Консультация: " Развитие речи детей раннего возраста" консультация (младшая группа) на тему. Консультация _"Развитие речи детей раннего возраста" Консультация для родителей речевое развитие детей раннего возраста

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»… Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.

Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Приговоры»

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

«Выбор»

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом»

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности»

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.

«Замещение»

«Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра»

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

«Музыкальные игры»

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощеряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

Чёткой, неторопливой;

Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

Грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!


родителей

«Развиваем речь ребёнка с раннего возраста"

воспитатель МБДОУ «Родничок»

п. Савинский

первая младшая группа

Савинский

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.

Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.

Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов.

Перестраивается под влиянием речи и процессы памяти, изменяется характер деятельности ребёнка.

Сначала, как мы знаем, игра для ребёнка - это действие с предметами

Под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражителей, получаемых от окружающей среды, действия ребёнка усложняются. Ребёнок общается со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию.

Через слово происходит взаимоотношение маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других людей. Для своевременного и полноценного развития речи детский сад учитывает следующие факторы:

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

Установление положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;

Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.

Какова же роль родителей в развитии речи детей?

Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?

Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые помогут вам, родители.

1.Проверьте слух ребёнка

Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь),не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Потребность ребёнка в речевом общение со взрослыми должна всячески поддерживаться. Важную роль при этом играет воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания- и только в этом случае исполнять их. Ребёнок подражает взрослому, поэтому родителям важно следить за своим произношением. Говорить не торопясь, чётко произносить все звуки и слова. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля), нельзя сюсюкать

Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.

Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Приучайте ребёнка к тому, чтобы за словами и выражениями стояло конкретное содержание.

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:

Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приёмы массажа вам покажет профессиональный массажист.

Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры- потешки, типа «Сорока- белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развевающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых вы найдёте разнообразные полезные и весёлые упражнения для развития пальчиков.

Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках - это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, верёвочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте о конструкторах. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

Более простые из них- это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят:« Пойди к бабушке и скажи ей: « Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»

Таким образом, взрослый даёт ребёнку образец речи (пример использования речи в конкретных условиях общения), способствует формированию грамматической, лексической правильности речи. А также ребёнок учится сознательно, осознано строить свою речь. Воспитывается культура речевого общения, речевого поведения ребёнка.

Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.

1. Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови».Это совершенно точно не поможет ребёнку заговорить.

2. Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит.Ни в коем случае не наказывайте малыша за это.Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения меду вами буду испорчены.Кроме того ощущения, неуспеха порождает у ребёнка чувство тревоги.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребёнка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребёнка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребёнку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».

Сейчас я предлагаю вам провести игровой тренинг. В предложенные игры вы можете играть в любое время, в любом месте.На время вы будите моими детьми.

  1. «Сочини сказку». Родителям предлагается набор предметных картинок, расположенных цепочкой: ромашка, петух, река, корова, дети и т.д. Нужно сочинить сказку или рассказ, используя эти картинки.
  2. «Найди клад». В сухой бассейн (коробка наполнена сухим горохом) зарыть какую-нибудь маленькую игрушку. Предложить детям найти её. Летом можно искать клады в сухом тёплом песке.
  3. «Кто что делает?». Предлагаются карточки с изображением людей различных профессий: врач(лечит, слушает, смотрит, записывает), повар(варит, режит, готовит) и т.д
  4. «Чудесная коробочка». Спрятать в коробочку 4-6 игрушки. Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочку
  5. «Доскажи словечко» Говорить первый слог слова- ребёнок говорит окончание (ма- шина, ма- ма, ма-лина, ма- ша)
  6. «Запомни и назови». Рассмотреть яркую, цветную картинку с простым сюжетом в течении одной минуты. Спрятать и спросить: «Что ты видел?»
  7. «Путаница». Знает это ребёнок любой у апельсина цвет голубой (дети называют правильный ответ). Кошка- лает, утка- гавкает, самолёт- плавает, трава- красная и т.д
  8. «Прятки-догадки». Ставить игрушку в разные места. Куда спрятался зайка? (под стул, под стол, на стул, за дверь, в шкаф
  9. «Один много». Использовать домашние предметы. (одна тарелка, много- тарелок, один стул, много- стульев)
  10. «Закончи предложение».

