Как и когда учить ребенка ходить. Что делать родителям в каждом конкретном случае? Проблемы при хождении

Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому срок начала ходьбы предсказать трудно. Специалисты в области педиатрии считают нормой начало самостоятельной ходьбы как в ранние сроки — на 8-10-м месяце, так и в более поздние – после года.

Главный критерий готовности к ходьбе – сформированный опорно-двигательный аппарат и особенности психомоторного развития.

Мудрые родители понимают, что нельзя торопить кроху . А беспокойные неопытные родители часто переживают и задаются вопросом: как научить ребёнка ходить самостоятельно без поддержки, чтобы не отстать в развитии от прочих детей.

Если ускорить приближение момента, когда малыш сам научится ходить, невозможно, то помочь ему приобрести уверенность и твёрдость просто необходимо.

Важно знать! Малыш сам демонстрирует свою готовность к ходьбе, если он самостоятельно садится и встаёт на ножки, держась за опору, и передвигается вдоль неё.

Помощь родителей в освоении ребёнком навыка самостоятельной ходьбы будет заключаться в следующем.

Поддержка и перехват малыша при его желании сделать самостоятельный шаг

Взрослый крепко держит малыша сзади и подталкивает его к движению, а второй протягивает к ребёнку руки, приглашая его сделать шаг. Когда ребёнок возьмётся за протянутые к нему руки, первый взрослый отпускает его.

Малыш шагает без поддержки, используя в качестве опоры руки. При такой траектории движения малыш лучше ориентируется в пространстве.

Первое правило, как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки, — это его поддержка за руки и перехват при желании сделать шаг

Постоянный присмотр за малышом

Нельзя оставлять грудничка без присмотра, даже если он уже умеет делать самостоятельные шаги. Малыш может испугаться, если потеряет равновесие или упадёт.

Задача взрослого – страховать каждое движение малыша и формировать у него уверенность в правильности действий. Рекомендуется заниматься с ребёнком в окружении подушек и валиков, чтобы избежать травм и уменьшить страх перед падением.

Обратите внимание! Когда вы уже научили ходить ребенка самостоятельно без поддержки, нужно позаботиться о его безопасности: убрать с его пути все потенциально опасные предметы, закрыть на замок дверки шкафов, или убрать всё их содержимое.

Нельзя оставлять в доступных местах мелкие предметы и острые инструменты. Также нужно исключить передвижение малыша по скользким поверхностям.

Создание мотива для совершенствования навыка ходьбы

Важно привлекать внимание малыша к предметам и игрушкам, располагая их на расстоянии от него, но так, чтобы он хорошо видел их и хотел потрогать.

Выражение радости по поводу достижений и похвала — стимул для ребёнка в совершении новых шагов. Это поможет ему научиться понимать направление движения и ориентироваться в пространстве.


Привлечение внимания малыша игрушкой способствует обучению его ходьбе

Укрепление мышц и опорно-двигательной системы

Чем устойчивее малыш, тем увереннее он будет двигаться. Устойчивость зависит от развития опорно-двигательного аппарата и мышц.

  • поочерёдные сгибания и разгибания ног с постепенным ускорением в положении лёжа;
  • придерживание коленей ребёнка в положении стоя, чтобы ноги выпрямлялись;
  • приседания малыша с поддержкой;
  • поднятие и опускание на носочках;
  • ходьба на четвереньках;
  • ходьба в обруче или катание коляски.

Ходьба босиком весьма полезна

Ходьба босиком

Польза ходьбы босиком заключается в том, что происходит формирование правильного свода стопы. Кроме того, естественным образом происходит укрепление суставов и связок. Если есть возможность бывать на природе, то можно гулять с малышом босиком по траве или по песку.

Правильный подбор обуви

Ортопеды утверждают, что плоскостопие начинает формироваться вместе с первыми шагами ребёнка. Поэтому необходимо подбирать правильную обувь и проводить профилактику этого заболевания.

