Дошк образ конспекты здоровьесберегающие технологии. Занятие с применением здоровьесберегающих технологий «Где прячется здоровье? Материалы и оборудование:Компьютерная презентация «Угадай – ка»,Магнитная доска, макет дерева, зубные щетки, мыло, расчески,

Фишова Светлана
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного занятия : «Познание» , «Коммуникация» , с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе

«Пять ключей»

Цель : формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей.

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания о частях суток;

Продолжать развивать конструктивные навыки (складывать разрезные картинки по сказкам) ;

Закреплять знания о счете от 1 до 5;

Закреплять знание о геометрических фигурах.

Развивающие :

Развивать внимание и память, наблюдательность, логическое мышление.

Закреплять умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация) .

Воспитательные :

Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Здоровьесберегающие : развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание; профилактика и коррекция плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, сохранение и укрепление здоровья детей , формирование привычки к здоровому образу жизни .

Методические приёмы :

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, упражнения здоровьясберегающей направленности . Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или поболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Демонстрационный материал : аудиозапись, кочки, массажный коврик, обруч, 5 рыбок, картинки животных,5 ключей, сундук, баночка с водой, тряпочка

Раздаточный материал : разноцветные схемы на каждого ребенка, разрезные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята у нас на занятии сегодня присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся .

Дети : Здравствуйте.

В : Что-то вы какие-то сонный еще. Не проснулись до конца. Мы с вами сейчас сделаем не большую разминку, чтобы вам окончательно проснуться. Сначала мы разбудим наши пальчики.

1. Гимнастика с мячом «Ежик»

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки. (офтальмологические упражнения)

2. Упражнение «Бабочка»

В : Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.

Давайте проследим за ее полетом только глазками

Бабочка летела, летела

И на цветочек села.

Пальчики проснулись, глазки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.

3. Упражнение «Тихо-громко»

Встаем в круг. Когда музыка звучит громко :

Мы идем по кругу и топаем ногами,

когда музыка звучит тихо :

Мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.

В : Молодцы ребята, теперь вы окончательно проснулись и готовы меня слушать. Я когда сегодня пришла в детский сад, под нашей дверью я обнаружила конверт, в котором лежал диск. Давайте послушаем его и узнаем от кого оно.

(включаю аудио запись)

«Здравствуйте, ребята. К вам, за помощью, обращается доктор Айболит. Мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебный эликсир здоровья и уже , было собрался в путь, но злые пираты отобрали его у меня и закрыли в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро. Помогите мне найти ключ. Для этого вам предстоит выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбок получите по ключу. Когда наберете 5 ключей, то сможете открыть сундук с волшебным эликсиром. Я бы и сам с вами отправился, но меня ждут другие больные зверята. Когда вы выполните все задания, позвоните мне по телефону 54321. Я буду ждать вашего звонка».

В : Ребята, мы поможем Айболиту?

Ответы детей

В : Пора отправляться в путь, но сначала надо проверить, сможем ли мы помочь. Мы с вами сыграем в игру.

4. «Закончите предложение» .

В : Я начну предложение, а вы его продолжите.

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4) . Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

В : Молодцы! Тогда отправляемся в путь к озеру. Идем по кочкам, а теперь по мостику.

Посмотрите, мы пришли к озеру. В нем плавают рыбки. Чтобы узнать, сколько рыбок всего, нам надо их посчитать (считают рыбок) . Ребята, давайте определим с какой рыбки мы начнем выполнять задания. Какая эта рыбка будет по счету?

В : Правильно, первая. А вот и первое задание.

5. «Скажи одним словом» (задание 1)

В : Задание называется «Скажи одним словом»

Я буду называть предметы, а вы назовите их одним словом.

Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты) .

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель) .

Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные) .

Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья) .

Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки) .

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь) .

Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые) .

Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт) .

В : Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Возьмите следующую рыбку. Какая она по счету?

Д : вторая

6. «Отгадай по описанию» (задание 2)

В : Правильно. Рыбка оставила нам карточки. Присаживайтесь на коврик и слушайте внимательно. Если отгадаете животное, то на ширме появится этот зверь.

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц) .

Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж) .

Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь) .

Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса) .

Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк) .

Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка) .

В : Ребята, а как называются эти животные? Правильно, дикие животные. За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ.

В

Д : третья

7. Физминутка с самомассажем «Дождик» (задание 3)

В : Правильно. Она нам предлагает просто отдохнуть. (звук грома и дождя)

Ребята, кажется, дождик начинается. Давайте с ним поиграем.

Встаем в круг.

