Оценка теории физического образования П. Лесгафта. Жизнь и деятельность П. Ф. Лесгафта, его система физического образования Лесгафт петр францевич его мнение об игре

Полуэшапе может производиться с разбегом и без этого; руки укре-
пляются на передней и задней дуге седла, тело притягивается кверху, а
правая нога передвигается через седло. Укрепляясь над седлом разогну
тыми руками, можно поочередно переводить через седло то одну, то дру-
гую ногу. Переводят также обе ноги единовременно через седло и садятся
боком в седло - это так называемый дамский прыжок. Видоизменения -
с правой и левой стороны.
Полное этапе. При этом перепрыгивают через седло. Руки укре-
пляются на дуги седла и между ними перепрыгивают через седло обеими
ногами и становятся на почву с противоположной стороны лошади. Видо-
изменения - с правой и с левой стороны через седло, зад и шею; могут
двое или трое перепрыгивать через лошадь единовременно.
4. Экарте - очень трудное и даже опасное упражнение - отличается
от предыдущего тем, что прямые ноги при перепрыгивании через седло
разводятся, между тем как там они сводятся и сгибаются. Производится
упражнение с разбегом, руки укрепляются на обеих дугах, отталкиваясь
от почвы и подымаясь кверху, ноги возможно сильнее разводятся, так что
одна передвигается через шею лошади, а другая - через зад и настолько
высоко, чтобы не касаться лошади. Если ноги уже передвинуты через шею
и зад, то руки освобождаются, ноги приводятся друг к другу и останавли-
ваются на почве с противоположной стороны. Прыжок этот в немецкой
литературе известен под названием «гретшшпрунг», а у французов он
называется также «экарвильяд».
5. Эскиллетте - прыжок этот называется также «ложный прыжок
мертвецов»; название это происходит собственно от «осколок», т. е. оско-
лок переломленной кости. Прыжки эти вовсе не так опасны. Этим прыж-
ком садятся на лошадь или им изменяют положение на лошади. Главный
отличительный признак этого прыжка состоит в том, что одну из ног про-
водят под рукою, временно освобожденной для этой цели так, что при
освобождении одной руки тело упирается только на другой руке.
Полу эскиллетте - для прыжка в седло; руки укрепляются на обеих
дугах, тело притягивается кверху при легком обращении груди вперед,
правая нога проводится под левою, тело упирается главным образом на
правой руке; левая рука освобождается, и двигающаяся левая нога пере-
кидывается через шею лошади. Левая рука быстро укрепляется, и тело
держится на разогнутых руках, или занимающийся садится в седло.
Обратно производится этот прыжок таким образом, что освобождается
одна из рук, нога проводится под нею и, приближаясь к другой ноге, спу-
скается на почву. Видоизменения описанного способа этого прыжка про-
изводятся так, что правая отводится первоначально прямо наружу над
задом лошади, а затем уже она с размахом проводится под левую ногу и
левую освобожденную руку через шею и противоположную сторону, как и
прежде. Производится этот прыжок с одной и другой стороны, назад,
отсюда на седло, а затем на шею и обратно.
Полное эскиллетте производится следующим образом: приседая сбоку
лошади, обеими руками захватываясь за обе дуги седла, притягивают
тело прямо кверху, правая нога отводится и устанавливается прямо над
задом лошади, быстрым размахом она проводится с небольшим поворо-
том тела под левую ногу, под освобожденную левую руку, наконец, под
освобожденную правую руку обратно, и затем спускаются на почву, и
занимающийся возвращается к исходному положению. Это требует боль-
шого напряжения, и поэтому очень утомительно второе и третье повторе-
ние этого упражнения подряд. Повторение упражнения с переменою ног,
то правою, то левою, составляет то, что называется прыжком ведьмы. При
этих упражнениях ноги при передвижении не должны касаться лошади;
вообще это упражнение требует большой ловкости при исполнении.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры.

Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии.

Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах “русских ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, H.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова по вопросам физического воспитания.

Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой площади и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют и поэтому будут переутомляться.

Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. - существенно уточнялись.

И все же система физического образования П. Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала в России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.