Обувь подбирается по размеру ноги малыша. Предпочтение нужно отдавать натуральным материалам, выбирать такую обувь, чтобы она жёстко фиксировалась шнурком и плотно сидела на ноге, имела супинатор для свода стопы.

Узнайте, как лечить ребенка: Плантексом. Инструкция по применению, дозы и особенности.

Раннее хождение: польза и вред

Если малыш сам сделал первые шаги, при этом активен и хорошо себя чувствует, то повода для беспокойства нет. Хотя врачи высказывают опасения в том, что позвоночник ребёнка от больших нагрузок может страдать .

В этой ситуации нужно доверять желаниям и умениям своего ребёнка. Постоянное наблюдение за его поведением, анализ его развития, консультация у врача исключат любое беспокойство. Если ребёнок в своём развитии опережает своих сверстников, то и раннее начало хождения будет естественным.

Родители, обеспокоенные тем, как научить ребёнка ходить самостоятельно без поддержки, иногда торопят малыша, рано ставя его на ноги и предлагая двигаться вперёд. При этом его позвоночник и мышцы ещё недостаточно подготовлены для таких нагрузок.

Даже при эмоциональной готовности раннее хождение только навредит здоровью малыша. Все педиатры утверждают, что заставлять ходить малыша не нужно . Рано или поздно он это сделает сам.

Почему некоторые дети поздно начинают ходить

Что влияет на активность малыша, как повлиять на ситуацию и научить ребёнка ходить, как самостоятельно и без поддержки ему сделать первые шаги?

Поздние сроки освоения навыка ходьбы имеют свои причины . К ним относятся:


Переедание, и как следствие, излишняя масса тела, задерживают обучение ходьбе малыша
  • излишняя масса тела, возникающая вследствие переедания, неправильного питания, нарушенного обмена веществ;
  • стресс, являющийся следствием сильного психоэмоционального нарушения из-за испуга или любого другого изменения привычных условий;
  • нарушения опорно-двигательной системы или проблем неврологического характера;
  • переживание неудачи первого опыта из-за падения и причинения боли;
  • географический фактор и климат территории, влияющий на темперамент ребёнка;
  • ослабленное состояние из-за болезни;
  • генетическая предрасположенность.

Вышеперечисленные причины по-разному влияют на активность малыша и его готовность к первым шагам. Но все они, кроме генетики и географического фактора, замедляют развитие психомоторики, сказываются на эмоциональном состоянии и тормозят двигательные навыки.


Темперамент ребенка влияет на скорость его обучения ходьбе

Важно знать! С самого раннего возраста нужно наблюдать за поведением ребёнка, чтобы определить его темперамент.

Во многих случаях флегматики и меланхолики отличаются медлительностью и задержкой в ходьбе в большей степени, чем сангвиники или холерики. Тип темперамента подскажет эмоциональная возбудимость и витальная сила.

При таких проблемах с вопросом, как научить ребёнка ходить самостоятельно без поддержки, лучше обратиться к специалисту и получить профессиональную консультацию.

Ходунки: в чём преимущества и недостатки

Несмотря на то, что ходунки призваны помогать малышу осваивать навыки самостоятельного хождения, относиться к ним следует с осторожностью. Нельзя считать их безобидным приспособлением, рассчитанным на всех без исключения детей.

Чтобы ходунки принесли пользу, применять их можно только тогда, когда у ребёнка окрепнет позвоночник, и он сможет сидеть.

Учитывая неоднозначное мнение специалистов об использовании ходунков, можно выделить их преимущества и недостатки.

К преимуществам относятся:

  • свобода мамы для выполнения работы по дому, пока малыш находится в ходунках;
  • новые возможности для познания мира у малыша, когда он находится в вертикальном положении, так как в положении лёжа его обзор ограничен;
  • формирование понимания у ребёнка, что он может изменять положение тела и совершать движения;
  • положительные эмоции у ребёнка от того, что движение приносит удовольствие;
  • организм закрепляет положительные эмоции при ходьбе в ходунках.

