Психолог александр колмановский о том, как правильно пережить летние каникулы

Колмановский December 8th, 2014

Статьи:
Своих не бросают. Как жить с трудным супругом?
Усыновить родителей
Две причины нелюбви к себе и их преодоление
Про насилие в семье
Про семейный бюджет
О терактах
Не ругайте лоботряса
В виртуальной любви интересуйтесь реальным человеком
«Детские коллективы для ребенка вредны»
Лекция «Любовь и выше пояса. Психология семейных отношений» Александра Колмановского
Причины детской жестокости
Ответственность и принятие — роли мужчины и женщины в семье
Увидеть боль и страх свекрови

Александр Колмановский - Родители и дети

«Как устроена психика ребенка», Александр Колмановский

Александр Колмановский - Семинар "Любовь"

СЕМИНАР АЛЕКСАНДРА КОЛМАНОВСКОГО «ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ» день 1

СЕМИНАР АЛЕКСАНДРА КОЛМАНОВСКОГО «ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ» день 2

Родительские секреты. Выпуск №4

Александр Колмановский: Брак ломает отношения

Александр Колмановский. И психологи ошибаются

Александр Колмановский (обсуждение)

А.Колмановский. Открытый форум. 2012 11 01

Александр Колмановский. Детей портит назидательность

Александр Колмановский: Стресс обостряет проблемы

Психолог Колмановский,военные игры

Александр Колмановский о подходе к воспитанию детей на образовательном дне программы "УНИК Мама"

Беслан. 3.09.2012. Александр Колмановский, психолог

Программа "Найди себя" на радио "Московская правда". Гость Александр Колмановский - психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь». Ведущая Мария Баранова. (об отношениях между мужчиной и женщиной)

То, что происходит у нас с детьми, во многом зависит от нашего собственного состояния и наших отношений с близкими, с работой, с самими собой. Для родительской успешности важно работать над своей самодостаточностью, а выражается она в разных вещах.

Обратите внимание, насколько точными словами (именно это важно!) родитель проговаривает свои действия. Этот показатель хромает часто. Даже самые успешные родители редко бывают в состоянии сформулировать вслух свою воспитательскую позицию определённо и последовательно. «Надо бы помягче» или, наоборот, «пожёстче»… «Надо поменьше кричать на ребёнка» … Это очень расплывчатые выражения. Насколько поменьше? «Нельзя так часто срываться» — а как часто можно? «Зря я так строго его наказал» — где конкретно эта грань, до которой ещё можно наказывать, а после – уже нет? Без конкретики мы обречены на непоследовательность и, как следствие, на более низкую эффективность воспитания и более высокую собственную тревожность.

Какая у родителя позиция по отношению к своим ближним . Обычно мы имеем дело с таким выбором (как правило, безотчётным): человек или пользуется домашней атмосферой и уютом, или создаёт его. Рассчитывает на то, что ближние будут делать над собой усилия ради него и ради общего семейного благополучия, или сам прикладывает эти усилия, не рассчитывая на окружающих. В первом случае бывает, что человеку удаётся добиваться от домочадцев того, чего ему хочется. Но это всегда бывает не единственным результатом его требовательности. Другой неизбежный результат — повышенное напряжение, в котором этот человек живёт, частое недовольство окружающими (в том числе детьми), за которым стоит на самом деле недовольство собой.

Как родитель сориентирован на работе . Работа и семья требуют от нас сил и времени и поэтому неизбежно конкурируют друг с другом. Но стресс развивается не от этой конкуренции. Мы же видим, что есть люди, которым не хватает времени и на то, и на другое, но от того и другого они получают удовольствие. Дело не в том, что они нашли золотое сечение – правильный процент распределения ресурсов и сил. Дело в том, что они в своей деятельности занимаются больше самореализацией, чем самоутверждением. Пытаются нащупать что-то по-настоящему своё. Для них важнее внутренние, а не внешние критерии. Такого человека не утешит внешний успех, если он чувствует недостаток в проделанной работе.

Тут также показательно, как родитель переживает дефицит общения с ребёнком . Когда дети ноют, что им скучно, требуют внимания, родители часто испытывают досаду. И даже когда мы пытаемся сдерживаться, ребёнок чувствует эту досаду. Мама говорит: «Так устроена жизнь, не всегда можно делать то, что хочется, потерпи, разве ты не видишь, что я устала» … Всё это не только не помогает ребёнку понять, как должны быть устроены отношения, но ещё и увеличивает его страдания. Ему не хватает родительского присутствия, и его же за это ругают! Важно, чтобы ребёнок видел такое же переживание, сопереживание родителя: «Детка, мне самой так жалко, что мы не видимся! Дай мне только 20 минут в себя прийти, и я буду вся твоя!»

