Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с онр. Физическое воспитание детей с нарушением речи Особенности проведения физкультурных занятий с детьми онр

Особенности физического воспитания дошкольников с ОНР

Введение.

С 2005г. наш детский сад(ГБДОУ №196 Кировского района) стал логопедическим. Мне, руководителю физического воспитания, пришлось адаптировать свой опыт для работы с речевыми детьми. Сначала я ознакомилась с видами речевых нарушений. В основном, к нам попадают дети с ОНР.

ОНР, общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
  • Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
  • Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наболее типично сокращение количества слогов: “тевики” вместо “снеговики”.
  • Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна. потом асьпальки небили. потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”.

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

А так же с 2009г. к нам пришли дети с нарушением слуха после КИ. Использование кохлеарной имплантации (КИ) основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки, в то время как волокна слухового нерва остаются сохранными. Кохлеарная имплантация дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов. При кохлеарной имплантации производится хирургическая операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводят электроды, обеспечивающие восприятие звуков благодаря электрической стимуляции слухового нерва.

Физическое развитие детей

Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной единой системы, выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Каждое звено вносит свой специфический вклад в работу, в зависимости от уровня дисфункции, нарушения имеют различный характер. На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности, выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы и др.

Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом. Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Дети малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие ОНР приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обучения.

Личность ребенка характеризуется специфическими особенностями, среди которых – заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Отмечается, что не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений сверстников.

Выявленные особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, не сформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Можно сделать вывод о том, что речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Практика показывает, что родители поздно обращают внимание на развитие речи ребенка, задержка развития речи сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, затрудняет познавательный процесс, нарушает процесс общения. Проблему позволяет решить развитие двигательной активности ребенка и мелкой моторики рук. Формирование движений происходит при участии речи. Исследователь детской речи Кольцова М.М. пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» .

Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Ещё Гиляровский В.А. (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. В.И. Дресвянников (1972) указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и обще моторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. При исследовании произвольных движений, Запорожец А.В. (1990), доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.

Детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.

Развитие речи в онтогенезе тесно связано с развитием тонкой ручной моторики, особенно в сенситивный период развития речи. Развитие ручной моторики, оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Обусловлено это анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, которые регулируют движения руки.

Физическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи строится согласно программе дошкольного образовательного учреждения. В непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей, имеющих речевые расстройства.

Для детей с общим недоразвитием речи автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

У детей данной категории изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп дошкольных учреждений.

Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это, возможно, обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с общим недоразвитием речи, при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом.

Особое значение в коррекции детей с речевыми нарушениями занимает ритмика. Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей является композиция, т.е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Комплекс составляет 10-12 минут. Каждая композиция в свою очередь должна состоять из четырех частей, представленных разными по направленности воздействия движениями.

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях должен создаваться положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно должны создаваться ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с общим недоразвитием речи необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта).

В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Общее развитие детей

Физическое воспитание дошкольников составляет неотъемлемую часть воспитательно-образовательного процесса, принимать участие, в котором должны все его участники: дети, педагоги, родители. Суть в том, что все должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять общий союз, и ни один из них не должен стоять над другим. Мы, взрослые, должны проявлять к детям понимание, любовь, оптимистическую веру, терпимость к недостаткам, готовность к сотворчеству.

Крупный ученый, видный общественный деятель и педагог Петр Лесгафт говорил о том, что физическое воспитание - важнейшее средство всестороннего развития личности человека, тесно связанное с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле». Достичь этого можно лишь общими усилиями, сотрудничество «ребенок - педагог - родитель» должно реализоваться в общей жизнедеятельности дошкольного учреждения, принимая различные формы (содружество, соучастие, сотворчество, соуправление).

Особое значение физическое воспитание имеет для детей с особенностями психофизического развития (ОНР - общее недоразвитие речи, ЗПР - задержка психического развития). В нашем детском саду компенсирующего вида уделяется большое внимание работе с детьми с общим недоразвитием речи, которую ведут все специалисты сада: воспитатели групп, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре и музыкальный руководитель.

Под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. В дошкольном периоде дети с ОНР обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Обнаруживается замедленность, «застревание» в одной позе. Резко сниженная функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса являются резкое ограничение двигательной активности детей с ОНР и их постоянный контроль над каждым своим движением. Высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР.