Кап-кап, надо нам расходиться по домам

(Дети поглаживают спинку друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек

(кулачками стучат по спинке)

Град-град, сыплет град,

(пальчиками стучат по спинке)

Все под крышами сидят.

(делают «Крышу» руками над головой).

В : От рыбки получаем еще один ключ.

В : Возьмите следующую рыбку. Какая она по счету?

Д : четвертая

8. «Цветные схемы» (задание 4)

В : Молодцы. Для выполнения следующего задания, вам необходимо присесть за столы. (садятся) Перед вами лежат цветные схемы, по образцу вы должны сделать точно такие же. Начинаем.

В : Хорошо. Все правильно сделали? Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая она по счету?

Д : пятая

9. Разрезные картинки. (задание 5)

В : Правильно. Для выполнения последнего задания, нам надо разбиться на пары. Каждой паре я выдаю конвертик с разрезанными деталями сказки. Вы должны собрать картинку и сказать, что это за сказка. Начинаем.

В : Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей?

Д : пять

В : Пора звонить доктору Айболиту. Алло, доктор Айболит? Мы нашли все пять ключей. Что же нам делать дальше? Хорошо, мы вас поняли.

В : Ребята, Айболит сказал, что нам предстоит подобрать ключ к сундуку, открыть его и достать волшебный эликсир.

(подбираем ключ, открываем сундук, достаем баночку)

В : Ребята, по-моему, это обыкновенная вода… Ой, тут что-то написано, надо следовать инструкции. (делаю опыт) Это самый настоящий волшебный эликсир! Надо скорее посылкой отправить его доктору Айболиту.

В : Мы молодцы, ребята. Помогли Айболиту, и теперь он сможет вылечить зверей в Африке. Вы очень хорошо потрудились, выполнили все задания! В сундуке, был не только эликсир, но и витаминки от доктора, чтобы вы не болели! На этом наше занятие окончено , и вы дружно отправляетесь кушать витаминки!

Конспект НОД на тему: «Быть здоровым хорошо!» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: сформировать у детей понимание значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур, физических упражнений и режима дня.

Задачи:

Образовательные:
- Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных

ценностей;

Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи

здоровья и питания; - Обогатить и активизировать речь детей по теме; - Продолжать учить анализировать, делать выводы.

Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность; - Формировать потребность в соблюдении культурно – гигиенических навыков,

режима дня;

Развивать выразительность при чтении стихов, умение отгадывать загадки;

Развивать интерес к заботе о своем здоровье, проявление самостоятельности,

умение проявлять знания в игровой и речевой форме.

Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

Воспитывать чувство коллективизма, умение быть командой;

Воспитывать привычку к чистоте и порядку.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент

Познавательная деятельность с оздоровительной направленностью,

Двигательные упражнения

Игра

Словесные методы

Наглядные методы

Предварительная работа:

Беседа с детьми о здоровом образе жизни;

Проведение дней и недель здоровья;

Чтение пословиц и поговорок о ценности здоровья;

Разучивание стихотворения « Микроб»;

Сюжетно – ролевые игра «Больница»

Чтение художественной. литературы о здоровье.

Интеграция образовательных областей :

Чтение художественной литературы - Коммуникация - Социализация - Познание

Материал:
- эмблемы для команд «Яблочки», «Морковки»; - магнитная доска, мел; - мяч среднего диаметра; - книга с загадками; - корзина с яблоками.

Плакаты « Распорядок дня»

Ход занятия.

Ребята, хотите отправиться в путешествие? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, вот как здорово!А вы знаете, что слово « здорово» произошло от слова « здравствуйте»? произносите это слово вслух каждый день, делайте это как можно чаще, и тогда у вас будет хорошее настроение, будете здоровы.

Дети,это слово мы произносим не только, что бы приветствовать другого человека, но и еще пожелать ему что, как вы думаете?

Правильно (желаем человеку здоровья).

Вот сейчас мы с вами стоим в кругу и держимся за руки!Закроем глаза, руки опустим, вокруг себя покружимся и отправимся в страну « Здоровья»

Раз, два, три! Открываем глаза. Вот и оказались мы в стране « Здоровье» (дети проходят за столы.),

Дети, древние греки говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”.

Задумывались ли вы, что у здоровья есть много верных и добрых друзей?

Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым?

(Зарядка, правильно питание, чистота, свежий воздух, режим дня)

Правильно, ребята. Чтобы начать разговор о первой помощнице здоровья, давайте поиграем в игру «Мое утро». Передавая мяч по кругу, мы расскажем друг другу, что делаем по утрам.

