Конспект НОД по коллекционированию с детьми средней группы «Эти удивительные камни. Консультация на тему: «Современная технология «Коллекционирование» в образовательном процессе ДОУ

Венглевская Наталья Владимировна

Воспитатель, ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 города Павлодара", г. Павлодар

Венглевская Н.В. Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей // Совушка. 2018. N2(12)..02.2019).

Заказ № 109182

В Китае говорят:

“Кто имеет увлечение,

проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.

Коллекционирование (от латинскогоcollection- собирание, сбор). - это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.

Коллекционирование - это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:

  • киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
  • легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
  • плангонология - собирание разных кукол.
  • филолидия - собирание упаковок.
  • филателия - собирание почтовых марок.
  • бонистика - собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
  • нумизматика - собирание различных монет.

Плангонология - коллекционирование кукол.

Киндерфилия - сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.

Барбифилия - сбор кукол Барби и всего, что с ними связано - нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.

Не все авторы базисных программ выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов активности дошкольников. В связи с тем, что мы работаем по программе «Радуга», хотелось бы поподробнее остановиться. Авторы данной программы с целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, рекомендуют создавать коллекции.

Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы - чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки - платочки, тряпочки, заколки).

В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом - тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.

В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.

В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.

Наши коллекции мы разделили на группы:

Коллективные - в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.

Индивидуальные - ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.

Домашние - это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:

«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, - это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.

В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:

Коллекция пуговиц - в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.

Коллекция ткани - «Подбери по образцу», «Из чего сделано…».

Коллекция бумажных машин - однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?

Коллекция открыток - открытки в нашей коллекции мы разделили по тематике: это открытки к праздникам (день рождения, 8 марта, новый год). Для познавательного развития детей интересны - серии открыток - это рыбы, собаки, цветы, города. Данные серии мы используем, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Речевые игры «опиши».

На непосредственно образовательной деятельности с детьми знакомились с жизнью и бытом древних людей. Где рассматривали настенную живопись, детям стало интересно, почему не было бумаги в то время. И поэтому мы постарались ответить на вопрос, когда, где и как появилась бумага. В связи с этим был разработан исследовательский проект «Волшебный мир бумаги».

Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.

  • Познакомить с историей возникновения бумаги
  • Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
  • Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности.

Работа проводилась по трем этапам:

На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.

На II этапе - мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.

Прозрачна ли бумага?

Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Насколько бумага прочная?

Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.

Какойвид бумаги быстрее утонет?

Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.

На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.

На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.

Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции - это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета - это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.

Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.

Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию , поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций) .

Во время создания и дополнения коллекций родители воспитанников были активными участниками. Для пополнения коллекций пуговиц и ткани приносили ткань, пуговицы. Во время проведения проекта родители совместно с детьми готовили сообщения о истории создания бумаги. Родители приняли участие в оформлении выставки своих детей, а также представили семейные коллекции.

Литература:

  1. Примерная образовательная программа «Радуга».
  2. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
  3. Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. Т.6. С. 242-245.
  4. Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
  5. Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.

Виды коллекций в детском саду

Воспитатель: Зиновкина З.А.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен
тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные,социальные.
Эмоциональные коллекции - наиболее распространённые в жизни
дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное - эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во
время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции - форма проявления социальных потребностей,
особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства.
Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать.С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности:
«Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова»,
«Фразеологические обороты».

Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых
листьях; слова зимы - на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях -весенние слова; на цветочках и бабочках - летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными
коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним
Требования к работе с коллекциями.

Рекомендации к сбору коллекций:
- собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
-разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках,
стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список;
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:
- выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
- доступность - объекты коллекций должны соответствовать возрастным
особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
-разнообразие - чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
-учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
-учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
-педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции - выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки
- безопасность - все объекты коллекции должны быть безопасны с
гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
-учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломаниеветок деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).
Рекомендации к размещению коллекций:
 В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
-целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать.Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
-коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
-все объекты должны быть систематизированы по категориям;

МКДОУ Детский сад "Солнышко"

с. Амурзет

Доклад

Тема: Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников

Воспитатель: Филатова Галина Васильевна.

Группа: "Сказка" (подготовительная)

2012 год

Вступление от себя.

С самого детства, сколько я себя помню, я любила коллекционировать. Конечно, это слово - обозначение я узнала позже, когда стала много читать.

