Использование лего-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Использование «лего» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Логопедическое занятие с использованием лего

Дорошенко О.В.,

к.пед.н., доцент кафедры специального

дефектологического образования

НОУ ВПО «РосНОУ»,

учитель-логопед ГБОУ гимназия 1596

(дошкольное отделение 1889) ЗАО г. Москвы

Использование Lego-игр на логопедических занятиях

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников и показатель его психического и речевого развития, а также первый этап в знакомстве ребенка с Lego, без чего невозможно дальнейшее использование его в целях диагностики, коррекции, развития, обучения и воспитания.

Lego – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребенка и педагога. Так, на логопедических занятиях использование Lego помогает в развитии связной речи ребенка. Это выражается в формировании следующих речевых умений:

  • умение ребенка рассказывать о том, что он намерен построить (прогнозирующая функция) ;
  • умение рассказывать о том, как выполняется постройка (этапы планирования) ;
  • умение составить рассказ о том, что построено;
  • умение ребенка рассказывать о том, как он будет играть.

В процессе Lego-игры речевая активность ребенка может проявляться в различных вариантах: играет молча; активно пользуется речью при общении с другими детьми; сопровождает свои игровые действия речью.

С целью формирования умения рассказывать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой, логопеду необходимо действия детей постоянно сопровождать вопросами-заданиями:

  • Расскажи, что ты построил (простое распространенное предложение типа: Я построил дом );
  • Расскажи о своей постройке (рассказ-описание: что напоминает твоя постройка, какая она по цвету, форме, величине; из каких частей состоит и т.д.);
  • Расскажи, как ты ее строил (сложносочиненное предложение типа: Сначала я построил стены (квадрат), а потом крышу, потом окна, дверь и трубу) ;
  • Расскажи, как ты будешь с ней играть; что можно с твоей постройкой делать, для чего она нужна.

Литература:

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego. – М.: Владос, 2003. – 104 с.
  2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М: Академия, 2003. – С.425 – 438.

Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.

С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия. Создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС. ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия ЛЕГО. В каждой из возрастных групп есть различные виды ЛЕГО-конструкторов.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, я решила в коррекционной работе использовать наборы конструктора ЛЕГО.

Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

При использовании ЛЕГО-технологий в работе, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
  • При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
  • В работе с конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
  • Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся логопедическая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Мне хотелось бы рассказать об опыте применения ЛЕГО-технологий для развития и коррекции речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопедического пункта в МБДОУ “Ягодка”.

Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий в нашем ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи и логопедического пункта является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность моим детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.

Например, работа с детьми по теме “Мой дом” удивила своей результативностью. Дети, используя конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, создавали конструкцию дома, с отдельными комнатами, с мебелью.

Эмоциональная составляющая игры способствовала у них активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа в группе проводилась и по теме “Космос”, на логопедическом пункте - по теме “Животные жарких стран”.

Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

Вместе с детьми я участвую в создании конструкций, при этом происходит проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой.

Работая с конструктором, хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев? В твоём зоопарке много кого?).

Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. Например: игра “Волшебный зоопарк” где соединяется голова слона и туловище жирафа и получается слоножираф, левослон, зеброжираф).

Чаще всего я применяю ЛЕГО на подгрупповых занятиях по закреплению изучения определённой лексической темы, а так же на индивидуальных занятиях при работе над звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание “волшебных” ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок “проходит”, называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:

  • автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • продолжать закреплять пространственное значение предлогов: В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД;
  • закреплять умение образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
  • продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов;

Оборудование: конструктор ЛЕГО, схемы построек, лазерная указка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли наши друзья. Помни что в их именах есть звук [Р]. Давай вспомним их имена.
Ответы детей…
… предлагают нам отправиться в ЛЕГО-страну. Вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей…

  1. Сегодня нас ждет загадочный ЛЕГО-остров и волшебник который там живет. Как вы думаете, какой транспорт поможет нам добраться на остров? (детям предлагаются ЛЕГО-модели автомобиля, самолета и моторной лодки.)

Ответы-рассуждения детей…
Наша лодка не обычная у нее есть мотор. Как мы назовем лодку с мотором?
Ответы детей…моторная
Давайте заведем мотор и отправимся в путь…
Ррррр…

  1. А вот и наш ЛЕГО-остров, он очень маленький. Высадиться на него можно только с правой стороны. Причаливай нашу лодку к берегу.

Посмотри и назови, что ты видишь на острове (гора, пальмы, попугай, пират…)
Наши друзья узнали от волшебника-хранителя тайн, что на верхушке горы спрятан сундук с новыми ЛЕГО-деталями. Вы хотите узнать, что находиться в этом сундуке?
Ответы детей…

  1. Пират, живущий на острове, не хочет, чтобы мы забрали сокровища острова и хочет проверить нашу смекалку. Мы сможем подняться на гору только в том случае если построим лесенку из ЛЕГО-кирпичиков, используя предложенную схему.

Посчитайте сколько ступенек у нашей лестницы.
Дети считают: одна ступенька, две ступеньки…

  1. Подняться по лестнице мы сможет, если правильно произнесем слоговой ряд. ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ…
  1. Волшебник отдаст нам сундук с сокровищами, если мы правильно произнесем чистоговорки.