Мама купила в магазине…

Папа принёс из леса… и т.д.

Закончить своё выступление мне бы хотелось стихотворением Ш.Амонашвили:

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссорится и злиться,

Постарайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всём на свете говорите.

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять-

Каждый шаг не нужно проверять.

Мненье и совет их уважайте,

Дети - мудрецы, не забывайте.

И всегда надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать

Вам тогда детей не потерять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для

родителей

«Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

Воспитатель МБДОУ «Родничок»

П. Савинский

Первая младшая группа

Савинский

2016 год

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.

Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.

Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение предметов.

Перестраивается под влиянием речи и процессы памяти, изменяется характер деятельности ребёнка.

Сначала, как мы знаем, игра для ребёнка - это действие с предметами

Под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражителей, получаемых от окружающей среды, действия ребёнка усложняются. Ребёнок общается со взрослыми, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию.

Через слово происходит взаимоотношение маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других людей. Для своевременного и полноценного развития речи детский сад учитывает следующие факторы:

Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;

Установление положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;

Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.

Какова же роль родителей в развитии речи детей?

Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?

Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые помогут вам, родители.

1.Проверьте слух ребёнка

Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь),не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

2.Разговаривайте с ребёнком больше и чаще

Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Потребность ребёнка в речевом общение со взрослыми должна всячески поддерживаться. Важную роль при этом играет воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания- и только в этом случае исполнять их. Ребёнок подражает взрослому, поэтому родителям важно следить за своим произношением. Говорить не торопясь, чётко произносить все звуки и слова. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля), нельзя сюсюкать

3.Обратите внимание на строение артикуляционного аппарата

Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.

4.Избавьтесь от лишней словоохотливости

Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка. Приучайте ребёнка к тому, чтобы за словами и выражениями стояло конкретное содержание.

5.Развивайте мелкую моторику ребёнка

Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.

Начать тренировать пальчики ребёнка нужно как можно раньше. Вы можете:

Делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приёмы массажа вам покажет профессиональный массажист.

Делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры- потешки, типа «Сорока- белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развевающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых вы найдёте разнообразные полезные и весёлые упражнения для развития пальчиков.

Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застёгивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что всё чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках - это доступно всем. Для этой же цели используйте рисование, раскрашивание (только не фломастерами, а карандашами), лепку из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, верёвочками, собирайте бусы, мозаики, не забывайте о конструкторах. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

6.Давайте детям речевые задания

Более простые из них- это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят:« Пойди к бабушке и скажи ей: « Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»

Таким образом, взрослый даёт ребёнку образец речи (пример использования речи в конкретных условиях общения), способствует формированию грамматической, лексической правильности речи. А также ребёнок учится сознательно, осознано строить свою речь. Воспитывается культура речевого общения, речевого поведения ребёнка.

7.Читайте книжки ребёнку, рассматривайте картинки

Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.

Не маловажно знать, что делать нельзя

1. Не требуйте от ребёнка невозможного. Не приставайте с постоянной просьбой: «Скажи, «повтори», «назови».Это совершенно точно не поможет ребёнку заговорить.

2. Не упрекайте его за то, что он всё ещё не говорит.Ни в коем случае не наказывайте малыша за это.Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения меду вами буду испорчены.Кроме того ощущения, неуспеха порождает у ребёнка чувство тревоги.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребёнка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

4. Не прибегайте к шантажу и не запугивайте ребёнка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда даже не подозревают, какую психическую травму может нанести ребёнку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».

Сейчас я предлагаю вам провести игровой тренинг. В предложенные игры вы можете играть в любое время, в любом месте.На время вы будите моими детьми.

