Режим дня для дошкольника в семье. Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка. Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Режим дня дошкольника - это комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, нервной системы и пищеварительного тракта ребёнка. Правильно составленный распорядок поможет снизить утомляемость и обеспечить все потребности малыша. Однако во всём следует знать меру, поэтому не следует ставить дошкольника в жёсткие рамки, которые только навредят ему.

Общие сведения для составления распорядка дня ребенка

Перед тем как составлять режим дня для детей дошкольного возраста, необходимо определиться с его назначением и подробно изучить основные преимущества. Вся эта информация поможет создать оптимальный распорядок, который будет полезен ребёнку и не станет причиной каких-либо проблем.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и правильно развивался, необходимо правильно составить режим дня дошкольника. Для дома достаточно немного модернизировать распорядок, предусмотренный в детском садике. Это поможет малышу быстро адаптироваться к новым условиям, что значительно снизит вероятность негативной реакции. Детские психологи утверждают, что дневной режим:

  • повышает работоспособность;
  • улучшает сон;
  • повышает аппетит;
  • делает ребёнка более ответственным;
  • улучшает дисциплину;
  • повышает самооценку;
  • увеличивает умственные способности.

Приучать сына или дочь к распорядку дня следует с самого раннего возраста. Это сформирует у них привычку, которая может остаться с ними на всю жизнь. Дети младше 6 лет намного легче приспосабливаются к установленному дневному режиму, поэтому рекомендуется составлять его именно в этот период жизни.

Основные преимущества

Распорядок дня дошкольника дома имеет большое количество преимуществ. Их обязательно нужно брать во внимание перед началом составления дневного режима. Это поможет подготовить идеальный вариант для ребёнка, который станет неотъемлемой частью его жизни. Главными достоинствами дневного распорядка считаются следующие:

Оптимальный вариант распорядка

В большинстве случаев образец распорядка дня дошкольника представляет собой сбалансированное сочетание всех видов деятельности и отдыха. Составлять его могут только родители, которые знают все особенности малыша, его предпочтения и способности.

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы.

Основные моменты , которые следует учитывать при выборе продуктов:

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 - днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

  • шумные игры;

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Режим дня дошкольника - это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий, питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом, а также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1–2 кружков. У него должно оставаться время на отдых, общение с родными. Чрезмерная развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна, снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок

Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:

  • 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
  • 8:00 – 8:30 – завтрак;
  • 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
  • 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
  • 12:30 – 13:10 – обед;
  • 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
  • 13:30 – 15:30 – сон;
  • 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
  • 16:00 – 16:30 – полдник;
  • 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
  • 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
  • 19:00 – 19:30 – ужин;
  • 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
  • 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
  • 21:00 – 7:00 – ночной сон.

Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.

Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в дошкольном учреждении, и на выходных. Это позволит ребенку более продуктивно включиться в деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.


В деле воспитания подрастающего поколения важнейшей задачей является целенаправленное приучение детей с раннего детства придерживаться режима. Лишь тогда они будут выполнять его неукоснительно. Малыш даже и не подумает противиться, если, например, пришло время идти спать. Если в девять вечера он лёг и через полчаса уже крепко спит, то наутро его не придётся долго тормошить - ребёнок проснётся весёлым и бодрым. У него будет больше времени на одевание и утренний туалет, а родителям не придётся беспрестанно его подгонять, ворча по поводу его нестерпимой медлительности. Привыкшего к режиму ребёнка днём не придётся множество раз приглашать к столу или безнадёжно выуживать с прогулки. Рутинный семейный день спокойно начинается и также кончается, а все связанные с режимом конфликтные ситуации кажутся невозможными. Поэтому вечерние часы родители могут спокойно посвятить своим занятиям.
Если сон, приёмы пищи, прогулки и прочие виды деятельности расписаны по часам и повторяются ритмично, то такой образ жизни укрепляет нервную систему и заставляет все физиологические процессы организма протекать стабильно.
Режим соблюдается неукоснительно в детских дошкольных учреждениях, чего часто не наблюдается дома, где дети освобождаются от всякого режима. Уже давно отмечено, что когда в выходные дни, проведённые дома, малыш сбивается с привычного режима, то в понедельник он не так хорошо себя чувствует в детском саду: ощущает вялость, утомлённость или, наоборот, чрезмерную возбудимость. Днём ему может потребоваться большее время на сон, чем в прочие дни.

