Проект «Русские народные сказки. Творческий проект "волшебный мир сказок"

Наш коллектив очень заинтересовался такой проблемой, как знакомство детей с разнообразием сказок, не только народных, но и авторских. Мы решили организовать с детьми проектную деятельность, посвящённую решению данной проблемы и подключить к её решению педагогов, родителей, специалистов детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через сказку, фантазию, игру, через

Неповторимое детское творчество

Верная дорога к сердцу ребёнка.

Сказка, фантазия - это ключик,

С помощью которого можно открыть

Эти истоки, и они забьют

Животворными ключами …»

В. А. Сухомлинский.

1. Вводная часть:

Проблема: в силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.

Актуальность: С казка это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке.

Задачи проекта:

Задачи для педагогов:

Образовательные:

Учить узнавать сказки;

Учить передавать содержание сказок;

Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.

Развивающие:

Формировать интерес к книгам;

Формировать потребность в чтении сказок;

Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

Развивать воображение, фантазию, мышление;

Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывающие:

Воспитывать уважение и любовь к сказкам;

Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями ;

Воспитание бережного отношения к книгам.

Задачи для детей:

Внимательно слушать сказки, включаться в беседу по их содержанию;

Отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;

Узнавать сказки по заданию, в загадках;

Собирать кубики по сказкам;

Передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;

Беречь книги.

Задачи для родителей:

Прививать детям любовь к сказкам;

Поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;

Организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;

Проводить этические беседы по сказкам;

Поддерживать педагогов в проведении проекта.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Предмет исследования: сказки отечественных и зарубежных авторов.

Проблема исследования: дети, которые не знакомы со сказками и не познали уроков нравственности через сказку, испытывают трудности в развитии, в речевом и в социальном общении. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.

Гипотеза: чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности.

Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.

Направленность развития деятельности: комплексная .

Ожидаемый результат:

развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским сказкам; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

Конечный результат : викторина на тему «Путешествие по стране сказок».

Ресурсное обеспечение: в группах создана мини - библиотека с портретами авторов сказок, театрально – игровой центр; использование музыкального зала для викторины, экскурсия в городскую библиотеку.

Этапы работы :

I этап. Ориентировочный:

1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.

2. Анализ пространственно-предметной среды группы.

3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II этап. Моделирующий:

1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Разработка проекта «Страна сказок».

3. Обсуждение проекта в творческой группе.

4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

III этап. Деятельностный:

1. Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра.

2. Экскурсия в библиотеку города.

3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.

3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.

IV этап. Оценочный:

1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

2. Проведение викторины «Путешествие по стране сказок».

Пути реализации проекта:

1. Беседа «Что такое сказка?».

2. Чтение разных сказок.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Иллюстрирование прочитанных сказок.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.

8. Игры с кругами Луллия.

9. Игры с кубиками «Сложи сказку».

10. Просмотр мультфильмов по сказкам.

11. Прослушивание песен из фильмов – сказок.

12. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».

Взаимодействие с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Домашние задания родителям и детям.

3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

5. Участие в экскурсии в библиотеку.

6. Изготовление декораций и атрибутов к викторине.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Музыкальный руководитель:

прослушивание песен из фильмов – сказок;

разучивание танцев из сказок;

составление попурри из песен.

Инструктор по физкультуре:

проведение спортивных игр, аэробики с опорой на сказочные сюжеты и с участием сказочных персонажей.

План:

Период

Деятельность

Участники

месяц

неделя

июнь

Определение темы, разработка проекта

Анализ пространственно-предметной среды группы.

Создание творческой группы, обсуждение проекта

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра

Советы родителям в виде ширмы – передвижки

педагоги

специалисты

родители

Знакомство с творчеством

В. Г. Сутеева:

«Под грибом»

«Мешок яблок»

«Петух и краски»

«Кораблик»

«Мышонок и карандаш»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Под грибом»,

«Мешок яблок»

Рисование по сказке «Под грибом».

Инсценировка сказки «Под грибом»,

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

К. И. Чуковского:

«Доктор Айболит»,

«Мойдодыр»,

«Тараканище».

«Муха – цокотуха»,

«Федорино горе»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Мойдодыр»,

«Федорино горе».

Рисование по сказке «Мойдодыр».

Спортивная эстафета «Кто быстрее принесёт посуду».