Надо сказать, что все эти сложности – семейные и рабочие – у нас бывают связаны не с какой-то сознательно занятой эгоистичной позицией. Как бы цинично сам человек ни комментировал эту позицию: «Ну и пусть растёт двоечником и неряхой»; «Десять раз повторять не буду» … Все эти выражения – не более, чем защита. Это традиционные слова человека, у которого из-за недостатка тонуса, из-за истощенности психологического ресурса нет сил вкладываться в ближнего, и нет сил даже признать своё бессилие. Ему очень страшно оказаться уличённым в своей неспособности помогать, и он агрессивно защищается от возможных претензий.

Ребёнок, даже когда он ничего не просит, одним своим фактом существования является постоянным запросом, призывом к нашему усилию над собой. В состоянии стресса на этот постоянно висящий в воздухе запрос реагировать гораздо труднее. Очень важно держать баланс: с одной стороны, стараться внутренне к ребенку присоединяться, а с другой – полностью простить себе свои промахи и недостатки. «Да, я недостаточно занимаюсь своим ребенком, но мы все живые люди и имеем на это право, я в этом нисколько не виновата». Очень важно разгрузиться внутренне от чувства вины, тогда мы меньше будем нагружать им наших детей.

Об авторе:
Александр Колмановский – автор курса «Психология отношений», преподаёт в Московском Государственном Университете им. Ломоносова. Регулярный ведущий передачи «Только для взрослых» на «Детском радио – СИТИ FM». После теракта в Беслане в 2004 г. по настоящее время занимается социально-психологической реабилитацией пострадавших: индивидуальным консультированием детей и взрослых, проведением семинаров, организацией и проведением реабилитационных выездов детей и взрослых заграницей и по России. Руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь».

«Детские коллективы для ребенка вредны»

Психолог Александр Колмановский о том, как правильно пережить летние каникулы

Мы поговорили с психологом Александром Колмановским о том, как пережить летние каникулы - с первой любовью, дурной компанией и внезапным взрослением вашего ребенка.

Александр, в России родители часто отправляют ребенка на лето подальше из города - на дачу, в деревню к бабушке или куда-нибудь еще. Нужно ли это ребенку? В чем плюсы и минусы такого отдыха?

Плюс - свежий воздух. Минус - отрыв от родителей. На мой взгляд, минус перевешивает. Ребенку не так вредно провести лишние две недели в душной Москве, как быть в отрыве от родителей.

Для психологической устойчивости ребенка, для его жизненного успеха, для психосоматики очень важно, чтобы ребенок с родителями был дружен. Это важнее свежего воздуха и деревенского молока. Поэтому летние каникулы правильно было бы использовать для налаживания таких отношений. На каникулах есть возможность проводить вместе больше времени. Кроме того, в отпуске родители обычно бывают не такими задерганными, как в рабочее время.

Александр Колмановский

Ведет мастер-классы «Родители и дети», руководит центром социально-психологической реабилитации «Наша жизнь», читает авторский курс семинаров «Психология отношений» в школах и интернатах. Более 10 лет работал школьным психологом, шесть лет - в НИИ детской онкологии и гематологии РАМН им. Блохина; помогал в горячих точках, в том числе в Беслане.

Но если родители в истощенном состоянии и не могут летом никак расслабиться, тогда да, лучше друг от друга отдохнуть.

Тут есть еще такой момент. Когда у родителей на работе возникает важный и интересный проект, который им дорог, они же не занимаются им по остаточному принципу. Но вот почему-то к воспитанию ребенка у нас так относиться не принято, и зачастую оно проходит именно по остаточному принципу.

- Правильно ли родителям настаивать на поездке ребенка, если тот не хочет уезжать на каникулах?

У всех разные житейские обстоятельства, и в этом случае я не стал бы подсказывать родителям, как им поступить. Мне кажется правильным подсказать им последствия того или иного выбора, а дальше пусть поступают, как считают нужным. Я имею в виду вот что.

Когда ребенка заставляют делать то, чего он не хочет, у него атрофируется инициативность. Он становится вялым и апатичным.

