Конспект интегрированного открытого занятия в разновозрастной группе «Пришла настоящая весна. Методика организации занятий в разновозрастных группах Открытые занятия в разновозрастной группе

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».

Цель.

Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством.

Материал.

Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение).

Музыка по выбору воспитателя.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

(Ответы детей.)

Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим.

На какую геометрическую фигуру похож ковёр-самолёт?

Из палочек какого цвета построены длинные стороны ковра-самолёта? Сколько их?

Какие стороны построены из палочек оранжевого цвета? Сколько их?

Как вы думаете, что изображают палочки красного цвета?

С какой стороны ковра расположены синие геометрические фигуры? А жёлтые? Назовите их.

Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:

Очутиться в новой сказке

Мы хотим, мы хотим.

На ковре, на самолёте

Полетим, полетим.

Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите?

Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр.

Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку».

Задание: положи в тарелочку квадратики (синие фигурки, круги, красные фигуры и т. д.).

Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки.

Игра «Найди свою пару» .

Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару.

Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»

(Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.)

А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры:

1. На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры. (1)

2. Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри:

Получилась цифра … (3).

3. Похожа на гусёнка

С длинной шеей,

Шеей тонкой. (2)

4. Глядите – Это стул,

Который я перевернул. (4)

5. Цифра эта дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек. (6)

6. А потом пошла плясать

По бумаге цифра.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула. (5)

7. Эта цифра – кочерга,

У неё одна нога. (7)

8. Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я? (8)

9. Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь. (9)

Игра «Цифры перепутались» .

Задание: построить числовой ряд.

Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек».

Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу.

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова:

На ковре, на самолёте,

Полетим, полетим.

Очутиться в нашей группе

Мы хотим, мы хотим.

Приложение.

Использованная литература:

В.Волина. Праздник числа. М. «Знание», 1993.

Людмила Кудинова
Конспект открытого познавательного занятия по ФГОС в разновозрастной группе «Путешествие за Колобком»

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»

Конспект открытого познавательного занятия по

формированию интеллектуальных способностей детей по

(3 – 5 лет)

Воспитатель :

Кудинова Л. В.

г. Рязань декабрь 2017г.

Конспект открытого занятия по формированию интеллектуальных способностей детей по ФГОС в разновозрастной группе (3 - 5 лет) .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие; познание ; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель : Способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Программные задачи : *Закрепить умение детей сравнивать предметы, находить в них отличия. *Развивать познавательный интерес ; мыслительную активность; устную речь; воображение. *Закрепить знания детей о величине, форме предметов, их цвете. *Воспитывать у детей заботу и уважение к старшему поколению, желание выполнять поставленную задачу. Словарная работа : Обогащение словаря : румяный, непоседливый, бесстрашный, упрямый, баловник, непоседа.

Активизация словаря : квадратные, круглые, треугольные.

Методические приемы :

* Физкультминутка «Зайка беленький сидит»

* Дидактические игры «Найди пару» , «Узнай по тени животное» , «Заплатки» , «Подбери нужную фигуру» , «Продолжи ряд» .

* Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» . * * Логоритмика «Лиса» . Оборудование : макет дома, ширма – сугроб; доска; мольберт; указка, магниты, магнитофон. Демонстрационный материал : куклы для детского театра : бабка, заяц, волк, медведь, лиса, колобок ; вырезанные из картона рукавички разного размера , цвета, узора; картонные валенки и геометрические фигуры разного цвета ; елочки разного размера ; картинка с изображением тени животных; звукозапись волчьего воя; нарисованный замок, картонные ключи к замку; канат; снег; полотенца на каждого ребенка; полоска ватмана с нарисованными кругами, круги разного цвета . Предварительная работа :

1. Чтение русской народной сказки «Колобок » 2. Изучение геометрических фигур на занятиях по математике . 3. Разучивание слов к физкультминутке, пальчиковой гимнастике, логоритмике. 4. Наблюдение за движениями животных по видеоресурсам.