В детстве я собирала лоскутки, спрашивала у мамы, что это за ткань. Сейчас эти слова и ткани ушли в прошлое, например крепдешин, креп-жоржет, панбархат (газовая ткань, а на ней вытканы цветы из бархата). Мне приятно было их рассматривать, касаться рукой, придумывать наряды для кукол. Фантики я не собирала, потому что в то время конфеты были в основном дешевые – подушечки. Да и с деньгами были проблемы.

С подружками мы собирали красивые осколки от посуды глиняной и стеклянной, менять, выставляли, сравнивали; они назывались чечки. Хранили их в тайниках, что бы никто не мог взять. Через стекло смотрели на окружающий мир, который окрашивался в разные цвета.

Затем, повзрослев, я собирала открытки с изображением цветов, фотографии артистов. Особенно меня привлекали открытки – фотографии произведений русских художников: портреты, пейзажи. Любимыми были русские пейзажи, а из портретов – фотография картины И. Репина "Стрекоза" – это портрет девочки-подростка, сидящей на какой-то балке высоко над землей. Очень много интересного я узнала из этого собрания открыток о природе России, о жизни в разные исторические периоды. Делал вырезки из газет с портретами интересных людей, собирала спичечные этикетки, пластинки, словари, монеты, в школе собирала марки.

Все это считали детским увлечением, несерьезным делом.

Когда я стала работать, то самым главным увлечением стали книги: произведения классиков, поэзия, советская литература, книги о балете, о художниках, затем перешла на фантастику и зарубежную литературу, детскую литературу. А еще мне интересно коллекционировать людей (актеры, политические деятели, певцы, простые люди, наблюдать за ними в разных телепередачах).

Свое увлечение я использую в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

Раньше с детьми мы собирали значки, размещали их по темам: сказочные герои, спортивные, шуточные значки, отражающие жизнь в стране – октябрьский, пионерский, комсомольский, бригады коммунистического труда, труженик. Отдельно собирали и значки на тему Армии: разные рода войск (летчик, моряк, военных шофер, связист, отличник службы); шевроны, нашивки, с головных уборов (звездочка, кокарда). Собирали перья птиц – рассматривали их через лупу.

Правда, ничего не сохранилось, потому, что одну коллекцию своровали, другую обманом увезли.

***

Наше время более изменчиво, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут приводить к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни.

Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить детей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были не только готовы принять новое, умели импровизировать, но и имели созидательную направленность личности. Они должны не бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему, сохранять то, что создано культурой, ценить результаты достижений человеческой цивилизации.

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательскую активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).

В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние).

Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того как взрослые к этому относятся: уважительно или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательскую деятельность его, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. Чем больше ребенок познает объект, тем больше и сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен, возникает желание узнавать все больше и больше, ребенок становиться активнее.

Работа в группе.

Педагог ненавязчиво рассказывает детям о какой-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнения детей.

Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. Надо быть внимательным к интересам детей, иногда интерес одного ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

Родители по-разному относятся к коллекционированию детей:

Одни проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряю их, помогают в выборе коллекции;

Другие частично интересуются увлечением ребенка, иногда помогают ему. Их позиция "не мешать" или "чем бы дитя не тешилась, лишь бы…";

Третьи - не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не вмешиваются в этот процесс, не поощряют, не помогают, и даже высмеивают интересы ребенка, считая коллекционирование пустым времяпровождением.

Задача педагога – помочь родителям осознать, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но, в то же время, серьезное, кропотливое и сложное.

Дети уже с 3-4 лет с удовольствием рассматривают предметы коллекции, дополняют новыми предметами. Интерес детей в этом возрасте неустойчив, иногда пропадает, и от воспитателя зависит степень и устойчивость познавательного интереса.

Персонажи коллекции воспитатель включает в игровые ситуации, занятия, художественную деятельность; можно разыгрывать игры – драматизации (сказки, цирк); в старших группах использовать для развития речи (например, построение творческих рассказов).

Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, то есть связь с занятиями ФЭМП, ИЗО, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Проводимая воспитателем работа способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Задача этого вида деятельности не в том, чтобы, собирая, например, коллекцию камней, сделаться геологом – любителем, а собирая репродукции картин – стать художником. Задача в том, чтобы найти, уточнить, узнать – осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметом коллекции, своему особенному образу коллекционирования. Рассматривая коллекцию, вспоминая тех, кто подарил, при каких обстоятельствах были приобретены те или иные экземпляры, оживляются связи с людьми, с прошлым.