Инсценировка сценок по сказке «Доктор Айболит»

педагоги

дети

специалисты

июль

Знакомство с творчеством

Н. Носова:

«Приключения Незнайки и его друзей»

А. Волкова :

«Волшебник Изумрудного города»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

А. Н. Толстого: «Буратино»

Беседа

Просмотр отрывков из одноимённого фильма и мультфильма

Прослушивание песен из одноимённого фильма

Спортивная эстафета «Кто быстрее от Лисы и Кота Базилио»

педагоги

дети

специалисты

родители

Знакомство с творчеством:

А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о царе Салтане»

П. Ершова и его сказкой «Конёк – Горбунок»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольная игра «Собери кубики»

педагоги

дети

август

Знакомство с творчеством

Г. Х. Андерсена:

«Дюймовочка»,«Гадкий утёнок»,

«Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева»

«Принцесса на горошине»,

«Огниво»,

«Оле Лукойе»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильмов по сказкам:

«Дюймовочка»,

«Гадкий утёнок»

«Снежная королева», «Оле Лукойе».

Рисование по сказке «Дюймовочка».

Постановка танца по сказке

Дюймовочка».

педагоги

дети

родители

специалисты

Знакомство с творчеством

Ш. Перро:

«Красная шапочка»,

«Золушка»,

«Кот в сапогах»,

«Мальчик с пальчик»,

«Спящая красавица»

Беседа

Просмотр мультфильмов:

«Кот в сапогах», «Красная шапочка».

Просмотр отрывков из фильма «Красная шапочка».

Прослушивание песен из фильма «Красная шапочка».

Настольная игра «Собери кубики», «Круги Луллия».

Аэробика по сказке «Красная шапочка».

педагоги

дети

специалисты

родители

Сентябрь

Знакомство с творчеством

Бр. Гримм:

«Бременские музыканты»,
«Белоснежка»,

«Горшочек каши»,

«Ёж и заяц»,

«Розочка и беляночка»

Беседа

Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».

Прослушивание песен из мультфильма «Бременские музыканты».

Спортивная эстафета «Кто быстрее».

Постановка танца по сказке «Бременские музыканты».

Настольная игра «Круги Луллия».

Инсценировка по сказке «Бременские музыканты»

педагоги

дети

специалисты

Знакомство с творчеством

Р. Киплинга:

«Маугли»,

«Рики Тики Тави»,

«Кошка, которая гуляла сама по себе»,

«Слонёнок»

Беседа

Просмотр мультфильмов «Маугли», «Рики Тики Тави», «Слонёнок».

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

специалисты

родители

Октябрь

Знакомство с творчеством

А. Милна: «Вини Пух и все – все»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

А. Линдгрен: «Малыш и карлсон»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма.

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

Знакомство с творчеством:

Д. Родари:

«Волшебный барабан»,

«Приключения Чипполино»

Беседа

Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино»

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

Экскурсия в городскую библиотеку

Подготовка к викторине

КВН по сказкам

Прослушивание песен из фильмов – сказок: «Буратино», «Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».

Написание сценария, продумывание его проведения.

Постановка танцев

Изготовление атрибутов

педагоги

дети

родители

специалисты

итог

Ноябрь

Викторина «Путешествие в страну сказок»

Познавательная, игровая, социально – коммуникативная, физкультурно – оздоровительная, художественно – эстетическая.

Подведение итогов.

дети двух старших групп, педагоги двух групп,

музыканты физрук

родители

Анализ:

Наша работа проводилась в течение 5 месяцев. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.

Вывод:

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке – достигнута .

Гипотеза: « чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности» - доказана .

Результатами , итогом проекта стала викторина «Путешествие по стране сказок», которая выявила у детей высокий уровень знаний, а самое главное – высокий познавательный интерес к сказкам.

Дети приобрели:

  1. Устойчивый интерес к сказкам.
  2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
  3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
  4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
  5. Богатый багаж сказок.

Дети научились:

  1. Узнавать сказки.
  2. Пересказывать сказки.
  3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
  4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
  5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
  6. Бережно относиться к книгам.

Литература:

  1. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитат. дет. сада-М.,1992.
  6. Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия,2001.
  7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
  8. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
  9. Стрелкова. Л.П. Уроки сказки. - М.: Просвещение, 1990.
  10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.