Ход занятия:

Дети стоят перед воспитателем.

Воспитатель : Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, поздоровайтесь с ними (дети здороваются) .

Воспитатель : А вы любите ходить в гости?

Дети : Любим.

Воспитатель : А давайте мы с вами сейчас отправимся в гости к бабушке Наташе. (За макетом домика появляется бабушка Наташа - кукла из кукольного театра. Дети подходят к домику и видят, что бабушка плачет.)

Воспитатель : Дети, давайте спросим у бабушки Наташе, почему она плачет? (Дети задают вопросы) .

Бабушка Наташа : Как же мне не плакать, испекла я для деда колобок , положила его студиться на окошко, а колобок прыг с окошка на дорожку и укатился, только я его и видела.

Воспитатель и дети : Не плачь бабушка Наташа, мы поможем Вам его отыскать. (Воспитатель обращает внимание детей на следы оставленные колобком ).

Воспитатель : Дети, давайте встанем друг за другом и пойдем по этим следам. Они выведут нас к колобку . (Дети идут друг за другом, след в след и останавливаются возле ширмы - сугроба. Из -за него появляется заяц).

Воспитатель : Посмотрите, к кому привели нас следы колобка ?

Дети : Здравствуй зайка! Не видел ли ты здесь колобка ?

Заяц колобок ? (Дети дают описание колобка - круглый , румяный) . Такого встречал, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Заяц : А вы поиграйте со мной, тогда скажу, куда покатился колобок .

Физкультминутка

Зайка беленький сидит (дети сидят как зайчики)

И ушами шевелит.

Вот так, вот так! Он ушами шевелит (дети шевелят ушками - ладошками,

Зайке холодно сидеть, (дети встают на ножки)

Надо лапочки погреть

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп. Надо лапочки погреть (дети хлопают в ладоши) .

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок - скок, скок - скок. Надо зайке поскакать (дети прыгают как зайчики) .

Зайку кто - то напугал,

Зайка прыг и поскакал.

Воспитатель : Дети, какое сейчас время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : Правильно, зима. А вы заметили, что у зайки нет рукавичек? Давайте ему подарим рукавички. У меня в пакете все рукавички перемешались, помогите мне из них составить пары.

Дидактическая игра "Найди пару" (Дети находят рукавички нужной величины, цвета, рисунка и предлагают зайке выбрать понравившиеся рукавички).

Заяц : Спасибо, дети, ваш колобок покатился к высокой елке.

Дети : Спасибо, зайка, до свидания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке растут елочки разной величины и что изо всех елочек надо выбрать самую высокую. Дети находят самую высокую елочку, подходят к ней. Вдруг раздается волчий вой (грамзапись) .

Воспитатель : Дети, кто это так грозно воет?

Дети : Это волк. (Из - за ширмы - сугроба появляется волк) .

Воспитатель и дети : Здравствуй волчок, серый бочок. Не встречал ли ты колобка ?

Волк : Здравствуйте, а какой он ваш колобок , расскажите мне о нем. (Дети : круглый, румяный, непоседливый, упрямый) . Такого видел, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Воспитатель и дети : Волчок, а куда дальше?

Волк : А вы сначала найдите мою тень, да поиграйте со мной, тогда, скажу куда колобок покатился .

Дидактическая игра "Узнай по тени животное"

Волк : Правильно, это моя тень, а поиграть?

Пальчиковая гимнастика " Мы делили апельсин"

Мы делили апельсин, (ладони вместе, образуют круг)

Много нас, (руки подняты вверх, пальцы расставлены друг от друга)

А он один (показывают один палец) .

Эта долька - для чижа, (отжимают большой палец)

Эта долька - для ежа, (отжимают указательный палец)

Эта долька - для утят, (отжимают средний палец)

Эта долька - для котят, (отжимают безымянный палец)

Эта долька - для бобра (отжимают мизинец) .

А для волка - кожура! (имитируют бросок)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайся, кто куда!