Терапия творческим коллекционированием естественно, соединяется с терапией общения с природой, наукой (коллекция камней, насекомых и т.д.), с терапией искусством (марки, посуда), литературой (марки, открытки с портретами писателей и т.д.). Альбомы коллекций с марками, значками и т.п. могут выразительно кратко рассказывать о переменах в жизни страны, мира.

Психологи выделяют разные типы коллекционеров: "коллекционер – эстет" и "коллекционер-собиратель редкостей", "размышляющий коллекционер", для которого главное – духовное раздумье по поводу предметов коллекции.

Если мы хотим использовать коллекционирование с целью терапии, детей необходимо учить раскладывать, расставлять перед собой в трудный час предметы коллекций (игрушки, фантики, марки и т.д.), которые смягчают, просветляют душу.

Работа в группе в данный момент.

Что же лучше всего коллекционировать в детском саду? Главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Можно сначала собирать несколько разных коллекций и лишь потом, когда будет виден интерес детей к какому-либо виду больше, можно определиться с главным выбором. Причем, одни дети любят собирать разнородные вещи, другие специализируются на чем-нибудь одном. Можно завести общую коллекцию на группу, или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков, для любителей фантастики и т.д.

Собирая коллекцию, дети станут внимательнее к мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие люди. Как правило, интерес захватывает постепенно детей, и они начинают индивидуальное коллекционирование дома. В этом случае взрослые должны поддерживать интерес ребенка – можно устроить выставку частной коллекции в группе, в саду.

Младшие дети любят собирать фигурки животных, боле старшие – фигурки динозавров, значки, марки, модели автомобилей. Может главным героем коллекции станет Баба-Яга.

Детям надо дать представление о том, что мы засушиваем цветы и листья, чтобы сохранить их красоту, любоваться ими в зимнее время. Собирать интересно также ракушки, птичьи перья, камушки (соблюдая правила гигиены – мыть руки теплой водой с мылом), фантики от шоколада и конфет (можно на темы сказок), наклейки, открытки (поздравительные, с Дедом Морозом, Снегурочкой), пасхальные рисунки, книжки (по одной теме: природа, сказки, приключения), авторучки.

В прошлом году мы собирал коллекцию камней; сравнивали по цвету, структуре (при помощи лупы), выкладывали из камней узоры (на участке), делали горки; выясняли, где в жизни используются камни (раствор, дорожки, заборы, стены замка и башни).

Также была большая коллекция киндер-сюрпризов. Разделяли их по тематике: сказки, животные и птицы, фантастические герои, транспорт. Использовали на занятиях по ИЗО и математике, инсценировании сказок.

В начале учебного года я рассказала детям о коллекционировании, его видах. Детям предложила собирать коллекцию семян. Потом мы рассматривали все семена: форма, цвет, величина; сравнивали, рассматривали в лупу. Выясняли пользу семян, что они нужны для посадки на следующий год, птичкам на ком, при помощи семян можно выполнять поделки, украшения для ваз декоративных и тарелочек, бусы, а также использовать крупные семена для дидактических игр ("Разделяем по сортам"), счетный материал по математике, для сюжетной игры "Магазин" (маньчжурский орех).

Сейчас мы решили собирать коллекцию фантиков, уже начали сбор коллекции киндер-сюрпризов, динозавров.

Большой интерес вызывает выставки (с помощью родителей) головных уборов, любимых игрушек, сувениров на определенную тему.

В группе надо определить место для хранения коллекции, она должна быть доступна для детей, чтобы дети могли полюбоваться предметами, обсудить со сверстниками.

Открытки и фантики можно хранить в альбомах, мелкие предметы в коробках из-под конфет, игрушки – на полочках или в шкафу.

Необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции. Вместе обсудить правила обращения с предметами в коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес.