1896 год - 1909 год Предшественник: должность учреждена Преемник: Ковалевский, Максим Максимович Рождение: 20 сентября (1837-09-20 )
Санкт-Петербург , Российская империя Смерть: 28 ноября (1909-11-28 ) (72 года)
недалеко от Каира Отец: Франц Карлович Лесгафт Мать: Генриетта Адамовна Лесгафт Образование: медико-хирургическая академия Учёная степень: доктор медицины Профессия: биолог, анатом, антрополог, врач, педагог

Памятник П.Ф. Лесгафту у главного здания Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (8 (20) сентября (18370920 ) , Санкт-Петербург - 28 ноября ) - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Биография

Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября (18370920 ) в Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта.

Возможно, что свои первые познания в медицине он получил от своей матери, Генриеты Адамовны Лесгафт, поскольку она являлась «повивальной бабкой» и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи рожавшим женщинам. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определён в первый класс в Петришуле - Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища - Анненшуле .

Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством учёного секретаря конференции Николая Николаевича Зинина , Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.

В 1861 году Лесгафт заканчивает медико-хирургическую академию и получает серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году - доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт - профессор государственного Казанского университета , с 1886 - профессор Санкт-Петербургского государственного университета - преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) - Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта . Умер П. Ф. Лесгафт недалеко от Каира, похоронен в Петербурге на Литераторских мостках . В знак признания заслуг Лесгафта установлен памятник перед учебным корпусом основанного им университета .

Педагогические идеи

Роль воспитания в развитии человека

Все педагогические явления и теоретические положения он рассматривал с позиций антропологизма. Он понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Основную роль в формировании личности ребёнка П. Ф. Лесгафт отводил воспитанию. П. Ф. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется - распадается»,- писал он. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования. Будучи материалистом, Лесгафт вел активную борьбу с теми педагогами, которые признавали наследственность ведущим фактором в формировании личности. В противовес этому антинаучному, реакционному положению Лесгафт указывал на ведущую роль воспитания и образования в развитии личности-человека."Большинство воспитателей,- писал он,- в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на "прирождённую испорченность детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать… Обыкновенно спешат допустить существование врождённых дурных наклонностей, красноречиво толкуют о "неисправимо испорченных детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответственен сам ребёнок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остаётся в тени; и верить не хотят, что «испорченность ребёнка школьного и дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник» .

Природосообразность воспитания в раннем возрасте

"Обыкновенно,- писал он,- приучают ребёнка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки - все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребёнка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. «… Чтобы возбудить… пониженную впечатлительность,- писал Лесгафт,- необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причём ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения».

Школьные типы

В своем труде "Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребёнка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:

  • лицемерный тип;
  • мягко забитый тип;
  • злобно забитый тип;
  • угнетенный тип;
  • честолюбивый тип;

По его мнению, проявление того или иного типа - прямое следствие влияний семейной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов .

Семейное воспитание

П. Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. В своей книге "Семейное воспитание ребёнка и его значение" П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребёнка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребёнка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. «Во время семейного периода жизни ребёнка,- писал Лесгафт,- складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании». П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,- писал Лесгафт. - Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребёнка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

Критика системы Ф. Фребеля

П. Ф. Лесгафт был знаком с практикой фребелевских детских садов за границей, а также русских платных детских садов в Петербурге и считал их учреждениями, не отвечающими требованиям правильного воспитания и развития детей: «Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них ещё нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера». Лесгафт выступал против систематизированных и строго регламентированных игр и занятий, рекомендованных Фребелем. Он считал, что содержание первых игр и занятий детей должно иметь отпечаток социальной среды, которая их окружает, своеобразно отражать деятельность близких им людей. Он писал: «Теоретические основы Фребеля (последователя Гегеля) не выдерживают никакой критики: они указывают на недостаточное знакомство автора с природою ребёнка, с ходом его развития. Фантастические рассуждения Фребеля слишком беспочвенны и не выясняют теоретических оснований его системы». Лесгафт считал возможным использовать лишь отдельные игры и занятия Фребеля в семейном воспитании детей, но на основе иной методики. Он удивлялся, почему часто вполне обеспеченные родители отдавали своего единственного ребёнка в детский сад, и считал, что передачу детей в детский сад «можно было бы допустить разве при отсутствии родителей или невозможности их заняться своими детьми». Признавая существование детских садов лишь как неизбежность и необходимость для детей, лишённых родительского попечения и заботы, Лесгафт настаивал на том, чтобы в них была решительно изменена воспитательная работа, чтобы они приняли совершенно другой характер. Детский сад должен походить на простую семью, считал он, иметь удобное помещение; детям должна быть предоставлена большая свобода в играх и занятиях, особенно на открытом воздухе. Указывая, что естественной и незаменимой воспитательницей детей преддошкольного и дошкольного возраста является образованная мать, Лесгафт считал необходимой и неотложной задачей развитие женского образования в России.