Воспитатель : Дети, если волку не досталось дольки апельсина, давайте сделаем для него доброе дело, поможем поставить заплатки на его прохудившиеся валенки. А чтобы валенки у волка были красивые и ни как у остальных волков в этом лесу. Давайте, на один валенок поставим заплатки синего и желтого цветов, а на другой - красного и зеленого. Поможем волку, дети? (дети соглашаются)

Дидактическая игра "Заплатки" (Дети берут разноцветные геометрические фигуры, называют цвет и форму заплатки и ставят на дыру в валенке.)

Волк : Ой, какие красивые получились у меня сапоги. Спасибо малыши. Ваш колобок покатился по узкой дорожке, прямо к дому медведя.

(Дети прощаются с волком, находят узкую дорожку и отправляются в путь) .

Воспитатель : Дети, а как называется домик медведя? (дети : берлога)

Правильно, берлога.

(Из –за ширмы - сугроба появляется медведь) .

Медведь : Это кто говорит обо мне?

Воспитатель и дети : Здравствуй, медведь! Мы ищем колобка , ты его не встречал?

Медведь : Здравствуйте. А какой он ваш колобок , расскажите о нем? (Дети : круглый, румяный, непослушный, упрямый, баловник, непоседа.) Такого встречал, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Воспитатель и дети : Мишенька, куда дальше?

Медведь : Пока я ходил по лесу, ключи в моем кармане все перемешались. Я никак не могу найти нужный ключик от замка моей берлоги. Помогите мне пожалуйста, найти нужный ключик, тогда скажу.

Воспитатель : Дети, вы хотите помочь медведю? А мы сможем ему помочь? (дети соглашаются на оказание помощи) .

Дидактическая игра "Подбери нужную фигуру" (На доске висит рисунок замка с вырезом под ключ. Дети находят путем подбора нужный ключ ).

Медведь : Спасибо, малыши, до свидания, ваш колобок покатился по извилистой тропинке к лисьей норе. А мне давно уже пора ложиться спать. Скоро наступит весна, и я боюсь, что не высплюсь.

Воспитатель и дети : Спасибо, до свидания, медведь. Дети, а что случится с берлогой медведя весной? Отчего медведь волнуется, что он не выспится? (Предположения детей) .

А сейчас проведем эксперимент и посмотрим, правы вы или нет? (Воспитатель раздает детям небольшие комочки снега, дети греют снег между ладошек. Снег тает и появляется вода. Вывод : под действием теплых солнечных лучей, снег превращается в воду. У медведя снежная берлога тоже растает и ему негде будет спать).

(Перед детьми, на полу лежат канаты, имитирующие прямую и извилистую дороги. Дети выбирают извилистую тропинку и идут друг за другом строго по очертанию каната - тропинки. Из - за ширмы - сугроба появляется лиса).

Воспитатель и дети : Здравствуй, лисонька, не встречала ли ты колобка ?

Лиса : А какой он ваш колобок , расскажите мне о нем.

Дети : Колобок наш круглый , румяный, непослушный, упрямый, баловник, непоседа, бесстрашный, музыкальный.

Лиса : Такого конечно встречала.

Воспитатель : Лисонька, а где же он?

Лиса : Сначала поиграйте со мной, а потом спрашивайте. (Дети произносят хором слова и производят движения)

По лесам, по кустам, ходит рыжая лиса (дети идут, имитируя движения лисы) .

Ищет норку где – нибудь, приютиться и уснуть (дети присаживаются, складывают руки под щеку) .

Логоритмика

Са –са – это хитрая лиса

Су – су – и живет она в лесу

Сы – сы – много дела у лисы

Со – со – она крутит колесо.

Лиса : Ну, молодцы! А не поможете ли вы мне, найти и починить бусы? Пока я бегала за колобком , ниточка у моих бус разорвалась и бусинки рассыпались по снегу.

Воспитатель : Дети, давайте поможем лисе починить ее бусы.