Здравствуйте! Я, Ваган Ирина Евгеньевна, живу и работаю воспитателем более 25 лет в г. Норильске, районе Кайеркан, МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка.»
Работая в детском саду, заметила, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры…
Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Поэтому, мы уже не первый год приобщаем детей к коллекционированию.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».
Начало нашим коллекциям положила коллекция «Природного материала», благодаря которой в группе появилось множество интересных поделок, композиций, аппликаций.
У нас в группе с успехом прошла выставки работ семьи Егоровых с использованием природного материала «Осенний вальс», «Зимние забавы», «Краски лета». Следующую коллекцию предложили собирать дети – «Морская коллекция», подключились родители, друзья, педагоги.
Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор:
(Д/игра «Что лишнее». (Классификация по величине).
Конструирование по замыслу из ракушек: «На дне».
Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций: «Чудеса, да и только…»).
У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», особенно поддержали её бабушки, они помогали подбирать материал и оформляли коллекцию дома и в саду вместе с детьми.
«Коллекция фантиков» продолжает пользоваться успехом у наших детей.
Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.
Коллекция «Мой любимый календарь» также вызвала огромный отклик у детей и родителей, мы систематизировали её, использовали в работе по развитию речи, нравственному, эстетическому воспитанию: Д/игра «Угадай животное»,
«Кто что ест», «Отгадай по описанию», «Откуда герой».
В группе создан «Клуб коллекционеров», с помощью которого коллекции живут и постоянно пополняются.
Организованы выставки коллекций для детей нашего детского сада:
«В мире насекомых», «На дне», «Мой любимый календарь», «Природная».
На основе коллекций были оформлены выставки детских работ: «Зелёная планета», «Чудеса, да и только», «Декоративный коллаж», «Подарки мамам»,
«Чудо – вазы» (при активном участии родителей).
Созданы собственные коллекции дома: «Коллекция марок» (Семья Карауловых),
«Коллекция значков» (семья Корсаковых).
Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.
С уважением, Ирина Евгеньевна.

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Организация: МБДОУ №12 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Бердск

Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка, и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.

Использование метода коллекционирования способствует возникновению общения, совместных детских игр. Выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию.

Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребёнку глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме.

Одним из интересных компонентов детской субкультуры является коллекционирование и собирательство. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что даёт ребёнку представление о богатстве мира и его многоцветности.

Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Классифицируя собранные объекты, ребёнок учится определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. Где взять предметы для коллекций? Их можно найти рядом, нужно лишь внимательно присмотреться.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Выступая сложным и значимым для личности образованием, познавательный интерес, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

* избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

* стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

* особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас: исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

М.И. Лисина и А.М. Матюшкин разделяют такую точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни.”

Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, открытки, переливающиеся календарики, открытки с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками, альбом с марками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Группа наша непростая, есть дети двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования, развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. Резко упали цены на коллекционные материалы.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно - досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Желательно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал. Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности. В программах даны лишь примерные тематики коллекций, содержание деятельности с детьми не раскрывается.

За время работы по данной теме специальных книг по вопросу коллекционирования с дошкольниками обнаружить не удалось. Изучение литературы показывает, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Было очень мало статей по теории вопроса, материала из опыта работы. В последнее время в журналах “Игра и дети”, “Мама и малыш”, “Счастливые родители”, “Дошкольное воспитание”, газете “Дошкольное образование” появились статьи, в которых содержится интересный материал по организации коллекционирования с дошкольниками. Так, в статье Н.А. Рыжовой “Как стать коллекционером ” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. В статье “Каменная ”эпидемия ” (журнал “Обруч” №3-1999г.) можно найти практические рекомендации по организации различных видов игр с камнями. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”. Психолог Наталья Богданова в статье “Юные натуралисты ” (журнал “Счастливые родители”) рекомендует начинать коллекционирование природных материалов и проводить игры с камушками, ракушками, шишками, песком, листьями с детьми начиная с 1,5- 3-х летнего возраста. Она предлагает для малышей игры “Догадливые ножки ”, “Коробочка с диковинками ”, “Парные листочки ”, “Дорога лилипутов ” и другие, направленные на развитие памяти, моторики, наблюдательности, речи, тактильных ощущений.

Изучение опыта работы в книге Н.А. Рыжовой, Л.В. Логиновой «Мини - музей в детском саду», статье Н.А. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать и организовать свою деятельность по созданию мини-музея «По морям по волнам» в группе детского сада, проведении тематических выставок, оформлении и пополнении различных коллекций.

развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:

Создать условия для развития детского коллекционирования;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях;

Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

В работе по организации коллекционирования использовала:

Технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

Технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • личностно-ориентированного подхода;
  • системности;
  • доступности;
  • научности.

Вся работа проходила в три этапа:

ознакомление с коллекционированием:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми.

создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей и их родителей к получению информации об объектах коллекционирования.

организация собственных выставок и коллекций детей в рамках мини - музея «Русской народной игрушки» в группе детского сада:
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей;

Представление семейных коллекций.