Физическое воспитание

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, - писал П. Ф. Лесгафт, - чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов , П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня. По сути дела, образование у П. Ф. Лесгафта - это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование - целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырём основным группам:

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Конец 1878 - 10.1884 года - доходный дом Опочининой - Финский переулок , 6, кв. 17;
  • 10.1884 - 1890 - особняк Левашова - набережная реки Фонтанки, 18, кв. 18;
  • 1890-1896 - дворовый флигель особняка Левашова - набережная реки Фонтанки, 18, кв. 25;
  • 1896 - 27.10.1909 года - дом А. А. Раевской - Торговая улица, 25, кв. 11.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Петр Францевич Лесгафт: Главные труды - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - 720 с., ил.
  • Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности. - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. - 480 с., ил.
  • Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л: Лениздат, 1989.
  • Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. - Л.: Лесгафт, 1950.
  • Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт - создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн.: Очерки по истории физической культуры. Сб. трудов. Под общ. ред. Торопова Н. И. - М. - П., 1949.
  • Памяти П. Ф. Лесгафта. Сборник статей. Под редакцией Медынского Е. Н. - М: ФиС, 1947.
  • Бутыркин В. В. Краткое изложение курса лекций по теоретической анатомии, читанных проф. В. В. Бутыркиным на Медфаке Смоленского государственного университета в течение 1921-1925 учебных годов . Смоленск: Студенческая издательская комиссия при Смоленском Государствен. Университете, 1925.

Петр Францевич Лесгафт - выдающийся педагог -демократ, борец за здоровый быт, за воспитание всесторонне развитого человека.

Это был разносторонний ученый: замечательный анатом, врач, новатор-биолог, с одной стороны, и педагог-практик - с другой. Глубокие и всесторонние знания о человеке позволили ему внести ценный вклад в педагогику , создать оригинальную систему воспитания.

Сорок лет Петр Францевич нес науку в массы: читал публичные лекции, организовывал кружки и курсы для рабочих, курсы воспитательниц, курсы подготовки учителей гимнастики, создавал Вольную Высшую школу и руководил ею, был душой Общества содействия физическому воспитанию, преподавал в гимназии и университетах.

П. Ф. Лесгафт как педагог

Как педагог , Петр Францевич внимательно наблюдал детей, изучал их психологию. Большой исследовательский материал собран в его интереснейшей книге «Школьные типы».

Особое значение Петр Францевич придавал физическому воспитанию детей с первых дней их жизни. Он положил в России начало науке о физическом воспитании как особому отделу педагогической науки.

Важную роль Лесгафт отводил чувству меры в воспитании. Неумеренные похвалы, незаслуженные подарки и дорогие игрушки развивают в детях эгоизм.

Лесгафт был за внимательное отношение к детям, рекомендовал взрослым вдумчиво изучать детский характер и постоянно контролировать свои действия. К ребенку необходимо относиться серьезно и мягко, не сюсюкая, не балуя, не бегая за ним. Надо объяснять ему смысл и значение его поступков, вызывать его на самостоятельные размышления. Надо учить его стойко переносить неудачи и лишения, быть скромным.

Не должно быть никакой навязчивости в организации деятельности и развлечений ребенка. Поощряйте его стремление самому находить себе игры и предметы для занятий. Доставляйте ему простейшие игровые материалы и помогайте в тех случаях, когда действительно необходима помощь.