Дидактическая игра «Продолжи ряд» (На доску вывешивают ватман с нарисованными разноцветными кругами . Круги расположены друг за другом (образец) . Дети по заданному образцу выкладывают бусинки и дарят бусы лисичке).

Лиса : Спасибо, я и так в лесу была первой красавицей, а с вашими новыми бусами буду вдвойне красивее. Ваш колобок жив и здоров , я его не съела, он мне песенку пропел и покатился дальше.

Воспитатель и дети : Спасибо лисонька, до свидания. Дети, посмотрите, так это же колобок катится вон там (показывает на тропинку) .

(Дети догоняют колобка и относят его к бабушке Наташе. Бабушка Наташа встречает детей и спрашивает их, где они нашли колобка . Подводится итог занятия ).

Используемая литература :

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012г.

2. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа ) Н. В. Алешина УЦ ПЕРСПЕКТИВА МОСКВА -2008г.

3. Ребенок и окружающий мир О. В. Дыбина Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2010г.

4. Формирование элементарных математических представлений И. А. Помораева, В. А. Позина Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2013г.

5. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста составители : Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская Москва «Просвещение» 1981г.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

Метелица Ирина Александровна,
Донецкая область
г. Шахтерск

Украина.

Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и правильно подбирать методы обучения.

В целях овладения методикой планирования и успешного проведения занятий полезным является эпизодическое составление воспитателем развернутых конспектов занятий. Это помогает обратить особое внимание на наиболее важное и существенное в обучении детей разного возраста.

Рассмотрим основные моменты, которые желательно отразить в конспекте.

Название занятия. Отмечается наличие разных возрастных подгрупп (например, конспект занятия в средне-старшей группе или в младше-средне-старшей группе и т.д.); дается наименование раздела обучения (ознакомление с рисованием, лепкой и т.д.), а также темы данного занятия (беседа о рисование карандашами дома и т.д.). Если на одном занятии темы для возрастных подгрупп различные, они указываются для каждой подгруппы, например рисование красками дерева без листьев (средняя подгруппа) и дерева с листьями (старшая подгруппа) или лепка из глины на тему "Наш мишка" (средняя подгруппа), лепка по замыслу (старшая подгруппа).

Программное содержание. Указывается, какую часть предусмотренного на год программного содержания должны усвоить дети разных возрастных подгрупп на данном занятии, является ли этот материал новым или дети закрепляют свои знания и умения, упражняются в их использовании. Иногда в смешанной группе часть программного материала может быть общей для детей разного возраста, но для одних (обычно более младших) этот материал является новым, а для других знакомым и они будут закреплять его.

Программное содержание чаще всего формулируют от ребенка, предусматривая, что он должен усвоить, чему научиться, что уметь (знать название и назначение предметов домашнего обихода; передавать форму и строение предметов; знать количественный состав в пределах 5 и т.д.). Возможна формулировка задач занятия и от педагога, особенно когда речь идет о формировании элементов учебной деятельности и о решении других воспитательных задач (воспитывать умение слушать указания педагога и действовать согласно им, учить аккуратно пользоваться красками, воспитывать любовь к своему детскому саду). Такая форма записи удобна при отражении этапов обучения и усвоения знаний. Слова "учить", "научить", "познакомить" и т.п. обычно относятся к новому материалу, а "закрепить", "уточнить", "упражнять", "повторить" и др. употребляются в связи со знаниями и умениями, которые дети получили ранее .

Методические приемы. Воспитатель должен здесь назвать, перечислить конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться учебные цели по отношению к группе в целом, к возрастным подгруппам и, при необходимости, к отдельным детям индивидуально.

Так, при планировании беседы основным методическим приемом являются вопросы, но вопросы разной степени сложности для младших и более старших детей или в обучении рисованию малышам необходим показ всего процесса изображения предмета, а для старших достаточно частичного показа или словесного описания последовательности изображения.