Основная задача нашего дошкольного учреждения - воспитание физически и психически здорового ребенка, социально адаптированного к условиям современной жизни. Залогом успеха работы коллектива становятся систематичность, планомерность, согласованность. Основные направления коррекционно-воспитательного процесса:

Развитие, формирование и коррекция невербальных функций координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентации, выполнение упражнений на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), занятия, направленные на ориентацию тела в пространстве, ритмические и игровые упражнения, элементы импровизации;

Коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе мелкой моторики) и ног.

Коррекцию особенностей моторного развития детей мы осуществляем с помощью таких специальных упражнений, как: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия, логоритмика, бассейн, ЛФК. Их применение позволяет достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, содействует коррекции звукопроизношения, координации и регуляции мышечных усилий.

Подвижные игры, проводимые воспитателями и специалистами детского сада, стали составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние, помогают успешному формированию речи детей.

Воспитатель по физкультуре на своих занятиях использует специальный комплект мягких модулей «Альма», который представляет собой различные геометрические фигуры - кубы, цилиндры, трапеции, круги, прямоугольники. Упражнения и игры с модулями способствуют не только поддержанию интереса детей к занятиям, но и развитию у них двигательных умений и навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. В занятия мы включаем целенаправленные физические упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании преимущественно средней интенсивности. Они оказывают благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы, помогают развивать координационные способности детей. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Упражнения на дыхание, которые проводятся на каждом занятии, помогают восстанавливать дыхание после физических нагрузок. Комплексы дыхательной гимнастики подготавливают артикуляционный аппарат детей к произнесению звуков. Специалисты на своих занятиях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Особое значение имеет спортивно-игровое оборудование для физического развития детей с ОНР: дорожки и «следы» для ходьбы и бега, использование которых направлено на развитие координации движений и внимания. Разработанные комплексы общеразвивающих упражнений направлены на то, чтобы научить ребенка более осознанно относиться к выполнению задания.

Работая с детьми, имеющими проблемы в развитии, педагог-психолог нашего детского сада проводит цикл занятий по обучению детей старшего возраста приемам расслабления и релаксации. Расслабление включает в себя следующие составляющие: осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением, снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности, погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях. Эти умения помогают детям управлять своим поведением, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, что играет важную роль в процессе общения. На занятиях используются релаксационная музыка, запись природных звуков, даются стихотворные формулы внушения чувства покоя и расслабления. После проделанных упражнений с детьми идет обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения, работа по развитию межполушарного взаимодействия и формированию пространственных представлений.

Музыкальный руководитель занимается с детьми логоритмикой. Это система двигательных упражнений, в которых разные движения сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. У детей вырабатываются четкие координированные движения во взаимосвязи с речью, происходит развитие слухового внимания и памяти, формируется правильная осанка.

Для удовлетворения потребности дошкольника в движении в каждой группе детского сада создана такая микрозона, как физкультурный уголок. Его наличие после физических нагрузок, комплексы дыхательной гимнастики подготавливают артикуляционный аппарат детей к произнесению звуков. Специалисты на своих занятиях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Благодаря такой работе нормативы детей старшей и подготовительной групп приближаются, а то и опережают возрастные нормативы здоровых детей. Дети принимают активное участие в окружных соревнованиях, занимают призовые места и выступают с показательными номерами. С 2007г. шесть лет подряд коллектив детского сада совместно с ЦЭО лицей №389 Кировского района организует и проводит детские спортивные праздники среди дошкольников и детей 1 классов. Это районный конкурс: «Здравствуй школа», где мы занимаем два года подряд 1 место в районе. В2010г. Дети подготовительной группы принимали участие в городском конкурсе «Первые старты», а в2007-2008г.г. принимали участие в городском конкурсе: «Весенняя капель».

Кроме занятий физкультурой у нас в детском саду есть занятия ЛФК и бассейн. Где дети с большим удовольствием занимаются. Основными задачами на уроке ЛФК для детей с нарушением речи является развитие общей и мелкой моторики.

В ГБДОУ разработан и ведется «Журнал взаимосвязи специалистов в коррекционно-воспитательном процессе», где каждый специалист дает свои рекомендации.