Проект для старших дошкольников «Радостные сказки»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ ЦРР детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: Предлагаю вашему вниманию проект «Радостные сказки», который осуществлялся, как увлекательная познавательно-игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств ребенка, развития его эмоциональной сферы. Интегрированный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект групповой, творческий, поисковый, практико-ориентированный, среднесрочный – 6 недель

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение, выполнением различных заданий из развивающих тетрадей. Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий всех специалистов дошкольного учреждения.
В рамках работы психолога по программе «Удивительный мир эмоций» в старших группах нашего детского сада, я предлагаю детям вместе с близкими взрослыми сочинить сказки о радости. Но в этом году я столкнулась с тем, что дети не умеют сочинять сказки. В детских работах описывались ситуации, связанные с радостью, так как дети хорошо поняли, что радоваться могут и мамы, и дети, и животные, но это были не сказки.
Процесс самостоятельного осмысления и сочинения сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не раскрывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. А взрослые сами забыли, что такое сказка.
Чтобы организовать работу и взаимодействие логопедов, психолога, воспитателей коррекционных групп, родителей по развитию речи детей и сочинению сказок, был создан кратковременный проект «Радостные сказки».

Актуальность проекта

Кроме того, что сочинение сказок развивает связную речь детей, сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказки учат смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывая, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Также сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поэтому сочиняя сказки можно опосредованно способствовать развитию речи детей, творчеству, развитию их эмоциональной сферы.
Данный проект помогает организовать совместную творческую деятельность детей и их родителей, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Актуальность проекта «Радостные сказки» также состоит в том, что он помогает организовать совместную работу специалистов детского сада.
Проект «Радостные сказки» помог объединить работу воспитателей коррекционных групп, учителей-логопедов, педагога-психолога по развитию речи детей старших логопедических групп и повышению психолого-педагогической компетентности их родителей. Над проектом работали три группы дошкольного учреждения.


На подготовительном этапе проекта мы изучили литературу по теме. Анкетирование родителей «Ребенок и сказка» показало, что детям редко читают, не обсуждают прочитанное, а сами дети не рассказывают, что им читают в детском саду.
Беседа–опрос детей по теме «Сказки» показала, что дети называют сказки, соответствующие более раннему возрасту «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Лишь 21% опрошенных детей назвали любимые сказки братьев Гримм, Андерсена, Толстого «Приключения Буратино».

На этом этапе работы над проектом мы уточнили формулировку проблемы, тему, цели и задачи проекта, а также провели мастер-класс для педагогов «Сочинение сказки». Там педагоги учились сочинять сказки с помощью метода моделирования.


Педагоги познакомились с таким методом как составление сказок с помощью «Каталога», когда дети учатся связывать в единый сюжет случайно выбранные объекты. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» или их можно выбирать в книгах. Примерная цепочка вопросов для детей:
- Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой... Кто? Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
Еще один метод сочинения сказок – это составление сказок динамического типа. На доске педагог рисует сказочную дорожку из 3-4 ячеек. Например:


Дети сочиняют сказки с опорой на картинки.
Также мы подобрали детскую литературу, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактические игры со сказками, оформили книжный уголок.
Еще мы подготовили стендовую информацию для родителей. Каждая группа подготовила консультацию по одной теме, а через неделю поменялась.


На втором этапе работы над проектом мы читали и рассказывали детям сказки, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанным сказкам, проводили дидактические игры, отгадывали загадки о героях сказок.


Психолог познакомила детей с чувством радости, беседовала о том кто и когда радуется, дети инсценировали этюды, выражающие это чувство, рисовали на тему «Радость». В свободное время дети изображали своего любимого сказочного героя.


Также на этом этапе педагоги учили детей сочинять сказки. Они рассказали о структуре сказки, что в ней есть присказка, зачин, повторы, волшебные предметы, концовка.
Учителя-логопеды обогащали словарный запас детей, учили придумывать сказку, рассказывать ее логично и последовательно.
При сочинении сказки воспитатели использовали метод моделирования


Было оформлено солнышко радости, из детских высказываний «Я радуюсь, когда…» и объявление для родителей о написании сказки о радости.


На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывали придуманные сказки и показывали иллюстрации к ним. Затем мы собрали все сказки и оформили «Золотую книгу сказок о Радости».


Также мы познакомили педагогов детского сада с опытом работы над этим проектом. Теперь он находится в методическом кабинете и станет основой работы по сочинению сказок для других старших групп.

Результаты работы по проекту:

Воспитание интереса и любви к сказкам.
Развитие эмоциональной сферы детей.
Воспитание доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми на примере поступков сказочных героев.
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Формирование коммуникативных способностей.
Развитие детско-родительского сотрудничества.
Взаимосвязь в работе педагогов.
Проведенная работа по проекту «Радостные сказки» подтверждает, что систематическое использование сказки может быть важнейшим источником и резервом для успешного речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «В гостях у сказки» Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Колесник В.П.