Если ребенок, указывал Петр Францевич, не может сам найти себе занятие, подскажите ему. Бессмысленные же замечания вроде: «не шали», «не приставай», «не рассуждай, а делай как тебе говорят» - обрывают инициативу ребенка, его стремление к творчеству.

Педагогические идеи

Приводим небольшой отрывок из книги П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», изданной много лет назад и до сих пор не утратившей своей ценности.

«Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, это, чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного по¬ступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.

Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Большинство воспитателей, в случае неудачи своих педагогических мероприятий, охотно сваливает все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же, в утешение себе и другим, ссылается на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.

Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?

Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное — вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо-испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе, и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.

Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «взыскать», «наказать», «пригрозить» и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге, если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – выдающийся анатом, врач, преподаватель высшей школы, педагог; основоположник научной системы физического воспитания и организации врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. И. П. Павлов называл его «вдохновенным учителем».

П. Ф. Лесгафт, как и Н. И. Пирогов, обратился к проблемам педагогики и психологии после продолжительной образовательной деятельности, связанной с подготовкой профессиональных врачей. Научная система физического воспитания П. Ф. Лесгафта стала как бы практическим выходом функциональной анатомии, теоретически им обоснованной и развитой.

В создании функциональной анатомии, теории физического воспитания, в обосновании взаимообусловленности физического и нравственного развития, в теории и практике подготовки преподавателей физического воспитания П. Ф. Лесгафт испытал на себе прямое и опосредованное влияние Н. И. Пирогова.

Отличительными особенностями акмецелевых программ самореализации его творческого потенциала на протяжении жизни были следующие.

1.Самоутверждение в семье. Отец противился его выбору. Пришлось отстаивать свое право на самостоятельный выбор жизненного пути. В результате – уход из семьи и отказ взять имя отца в качестве отчества.

2. Самостоятельный выбор «вершины» – кому следовать в период обучения в Медико-хирургической академии, а после ее окончания – в процессе исследовательской работы по созданию функциональной анатомии.

3. Создание теории, методики и организации подготовки специалистов физической культуры.

П. Ф. Лесгафт родился в Петербурге, в многодетной семье ювелира. Строгого отца звали Петром Карловичем. Его добрая мать иногда выполняла роль повивальной бабки. В семье царили уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие. Впоследствии все эти качества стали неотъемлемыми чертами характера П. Ф. Лесгафта, снискавшими ему любовь и уважение людей.

Если в семье Н. И. Пирогова рано заметили природные наклонности мальчика и содействовали их развитию, то П. Ф. Лесгафту отец хотел навязать свою волю и заставить стать ювелиром или фармацевтом. Акмецелевые программы Петра Лесгафта уже в раннем возрасте пришли в противоречие с волей отца. Ему пришлось защищать свои потребности в познаниях, в самореализации творческого потенциала.

Важнейшим событием в жизни маленького Петра было поступление в «Петришуле». Но как только отец заметил, что сын увлечен школой, что от прилежных занятий он побледнел и осунулся, то решительно воспротивился продолжению образования. В 14 лет он определил сына в ученики к знакомому аптекарю. Не выдержав там и года, Петр Лесгафт сбежал домой, вызвав гнев отца и матери. Заканчивать обучение ему пришлось в мужском отделении училища св. Анны – «Анненшуле».


П. Ф. Лесгафт поступил в Медико-хирургическую академию в 19 лет. Это был год опубликования статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». В Академии хранили память о Н. И. Пирогове. В анатомическом музее лежали его инструменты, коллекции препаратов, альбом рисунков по топографической анатомии – все, что он создавал в целях лучшей подготовки хирургов. Многое созданное им используется и в современной системе образования.