Распорядок дня дошкольника

Здесь и важна привычка поддерживать распорядок дня, которая воспитывалась ещё с раннего детства. Часто ребёнок стремится завершить своё занятие, что само по себе похвально. Поэтому лучше заранее (за 10-15 минут) предупредить его о том, что приближается время сна. Когда же этот момент настанет, то уже нужно настаивать, чтобы малыш не задерживался.
Для дошкольника возрастом в пределах 3-7 лет желательно придерживаться следующего распорядка:
7-7.30 ч. - подъём, туалет, зарядка;
8-8.30 ч. - завтрак;
9-10 ч. - развивающие занятия, игры;
10 ч. - второй завтрак;
10.20-12 ч. - прогулка;
12.30-13 ч. - обед;
13-15 ч. - дневной сон;
15.30 ч. - полдник;
16-18 ч. - занятия, прогулка, игры;
18.30-19 ч. - ужин;
19-20.30 ч. - игры, свободное время;
21 ч. - отход ко сну.
Если ребёнка отводят в детский сад, то там придерживаются примерно такого же режима (лишь ужин в детском саду наступает раньше). Но даже если дети не ходят в детский сад, то и тогда врачи рекомендуют для них тот же режим. К режиму дня дети привыкают достаточно быстро и реагируют на него благоприятно. Причём, чем младше малыш, тем легче он осваивается в рамках выбранного распорядка дня. Ведь детям необходима стабильность. Когда их жизнь состоит из планомерно чередующихся событий, то они более спокойно и уверенно себя чувствуют. Зато любое новое, неожиданное событие для их нервной системы становится причиной стресса.
Разумеется, с точностью до минуты выдерживать предложенный распорядок нет необходимости. Ежедневно требуется лишь примерное соблюдение расписания и порядка событий. В хорошую погоду время на прогулку можно существенно увеличить, а если малыш захворал, то продлить время его сна и отдыха за счёт количества занятий.

Многие современные родители не только лояльно относятся к тому, что их чада смотрят фильмы далеко не по возрасту, но, бывает, и хвастаются этим &ndash ...

Питание

Дошкольникам требуется пятиразовое питание, включающее три основных приёма пищи (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных, в роли которых выступают второй завтрак и полдник. В основные приёмы пищи нужно обязательно включать горячие блюда. По калорийности на завтрак должна приходиться четверть суточной нормы потребления, на обед - 40% и 20-25% - на ужин . Чаще всего на полдник и второй завтрак детям предлагают молочные продукты, фрукты и выпечку. Порции еды детям нужно давать с учётом их возраста. Между приёмами пищи не должно быть больших промежутков. Большие перерывы между едой, беспорядочное питание, частые перекусы и переедание вызывают раннее проявление заболеваний ЖКТ.

Сон дошкольника

Малыш до 5 лет в сутки должен спать 12-12,5 часов, в 5-6 лет на полчаса-час меньше, причём на основной сон приходится 10-11 часов, а на дневной 1,5-2,5 часа. Ночной сон находится в пределах от 21-21.30 и до 7-7.30 утра. Дневной сон дошкольников должен быть организован так, чтобы просыпались они в 15-15.30, позже устраивать дневной сон не следует, поскольку в этом случае неизбежно будут возникать проблемы с отходом к ночному сну. Бодрствование во второй половине дня должно быть не меньше 6 часов, чтобы ребёнок успел достаточно наиграться и почувствовать естественную необходимость в отдыхе.
Отход ко сну ребёнка во многом зависит от условий воспитания. Часто дети воспринимают необходимость идти спать как неприятность, и упрашивают разрешения поиграть ещё или посидеть у телевизора. Но встретив отказ, они идут умываться в плохом настроении, долго раздеваются, возятся, с трудом засыпают. В результате они недобирают положенного отдыха и наутро с трудом встают. При систематическом недосыпании настроение ребёнка портится, он становится капризным, состояние его нервной системы ухудшается. Поэтому важно с помощью гигиенических и педагогических методов закреплять потребность во сне, чтобы при укладывании ребёнок испытывал удовольствие, и быстро, без дополнительных стимулов, засыпал.