Молодцы! Первая помощница здоровья - вода. Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, чистим зубы, моем руки, она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее микробы.

А что такое микробы? Что вы о них знаете? (Ответы детей).

Микроб – ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет – и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, куклы, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой-ка, у тебя горячий лоб:

Наверное, в тебе сидит микроб!

Иногда микробы попадают не только на руки или лицо, но и в нос, горло, и тогда мы начинаем чихать и кашлять. А как защитить себя от таких микробов?

(находиться в проветренном помещении, прикрывать нос и рот носовым платком,

соблюдать везде чистоту, порядок…).

Правильно. А сейчас я предлагаю вам выполнить комплекс закаливающего носового дыхания.

    Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).

    Сделать 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую,

по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

    Сделать вдох носом. На выходе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделать резкий выдох через нос (з – 4 раза).

    Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть

язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнесите:

а-а-а (5 – 6 раз).

Второй наш друг, как вы правильно уже заметили, - это утренняя гимнастика.

Подумайте, какую пользу она нам приносит? (Она прогоняет сон, дарит нам бодрое, хорошее настроение, укрепляет мышцы, укрепляет наше здоровье).

Правильно. Не только люди, но и животные приводят себя в порядок после сна. Давайте вспомним нашу физкультминутку «Хомячок» и немного разомнемся.

Физкультминутка

Хома, хома, хомячок

Носит рыжий пиджачок,

Хома рано встает,

Моет лапки, чистит рот.

Все приводит он в порядок

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хома прыгает опять.

Ребята, а как называется определенный распорядок дня, который помогает нам оставаться здоровыми?

(Режим дня).

Верно. Если всегда в одно и то же время просыпаться, завтракать, ходить на прогулку, ложиться спать, то у нашего организма вырабатывается определенный ритм, который помогает сохранить здоровье и бодрость.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь.Входит Доктор Айболит.

Здравствуйте, дети! Ребята, я слышал вы говорите здесь о здоровье, о гигиенических процедурах. А я хочу вас проверить знаете ли вы о том какая пища полезная, какая нет? Я предлагаю вам необычную игру-викторину « Дает силы нам всегда витаминная еда».

В соревновании будут участвовать две команды: «Яблочки» и «Морковки».

(Дети делятся на 2 команды).

Итак, первый конкурс «Разминка» .

Я буду задавать вопросы, а за каждый правильный ответ команда получает один балл. (Записываются на доске).

Вопросы:

    Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).

    При помощи чего мы ощущаем разный вкус? (Языка).

    Какие очень полезные ягоды созревают под снегом? (Клюква).

    Какую кашу можно сварить из пшена? (Пшённую).

    Прибор для резки хлеба? (Нож).

    Как называется сушёный виноград? (Изюм).

    Когда лучше есть жирную пищу – зимой или летом? (Зимой).

    Какие овощи надо есть, чтобы не простудиться? (Чеснок, лук).

    А что ещё необходимо человеку кроме пищи? (Вода).

    Какую воду лучше пить? (Кипячёную, очищенную).

    Арбуз – это овощ или фрукт? (Ягода).

    На чём растут финики? (На пальме).

    Что называют лесным мясом? (Грибы).

    Как называется утренний приём пищи? (Завтрак).

Подведем итоги первого конкурса.

(Считаются баллы).

Продолжаем нашу игру.

Второй конкурс “Загадки”.

В овощах и фруктах есть. Сколько их не перечесть. Есть еще в форме таблетки Вкусом лучше чем конфетки. Для Мишани и Полины Что полезно? - ... (Витамины)

В этом модном магазине Ты увидишь на витрине Не игрушки, не продукты, И не бабушкины туфли. Здесь микстура и таблетки, Мази, капли и пипетки. Для того чтоб не болеть Куда надо приходить? - ... (В Аптеку)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далёкой Африки. (Апельсин)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Взяли мы ее одежку,

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (чеснок)

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (огурцы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

(Считаются баллы).

Молодцы! А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть перед последним, самым важным состязанием. (Доктор Айболит проводит с д. физминутку. «Раз подняться, потянуться»).

Физкультминутка

Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

А четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Ну, а шесть – можно сесть!

Последний конкурс “Что нам нужно для здоровья”.

Я буду называть вам слова и кидать мяч. Если это нужно вам для того, чтобы быть здоровыми - ловите мяч, если нет- отталкиваете.

Наша игра-викторина закончилась. Молодцы,ребята! Со всеми заданиями справились. Я вижу здесь мне больше делать нечего. Здоровья вам! (Доктор Айболит уходит.)