В настоящее время разрабатывается, апробируется, внедряется в практику нашего детского сада «Индивидуальная программа реабилитации детей инвалидов после КИ». Проводимая работа по физическому воспитанию позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР. Залогом успеха является: систематичность, планомерность, согласованность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 147 с.
  2. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М., 1978.
  3. Антакова-Фомина А.В., Кольцова М.И., Исенина Е.И. Нальцевая мото- рика рук у детей и их речевая функция. / Исследования Институтафизиологии детей и подростков АНН РФ. – М.: 1986.
  4. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Изд-во Института Психотерапии; Изд-во НГМА, 2000.
  5. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. – 235 с.
  6. Бабина Г.В., Гаркуша Ю.Ф, Волосовец Т.В, Идес Р.Е. Программа педагогической практики студентов младших курсов отделения логопедии. – М.: 1997.
  7. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 1998.
  8. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 1987.
  9. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1972.
  10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: 1966.
  11. Ю.А.Кириллова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет СПб «Детство-пресс» 2005г.
  12. М.Ю. Кортушина Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6лет Творческий центр «Сфера» Москва 2012г.
  13. Е.К. Воронова Игры-эстафеты для детей 5-7 лет Практическое пособие Издательство «Арктика» Москва 2010г.
  14. О.С. Ушакова Занятия по развитию речи в д/с Москва 1999г.
  15. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой Москва.

Форма проведения: игра – путешествие.

Вид деятельности: интегрированная (физкультурно-оздоровительная, игровая).

Образовательная область: «Физическая культура». «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Цель: формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности.

Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата;

формировать и закреплять навык правильной осанки.

Обучающие:

  • ползание на коленях с опорой на ладони рук между предметами (конусами);
  • формировать умение сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке и спрыгивание на полусогнутые ноги;
  • упражнять в прыжках на двух ногах, прыгая из обруча в обруч;
  • закреплять умение подлезать в обруч боком;
  • упражнять в ходьбе и беге, координируя движения рук и ног;
  • закреплять правила безопасного передвижения в спортивном зале.

Развивающие:

  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость;
  • развивать координацию движений на основе уже накопленного детьми опыта.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам;
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, способствовать формированию положительных эмоций.

Оборудование: конусы, гимнастическая скамейка, обручи, музыкальная запись «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать», аудиозапись «Звуки моря», атрибуты к подвижной игре.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

(Дети в спортивной одежде входят в зал и строятся в шеренгу.)

Инструктор:

Здравствуйте, ребята! Хочу всех вас пригласить совершить со мной увлекательное морское путешествие.

А на чём можно путешествовать?

(Ответы детей.)

Мы отправимся в путь на корабле. Если вы разрешите, я буду вашим морским инструктором, а вы будете моряками. Ну что готовы? Тогда в путь!

Вокруг себя обернитесь, на корабле очутитесь. Команда, направо, 1-2. Выходим на берег в колонне по одному.

2. Основная часть.

Занимательная разминка.

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

Моряки подрастают, руки к солнцу поднимают. (Ходьба на носках – руки вверх, ладошки смотрят друг на друга, тянемся высоко-высоко, смотрим вперёд, спина прямая, 25 сек.)

Моряки, не ленись все на пятки становись. (Ходьба на пятках, руки за спину, полочкой, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Тренировка веселей, прыгаем быстрей, быстрей. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд – руки на поясе, смотрим вперёд, спина прямая, прыгаем легко, дышим носом, 16-18 раз.)

Очень быстрыми мы стали друг за другом побежали. (Бег в колонне по одному, дышим носом, работаем руками, смотрим вперёд, спина прямая, 20 сек.)

Моряки побежали, колени выше все подняли. (Бег с высоким подниманием колена, руки на поясе, дышим носом, смотрим вперёд, носочек тянем вниз, 20 сек.)

Большие волны разметали корабли. (Бег врассыпную, дышим носом, руки перед собой, работаем руками, смотрим вперёд, 30 сек.)

Буря утихает . (Дети перестраиваются в шеренгу, выполняют дыхательные упражнения.)

Инструктор:

Команда, через центр в две колонны, шагом марш. Разомкнулись на вытянутые руки. Кругом.

Общеразвивающие упражнения: танец «Чунга – чанга».

Инструктор:

Мы с вами оказались на чудесном острове Чунга-чанга. Уважаемые моряки, предлагаю вам исполнить весёлый и спортивный танец. Итак, приняли и.п.

  1. И.п.: ноги узкой дорожкой, руки согнуты в локтях, ладони вверх, раскрыты. В правую сторону начинай.

Вступление: наклоны вправо-влево – «выглядывают из-за пальмы».