Недостатки ходунков:

  • чрезмерное использование ходунков может привести к такой проблеме, как нежелание малыша двигаться самому, а это помешает научить ребёнка самостоятельно передвигаться и ходить без поддержки, к которой он привык в ходунках;
  • при нахождении в ходунках стопа ребёнка нагружается неравномерно, что ведёт к плоскостопию, поэтому долгое пребывание в них нежелательно;
  • в ходунках ребёнок находится в сидячем положении, это увеличивает воздействие на позвоночник и ведёт к искривлению;
  • в ходунках ребёнку сложно преодолевать препятствия, например пороги, поэтому для него ограничивается пространство, что вызывает у него недоумение и страх;
  • при сдавливании половых органов у мальчиков ходунки могут вызывать опрелости и приводить к фимозу.

Осторожно! Принимать решение об использовании ходунков родителям можно только тогда, когда тщательно взвешены все плюсы и минусы этого приспособления и оценены возможности ребёнка для начала самостоятельных движений.

При использовании ходунков нужно соблюдать меры безопасности.

Советы детских врачей: Как лечить желтушку у новорожденных. Какие причины болезни и возможные последствия.

Чего нельзя делать при обучении ребёнка ходьбе

Как при решении любых проблем в развитии малыша, при ответе на вопрос, как научить ребёнка ходить самостоятельно без поддержки, нужно руководствоваться принципом: «Не навреди!».

Нужно внимательно относиться ко всему, что делает малыш, анализировать его состояние, наблюдать за изменениями в его развитии.

Стремление родителей помочь малышу быстро научиться ходить может отрицательно сказаться на развитии ребёнка. Поэтому нужно помнить о тех ошибках, которые могут замедлить развитие малыша и повлиять на его желание самостоятельно ходить:


Ребенку нельзя долго стоять, чтобы не перегружать позвоночник, поэтому периодически усаживайте его
  • если малыша ставить с упором на ноги раньше, чем в 9 месяцев, то это может повлечь плоскостопие и искривление позвоночника;
  • если ребёнок умеет стоять у опоры, а садиться пока ему трудно, то нужно самим усаживать его, так как длительное стояние увеличивает нагрузку на ещё не окрепшие ножки;
  • если малыш учиться ходить на улице, то использовать для этого качественную ортопедическую обувь, а в помещении не надевать обувь вообще;
  • если родители помогают малышу учиться ходить, это нужно делать без чрезмерной опеки, страхуя и поддерживая грудничка. Навык ходьбы он должен формировать сам.

Научить ребёнка можно плаванию или езде на велосипеде. Такой навык, как ходьба – это естественный навык человека, поэтому научить ребёнка стоять или ходить самостоятельно и без поддержки невозможно. У него всё получится, когда ему скажет об этом собственный организм.

Полезное видео о том, как научить ребенка ходить

Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки взрослых — смотрите это видео:

Главные советы родителям при обучении малышей ходьбе:

В возрасте 8-12 месяцев молодых родителей волнует вопрос о том, как правильно заниматься с ребенком, чтобы он быстрее стал на ноги. Известны случаи, когда кроха в этот период самостоятельно осваивает первые шаги.

Можно помочь малышу быстрее адаптироваться, выполняя с ним элементарные упражнения, цель которых – укрепление вестибулярного и опорно-двигательного аппарата.

Не знаете, как научить ребенка ходить самостоятельно? Это лучше сделать, поддерживая его первое время за ручки. Первым признаком того, что ребенок собирается пойти, являются уверенное стояние и попытка сделать шаг вперед, как бы выпячиваясь.

Обычно кроха делает попытки ходить, находясь у прочной опоры (это может быть диван, манеж, стол). Еще одним признаком готовности малыша к ходьбе можно считать стремление самостоятельно подниматься, удерживаясь при этом ручками. Заметив за маленьким желание к передвижению, можно начинать первые движения, поддерживая кроху под ручки.

Этапы обучения ходьбе

Для обучения понадобиться два человек. Один должен стоять позади малыша и поддерживать его руками, второй — находится впереди на небольшом расстоянии с протянутыми к крохе руками, чтобы подхватить его при падении.