Воспитатель: Ребята, наше знакомство с друзьями здоровья подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали? Что понравилось больше всего?

Давайте еще раз повторим с вами, что нужно для того, что бы быть здоровым?

(Ответы детей).

Сегодня вы все были молодцы. Большое вам спасибо! А это вам от меня вкусный и витаминный подарок. (Педагог дарит детям корзину с яблоками).

Разделы: Начальная школа

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедленное развитие. Несоответствие между физическим развитием первоклассников и предъявляемыми требованиями ставят ребёнка в условия, приближающиеся к экстремальным, и адаптационный процесс у них протекает напряжённо. В результате этого к концу первого года обучения число абсолютно здоровых детей значительно уменьшается. К числу причин, влияющих на здоровье школьников (социальных, экологических, экономических и генетических), относятся и факторы внутришкольной среды.

“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

На сегодняшний день одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. С 2007 года эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив школы четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей обучающихся. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Пытаясь исправить создавшееся положение, наша школа включилась в эксперимент “Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся”.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Сравнительный анализ пропусков учащимися по болезни, представлен в таблице:

Учебный год Всего учащихся Всего пропущено уроков Пропущено уроков по болезни
2008–2009 546 36975 35653
2009–2010 533 27817 27817
2010–2011 494 28963 28192

Таблица наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья обучающихся ухудшается и лишь 10 % школьников – являются здоровыми. За последние три года уровень здоровых обучающихся снизился с 38 % до 24 %, а больных стало 76 %. Учащиеся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома, часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин. У некоторых учащихся наблюдается нарушение сна, проблемы с дыхательной системой, достаточно часто возникает состояние слезливости. Все это требует контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, на воссоздание авторитета семьи. Появилась острая необходимость решения данной проблемы , которая играет особую роль в решении этих вопросов, ведь именно здесь должны формироваться основы здорового образа жизни, гигиены, социально-приемлемые способы удовлетворения базисных потребностей личности.

Данные по школе свидетельствуют о необходимости решения проблемы.

Общие данные по заболеваемости учащихся

Типы заболеваний

2008–2009 2009–2010 2010–2011
Миопия 81 99 77
Бронхиальная астма 3 2 1
Сколиоз 42 32 29
ДНЗ I и II степени 33 51 49
Плоскостопие 20 16 58
Нарушение осанки 39 31 43
Болезни ЖКТ 25 17 41
Болезни ССС 2 4 28
Лор 27 16 52
Эндокринолог 47 53 37
Невропатолог 9 15 12

Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение при организации учебно-воспитательного процесса в школе. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, так как это имеет прямое отношение к обучению.

Роль здоровьесберегающих минуток в группе продленного дня

Почему мы вышли на проблему здоровьесберегающего обучения? Этот шаг был неслучаен. Продленный день прочно вошел в жизнь общеобразовательной школы. Он должен быть не только воспитательным, но и оздоровительным. Основными задачами воспитателя группы продленного дня являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни.

Большие возможности, на наш взгляд, в этом отношении имеют оздоровительные двигательные мероприятия в учебном процессе и группе продленного дня.

О значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития воспитанников писали и пишут врачи, педагоги и психологи.

Воспитать здорового человека – одна из первейших заповедей нашей общеобразовательной школы. По утверждению В.А.Сухомлинского, добрая половина забот и тревог о детях в течение первых четырех лет обучения связана с заботой об их здоровье. “Я не боюсь, – говорит он, – еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”.

Мы поделимся опытом проведения на занятиях разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху учащихся.

В нашу практику вошло проведение здоровьесберегающих минуток при выполнении домашних заданий. Так как мы используем специальную гимнастику для пальцев, глаз, упражнения на осанку, для мышц шеи, рук и плеч, ритмическую гимнастику в музыкальном сопровождении.

Перед началом выполнения уроков мы разработали и проводим тренинг-настрой:

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.

Проводя, комплекс упражнений гимнастики до занятий решаем следующие задачи:

  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
  • воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений.

На своих занятиях мы учим детей правильно дышать, используя упражнения на дыхание и формирование правильной осанки. Так как долгое сидение приводит к ослаблению дыхательных мышц.

Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь. (Потягивания, руки вверх .)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.
Наклонились, раз и два, (Наклоны вперед-назад. )
И за парты нам пора.

Используя упражнения для пальцев рук, мы формируем речедвигательный анализатор, а для того чтобы предупредить зрительное утомление школьников мы используем комплекс упражнений для глаз.