  1. «Сочини сказку». Родителям предлагается набор предметных картинок, расположенных цепочкой: ромашка, петух, река, корова, дети и т.д. Нужно сочинить сказку или рассказ, используя эти картинки.
  2. «Найди клад». В сухой бассейн (коробка наполнена сухим горохом) зарыть какую-нибудь маленькую игрушку. Предложить детям найти её. Летом можно искать клады в сухом тёплом песке.
  3. «Кто что делает?». Предлагаются карточки с изображением людей различных профессий: врач(лечит, слушает, смотрит, записывает), повар(варит, режит, готовит) и т.д
  4. «Чудесная коробочка». Спрятать в коробочку 4-6 игрушки. Вспомнить, какие игрушки спрятались в коробочку
  5. «Доскажи словечко» Говорить первый слог слова- ребёнок говорит окончание (ма- шина, ма- ма, ма-лина, ма- ша)
  6. «Запомни и назови». Рассмотреть яркую, цветную картинку с простым сюжетом в течении одной минуты. Спрятать и спросить: «Что ты видел?»
  7. «Путаница». Знает это ребёнок любой у апельсина цвет голубой (дети называют правильный ответ). Кошка- лает, утка- гавкает, самолёт- плавает, трава- красная и т.д
  8. «Прятки-догадки». Ставить игрушку в разные места. Куда спрятался зайка? (под стул, под стол, на стул, за дверь, в шкаф
  9. «Один много». Использовать домашние предметы. (одна тарелка, много- тарелок, один стул, много- стульев)
  10. «Закончи предложение».

Мама купила в магазине…

Папа принёс из леса… и т.д.

Закончить своё выступление мне бы хотелось стихотворением Ш.Амонашвили:

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссорится и злиться,

Постарайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всём на свете говорите.

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять-

Каждый шаг не нужно проверять.

Мненье и совет их уважайте,

Дети - мудрецы, не забывайте.

И всегда надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать

Вам тогда детей не потерять.

Список литературы:

1) «Мир детства. Дошкольник»/ Под ред. А.Г. Хрипковой

2) «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» Учебно-методическое пособие.

3) « Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор О.Ушакова

4) Материал с интернет-сайта

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»… Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.

Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Предлагаю вашему вниманию рекомендации по стимулированию речи детей раннего возраста.

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Приговоры»

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

«Выбор»

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом»

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности»

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.

«Замещение»

«Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра»

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

«Музыкальные игры»

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощеряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

Чёткой, неторопливой;

Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

Грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи.

Речь становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.

Все это и определяет основные задачи речевых игр.

  • Развивать речь как средство общения.
  • Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и детьми.

Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия с взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные игры.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д.

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Например: красный, зелёный, круглый, длинный и т.д.

Можно играть в такие игры как «Позови Петрушку», «Дружная семейка», «Кто в домике живет?», «Мишка топает», «Дай игрушку», «Кукла Катя» и др.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми». Нашей родной народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Приемы активизации речи детей 1 –3 лет

  • Совместное рассматривание предметов.

Взрослый, вместе с ребенком, наблюдает за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят. Например: «Смотри, какой котик, какие у него лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у котика. Котик сидит спокойно». При этом, важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.

  • Чтение потешек, стихов.

Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь, и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.

  • Знакомство с новым словом.

Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект этого действия, усиливая, таким образом, интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, « Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют… Что курочка делает? Покажи, как она клюет…» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.

  • Рассматривание картинок.

Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.

  • Поручения, требующие ответа-действия.

Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех… Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.

. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Материал с сайта www.logoped.ru Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту. Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь. Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу.В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести кречевым патологиям.Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцевПроблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносит сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести “режим молчания”. Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное – своевременно показаться врачу.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи. Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова.Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-ладушки жили у бабушки”.Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия. Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё большею Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог-имитация и звукоподражание

Стих

Чтение

Диалог - Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль. Пример:

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

Вопросы. “Да-нет” (Хочешь есть? Идём спать? Видишь машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение содержащееся в вопросе.

Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.- Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань.... Посторайтесь чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.- Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”, “Кормление зверей” и т.д.

Имитация и звукоподражания.

Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.

Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.

Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо “дядя” отвечает “дя”, на вопрос Что тут растёт? Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.