В Медико-хирургической академии П. Ф. Лесгафт встретил много замечательных преподавателей – было у кого учиться. Но главным событием в его профессиональном становлении стала встреча с Венцеславом Леопольдовичем Грубером (1814 – 1890). Родом из чешской Богемии (как и Ян Амос Коменский), он получил образование в Пражском университете, около семи лет занимался анатомией у прославленного Гиртля. В 1842 г. (в 28 лет) стал доктором хирургии, а через два года – доктором медицины. В 1846 г., находясь в Праге, Н. И. Пирогов познакомился с В. Л. Грубером и предложил ему перейти в Медико-хирургическую академию, в только что им основанный анатомический институт. В. Л. Грубер согласился. Весной 1847 г. он приехал в Петербург и вступил в должность проректора института. Когда П. Ф. Лесгафт познакомился с В. Л. Грубером, тому было 42 года. В 19 лет Петр Лесгафт ушел из дома, поссорившись с отцом. Причиной ссоры стали его систематические задержки у друзей за книгами и учебой.

Лишенный родительской опеки и внимания, Лесгафт нашел в Грубере истинного наставника, учителя, старшего друга. Ни разница в возрасте и положении, ни некоторое расхождение во взглядах по поводу основ любимой ими анатомии не мешали их дружбе.

Уже в студенческие годы у П. Ф. Лесгафта сформировалась главная жизненная позиция, аксиологическая система ценностей, которой он руководствовался в течение всей жизни: главное для человека – быть полезным другим людям, бороться за справедливость и правду, отстаивать свободу личности от гнета и произвола. Именно она определила акмецелевые программы самореализации его творческого потенциала.

Многие черты личности Грубера казались ему идеальными и совершенно необходимыми для человека науки, и он воспитывал в себе неутомимость в работе, принципиальность, чувство долга и справедливости.

За успешное выполнение бальзамирования во время обучения в Академии студент П. Ф. Лесгафт получил денежную премию – 300 рублей. Он окончил Медико-хирургическую академию с серебряной медалью и только тогда навестил семью.

Судьба П. Ф. Лесгафта – замечательный пример самоосознания своего творческого потенциала и неукротимой энергии, направленной на его самореализацию. Очевидно, став ювелиром или аптекарем, как хотел отец, в материальном отношении он смог бы жить лучше, однако потребность в самореализации возобладала.

Об уровне научной подготовки П. Ф. Лесгафта в период его обучения в Академии свидетельствуют такие результаты. В 24 года он сдал экзамен на степень доктора медицины; в 25 лет – на степень доктора медицины и хирургии; в 28 лет сделал блистательный доклад по антропологии. В 29 лет П. Ф. Лесгафт выступил на заседании Общества русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влиянии ее на механизм всасывания слез». Доклад поразил специалистов глубиной и убедительностью исследования, имевшего не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

В 1868 г. (в 31 год) П. Ф. Лесгафт получил степень доктора медицины и хирургии, был избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден профессором кафедры физиологической анатомии. С 1868 г. он заведовал кафедрой физиологической анатомии. В 1871 г. был уволен за выступление против установления правительственного надзора над университетом.

Этот факт свидетельствует о том, что высшие, духовные принципы были для П. Ф. Лесгафта не пустыми словами, а руководством к действию. Вернувшись в Петербург, он по существу остался без постоянного места работы. Потому его акмецелевая программа самореализации творческого потенциала стала еще и программой выживания.

В 1872 – 1874 гг. П. Ф. Лесгафт руководил занятиями по анатомии первых русских женщин-врачей при лаборатории В. Л. Грубера. С этого момента, в возрасте 35 лет, началась его работа над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. За плечами уже был опыт исследований анатомических особенностей органов движения. Лесгафт вновь и вновь убеждался в теснейшей связи функций органа с его формой. Было ясно, что анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. В связи с этим упражнения, тренировку органов и систем он считал необходимой предпосылкой для нормального функционирования организма, для здоровья и активной жизни человека.

Главные события в жизни П. Ф. Лесгафта после окончания Академии можно разделить на два больших периода, подчиненных единой конечной цели, но опирающихся на различные акмеце-левые программы. Первая программа охватывает период от 35 до 57 лет, т. е. от начала разработки теоретических основ функциональной анатомии до создания курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр. Вторая программа охватывает период от 57 до 72 лет (вплоть до кончины П. Ф. Лесгафта). Оба периода насыщены научными поисками, организаторским творчеством и борьбой.