“Замок” (гимнастика для пальцев рук )

На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок )
Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны )
Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук )
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга )
И открыли! (пальцы расцепились )

“На море” (комплекс упражнений для глаз )

(Под медленную спокойную музыку. ) LANG="EN">

1. “Горизонт”

1–4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (“на море”) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить линию горизонта справа-налево.

2. “Лодочка”

1–4 – чертим “лодочку” (дуга к низу), глаза повторяют движение, голова прямо.

3. “Радуга”

1–4 – чертим “радугу” (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить движение в другую сторону.

4. “Солнышко”

1–8 – “На море солнышко” – чертим “солнышко” (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Повторить движение в другую сторону.

5. “Пловец плывет к берегу”

1–4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5–8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. “Яркое солнышко”

1–8 – зажмуриться – “солнышко ослепило”, закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Использование нами физкультминуток позволяет использовать оставшееся время при выполнении домашних заданий гораздо интереснее и с наибольшей результативностью учебной отдачи учащихся, сохраняя при этом здоровый образ. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшей работе.

По данной работе школьным психологом проводился экспресс-опрос и дал следующие результаты:

Оздоровительные минутки обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствую повышению внимания и активности учащихся во время выполнения уроков.

Эффективно проводить упражнения с простейшим инвентарём (скакалка, мяч, эспандер), под музыку, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнений, позволит превратить 5–10-минутный перерыв в весёлую и увлекательную игру.

Таким образом, рассматривая воспитательный процесс с позиции роли в нём движений установлено следующее:

  • движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения и воспитания;
  • недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
  • знание учителем и воспитателем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю и воспитателю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
  • объём двигательной деятельности учащихся в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.

Литература

  1. Баранчукова Г.А
  2. . Об организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и группах продленного дня. Методические рекомендации. – Л., 2001.
  3. Гордеева В.В
  4. . Система воспитательной работы в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н
  6. . управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
  7. Ковалько В.И
  8. . Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников. – М.: ВАКО, 2005.
  9. Ковалько В. И
  10. . Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.

Гришкова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад №51 «Центр детства», г. о. Серпухов, Московская область.
Расширение представления детей о режиме дня, питании, культурно - гигиенических навыках, двигательной активности на основе «Цветика здоровья». Предназначена занятия, для детей старшего дошкольного возраста.

Дата публикации: 25.07.2017

Конспект занятия НОД с использованием

здоровьесберегающих технологий

в старшей группе.

Интеграция образовательных областей:

ü Познание.

ü Здоровье.

ü Коммуникация.

ü Социализация.

ü Художественное творчество.

ü Физкультура.

ü Чтение художественной литературы.

ü Труд.

ü Безопасность.

Цели:

  • Ø Формирование представления о здоровом образе жизни человека.
  • Ø Расширение представления детей о режиме дня, питании, культурно - гигиенических навыках, двигательной активности на основе «Цветика здоровья».
  • Ø Воспитание желания быть здоровым, выполнять простые правила бережного отношения к своему здоровью.

Задачи по образовательным областям:

  • Ø Познание: учить детей объяснять зависимость и связи взаимодействия человека с факторами, влияющими на здоровье.
  • Ø Здоровье: формировать представления детей о здоровом образе жизни.
  • Ø Физкультура: поддерживать интерес к физкультуре и спорту. Формировать потребность в двигательной активности.
  • Ø Безопасность: приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения.
  • Ø Труд: закреплять навыки самообслуживания.
  • Ø Коммуникация: развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.
  • Ø Художественная литература: развивать интерес к художественной литературе.
  • Ø Социализация: развивать игровую деятельность детей. Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Ø Художественное творчество: способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности.

Пособия и материалы: «Цветок здоровья», тетрадь « Правильное питание», лист бумаги, простой карандаш, письмо.

Предварительная работа:

  • § Беседы «Береги себя».
  • § «Если хочешь быть здоровым?».
  • § «Какие мы?».
  • § «Зачем человек ест?».
  • § Дидактические игры: «Хорошо и плохо», «Витаминки».

Ход деятельности:

Дети сидят полукругом.

Педагог: сегодня я принесла на занятие цветок. Где же он?

Ищет. Находит только сердцевину от цветка (надпись «Я здоров»). Ой, а где же лепестки? Помню, они были.

Ищет. Находит письмо от профессора - доктора медицинских наук Ивана Ивановичу Смирнову

«Уважаемая……!

Я много хорошего слышал о вашем детском саде. Ваши ребята очень спортивные, участвуют в соревнованиях, занимают призовые места. Я узнал, что вы собираетесь проводить беседу о том, как нужно сохранять своё здоровье.

