Консультация для воспитателей: "Организация двигательного режима дошкольников в течение дня". "двигательный режим в детском саду"

Носонова
Консультация для педагогов «Двигательный режим детского сада как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»

Консультация для педагогов :

как »

Воспитатель : Носонова О. И.

Краснодар 2017

«Двигательный режим детского сада

как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников »

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей . Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье . Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов : биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий . Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям ) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, А. П. Усова) .

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей , воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада . Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети , имея высокую потребность ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование , просмотр телепередач и видеокассет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам) . Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнуты путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении .

По данным ряда медико-педагогических исследований , двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей . Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья .

Формами организации оздоровительной работы являются :

самостоятельная деятельность детей,

подвижные игры,

утренняя гимнастика,

двигательно- оздоровительные физкультминутки ,

физические упражнения после дневного сна,

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,

физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему,

физкультурные досуги, спортивные праздники,

Дни здоровья ,

оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) .

Как известно, ходьба – одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека , одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируется мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особенно на свежем воздухе, - не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья детей .

Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия же на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений , позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Он завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма. В этом беге важно выделить невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок. Движения рук, согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста , способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, развивают выносливость так же, как и беговые упражнения.

Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной , учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения ДА ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.

При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта :

Определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности , но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности , ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников , необходимо определились приоритеты в режиме дня .

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям . К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольного учреждения должны внедряться дополнительные виды занятий двигательного характера , взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносится нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся : оздоровительный бег на воздухе , пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендуется проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) .

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности , возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей . Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности .

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отвожу активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети среднего возраста ДОУ . К таким занятиям относится неделя здоровья , физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения ). Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению , как самих себя, так и своих детей. “Родители являются первыми педагогами . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни , так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни . Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. В участие в различных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду привлекаются родители, чтобы убедить их в необходимости семейных физических занятий. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка .

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве , тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья ? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим , правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности.

Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!

Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую , умную личность!

«Двигательная активность дошкольников»

Инструктор по физической культуре

Васильева Е.Ю.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.

Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично – регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность- это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

Чередование активной и пассивной деятельности;

Увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;

Использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

Такая продуманность должна лежать в основе двигательной активности детей не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15 000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма дошкольника. Продолжительность двигательной активности детей за период бодрствования должна составлять не менее

50-60% времени, при этом 90 – средней и малой интенсивности, 10-15% – большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Педагогу следует знать о возможных отклонениях в двигательном развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания. Специалисты выделяют:

Малую подвижность и частые периоды бездействия у детей;

Большую подвижность с высокой интенсивностью движений, однообразие или трафаретность движений, их бесцельность;

Отсутствие творчества в двигательной деятельности.

Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество.

Для того чтобы обеспечить достаточную двигательную деятельность детей, рекомендуется закрепление специального времени для этого (утренняя, дневная, вечерняя прогулки, физкультурные паузы между занятиями и др.), а также многофункциональное использование помещений ДОУ для увеличения двигательного компонента в режиме дня.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Игры для активной двигательной деятельности детей в услови ях группы.

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25 х 25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра “Классики”

Цель:

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд – два коврика рядом, 2-й – один коврик, 3-й – два коврика рядом и т. д.

Ход игры:

Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

1 -й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;

3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком.

Игра “Гигантские шаги”

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры:

Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Игра “Весёлая дорожка”

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры:

Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра “Займи свое место”

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закреплении в речи пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры:

Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять (например: “Встань на красный коврик с зеленым овалом в середине”). После того как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, продолжает игру, и

так до тех пор пока все играющие не займут свои места. По сигналу воспитателя дети разбегаются или бегают по кругу; по следующему сигналу дети занимают:

1 вариант – свои коврики;

2 вариант – любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался (например: “Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник”).

Игры с тихим тренажером

Оборудование: “Тихий тренажер” – наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

Игра “Достань ягодку”

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры:

По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право – лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

Игра “Пройди по стенке”

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры:

Дети по очереди ложатся на пол и стараются “пройти” по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение “Берёзка”.

Игра “Допрыгни до полочки”

Цель: развитие координации, пространственных отношений (право – лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры:

Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Игра “Путаница”

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право – лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры:

Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1-й вариант – ребёнок играет один и просто “ходит” руками по стенке;

2-й вариант – дети играют в паре “Кто быстрее доберется до условной метки?”. При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й вариант – один ребёнок ведущий, он даёт команды другому ребёнку куда идти (например, правая – красная, левая – зеленая и т. д.).

Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор - поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи и письма.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер может меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

Оздоровительный бег на воздухе;

Пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

Гимнастика после дневного сна;

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

Прогулки-походы в парк;

Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;

Использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе). Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (желательно во второй половине дня, подгруппами по 10-12 человек).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включать игры, физические и строевые упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой, которые были изучены на физкультурном занятии. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.

Педагоги разбегаются по всему залу. По сигналу воспитателя они быстро останавливаются на месте и принимают какую-нибудь спортивную позу в парах: приседают, поднимают руки в стороны и т.п. Воспитатель отмечает, чья фигура интереснее.

Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

ДА – двигательная активность.

Литература:

1. Авченко Н. Почётный работник общего образования РФ, воспитатель по физической культуре, центр развития ребёнка – детский сад № 2347, Москва.

Журнал « Здоровье дошкольника» № 5, 2009г., стр. 18.

«Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребёнка».

2. Кирсанова Н.В., преподаватель ГОУ СПО Пензенский педагогический институт, г. Пенза.

Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 5, 2007г. «Двигательная активность на прогулке в зимний период», стр. 76.

3. Макарова Л.И., канд. мед. наук, старший преподаватель; Погорелова И.Г., доцент, кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков, Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск. Журнал «Инструктор по физкультуре» №2, 2010 г., стр.12.