Первым практическим шагом П. Ф. Лесгафта на пути организации курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр было предложение А. Г. Берглинду, известному петербургскому «гимназиарху», своих услуг по консультированию его курсов (в 1872 г.). Здесь Лесгафт реализовал на практике те принципы, которые впоследствии составили научно-теоретическую основу его рациональной гимнастики.

Параллельно он открыл Общеобразовательные анатомические курсы у себя на квартире. Одновременно с ними работали Владимирские курсы – предшественники Бестужевских. С декабря 1874 г. П. Ф. Лесгафт начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии.

В 1875 – 1876 гг., после поступления в Главное управление военными учебными заведениями, Лесгафта ежегодно командировали за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». Это позволило ему изучить немецкую и шведскую системы и разработать свою систему на основе сравнительного анализа. В мае 1875 г. он познакомился с постановкой обучения гимнастике в ряде европейских государств: Швеции, Германии, Англии, Франции, Италии и др.

В 1877 г. П. Ф. Лесгафту удалось добиться, чтобы при Второй Петербургской военной гимназии были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы. Для них были созданы программы по антропологии, анатомии, физиологии, гигиене, теории телесных движений, методике гимнастического искусства, математике, физике, химии, рациональной гимнастике, фехтованию, плаванию, теории и практике игр и ремесел.

Процесс физического образования П. Ф.Лесгафт разделил на три этапа: 1) обучение ребенка правильным движениям (в младших классах); 2) постепенное увеличение нагрузок с учетом физиологических особенностей организма подростка; 3) обучение умению точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве.

Были сформулированы и проверены на практике основные принципы организации физического образования:

1) постепенность и последовательность;

2) необходимость отчетливого представления исполнителем того, что он должен сделать, чего достичь (образ искомого результата, обеспечивающий предвидение в достижении реальных результатов деятельности).

Можно предположить, что именно опыт практической работы в области подготовки специалистов физического образования позволил П. Ф. Лесгафту по-новому взглянуть на проблемы анатомии, когда появилась возможность работать в Медико-хирургической академии.

В январе 1878 г. на конференции Академии его избрали на должность второго проректора. Он получил возможность не только преподавать, но и руководить работами диссертантов. П. Ф. Лесгафт избрал новое направление исследований, взяв за основу понимание анатомии как науки не о мертвом, а о живом. Именно это и позволило ему стать основоположником функциональной анатомии, которую он противопоставил описательной.

В небольшой статье «Об общих законах в анатомии и выяснении их при преподавании», опубликованной в 1881 г. в газете «Врач», П. Ф. Лесгафт высказал свое отношение к описательной анатомии и новое представление о ней как о функциональной науке, позволяющей познать общие законы морфологии. Позднее это новое представление он подробно раскрыл в трудах «Общая анатомия» (1885) и «Основы теоретической анатомии», ч. I (1892).

Теоретическая анатомия поставила П. Ф. Лесгафта в один ряд с такими выдающимися основоположниками новых направлений, как Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев.

Последовательно разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей, П. Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей. Одним из первых он установил, что особенности функции мышц зависят от способа соединения друг с другом пучков мышечных волокон.

Выход на новый уровень обобщений, т.е. на новые вершины, открывает перед исследователем новые горизонты. Так было и с П. Ф. Лесгафтом. Новизна заключалась в сочетании серьезных анатомических исследований с математическими расчетами, которые легли в основу изучения простых и сложных суставов. Результаты этих исследований были обобщены в работах: «Архитектура костей», «О соединении костей между собою», «О причинах, влияющих на форму костей», «О силах, удерживающих суставные поверхности в соприкосновении».

Преподавательскую деятельность в Академии П. Ф. Лесгафт сочетал с научно-исследовательской работой – не только в Академии, но и в комиссии по школьной гигиене при Педагогическом музее военно-учебных заведений. По его программе и под его руководством было проведено сравнительное исследование в Первой и Второй военных гимназиях. Во Второй военной гимназии, в отличие от Первой, практические занятия вели слушатели учебно-гимнастических курсов. По рекомендации П. Ф. Лесгафта они систематически измеряли у занимающихся рост, вес, объем легких и мышечную силу. Было установлено, что учащиеся Второй военной гимназии, занимавшиеся гимнастикой, меньше болели, были более крепкими, выносливыми, ловкими, сильными. В обработке результатов исследований П. Ф. Лесгафту помогал его ученик, ставший впоследствии известным ученым-статистиком, Алексей Федорович Фортунатов.