Подготовка к занятию. В этой рубрике отмечают, какую предварительную работу проводит воспитатель по подготовке детей к восприятию, усвоению намеченного программного содержания, а также по подготовке необходимых наглядных пособий и материалов для занятия, их предварительному размещению на рабочих местах. Последнее особенно важно в разновозрастной группе, поскольку нередко дети привлекаются к занятию не все сразу, а по подгруппам. Большое значение в этих условиях приобретает и подготовка детей к усвоению программного содержания, а именно: различные предварительные (за неделю, день-два и даже утром в день занятия) наблюдения, разговоры, чтение книг, рассматривание картин и иллюстраций и др. Все это организуется в часы самостоятельной деятельности детей (в группе, на участке, за пределами участка) или предусматривается на других занятиях. В смешанной группе предварительная работа особенно необходима со старшими детьми, которым даются более сложные знания и умения, а уделить им необходимое внимание на совместном занятии с малышами воспитателю не всегда удается.

Ход занятия. В конспекте следует отметить, начинается ли занятие одновременно со всеми детьми или по возрастным подгруппам, какая подгруппа привлекается первой и как организуется деятельность детей, приступающих к занятию во вторую очередь.

Если занятие начинается одновременно, то предусматривается общее для всех детей введение в занятие, дается общее объяснение темы и содержания с учетом своеобразия учебных задач и способов их решения для каждой подгруппы отдельно, конкретные указания, как приступить к работе. Затем отмечаются приемы руководства процессом занятия, обеспечения одновременной умственной и практической активности детей разного возраста.

Заканчивают занятие дети постепенно: вначале младшие, затем более старшие. Подведение итогов работы малышей проводится кратко, по мере завершения ее каждым ребенком, а со старшей подгруппой предусматривается более подробный анализ результатов деятельности, освоения программного содержания.

На занятиях, которые начинаются вначале с одной подгруппой (обычно старшей), а затем с другой, объяснение темы и программного содержания, указания к решению поставленных задач даются для каждой подгруппы отдельно. После того как первая подгруппа приступит к практической деятельности, на занятие приглашается другая подгруппа.

Затем некоторое время практически действует вся группа и предусматриваются приемы поочередного руководства деятельностью обеих подгрупп. Заканчивается такое занятие примерно одновременно, что позволяет провести общий анализ результатов, но к работам детей разного возраста, естественно, предъявляются разные требования и даются разные оценки.

Ромела Арушанян
Конспект интегрированного открытого занятия в разновозрастной группе «Пришла настоящая весна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик» .

Конспект интегрированного открытого занятия в разновозрастной группе

(для родителей и педагогов)

«Пришла настоящая весна » .

Составила и провела :

Воспитатель

МБДОУ д/с №69

«Золотой ключик» .

Арушанян Р. Р. -

Мытищи 2016г.

Конспект интегрированного открытого занятия

«Пришла настоящая весна » .

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие,

Физическое развитие.

Цель : уточнить знания детей о весне учить детей замечать изменения в природе с приходом весны .

Образовательные задачи :

Расширять и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной ;

Учить детей вести беседу по картине- закреплять умение работать в разных техниках .

Развивающие задачи :

Активизировать у детей развитие любознательности, воображения, развивать внимание, память;

Развивать у детей образное мышление , восприятие, фантазию, творчество;

Развивать эмоциональную отзывчивость при встрече с прекрасным : музыка, картины.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к родной природе;

Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Материал : звуковая запись : «Голоса птиц и природы- журчания ручья, звука капели» , «Ожившая картина» , картинки с изображением птиц : грача, скворца, соловья, ласточки, кукушки, лебеди, скворечника, картинки цветущего дерево.

Оборудование : гуашь, пустые пластиковые бутылки (0,2, лист бумаги с нарисованным деревом.

Предварительная работа : беседы на темы :

«Приметы весны » .

«Перелетные птицы» ,

«Пришла весна » ,

Рассматривание иллюстраций, картин на тему,загадывание загадок о весне .

Словарная работа : перелетные птицы, проталина, журчит.

Ход занятия.