Актуальность проекта Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Ранний возраст возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.


Цель: Воспитывать у детей любовь к книге, чтению посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к книгам, к их рассматриванию (вместе с взрослыми и самостоятельно). 2. Расширить представление детей о сказках. 3. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, поддерживать доброжелательные отношения между детьми путем приобщения их к сказке, сказочной морали. 4. Развивать традиции семейного чтения, совместного творчества детей и родителей. 5. Продолжать формировать книжный уголок новинками литературы, тематическими альбомами, речевыми материалами.


Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети и их родители Ожидаемые результаты: Развитие творческой активности детей, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных видов творчества. Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств. Формирование коммуникативных способностей.


Выполнение проекта: Рассматривание иллюстраций русских народных сказок Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка» Отгадывание загадок по сказке «Колобок» Лепка «Колобок» Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями «Наш любимый сказочный герой» Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок» Консультация для родителей «Читаем детям дома»


Лепим колобка






Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста.

Надежда Черемовская

Тип проекта : творчески – информационный, игровой.

Участники проекта : руководитель – воспитатель, дети, педагог, библиотекарь.

Актуальность проекта :

Огромной любовью пользуется у детей сказка . Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Дети узнают сказки , анализируют взаимоотношения между героями. Учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Играя в сказку ,устраняются проблемы в речи,расширяется словарный запас, совершенствуется лексико – грамматическая структура, связная речь.

Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Часто они выражают своё отношение к поступкам героев. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках .

Цель проекта :

Создать условия для духовно – нравственного развития ребёнка, путём приобщения к сказкам .

Приобщать детей к высокохудожественной литературе.

Прививать интерес к театральной деятельности.

Задачи проекта :

Развитие духовно – нравственного воспитания личности.

Развитие способностей детей отличать хорошее от плохого в сказках и жизни , умение делать правильный выбор.

Содействие развитию познавательной сферы детей, речевого развития, обогащение словаря, связной речи.

Развитие эмоционально – ценностного отношения к произведениям литературы и искусства.

Развитие художественно – эстетических способностей в творческих работах, в театрализованной деятельности.

Обогащение детско – родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемый результат проекта :

Развитие духовно – нравственной личности ребёнка, как активного участника проекта .

Развитие коммуникативных навыков детей.

Познание окружающего мира посредством литературы и искусства.

Развитие творческого потенциала ребёнка.

Ресурсы :

Сборники русских народных сказок , сказки русских писателей , репродукции картин русских художников по мотивам сказок , дидактический материал, проектор (аудио, видеокассеты, методическая литература.

Этапы реализации проекта :

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить родителей с задачами проекта , определить их роль в реализации проекта .

Анкетирование родителей «Какие сказки читаете детям ?

Изучение литературы по теме.

-Подбор материала : наглядно-дидактических пособий, аудио, видеоматериала, атрибутов для игр- драматизаций, настольного и игрового театра.

Оформление книжного уголка.

Планирование деятельности педагога и детей.

2 Этап. Основной.

Реализация проекта в разных видах деятельности :

Познавательное развитие.

-Тематические занятия : Знакомство с русскими народными сказками , сказками русских и зарубежных писателей.

Рассматривание репродукций художников к сказкам

Экскурсия в библиотеку :

«Литературная гостиная» Просмотр книжной выставки «В гостях у сказки »

(в рамках «Неделя сказок » ).

Просмотр мультфильмов

Прослушивание аудиозаписи сказок А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане… » , «Сказка о рыбаке и рыбке » .

Дидактические игры :

«Узнай, из какой сказки (серия сюжетных картинок, «Кто лишний?»

«Кому что нужно?» (серия предметных картинок)

«Собери сказку » (разрезные картинки) .

Социально – коммуникативное, речевое развитие.

Тематические занятия : Пересказы сказок (каждый из группы, по очереди, рассказывает кусочек сказки ).

Творческое рассказывание : «Доскажи сказку » , «Придумай окончание сказки » , «Назови злых и добрых героев сказок » , «Узнай сказку по песенке героя » .

Словотворчество «Сочини свою сказку » .

Мнемотаблицы (составление сказок «Теремок» , «Гуси – лебеди» .

Викторины : На темы сказок русских и зарубежных авторов.

Заучивание отрывков из сказок К . И. Чуковского «Путаница» , «Краденное солнце» «Муха – Цокатуха»

Викторина по сказкам А . С. Пушкина.