Эта методика обучения очень похожа на ходьбу с поддержкой вдоль опоры, однако, здесь иная траектория передвижения, позволяющая ориентироваться в пространстве. Важно постоянно следить за движениями малютки, чтобы он не перецепился, не ударился, не испугался. Хорошо подстраховать дитя подхватыванием, когда оно пошатывается на ножках и сильно наклоняется.

Привлечь внимание стремящегося к ходьбе малыша можно игрушками, выставленными впереди. Обезопасить ребенка от падений можно за счет мягких валиков, одеял и подушек. Не забывайте, что длительная ходьба вредна младенцу, особенно если крохе 8-9 месяцев и он плохо держится на ножках, покачиваясь в стороны.

Нагрузки при длительной ходьбе оказывают отрицательное влияние на позвоночник, суставы, мышцы. Лучше всего научить малютку приседаниям из положения стоя. Тогда он сможет отдыхать, приспособившись к усаживанию. Если родителям неудобно постоянно наклоняться, держа ребенка под ручки, можно приобрести в магазинах детских товаров специальные ремни-страховки. Их хорошо использовать на улице, когда высока вероятность падений.

Бывают случаи, когда чадо стремиться к первым шагам очень рано. Имейте в виду, что каждый малыш развивается индивидуально. Ранняя ходьба не вредна в том случае, когда кроха готов к ней. При нежелании младенца вставать на ноги, следует прекратить процесс обучения на некоторое время, затем, спустя пару месяцев, возобновить.

Запрещенные приемы

Ходунковая ходьба сводиться лишь к отталкиванию ножками, что влечет за собой деформацию стоп. Более того, кроха находится в них в сидячем положении и совершенно не способен удерживать массу тела вертикально.

Не очень полезны и подстраховочные ремни. Они ограничивают движения, делают невозможными повороты.

Ранние попытки ходьбы чреваты развитием плоскостопия у ребенка. Если рассматривать опорную ходьбу, то для грудничков она вредна растяжением связок, деформацией стоп, нагрузкой на опорно-двигательный аппарат.

Обувь не менее важна в формировании правильной походки. Дома лучше обучать малыша ходьбе в носочках. Для улицы необходимо приобрести специальную ортопедическую обувь, удерживающую ножку младенца в правильном положении. Очень важно дать свободу передвижений малышам, чтобы ничто не сковывало и без того не простые движения.

Что важно при обучении?

Чтобы ребенок своевременно пошел, необходимо:

  • Активное обучение;
  • Подбор и использование различных обучающих методик, подобранных в зависимости от особенностей развития;
  • Мотивация к первым шагам;
  • Увлекающие игры, развивающие координацию движений.

Позднее становление на ноги (после года) очень трудно дается крохе. Для болезненных, не активных деток первые шаги в 1,2-1,5 месяцев — вариант нормы. Не нужно заставлять малыша ходить, если он не хочет. Двигательный аппарат должен окрепнуть, чтобы со временем у детеныша появилась возможность активных движений.

Первые шаги

Возраст 8-9 месяцев характеризуется способностью лишь стоять в течение нескольких секунд. Затем, спустя пару недель, покачиваясь, малыши пытаются самостоятельно подняться и ухватиться за опору. Такое физическое упражнение вызывает интерес, и они все чаще его повторяют. Стать на ножки удается ближе к году. В это время малыш старается по-прежнему придерживаться опоры, подниматься и садиться, делать робкие шаги навстречу ярким предметам.

Любознательность крохи всегда должна поощряться. Это характерно для случаев, когда ребенок хочет, например, достать игрушку, но у него не получается подняться или дотянуться к ней. В таком случае нужно помочь крохе.

Чтобы ребенок мог без проблем передвигаться в вертикальном положении, у него должен полностью сформироваться опорно-двигательный аппарат. На помощь первым шагам приходит ползанье. Оно тренирует мышцы. Крохам удобней всего передвигаться на небольших расстояниях. Хорошо помогают освоить движения массажи, плаванье, простые упражнения йоги.