Посылаю вам Цветок. У него нет названия, пусть его придумают дети. Не торопитесь показывать весь цветок детям, покажите только сердцевину. Пусть дети отгадают 7 причин, от которых зависит здоровье человека, и тогда увидите чудесный цветок. Желаю вам здоровья, успехов в спорте. Надеюсь, что многие из вас станут мастерами спорта и Олимпийскими чемпионами, если будут заботиться о своём здоровье. Хотелось бы ещё от вас получить рисунки, с изображением ребёнка, который заботится о своём здоровье и ребёнка, который недостаточно заботится о своём здоровье.

Ответы присылайте по адресу:

г. Здоровейки… Институт Здоровья Человека… Смирнову Ивану Ивановичу.

Педагог: ну, что? Сможем справиться с этим заданием? Отгадаете семь причин, от которых зависит здоровье человека? Вот вам первая загадка: Как называют человека, который плавает в холодной воде, может ходить по снегу босиком и не заболеет, ежедневно делает зарядку на улице, спит с открытой форточкой, гуляет в любую погоду? Он……

Дети: спортсмен, закалённый.

Педагог: чтобы быть здоровым - нужно закаляться. Можем мы сказать про себя, что мы закаляемся? Расскажите, как мы с вами закаляемся.

Дети: делаем зарядку на улице, гуляем в любую погоду и т.д.

Педагог: для чего мы закаляемся?

Дети: чтобы быть здоровыми!

Прикрепить лепесток с надписью «Я закаляюсь!».

Педагог: вторая загадка.

Вы делаете это постоянно, даже во сне.

Это один из признаков живых существ. Для этого нужен нос.

Дети: чтобы дышать.

Педагог: объясните, что значит правильно дышать?

Дети : дышать нужно носом.

Педагог: да, верно. Дышать нужно носом, особенно в холодное время года. Почему?

Дети: воздух согревается, очищается в носу.

Педагог: молодцы! Чтобы легко дышалось, мы знаем с вами массаж для носа. (Дети делают массаж для носа)

Педагогь: наше здоровье зависит от того, как мы дышим и заботимся о своём носе.

Прикрепляет лепесток с надписью «Я правильно дышу!».

Педагог: третья загадка - дети делают это четыре раза в детском саду и один раз дома вечером. Некоторых детей приходится уговаривать сделать это. Большинству детей нравится и витаминный салат и рыба в омлете и борщ. О чем эта загадка?

Дети: о питании, о еде.

Педагог: правильно! Чтобы быть здоровыми, нужно кушать только полезную пищу. Какие продукты можно назвать полезными?

Ответы детей: овощи, фрукты, соки, молоко, кефир и т. д.

Педагог: вкусную и полезную пищу для вас готовят в детском саду. Сотрудники детского сада заботятся о вас, хотят, чтобы вы были здоровыми. Возьмите тетрадь, найдите и наклейте пять самых полезных, по вашему мнению, изображений продуктов.

(Дети выполняют задание).

Педагог: молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание. Кушайте только полезную пищу, и будете здоровы.

Прикрепляет лепесток с надписью « Я правильно питаюсь»

Педагог: следующая загадка – эти дети дружат с водой, дружат с мылом и губкой, без напоминания чистят зубы, следят за своей одеждой. Их не зовут грязнулями, их зовут……..

Дети: чистюлями.

Педагог: а что вы делаете, чтоб быть чистыми?

Дети: моем руки перед едой и после посещения туалета, принимаем ванну, душ, чистим зубы, полощем рот после еды и т.д.

Педагог: в народе говорят « Чистота - залог здоровья». Человек сам должен следить за чистотой своего тела, за чистотой одежды и обуви. С опрятным, чистым человеком приятно общаться. Как вы думаете, что должно быть написано на четвёртом лепестке?

Ответы детей: «Я – чистый!».

Педагог: итак, у нас с вами есть четыре лепестка. А должно быть семь. Сколько ещё нужно отгадать загадок?

Ответ детей: нужно отгадать три загадки.

Педагог: слушайте. Эти дети непоседы. Им все время нужно что-то делать. За ними не уследишь: то играют с мячом, то лазают по канату, прыгают на скакалках, то бегают друг за другом. И так целый день. Любят они это делать. Что они любят делать?

Ответы детей: двигаться.

Педагог: мышцы ребёнка и взрослого должны всегда работать, быть в движении. Движения человеку необходимы так же, как пища.

Ещё говорят: «Движение - это жизнь». Вы устаёте, когда долго сидите, ваш позвоночник устал держать спину. Вам хочется подвигаться?