Начинает больше сосредотачиваться на незначительных жизненных обстоятельствах вроде того, играть сейчас в коммуникатор или нет. А серьезные выборы он все больше перекладывает на родителей. Недавно один мой 50-летний пациент рассказывал: «Бывает так: мне пора выходить из дома по какому-то важному делу. И я ловлю себя на таком ощущении: мои жена и взрослая дочка тоже знают, что мне пора уходить, но молчат, не подталкивают меня. Значит, еще ничего, еще можно потянуть время». Понимаете, у человека, которого все время заставляют что-то делать, развивается внутренняя безответственность.

Поэтому важно, чтобы родители, выбирая между тем, предоставить ребенку реальную свободу или принимать решения за него (в том числе про летний отдых), понимали, между какими перспективами они выбирают. А дальше это уже вопрос их собственного выбора.

Как вы относитесь к детским лагерям - стоит ли отдавать туда ребенка? Или этот жизненный опыт ему совершенно ни к чему?

Тут нет единого рецепта. Есть самые разные дети, лагеря, разное состояние детей. Но, как это ни странно звучит, я считаю, что детские коллективы для ребенка очень вредны.

- Почему?

Они вредны, когда общение в них происходит без структурирующего, плотно присутствующего взрослого влияния. Чем младше дети, тем в большей степени это справедливо. В любом детском коллективе неизбежно будут устанавливаться природные натуральные отношения, то есть очень конкурентные. И будет выстраиваться природная же пирамида иерархии: наверху - крутые, а внизу - лузеры. Это социальное распределение одинаково травматично для обоих уровней пирамиды: для «нижних» - понятно почему, а для «верхних» это становится ложным уроком того, что в жизни надо преуспевать силой.

- То есть никаких летних лагерей?

Если уж отправлять ребенка в лагерь - спортивный, языковый или еще какой-нибудь, надо узнать, насколько день там структурирован, насколько умело и активно взрослые организуют детское общение.

Как быть, когда ребенок (точнее - подросток) отдыхал в лагере, влюбился, вернулся домой и страдает? Надо ли вообще вмешиваться?

Представьте себе, что ваша подруга вернулась из отпуска или из командировки, влюбившись и тоскуя. Никто ведь не побежал бы в этой ситуации к психологу советоваться, как себя с ней вести. Просто по-дружески присоединялись бы, сочувствовали, расспрашивали, узнавали бы, что было, чего не было, разделенное или неразделенное чувство, есть ли адрес, можно ли переписываться. Точно так же надо общаться с ребенком.

Нам кажется, что наши взрослые отношения между собой, с нашими сверстниками, - это что-то одно, а наши отношения с нашими детьми - что-то другое. Это ни на чем не основанная иллюзия.

У детей ровно так же устроены психика, ткани, морфология и мозг, как и у взрослых. Поэтому когда надо подобрать какую-то правильную форму поведения с ребенком, реакцию на какие-то детские события, надо себе представить, как мы, взрослые, ведем себя по этим же поводам друг с другом.

Вы описываете ситуацию, где у родителей есть налаженный контакт с детьми, где подросток им доверяет. А если он закрывается?

Если ребенок закрывается, это не значит, что тут нужны какие-то особые подходы, чтобы обсуждать с ним, например, его неразделенную любовь. Нужно восстанавливать доверительность, налаживать нормальные дружеские отношения.

Часто бывает так, что всего за одно лето подростки сильно и быстро взрослеют психологически. Как принять новую взрослость своего ребенка?

Надо объяснить специфику переходного возраста. После сексуального созревания человек становится полноценным членом общества, который может выполнять любую неквалифицированную работу, нести ответственность и так далее. А «влетает» человек в этот возраст в состоянии законной инфантильности. Он до сих пор ничего не делал самостоятельно, ни за что не отвечал. И тут срабатывает устройство нашей психики, в силу которого человек одинаково относится к окружающим и к самому себе. Инфантильный подросток начинает оценивать себя так же, как он оценивает другого человека, который сидит на шее у ближних и ничего не делает. Он начинает себя ужасно не любить. Конечно, все это происходит бессознательно. Но именно с этим связан резко обостряющийся подростковый негативизм. Подросток чувствует себя очень плохим и поэтому, как говорят, торопится обидеть первым, пока не успели обидеть его.

- Чем же ему помочь?

Когда родители такому подростку говорят по поводу его неадекватных проявлений: «Ну, о чем ты только думаешь?», «Где ты это видел?», «Кто тебе разрешил?», «Сколько можно тебе говорить?», - каждый раз подросток чувствует, какой он неправильный. Родители только усугубляют его воспаление.

