Ознакомления детей с социальной действительностью. Тема vi. методы ознакомления детей с социальной действительностью

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.

Подготовила Мишагина Надежда Михайловна Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» Майнского района Ульяновской области

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Таким образом, проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, которые изучают возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В приказе чётко указаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Она должна быть направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

На первый план выходит социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная задача педагога - показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Но, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности) , соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Главное значение использования средств приобщения к социальной действительности в процессе социально – коммуникативного развития в том, что оно даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает коммуникативные способности, открывает большие возможности для детского фантазирования, а также способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Важно отметить, что такая работа по социально – коммуникативному развитию, проводимая с детьми в дошкольном возрасте, учитывая сензитивный период, поможет детям в дальнейшем стать полноправным членом нашего общества.

Елена Разумцова
Средства приобщения детей к социальной действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Термин социокультурный состоит из двух основ : «социо » - значит общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутреннего его развития; «культурный» - относящийся к культуре. Таким образом, понятие «социокультурный » предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия.

Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность» , предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью .

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью .

Социализация – это процесс , который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица , усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию , умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах .

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации . Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности .

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка , взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род » , подготавливает детей к труду . Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой технике, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

В ходе социально -исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром , усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе , содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальна игра и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения и т . д.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переходит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение , становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений и других мероприятий. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий.

Средства приобщения детей к социальной действительности :

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность . Она не только объект изучения, но средство , воздействующее на ребёнка , питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания , а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении . В предмете заложен социальный опыт человека , уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества , его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств .

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств .

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка , вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром , правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально -эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально -эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

Метод как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения.

Вспомните, что такое метод как педагогическая категория, чем он отличается от педагогического приема.

В отечественной педагогике существует несколько классификаций методов. Каждая классификация имеет свое обоснование, т. е. удовлетворяет реализации определенной цели. Выделяется две большие группы методов - методы воспитания и методы обучения. Рассмотрим подробнее группу методов обучения, так как именно они направлены на познание. Эти методы, в свою очередь, классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (А. П. Усова, Д. О. Лордкипанидзе). И тогда это словесные, наглядные, практические методы.

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний (Н. А. Данилов), и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в основании классификации лежат типы познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.

Какие еще классификации методов вам известны?

Особое значение классификации и отбору знаний необходимо придавать при ознакомлении детей с социальным миром. Это связано с тем, что детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость для подрастающего человека того, что происходит вокруг. В процессе обучения уточняются знания, корректируются и формируются оценки, вырабатываются подходы к обобщенной системе взглядов, убеждений, т. е. закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

Почему возникла потребность в новой классификации методов при решении задач ознакомления детей с социальным миром?

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления. Однако данная способность в наибольшей мере проявляется при такой организации процесса усвоения знаний, которая стимулирует ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, к активной деятельности.

Для решения подобной триединой задачи методы ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире.

Рассмотрим каждую группу методов отдельно, понимая при этом, что данная классификация в значительной мере условна, так как при использовании почти каждого метода проявлять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Начинать следует с простых заданий, например: «Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - все, что нужно для работы врачу». С таким заданием справляются дети 4-5 лет. Подобные задания решаются на разном содержании.

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и за счет усложнения основания для классификации. Например, детям предлагают разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Дается задание отобрать предметы, которые будут нужны девочке зимой, мальчику летом, и обосновать свое решение. Далее из этих же предметов дети выбирают те, которые нужны для игры, для того, «чтобы быть здоровыми», и т. д. Следует подчеркнуть, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры или занятия и т. п. В подобном случае дети чувствуют потребность в выполнении задания, осознают его практическую целесообразность.

Попробуйте разработать задания на классификацию и проверьте их в разных группах детского сада в период практики. К какому выводу вы пришли?

Проявлениям самостоятельности, творчества, выдумки содействует метод моделирования и конструирования.

Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических (Л. А. Венгер, Е. А. Агаева, Л. И. Цехан-ская и др.) и педагогических (В. Г. Нечаева, Н. Ф. Виноградова и др.) исследованиях. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.

Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Следует отметить, что задания на группировку и классификацию действуют с большим эффектом, если применяются не как самоцель, а подчинены какой-то понятной детям практической задаче, например, отобрать предметы для тематической выставки, продумать расположение в группе новых игрушек, игровых уголков, отобрать и найти место для трудового оборудования и т. п. Понимание и принятие детьми мотива действий способствует их осознанию и повышает познавательную активность.

Вспомните методику обучения детей конструированию и моделированию. Перенесите свои знания на методику ознакомления с социальной действительностью: составьте конспект использования этого метода в повседневной жизни, проверьте его на практике.

Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам. В целом вопросы ребенка позволяют судить о направленности его интересов. Может возникнуть мысль, что детей не надо специально учить задавать вопросы, они без того любознательны. Однако исследования (Р. С. Буре, С. А. Козлова, С. Н. Морозюк и др.) показывают, что, как правило, на занятиях или по поводу их содержания дети не задают вопросов воспитателю. Одна из причин такого явления заключается в сложившемся у детей стереотипе - на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. Воспитатель работает без «обратной связи», не ставит детей в ситуацию активной мыслительной деятельности.

Свободные высказывания дошкольников расцениваются как дисциплинарные нарушения, и поэтому у ребенка вскоре пропадает интерес к занятиям. Установка на «регламентированную активность» сковывает его мысль, ставит в позицию исполнителя, а не активного участника обсуждения вопросов, которым посвящено занятие. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказываются на развитии интересов и любознательности детей.

Приступая к обучению детей умению задавать вопросы, воспитателю следует критически проанализировать свое собственное умение и прежде всего то, как и какие вопросы он ставит перед детьми в беседах по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. К сожалению, нетрудно заметить, что преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. Воспитатель требует от ребенка повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Часто его вопросы просто не имеют смысла, поскольку ответ на них слишком прост для ребенка. Например, детям старшей группы показывают картину с домашними животными («Кошка с котятами»). Задается традиционный вопрос: «Кто изображен на картине?» Этот вопрос уместен для детей младшего возраста, но бесполезен для детей старшего. Им нужны проблемные, причинные вопросы. Если воспитатель научит себя правильно формулировать вопросы к детям, то ему станет понятнее и направление работы с детьми.

Проверьте себя и друг друга: сможете ли вы задать толковый вопрос преподавателю после лекции, товарищу по поводу прочитанной книги? В чем вы испытали главную трудность?

Эта самопроверка поможет вам лучше понять затруднения детей. Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением («Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Спрашивайте, я постараюсь ответить»), положительной оценкой, направленной как на сам факт вопроса, так и на его удачную формулировку. В конце занятия можно оставлять 2-3 мин специально для вопросов детей. Если воспитатель это делает систематически, дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы. Задача педагога при этом - быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни ответить сразу (если они касаются темы сегодняшнего занятия), о других сказать, что это тема следующего занятия и ребенок услышит ответ позже, на третьи предложить ответить кому-то из детей или поручить ребенку поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом рассказать всем. Приучать ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы очень важно, особенно для предстоящего обучения в школе, но от воспитателя требуются такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать взрослым вопросы. Метод повторения

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический прием.

Запишите и подумайте, согласны ли вы с таким высказыванием, достаточно ли полно оно раскрывает педагогическую ценность повторения.

«Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починитьразваливающееся, но для того, чтобы укрепить и вывести на нем новый этаж». (К. Д. Ушинский). Возможны три формы организации повторения на занятиях по ознакомлению с социальной действительностью. Прямое повторение - от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Примером может служить повторное рассматривание одной и той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе и др. Подобное повторение возможно и полезно в конце занятия, когда нужно закрепить только что полученные знания. Элемент такого повторения может служить и опорным, отправным моментом при переходе к новым знаниям. Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу, поэтому его используют наряду с другими видами

Применение знаний в сходной ситуации. Данные ученика-повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. «На что похож этот предмет? Какую сказку русского народа напоминает вам украинская сказка «Рукавичка»? На прошлом занятии мы говорили о музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран. Какому народу принадлежит этот музыкальный инструмент?» - подобные вопросы заставляют детей вспомнить уже известное и соотнести эти знания с новыми. Такая форма повторения приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Дополните данную группу другими видами и докажите их принадлежность к группе, повышающей познавательную активность детей.