В 1881 г. началось сотрудничество П Ф. Лесгафта с Владимиром Яковлевичем и Марией Николаевной Стоюниными. Он участвовал в создании проекта деятельности новой гимназии, ее устава, учебных планов и программ. По В. Я. Стоюнину (вслед за Н. И. Пироговым), главная задача школы состояла в том, чтобы дать детям общее образование, сформировать личность будущих граждан, выработать нравственные идеалы. Он ратовал за единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы, подчеркивая, что школа должна пробуждать в юноше и девушке бескорыстную любовь к истине, правде, добру, прекрасному.

В гимназии М. Н. Стоюниной впервые в России физические упражнения были включены в число обязательных ежедневных занятий. Значительная часть времени отводилась играм, во время которых, по мнению П. Ф. Лесгафта, достаточно ярко проявляется характер ребенка. Новым было также, что по предложению Лесгафта решено было отказаться от оценок, заменив их аттестацией, воздержаться от поощрений и полностью исключить наказания.

Новшества проявились и в способах предъявления учебной информации. Основой преподавания было слово: по рассказу преподавателя, по данному им словесному описанию учащиеся должньы были мысленно составить себе представление о предмете. Лишь после этого преподаватель демонстрировал действие, движение; показывал рисунок, модель, предмет. Это заставляло учащихся активно мыслить, развивало воображение. Ежедневные физические упражнения компенсировали недостаток мышечной нагрузки, способствовали устранению дефектов физического развития.

В гимназии М. Н. Стоюниной П. Ф. Лесгафт в течение пяти лет почти ежедневно проводил занятия, следил за проведением занятий другими преподавателями, беседовал с родителями, систематически проводил антропометрические измерения и врачебные осмотры детей, исследовал их психологическую типологию. Эти исследования были обобщены в двух замечательных работах: «Школьные типы» и «Семейное воспитание ребенка и его значение». П. Ф. Лесгафт выделил и описал шесть основных школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, заласканный, злостно-забитый, угнетенный. В его работах детально разбирались условия формирования характера и роль семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей.

Изучение проблем физического и нравственного воспитания в гимназии М. Н. Стоюниной, его доклады «Об играх и физическом воспитании в школе» и «О наказаниях в семье» (октябрь 1883 г.) в Обществе русских врачей в Петербурге заставили Лесгафта вновь обратиться к трудам Н. И. Пирогова и проследить развитие его идей в своем творчестве – как анатома, с одной стороны, и как педагогического психолога – с другой.

Покинув Военно-медицинскую академию в 47 лет, П. Ф. Лесгафт, по существу, перестал участвовать в подготовке будущих врачей и вынужден был искать возможности для того, чтобы сделать фонд накопленных им знаний (анатомических, гистологических, антропологических и функционально-анатомических) средством общеобразовательной подготовки людей, проявляющих к ним интерес. Основными средствами его существования стали: чтение лекций при Педагогическом музее военно-учебных заведений; домашние анатомические курсы, популярность которых ежегодно возрастала; работа в Фехтовально-гимнастическом центре, который занимался усовершенствованием учителей гимнастики и фехтования для армии и разработкой единой программы и методов преподавания этих дисциплин; должность приват-доцента в Петербургском университете.

В 1889 г. П. Ф. Лесгафту предложили принять участие в работе комиссии по техническому образованию, созданной Русским техническим обществом. В апреле 1890 г. он возглавил комиссию по вопросам преподавания естественных наук в технических учебных заведениях. Были обсуждены программы по физике, химии, минералогии, ботанике, зоологии. Особое внимание при составлении программ уделялось последовательности изложения материала, наглядности и практической направленности.

Как врач, П. Ф. Лесгафт систематически вел бесплатные приемы больных на дому; особенно любил заниматься с детьми. Особенностью его врачебной деятельности была вера в целебную силу простых, доступных каждому средств: прогулок, плавания, лечебной гимнастики, дозированного труда, свободных одежды и обуви.

