. Заболоцкий «На реке»

Песенка «Улитка» молд., обработка Токмаковой И.

Русская народная песенка «Вот пришло и лето красное»

Песенка «Божья коровка…»

Руская народная песенка «По дубочку постучишь…»

Рассказы Бианки В.

В Катаев «Цветик-семицветик»

Дидактические игры

Д/И «Жадина»

Д/И «Один и много»

Д/И «Посчитай»

Д/И «Кого много (на лугу)»?

Д/И «Подбери признак»

Д/И «Где находится предмет?»

2 набора

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

2 набора

один плакат

Раздаточный материал

По теме «Насекомые»

По теме «Цветы»

По теме «Деревья»

Раздаточный материал по играм «Кого много?», «Посчитай?»

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

по количеству детей

Аудио и видеозаписи для показа и прослушивания:

Презентация «Насекомые»

Презентация «Цветы»

Видеоматериал «Лето»

Картотеки:

    пальчиковая гимнастика

    координация речи с движением

    дыхательная гимнастика

Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017

Актуальность проекта:

Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.

Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.

Цели проекта:

  1. Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
  2. Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.

Задачи проекта:

  • Развивать связную речь.
  • Составлять рассказы по предложенной картине.
  • Учить излагать связно, последовательно.
  • Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.

Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.

Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .

Основные направления работы с детьми:

  1. Обогащение словаря.
  2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
  3. Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
  4. Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
  5. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
  6. Отличать рассказ от простого набора предложений.
  7. Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
  8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
  9. Инсценировка сюжета картины.
  10. Самостоятельная речевая деятельность детей.
  11. Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
  12. Создание речевых подарков в виде картины.

Работа с родителями:

  1. Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
  2. Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .

Методическое сопровождение:

  1. Конспекты занятий.
  2. Игры.
  3. Творческие задания.

Этапы реализации:

  1. этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
  2. этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
  3. этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
  4. этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .

Планируемые результаты от реализации проекта:

Для воспитанников:

  • Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
  • Составляют рассказы.
  • Объясняют содержание картины.
  • Выражают своё отношение.

Для педагогов:

  • Накопление педагогами практического опыта работы.
  • Составление картотеки дидактических игр.
  • Создание материала для педагогов и родителей.

Продукты проекта:

  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
  • Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.
Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам».
Название проекта: «Рассказываем интересно»
Разработчик проекта: Терентьева Светлана Аркадьевна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 16».

Контактная информация: Пермский край, г. Лысьва, ул. Кирова 57. Тел. 2-06-01, 2-52-41
Характеристика проекта: образовательный, педагогический, средней продолжительности, фронтальный.
Срок реализации проекта: 0 1.09.2012. – 26.12.2012.
Участники: воспитатель, родители, дети.
Актуальность проекта:

Значение связной речи при описании картин в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.


Научное обоснование. Новизна:

Проект представляет собой систему упражнений для обучения детей навыкам рассказывания. В основу системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников. Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой и по поводу которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина и др. в качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В.К. Воробьевой, В.П. Глуховым и известным психологом Л.С. Выготским, говорившим о важности предварительной программы высказывания, т.е. его плана. Учитывая сказанное на начальном этапе обучения рассказыванию детей проводятся те виды упражнения, где имеются оба названных вспомогательных фактора. Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия , непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемы на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски. Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременным планом высказывания.

4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин . Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременным планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

5 этап: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами. Что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

6 этап: пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его вопросный план .

7 этап: составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, начинается работа над обучением творческому рассказыванию.
Противоречие, проблема:

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умении осмыслить воспринимаемую картину и выразить в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития. К сожалению, умение связно рассказывать рассказ по картине является большой проблемой для детей старшего возраста.


Цель: Обучение связной речи детей при составлении рассказов по картине.
Задачи проекта :

  1. Учить детей правильно понимать содержание картины

  2. Воспитывать чувства, вызываемые содержанием картины

  3. Учить составлять связный рассказ по картине.

  4. Активизировать и расширять словарный запас.

Продукт проекта:


  1. Система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

  2. Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей при рассказывании по картинам

  3. Модели рассказа.

Предполагаемый результат:


  1. Апробирована система упражнений для обучения детей навыкам рассказывания по сюжетным картинам.