Ра-ра-ра - высокая гора.
Ру-ру-ру - мы поднялись на гору.
Ры-ры-ры - поиграли в ЛЕГО мы.
Ри-ри-ри - ты сокровища бери.
Итог.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь сундучок с новыми ЛЕГО-детальками по праву принадлежит вам. А это значит, что вы сможете продолжать фантазировать и конструировать в ЛЕГО-стране.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали, что видели и с кем познакомились? Какие задания пирата и волшебника были для вас сложными?
Ответы детей…
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Я уверена, что вы будете продолжать радовать нас своими новыми, удивительными постройками из конструктора ЛЕГО. Желаю вам успехов!

Ольга Куприянова
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР

Лексическая тема "ЛЕС"

Образовательные :

закрепление произношения звука Л;

закрепление артикуляционных укладов.

Коррекционные :

активизация речевой деятельности;

развитие пространственного ориентирования;

развитие лексико-грамматической стороны речи;

развитие связной речи;

развитие воздушной струи;

развитие мелкой моторики;

развитие слухового внимания;

развитие фонематического слуха;

развитие темпо-ритмической стороны речи и голоса;

развитие зрительной памяти.

Воспитательные :

вызывать и подкреплять положительные эмоции;

воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;

прививать эстетический вкус.

Материал : картинки животных, их жилищ, детенышей, леса, схемы построек, лего-дупло , зеркало, вертушки.

Ход Занятия

I. Приветствие. Предлагаем ребенку присесть на ковер, где есть коробка с конструктором лего и поиграть в него самостоятельно.

II. Сопровождение педагогом свободной игры, вопросы и помощь.

III.Организационный момент. Вводится персонаж лего-человечек .

Этого человечка зовут Лука. И сейчас мы вместе с ним отправимся в

путешествие в чудный лес. Там живут дикие животные.

1. Зимой беленький, а летом серенький, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?

Правильно. Это зайчик. Давай с тобой построим из ЛЕГО зайчика .

Очень любит он реветь, и зовут его - … «медведь» .Давай с тобой построим

ЛЕГО медведя . Аналогично выполняются другие постройки.

В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле сидит в тепле (Белка) .

Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (Ёж) .

2.- Какой заяц? (Заяц белый, пушистый, трусливый) .

Составь предложение о зайце.

Заяц живет в лесу. Заяц очень любит морковку.

Какой медведь? (Медведь бурый, косолапый) .

Медведь живет в лесу. Медведь любит мед. Медведь спит зимой в берлоге.

2. Какая белка? (Белка рыжая, пушистая, ловкая, трудолюбивая) .

Белка живет в лесу в дупле.

Белка любит орешки.

Какой ёж? (Ёж колючий) .

Ёж живет в лесу. Ёж любит грибы.

3. Игра «Один много» .

Один заяц, а много… (зайцев) .

Один медведь, а много (медведей)

Одна белка, а много… (белок)

Один ёж, а много… (ежей) .

Игра «Назови ласково» .

Заяц, а ласково… (зайчик) .

Медведь, а ласково… (медвежонок) .

Белка, а ласково… (белочка) .

Ёж, а ласково… (ёжик) .

Поиграем в семью.

Если папа заяц, то мама-зайчиха,а детеныш-зайчонок.

Папа медведь, мама – медведица,а детеныш – медвежонок.

Папа ёж, мама ежиха, детеныш – ежонок.

«Кто, где живет?» Ребенку предлагается самостоятельно назвать, кто из диких животных где живет, если он называет, то логопед показывает картинку и они вместе рассматривают ее.

4. Развитие связной речи – ребенку предлагается сказка, которую он должен пересказать, манипулируя с построенными героями - ребенку предлагается придумать рассказ либо про одного из героев, либо про лес, где все построенные на занятии герои живут .

6. Разговор человечка и зайца- повторение слогов с определенной интонацией.

Ла- ла- ла

7. Мимическая гимнастика. (меняем лицо человечку по просьбе педагога, радостное, грустное, злое, удивленное, испуганное и т. д.).

8. Я покажу тебе лицо человечка, а ты скажи- какая у него эмоция и повтори. Я называю тебе выражение лица (эмоцию, а ты мне найдешь лицо человечка с таким выражением и повторишь в зеркало. Веселое выражение лица- это когда улыбаются, покажи такое же лицо на лего человечке .

А как ты улыбаешься?

9. Выполняем с человечком артикуляционную гимнастику. Воздушная струя. Человечек задумался, что сильнее всех может дуть. Покажи,кто как будет дуть? Слабо- зайчик, белочка сильнее, и т. д.

IV. Рефлексия или завершение. Скажи, о чем мы сегодня говорили? Правильно, о лесе и его обитателях. Лес это наше богатство и его нужно ценить, беречь. Что делали? Что тебе понравилось? А что больше? Выражаем благодарность, хвалим и просим собрать конструктор в коробку .

Публикации по теме:

Использование лего-конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников Внедрение лего - конструирования в образовательный процесс старших дошкольников, является неотъемлемой и первостепенной задачей при планировании.

Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [л’]» Характеристика и артикуляция звука «Ль» 1. Звук «Ль». Согласный мягкий звук и обозначается квадратом зеленого цвета. - Д/и. «Поймать звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Цель: автоматизировать звук [р] в речи. Задачи: Коррекционно-образовательные упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Цель: постановка звука [Р]. Задачи: – формирование правильного.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР (с использованием ЦОР) ТЕМА: Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте с использованием мнемотаблиц. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мнемотаблица.