Очень важно относиться к подростку не оценочно, а сочувственно, то есть сопереживать, присоединяться, разделять с ним его чувства, реагировать на его переживания больше, чем на внешний план события.

Вот звонит сын-подросток матери: «Ты когда сегодня возвращаешься? Я хочу тебе обед приготовить». Мать чуть не разрыдалась от счастья. Зная, что ее дома ждет еда, позволила себе по дороге задержаться, зайти в магазин. Когда она вернулась домой, выяснилось, что сын сидит в коммуникаторе, а на кухне шаром покати - ни одного бутерброда, не говоря уже о большем. Она на него резко сорвалась. А терапевтичной для подростка была бы другая реакция: «Что, Володь, заболтался? Заигрался? Понимаю, бывает». Примерно так. Для того чтобы быть в состоянии так реагировать, надо заранее не вестись ни на какие намерения и клятвенные обещания подростка, это не более чем благие порывы.

Многие дети ждут лета, потому что теперь наконец-то можно позже вставать и ложиться. Как быть с режимом дня, чтобы потом ребенку не было мучительно больно возвращаться в школу?

Что бы мы с вами сейчас ни написали, все равно жизнь не позволит укладывать и тем более поднимать ребенка летом так же, как и во время учебного года. На отдыхе он будет неизбежно ложиться и вставать позже, как и мы с вами, взрослые люди. Тут родителям можно посоветовать только одно: совершенно расслабиться. Да, потом будут трудности, надо будет входить в новое рабочее расписание, но это не страшно.

А как быть с программой на лето? По литературе или, например, в музыкальной школе? Контролировать или пустить на самотек?

Знаете, здесь нет специфики летних каникул. Для ребенка вообще губительно, когда родители дома являются продолжением школы. В этих домашних заданиях, вернее, в том, что школа рассчитывает на помощь родителей в этом вопросе, проявляется вопиющий непрофессионализм нашей школы.

Педагогика, преподавание - это отдельная профессия. И ею не могут заниматься дилетанты, непрофессионалы и тем более родственники тех, кого надо учить. Мы же, взрослые люди, не беремся друг друга учить по вечерам после работы, скажем, английскому или химии. Точно так же это неуместно и по отношению к ребенку.

- То есть не стоит делать с ребенком уроки?

Мало того что это неэффективно, это неизбежно вызывает дополнительное напряжение в отношениях, портит их, и для ребенка такая практика психологически травматична.

- Получается, что домашние задания - полностью зона ответственности ребенка.

Это зона ответственности школы. Школа должна, с одной стороны, правильно выстраивать задания для ребенка, с другой стороны - правильно мотивировать их исполнение.

- А что делать, если летом ребенок со всей своей новой свободой тянется к «дурной дворовой компании»?

Лучше сказать, чего не делать родителям. Ни в коем случае не заставлять ребенка - и даже не подсказывать ему! - не водиться с этими детьми. Вот у девушки появился новый молодой человек, и взрослая мама говорит ей: «Не нравится он мне. Ничего хорошего из этого не выйдет. Бросай его, пока не поздно». Ничего, кроме аллергии, такая реакция взрослых не вызывает. Что было бы правильно сделать маме, которая видит, что у дочери появился какой-то сомнительный, по ее мнению, молодой человек? Как можно больше приближаться к этой ситуации. И приближать, приручать молодого человека. Чтобы дочь чувствовала, что мать - ее союзница. Чтобы у матери было больше возможностей реально влиять на ситуацию.

Так же и в случае с дурной компанией. Если ваш ребенок сошелся с какой-то, условно говоря, дворовой компанией, - жаль, боязно, опасно, но это уже произошло. Теперь нам надо как можно больше в это вникать безопасным для ребенка образом. Расспрашивать про этого, скажем, Володьку из компании: что он любит, какие у него кроссовки, какой у него коммуникатор… То есть как можно больше к ребенку присоединяться.

Дети, как правило, не уходят в сомнительные дружбы и отношения, когда чувствуют дома принятие.

Когда им не надо дома соответствовать каким-то трудным для них условиям. «Чтобы родители были мною довольны, я должен приносить хорошие отметки, всегда выполнять обещания, не забывать вынести мусор. На самом деле я не всегда это делаю и поэтому чувствую, что родители мной то довольны, то нет». А с этой шпаной не надо выполнять трудных условий. Ребенка там принимают просто так, и ребенок туда с облегчением уходит.