Не стоит паниковать, если малыш случайно упал. Ни в коем случае нельзя кричать, ругать младенца. Такими действиями можно отбить желание познавать мир через движения. Во избежание падений рекомендуется заранее подготовить пространство, убрать опасные предметы с пола. Важно обезопасить розетки заглушками, спрятать проводку.

Что делать, если малыш не ходит?

Если причина проблемы — нежелание ходить, она объясняется неготовностью организма к новому этапу, поэтому не подлежит корректировке. В случае, когда ребенок отстает физическим развитием, следует обратиться за помощью к специалисту.

В любом случае не стоит преждевременно паниковать до выяснения причин «отказа от ходьбы». Только врач может сказать, здоров Ваш малыш или нет, способен он к ходьбе, но лениться, или же у него имеется патология, мешающая полноценно развиваться.

О будущей правильной походке малыша надо позаботиться заранее, не дожидаясь первых самостоятельных шагов. Походка начинается с правильной своевременной опоры на ноги и правильного положения стопы. Сначала тренируем правильную опору ног при соприкосновении стоп ребенка с поверхностью пола или стола. Чуть позже нам потребуется для этого гимнастический мяч. Но сначала пошагаем с ребенком, лежащим на спине. Для этого возьмите его ноги в области голеностопных суставов, согните их в коленях и поставьте на стол, плотно прижимая подошвы стоп к поверхности стола. Теперь пошагайте по столу сначала на одном месте, затем переставляя ножки на несколько шагов вперед, потом вернитесь назад. Повторите упражнение 3-5 раз. Следите, чтобы при этом пальчики на ногах не поджимались, а стопы не косолапили.

Положите ребенка на мяче на живот, удерживайте его при этом в подмышечной области. Прокатите малыша на мяче на себя до соприкосновения его подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Вы должны добиться в этот момент выпрямления ног и удержания веса тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5 - 7 раз.

Упражнение «цапля». Выполняется при уверенной опоре на ноги. Тренировка стояния на одной ноге при поддержке ребенка в подмышечной области. Для этого возьмите малыша спиной к себе, поставьте его на стол или пол. Одной рукой обнимите его за талию, другой рукой возьмите голень ребенка и согните ногу в коленном суставе. Удерживайте ее в таком положении до 5-7 секунд. При этом ребенок должен удержать свой вес на одной опорной ноге, не сгибая ее. Повторите упражнение 2 - 3 раза для каждой ноги.

Упражнение «воздушный шаг». Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Только вы, удерживая свободную ногу, должны ей описать шаг в воздухе. Движение должно повторять шаг через воображаемое препятствие. Повторите его 3-5 раз и поменяйте опорную ногу.

Упражнение «ступенька» Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого нм понадобится прочная коробка высотой 6-7 см. Исходное положение как и в предыдущих упражнениях. Перед его ногами поставьте ступеньку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение еще 3-5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.

Если у ребенка хорошо получается вставать на одну ступеньку, сделайте ему для занятий лесенку из 2-3 ступенек. Для этого также можно использовать аналогичные прочные коробки (например, из под обуви), которые наверняка можете найти у себя дома. Сначала вы помогаете малышу подняться по лесенке путем поочередной перестановки его ног и переноса веса его тела на опорную ногу. Повторите упражнение 3-5 раз. Когда малыш запомнит необходимые движения предоставьте ему возможность переставлять ноги самостоятельно.

Упражнение «футбол». Для игры нам понадобится легкий пластиковый мячик диаметром 15-20 см. Держите малыша также как и в предыдущих упражнениях. Мячик положите перед ногами ребенка. Возьмите ногу ребенка в области голени, слегка ее согните и ударьте стопой по мячику. . Повторите упражнение 5-7 раз для каждой ноги. Затем предложить ребенку ударить по мячу самостоятельно. Если малыш не успел запомнить новое движение, необходимо повторить упражнение еще раз.

Начальная ходьба с поддержкой за подмышки. На первом этапе желательно переставлять ноги ребенка, контролируя своими руками правильную постановку стоп на поверхности стола, с умеренным прижатием стопы при опоре. Число повторений - произвольное. Как только вы увидите, что ребенок хорошо и правильно делает шаг, можно больше не контролировать его движения своими руками.