Он всегда был окружен учениками и сподвижниками. Именно они помогали П. Ф. Лесгафту справляться с новыми, сложнейшими задачами. Одной из таких задач было создание в январе 1896 г. биологической лаборатории и специальных курсов по подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования - прообраза современной Государственной академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

К моменту создания этих двух учреждений, существующих до настоящего времени, Лесгафт пришел с огромным багажом знаний, опыта и практических результатов. Открытие этих учреждений финансировал ученик П. Ф. Лесгафта, Иннокентий Михайлович Сибиряков, брат русского золотопромышленника и патриота А. М. Сибирякова. Он принес в дар П. Ф. Лесгафту 200 тысяч рублей наличными и дом стоимостью 150 тысяч рублей. Это случилось 24 августа 1893 г. Весной 1894 г. П. Ф. Лесгафт разработал устав биологической лаборатории (после того, как его устав Музея был отвергнут министром народного просвещения), а 19 октября того же года биологическая лаборатория получила официальное разрешение на существование. В штат лаборатории вошли П. Ф. Лесгафт, его ученики – А. О. Ковалевский, И. В. Мушкетов, П. П. Фан-дер-Флит. С 1896 г. началось издание специального журнала «Известия Санкт-Петербургской биологической лаборатории».

Летом 1895 г. было создано Общество помощи в чтении больным и бедным. П. Ф. Лесгафт стал его председателем. Таким образом, акмецелевая программа самореализации на пути к созданию курсов характеризуется необычайной увлеченностью П. Ф. Лесгафта педагогической деятельностью, необыкновенным трудолюбием, собранностью, целеустремленностью.

Создание биологической лаборатории, располагавшей достаточным количеством помещений, позволило П. Ф. Лесгафту организовать учебные курсы на строгой научной основе. Здесь была как бы продолжена работа, начатая во Второй Петербургской военной гимназии. В создании курсов заметную роль сыграло Общество содействия физическому развитию, зародившееся в 1893 г. Инициатором его создания был директор Педагогического музея военно-учебных заведений Аполлон Николаевич Макаров. Должность ученого секретаря в нем занимал П. Ф. Лесгафт.

«Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр», разработанное в 1894 г., было утверждено 19 января 1896 г., и начались занятия. На первом занятии присутствовало 109 «лесгафтичек», из них 44 вольнослушательницы. В программе обучения были основы анатомии и физиологии человека, гигиена, теория телесных движений, химия, физика, математика, основы методики проведения физических упражнений и игр.

Уже со второго года программа курсов стала расширяться. Были введены новые предметы: зоология, ботаника, психология, педагогика, пение, всеобщая история, литература, чтение, рисование. Первоначально определенный срок обучения – два года - оказался недостаточным, поэтому был добавлен еще год. Курсы стали единственным в России высшим учебным заведением, готовившим организаторов и руководителей физического образования с широкой и всесторонней подготовкой.

В новом учебном заведении была очень целесообразно составлена программа обучения; для него были также характерны правильное сочетание теоретического и практического обучения, равномерное распределение умственной и физической нагрузок. Здесь царили взаимное уважение и доверие. В распоряжение слушательниц были предоставлены все кабинеты и музеи биологической лаборатории. Была организована самая дешевая в городе курсовая столовая: за питание слушательницы платили 7 рублей в месяц; жилье они снимали вблизи курсов. Сборы от своих публичных лекций П. Ф. Лесгафт отдавал в пользу слушательниц курсов.

Петр Францевич считал, что задачи физического образования не исчерпываются только оздоровлением и укреплением организма, что необходимо его гармоничное сочетание с умственным образованием. Средствами такой гармоничности он считал постепенность и последовательность физических нагрузок, знание их физиологических пределов.

Таким образом, жизненный путь П. Ф. Лесгафта явился прекрасным доказательством наличия у человека творческого потенциала, который может быть реализован на пути к высшим достижениям. Вполне возможно, что именно высшие духовные идеалы служения человечеству наполняют жизнь таких людей, как П. Ф. Лесгафт, особым смыслом и особой энергией.