- А как быть, если у ребенка, наоборот, совсем нет друзей и ему сложно общаться?

Очень ценный и дорогой для меня вопрос. Знаете, каких людей любят больше всего в любых коллективах, взрослых, детских, профессиональных? Прежде всего - доброжелательных. Потом уже - остроумных, красивых, сексуально привлекательных и так далее. Поэтому когда родители замечают, что у ребенка как-то не складываются отношения со сверстниками, надо в нем развивать доброжелательность, настраивать его на терпимое, дружелюбное отношение к другим детям.

Конечно, ребенку трудно так себя вести со своими обидчиками. Тут недостаточно просто родительских призывов: «Ну, ты не обращай внимания», «Будь как-то поактивней». Это все пустой звук, который оставляет ребенка с проблемой один на один. Ему надо подсказать, как конкретно реагировать на эту чужую недоброжелательность, например, на то, что его дразнят или уходят без него на перемене. Нужно попытаться понять причины, ответить на вопрос, почему себя так ведут окружающие.

- И как найти ответ на этот вопрос?

Когда кто-либо - дети или взрослые - ведут себя недоброжелательно, это бывает связано с одной и той же причиной - с неуверенностью в себе.

Вызывающее негативное поведение - всегда запрос: «Покажи, как ты будешь на это реагировать, примешь ты меня такого или нет». Дальше надо ребенку подсказывать, как именно можно обидчиков принимать, что значит принятие. Надо учить детей терпимо реагировать на негативное, агрессивное и недоброжелательное поведение партнеров.

Нравится

Об истории семейства Медичи написаны целые тома, но, пожалуй, самым прославленным представителем этого рода стала дочь герцога Урбино Лоренцо II - Екатерина, которой суждено было выше всех в своей семье подняться по лестнице общественного успеха. Без малого тридцать лет правила она самой влиятельной в XVI веке страной в Европе, но на редкость мрачна и бессмысленна оказалась её женская личная судьба.

521

Ваше Величество

19 апреля в башне «Федерация» прошла традиционная «Белая вечеринка», на которой чествовали многообещающих юных актеров и вручали им хрустальные звезды на премии с говорящим названием «Аванс». В этот вечер награду получили начинающие актеры: Ангелина Стречина и Александр Кузнецов.

336

Танюшка Бельчонок

Небольшой вопрос. Есть новая квартира-студия в хорошем районе С-Пб, в шаговой доступности от метро, куплена для вложения денег. В квартире сделан ремонт от застройщика. Вопрос такой, что делать с этой квартирой сейчас, сдавать, или закрыть, пусть стоит? Если сдать, надо купить мебель и технику, а это опять же вложение денег, чтобы его отбить надо год сдавать эту квартиру. Хочу услышать ваших мнений.

222

Бельфлёр-Китайка

ДИНА РУБИНА
Наполеонов обоз
Часть вторая. БЕЛЫЕ ЛОШАДИ

Полная версия. Кому надо - только адрес.
А то я и спасибо копировала, а потом удаляла.
В течение *сегодня* всем пришлю
Там такаааая любовь. ..

Я прям ненавижу это издательство, которое по совершенно ясным причинам растягивает книгу на трилогию, печатая её на узких страницах с широченными полями, крупным шрифтом с большими интервалами. Я его ненавидела и прочитав первую часть. Как вот теперь дождаться третьей части?

Это самая настоящая Рубина, это настоящая литература, которую читаешь и не хочешь, чтобы книга заканчивалась.
В этой части так называемой трилогии история главных героев, встреча, пронзительная и трогательная любовь, расставание... Местами её читать больно, потому что написано так искусно, что проживаешь все с героями. Великолепная книга, очень жду теперь третью часть, пусть подавятся наваривающиеся на таких книжных наркоманах как я, ненасытные издательства. И перед выходом третьей, обязательно сначала еще раз перечитаю первые две, как перечитывала первую, уже купив вторую.