Активные игры и прогулки

Чтобы малыш рос здоровым, ему необходима двигательная активность в достаточном количестве. Например, ежедневно здоровый ребёнок должен проходить минимум 2-3 километра. Ежедневная достаточно длительная прогулка является важнейшим средством для полноценного физического развития малыша и его оздоровления. Зимой ребёнку нужно гулять минимум 3-4 часа ежедневно, и даже если погода не благоприятствует прогулке, то её можно сократить, но совсем не отменять. Климатические условия (сила ветра, влажность и температура воздуха), которые не вредят прогулкам ребёнка, являются не до конца решённым вопросом. Во многом это зависит от климата, в котором растёт малыш. Например, на российском севере с продолжительной и суровой зимой, детвора старшего дошкольного возраста может гулять и при минус 30-35 градусах. Просто лицо ребёнку смазывают вазелином. Если ребёнок озяб, то его минут на пять пускают в помещение погреться. Тем не менее, даже короткие (15-20 минут) прогулки на сильном морозе являются хорошей физической зарядкой и поднимают настроение малыша.

Частенько зимой родители ограничивают подвижность малышей, излишне тепло их кутая.
Родители руководствуются при этом лишь лучшими побуждениями, боясь, что малыш заболеет. Но фактически получается то, что похожий на кочан капусты ребёнок не может свободно играть со сверстниками, лепить снежных баб, бросаться снежками, спускаться с горки на санках. Тем самым он не только лишается самих этих забав, но и начинает отставать в физическом развитии. У подобных детей снижается приспособляемость организма не только к холоду, но и к жаре, снижается иммунитет против патологических микроорганизмов. Такие дети часто либо слишком полные, либо чрезмерно худые. А негармоничное физическое развитие вызывает отставание в совершенствовании навыков движения.
Иногда прогулки прерываются потому, что замёрз сам сопровождающий детей взрослый, ведь ему приходится двигаться значительно меньше, чем детям. Поэтому и он должен подготовиться к полноценной прогулке - обуться и одеться соответственно.
Чтобы у детей вырабатывалось положительное отношение к прогулкам, важно и то, как взрослые отзываются о погоде. Если старший с улыбкой объявляет, что «Сегодня ветерок, но мы его не боимся», «Сегодня морозец немного щиплется» или «Дождик не такой уж и сильный», то и ребёнок начинает легче относиться к превратностям погоды. Но если старшие сами встревожены сильным морозом, дождём или ветром, то и малыш это почувствует и не захочет гулять.
Но больше определяет отношение к прогулке ребёнка её содержание, особенно если ему позволяют проявлять физическую активность. Особенно привлекательной становится прогулка с катанием с горок стоя, на дощечках, на санках, совместными детскими играми, катанием на лыжах и коньках.
Совместное воздействие физических упражнений и свежего воздуха станет эффективным способом закаливания, прекрасно тренируя различные функции организма. Когда приходит вместе с весной тепло, то дети проводят на свежем воздухе почти целый день. Но и весной ребёнка нужно одевать в соответствии с погодой, которая часто ещё бывает неустойчивой, с внезапными похолоданиями и колебаниями температуры даже в течение одного дня.
Родители часто перестраховываются и отправляют ребёнка гулять в зимней одежде, в которой он быстро перегревается. Чувствуя тяжесть, он расстёгивает или даже вовсе снимает куртку, а за этим может последовать простуда. Одежду дошкольника следует постепенно облегчать: вместо шубы надеть пальто полегче, под которое поддеть вязаный свитер, затем снять с него тёплые рейтузы, шерстяные носки и т. д. Когда станет ещё теплее, можно выпускать ребёнка гулять с открытыми конечностями, а затем и в одних трусиках. Летом у детей вырабатывается привычка гулять легко одетыми. В прохладные дни их можно оставлять в лёгкой одежде, хотя некоторые заботливые мамаши в этом случае надевают на малышей колготки, платье и более тёплые вещи, несмотря на недовольство самих малышей . Хотя в этом споре дети оказываются правы, ведь закалённой коже такая защита уже не нужна.