«Двигательная активность в полноценном развитии детского организма».

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- 3.е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозайка – Синтез, 2000г., стр. 10.

«Характеристика двигательной активности старших дошкольников».

6.Тарасова Т.А., канд. пед. наук, заведующий кафедрой здоровьесбережения ЧГПК №2 г. Челябинск.

Журнал « Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 2,2005г. «Из опыта экспертизы направления «Физическое развитие и здоровье детей» в дошкольном учреждении», стр. 32.

7.Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 3, 2010г.

«Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ», стр. 30.

8.Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика»№ 4, 2010г.

«Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста», стр. 32.

олеся пашина
Самообразование воспитателя по теме «Роль двигательного режима для дошкольников в условиях перехода на ФГОС»

Управление образования Ленинск-Кузнецкого городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема : «»

Пашина Олеся Александровна.

Специальность : воспитатель .

Образование : высшее.

Стаж педагогической работы :7 лет.

Курсы повышения квалификации : сентябрь 2014 года.

Дата начала работы над темой : сентябрь 2014 года.

Предполагаемая дата окончания работы : май 2016года.

Тема : «Роль двигательного режима для дошкольников в условиях перехода на ФГОС »

Цель : укрепление здоровья дошкольников , развитие двигательных и физических качеств.

Задачи :

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования .

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Продолжать оформлять в группе мини-центр активности «Спортивный уголок» .

5. Подготовить консультацию для педагогов на тему «Движение- основа здоровья» .

6. Подготовить консультацию для родителей «Движение- это жизнь» .

7. Подготовить консультацию для родителей «Двигательная дошкольников ».

8. Разработать памятку для родителей «Здоровье дошкольника » .

месяц Формы работы

С детьми С педагогами С родителями

Сентябрь

октябрь диагностика Изучение литературы по теме самообразования Продолжать привлекать родителей к оформлению спортивного уголка.

декабрь Заучивание и выполнение ритмических и дыхательных гимнастик. Оформление папки-передвижки «Движение- основа здоровья» . Оформление папки-передвижки «Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников ».

февраль Провести совместно с родителями соревнования и эстафеты. Познакомиться с литературой в периодической печати. Провести совместно с родителями соревнования и эстафеты, продолжать работу над спортивным уголком.

апрель Агидбригада.

«Быть здоровым-здорово!» .

Фотоотчет о проведении. Оформление памятки для родителей. Тема «Здоровье дошкольника » .

Май Диагностика Отчет о проделанной работе за учебный год. Выставка фото детей в процессе игр.

Практические выходы :

1. Оформление папки-передвижки «Движение – основа здоровья» .

2. Оформление папки-передвижки «Двигательная активность как средство укрепления здоровья дошкольников ».

3. Выставка работ фото развлечений и эстафет.

4. Оформление памятки для родителей. Тема : «Здоровье дошкольника » .

5. Агидбригада.

«Быть здоровым-здорово!» .

6. Отчет о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога :

Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчета

2014-2015 «Роль двигательного режима для дошкольников в условиях перехода на ФГОС »

Презентация

Май, 2015 года

2015-2016 «Роль двигательного режима для дошкольников в условиях перехода на ФГОС »

Открытый показ май 2016

Отчет по теме года

Литература :

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования »

2. В. Г. Алямовская «Оздоровительные технологии в дошкольном учреждении : инновационный аспект» М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. - 92 c.

3. Зимонина В. Н. «Расту здоровым» .

4. Змановский Ю. Ф. «Воспитываем детей здоровыми » .

Куракина Анастасия
Значение двигательной активности у дошкольников

"Значение двигательной активности у дошкольников"

Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности:

Утренняя гимнаст ика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Двигательная размин ка. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

Физкультминут ка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Подвижные игры на прогулк е. Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.

Индивидуальную раб оту с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей.

Гимнастика после дневного с на в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Самостоятельная деятельно сть является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и рационально организованный двигательный режим в группе позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, будет достигнуто при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе, способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, дети станут активнее, самостоятельнее. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Публикации по теме:

Система работы по усилению двигательной активности дошкольников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №24» «Движение + движение = формула здоровья» Воспитатель высшей.

В соответствии с годовым планом работы в "МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка" 10.02.2016 года был проведен смотр – конкурс «Нетрадиционное.

Использование территории детского сада для развития и оптимизации двигательной активности дошкольников во время прогулки. Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов.

С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Нестандартное оборудование как средство оптимизации двигательной активности дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье.

Организация двигательной активности дошкольников на прогулке. Игры-эстафеты для детей 3–5 лет Тема: «Игры-эстафеты как средство физического развития ребенка, формирование его эмоциональной сферы» Цель: Физическое развитие ребенка.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.

Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства- критический период в жизни ребенка (Борисова Н.Е.). Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.

Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.

«Двигательная активность - естественная физическое и и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

По мнению Руновой М.А. понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

Все виды движения - одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».

Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако, следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

  • выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;
  • формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;
  • развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
  • формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);
  • профилактика простудных заболеваний;
  • воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

  • физкультурные занятия;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры и физические упражнения на улице;
  • физкультурные досуги, праздники;
  • дни здоровья;
  • закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
  • самостоятельная двигательная активность;
  • работа с родителями.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.

Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно также, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Таким образом, правильная организация двигательной активности как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

Литература:

  1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 144 с.
  2. Полтавцева Н.В.,Стожарова М.Ю., Краснова Р.С. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  3. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: Рубцова И.В., Кубышкина Т.В., Алаторцева Е.А., Готовцева Я.В. ВОРОНЕЖ, 2007г.
  4. Рунова М.А. Двигательная активность детей.- М.: Линко-пресс, 2003 г.
  5. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. Спб: ООО Издательство «Детство- пресс», 2010 г.