161

EXTA

Доброе утро всем! Нужен совет! Мне 30, есть ребенок второклашка. Родителям 55 и 59. И они стали просто невыносимы! Отец слетел с работы, теперь смог с огромным трудом найти только низкооплачиваемую в нашем городишке, с пятницы по понедельник вечно пьяный (пока работал на хорошей должности так же бухал, поэтому дело не в работе). Ничего не хочет, ни в квартиру что то купить, ни поменять что то в жизни... тут ладно, привыкла, основная проблема в маме, ей только будет 55, не работала тысячу лет: сначала меня растила, потом за бабушкой с дедушкой смотрела (но это не каждый день занимало). Последнее время она стала просто невыносимой, вечный негатив (причем она его льет на всех, может на улице встретить знакомых и пропогандировать, что жизнь дерь...) Я постоянно выслушиваю какая она бедная несчастная, все про...., во всем виноват отец, она должна была жить по другому и т.д. Я все это выслушивала лет с 15 наверное, потом съехала от них и теперь по новой началось. Я просто как в помоях искупалась после разговоров с ней. На все мои предложения устроится на работу ради интереса говорит не хочу на такие работы, хобби подобрать ей не могу, ничего не интересно. Что делать? Общаться невозможно стало

90

Коровелла Му

Я просто поболтать. В топе одного известного сайта блогов висит который день история, рассказанная бедной второй женой, в квартиру которой злая бывшая привезла на лето двух детей, 13 и 15 лет. А у нее самой двухлетний ребенок, и муж вечно на работе, и подростки, уверенные что именно она развалила их семью, ее ненавидят, и ребенку когда он родился даже желали сдохнуть.
Коротко процитирую историю:

Я знала, что у Саши есть дети.
Я знаю, как мужчины после развода общаются с детьми. Я знала, что у него алименты. Я даже узнала от его бывшей жены, что она по поводу его и меня думает. Но внимания особого я на все это не обращала.

Мы пожили год в гражданских отношениях, а потом зарегистрировали брак. Сейчас нашему сыну два года и я в декрете. Живем мы в моей двухкомнатной квартире, строим дом. И вот этих детей бывшая моего мужа привезла в МОЮ квартиру! В двухкомнатную!!! Детей, которые меня ненавидят! Детей, которые год назад сказали своему отцу во всеуслышание, что у них нет никакого брата, а тот ребенок, которого я родила, пусть сдохнет! И после всего этого ЭТИ дети живут у нас уже больше месяца. Как живут? Меня тихо ненавидят. Пока отец на работе, они творят, что хотят и меня не слышат. Я для них пустое место. Ребенка явно не обижают, но стараются его не замечать. Лера может включить громко музыку, когда ребенок спит, Илья может материться при мне, а потом говорит отцу, что этого не было.

Родители Саши детей к себе взять не могут, у них дочь родила, там маленький ребенок, они работают. Родители Ирины тоже не могут взять подростков к себе. Им нельзя волноваться, у Валерия Петровича был инсульт, а за подростками нужен глаз да глаз. Они не справляются... Анна Николаевна, мама Ирины, мне выдала:
- А что ты хотела? Ты знала, что замуж выходишь за мужчину с детьми! Ты смотри, а то Ира их отцу отдать и на совсем может! Она с ними уже не справляется. А детям мужская рука нужна в воспитании.

У меня нет больше слов. У меня нет больше терпения. Понятно, Саша не может бросить работу и заниматься детьми. Понятно, что дети не маленькие, но им надо приготовить покушать 3-4 раза в день. Сами они не готовят, а позволять есть все, что они захотят - никаких денег не хватит. Но и это еще не самое страшное...

Лера ворует у меня украшения, ходит в них перед подружками. Таскает косметику, унесла дорогую туалетную воду. В свое оправдание говорит, что я вру. Илья подворовывает деньги. Не много, но ежедневно. Даже из сумочки ворует и тоже говорит, что я вру. Мне морально тяжело. Мне так тяжело, что я уже не знаю, как быть? Иногда хочется взять детей вместе с их отцом и вышвырнуть из дому. Пусть все идут туда, откуда пришли. Но ведь Саша неплохой человек, просто бывшая жена у него наглая и беспринципная стерва.

То есть лапки у мужа, а стерва почему-то бывшая, получается. Муж отличненько устроился, скинул детей на стерву-бывшую, участие в воспитании принимал минимальное, а когда ему всего лишь на три месяца сдали его же собственных детей, скинул их на нынешнюю жену, потому что у него Работа. НЕ смог нормально воспитать, не может сейчас защитить нынешнюю жену от бестактного поведения подростков, а когда она на них жалуется, видимо,в стает на сторону детей ("говорит что я вру" и он им верит). Со всех сторон как ни глянь мужик красава. И я на месте нынешней еще бы подумала, стоит ли с ним дом строить. И не пора ли ему уже вещички собирать вместе с его деточками.

83