  1. Запев: на «раз» - руки вправо-вверх, пальцы разжать; На «и» - вернуться в и.п. ; на «два и» - то же влево.
  2. Припев: вращательные движения руками вправо, то же влево, ладони вверх, раскрыты вперёд, повороты туловища вправо-влево.
  3. Запев: На «раз и два» - маховые движения руками над головой, на «три и четыре» - то же внизу.
  4. Проигрыш: опуститься на колени, руки спереди в упоре, носки оттянуты вверх. Вращение тазом, стоя на коленях с оттянутыми носками.
  5. И.п.: сидя по-турецки, руки на затылке. На «раз и» - наклон вправо, коснуться правым локтем правого колена, на «два и» - выпрямиться, на «три – четыре и» - тоже влево.
  6. Припев: полулёжа с опорой на локти – круговые движения ногами; затем руки в упоре сзади, раскачивание стопами ног верх-вниз.

Морской инструктор:

Молодцы, вы очень весело и задорно исполнили танец «Чунга-чанга». А сейчас нам пора отправляться дальше.

Команда: сомкнулись, за направляющим в одну колонну шагом марш.

Основные виды движений.

«Корабли стоят на рейде.

Начинаются ученья.

Моряки народ лихой, любят заниматься.

Бегать, прыгать, лазать, плавать,

даже кувыркаться».

Морской инструктор:

Посмотрите, я приготовила для вас полосу препятствий: (выполняют по 2 раза)

  1. «Коралловый риф». И.п.: ползание на коленях с опорой на ладони рук, между предметами. («Проплываем не задевая риф».)
  2. «По мачтам и реям». Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, спина прямая, смотрим вперёд, спрыгиваем на полусогнутые ноги.
  3. «Морская качка». Прыжки из обруча в обруч. И.п.: руки на поясе, ноги вместе. Прыгаем легко, смотрим вперёд.
  4. «Водолазы». Пролезание в обруч боком. При пролезании, основное внимание обращается на то, чтобы дети умели группироваться, наклоняя голову как можно ближе к коленям. Аккуратно пролезаем, чтобы не задеть.

Способ: поточный, в 1 колонне друг за другом. Молодцы! Ещё раз проходим полосу препятствий.

Морской инструктор:

Вот теперь вы набрались сил, пора плыть дальше.

«Капитан вас всех зовёт,

Веселей честной народ.

Силу, ловкость показать,

Шумно, весело поиграть».

Подвижная игра «Рыбки и сом».

Морской инструктор:

Ну что ж отважные моряки, мы оказались с вами на реке. Вода в реке чистая, прозрачная. А как вы думаете, какие рыбы обитают в ней? (Ответы детей.)

Я предлагаю поиграть в игру « Рыбки и сом». Давайте выберем водящего по считалке:

С поля, с моря, с дальних гор,

Ветры к нам летят во двор,

Первый ветер иву гнёт,

А второй берёзу гнёт.

Кто ветры догонит,

Тот водить пойдёт.

Правила игры:

«Сом» уплывает в свой «домик», «рыбки» приближаясь к нему, произносят слова: «Рыбки, рыбки не шумите,

сом усами шевелит.

Уплывайте – он не спит».

Дети разбегаются от водящего врассыпную по залу, «сом» ловит «рыбок». В конце игры дети считают пойманных «рыбок». Морской инструктор хвалит водящего за ловкость и быстроту.

(Дозировка: 2 раза.)

Морской инструктор:

Ну что ребята, наше морское путешествие подходит к концу, но прежде чем вернуться обратно, давайте сначала отдохнём.

Релаксация «На берегу моря».

Цель: развивать внимание детей. Учить прислушиваться к своим ощущениям.

Дети ложатся на спину, расставив руки и ноги в стороны, и закрыв глаза. Инструктор включает музыку «Шум моря» и начинает описывать берег моря, шум волн, как греет солнце, предлагая детям представить самостоятельно эту картинку, ощутить её.

3 . Заключительная часть.

Построение в шеренгу.

Морской инструктор:

Молодцы, моряки, справились со всеми заданиями, а сейчас нашему кораблю пора отправляться в обратный путь.

Вокруг себя обернитесь и в зале очутитесь.

Подведение итога: сегодня мы с вами совершили морское путешествие, плыли на корабле, были смелыми моряками. Какие препятствия вы преодолели? (Ответы детей.) Что вам понравилось выполнять?

А за ловкость и отвагу вам от жителей острова Чунга-чанга пришла посылка, а что в ней вы посмотрите в группе.

Будьте всегда сильными и ловкими и дружите со спортом!

В колонне по одному дети выходят из зала.