  2. Повышение уровня развития связной речи у детей при составлении рассказов по картинам.

Критерии оценки проекта: в проекте участвовало 100% детей и родителей старшей группы.

Сравнительная характеристика показателей диагностики связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам на подготовительном и итоговом этапах показала, что:


  • на подготовительном этапе 40% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 50% - средний уровень, 10% - низкий уровень.

  • На итоговом этапе 60% детей показали высокий уровень умения рассказывать по сюжетным картинам, 40% - средний уровень.
Таким образом, из результатов диагностики виден рост умений детей рассказывать по сюжетным картинам, что является показателем того, что при осуществлении данного проекта можно сформировать связную речь детей при рассказывании по сюжетным картинкам.
Возможные риски:

  1. Отсутствие времени у педагога Пути выхода: четкий план действий.

  2. Тема неинтересна детям. Пути выхода: с целью повышения мотивации использовать запись рассказов на магнитофон, специально, красиво оформленный альбом, красочные наборы картин.

Этапы (план) реализации проекта.


Этапы.

Сроки

Задачи

Содержание

Ответственный

Подготовительный.

1-2 неделя сентября

1.Подобрать, проанализировать литературу по проблеме.

2.Подобрать, составить и провести диагностические методики по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

3.Подобрать дидактические упражнения по развитию связной речи.

4.Провести анкетирование родителей для выявления знаний о проблеме.

5.Провести беседы, опросы родителей с .


1.Подбор литературы по проблеме исследования.

2.Анализ литературы.

3.Подбор, составление, проведение диагностических методик по теме для отслеживания уровня развития связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинам.

4.Подбор дидактических упражнений по развитию связной речи

5.Анкетирование родителей

7.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью просвещения по теме.



Воспитатель.

Основной.

3-4 неделя сентября – 2 неделя декабря

1 этап: воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию:

Учить детей отвечать на вопрос развернуто – фразой из 3 – 4 слов.

Пересказывать текст, составленный из 3 – 4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

Развивать внимание детей.



Система упражнений по теме:

1.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

2.Установление порядка предложений в рассказе.

3.Выбор из рассказа опорных слов – действий и установление их последовательности.

4.Пересказ текста по памяти с использованием сюжетной картинки.

5.Активизация словаря.

6.Замена в предложении слов – действий.


Воспитатель.

2 этап: составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3 – 5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе.

Учить объединять фразы в рассказ из 4 – 5 предложений с наглядной опорой в виде объектов и действий с ними.

Учить объединять фразы из 3 – 5 слов в рассказ из 4 – 5 предложений



Система упражнений по теме:

1.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и вопросному плану.

2.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

3.Словарная работа.

4.Выделение слов, обозначающих действия, и восстановление рассказа по этим опорным словам.

5.Добавление предложения, логически связанного с предыдущим.

6.Восстановление рассказа по словам – действиям, по названиям предметов.

7.Выбор предложений, логически не связанных с рассказом.



3 этап: пересказ текста с использованием магнитной доски.

Продолжать учить детей точному и полному ответу на вопросы, построению фраз из 4 – 6 слов.

Учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на магнитной доске с предметными картинками .


Система упражнений по теме:

1.Подбор объектов к словам – признакам.

2.Расширение словарного запаса по теме «Семья».

3.Подбор слов – действий к субъектам действия.

4.Анализ предложений с целью включения или не включения их в рассказ.

5.Словарная работа.

6.Выбор из рассказа слов – действий и восстановление по ним предложений.

7.Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений.

8.Дополнение предложение другим, логически связанным.

9.Пересказ текста с опорой на предметные картинки, картинки – символы, картинки – сигналы.

10.Образование наречий от прилагательных.

11.Образование сравнительной степени прилагательных.

12.Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и другими суффиксами.

13.Восстановление предложений по наречию.

14.Уточнение понятий.

15.Подбор нескольких определений к существительному.

16.Включение в предложение подходящего слова – действия, подбор действий к названному объекту.

17.Установление правильного порядка слов в предложении.

18.Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по опорным глаголам.

19.Восстановление предложений по опорной картинке.

20.Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими словами предложений .


4 этап: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.


Система упражнений