Игра « Ровным кругом»

- движения необходимы для человека. Что должно быть написано на пятом лепестке?

Ответ детей: Я двигаюсь!

Прикрепить лепесток с надписью « Я двигаюсь!».

Педагог: дети, а какое выражение лица бывает у здорового человека?

Ответы детей: он улыбается, весёлый.

Педагог: верно, а когда человек болен, когда каждое движение причиняет боль - ему весело? Какое выражение лица бывает у человека, когда он болен?

Ответы детей: грустное…

Педагог: как можно помочь больному?

Ответы детей: посидеть с ним, принести воды, поговорить и т.д.

Педагог: верно. Нужно постараться сделать приятное: поговорить, прочитать стишок, спеть песенку. Вы это все умеете. Что-то вы у меня загрустили. Я попробую вас развеселить.

Читает 2-3 высказывания из книги К. И. Чуковского « С двух до пяти».

Педагог: учёные заметили, что весёлые люди редко болеют и долго живут. Давайте не будем огорчать друг друга и своих родных. Пусть все будут здоровы и веселы! Что должно быть написано на шестом лепестке?

Ответы детей: Я весёлый!

Воспитатель прикрепляет лепесток с надписью « Я - весёлый!».

Педагог: нам осталось отгадать последнюю загадку.

Слушайте. Эти дети всегда найдут выход из трудной ситуации. Упал, разбил коленку - идёт домой, моет водой, терпит, когда ему обрабатывают зелёнкой. Никогда не разговаривают с незнакомыми людьми. Знают, как правильно переходить проезжую часть. Знают, что нельзя открывать дверь незнакомым людям. Не выглядывают в открытое окно. Они всегда знают, что нужно делать в случае опасности. А какая опасность может подстерегать вас дома?

Ответы детей: открытые окна, горячая кастрюля, розетки, острые предметы, телефонные звонки и т.д.

Педагог: «А на улице?»

Ответы детей: транспорт, незнакомые люди, потерялся, бродячие собаки и т.д.

Воспитатель: чтобы сохранить своё здоровье нужно знать и выполнять правила безопасности.

Наш последний лепесток называется «Я знаю, что делать в случае опасности!»

Давайте прочитаем, как называются все наши лепестки. Сколько всего лепестков? Что написано на сердцевине?

Как мы назовём наш цветок?

Ответы детей: «Цветик здоровья» и другие варианты.

Педагог: все лепестки очень нужны и важны! Давайте будем заботиться о своём здоровье, а чтоб нам не забыть правила, мы поместим наш цветик «Здоровья» в уголок физкультуры и спорта.

Друзья мои, кто помнит, просьбу профессора Смирнова Ивана Ивановича? Что он просил нас нарисовать?

Ответы детей: детей, которые занимаются физкультурой и детей, которые не дружат со спортом.

(Дети рисуют.)

Затем воспитатель собирает рисунки детей и вкладывает в конверт и запечатывает письмо, пишет на конверте адрес и обещает отправить письмо профессору «Смирнову Ивану Ивановичу».


Стихотворение «О здоровье».


Следует ребята знать,
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И чаще улыбаться,
Закаляться, и тогда.
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб.
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

Список используемой литературы:

1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М., 2010.

2. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. - М., 2011.

3. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.- М.МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.

Самоподготовка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Выполнила: Молчанова Т.Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат №30», г. Владимир.

Цель самоподготовки:

Закреплять знания, полученные на уроках;

Прививать навыки самостоятельности в работе.

Образовательные задачи :

Учить самостоятельно ориентироваться в условиях домашнего задания (на какую тему, каким способом выполняется.) При затруднении уметь использовать правила, обращаться к памяткам, словарям, или похожему заданию, выполненному ранее на уроке;

Формировать умение самостоятельно организовать учебный труд (соблюдать режим, правильно использовать время);

Формировать понимание необходимости проверять свою работу, т.е. формировать навыки самопроверки и самоконтроля.

Воспитательные задачи:

Воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

Развитие осознанного желания работать самостоятельно;

Развитие устойчивой активности и интереса к учебной деятельности;

Воспитание целеустремлённости и упорства в выполнении учебной деятельности;

Воспитание умения не мешать другим.

Оборудование: памятки, часовой циферблат, диапроектор, зрительные тренажеры, массажные коврики для ног, сигнальные карточки.

1.Организационный момент:

Обязательное проветривание помещения;

Приготовление рабочего места детьми (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенном порядке на рабочем столе);

Получение пособий, которые будут необходимы в процессе работы

2. Коррекционно-развивающая работа перед самоподготовкой:

Использование элементов нейролингвистического программирования.