Литература:

  1. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Утробина К.К. «Занимательная физкультура в детском саду», издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М.: % за знания, 2007 г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

Для педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида г. Североморска проблема сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. В дошкольном образовательном учреждении, наряду с общеразвивающими группами функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее:

– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3 группы здоровья;
– многие дети отличаются общей физической ослабленностью;
– у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
– у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств –
отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
– некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
– недостаточная координация движений пальцев кисти руки;
– испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
– недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
– дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.

Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в моей работе с детьми с речевой патологией.

Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.

Особое внимание на каждом занятии уделяю дыхательным упражнениям . Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаю, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики .

Во вводной части занятия:

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».

В заключительной части занятия:

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».

Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отвожу:
играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
пальчиковым играм с речевым сопровождением , которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой .

Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом ). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).

Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.

Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, интеграции и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, отмечается положительная динамика:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического развития и работоспособности детей с речевой патологией;
– у всех детей компенсирующей группы улучшились речевые и двигательные функции.

Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.

Повышение качества и доступность образования - важнейшая задача модернизации системы образования, поставленная в рамках приоритетного национального проекта «Образование» правительством Российской Федерации. Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020 года, является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан в безопасности страны. Она затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. На современном этапе развития общества происходит модернизация содержания дошкольного образования.

Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставляется возможность стать самостоятельным как в финансовой, так и в педагогической деятельности. Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией той или иной программы, определяющей новое представление о развитии ребенка, в том числе и физическом.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, какими программами пользуются его педагоги.

Во многих существующих программах не берутся во внимание возможности физической культуры как фактора всестороннего развития ребенка, формирования его психических функций, в том числе и речи.

Понимая необходимость совершенствования процесса физического воспитания и образования детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического воспитания дошкольников с ОНР, нами была разработана «Примерная программа физического воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР).

Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию дошкольников в данной Программе полностью соответствует содержанию образовательной области «Физическая культура» Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» (Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013).

Цель программы - создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР в ДОУ путем повышения
физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.

Программа содержит следующие разделы:

  1. Характеристика детей с ОНР.
  2. Задачи физического воспитания детей с ОНР.
  3. Специальные задачи физического воспитания детей с ОНР.
  4. Формы и методы работы по физическому воспитанию детей с ОНР.
  5. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура») …во второй младшей логопедической группе (ОНР).
  6. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в средней логопедической группе (ОНР).
  7. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в старшей логопедической группе (ОНР).
  8. Задачи и содержание работы по физическому воспитанию (образовательная область «Физическая культура»)… в подготовительной к школе группе с ОНР.
  9. Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе.
  10. Медико-педагогические наблюдения и контроль состояния здоровья дошкольников логопедических групп (ОНР) 3-7 лет.
  11. Оценка результатов мониторинга образовательного процесса (уровень овладения необходимыми навыками и
    умениями по образовательной области «Физическая культура») в логопедических группах (ОНР) с детьми 3-7 лет.
  12. Предметно-пространственная развивающая среда в физкультурном зале.
  13. Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи (ОНР).
  14. Работа с родителями.

В данной статье хотелось бы остановиться на двух разделах программы: «Характеристика детей с ОНР» и «Задачи физического воспитания детей с ОНР».

Характеристика детей с ОНР

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразе или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му- му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких детей - первый. При первом уровне речевого развития активный словарь практически не сформирован, он состоит из отдельных многозначных искаженных аналогов слов, часто звукоподражательного плана, например:

  • собака, коза, корова, баран -ава;
  • машина, корабль, ракета, велосипед - ту-ту;
  • есть, пить, жевать, откусывать - ам и другое.

Обиходные слова и их заменители используются в различных значениях, часто заменяются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. Речь, понятная лишь близким людям в конкретной ситуации общения.

Второй уровень речевого развития характеризуется возрастанием речевой активности детей. Появляется искаженная в фонетическом и грамматическом оформлении фразовая речь. Активный словарь расширяется за счет использования различных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия), появляются попытки использовать отдельные навыки словоизменения и словообразования. Ярко проявляется нарушение звукопроизношения. Дети не могут произнести ряд слогов, слов, близких по звучанию (па-та-па, кот-ток-кот), грубо искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (асипед - велосипед, ет - самолет и другое). Дети не готовы к овладению языковым анализом и синтезом.