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись на весь год витамином D. Но вместе с этим нужно з...

Занятия дошкольника

Для дошкольников уже предусмотрены учебные занятия: их учат грамоте, арифметике. Проводятся также творческие (лепка, рисование, музыка, конструирование, танцы) и спортивные занятия. Пики детской работоспособности приходятся на периоды 9-12 и 16-18 часов, поэтому к этому времени и следует привязывать занятия, в которых требуется физическая и умственная нагрузка.
По мере взросления детей всё больше времени отводится на проведение обучающих, творческих и развивающих занятий. Если в 3-4 года было достаточно двух ежедневных занятий по 12-20 минут, то с 5-6-летними потребуется уже 2-3 занятия по 20-30 минут. Учебные занятия рекомендуется прерывать физкультминутками.
Не следует перегружать дошкольника изобилием секций и кружков. Если ребёнок ходит в детский сад, то ему достаточно двух-трёх дополнительных занятий в танцевальном кружке или спортивной секции. Ребёнок, перегруженный занятиями, может начать испытывать проблемы со здоровьем: нарушение сна, неврозы, снижение иммунитета. Ведь помимо специальных занятий на протяжении дня у ребёнка должно оставаться время и для интересующих его развлечений и игр.

2 1

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования Вологодской области

БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»

Контрольная работа по предмету:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Тема: «Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня»

Выполнила студентка 1 курса

Ротарь Дилафруз Юлдошевна

Преподаватель Михно Е.С.

Великий Устюг 2016

Введение

1. Понятие режима дня

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму при надлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Цель данной контрольной работы - исследование режима дня детей дошкольного возраста и возрастные изменения в режиме дня.

Объектом исследования явились разновозрастные группы детского сада.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

Рассмотреть основные принципы режима

Рассмотреть режим организации видов деятельности и варианты и перестройка режима

Детально рассмотреть режим дня;

Сделать выводы.

1. Понятие режима дня

Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности. Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов). Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования - важное условие нормальной психической деятельности человека. Правильная организация режима жизни детей - необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Показателями правильно составленного режима являются:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.

Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов.

1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.

2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п. Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку». 3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка. Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.). 4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д. 5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.

1.1 Возрастные особенности режима

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года--5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 ---4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 "/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).