Театрализованные игры :

Игра – драматизация «Теремок» , «Репка» . Настольный театр «Теремок» , «Колобок» , «Курочка ряба» , «Заюшкина избушка» .

Художественно – эстетическое развитие.

Кукольный театр «Заюшкина избушка» (показ детям младших групп)

Игровой театр «Теремок» (показ детям младших групп) .

Тематический утренник. Новогодняя сказка «Золушка» .

Продуктивная деятельность :

Рисование не тему русских народных сказок , по сказкам А . С. Пушкина.

Бумагопластика. Оригами по сказке «Руковичка» .

Продуктивная деятельность с родителями. Выставка «Зимняя сказка » .

Физическое развитие.

Подвижные игры : «Гуси – лебеди» , «У медведя во бору…»

Работа с родителями.

Создание папки – передвижки «Роль сказки в жизни ребёнка » , «Сказка лечит » , Консультация «Как читать сказку » .

Участие в выставке «Зимняя сказка » .

Мастер – класс «Сотвори свою сказку .

Участие в изготовлении атрибутов, декораций к сказкам «Теремок» , «Золушка» .

3 Этап Заключительный.

Показ игрового спектакля «Теремок» , «Золушка» (для младших групп) .

Выставка творческих работ по теме проекта .

Фотоотчет проекта .

Введите в мир театра малыша

И он узнает, как сказка хороша .

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдёт он жизненной пропой.

«Кто, кто в теремочке живет?.»



" Мы рисуем сказку . "






«Новогодняя сказка » .


«Часы пробили полночь, и сказка ожила… . Новогодняя сказка «Золушка» .




Дети любого возраста очень любят смотреть спектакли и различные театрализованные представления. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому театрализованные игры, участие в сценках на темы сказок вызывает у детей особый интерес, положительные эмоции и желание к самостоятельной творческой деятельности.

Использование музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дало мне возможность реализовать мини-проект «Мы играем в сказку», который являлся частью проекта нашей группы «По дороге к сказке».

2. План работы.

Работа в проекте в рамках муниципальной инновационной площадки – это коллективное сотворчество педагогов нашего детского сада. Цель - создание интегративной модели организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников.

Реализация инновационного проекта «По дороге к сказке» показала, что именно совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса: музыкального руководителя, воспитателей групп, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования, родителей положительно влияет на процесс обучения и формирование творческой личности ребёнка.

«Мы рисуем сказку»

воспитатели

Музыкальный руководитель

«Мы играем в сказку»

музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

«Мы читаем сказку»

воспитатели

Музыкальный руководитель

логопед

Музыкальный руководитель

родители

Музыкальный руководитель


План реализации проекта «По дороге к сказке»

этапы

Сроки

Информационно - аналитический

Педагогический мониторинг развития творческих способностей детей

Изучение научно - методической литературы по проблеме, опыт работы;

ежегодно

ежегодно

Планово - прогностический

Разработка этапов работы и систематизация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастной группой;

Изготовление и подбор разных видов театров;

Разработка, подбор и систематизация театрализованных игр, словесных игр;

Разработка конспектов занятий о театре;

Подбор диагностического инструментария;

Составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников;

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Планово - прогностический

Подбор и оформление информации для родительского уголка;

Анкетирование родителей по проблеме;

Взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Контрольно- диагностический

Проведение мониторинга с целью выявления творческих способностей

Сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями;

ежегодно

ежегодно

Коррекционно - регулятивный

Коррекция диагностического инструментария;

Корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга;

Внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Обобщающий этап

Обобщение опыта работы по использованию театрализованной деятельности через развитие способностей детей

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов;

Оформление аналитического отчёта за межаттестационный период.

ежегодно

ежегодно

Реализация мини-проекта «Мы играем в сказку»

    2011-2012 учебный год: постановка спектакля по русской народной сказке «Колобок румяный бок»;

    2012-2013 учебный год: постановка спектакля по сказке Шарля Перо «Красная шапочка»;

    2013-2014 учебный год: постановка спектакля по сказке Г.Х. Андерсона

«Дюймовочка»;

    2014-2015 учебный год: обработка материалов, подготовка к печати, представление опыта работы на различных уровнях

«Мы играем в сказку» - это творческий мини-проект.

Основная цель: Развитие творческих способностей детей посредствам театрализованной деятельности.