Воспитатель с детьми входят в группу , здороваются с гостями.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло , поздоровайтесь с ними. А теперь всё внимание на меня.

Скажите,пожалуйста, сколько времён года (ответы детей- 4- времени года) . Какое сейчас время года (ответы детей –сейчас весна ) . Кто помнит, сколько месяцев весной и какие ? (ответы детей-3, март. апрель. май)

Загадка :

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Ответ =(весной )

Работа по теме :

Работа с наглядным материалом «Ожившая картина» .

Игра «Вопрос – ответ» .

Что весной голубое , высокое, чистое? (небо)

Что весной греет , светит ярко? (солнце)

Что весной черное , из под снега появляется? (проталина)

Что весной тает ? (снег)

Что весной бежит , журчит? (ручьи)

Что весной первым появляется , расцветает (подснежник)

Вспомним, какие птицы прилетают весной к нам (грачи, ласточки, .кукушки, скворцы, соловьи, лебеди)

Что делают фруктовые деревья весной ? (расцветают)

(составляем картину) .

Дети отвечают на вопросы, открываются «окошко –картины» .

Воспитатель :

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Вы назвали признаки весны , и составили картину. Как мы назовём нашу картину? Ответы детей. Давайте назовем её «Пришла настоящая весна » .

Физкультминутка :

Солнышко, солнышко, золотое донышко

(дети с высоко поднятыми руками стоят по кругу,

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей (дети машут руками, стоя на месте)

И сугробы тают, тают (дети приседают)

А цветочки подрастают (дети медленно встают)

Воспитатель : Ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво. Какие птицы прилетают весной – грачи ласточки , кукушки, лебеди, соловьи …

Воспитатель :

Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес- считаем до пяти 1, 2, 3, 4, 5, и в лес пришли мы послушать голоса разных птиц и природы весной . Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу (голоса птиц и природы, журчания ручья, звуков капель весной )

Загадка :

Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Ответ : (ласточка)

Воспитатель : -Ребята, пока птицы к нам летели, они растеряли перья, давайте поможем им собрать.

На один мольберт прикрепляем изображение грача, а на другой изображение лебедя. Дети должны прикрепить белое перо лебедю, а черное к грачу.

Воспитатель : -Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, какие красивые у нас получились птицы.

Воспитатель : ребята, давайте теперь разомнем наши пальчики, расскажем стихотворение «Грачи» .-

Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Воспитатель : Ребята, теперь занимаемся свои места за столами. Перед вами у каждого лежит лист с изображением дерева, а так же гуашь, пластиковая бутылка вместо кисточек. С помощью этого мы должны нарисовать цветущее дерево. Берем бутылку, макаем дно бутылки в гуашь и наносим на веточки деревьев.

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, какие красивые у нас получились цветущие деревья. Скажите,пожалуйста, сколько кругов в каждом цветке по кругу (5) и сколько внутри цветка (1) . Молодцы ребята. Давайте покажем друг другу свои работы.

Воспитатель : давайте скажем : «Спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою Родину. А деревьям, за то, что они дарят красоту природы».

Итог занятия :

Воспитатель : Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. О чём мы сегодня говорили

Дети : - О перелетных птицах и о наступление весны .

Молодцы, ребята. Наше занятие окончено .

Публикации по теме:

Утренник для второй младшей группы «Пришла весна - пришла Победа» «Пришла весна - пришла Победа» (утренник для 2 младшей группы) Дети заходят в зал под музыку, садятся на стулья. Воспитатель: Ребята,.

Стихотворение «Пришла весна» Доброе время суток, уважаемые коллеги. Сегодня у нас в Мордовии очень хорошая погода. И наконец-то по настоящему почувствовалась весна.

Вот и закончились праздничные дни, в детском саду прошли утренники, посвященные женскому дню 8 Марта. Прозвучали поздравления, приятные.

Воспитатель: сегодня мы пойдем на экскурсию, на огород. Дети, а вы знаете, что такое огород? Дети: Огород это то место где растут овощи.