Более высокий уровень - третий уровень речевого развития. Характеризуется тем, что в нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния :

  • частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, подъезд, затылок, грива и другое);
  • глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, жует - все выражается словом «ест»);
  • антонимов (гладкий - шершавый, густой - жидкий, глубокий - мелкий и другое);
  • относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, резиновый, вишневый и другое).

Есть проблемы с грамматической стороной речи . Здесь распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи («Подошел к два коня», «Заботиться о ежика» и другое), в построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать » и другое).

В фонетическом плане вызывает затруднение выделение звуков (первый, в середине, последний), дети не могут произнести ряд слов, близких по звучанию (кот - кит - ток, бык -бак - бок и т. п.).

Страдает семантика - понимание смысла слова.

В воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников, отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к трем-четырем, и иногда к пяти годам. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная
речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Кроме соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание на одной позе.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

  • По развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
  • По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

Правильная оценка неречевых процессов необходима для выявления закономерностей атипичного развития детей с ОНР и в то же время для определения их компенсаторного фона.

Задачи физического воспитания детей с ОНР

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья.

От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависят развитие и здоровье в последующие годы жизни.

То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает работников дошкольных учреждений углубленно работать над проблемами физического образования детей.

Одной из основных задач педагогов и родителей является создание условий для правильного физического развития ребенка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов. В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. Одной из важнейших социально значимых задач является развитие речи ребенка.

По физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает решение как общеобразовательных, так и ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом инструктор по физической культуре направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение и представление об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются из специальных групп в общеобразовательные школы, необходима реализация программы массового детского сада, но с учетом особенностей детей с данным диагнозом.

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

  1. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.
  2. Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
  3. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
  4. Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей(психологических, физических и физиологических).
  5. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
  6. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
  7. Формирование широкого круга игровых действий.
  8. Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
  9. Ежедневное использование таких форм работы по физическому воспитанию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы, таких как игры-соревнования и эстафеты.

Материал предоставлен , май 2013 года.

Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Воспитание , охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З . П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.

Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка . Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия . Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О . Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития :

Гипер- или гиподинамия;

Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)

Общая скованность и замедленность в выполнении движении;

Дискоординация движений;

Несформированность функций равновесия;

Недостаточное развитие чувства ритма;

Нарушение ориентации в пространстве;

Замедленность процесса освоения новых движений;

Нарушение осанки, плоскостопие;

Заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.

Поэтому основными задачами физического воспитания являются :

Забота об охране и укреплении здоровья детей ;

Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей ;

Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;

Развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

Развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;

Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

Построение двигательного режима;

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия . Это : утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.

Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это : занятия по физической культуре , которые проводятся 3 раза в неделю : в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя , продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Очень важны физкультурно- массовые мероприятия : неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.

Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д . О. У. и семьи : домашние задания, определяемые воспитателем , участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Таким образом методы оздоровления таковы :

1. Обеспечение здорового образа жизни :

Щадящий режим (адаптация) ;

Гибкий режим

2. Физические упражнения :

Утренняя гимнастика;

Физкультурно- оздоровительные занятия4

Подвижные и динамические игры;

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,

улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

Спортивные игры;

Дозированная ходьба.

3. Гигиенические и водные процедуры :

Умывание,

Мытьё рук;

Игры с водой;

Обеспечение чистой среды.

4. Свето- воздушные ванны :

Проветривание помещений;

Прогулки4

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых :

Развлечения, праздники, игры, забавы;

Дни здоровья.

6. Арома- и фитотерапия :

Ароматизация помещений;

Сеанс фитоаэронизации;

Фитопитание (чай, коктейли, отвары)

7. Диетотерапия :

Рациональное питание;

Индивидуальное меню (аллергия)

8. Свето и цветотерапия :

Обеспечение светового режима;

Цветовое и световое сопровождение учебного процесса.

9. Музыкотерапия :

Музыкальное сопровождение режимных моментов;

Музыкальное сопровождение фона занятий;

Музыкально- театральная деятельность.

10. Аутотренинг и психогимнастика :

Игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие

невротических состояний;

Игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

Коррекция поведения.

11. Спецзакаливание :

Босоножье, игровой массаж;

Дыхательная гимнастика.

12. Физиотерапия :

Люстра Чижевского;

Тубус- кварц;

Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как : 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей ; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе ; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки ; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну ; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия : воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.

Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически , в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса , включая родителей.

Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей , окружающих нас- основная, главная задача.

Используемая литература

1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.

2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д . О. У. по программе «Остров здоровья» . Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.

3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д . О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.