Во всех приведенных упражнения ребенок должен поддерживаться вами в подмышечной области. Освоив их, таким образом, переходим к упражнениям, в которых ребенок поддерживается вами за две руки. И ваши занятия теперь будут проходить на полу. Некоторые родители хотят научить ходить своего малыша преждевременно, не дожидаясь его готовности к этому. Для чего во время попыток пройти с ним подтягивают ребенка за поднятые вверх руки. При этом увеличивается риск получения травмы, обусловленный анатомо-физиологической особенностью плечевого сустава в этом возрасте. Готовность к ходьбе с поддержкой определяется умением ребенка удерживать свой вес и переносить его с одной ноги на другую. Поддержка за руки в первую очередь нужна для его равновесия, поэтому во время ходьбы руки ребенка не должны подниматься выше плечевого пояса. При тренировке ходьбы, руки ребенка должны находиться на уровне его груди.

Последнее обновление статьи: 05.04.2018 г.

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребёнка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается. Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

Детский психолог

Существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Сроки появления навыка

Первые шаги ребёнка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует;
  • рано. Если ребёнок пошёл в , то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения;
  • поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но в то же время развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение;
  • темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации;
  • генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы;
  • климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий;
  • боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей;
  • стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности;
  • заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
  • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
  • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
  • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
  • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Учим ребёнка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребёнка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.

Чтобы ребёнок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы;
  • перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела;
  • принятие сидячего положения. Примерно в 4 — 6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6 — 9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребёнка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Ребёнок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • с 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины;
  • как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе;
  • в 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить;
  • если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в ? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребёнка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Это набор ремней, внешне похожий на шлейку для собак. Вожжи применяются на этапе, когда кроха начинает самостоятельно двигаться, но плохо держит равновесие.

В такой ситуации приспособление помогает уберечь малыша от падений. Конечно, внешне поводок выглядит непривлекательно и вызывает неприятные ассоциации, но в некоторых случаях он оказывается лучшим решением.

Коляска-каталка

Это подобие тележки на 4 колесах с ручкой. Кроха держится за ручку и легонько толкает приспособление перед собой.

Каталка значительно удобнее детских колясок, поскольку она соответствует росту карапуза.

На определенном этапе развития такое приспособление помогает крохе двигаться без помощи родителей , сохраняя уверенность в себе и равновесие.

По этой причине лучше остановить свой выбор на вожжах и каталке . Они помогут сохранить равновесие и не приведут к деформации стоп или неправильной осанке.

Нужна ли обувь?

Первая обувь малыша – это спорный момент . Большинство ортопедов заявляют, что крохе для освоения ходьбы нужны сандалии с поддерживающим супинатором. По мнению врачей, эта обувь поможет избежать развития плоскостопия.

Американский ортопед С. Виклер проводил на эту тему исследование в течение нескольких лет. В итоге он заявил, что именно супинаторы негативно влияют на изгиб стопы. По мнению известного ортопеда, нужно выбирать только ту обувь, в которой кроха сможет пошевелить всеми пальчиками.

По возможности стоит вообще избегать обуви. Так, ребенок должен ходить дома босиком . Это способствует правильному развитию мускулатуры и закаливанию.

При желании можно надевать крохе носочки с прорезиненной подошвой. Они часто используются для профилактики плоскостопия.

Обеспечиваем безопасность

Жилище, в котором маленький ребенок учится ходить, должно быть максимально безопасным. Чтобы первые шаги принесли только радость, нужно критическим взглядом осмотреть все вокруг:


Программа Бэби Бум — Первые шаги.

Ребенка нужно поощрять к движению . Он должен ползать, ходить, опираясь на стулья, преодолевать различные преграды.

Не стоит бояться падений , это случается с каждым карапузом. Ребенок может немного поплакать, но затем он опять попытается встать на ноги.