Ребята, сядьте поудобнее, расслабьтесь (звучит музыка …) (Приложение 1.)

Закройте глазки. Представьте, что вы в зимнем лесу. Перед вами тропинка. По одну сторону тропинки мрачный, глухой лес, по другую светлая солнечная поляна, покрытая серебристым искрящимся снежным ковром, слышно постукивание дятла.

Вы, пока, находитесь в глухой, мрачной половине, а вместе с вами неуверенность, страхи, нежелание что-то сделать. Но мы не будем здесь задерживаться. Оставив все свои неприятные ощущения, вы выходите на солнечную поляну, тянетесь к свету, к знаниям.

У вас хорошее настроение. Все у вас получится.

А сейчас открываем глазки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Повернитесь ко мне. Я тоже дарю вам свою улыбку. И с этим хорошим настроением, давайте приступим к самоподготовке. Но сначала выясним, что же задано. (Рапорт дежурного) Но прежде чем приступить к работе, вспомним главное правило самоподготовки «3-х «Я»»:

Я сам выполняю.

Я сам проверяю.

Я сам оцениваю.

Все вспомнили, готовы выполнить задание по русскому языку. Но вот незадача, пока мы гуляли по зимнему лесу, наши пальчики замерзли и не слушаются. Давайте их разогреем.

«Пальчиковая гимнастика»

  1. Приготовили ладошки, разогрели их немножко (растирание ладошек).
  2. «Солнышко»

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки.

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев рук, соединив их.)

Слова учителя: - Когда выглянуло солнышко, мы увидели нарядную елочку. (На доску вывешивается рисунок с изображением елочки.)

  1. « Ёлочка»

Перед нами елочка (Дети выполняют упражнение « Елочка»)

Шишечки, иголочки, (Сжимают кулачки, выставляют вперед

Указательные пальчики.)

Шарики, фонарики (Выполняют упражнение «Шарик», затем

Поднимают руки и поворачивают ладони,

Расставив пальчики.)

Зайчики и свечки, (Выполняют упражнение « Зайчик», а затем

Ставят кулачки друг на друга.)

Звезды, человечки. (Складывают вместе ладони с широко рас-

Ставлеными пальчиками, затем ставят

Руки на пояс и качают головой.)

4. «В бой…»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – «Ура!»

Вот и в бой идти пора.

(Поочередно разгибать пальцы начиная с большого. Затем большим пальцем касаясь всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!», кулачок разжать широко расставив пальцы в стороны.)

Слова учителя: - Солдаты готовы. Начинаем с выполнения задания по русскому языку. Но помните, что на выполнение задания отводится всего 20 минут.

2. Выполнение домашнего задания по рус. яз.

1). Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, обращает внимание на текст памятки “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно.

2). Повторение единых орфографических требований.

3). Самостоятельное выполнение задания (работа с памяткой).

Дети, которым необходима помощь, поднимают сигнальную карточку.

4). Самоконтроль (сверка с готовым ответом, самооценка ).

5). Проверка работы воспитателем.

Детям, раньше закончивших работу, предлагаются таблички с занимательными заданиями в цветных конвертах.

3. Физкультминутка

А). Для глаз «Лепим снеговика». (Приложение 2)

Б). Музыкальная физкультминутка с использованием массажных ковриков.

(Приложение 3)

В). Гимнастика для мозга «Думающий колпак». Движения обостряют слух, улучшают работу кратковременной памяти, помогают сконцентрировать внимание.

Можно выполнять стоя и сидя.

  1. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
  2. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
  3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
  4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

« Облако дыхания»

Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

Важно синхронизировать работу тела и дыхания.

4.Выполнение домашнего задания по математике

1).Разбор содержания домашнего задания с объяснением последовательности его выполнения.

2).Повторение правила оформления работы в тетради.

3).Самостоятельная работа (на черновиках).

4).Самопроверка с использованием памятки.

5).Коллективная проверка на доске с использованием сенсорного круга.

6).Выполнение домашнего задания в рабочих тетрадях.

7 ). Самооценка .

5. Физкультминутка.

Гимнастика для мозга «Брюшное дыхание». Упражнение улучшает дыхательный процесс, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи.

1 . Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над
губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.

2.Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.

3.Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.

4.Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.

Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.

«Энергетическая зевота» . Это упражнение улучшает навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи. За счет ослабления напряжения мышц лица упражнение способствует улучшению зрительного внимания и восприятия, помогает в общении.

  1. Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки.
  2. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки.
  3. Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у».
  4. Повторите упражнение 3–6 раз.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.