1.2 Режим организации видов деятельности

ребенок режим физиологический

В режиме дня младших групп (3--4 года) предусматривается 12 - 12 1/2 часов на сон, из них 2 часа на одноразовый дневной. Сравнительно с более старшими группами, малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее- 3--4 часов, а летом весь день. Ежедневно проводится одно организованное занятие (рисование, лепка, занятия по развитию речи) вначале продолжительностью 10 минут и постепенно доводится до 15 минут. В режиме детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, длительность организованных занятий увеличивается до 15--20 минут и характер их несколько усложняется. В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон полагается н11 1/2 часов (10часов ночью и 1 1/2 часа днем). Ежедневно проводятся два занятия, первое продолжительностью 25--30 минут и второе-- 15--20 минут с перерывом в 10 минут. Занятия приобретают характер обучения. Все свободное время -- до завтрака, на прогулках и особенно во вторую половину дня после дневного сна--отводится для игр. В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такие же, как в старшей группе. Занятия усложняются, детей знакомят с буквами, учат счету. Ежедневно бывают два занятия по 30 минут каждое. Особого внимания врача требует организация обязательных занятий в детском саду и трудовое воспитание детей. Специальные наблюдения и исследования показали, что два занятия утомительны для пятилетних детей, На втором занятии резко падает внимание детей: они часто отвлекаются, функциональное состояние центральной нервной системы, по данным специальных исследований, заметно ухудшается, и это ухудшение не снимается полностью даже последующей прогулкой. Наряду с этим, в связи с медлительностью детей этого возраста и значительной насыщенностью первой половины дня разнообразной деятельностью, такая длительность занятий приводит к постоянной спешке, а иногда к сокращению прогулки. С гигиенической точки зрения более целесообразно в группе детей этого возраста проводить одно занятие длительностью 25 минут, При этом неблагоприятные сдвиги в высшей нервной деятельности значительно меньше и полностью снимаются следующей за занятием прогулкой. Трудовое воспитание детей в детском саду складывается из работ по самообслуживанию, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и за животными в живом уголке (кролики, белки и др.). В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течении более короткого времени. В средней и старшей группе трудовая деятельность детей более разнообразна и заключает в себе элементы общественно полезного труда (расчистка дорожек, работа на детском огороде). Наблюдения показывают, что дети с интересом и удовольствием принимают участие в этой деятельности, но она все же утомляет их. Поэтому работа связанная с интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться для детей средней группы не более 7 - 10 мин. в день, для детей старшей группы - 15 минут. Продолжительность более легкой деятельности хозяйтсвенно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть больше - до 25 - 30 минут.

1.3 Варианты и перестройка режима

При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее. Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреждения, иными словами, перестройку режима, многие дети переносят нелегко. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении следует придерживаться привычной для него продолжительности сна и частоты приемов пищи.

Примерный режим пребывания детей в учреждении.

Холодный период года. Группа № 5 (старшая)

Режимные моменты

Мы рады видеть вас!

Играем вместе!

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры.

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята».

Утренняя гимнастика «Физическое развитие».

Художественная литература, чтение песенок, потешек. Хороводные, словесные игры.

«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное»

Встреча с природой: «Познавательное развитие»

«Водичка, водичка, умой мое личико».

Гигиенические процедуры, обливание рук до локтей.

Подготовка к завтраку: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Приятного аппетита!

Завтрак: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Минутки игры.

Игровая деятельность детей.

Непосредственная образовательная деятельность.

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные

«Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».

Второй завтрак

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Подготовка к прогулке.

Обучение навыкам самообслуживания: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

«Гуляй да присматривайся!».

Возвращение с прогулки. «Умывайся, не ленись - чистым за обед садись!».

Подготовка к обеду: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

«Это время - для обеда, значит нам пора за стол!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

Подготовка ко сну, релаксация перед сном.

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

«Это время тишины - все мы крепко спать должны!»

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора!» (Дорожки здоровья, босохождение, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика).

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

«Пейте дети молоко - будете здоровы!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности.

«Физическое развитие».

НОД (ср.)Физ.развитие

НОД (пн.) Мир музыки

«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Подготовка к прогулке.

Прогулка

Подготовка к прогулке.

Прогулка (пн., ср.) 16.05-17.20

Подготовка к ужину. «Приятного аппетита!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое».

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образова-тельных областей, самостоятельная деятельность в центрах активности.

Интеграция образовательных областей (индивидуальная, подгрупповая, ситуативная, досуговая игровая деятельность).

«Ну, а вечером опять мы отправимся гулять!».

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».

Примерный режим дня на летний период 2015 года

«Здравствуйте» - приём, осмотр, самостоятельная двигательная активность детей на улице, индивидуальная работа, минутка игры.

«На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» - утренняя гимнастика на улице.

«Моем с мылом чисто, чисто» - пальчиковые игры, игровой массаж, гигиенические процедуры, подготовка к завтраку.

«Приятного аппетита» - завтрак, обучение культуре еды, полоскание рта кипячёной водой.

«Минутка игры» - игры, самостоятельная двигательная активность детей, подготовка к прогулке.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - прогулка, совместная подгрупповая деятельность воспитателя с детьми (музыка, физо), художественно-творческая деятельность.