Повторение на опосредованном уровне - третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы. Например, дети узнали об особенностях зрения у человека и разных животных. В дальнейшем воспитатель, опираясь на приобретенные детьми знания, предлагает решить логическую задачу, кто лучше всех справится с заданиями увидеть в темноте; увидеть с очень большой высоты; прочитать в книге интересный рассказ? Чтобы решить такую логическую задачу, ребенку нужно восстановить в памяти обобщения, сделанные при ознакомлении с органами зрения человека и каждого животного в отдельности. К подобному типу повторения стимулирует и воображаемая ситуация.

Решение логических задач

Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности

Экспериментирование и опыты

Исследования (Н.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, Л.М.Кла-рина, Н.Г.Комратова, С.В.Кожокарь и др.) показывают, что этот метод очень эффективен в плане повышения познавательной активности. Как правило, он используется при познании живой и неживой природы, но его возможности значительно шире. Данный метод полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Приступая к изучению курса «Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью», следует прежде всего разобраться в понятиях «окружающий мир», «природный мир», «социальный мир», «социальная действительность». Усвоение этих стержневых понятий позволит лучше и точнее ориентироваться в сущности изучаемого предмета.

Окружающий мир - это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле - это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок.

Природный мир - живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира.

Социальный мир - люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями.

Социальная действительность - конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Составьте блок-схему, отражающую взаимосвязь названных выше понятий и объясните логику этой взаимосвязи.

Между всеми названными выше понятиями существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость.

Как известно, наша планета Земля образовалась примерно 4-5 млрд лет назад. Жизнь на ней возникла около 3-3,5 млрд лет назад. А со времени появления человека на Земле прошло примерно 3 млн лет. Согласно христианскому учению человек сразу был создан как существо высшее, разумное, наделенное совершенным телом и богатой душой. По теории эволюции он постепенно превращался в homo sapiens - человека разумного - в результате развития мозга, руки, речи. Например, неандерталец еще не был «человеком разумным».

По поводу происхождения человека на Земле вы вправе принимать любую точку зрения, но бесспорно доказано по меньшей мере два положения: человек - высшее разумное существо, человек становится таковым лишь среди себе подобных. Биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется, передается и делает каждое последующее поколение образованнее предьщущего.

Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Есть разные определения понятия «социализация». Они связаны с различными взглядами на сущность данного процесса. Обозначим по меньшей мере три точки зрения на понимание социализации.

Согласно одной концепции социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться - приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но в конце концов каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.

По другой теории, социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И. С. Кон).

И наконец, третья точка зрения: социализация - это «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик).

Сравните приведенные выше точки зрения, найдите в них сходство и различия.

Какая точка зрения вам представляется наиболее правильной?

При определенных различиях в подходах к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.

Но социализация - процесс двусторонний. Главное различие в названных выше трех позициях как раз и заключается в понимании этой двусторонности, в понимании степени активности индивида в процессе собственной социализации.

В первой позиции, рассматривающей социализацию как адаптацию к социальному миру, активность самого индивида несколько пассивна, он как бы является продуктом обстоятельств. Сам по себе процесс приспособления к миру, в который пришел ребенок, безусловно, очень важен. Но с точки зрения представителей теории адаптации он достаточен для становления индивида как социального существа.

Вторая позиция также рассматривает активность индивида ограниченно, на уровне «впитывания» социального опыта. Это тоже важно для социализации, но недостаточно. И наконец, третья позиция - человек взаимодействует с окружающим миром и преобразует его - характеризует процесс социализации наиболее полно, так как в ней заложена вера в то, что человек способен не только пассивно принимать мир, но и преобразовывать его.

Можно рассматривать эти три позиции и как определенные стадии в процессе социализации - от приспособления к изменению, преобразованию социального мира и себя в нем. Однако неправильно было бы понимать, что данные стадии в развитии человека следуют одна за другой, как бы постепенно усложняясь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его социализация должна осуществляться с ориентиром на третью стадию: ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они ревизованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые.

Для педагога интересно и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный социальный опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.