Формы работы с детьми и родителями:

  1. Анкетирование родителей (изучение отношения родителей к коллекционированию как виду познавательной деятельности).
  2. Консультация для родителей (формирование положительного отношения родителей к коллекционированию).
  3. Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада (вызвать у детей интерес к коллекционированию).
  4. Посещение тематических экскурсий в этно - центр «Берегиня» города Бердска (расширение знаний детей об окружающем мире).
  5. Организация мини лаборатории в группе (знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения).
  6. Чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций (знакомство детей с разнообразными способами получения информации).
  7. Индивидуальные беседы с детьми по интересам (поддержка и развитие детских интересов).
  8. Организация выставок коллекций детей в детском саду (развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций).
    Достоинством работы по коллекционированию считаю его интегрированность, так как собранные детьми коллекции используются в непосредственной образовательной деятельности, способствуют формированию интегративных качеств детей: общительности со взрослыми и сверстниками, соблюдению общепринятых норм и правил поведения, эмоциональности и отзывчивости, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Глубокое изучение современных источников литературы, специальных журналов позволило составить картотеку материалов о коллекционировании с детьми дошкольного возраста.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой. Постепенно дети стали показывать «свои драгоценности», рассказывать о предметах своего собирательства. Мне стало понятно, что назрела необходимость общего дела, способного объединить наш детский коллектив.

Коллекционирование - увлекательная деятельность.

Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Дети дошкольного возраста – настоящие исследователи, простейшие опыты, эксперименты всегда вызывают любопытство и активность. Педагог должен создать тот мир исследования предметов, тот увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.
Этому и способствует коллекционирование предметов.

Коллекции - это классификационная работа. Классификация очень важная развивающая задача и решать ее через создание и собирание коллекций - не только увлекательно, но и познавательно! Пригодятся для этого разные вкладыши от конфет, коробки от конфет имеют разные фигурные вкладыши. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Наш опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация мини-выставок коллекций в группе детского сада

Идея создания мини-выставок различных коллекций в группе возникла по нескольким причинам. Такая форма работы позволяет воспитателям успешно решать целый ряд воспитательно - образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; повышать культуру родителей.

Другая задача – познавательно - образовательная. Ведь первые попытки сравнения экспонатов обязательно содержат в себе зачатки классификации. Это важно для интеллектуального развития детей. Кроме того, тематические выставки несут в себе информационный материал о предмете выставки, его назначении, происхождении и создании. Это неисчерпаемый информационный материал, который можно использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим и предметным миром.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-выставок в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для выставки.

Первая тематическая выставка была организована в сентябре в группе. Тематику подсказали сами дети, которые делились впечатлениями о летних каникулах, проведенных на море. Многие из них привезли сувениры из морских раковин, сами раковины разных форм. Попросив детей принести их в группу, мы совместно оформили экспозицию "Морские раковины", нашли книги, иллюстрации, классифицировали и собрали в отдельную коробку с ячейками разные морские и речные ракушки. На занятии по ознакомлению с окружающим миром дети рассказывали о принесенных экспонатах, познакомились с тем, как люди в прошлом использовали ракушки, как добывали их, чем они были ценны и как ракушки используются в современном мире. Наших детей поразила и функциональность применения этого природного материала, и его красота, и причудливость форм.

Это занятие так увлекло нас, что следующим моим шагом было продумывание тематик других выставок, разработка системы по их организации в других возрастных группах.

Приближался Новый год, смена осеннего периода на зимний, смена времен года: время! Вот и тематика для детей старшего возраста - часы, к тому же решаем образовательную задачу по формированию у детей временных представлений. Очень удачный дополнительный материал по изучению разновидностей часов. Каких только мы с детьми часов не увидели! Дети и родители с удовольствием приносили старинные часы, наручные, песочные, электронные и др., рассказывали о том, как эти часы попали в семью, разные истории из жизни часов. Кроме того, совместно с детьми и родителями был создан альбом для рассматривания с иллюстративным материалом и стихотворным текстом разных поэтов о часах и времени, подобраны книги, изготовлены макеты часов для практического изучения на занятиях. Важным в такой коллекции было то, что дети могли прикоснуться к предметам, потрогать и "почувствовать" время.

В канун Нового года в группе мы организовывали выставку снеговиков. Дети приносили фигурки снеговиков, фигурные свечи, ёлочные украшения, открытки, картинки, календарики, сувениры, предметы домашней утвари с изображением главного персонажа выставки - кружки, тарелки, прихватки, полотенца. Не было ни одной семьи, которая не внесла бы свой вклад в создании этой выставки. Для поддержания интереса мы с детьми читали и разучивали стихи, прослушивали аудиозапись "Школа снеговиков" Андрея Усачева, рисовали, лепили снеговиков из теста, снега, вспоминали мультфильмы и песни в которых есть персонаж снеговик.