Наблюдения, опыты, трудовые поручения, подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность детей, воздушные, солнечные процедуры.

«Умывайся, не ленись - чистым за обед садись» - подготовка к обеду, игровой массаж, пальчиковые игры, гигиенические процедуры.

«Это время - для обеда, значит нам за стол пора» - обед, полоскание полости рта кипячёной водой.

Солевая дорожка.

«Это время тишины - все мы крепко спать должны» - подготовка ко сну, дневной сон.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - воздушные ванны, игровой массаж, дорожка здоровья после сна с бодрящей гимнастикой и музыкальным сопровождением.

«Пейте дети молоко - будете здоровы» - полдник.

«Минутка игры» - игры, подготовка к прогулке.

«Это время - для здоровья, закаляйся детвора» - прогулка: игры, наблюдения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная активность детей.

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к ужину, ужин.

«Ну а вечером опять - мы отправимся гулять» - игровая деятельность на улице, консультации с родителями, уход детей домой.

Заключение

Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка. Режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5-6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5-12 ч, из которых 2-2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5-4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена. В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие. Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут состояние здоровья и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние, он. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня отвечает всем требованиям (предусматривает достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, достаточный сон), как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям, изменениям режима. Такой ребенок не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение его характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных с другими детьми играх.

Список литературы

1. Аванесов В.Н. Воспитание детей в разновозрастной группе. М.: 1979.

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы М.: 1968.

3. Богина Т.Л., Терехина Н.Т. «Режим дня в детском саду» М.: 1987.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997.

5. Журнал "Педагогика" 2002, 6, с. 71-77. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко. Фролов А.А.

10. Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. Минск, 1977.

11. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.

12. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: 1978.

13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., Детская лит-ра, 1989.

14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: 1979.

15. Трудовое воспитание в детском саду. Лекция для студентов дошкольного факультета. Доцент МГЗПИ О.А.Фролова. М.: 1960.

16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: 1986.

17. Королева В. и Голлеидер Г.Ю. Воспитание трудолюбия у детей старшей группы. В сб.: «Детский сад». Под ред. А. П. Усовой. М. Изд-во АПН РСФСР, 1951.

18. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании М.: 1967.

19. Менджерицкая Д.В. Воспитание в детской игре. М.:

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра и развитие мышления, внимания, воображения, грамматически правильной речи.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика их физического воспитания и образования. Исследование эффективности рационального сочетания плавания с другими средствами физического воспитания. Упражнения для обучения детей плаванию на суше.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2012

    Возрастные особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Понятие детской литературы и её жанров. Понятие времени и его свойств. Возможности использования детской литературы при формировании временных представлений детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Закономерности психомоторного развития детей дошкольного возраста. Взаимосвязь процессов развития психомоторики и овладения ведущим видом деятельности в дошкольном периоде. Влияние нарушения статодинамической функции на психическое развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников. Возрастные особенности и этапы развития речи детей раннего возраста. Использование различных видов кукольных театров для формирования правильной и образной речи детей в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности и интересов старших дошкольников. Принципы занятий с детьми дошкольного возраста. Основные средства обучения. Особенности процесса обучения для детей-дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Многообразие живых организмов как одно из основных понятий экологического образования дошкольников. Дидактическая игра: понятие, задачи. Содержание непосредственной образовательной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2014

    Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Анализ этапов формирования счетной деятельности у дошкольников. Сравнительный анализ программных задач альтернативных программ по разделам "Количество и счет".

    курсовая работа , добавлен 12.09.2015

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Сущность понятия "школьная готовность" и ее основные составляющие. Содержание программ подготовки детей к обучению в школе, система и закономерности работы воспитателей, используемые методы.

Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая это своего рода ограничением свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе подобной режимности, подкрепляя свою позицию разными фактами.

Занятия в детском саду проводятся строго по режиму

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении - психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.



Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:



Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек
  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, - объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет - 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

В таблице представлено, как выглядит график питания в большинстве заведений дошкольного типа:



Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно - времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.



В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной - вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.



Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.