Какие же факторы влияют на социализацию личности? (Фактор - это «существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении; движущая сила, причина какого-либо [процесса, явления» - см.: Словарь иностранных слов. - М.,)82.) Все факторы социализации можно условно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макро-факторы.

МИКРОФАКТОРЫ

Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «личностно значимым» для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.

Приведите примеры того, что ребенок в младенческом, раннем, дошкольном возрасте может быть активным преобразователем окружающего его социального мира: в плане изменения предметов, взаимоотношений, отношения к себе самому и к людям, к природе.

МЕЗОФАКТОРЫ

К мезофакторам относятся этнокультурные условия. (Этносом называется исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими традициями, единой культурой, общим психологическим складом.) Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях, в разной этнокультуре. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя «имплицитная, несформулированная концепция» воспитания, на которую осознанно или неосознанно ориентируются представители этноса, тем самым приобщая ребенка к своей субкультуре.

На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат, географическое расположение поселения, пища. Мезофакторы, так же как и микрофакторы, имеют свои механизмы социализации личности. Прежде всего - это передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей, которые сами являются продуктом данной культуры и носителями ее характеристик.

Этнокультура «входит» в ребенка и опосредованно, через социальное окружение.

Свое воздействие на характер социального опыта оказывает также то, в городе или селе растет ребенок, поскольку уклад жизни большого или маленького города, поселка, деревни различен и данное обстоятельство не может не отражаться на социализирующейся личности.

МАКРОФАКТОРЫ

К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Изучать и учитывать их влияние на социализацию личности ребенка необходимо по нескольким причинам. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Именно они определяют то, что показывает сходство между людьми как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др. В плане решения воспитательных задач эти факторы создают объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного (толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению) отношения людей Земли друг к другу.

Социализация поколений осуществляется и под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и других процессов, которые не только происходят в отдельно взятой точке Земли, но и характеризуют жизнь землян в определенный исторический отрезок времени. Взаимовлияние народов, населяющих нашу планету, бесспорно, несмотря на попытку некоторых стран изолироваться от других. На современном этапе развития нашего общества мы без труда можем увидеть доказательства этого влияния как на политику нашего государства, так и на каждого члена общества, на растущее поколение и даже на детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что сегодня влияние общества, государства, страны на социализацию личности ребенка изучено очень мало, хотя оно и очевидно. Многое зависит от условий, которые создает или не создает государство для воспитания детей.

И наконец, к макрофакторам относят космос. За играми в гороскопы стоит пока еще практически не изученное влияние космических сил на психику и биологическое функционирование организма человека. И если медицина уже чаще всего не пренебрегает учетом таких воздействий, то психологи, и особенно педагоги, их не учитывают.

Таким образом, на превращение человека в существо социальное влияет множество условий, и педагогу необходимо знать и учитывать их при организации педагогического процесса.

Кроме того, чтобы воздействовать на процесс социализации грамотно и эффективно, нужно владеть определенной методикой, технологией, основанной на теоретических и практических знаниях. Необходимую помощь педагогу в решении таких фундаментальных вопросов окажет настоящее учебное пособие.

Задачи методики работы с детьми можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, направленные на развитие ребенка:

§ формирование у детей представлений о социальном мире и о самих себе в нем;

§ воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам, в нем происходящим;

§ формирование активной позиции, оптимистического мироощущения и способности к преобразованиям, творчеству.

Ко второй группе относятся научно-методические задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:

§ разработка эффективных методов и приемов, способствующих развитию когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка при ознакомлении с социальной действительностью;

§ использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм ее организации.

В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы:
Предметы, которыми ребенок не действует.
Предметы, которыми он постоянно пользуется.
Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности. Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к социальному миру, составила авторские дидактические игры.
Д\и “Радио”
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о ребенке, который потерялся. Развивать речевую память.
Воспитатель составляет описательный рассказ о ребенке, дети угадывают, кто потерялся. Дети выполняют роль ведущего.
Д\и “Мастерица”.
Цель: Развивать творчество, фантазию, умение раскрашивать наряды кукол.
Дети разукрашивают готовые трафареты одежды.
Дети рисуют одежду и вырезают ее.
Дети сортируют одежду по сезонному значению.