Задачи:

    Формировать у детей навыки и умения музыкально-театрализованной деятельности;

    Развивать исполнительские и коммуникативные навыки;

    Прививать интерес к театрализованной деятельности и занятию музыкой

Ожидаемые результаты:

    У детей сформированы навыки и умения музыкально-театрализованной деятельности;

    Развиты исполнительские и коммуникативные навыки;

    Развит стойкий интерес к театрализованной деятельности и занятию музыкой

Продукт проектной деятельности:

    Постановка спектакля по русским народным сказкам «Колобок румяный бок» (2011-2012г.);

    Постановка спектакля по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» (2012-2013г.);

    Постановка спектакля по сказке Г.Х.Андерсона «Дюймовочка» (2013-1014г.).

Проект «По дороге к сказке» - это коллективное сотрудничество воспитателей и квалифицированных педагогов ДОУ, которое даёт возможность развивать детское творчество с помощью сказки. Сказка помогает детям увидеть и изобразить красоту изображаемых персонажей (их позы, жесты, выражения лиц), более выразительно создавать их образы. Яркие красочные костюмы, современные декорации способствуют развитию детского воображения и художественного вкуса.

Участие детей в проектной деятельности, постановке спектаклей по сказкам способствует развитию творческих способностей, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, комбинировать, а так же умение решать новые задачи, не стандартно, а идя своим путём методом проб и ошибок. Участие в проектной деятельности педагогов ДОУ способствует активизации совместной работе педагогов и родителей, то есть организации совместной педагогическо-детско-родительскую проектной деятельности.

Инновационный проект был реализован в течение трёх лет, на протяжении которых ребята средней, старшей и подготовительной группы совместно с воспитателями, логопедом шли по дороге к сказке: читали, рисовали, пели и танцевали, разыгрывали театральные сценки, разучивали роли, репетировали и в итоге показали детям, родителям и гостям нашего детского сада музыкальные спектакли.

Все дети хотят быть успешными. Работа в проекте не является исключением. Детям очень нравится показывать результаты своей деятельности. Они с удовольствием участвуют в репетициях и показе спектаклей для детей, родителей и гостей нашего ДОУ. Мои воспитанники постоянные участники творческих конкурсов разного уровня.

Использование инновационной проектной деятельности положительно влияет на динамику развития музыкально-творческих способностей детей.

Работа в проекте «По дороге к сказке» позволила повысить интерес детей и их родителей к занятию музыкой, участию в совместных праздниках и развлечениях, участию детей в музыкальных спектаклях, так как каждый ребёнок, независимо от его способностей, принимает участие в спектаклях.

В свою очередь родители охотно откликаются на предложения о сотрудничестве, помогают нам изготавливать костюмы и декорации, разучивать роли, фотографировать детей, снимать фильмы. Так как на деле видят, что с их детьми систематически занимаются интересным, нужным делом. Видят, с каким желанием они играют, выступают на сцене. Наблюдают, как их дети развиваются.

Основные формы работы с родителями:

    знакомство с содержанием проекта через беседы на родительских собраниях;

    оформление папок-передвижек с информацией и советами для родителей по обучению детей актёрскому мастерству;

    консультации «Значение театрализованных игр в жизни дошкольников», «Дошкольник и театр» и др.

    размещение информации на сайте ДОУ;

    привлечение родителей к совместной деятельности по постановке спектакля (обеспечение художественными материалами детей для изготовления декораций и оформления атрибутов к спектаклю, разучивание ролей, изготовление костюмов);

    показ спектакля

Такой подход к организации работы с родителями является залогом активного и успешного воспитания детей, развития их одаренности и таланта.

Успешной реализации проекта «Мы играем в сказку» способствовали:

    тесная взаимосвязь и работа с родителями детей, участвующих в проекте;

    использование интеграции разных видов и форм детской деятельности;

    комплексный подход (совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, учителя-логопеда);

    выбранное доступное для детского восприятия средство реализации проекта (сказка)

Результат

Материалы, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности, реализации педагогичемских проектов

1.Разработан индивидуальный мини-проект «Мы играем в сказку».

2.Разработаны сценарии спектаклей «Колобок румяный бок», «Красная Шапочка», «Дюймовочка».

3. Разработаны

консультаций для родителей и воспитателей.

4. Развиты музыкально-творческие, артистические способности детей.

5. Поставлены спектакли «Колобок румяный бок» «Красная Шапочка», «Дюймовочка».

6. Участие в городских творческих конкурсах.

7. Разработана модифицированная программа «По дорогам сказок».

8. Составлен план работы театрального кружка «Волшебный мир театра».

9. Повышен интерес родителей к совместной детско-родительской деятельности.