Хотелось бы отметить, что временной отрезок пребывания экспозиции в группе не должен превышать двух недель, пока сохраняется активный интерес к выставке, который можно поддержать разными формами организации детской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательными были тематические выставки коллекций, созданные с учетом поло-ролевых особенностей детей. Это выставка военной техники к празднику Защитника Отечества и выставка фарфоровых куколок к Международному женскому дню 8 Марта. Аналогично по данным мини-выставкам коллекций были проведены различные формы организации детской деятельности.

Мое увлечение коллекционированием пасхальных яиц нашло отражение в выставке в весенний период, целью которой было ознакомление детей с народными традициями, приобщение к культуре своего народа, к традициям изготовления и украшения пасхальных яиц, не затрагивая религиозный аспект.

Необычно проходила тематическая выставка "Диковинки с грядки" и "Украшаем стол". Кроме внесения в группу домашних заготовок экспонатов, совместно с детьми и их родителями проходило занятие, где им предоставлялась возможность сотворить вместе с ребенком, из выращенных ими овощей причудливой формы, какой-нибудь предмет или персонаж сказки. Например: из репки с двумя хвостиками - девочка с бантиками, патиссон превратить в черепаху Тортиллу, картошку - в бегемота, редиску - в Буратино с длинным носом, подсолнух - в львенка, а тыкву - в карету для Золушки. Параллельно другая часть родителей с детьми создавала украшения для праздничного стола. Здесь мамам представилась возможность проявить свое творчество в кулинарном искусстве. В итоге были созданы шедевры - белоснежный лебедь из яблока, лилия из лука с лягушкой, хрустальная туфелька из кабачка, золотая рыбка из морковки, крокодил из огурца, мышки-норушки из вареных яиц и многое другое. Сколько удовольствия и эмоций получает каждый из участников!

Особо хотелось рассказать о выставке, посвященной Дню победы в Великой отечественной войне. Очень трогательно и животрепещуще проходит эта тематическая выставка. Ведь почти в каждой семье есть родственник, который участвовал в этом трагическом событии в истории нашей Родины. В тематике этой выставки заложен огромный потенциал по патриотическому воспитанию детей, формированию гордости за свою Отчизну и народ, воспитание гражданина своей страны. Родители совместно с детьми приносили семейные альбомы с фотографиями военных лет, открытки, медали, предметы, связанные с войной, находили книги о войне, изготовляли макеты самолетов, подвесные "мобили", макеты сражений, открытки. Никто не остался равнодушным.

Напомню, что данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Так же на основе новых Федеральных образовательных требований к Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения произошли изменения в структуре воспитательно - образовательного процесса. В связи с этим обязательная часть Образовательной программы должна включать время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения. А для того, чтобы реализовать это взаимодействие, конечно от воспитателя потребуется много усилий и творческих вложений. Воспитателю придется снабжать родителей надлежащей информацией, проводить наглядную информационную агитацию о всевозможных вариантах участия родителей в мини-выставках, в дополнении к этому в устной форме обозначить цель организации выставок, необходимую работу родителей. После завершения действия экспозиции вниманию родителей предоставляются фото - отчет о разных формах организации детской деятельности в работе мини-выставки. Предлагаю завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах, причем сами дети (старшие дошкольники)- создатели коллекций являются экскурсоводами.

Остается только вопрос хранения экспонатов выставки и дальнейшее использование в практической работе. Если в детском саде есть параллельные возрастные группы, то можно передать материалы выставки им для оформления в группе, т.о. выставка становится "передвижной" и у детей других групп появляется возможность познакомиться с экспонатами тематической мини-выставки. Дети и родители иногда забирают те экспонаты, которые, которые им дороги как сувениры или память о каком-либо событии, или же безвозмездно передают в коллекцию в группу для дальнейшего использования. В свою очередь мы собираем экспонаты в контейнеры, подписываем и убираем на хранение в педагогический шкаф. Экспонаты выставки, сделанные своими руками можно использовать при проведении ярмарок, где дети и их родители могут приобрести понравившийся предмет.

Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.

Выставка для ребенка - это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным ребенку, и есть задача взрослых.

Литература:

1. Интернет-источники

2. Прохорова С.Ю. "Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования". Ульяновск, 2011

3. Рыжова Н.А. "Как стать коллекционером" (журнал "Игра и дети" №4 - 2004)

4. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы /пособие для педагогов/ руководитель авторского коллектива Н.В. Федина. - М.Просвещение, 2012